Рёйсдал Саломон ван
Рёйсдал (Ruysdael, Ruijsdael) Саломон ван (1600 или 1603, Нарден, Северная Голландия, — похоронен 3.11.1670 в Харлеме), голландский живописец-пейзажист. В раннем творчестве был близок Э. ван де Велде. В 1630-х гг., подобно Я. ван Гойену, писал серебристо-серые по тону пейзажи с высоким облачным небом. В пейзажах зрелого периода (с 1640-х гг.), изображающих равнины, реки с городами на их берегах, сельские местности с домами, виднеющимися сквозь деревья, использует более разнообразную гамму, построенную на сочетании коричневых, красновато-жёлтых и зелёных тонов.
Лит.: Stechow W., Salomon van Ruysdael, В. ,1938.
С. Ван Рёйсдал. «Переправа на пароме». 1651. Эрмитаж. Ленинград.
описание
Работа имеет размеры 84 × 95 см и выполнена в технике живописи маслом на холсте . Рейсдал подписал его своим именем на могильной плите с овалом внизу слева.
Перед небом с драматическим образованием облаков отступающего дождя с радугой, выходящей из картины слева, руины, возможно, священного здания с высокими окнами пещер возвышаются среди горного пейзажа с кустами. Перед ним находятся гробницы из разных видов камня, таких как белый мрамор, черный гранит и красноватый песчаник. На вертикальной каменной плите из белого мрамора под центром картины видны иероглифы, напоминающие надписи на иврите. На правом краю картины — мертвое дерево, наклоненное влево, его двойник на берегу ручья присутствует только в виде пня. Ручей с небольшим водопадом течет с левого фона на правый нижний на передний план.
Убегающие дождевые облака снова открывают небо с точки зрения смотрящего, так что солнце может освещать передние части изображения и, таким образом, создавать драматические световые эффекты.
На заднем плане возвышается заброшенное здание, образцом для которого ван Рейсдал служил руины монастыря Эгмонд близ Алкмара . Саркофаги на переднем плане он взял с настоящих моделей старого еврейского захоронения Бейт-Хаим в Аудеркерке . Это кладбище существует до сих пор, и гробницы, хотя и частично затонувшие и поврежденные, могут принадлежать определенным людям. Яркий саркофаг под центром картины с призматической насадкой и поврежденной пластиной принадлежит доктору Элиаху Монтальто, родом из Португалии, умершему в Ливорно в 1616 году, который первоначально был личным врачом Фердинандо I Медичи и позже Марии Медичи . Справа от него находится могила амстердамского раввина ( Хахама ) Исаака Узиэля , который служил с 1617 года до своей смерти в 1622 году. Справа внизу от мертвой березы находится могила Исраэля Авраама Мендеса , умершего в 1627 году, а слева — черная могила с полуколонной работы Мельхиора Франко Мендеса на ней.
Индивидуальные доказательства
- ↑ Информация: ссылка на архив вставлена автоматически и еще не проверена. Пожалуйста, проверьте исходную и архивную ссылку в соответствии с инструкциями, а затем удалите это уведомление.
- Сеймур Слайв: Якоб ван Рейсдал — мастер пейзажа. Издательство Йельского университета, 2006 г., стр. 201 f.
- Сеймур Слайв: Якоб ван Рейсдал — мастер пейзажа . Yale University Press, 2006. ISBN 1-903973-74-0 , стр. 84 и далее.
- Майкл К. Пломп: Голландские рисунки в музее Тейлера . Том 2, Харлем 1997 г., стр. 361
- Мартина Ситт, П. Бисбоер, Карстен Мюллер (ред.): Якоб ван Рейсдал. Ландшафтная революция. Waanders / Hamburger Kunsthalle, Зволле / Гамбург 2002, ISBN 90-400-9606-6 , стр. 122
- Информация: ссылка на архив вставлена автоматически и еще не проверена. Пожалуйста, проверьте исходную и архивную ссылку в соответствии с инструкциями, а затем удалите это уведомление.
- Произведения Гете. Полное издание в последней руке. 39-й том. JG Cotta 1831, стр. 270 и далее.
- Жан Жозеф Тайяссон: Наблюдения за quelques grand Peintres и т. Д. Париж в 1807 г., OCLC .
- Сеймур Слайв: Якоб ван Рейсдал — мастер пейзажа. Издательство Йельского университета, 2006 г., стр. 87.
- Мартина Ситт, П. Бисбоер, Карстен Мюллер (ред.): Якоб ван Рейсдал. Ландшафтная революция. Waanders / Hamburger Kunsthalle, Зволле / Гамбург 2002, стр. 122
- Конрад Клафек в: ZEIT-Museum der 100 Bilder . Под редакцией Фрица Дж. Раддаца. Insel Verlag Франкфурт-на-Майне 1989, ISBN 3-458-32913-7 , стр. 344 и далее.
