Практическая информация
В базилике Санта-Мария-Новелла регулярно проходят службы и религиозные праздники.
Части комплекса открыты для посещений: церковь целиком, включая часовни с фресками, ризницу и кладбище Авелли; музей Санта-Мария-Новелла, включающий в себя обитель Мёртвых, Зелёный монастырь, Испанскую капеллу, капеллу Убриаки и трапезную.
В музее комплекса проходят временные выставки.
Вход в комплекс — платный. Есть льготные билеты. Бесплатно — дети до 11 лет, инвалиды.
Билеты можно приобрести в кассе комплекса или заранее онлайн на сайте.
Санта-Мария-Новелла расположена в исторической части Флоренции, по адресу: Piazza Santa Maria Novella, 18, 50123 Флоренция, Италия.
Координаты Санта-Мария-Новелла: 43°46’27.0″N 11°14’57.0″E (43.774167, 11.249167).
Интересные факты
Многовековая история базилики Санта-Мария-Новелла содержит большое число занимательных фактов, в число которых входят:
- Одна из фамильных часовен храма, капелла мантуанских Строцци (Cappella Strozzi di Mantova), была построена на средства Томмазо Строцци. Заказчик пожертвовал огромные деньги в надежде искупить грех ростовщичества. Фресковые росписи «Страшный суд», «Ад» и «Рай», выполненные в соответствии со структурой «Божественной комедии» Данте, принадлежат кисти флорентийского художника Нардо ди Чоне (Nardo di Cione).
-
Стены и своды самой большой часовни, капеллы Торнабуони (Cappella Tornabuoni), украшены циклом фресок, площадью 580 кв. м.
Автором масштабного произведения был Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio). Вместе со своими учениками художник трудился в течение 5 лет (1485 – 1490 годы). Работа осуществлялась по заказу управляющего банком Медичи, известного покровителя искусств, Джованни Торнабуони (Giovanni Tornabuoni). Этот факт объясняет, почему помимо библейских образов на всех фресках присутствуют портреты членов семьи мецената и людей, приближенных к Лоренцо Великолепному (Lorenzo de Medici il Magnifico), правителю Флоренции. - Базилика Санта-Мария-Новелла стала местом, где разворачивались события прославленного сборника новелл «Декамерон», написанного в 1352-1354 годах. По замыслу Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio), автора величайшего произведения эпохи раннего Возрождения, герои встретились в стенах капеллы Строцци (Cappella Strozzi) прежде чем покинуть Флоренцию, охваченную эпидемией смертоносной чумы.
История строительства
Еще в IX столетии на месте, где сейчас находится базилика Санта-Мария-Новелла, располагался небольшой ораторий. В начале XIII века монахи доминиканского ордера приняли решение построить взамен старинного молитвенного дома новый храм и возвести рядом с ним монастырь. Примерно в 1246 году был заложен первый камень будущей базилики, а спустя 30 лет закончилось сооружение нефов.
Строительство осуществлялось чрезвычайно медленно из-за отсутствия должного финансирования. Помещение ризницы, зал капитула, предназначенный для собраний членов монашеского ордера, и 68-метровая колокольня с висячими арками и трехстворчатыми окнами появились лишь к 1360 году. Автором проекта этих сооружений считается флорентийский скульптор и архитектор, Фра Якопо (Джакопо) Таленти (Jacopo Talenti).
https://www.youtube.com/watch?v=HNpDX-o_9QMVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Santa Maria Novella (https://www.youtube.com/watch?v=HNpDX-o_9QM)
Благодаря финансовому участию купца Мико (Буонамико) де Гвидалотти, сделавшего ряд пожертвований в пользу доминиканского монастыря, к 1368 году была выполнена роспись стен Испанской капеллы, служившей когда-то помещением зала капитула (часовня получила свое название лишь в 1566 году, после венчания здесь герцога Козимо I (Cosimo I de Medici) и Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo), и была выделена для богослужений испанской общины).
Отделка фасада и работы над внутренним убранством храма затянулись еще не несколько десятилетий, и были доведены до конца во многом благодаря средствам, полученным от представителей влиятельного флорентийского рода Ручеллаи (Rucellai). В 1420 году в базилике Санта-Мария-Новелла совершилось первое богослужение.
В 50 – 70-х годах XV столетия внешний облик здания претерпел значительные преобразования. Отделочные работы проводились под руководством знаменитого архитектора, писателя и ученого Леона Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti).
По заказу мецената Джованни ди Паоло Ручеллаи прославленный мастер оформил декор главного входа и верхней части базилики. Появились витражные окна, здание приобрело четкость линий за счет ритмичного рисунка квадратных вставок, выполненных из мрамора черного и белого цветов. Альберти украсил фасад геральдическими символами семьи Ручеллаи и надписью на латинском языке, повествующей о причастности знаменитого рода к строительству храма.
Вот хорошее видео на английском языке с интересными фактами про фасад церкви, всем любителем архитектуры рекомендую:
https://www.youtube.com/watch?v=1wDFFqcXZOoVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Alberti, Façade of Santa Maria Novella, Florence (https://www.youtube.com/watch?v=1wDFFqcXZOo)
Спустя век, в период между 1565 и 1571 годами, были внесены очередные изменения во внутреннее и внешнее убранство базилики. Реставрационно-строительными работами руководил Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), популярный архитектор, живописец и искусствовед эпохи Возрождения, пользовавшийся покровительством правителей Флоренции, представителей влиятельного клана Медичи. По проектам, созданным мастером, были немного сужены огромные, готические окна. Вазари восстановил боковые алтари и изменил ограждение хора.
Художник распорядился также замазать белилами большую часть старинных фресок, украшавших интерьер базилики, посчитав их морально устаревшими. Одна из немногих работ, сохранившаяся после преобразований Вазари, – монументальное панно «Троица», принадлежащее кисти Мазаччо (Masaccio). Внушительных размеров фреска (3 Х 6 метров) относится к 1425-1427 годам, и считается одним из первых произведений живописи, в котором применены законы перспективы.
Конец 70-х годов XVI века – это период, когда базилика Санта-Мария-Новелла приобрела свои окончательные очертания. К этому времени были возведены все пять капелл храма, клуатр, монастырские помещения и закончены преобразования внутреннего убранства архитектурного комплекса.
Невероятной красоты здание никогда не подвергалось нападениям и разграблению. Великолепный интерьер, созданный гениальными итальянскими мастерами XIV-XVI веков, сохранился в первозданном виде.
Архитектура и интерьер
Основной фасад здания выполнен в смешанном стиле. Тут и элементы привычной средневековой готики, более древнего романского стиля, а также изящные решения, характерные для периода Возрождения. На фасаде можно заметить астрономические принадлежности, которыми пользовался монах Данти для календарных вычислений.
Особый интерес представляет собой колокольня, которая была выстроена в середине XIV века, соответственно, в романской вариации. Ее дополняют висячие арки и трехстворчатые окна. Сверху купола украшены готическими узорами. Высота колокольни составляет шестьдесят восемь метров в высоту.
Церковь построена по принципу креста на древнеегипетский манер, то есть буквой «Т». В начале 2000-х в одну из неф был помещено «Распятие» итальянца Джотто.
Витражные окна датируются XV веком. Интересной работой является круглый витраж под названием «Коронование Божьей Матери». На нем изображены фигуры пророков, а также маленьких ангелов, которые танцуют.
История
Сторона Via degli Avelli
Эта церковь называлась Санта Мария Новелла («Новая»). потому что он был построен на месте 9 века ораторское искусство Санта-Мария-делле-Винье. Когда сайт был отнесен к Доминиканский Орден в 1221 году они решили построить новую церковь и прилегающий к ней монастырь. Церковь была спроектирована двумя доминиканскими монахами, фра Систо Фьорентино и фра Ристоро да Кампи. Строительство началось в середине 13 века (около 1276 г.) и длилось 80 лет. завершение под руководством монаха Якопо Таленти с завершением Романский -Готика колокольня и ризница. В 1360 году к фасаду пристроили ряд готических аркад; они должны были содержать саркофаги. Церковь освящена в 1420 году.
Вид сбоку с Piazza Unità d’Italia
По заказу богатого флорентийского торговца шерстью. Джованни ди Паоло Ручеллаи, Леон Баттиста Альберти спроектировал верхнюю часть инкрустированного зеленого мрамора Прато, также называемого «серпентино», и белый мраморный фасад церкви (1456–1470). Он уже был известен как архитектор Темпио Малатестиано в Римини, но даже больше за его основополагающий трактат по архитектуре De re aedificatoria. Альберти также спроектировал фасад для Дворец Ручеллаи во Флоренции.
