Александр Александрович Дейнека — Игра в мяч, 1932, 123×123 см: Описание произведения

Дейнека Александр Александрович



1817 г. в Курск прибыл великий князь Михаил Павлович. В его честь, на следующий день, курским дворянством был дан бал в Благородном собрании.

Утром 27 октября он побывал на учениях Орденского кирасирского полка и после раннего обеда покинул город. * * *

1836 г.

родился Иванцов-Платонов Александр Михайлович (1836-1894) – историк церкви, профессор, доктор богословия, философ. Уроженец г. Щигры Курской губернии.

* * *

1865 г. родился Дмитрий Алексеевич Абельдяев (1865 – после 1917) – русский писатель, прозаик. Уроженец села Рассоховец Щигровского уезда Курской губернии

* * *

1894 г. родился Анощенко Николай Дмитриевич (1894-1974) – лётчик и воздухоплаватель, оператор, сценарист, режиссер и педагог. Родился в Курске (по др. сведениям в Белгороде) в чиновничьей семье. Окончил Курскую гимназию. С 1909 связал жизнь с авиацией.

В 1912 году ему удалось установить спортивный рекорд длительности перелёта. Маршрут «Москва – Севастополь» он преодолел за 28 дней, побив рекорд военного летчика лейтенанта Дыбовского, который перелетел из Севастополя в Москву за 30 дней на самолете «Ньюпор-4».

Ему было присуждено звание «Первый красный пилот-воздухоплаватель». С 1913 стал оператором кино, впервые провёл киносъёмки с борта самолета. Уже будучи опытным кинематографистом, в 1927 оканчивает Государственный институт кинематографии. С 1924 по 1956 он преподавал в этом учебном заведении, был профессором (с 1940).

Автор учебника «Основы кинематографии», выдержавший несколько изданий. Последняя его работа – «Основы современной кинотехники» – была издана в Киеве в 1949.

* * *

1905 г. родился Дмитрий Данилович Брежнев. Видный учёный-селекционер в области растениеводства, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки РСФСР, президент Европейской ассоциации по селекции растений, уроженец деревни Писклово Курского уезда Курской губернии (ныне Курский район).

* * *

1922 г. родился Федор Михайлович Труфанов. Герой Социалистического Труда (1971), председатель колхоза «Родина» Пристенского района, начальник производственного участка колхоза «Красное Знамя» (с 1959), уроженец села Ракитинка Обоянского уезда Курской губернии (ныне Пристенский район).

* * *

1924 г. родился Булатов Михаил Алексеевич. Герой Советского Союза, уроженец с. Верхняя Санарка Оренбургской губ. С 1957 г. жил в Курске. Зам. председателя, а с 2006 – председатель Курской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

* * *

1938 г. родилась Тамара Петровна Сёмина – актриса, уроженка г. Льгов Курской области.

Библиография

Почтовая карточка с репродукцией картины «Раздолье» (1944 г.), выпущенная к столетию со дня рождения Александра Дейнеки. Россия, 1999 г.

  • А. А. Дейнека: . — M., 1935;
  • Никифоров Б. М. А. Дейнека. — Л. 1937;
  • С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов: . — М.: ГТГ, 1944;
  • Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
  • А. А. Дейнека: . — M., 1957;
  • Konečny D., A. Dejneka. — Praha, 1961;
  • Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. — М: Советский художник, 1965. — С. 4.
  • Почтовая марка России, 2017 года, из серии «Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России. Футбол в искусстве». На марке помещена репродукция картины А.А. Дейнеки «Футбол» (1928 год). А. А. Дейнека: . — M., 1969;

  • Дейнека А. Жизнь, искусство, время. — М., 1974;
  • Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-начало 1930 гг.: Альбом / Редактор Е. П. Суздалева ; художник К. О. Остольский. — М.: Советский художник, 1979. — 198 с.
  • А. А. Дейнека: . — M., 1980;
  • Сысоев В. П. А. Дейнека. — Л., 1982;
  • Ненарокомова И. «Люблю большие планы…»: Художник Александр Дейнека. — М., 1987;
  • А. А. Дейнека: . — M., 1989;
  • А. А. Дейнека: . — M., 2001;
  • Kiaer Christina, Was Socialist Realism Forced Labour? The Case of Aleksandr Deineka in the 1930s., Oxford art journal, 28.03.2005;
  • Дейнека. Графика. — М.: Интерроса, 2009;
  • Якимович А. Дейнека и другие: свет и тьма в искусстве советской эпохи // Собрание шедевров: наследие и современность. — 2009. — № 2. — С. 76—85;
  • Дейнека. Живопись. — М.: Интерроса, 2010;
  • А. А. Дейнека. Живопись, графика, скульптура: ,/ Тексты И. Вакар, И. Лейтес, Л. Бедретдинова, Е. Воронович, К. Кэр. — M.: ГТГ, 2010;
  • Воронович Е. Александр Дейнека: люблю спорт // Юный художник. — 2010. — № 8. — С. 11—15;
  • Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. Texts by Matteo Lafranconi, Elena Voronovich, Irina Vacar, Kirill Svetliakov, Christina Kiaer, Alessandro De Magistris. , Рим, 2011;
  • Епишин А. С. Русское? Советское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собрание шедевров: наследие и современность. — № 3. Сентябрь. — М., 2011. — С. 28—37;
  • Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура. — М.: Интерроса, 2012;
  • ALEKSANDR DEINEKA (1899—1969). An Avant-Garde for the Proletariat. Texts by Alessandro De Magistris, Ekaterina Degot, Manuel Fontán del Junco, Boris Groys, Fredric Jameson, Christina Kiaer and Irina Leytes. Fundación Juan March, Madrid, 2011;
  • EXHAUSTED HEROES: Ferdinand Hodler — Aleksandr Dejneka — Neo Rauch. , 2012;
  • Воронович Е. Александр Дейнека. Художник в Третьяковской галерее. — М., 2017.