Якоб Исаакс ван Рёйсдал. Хирургия живописи
С хирургической точностью живописец изображал водопады, которых никогда не видел. Изучал ли Якоб Исаакс ван Рёйсдал (Jacob Isaakszoon van Ruysdael, 1628/1629 – 10 марта 1682) медицину и имел ли, как утверждают архивы, докторскую степень, искусствоведы спорят по сей день. В любом случае эта профессия никак не отразилась на его работах, где человеку отводилась лишь эпизодическая роль.
О том, что художник проводил операции, свидетельствует историк искусства Арнольд Хоубракен. Но это не единственный открытый вопрос в биографии живописца. Не подлежит сомнению лишь тот факт, что внутренний мир природы он “препарировал” виртуозно.
Якоб появился на свет в Харлеме, в семье художника. Его дядя и брат также были пейзажистами, а вот кто была мать — доподлинно неизвестно. Имя первой жены отца не сохранилось, а со второй он заключил брак 12 ноября 1628 года. Когда юноше было 14 лет, отец женился в третий раз. С мачехой отношения у будущего живописца, видимо, не сложились. Когда в 1672 году она скончалась, денег на похороны Якоб не дал и ее похоронили на кладбище для бедняков.
До наших дней сохранилось около 450-ти полотен мастера. Большую их часть составляют пейзажи Голландии. В поисках натуры автор добирался не дальше Германии. В Норвегии же пейзажисту побывать не довелось, но на более 150-ти его картинах изображены норвежские водопады.
Работы Рёйсдала отличает глубокое погружение в явления природы и мрачное, подчас зловещее их воплощение на холсте. Эта особенность — переносить свое душевное состояние на полотно — способствовала тому, что художник стал основоположником нового направления, которое получило название пейзаж настроения. Люди на его полотнах появлялись лишь в качестве стаффажа — украшения пейзажа фигурами, что было характерным приемом для живописи XVI—XVII веков. Но такое оживление композиции было, скорее, данью традиции, чем необходимостью, поскольку энергия в картинах Якоба ван Рёйсдала и без того вырывалась наружу, а человеческие фигуры лишь усиливали ощущение беспомощности перед стихией.
К таким работам относятся и морские пейзажи, которые наряду с изображениями лесных и горных ландшафтов принесли художнику славу самого разностороннего голландского пейзажиста XVII века.
На картине «Корабли в штормовых морях» (Ships in stormy seas, 1655), как и на большинстве работ, небо занимает две трети холста. Рваные волны пляшут в каком-то дьявольском танце. Стихия вот-вот поглотит маленькие фигурки, кажется, что они обречены, но просвет в суровых небесах дает надежду на спасение. Данное полотно — одно из немногих, где возможен счастливый финал, в то время как большинство других символизируют отчаяние и безысходность. Увядание и неотвратимость гибели подчеркивают символы безжалостного и быстро текущего времени — руины замков, заброшенные хижины, болота, поваленные деревья.
Голландские художники нередко изображали на своих полотнах зимние пейзажи с картинами народных гуляний и праздников. Но ван Рёйсдал писал зиму во всей ее неприглядности. Так, в работе «Зимний вечер» (Winter evening, 1670), он беспристрастно изобразил ледяную хватку, которой она держит людей. У них нет шанса на счастье, над скованным льдом пространством сгущаются зловещие черные тучи.
Был ли счастлив сам мастер — неизвестно. Никаких сведений о его семье и наследниках не сохранилось. Документы свидетельствуют, что в 1657 году он переехал в Амстердам, где скончался 10 марта 1682 года. До 1932 года считалось, что художник сошел с ума и закончил дни в приюте для бедных. Но позднее историки выяснили, что эта печальная участь постигла его двоюродного брата, который носил такое же имя и тоже был живописцем.
Якоб Исаакс ван Рёйсдал является одним из ярчайших представителей Золотого века голландской живописи. При жизни он не был оценен по достоинству, хотя и нужды не испытывал. И все же, глядя на его работы, возникает ощущение, что как и многие другие знаменитые люди искусства, живописец расплатился личным счастьем за отмеренный ему талант.
