Биография Константина Савицкого
Константин Аполлонович Савицкий
Константин Аполлонович родился в 1844 года в городе Таганроге (в дачном местечке Франковка), в семье военного врача.
Детство и юность будущего художника прошли в Таганроге. Много лет спустя Константин Аполлонович писал:
Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество.
Рисовать мальчик начал рано. Семья выезжала на берег моря или в Приазовские степи, и маленький Костя с увлечением делал зарисовки с натуры. Да и в Таганрогской классической мужской гимназии его любимым уроком было рисование.
Когда Константин перешел в пятый класс гимназии в его семье случилась страшная трагедия: один за одним, неожиданно, умерли родители. Подростка забрал к себе дядя, который жил в Латвии. Так Константин оказался в частном пансионе при Лифляндской дворянской гимназии.
В 1862 году, после окончания гимназии, Константин Савицкий прибыл в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств, в класс исторической живописи. Его учителями стали А.Т Марков, Ф.А. Бруни, П.П. Чистяков.
Очень скоро Константин становится одним из лучших учеников академии, получает (за свои работы) шесть серебряных и одну золотую медаль.
В 1871 году был отправлен академией за границу, много путешествовал по Европе и, в конце концов, обосновался в Париже. В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже.
В феврале 1875 года, после трагической гибели жены, вернулся в Россию и поселился в Динабурге. Именно там были созданы самые известные картины художника: «Встреча иконы», «На войну» и некоторые другие.
С 1878 года – член Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1883 по 1889 годы Константин Аполлонович Савицкий живет в Петербурге, преподает в Центральном техническом училище технического рисования.
На войну
В 1894 году художник переезжает в Москву и становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1894 году Савицкому присваивают звание действительного члена Императорской Академии живописи, а в 1897 – академика.
В 1890 году в Париже был застрелен польским националистом генерал-лейтенант Селиверстов, который завещал городской казне города Пензы 300 тысяч рублей и коллекцию картин, с условием организации в городе художественной школы, которая должна носить имя наследодателя.
На деньги Селиверстова в Пензе была построена художественная галерея и художественное училище. В 1898 году Константин Аполлонович Савицкий был назначен первым директором художественной школы и картинной галереи. Савицкий разработал свою программу обучения и эта программа оказалась настолько успешной, что лучшие ученики художественной школы зачислялись в Императорскую Академию художеств без вступительных экзаменов.
Мечты
Умер Константин Аполлонович в январе 1905 года, на посту директора своей любимой школы.
И прежде чем пригласить вас в картинную галерею я просто обязан вспомнить ещё одного Савицкого – сына художника, который пойдет по стопам отца и станет Академиком художеств СССР.
О творчестве Георгия Константиновича Савицкого я обязательно расскажу на страницах этого сайта.
«Встреча иконы»
Эта картина считается одним из самых лучших полотен Савицкого и заслуженно находится в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи. По своим размерам – 141 на 228 см – картина считается небольшой, но по количеству задействованных в ней персонажей «Встреча с иконой» – глобальное полотно, на котором изображен единый герой – простой народ.
Знаменитый критик того времени Владимир Васильевич Стасов о картине писал так: «Господин Савицкий нежданно-негаданно привез на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы».
С большой симпатией на полотне изображены крестьяне, принарядившиеся и с радостью и надеждой спешащие на встречу с чудотворной иконой. Совсем иные чувства, по мнению критиков, испытывал художник, выписывая образы священнослужителей. Лицо приехавшего в деревню протопопа бесцветно, глаза тусклы, нос красного цвета. А отвернувшийся в сторону дьячок и вовсе занят непотребным делом – нюхает табак. Поговаривали, что таким образом художник «отплатил» динабургским священнослужителям.
Старики и старухи, мужчины, женщины, дети…Некоторые молятся с верой в чудо, другие – сдержанно, иные просто стоят в безмолвии и безнадеге. «В картине… сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы…», — писал Стасов.
Рекомендации
- .
- Доминик Ларедо, « Ницца в Санкт — Петербурге: Serge фон Derwies Галерея: неопубликованной каталог коллекции Von Derwies (1904) ,» Русский журнал , п о 37,2011 г., стр. 150 ( DOI , www.persee.fr/doc/russe_1161-0557_2011_num_37_1_2473, по состоянию на 8 мая 2020 г. ).
- (ru) Киричек М. (Киричек М. С.), « родился во Франковке, а точнее в Бароновке (Родился на Франковке, точнее, на Бароновке …) » , 11 февраля , Таганрог, МУП «Редакция газеты» Таганрогская правда «»,1995 г., стр. 7
- Андрей Лебедев, Амбулаторные; общество передвижных художественных выставок , Ленинград, художественное издательство,1982 г., стр. 81-83
- (ru) Веретенников В. (Веретенников В.), « Савицкий в Динабурге (Художник Савицкий в Динабурге) » , , ХРОНОС — всемирнания инемирнаня инстожник в Динабурге) , , ХРОНОС — всемирнания инемирнания20 января 2000 г.