Альберти попытался воплотить в дизайне идеалы гуманистической архитектуры, пропорций и классических деталей, создавая гармонию с уже существующей средневековой частью фасада. Комбинированный фасад можно вписать в квадрат; в дизайне можно найти множество других повторов квадратов. Его вклад состоит из широкого фриз украшенный квадратами, а всю верхнюю часть, включая четыре бело-зеленые пилястры и круглое окно, увенчивает фронтон с доминиканской солнечной эмблемой и с обеих сторон окружен огромными S-образными завитки Также были добавлены четыре колонны с коринфскими капителями в нижней части фасада. Фронтон и фриз явно вдохновлены древностью, но S-образные завитки в верхней части являются новыми и не имеют прецедентов в древности. Решая давнюю архитектурную проблему перехода с широких этажей на узкие, свитки (или их вариации), найденные в церквях по всей Италии, берут свое начало в дизайне этой церкви.
Фриз под фронтоном носит имя мецената: ИОХАН (N) ES ORICELLARIUS PAU (LI) F (ILIUS) AN (NO) SAL (UTIS) MCCCCLXX (Джованни Ручеллаи, сын Паоло в год спасения 1470).
завод
диалоги
На протяжении всей своей жизни Баттиста Альберти писал несколько диалогов о моральной философии; первый был Договор о семье. Он основывал свое этическое мышление и свой литературный стиль.
Тексты были написаны на местном языке, чтобы городская публика, не владеющая латынью, могла понять документ.
Диалоги давали советы по поддержанию денежно-кредитной стабильности, противостоянию бедствий и процветания, общего блага и сельского хозяйства. Он также затронул личные вопросы, такие как дружба и семья.
Они обработали новый язык для времени, в котором это было написано и издано; его содержание было дидактическим. Эти тексты адресованы идеалам этики древнего мира, поэтому он стремился продвигать мораль, основанную на идеале труда: добродетель возникает из усилий, труда и производства.
Склонность этих диалогов к трудовой этике стала заметной в городском обществе того времени, как в центральной, так и в северной Италии, которая приняла тексты положительно.
В живописи
Считается одной из самых важных книг Баттисты Альберти, В живописи Он был написан в 1435 году. В нем были впервые изложены правила рисования трехмерной сцены на двухмерной плоскости, представленной на плоской поверхности, такой как бумага или стена..
Инструкции из книги оказали непосредственное влияние на художников того времени, особенно на тех, кто разрабатывал итальянские картины или работал с рельефами, что означало основу для стиля ренессанса.
Принципы, изложенные в работе В живописи они все еще являются основой для рисования сегодня.
Работы по астрономии и географии
В какой-то момент своей жизни Баттиста Альберти встретил флорентийского космографа Паоло Тосканелли, который стал важной фигурой в астрономии, вплоть до того, что дал карту Христофору Колумбу, чтобы он руководил им во время своей первой поездки.. В то время наука астрономии была тесно связана с геометрией, поэтому писатель приобрел важные знания в этих областях.
В то время наука астрономии была тесно связана с геометрией, поэтому писатель приобрел важные знания в этих областях..
Информация, которую он получил со временем, позволила ему внести важный вклад. Среди них географический договор, который стал первым произведением такого рода, существовавшим с древних времен..
В нем он установил топографические и картографические правила для изучения земной территории, в частности города Рима. Эта работа была важным вкладом в науку того времени; его влияние по сравнению с тем, что было В живописи для рисования.
Критики считают, что трактат Баттисты Альберти был фундаментальным для создания точных картографических методов, которые позволили точно знать репрезентации определенных территорий в конце XV и начале XVI веков..
Десять книг по архитектуре
Благодаря отношениям архитектора с Папой Римским возникли первые римские проекты эпохи Возрождения, среди которых была реконструкция Сан-Педро и Ватиканского дворца..
Спустя годы, в 1452 году, Альберти посвятил Николасу V Десять книг по архитектуре: работа, которая показала его исследования Витрувия. Работа дала ему титул «Флорентийский Витрувианец» и стала эталоном для архитектуры того времени благодаря достижениям в области машиностроения, которые содержали.
Кроме того, он разработал эстетическую теорию, основанную на пропорции и гармонии архитектурных произведений, которая поддерживала стиль классицизма.
Базилика Санта-Мария-Новелла
Одной из его самых сложных работ был дизайн фасада базилики Санта-Мария-де-Новелла. Задача работы была в основном в виде конструкции: на нижнем уровне места были три двери и шесть готических ниш из полихромного мрамора; кроме того, у него была распродажа.
Battista Alberti включил классический дизайн вокруг структуры портика и включил пропорции с работами пилястр, карнизов и фронтона.
Работа Альберти особенно выделялась для сохранения визуальной формы уровней центрального корабля и боковых коридоров, которые находились на более низком уровне..
