Мост ватерлоо (цикл картин)

Интересные факты

«Руанский собор» — один из самых знаменитых циклов в жанре импрессионизма. Клод Моне, считающийся основателем этого направления, создал эти картины, чтобы продемонстрировать влияние естественного освещения на внешний облик, атмосферу и общее впечатление, которое может произвести величественное готическое здание. Несколько интересных фактов о серии «Руанский собор»:

  1. Впервые картины были продемонстрированы на выставке в популярной галерее Дюран-Рюэля в 1895 г.
  2. За время создания полотен «Руанский собор» Клод Моне дважды приезжал в Париж из Живерни и снял 3 квартиры неподалеку от храма.
  3. Для цикла было создано около 40 набросков.
  4. Клод Моне одним из первых в Европе стал объединять картины в серии. Существует версия, что серия была вдохновлена графическими циклами японского живописца Хокусая.
  5. Сам «Руанский собор» послужил вдохновением для нескольких представителей абстракционизма – таких, как Кандинский и Малевич, чьи картины также отражали преимущество цвета над формой.
  6. Критики приняли картины, в целом, положительно, но некоторые все же упрекали автора за излишнюю техничность композиции.

Клод Моне продал 10 из 30 полотен еще до выставки, но остальные разделять не хотел. Тем не менее, после смерти автора они все же были раскуплены разными музеями по всей Европе.

Лучшие картины серии

Этой серией Клод Моне хотел показать отражение световых лучей на неподвижной поверхности здания. Свет заставляет Руанский собор переливаться разными оттенками, отражаясь от рельефных стен, вырисовывает узоры на камне. Картины подчеркивают готическую тонкость и остроту линий храма, а падающий под разным углом свет – его стремление ввысь. Руанский собор в каждом полотне изображен яркими красками. Даже тени картины Клод Моне показывает выразительными цветовыми пятнами.

Клод Моне изобразил на каждом из 30 полотен западный фасад знаменитой церкви – только угол зрения на Руанский собор слегка отклоняется на отдельных работах. Скорее всего, это эти небольшие различия не входили в первоначальные планы автора. Картины написаны с разных углов потому, что Клод Моне работал над полотнами «Руанский собор» из разных мест – на площади, на балконе и у окна нескольких квартир.

Биография автора

Оскар Клод Моне родом из Парижа, появился на свет художник осенью 1840 г. Он был сыном состоятельного бакалейщика. Когда художнику было около 5 лет, семья переселилась в Нормандию и поселилась в Гавре.

Первые шаги к новому художественному направлению Клод Моне сделал благодаря дружбе с Эженом Буденом – пейзажистом, познакомившим его с пленером. С тех пор Клод Моне писал в основном пейзажи при естественном освещении. Развитие его таланта было стремительным, но не обошлось без препятствий:

  1. В 1859 г. Клод Моне возвращается в Париж, где в студии бедных художников продолжает свои художественные эксперименты.
  2. В 1861 г. живописца забирают на военную службу, на фронт Алжира. Там он переболел тифом, после чего тетя выкупила его за 3 000 домой.
  3. После возвращения Клод Моне поступает в университет на художественный факультет, но вскоре уходит оттуда из-за неудовлетворенности методикой преподавания.
  4. Во второй половине 1860-х годов Клод Моне обосновался в Академии Глейра, где встречает других представителей модернистской школы живописи – Базилем, Ренуаром, Сислеем. Там они разрабатывают новый стиль – импрессионизм.

В 1870-х Клод Моне путешествует сначала по Англии, затем по Нидерландам. В это время художник достигает расцвета своего таланта, его картины становятся известны на всю Европу. В 1883 ему удалось осуществить давнюю мечту – приобрести небольшое поместье Живерни. Там он проживет всю оставшуюся жизнь, занимаясь живописью и заботой о саде. Иногда он выезжает, в большие города, чтобы писать с натуры – так были созданы картины «Руанский собор». Умер Клод Моне в Живерни, в 1926 г., похоронен на кладбище, пристроенном к церкви поместья.

Самые известные картины цикла «Руанский собор»

Картины цикла «Руанский собор» (создан около 1892-1894 гг.) нельзя разделить на более, или менее известные – все они равноценны и являются составными частями единой идеи

Художник создавал эти картины, чтобы доказать важность для изобразительного искусства такого фактора, как время. Клод Моне считал наиболее важным показать не сам Руанский собор, а изменения цветовых оттенков и освещения, которые он претерпевает в разное время суток и погодные условия

Туманная погода

Одна из первых работ цикла, написанная в 1892 г. На ней Руанский собор изображен в пасмурную погоду, причем угол зрения практически не отклонен от центра, хорошо виден главный вход, по углам можно заметить два шпиля. Клод Моне воссоздал храм на этом холсте в голубовато-серой гамме, синеватое небо сливается с сине-фиолетовым тоном шпилей. Жанр картины – пейзаж, размер — 70×48, находится она в Музее Орзе.

Солнечный свет

Эта работа, созданная в 1894 г., представляет Руанский собор в ярком солнечном свете – скорее всего, в полуденный час. На холсте Клод Моне играет на контрастах – лазурно-синее небо, песочно-бежевые стены и темно-коричневые тени в углублениях. Картина позволяет рассмотреть храм яснее, чем другие холсты серии. Здесь ярче всего видны и блики света, которые Клод Моне отразил на освещенных полуденными лучами башнях. Угол зрения развернут к солнечной стороне. Размер картины – 99,7×65,7. Хранится полотно в Метрополитене.

Башня Албан. Плохая погода

Одно из самых мрачных произведений серии «Руанский собор». Тяжелые тучи, сине-серая с фиолетовым оттенком гамма, преобладание темных тонов передают унылую, и даже угрожающую атмосферу храма в ненастье. Еще одна особенность картины – короткие мазки, не характерные для цикла в целом. Мрачность композиции усиливает стая черных птиц, пролетающая над башней. Размеры картины — 102×74. Выставляется она в Музее изящных искусств в том же городе, где была написана.

Руанский собор Утро. Гармония голубого

Точный год создания картины не установлен. На ней Клод Моне передал нежные оттенки золотисто-голубого, которыми переливается Руанский собор в рассветные часы. Светлые, жизнерадостные цвета картины делают ее одной из самых ярких в цикле. Полотно действительно отличается редкой гармонией и мягкостью цветовых переходов, на нем практически нет контрастов. Размеры холста «Руанский собор. Гармония голубого» — 91×63. Находится произведение в музее Орзе.

Гармония белого

Композиция этой картины, в отличие от большинства остальных из цикла, включает не только Руанский собор, но и часть соседнего здания – в нижнем левом углу. Написано произведение «Руанский собор. Гармония белого» в 1893 г. Сама церковь на полотне утопает в голубовато-сером тумане. Скорее всего, Клод Моне писал эту работу в сумерках. Из белесого сумрака вырывается только центральная часть храма и крыша с трубой на соседнем строении. Размер холста — 106×73., хранится полотно в музее Орзе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: