Знаменитые стога Моне
Однажды Клод со своей приемной дочерью от Алисы Гошеде пошел на луга, чтобы написать скошенные поля. На лугах стояли стога с сеном, погода резко сменилась, и окружающий пейзаж принял совершенно иные оттенки. Уже начавший писать Моне отправил девочку за новым холстом, чтобы нарисовать луг в других оттенках. Пока дочка вернулась, погода снова преобразила природу в её цветовой гамме.
Следующим утром Клод, снарядившись уже пятью холстами, направился на луг. В результате этих хождений и смены погоды получилась целая серия картин со стогами сена в разных цветовых интерпретациях. При написании этих полотен Моне использовал лиловый цвет, интересно играя им на холсте. Эта серия была продолжена живописцем год спустя.
Стога получились разные: и летние, и осенние, и даже с шапками снега. Самая известная из этой серии картина «Стога. Эффект дождя и солнца», написанная автором в 1891 году. На выставке эти картины вызывают приятные впечатления у ценителей искусств, ими восторгаются.
Клод Моне «Стога сена в конце лета. Утренний эффект», 1891 годМестонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция
Драматургия жизни и творчества
Следующее значимое полотно было создано Моне на пленэре, им стала картина высотой в два метра «Женщина в саду». Создание этой картины потребовало от автора некоторых физических усилий. Клод выкопал что-то вроде окопа, в котором можно было поднимать и опускать полотно, это нужно было художнику, чтобы поймать на холсте определенное освещение. Вопреки стараниям живописца, эту картину салонная комиссия по оценке не приняла.
На многих своих картинах Моне изображал женщин, а для этого нужны были натурщицы. С одной из них – той самой женщиной в зеленом Камиллой Донасье художник очень сблизился, она покорила сердце живописца и его кисть. Родственники Моне были против связи Клода с натурщицей.
Ему даже пришлось инсценировать разрыв отношений с любимой, которая осталась в Париже, вынашивая ребенка от Клода. Сам он для достоверности уехал летом 1867 года к родне в Сент-Андресс. Пребывание в курортном городке не прошло даром для художника, там он написал картину «Регата в Сент-Андресс».
Клод Моне «Регата в Сент-Адрессе», 1867 годМестонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
В том же году у Моне родился сын, которого они с Камиллой назвали Жаном. Художник спешно отправляется в Париж навестить свою неофициальную семью. Тогда же он напишет картину, посвященную любимой женщине и сыну «Колыбель. Камилла с сыном художника Жаном».
Художественный салон отказывался принимать картины Моне, семья начала испытывать финансовые трудности. Клоду пришлось брать деньги взаймы у друзей и знакомых. Очень помог в данной ситуации Годибер – владелец судов, который заказал художнику несколько картин.
Вопреки всему Клод женился на Камилле в 1870 году, он горячо любил эту красивую женщину. Медовый месяц семья провела в Трувиле – курортном городе в Нормандии. В этот город стекалось много ценителей искусств, особенно он был любим художниками, так как местные пейзажи всего более привлекали их.
Пребывание в Трувиле окажется очень плодотворным для Моне, там он напишет пять картин. Художник стал уходить всё более в свой стиль написания, сильно отдаляясь он классической академической манеры живописи. Салоны отвергали его картины, так как они были новы и непривычны для того времени, а следовательно, коммерчески не выгодны для салонных выставок.
Камилла Донасьё, натурщица, а впоследствии любимая жена Моне
Сюжет
«В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое, ведь на восходе освещение постоянно меняется. Его нужно писать сразу же, каждый оттенок. Сколько у меня было времени? Минут 10, не более. И я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки». Вот так было создано программное произведение, с которого и начался импрессионизм.
Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра. В этом городе Моне вырос и впервые осознал себя художником.
«Впечатление. Восходящее солнце», 1872. (wikipedia.org)
Каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима, утверждал Моне. Мы видим на полотне бесчисленное количество оттенков серого. Резкими мазками даны мачты и доки. И огненными тонами само солнце. Такие смелые размашистые мазки многим современникам казались неопрятными, даже грубоватыми. Немало было тех, кто посчитал полотно незавершенным этюдом. Посетители выставки, на которой картина была представлена, возмущались, заявляя, что даже обойная бумага смотрелась бы лучше.
Кстати, среди более поздних исследователей творчества Моне были те, кто называл картину эффектом Луны в тумане, полагая, что художник изобразил не восход, а закат. Чтобы развеять сомнения, американский исследователь, изучив фотографии и метеорологические данные, выяснил, что полотно могло быть написано только 13 ноября 1872 года в 7:35.
«Женщины в саду», 1866—1867. (wikipedia.org)
Известные картины Моне
Популярность Моне сегодня переоценить невозможно: по сей день он входит в число трех самых дорогих художников мира.
- Одна из наиболее известных и ранних работ Клода Моне – картина «Женщины в саду», созданная в 1866 г. Для написания её он вырыл траншею, чтобы удачнее выбрать ракурс, правильно установить мольберт и встать самому. Сюжет картины прост: четыре молодые дамы прогуливаются по летнему саду, собирая цветы и мило беседуя. Одна из них – молодая натурщица Камилла Донсье – в дальнейшем стала женой Моне.
-
1866 год стал также временем написания картины «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево». Объектом изображения стала молодая девушка, приемная дочь Моне Сюзанна. Художник смотрит на натурщицу снизу вверх, захватывая, помимо фигуры девушки, траву и цветы крупным планом и большой кусок неба. Один из главных героев картины – ветер, который управляет движением объектов, создавая ощущение энергии и движения сюжета.
- Картина «Водяные лилии» 1905 г. после её покупки неизвестным любителем живописи была скрыта от посторонних глаз более 70 лет. На ней изображены пруд, лилии в нем и отражающиеся в глади воды облака. Считается, что этот сюжет художник срисовал с водоема в Живерни. Этому полотну суждено было стать самым дорогим на лондонских торгах: его оценили в 54 миллиона долларов.
- «Маннпорт» (1883 год) сейчас находится в Нью-Йорке, в музее Метрополитен. Объект изображения для этой картины – скалы Нормандии. В эту страну Моне часто ездил, создав более 60 картин о её могучей и суровой природе.
- На картине «Дама с зонтиком» (1886 г.) изображена жена Моне Камилла Донсье. Полотно относят к раннему периоду творчества: линии размыты и неточны, основной акцент сделан на красках и ощущениях самого художника.
-
Знаменитое полотно, давшее имя всему направлению «импрессионизма» — «Впечатление. Восход солнца» редко кого оставляет равнодушным. Порт Гавр, раннее утро, лодки на глади воды, еле заметные в утреннем тумане, мрачные и темные краски с контрастирующим на их фоне ярким солнцем – картина была создана, чтобы перевернуть представление о технике и назначении живописи. Однако первые зрители отнеслись к новаторству прохладно, не оценив её скрытой силы и перспектив.
- Интересна, с точки зрения создания сюжета, картина «Завтрак на траве» 1866 года. Сам стиль полотна не свойственен импрессионистической манере письма Моне. Это картина перехода, поиска себя. Идейным вдохновителем стал Эдуард Мане (не стоит путать эти разные произведения искусства), которые создал несколькими годами ранее одноименную картину. Она вызвала бурную реакцию и скандал из-за реалистично изображенных на ней обнаженных женщин. Клода Моне эта картина привела в восторг. Он решил повторить успех этого полотна и эпатировать публику. На данный момент то, что мы видим на картине, – это одна из трех частей огромного полотна, который так и остался незавершенным, хотя был выставлен на Парижском салоне.
- «Кувшинки» 1916 года – продолжение темы воды и водяных линий в творчестве Моне и часть серии водяных пейзажей. В ней интересно композиционное решение: сюжет как будто выхвачен из огромной, бескрайней картины. Художник обрезал крупные центральные цветы, чтобы показать бесконечность природного пространства. Благодаря ярким краскам и необычной композиции, казалось бы, обычный пруд завораживает зрителя.
-
«Терраса в Сент-Адресс» – одно из ранних творений художника, созданных в 1867 г. На картине изображена летняя терраса с сидящими в креслах мужчинами и девушкой, которая стоит у перил вместе со своим спутником. Строгие линии, отсутствие размытости и композиционное решение не свойственны манере импрессионизма.
- «Поле маков у Аржантея» 1873 г.. Герои картины – сын и жена художника. Они пробираются сквозь высокую траву и яркие красные маки. На заднем плане видны фигуры еще двоих, а также маленький белый дом вдалеке.
Искусствоведы пришли к выводу, что в последние годы своей жизни художник выходит за рамки импрессионизма, предвосхищая дальнейшие изменения в живописи и очерчивая перспективы. Войдя в историю мировой живописи и обретя множество сторонников и последователей, картины Моне, с названиями и кратким описанием которых мы ознакомились, остаются не только в памяти зрителей, но и в их сердце, вызывая настоящие чувства и некую тоску по уходящей и сиюминутной красоте этого мира.
Водяные лилии (1914–1917)
В конце 1890-х годов Клод Моне приобрёл в Живерни земельный участок, на котором разбил прекрасный сад. Водный канал, который, впоследствии, превратился в цветущую восхитительную водную феерию стал центром и сердцем парка. Позже над водной гладью вознёсся ажурный арочный мостик в японском стиле. Здесь Моне написал свою самую грандиозную, восхитительную, знаменитую и потрясающую серию картин, изображающую водяные лилии, кувшинки и японский мостик. Сначала возникла серия с кувшинками, часть которой с успехом была выставлена в 1909 году, затем появился мостик и серия «Лилии». Свой сад Моне писал до самой смерти, будучи практически слепым.
Одна из самых замечательных работ называется «Водяные лилии». Освещённый солнцем и покрытый лёгкой рябью пруд зарос водяными лилиями, которые светятся в лучах солнца всевозможными радужными оттенками. Над прудом склонились плакучие ивы, которые отражаются в воде. Картина имеет необычный ракурс — в ней нет горизонта, лишь только водная гладь и жемчуг лилий. Это полотно отображает мгновенное впечатление от чудного пейзажа и состояния природы.
7
Рождение самобытного художника
У Эжена Будена юный Клод обучился навыкам рисования природы на пленэре. Первой картиной Моне можно считать написанный им в 17 лет «Вид на Рюэль». Она даже выставлялась в 1858 году в Гавре. В 1859 году молодой художник уезжает на свою малую родину в Париж. Там он посещает всевозможные художественные выставки и галереи, чтобы больше узнать о живописцах и их стилях. Так как денег у юноши мало, он пишет картины в студии для бедных художников.
Клода призвали в армию в 1861 году и направили в кавалерийскую часть, которая находилась в Алжире. На военной службе Моне пробыл недолго, он заразился тифом и через два года, вместо положенных семи, был уже дома. К тому же, его тетушка, очень любившая племянника, откупила его от военной обязанности, поэтому в армию молодой человек больше не вернулся. Он поступил в университет на факультет искусств, чтобы в скором времени разочароваться в образовательном процессе, который проходил в вузе.
Шарль Лулье «Портрет Клода Моне в армейской униформе», 1861 или 1862 годыМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Подход к обучению живописи, который Моне видел в университете, ему совершенно не пришелся по вкусу, поэтому Клод сменил место обучения на студию Шарля Глейра. В этом месте встретились будущие французские импрессионисты: Ренуар, который напишет портрет Моне, Сислей и Базиль. Вот как описываются занятия в студии Шарля Глейра (отрывок из книги «Клод Моне» серии «Великие художники мира», составитель А. А. Бобкова):
После занятий в студии Глейра появились первые серьезные работы Клода Моне – «Завтрак на траве» и портрет Камиллы Донасье, который был назван «Дама в зеленом». Что интересно, коллега Клода живописец Эдуард Мане в одно с ним время, только немного раньше, написал картину с похожим названием «Завтрак на природе».