Базилика Святого Андрея
Считающаяся самой важной работой Баттисты Альберти, работа базилики Сан-Андрес, расположенной в Мантуе, началась в 1471 году (за год до смерти архитектора). Использование триумфальной арки (как в ее фасаде, так и в ее интерьере) оказало большое влияние на другие сооружения с течением времени
Работа архитектора была сосредоточена на дизайне, поэтому он оставил этап строительства и надзора в руках ветеранов-строителей..
Архитектура позднего Возрождения
В XVI веке продолжается и совершенствуется стиль Возрождение, начатый в XV веке. В архитектуре периода Возрождения стремление восстановить классические ценности, определившееся в прошлом веке, было теперь обогащено собственным к нему подходом великих творцов того времени.
От Браманте до Микеланжело
В Риме папа Юлий II, избранный в 1513 году, открыл сезон великих созданий архитектуры Возрождения в Италии. Одним из событий, наиболее характерных для этого периода, несомненно, был конкурс на строительство Собора Святого Петра в Риме. Главная церковь Ватикана имела огромное символическое значение, и участвовать в ее строительстве было амбициозной целью многих великих архитекторов того времени. В конкурсе участвовали такие известные имена, как Рафаэль и Микеланджело, Сангалло, Перуцци и Браманте.
В начале XVI века базилика Святого Петра в Ватикане, времен Константина, имела размеры, не соответствующие ее значимости, все более укреплявшегося в течении столетий. По указу Папы Юлия II прежняя базилика была снесена и на ее месте архитектору Донато Браманте (1444-1514) было доверено возвести масштабный собор внушительных размеров. По плану Браманте новый собор был выполнен в форме греческого креста, увенчанного большим куполом на пересечении четырех частей. Но работа Браманте осталась незавершенной. Вместо его плана были выдвинуты новые решения архитекторов, оставивших свой след в строительстве знаменитого собора.
Проект Рафаэля предлагал возвращение к продольному плану церкви. Позднее, Антониу да Сангалло Младший подготовил проект, который предусматривал создание гибрида между зданием с центральным планом и зданием с продольным планом, добавив к первоначальному проекту Браманте вход в передний корпус, суженный с обеих сторон двумя башнями. Наконец, Микеланджело, художник, скульптор и архитектор, занялся в 1546 году завершением строительства здания Святого Петра, вернувшись к проекту Браманте, но упростив и одновременно усилив его план. Он остановился на форме с двумя перекрывающимися и вращающимися квадратами, а так же спроектировал величественный купол. Создавая купол, один из самых известных символов архитектуры итальянского Возрождения, Микеланжело ориентировался на грандиозный проект купола Брунеллески для Санта-Мария дель Фьоре.
Андреа Палладио
1500-е годы также являются веком трактатов, посвященных новым архитектурным принципам и методикам их применения. Знаминитыми авторами таких трактатов были Виньола, Серлио и Андреа Палладио. Архитектор Палладио (1508-1580) работал в основном в Виченце и Венеции
В своих архитектурных работах он также с определенным вниманием применял принципы архитектуры итальянского возрождения, преуспев, однако, в достижении своего собственного, очень оригинального стиля. Его можно узнать в базилике города Виченцы и в некоторых церквях, построенных в Венеции, таких как Реденторе (Redentore) и Сан Джоржио (San Giorgio Maggiore)
Виллы Палладио, расположенные в венецианской сельской местности, стали одними из самых популярных зданий эпохи Возрождения и последующего Барокко. Ротонда в Виченце, середины 1500-х годов, объединяет главные характеристики архитектуры XVI века. Это идеально симметричное здание, фасады которого напоминают фасады древнеримских храмов, увенчанных куполом. Ротонда открывается взгляду со всех сторон, гармонично вливаясь в окружающую природу.
Архитектура Ренессанса: в чем отличие от Средневековья?
Изобразительное искусство Ренессанса имеет яркие признаки, однозначно отличающие их от готической эпохи. Возвращение античных традиций привело к появлению светских, не религиозных сюжетов в искусстве. Вернулось изображение обнаженной натуры, вошли в моду портреты конкретных людей. Начался расцвет естественных наук. Знание, достигнутое логическим рассуждением и экспериментом, объявлялось не менее ценным, чем содержание религиозных книг.
Но как определить отличия эпохи Ренессанса от Средневековья в архитектуре? Сделать это непросто по нескольким причинам.
Создания шедевров архитектуры – длительный процесс, он не считается с границами эпох. Дворец Дожей в Венеции строился с 1309 до 1424 года, и потом более века его достраивали и украшали. Этот шедевр архитектуры относится к Средневековью, хотя его строительство завершилось во время Ренессанса. Нередко строительство готических храмов растягивалось на два, три века; начатое в 13 веке завершалось в 15 или 16 веках.