На производстве. Женское собрание. Рисунок для журнала «Безбожник у станка». 1925 год.

“Паровой молот на Коломенском заводе”, 1925

“Рабочий и крестьянин”

“Футбол”

“Спортплощадка. У финиша”, 1927

Иными словами, новый мир, здоровый и светлый, явственно противостоит у Дейнеки старому, больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, “снайперское” искусство – вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи, считая, что настало время “более графическое, чем живописное”. В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовёт “своей любимой вещью” – полотно “Оборона Петрограда” с изображением шеренги петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем. 

Новые горизонты.

В том же году Дейнека уходит из “Общества станковистов” вследствие несогласия с руководством. Во-первых, возглавлявший ОСТ Штеренберг возражал против того, чтобы члены общества пробовали себя в других видах искусства, помимо живописи – плакат, журнальный рисунок, театральная декорация. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Сам Александр Александрович комментировал своё решение так: “Я думал, что ОСТ – это случайное название, а для некоторых участников ОСТ оно не было случайным. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Собственно говоря, я занимался совсем другим, и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию, и поэтому я оттуда вышел и вошёл в “Октябрь”. Нельзя сказать, что его надежды оправдались – новое общество твёрдо стояло на идеологии пролеткульта и из направлений признавало, в основном, только конструктивизм. За время пребывания в “Октябре” Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал “Даёшь”, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из “Безбожника”. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В журнале работает ряд блестящих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899—1969)

Патриотическая героика мирного индустриального строительства, суровые военные будни и незабываемые дни великой победы над фашизмом, светлая радость материнства и острый накал спортивной борьбы — все эти темы получили воплощение в произведениях живописца, графика, скульптора, мастера монументально-декоративного искусства, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда А. А. Дейнеки.

Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.

Трудовому подвигу народа — строителя социализма посвящены лучшие произведения художника 1930-х гг. Колорит картин Дейнеки теплеет. В эти годы его образы приобретают тонкий лиризм. Особенно ярко эти черты проявились в картине «Мать» (1932, ГТГ). Ее героиня — женщина- труженица, здоровая, крепкая и вместе с тем женственная. Для Дейнеки она идеал нового человека, развитого физически и духовно, свободного и гармонического, прекрасного нравственно и физически.

А. А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.

Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей. Произведения Дейнеки, воспевающие совершенство человека нового общества, резко контрастируют с картинами, созданными художником во время зарубежных поездок. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, ГТГ). Мир, озаренный светлыми мечтами, юность Страны Советов, уверенная в своем будущем, предстают на этой картине.

Но каким суровым становится этот мир на полотнах, созданных в дни Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. Ощетинившаяся противотанковыми ежами и надолбами столица, собирающая силы для решительного контрудара («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»), героические защитники Севастополя («Оборона Севастополя»), тревожные будни тыла («Тревожные ночи»).

В послевоенные годы Дейнека вновь обращается к изображению повседневного труда и быта советских людей. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г.). Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. В начале 1950-х гг. Дейнека создает мозаики для здания Московского государственного университета на Ленинских горах, а в 1958 г. — панно для советского павильона на Международной выставке в Брюсселе. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.

«Художник обязан глубоко и зорко видеть и понимать, чем живет его родина. Знать, что хочет видеть. Обязан это так показать, чтобы зритель сказал: я это видел, знаю, я это люблю» — так сам художник определил цель своего творчества. И этому он неуклонно следовал всю свою жизнь.

Высокая культура театрально-декорационного искусства сочетала богатую живописную фантазию с поисками в области сценических конструкций (А. А. Веснин, А. Я Головин, В. А. Симов, В. А. и Г. А. Стенберги, Ф. Ф. Федоровский, Г. Б. Якулов в РСФСР,

A. Г. Петрицкий на Украине), начало развиваться кинодекорационное искусство (В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, И. А. Шпинель). К высшим достижениям мирового искусства графики принадлежат гравюры на дереве В. А. Фаворского, А. И. Кравченко, П. Я. Павлинова, украинца В. И. Касияна, армянина Акопа Коджояна, рисунки В. М. Конашевича,

B. В. Лебедева, П. В. Митурича, Н. А. Тырсы, акварели Л. А. Бруни, А. В. Фонвизина, украинца А. А. Шовкуненко, офорты И. И. Нивинского, сочетающие большую графическую культуру с глубоким реалистическим восприятием советской жизни.