- (ru) , Pnzea News (Информационное агентство «PenzaNews») (по состоянию на 27 сентября 2013 г. )
- (рус) » Два автора А утром в сосновом лесу (Два автора одной картины» Утро в сосновом лесу «) » , 13 июня , Дом искусств,2012 г.
Неисповедимы пути Господни
На долгих четыре года художника привела в наш город личная трагедия: в 1875 году его первая жена из-за необоснованной ревности покончила жизнь самоубийством, а на Русско-турецкой войне был убит муж его сестры. Константин Аполлонович остался практически единственным кормильцем вдовы и двух маленьких племянников. Срочно нужны были деньги, и Савицкий соглашается написать несколько икон для одного из динабургских храмов. Сохранилось письмо Василия Максимова к дочери, в котором художник-передвижник так описал ситуацию с динабургским заказом: «Тетушка из Динабурга рассказала, как Савицкий взялся писать образа и написал портреты хорошеньких женщин, своих родственниц, да так похоже, что никто не хотел молиться на их изображения. Кончилось тем, что отдали другому мастеру переписать образа».
Жил Савицкий в Динабурге на улице Жандармской (ныне улица Райня), в доме Козлова. Кстати, неудачный опыт написания икон для художника закончился вполне успешно. Савицкий написал знаменитую «Встречу иконы», которую сразу же приобрел для своей галереи Третьяков.
Работает
- 1860: Группа людей прощается , картон, масло, Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
- 1868: Портрет уличного музыканта , холст, масло, 107 см X 80 см.
- 1872: У окна или Дети с цыплятами , гуашью, акварелью и карандашом, 24,5 см X 33,7 см
- 1874: Охотник , холст, масло, 97,5 см X 153,7 см
- 1874: Ремонтные работы на железнодорожной линии , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1875: Море в Нормандии или Рыбаки в опасности , холст, масло
- 1876; Путешественники в Оверни , холст, масло, Русский музей в Санкт-Петербурге
- 1876: русская крестьянка на опушке леса
- 1878: Осень в лесу , холст, масло
- 1878: Вручение иконы , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1879: Мечты
- 1880: юная белорусская девушка
- 1883: Подозреваемые , холст, масло, Русский музей в Санкт-Петербурге
- 1883: Беглецы , картон, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1884: Рабочий
- 1885: Отпевание на кладбище девятого дня , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1886: Крестьянин , картон, карандаш, 21,27 см X 12,7 см.
- 1888: На войне , холст, масло, Русский музей в Санкт-Петербурге
- 1890: Домашняя сцена
- 1892: На окраине села
- 1893: Первый шлейф , картон, гуашь, Нижегородский музей изобразительных искусств.
- 1895: В ожидании приговора , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1897: Монах , холст, масло.
- 1902: На мельнице
- 1902: Автопортрет
- 1903: Быстрый спуск , холст, масло.
Для нижеследующих названий работ даты не найдены.
- На вершине острова , холст, масло, 70 см X 176,5 см , Третьяковская галерея в Москве.
- В деревне
- Перед трибуналом
- Дети дома
- Беглецы в Сибири
- Зима в лесу , холст, масло, 37 см X 26 см
- Ведьма
- Поле
- Мертвая лошадь
- Отец
- Прихожая
- Деревня Косино . Эта деревня находится в Польше.
- Нищий
- Натюрморт с мальвами , холст, масло, 101,95 см X 85,72 см
- Крестьянин
- Крестьянка с корзиной, в лесу
- Портрет Е.К. Савицкого
- Портрет жены художника и их сына Жоржа
- Портрет Николая Карловича Грандковского , Третьяковская галерея в Москве
- Плачущий солдат , Русский музей в Санкт-Петербурге
- Больная лошадь
Примечания[править | править код]
- ↑ 123456Кондаков С. Н. Савицкій, Константинъ Аполлоновичъ // Список русских художников. К юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств = Списокъ русскихъ художниковъ. Къ юбилейному справочнику Императорской Академіи Художествъ. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 173—174. — 459 с.
- стипендиат Императора Александра II
- ↑ 12Рогинская Ф. Г. Список членов Товарищества передвижных художественных выставок // Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 429 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-87685-054-3.
- Савицкий, Константин Аполлонович // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — С. 483. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
- Киричек М. С. Родился на Франковке, точнее, на Бароновке… (рус.) // «Таганрогская правда» : газета. — Таганрог: МУП «Редакция газеты „Таганрогская правда“», 1995. — Вып. от 11 февраля. — С. 7.
- Алексеев В. Константин Савицкий «Крутой спуск» (рус.) // krugozor.org. Архивировано 24 апреля 2013 года.