Клод Моне «Дама в зелёном», 1866 годМестонахождение: Картинная галерея, Бремен, Германия
Почти однофамилицы написали почти одинаковые картины, только вот их содержание разительно отличалось друг от друга, хотя тема оставалась одна – завтрак на лоне природы, можно сказать, пикник. Немного о картине Эдуарда Мане из книги серии «Великие художники мира»:
В 1866 году в художественном салоне состоялась выставка картин. Моне выставил свою «Даму в зеленом». Поначалу должен был выставляться «Завтрак на траве», но Клод просто не успел дописать полотно к началу выставки.
Картина же эта достаточно живописна и оригинальна по технике, хоть и имеет простую композицию. Тем не менее, Камилла Донасье принесла своему автору известность. «Завтрак на траве» Моне пришлось продать, так как финансовое положение у него было на тот момент не самое лучшее.
Клод Моне «Завтрак на траве», 1866 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия
Импрессионизм
В 1872 г. Клод Моне создал знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце». Именно данная работа предопределила как название группы импрессионистов, так и отдельное художественное направление. Полотно было представлено на первой импрессионистской выставке в 1874 г.
Авторитетный критик Луи Леруа отозвался о выставке следующем образом: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества». Импрессионизм, как таковой, сделал настоящий переворот в мировой живописи. Ощущать сиюминутность происходящего и представлять его на холсте – задача, к которой стремились последователи этого жанра.
Клод Моне создал собственный сад
Наряду с товарищами, Моне стал родоначальником импрессионизма
Важно отметить, что он являлся сторонником пленэра, то есть создавал полотна не в помещении, а на природе, которая служила основой постижения натуры в ее естественном освещении
Как правило, Клод прибегал с размашистым пастозным мазкам, отказываясь от смешанных оттенков. В последующие годы биографии он оттачивал свою технику, экспериментировал со светотенью и исследовал воздействие на цвет окружающих оттенков.
В начале 1880-х годов Моне познакомился с Дюраном Рюэлем, который предложил ему сотрудничество. Рюэль начал регулярно покупать и продавать картины Клода, благодаря чему художник смог значительно поправить свое финансовое положение.
Отдельного внимания в творческой биографии Клода Моне заслуживают кувшинки. Его серия «Кувшинки» насчитывала порядка 250 картин, изображающих эти растения в различных ракурсах и цветовой гамме. Данная тематика увлекала его последние 30 лет жизни.
Кроме этого Моне имел слабость к лилиям. Проживая долгие годы в Живерни, он создал пруд в японском стиле. Мастер самостоятельно занимался дизайном сада, соорудив мостик и разводя на поверхности водоема кувшинки и лилии. Он очень серьезно подходил к композиции, вследствие чего заказывал семена растений с разных стран мира.
В преклонном возрасте Клод постоянно писал картины в собственном саду, стараясь приблизиться к идеалу в отношении передачи красоты окружающей природы на полотно. Параллельно он писал по несколько работ, стремясь запечатлеть переменчивое освещение.
Трудясь над одним произведением около часа Моне переходил к другому, что было связано с изменением естественного освещения. Мир водной глади с цветами становится его единственной стихией в поздних работах. Тема с водяными лилиями, всецело поглотила мастера.
Интересен факт, что один и тот же пейзаж Клод Моне писал в разных вариациях свыше 200 раз! К слову, в 2015 г. его работа «Водяные лилии» была продана за $54 млн. Созданный им сад в Живерни существует и сегодня, куда ежедневно стекаются сотни поклонников его творчества.
НОВАЯ ТЕХНИКА
Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи
Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен»
Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.
Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на муравьев фигурках людей, которых мы видим на картине Моне «Бульвар Капуцинок» (1873).