прием
Гете посетил Дрезденскую галерею и описал картину как поэт в своем эссе 1816 года « Рейсдаль» . Он пишет, что картина «посвящена исключительно прошлому». Он видит гробницы как разрушенные, он видит руины на заднем плане картины как остатки монастырского собора:
— Иоганн Вольфганг фон Гете : Рейсдаль как поэт
Поэтому меланхолико-романтическая точка зрения была ему далека
Он также не рассматривал картину как специфически еврейское кладбище, а только как остатки бывшего важного аббатства и кладбище как место упокоения богатых старых семей. Французский художник и искусствовед Жан-Жозеф Тайяссон , который знал картину или одну из ее копий, написал в 1807 году о «сладкой меланхолии», которую эта картина передала
Английский арт-дилер Джон Смит перечислил картину Детройта в своем первом raisonné каталога Ruisdael в 1835 году и пишет, что она попала в Англию из Парижа в 1815 году. Он также был знаком с картиной из Дрездена, но упоминает ее только в предисловии к своему каталогу и пишет:
— Джон Смит
Картина из Дрездена произвела на него впечатление меньше, чем ее копия, он описывает ее как дубликат. Английский пейзажист романтизма Джон Констебл написал трактат о Якобе ван Рейсдале для британского учреждения Art Association с «Аллегорией жизни человека» . Похоже, он знал картину из Англии. Констебль пишет:
— Джон Констебл
Получатели из 19 века также хвалили картину за использование света и цветов, но сегодня она кажется темной и выровненной по цвету. Нанесенный толстый слой лака смягчает контрасты.
Немецкий художник-график и живописец Конрад Клафек связывает с картиной память о смерти жены. Он и его жена-еврейка Лило посетили выставку Рейсдаля в Гааге в 1982 году, где были показаны обе версии картины. Клафек нашел изображение Детройта лучше, потому что голое дерево наклонено вправо, и радуга кажется более четкой. Его жена, напротив, предпочла дрезденскую версию, и возник спор. Посетив в 1985 году настоящее кладбище Аудеркерк недалеко от Амстердама, пара снова оказалась ближе друг к другу. Она умерла в 1987 году.
Якоб ван Рёйсдал. Вид на Харлем
2-я треть XVII в. Рейксмюсеум, Амстердам
«Картина-обманка»: Харлем на этой картине присутствует, но — лишь в виде очертаний крыш и шпилей далеко на горизонте. А на первом плане — непритязательные деревенские домики, аккуратно, как по линейке, расчерченные поля… На огороды и сады пала тень от наползающих клочковатых туч, и крестьяне (их фигурки с трудом можно рассмотреть на фоне поля) с тревогой вглядываются в небо. Художником очень точно передано ощущение борьбы света и тени, солнца и грозы. На крыши избушек как будто падает последний перед бурей солнечный луч, окрашивая их в золотистые и розовые тона. Кроны деревьев пронизаны светом, усиливая тревожное, трепетное ощущение.
Описание и происхождение картины Детройта
О существовании картины с очень похожим содержанием, которая сейчас находится в Институте искусств Детройта, исследователям не было известно до 1920 года. Он имеет гораздо большие размеры — 142,2 × 189,2 см, и считается, что он был создан позже, чем картина Дрездена, около 1668 года, и, как говорят, она основана на совершенно иной концепции, чем картина Дрездена. Он также написан маслом на холсте. На изображении изображено обветшавшее еврейское кладбище, лежащее под темными грозовыми облаками, радуга ярче и красочнее. На заднем плане в центре картины возвышаются развалины церковного здания. В правом переднем крае картины стоит мертвая береза, белая кора которой словно сияет в холодном грозовом свете. Лицевая сторона трех саркофагов также залита холодным белым светом.
Картина предположительно была продана Питером Локке 22 сентября 1783 года, доставлена Марин Лебрен на аукционе 22 марта 1790 года в Париже и Дж. Дж. Константину 15 января 1794 года. В 1802 году он переехал в Лондон в коллекцию Кристиана Уильяма Гюйгенса, коллекцию Джорджа Гиллоу, коллекцию Майкла Закари, коллекцию Дэвиса Макинтоша; через Энтони Рейра в Ромфорд и 30 апреля 1924 года в Берлин к Лео Блюменрайху и Францу М. Заценштейну. Она попала в коллекцию Юлиуса Х. Хааса в Детройте через галерею Маттизена , а с 1926 года была показана в Институте искусств Детройта.
Провенанс, выставка
О происхождении дрезденской живописи с ранних лет известно много. Вероятно, он был продан в де Бёкелаар 16 сентября 1739 года и появился в торговом каталоге Жерара Хоэта (1698–1760) в 1752 году. В 1754 г. он появился в описи Дрезденской галереи. В 1945 году он попал в Советский Союз и был возвращен в 1955 году.
Картина была представлена на нескольких выставках:
- Берлин 1955/1956 г.
- Цюрих 1971
- Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско 1978/1979
- 1 октября 1981 г. — 3 января 1982 г., Королевский кабинет картин в Маурицхейс в Гааге.
- 18 января 1982 г. — 11 апреля 1982 г., Художественный музей Фогга , Кембридж, Массачусетс.
- Обнародованы 18 января 2001 г. — 1 апреля 2002 г., Hamburger Kunsthalle и Haarlem.
- Выявлено с 27 апреля по 29 июля 2002 года в музее Франса Хальса в Харлеме.