- ↑ 123Булгаков Ф. И. Савицкій, Константинъ Аполлоновичъ // Наши художники. Живописцы, скульпторы, мозаичисты, гравёры и медальеры на Академических выставках последнего 25-летия. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1890. — Т. 2: (Л—Я). — С. 136. — 298 с.
- ↑ 12Веретенников В. Художник Савицкий в Динабурге (рус.) // ХРОНОС – всемирная история в интернете : портал.
- Дементьева Оксана. Константин Савицкий: «Некрасов в живописи» (рус.) // Час : газета. — Рига, 2010. — Вып. от 4 июня. — ISSN 1407-6640. (недоступная ссылка)
- Иванчикова О. А., Сазонов В. П. Савицкий, Константин Аполлонович // Пензенская энциклопедия / Гл. ред. К. Д. Вишневский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 759 с. — ISBN 5-85270-234-X. Архивная копия от 2 ноября 2012 на Wayback Machine
- Колпакиди А. И., Серяков М. Л. Селивёрстов Николай Дмитриевич (1830 г., Симбирская губ. — 17 октября 1890 г., Париж) // Щит и меч. Руководители органов государственной безопасности московской Руси, Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Энциклопедический справочник. — М.; СПб.: Олма-пресс: Нева, 2002. — 736 с. — ISBN 5765414974.
- Фатыхова А., Шишлов С. К 100-летию Пензенской областной картинной галереи (рус.) // Пензенский временник любителей старины : журнал. — Пенза, 1992. — № 4. — С. 31—32.
- ↑ 123Димаков Д. Венок Савицкому (рус.) // Пензенский временник любителей старины : журнал. — Пенза, 1992. — № 4. — С. 24—26.
- Грандковский Н. К. и Коровин П. И. Коллективное заявление в Московское общество любителей художеств о назначении пенсии Савицкой Валерии Ипполитовне, жене Савицкого Константина Апполоновича // РГАЛИ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 1251. 3 л.
- Каминская М. Шишкин, мишки, Таганрог. Константин Савицкий является автором медведей на работе И. Шишкина «Утро в сосновом бору» (рус.) // Наше время : газета. — Ростов-н/Д, 2007. — Вып. от 26 января. — С. 13.
- Шишкин Иван Иванович. Утро в сосновом лесу (рус.). — М.: Государственная Третьяковская галерея. Архивировано 9 марта 2016 года.
- Два автора одной картины «Утро в сосновом лесу» (рус.) // House of Art. — 2012. — Вып. от 13 июня.
- Савицкого улица (1950) (рус.). городской краеведческий портал «Солнечный город Пенза». Дата обращения 27 сентября 2013. (недоступная ссылка)
- ГУК «Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого» (рус.). Художественные музеи и картинные галереи России . Отдел художественных музеев России Государственного Русского Музея. Дата обращения 27 сентября 2013. (недоступная ссылка)
- Пензенское художественное училище К. А. Савицкого (рус.). Информационное агентство «PenzaNews». Дата обращения 27 сентября 2013.
- В Пензе установлен памятник живописцу Константину Савицкому (рус.). Информационное агентство «PenzaNews» (31 октября 2011). Дата обращения 27 сентября 2013.
Известные произведения Савицкого Константина Аполлоновича
Картина «Ремонтные работы на железной дороге» выполнена в 1874 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Пожалуй, картину эту можно сравнить с известным произведением И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Обе эти вещи рассказывают о тяготах того времени.
Большая группа рабочих с огромными тачками движется в разных направлениях. Они везут песок. Композиция спланирована таким образом, что рабочие движутся снизу прямо на зрителя, который видит их колоссальное напряжение. Груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести, на переднем плане. Каждый рабочий перед зрителем отдельно, тут и отчаянный юношу, и богатырски сложенный, но также прилагающий неимоверные усилия рабочий, пожилой рабочий не может вытянуть свою тачку, один из рабочих обессилив повис в лямке. С обеих сторон преградой возвышаются насыпи железнодорожного полотна.
И только вдали виднеется перелесок, зелёная трава и голубое небо, но выход в ту сторону преграждает резко очерченная фигура десятника с палкой в руке.
Колорит и композиция картины усиливают идейный смысл произведения.
Картина «На войну» выполнена в 1888 году, находится в Русском музее. Савицкий создал множество картин-эпопей, наполненный драматическими событиями и тяготами русского народа. Влияние на выбор жанра Савицкого оказал его друг и наставник И.Н. Крамской. Русский художник создавал произведения, сложные по композиции.
Предшествующим событием к произведению стала русско-турецкая война 1877-1878 годов. Первый вариант картины, оконченный живописцем в 1880 году, на протяжении десяти лет работал над ним художник, дошёл до нас во фрагментах. В последующие восемь лет был выполнен второй вариант картины.
Перед зрителем сцена проводов на войну, трактованных как народное горе. На лицах крестьян безысходность. На полотне солдаты и провожающие их близкие в минуту расставания. Композиция построена так, что в группах изображённых людей нет определённого центра, все они взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая целостный сюжет.