Дворец дожей (итал. Palazzo Ducale) в Венеции. Архитектор Филиппо Календарио.
Архитектура Средневековья – одно из величайших достояний культуры человечества, созданные в эту эпоху шедевры достойны восхищения, их трудно превзойти. В чем же заключается отличие эпохи Возрождения, было ли это шагом вперед или откатом назад?
В чисто архитектурном плане, никаких революций не произошло с наступлением новой эпохи. В сложном и ответственном искусстве зодчества сохранялась преемственность. Различия эпох коснулись социальных и личностных аспектов.
Во-первых, во времена Возрождения выдающиеся архитектурные проекты создаются для светских зданий, а не только для храмов. Первым архитектурным шедевром эпохи Возрождения стал Оспедале дельи Инноченти, или Воспитательный дом во Флоренции, имевший также название Приют невинных. Здание приюта было построено в рамках благотворительной акции, которую финансировали богатые флорентийские купцы. Архитектурный проект разработал Филиппо Брунеллески.
Оспедале дельи Инноченти (итал. Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) или Воспитательный дом. Флоренция, Италия. Архитектор Филиппо Брунеллески.
«Флорентийский младенец», изображённый в тондо на фасаде здания, в некоторых странах стал символом педиатрии.
Оспедале дельи Инноченти отражает основные тенденции наступающей эпохи Ренессанса: изысканный архитектурный проект разработан для светского, а не религиозного здания; автор проекта не анонимен, напротив – его имя увековечено. Постройка соразмерна росту человека, не подавляет величием, как готические соборы, и не угнетает мрачностью и аскетизмом, как жилища бедняков, хотя построена для спасения бедных и обездоленных беспризорных детей. Горизонтальная структура, легкая колоннада, портики на фасаде – намек на античную архитектуру.
Стоит особо отметить, что в эпоху Возрождения работа архитекторов перестала быть анонимной. Во времена Средневековья человек объявлялся орудием Бога, исполнителем его воли, и произведения искусства отчуждались от авторов. На иконы, скульптуры, архитектурные шедевры никто не мог предъявить авторских прав: творцы обязаны были сохранять анонимность. Готический храм, устремляющий ввысь кружевные шпили, вмещал неисчислимое множество подлинных шедевров – от архитектурного замысла до мозаичного пола, до миниатюрных скульптур на стенах и фресок, и все это выполнялось анонимными авторами. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными.
Наиболее известные архитекторы эпохи Возрождения:
- Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник архитектуры ренессанса, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры.
- Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик архитектуры ренессанса, создатель её целостной концепции.
- Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями.
- Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в Риме.
- Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство.
Краткое описание
Удивительной красоты Базилика Санта-Мария-Новелла расположена в цветущем городе Флоренция, в его историческом центре, неподалеку от главного вокзала и всего в полукилометре от легендарного собора Дуомо.
Санта-Мария-Новелла c высоты птичьего полёта
Быть может, некоторые туристы скажут, что это одно из старейших сооружений (!) не может сравниться с главным храмом Флоренции. Однако такое мнение ошибочно, и услышать его можно только от людей, которые еще не побывали в «цветущей» и не познакомились с ее многочисленными достопримечательностями, памятниками истории и архитектуры. Церковь, построенная, по мнению археологов и историков, в 1279-м году, считается одним из важнейших доминиканских храмов не только во Флоренции, но и во всей Италии!
Внутренний интерьер Санта-Мария-Новелла не может не вызвать восхищения: высокие потолки, величественные колонны, огромное распятие и, кажущийся бесконечным, зал – лишь малая часть того, чем может насладиться путешественник, прибывший в цветущий город для ознакомления с его главными достопримечательностями. Увы, во многих отечественных туристических проспектах уделяется слишком мало внимания этой Базилике: по большей части в брошюрах описываются Дуомо, галерея Уффици и прекрасный мост Понте Веккьо.
Вид базилики с площади Санта-Мария-Новелла
Для того чтобы прочувствовать уникальную атмосферу Флоренции, узнать историю становления этого города стоит обязательно побывать во многих ее храмах и дворцах. Для этого совсем не обязательно следовать советам агентств, где приобретается тур в Италию, достаточно увидеть фото Базилики Санта-Мария-Новелла и других не менее известных достопримечательностей, чтобы составить полное представление о том, что посмотреть во Флоренции и куда отправиться в первую очередь.