Сбитый ас. 1943.

“Парашютный десант на Днепре”, 1944

Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: “Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…” Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно 

Живопись 1930 – 1939 гг

Крымский пейзаж1930 г

Мальчики, выбегающие из воды1930 – 1935 г

Пляж1930 – 1940 г

Поезд прошел. Из поезда.1930 г

Дорога на юг1930 г

На балконе1931 г

Наемник интервентов1931 г

Кросс1931 г

Пейзаж1931 г

Пейзаж с поездом1931 г

Теннис1931 г

Бега1931 г

Кросс.1931 г

Бомбовоз1932 г

Футболист1932 г

Игра в мяч1932 г

Кто кого?1932 г

Мать1932 г

Полдень1932 г

Севастополь. Вечер1932 г

Спящий мальчик с васильками1932 г

В воздухе1932 г

Кросс1932 г

Гражданская авиация. Панно для фабрики кухни.1932 г

Утренняя зарядка.1932 г

Подмосковье1932 г

Женский портрет1932 г

Коммунисты на допросе (В штабе белых)1933 г

Купающиеся девушки1933 г

Ночной пейзаж1933 г

Отдыхающие дети1933 г

Пирс1933 г

Сухие листья1933 г

Девочка у окна. Зима1933 г

Безработные в Берлине1933 г

Вечер. Ужгород1933 г

Из окна.1933 г

Подмосковный пейзаж.1933 г

Сельский пейзаж с коровами.1933 г

Солнечный день.1933 г

Утро.1933 г

Бегуны1934 г

Колхозное собрание1934 г

Крымские пионеры1934 г

Осень. Водопой1934 г

Парашютист над морем1934 г

Пейзаж со стадом1934 г

Пионер1934 г

Вратарь1934 г

Этюд с гидропланами1934 г

Вечер1934 г

Этюд с жеребятами1934 г

Совхоз. Новые дома1934 г

Деревня1934 г

Севастополь. Водная станция Динамо1934 г

Севастополь. Порт1934 г

Севастополь. У мола1934 г

Балаклава1934 г

Гидропланы.1934 г

Крестьянское восстание.1934 г

Портрет девушки с книгой.1934 г

Физкультурники1934 г

Танец1934 г

Два класса1934 г

Американский пейзаж1935 г

Донбасс. Обеденный перерыв1935 г

Дорога в Маунт-Вернон1935 г

Итальянский мотив1935 г

Колхозница на велосипеде1935 г

Монахи1935 г

Негритянский концерт1935 г

Нью-Йорк1935 г

Нью-Йорк1935 г

Ночь (фрагмент)1935 г

Парижанка1935 г

Париж набережная Сены1935 г

Париж. В кафе1935 г

Парк1935 г

Филадельфия1935 г

Филадельфия. Старая площадь1935 г

Портрет С.И.Л.1935 г

Рим. Переулочек1935 г

Скука1935 г

Танцоры в Гарлеме1935 г

Улица в Риме1935 г

Вашингтон. Капитолий1935 г

Тюильри1935 г

У воды1935 г

Натюрморт с дичью1935 г

Юноша-негр1935 г

Нью-Йорк1935 г

Нью-Йорк. Центральный Парк1935 г

Филадельфия1935 г

Американка1935 г

Париж. Площадь согласия1935 г

Сен-Жермен1935 г

Букинисты. Набережная Сены у Лувра1935 г

Итальянские рабочие на велосипедах1935 г

Итальянские рабочие. Завтрак1935 г

Стадион в Риме1935 г

Площадь в Риме1935 г

Парк1935 г

Рим. Площадь Испании.1935 г

Севастополь. 1935 г

Отец и сын в парке1935 г

Женский портрет1935 г

Бейсбол1935 г

Портрет С.И. Лычевой1935 г

Герои первой пятилетки1936 г

Натурщица1936 г

Портрет С.И.Л.1936 г

“Шесть монахинь”1936 г

Бегунья1936 г

Будущие летчики1937 г

На женском собрании1937 г

Портрет Шервинской1937 г

Стахановцы1937 г

Спор о меже (часть 1, 2).1937 г

Эскиз росписи потолка1937 г

Краснокрылый гигант1938 г

Ленин на прогулке с детьми1938 г

Портрет И. Ширвинской1938 г

Студентка1938 г

Женщина в красном1939 г

Окно в мастерской1939 г

Восстание 1905 года. Эскиз росписи для ВСХВ1939 г

Два класса. Эскиз росписи для ВСХВ.1939 г

Разгром барской усадьбы. Эскиз росписи для ВСХВ.1939 г

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: