Трудности перевода
«Мягкий» фарфор и глазурь для него оказались очень капризными: образовывали некрасивые потеки и подпалины. В результате севрские мастера упростили формы посуды, чтобы получать ее с помощью литья, а также освоили декорирование золотом: плотные мазки золотого состава позволяли скрыть дефекты глазури.
Севрский фарфор использовался в основном в десертных сервизах и декоративных предметах, так как от постоянного соприкосновения со столовыми приборами на капризной глазури оставались некрасивые серые полосы.
Однако французы не были бы французами, если бы не обернули трудности в свою пользу. Выяснилось, что «мягкий» фарфор отлично взаимодействует с глазурью ярких цветов: бирюзовой, лавандовой, розовой, и обжиг при деликатных температурах ее нисколько не портит.
Кроме того, севрские мастера дали жизнь бисквитному (не покрытому глазурью) фарфору, который выглядит очень изящно и аристократично.
Библиография
Монографии
-
Коваленко Георгий
. Александра Экстер, Alexandra Exter , Монография; Страниц — 303, с. ил., портр., цв. ил., портр. — Текст парал. англ.. — ISBN 978-5-91611-018-0 . Москва, 2010 -
Коваленко Георгий
. Александра Экстер, Alexandra Exter , Монография; Страниц — 361, с. ил., портр., цв. ил., портр. — Текст парал. англ.. — ISBN 978-5-91611-018-0 . Москва, 2010 -
Dmytro Horbachov, John E. Bowlt, Jean Chauvelin, Nadia Filatoff.
Alexandra Exter. Monograph . Иллюстраций: 600. Страниц: 448. ISBN 2-914388-27-6
Статьи
-
Коваленко Георгий .
Александра Экстер в Париже // Театр . — 1992. — № 2
. — С. 103-122
. -
Коваленко Георгий .
«Цветная динамика» Александры Экстер (из бывш. собрания Курта Бенедикта) // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1994. — М
., 1996. — С. 356-365
. -
Коваленко Г. Ф.
Александра Экстер: «Цветовые ритмы» // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г. Ф. Коваленко; Министерства культуры Российской Федерации . — М
.: Наука , 2004. — С. 198-215
. — ISBN 5-02-010251-2 . -
Наков А.
Она была единственной, кого Малевич допускал в свою мастерскую // Культура . — 10-16 ноября 2005. — № 44 (7503)
.
Интервью
Ларина Ксения
, Трефилова Анна
. : Интервью Георгия Коваленко в программе «Музейные палаты» // Эхо Москвы . — 2010. — 5 июня.
Отрывок, характеризующий Экстер, Александра Александровна
Алекса́ндра Алекса́ндровна Эксте́р (в девичестве Григоро́вич), (6 января 1882, Белосток — 17 марта 1949, Фонтене-о-Роз) — русско-французская художница-авангардистка (кубофутуризм , супрематизм), график, художница театра и кино, дизайнер. Представительница русского авангарда , одна из основоположниц стиля «ар-деко ».
Родилась в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи в семье коллежского асессора Александра Аврамовича Григоровича.
Обучалась в Киеве в гимназии Св. Ольги, которую закончила 1899 году.
С 1901 по 1903 годы, а также, как вольнослушатель, с 1906 по 1908 годы занималась в Киевском художественном училище .
В 1903 году вышла замуж за двоюродного брата, адвоката Николая Евгеньевича Экстера.
В те же годы организовала в своем доме салон-мастерскую, ставший местом встреч представителей киевского авангардного искусства.
В 1907 году уехала в Париж, где стала заниматься в парижской академии Гранд-Шомьер и посещать класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у неё сложились дружеские отношения с П. Пикассо и Г. Аполлинером.
С 1908 по 1914 годы жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), много путешествуя по Европе.
В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено».
В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи, а через него — с ведущими авангардистами этой страны, принимала участие в их выставках.
Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета — февраль 1912 года, Союза молодежи, Трамвай В и др.), Франции (Салон Независимых — март 1912-го и др.), в Италии.
В 1913 году принимала участие в организации «Кольца» — художественной группы кубофутуристичиского направления. В 1914 году принимала участие в организации и в выставке «Кольца» в Киеве.
В 1915 году вступила в группу К. Малевича Супремус.
В 1915-1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель — её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова).
В 1918-1921 годах — вместе с Вадимом Меллером работала с Брониславой Нижинской, сестрой В. Нижинского, в её балетной студии в Киеве.
В 1921 году принимала участие в концептуальной выставке конструктивистов «5х5=25».
В 1923 году вместе с В. И. Мухиной оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
А. А. Экстер преподавала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве (1918). С 1921 по 1922 годы вела курс во ВХУТЕМАСе .
С 1924 года жила за границей. В 1925 году приняла участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.
Как художник театра и кино работала над спектаклями Московского камерного театра А. Я. Таирова («Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917)), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1921), фильмами («Аэлита» Я. А. Протазанова) и др.
В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922-1923).
В 1924-1925 годах участвовала в оформлении Советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовке экспозиции советского отдела Всемирной выставки современного индустриального и декоративного искусства («Арт Деко») в Париже.
В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в направлении Les Livres Manuscrits — создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Эти книги Экстер делала, как правило, в одном, изредка — в трех-пяти экземплярах.
Персональные выставки Александры Экстер — Берлин (1927), Лондон (1928), Париж (1929), Нью-Йорк (1930), Прага (1937).
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Театр и кино
Экстер бежала от Гражданской войны – особенно кровавой на юге бывшей империи – и личного горя в Москву. Она углубилась в работу над декорациями к постановкам Таирова. 22 октября (9 по старому стилю) 1917 года состоялась премьера «Саломеи» в декорациях Экстер. Постановка и её поистине революционные декорации привели публику в восторг и на какое-то время даже отодвинули на второй план реальные революционные события той осени.
Как отмечает Эфрос в книге «Камерный театр и его художники: 1914 — 1934», Экстер стала «действительно первой исторической фигурой декорационной плеяды Камерного театра», обойдя в своём мастерстве Аристарха Лентулова. «Сдвиги и «разрывы» её росписей, сделанные с горячей, скажу—страстнойубеждённостью, охватывали нас своим пафосом сразу же у входа, вели наверх, проводили в фойе и замыкались в зрительном зале великолепным занавесом, торжественно опадавшим, среди лепного портала кубо-барочного стиля, своими чёрно-белыми шашками, геральдическими зверями и мрачно-цветными полосами».
Вместо традиционных задников Экстер спроектировала декорации, позволяющие придать сценическому пространству трёхмерность, и вертикальные конструкции, поражавшие современников. Огромное значение было уделено освещению, как средству выразительности и инструменту зонирования пространства.
В 1921 году художница оформила спектакль «Ромео и Джульета». На этом сотрудничество Таирова и Экстер закончилось.
Одной из наиболее ярких страниц как в биографии Экстер, так и в истории отечественного и мирового кинематографа стало её сотрудничество с режиссёром Яковом Протазановым. Экстер выступила в качестве художницы по костюмам к его научно-фантастической ленте «Аэлита», адаптации одноимённого романа Алексея Толстого.
Костюмы были выполнены из нестандартных материалов: персплекса, стекла, алюминия, фольги. Экстер указала «Кабинет доктора Калигари» как главный источник вдохновения в работе над костюмами.
Хронология
В 1908 совместно с футуристами Бурлюками и Кульбиным художница организовала выставку «Звено» и приняла в ней непосредственное участие, представив несколько пейзажей и вышивок. Ранние работы Экстер носили явный отпечаток постимпрессионизма и любимого ей фовизма.
В 1910 Экстер оформляет сборник футуристической поэзии «Молоко кобылиц» и снимает мастерскую в Париже на улице Буассонад, что в самом сердце Монпарнасса. Она сближается с супружеской парой Робером и Соней Делоне, нередко посещает салон Елизаветы Эпштейн (одной из учениц самого Анри Матисса), знакомится с влиятельным критиком и коллекционером Вильгельмом Уде и галеристом Гервартом Вальденом, поборником модернизма, поддерживавшего чету Делоне.
В 1912 году во время очередного путешествия в Италию Экстер познакомилась с футуристом Арденго Соффичи. Художник помог ей стать участницей нескольких футуристических выставок. Итальянский футуризм оказался Экстер несколько ближе, чем его конкурент – французский кубизм. Путешествуя по стране, художница также делала зарисовки и пейзажи с видами городов, которые она посещала: Венеция, Генуя, Флоренция и др.
Период 1912-1914 гг. принёс Экстер общеевропейскую известность: она принимает участие в скандальной выставке группы «Бубновый валет», а также выставках группы Sectind’Or («Золотое сечение») и Салона Независимых в Париже и выставляется в галерее Спровери в Риме.
В 1913 Экстер вступила в «Союз молодёжи», основанный отколовшимися от петербургской группы Кульбина Михаилом Матюшиным и Еленой Гуро. Параллельно в Париже открылась её собственная студия. К сожалению, о ней пришлось забыть с наступлением Первой мировой войны в 1914. Художница вернулась в Россию. Не сбылись и планы об устроении персональной выставки – Вальден предлагал устроить ретроспективу не много ни мало в галерее DerSturm.
В том же года она получает заказ на иллюстрирование «Первого журнала русских футуристов» и рисует обложку для книги молодого искусствоведа Ивана Аксёнова «Пикассо и окрестности» (впервые издана в 1917).
В 1915 году Экстер присоединилась к группе Казимира Малевича «Супремус» и приняла участие в 1-й футуристической выставке «Травмай В» в Петрограде.
В 1915-1916 гг. трудилась вместе с крестьянами и другими художниками-супрематистами в экспериментальной художественной артели под руководством Натальи Давыдовой и Нины Генке в селах Скопцы и Вербовка.
В 1916 году Экстер получила заказ на оформление спектакля «Фамира Кифаред» по пьесе И. Анненского от режиссёра московского Камерного театра Александра Таирова – так началось их многолетнее плодотворное сотрудничество. В это время в творчестве Экстер происходит коренной перелом – она обращается к нон-фигуративной живописи. В её цикле «Цветовые динамики» можно видеть определённый ритм и движение цветовых плоскостей.
В 1917 году Экстер потеряла своего мужа, немногим позже скончалась её мать. Бывший свёкор художницы затеял серьёзный спор о наследстве, который разрешился не в её пользу: в результате она лишилась значительного количества собственных работ, поскольку её попросту не пустили в её киевский дом. Впоследствии большая часть полотен и рисунков была утрачена в ходе гражданской войны.
Отдушина Августа Сильного
Когда в 1710 году авантюрист и алхимик Иоганн Беттгер основал в Саксонии Мейсенскую мануфактуру, никто не знал, к каким последствиям это приведет, но как только эксперименты бывшего ученика аптекаря закончились успехом и на столе саксонского монарха Августа Сильного засияли изделия из белоснежного фарфора, все аристократы Европы захотели иметь такие же.
Российские августейшие особы и аристократия заказывали Meissen в огромных количествах. В некоторые года экспорт фарфора в Россию доходил до 70% от общего объема производимых изделий.
Мейсенская фарфоровая посуда изготавливалась из смеси каолина (белой глины) с полевым шпатом, обжигалась при экстремально высоких температурах и покрывалась термоустойчивой глазурью. В результате получались тончайшие и изящнейшие фарфоровые изделия.
Каприз мадам де Помпадур
Французский монарх Людовик XV и его фаворитка мадам де Помпадур не могли смириться с тем, что на рынке модных изящных вещиц главенствуют «грубые саксонцы». Так спустя 30 лет в местечке Севр появилась собственная фарфоровая мануфактура, которая собиралась на равных конкурировать с мейсенскими мастерами.
Начало было не очень-то удачным. Оказалось, что во Франции нет подходящего сырья для производства так называемого «твердого» фарфора, поэтому севрский фарфор стали называть «мягким». Сильный жар портил нежную структуру севрского фарфора, поэтому температурный режим был изменен. Вместе со способом обжига изделия пришлось изменить и способ глазурования, так как рецепт мейсенской глазури не подходил.
Экстер Александра Александровна (1882-1949)
А. А. Экстер (урожденная Григорович) родилась в
чиновничьей семье. В 1901 г. стала посещать занятия в Киевском
художественном училище. В 1903 г., выйдя замуж за адвоката Н. Е.
Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую
впоследствии центром киевского авангардного искусства.
В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое
время училась в частной академии «Ла Гранд-Шомьер». В Париже она
познакомилась с представителями современного французского искусства
— Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими
футуристами.
В 1908-14 гг. Экстер жила в Киеве, Москве,
Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии,
осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими
«левыми» художниками.
Она была участницей почти всех авангардных
выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911),
«Венок-Стефанос» и «Треугольник» в Петербурге (1910), «№ 4» в Москве
(1914).
В 1910 г. вступила в объединение «Бубновый валет» и участвовала в
его выставках; в 1913 г. стала членом «Союза молодежи».
В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку «Кольцо».
Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в
парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной
футуристической выставке(1914). Ранние пейзажи и натюрморты Экстер
обнаруживают сильное влияние французской живописи («Античный
пейзаж», «Город ночью», «Натюрморт с яйцами», все 1910-х). Увлекшись
футуризмом и кубизмом, она начала создавать самостоятельные
композиции, нередко используя метод коллажа. Декоративизм живописных
произведений художницы особенно ощутим в беспредметных композициях.
В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе
К. С. Малевича. В это же
время она проявила интерес к прикладным искусствам, использовав
кубистические формы для создания бытовых вещей.
Самой яркой страницей творческой биографии
художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Ей
принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы «Фамира
Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломеи» О. Уайльда (1917),
«Ромео и Джульетты» У. Шекспира (1921). Костюмы и декорации Экстер
особенно впечатляли своей трехмерностью, подчеркнутым пластицизмом
и звучностью цвета.
В послереволюционные годы Экстер занималась
преподаванием: в 1918г.в Одесской детской
художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве.
В 1921- 22 гг. она преподавала в московском Вхутемасе. В числе ее
учеников были А. Г. Тышлер, И.
И. Нивинский, И. М. Рабинович и др.
В 1920-х гг. художница, как и многие деятели
конструктивистского движения, обратилась к практической работе:
принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной
выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с
Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды,
участвовала в создании формы для Красной Армии. По эскизам Экстер
были выполнены причудливые костюмы для кинофильма «Аэлита» Я. А.
Протазанова. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей
классикой экрана.
В 1924 г. художнице было поручено оформление
советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где
демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер уехала в Париж
для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки
декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы
получили золотую медаль.
В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в
Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз. За границей Экстер
занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к
балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др. В 1925-30 гг.
по приглашению Ф. Деже преподавала в Академии современного искусства
в Париже, а также давала частные уроки. Ее работы демонстрировались
на многочисленных выставках. В конце жизни художница увлеклась
созданием рукописных книг.
Биография
В 1903 году вышла замуж за двоюродного брата, адвоката Николая Евгеньевича Экстера.
В те же годы организовала в своем доме салон-мастерскую, ставший местом встреч представителей киевского авангардного искусства.
С 1908 по 1914 годы жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса , Петербург), много путешествуя по Европе.
В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено».
В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи , а через него — с ведущими авангардистами этой страны, принимала участие в их выставках.
Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета
— февраль 1912 года, Союза молодежи
, Трамвай В
и др.), Франции (Салон Независимых
— март 1912-го и др.), в Италии.
В 1913 году принимала участие в организации «Кольца» — художественной группы кубофутуристичиского направления. В 1914 году принимала участие в организации и в выставке «Кольца» в Киеве.
В 1915-1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка
(руководитель — её ученица Нина Генке) и села Скопцы
(руководитель Наталья Давыдова).
В 1921 году принимала участие в концептуальной выставке конструктивистов «5х5=25
».
С 1924 года жила за границей. В 1925 году приняла участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже .
В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод , работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922-1923).
В 1924-1925 годах участвовала в оформлении Советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовке экспозиции советского отдела Всемирной выставки современного индустриального и декоративного искусства
(«Арт Деко») в Париже .
В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в направлении Les Livres Manuscrits
— создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Эти книги Экстер делала, как правило, в одном, изредка — в трех-пяти экземплярах.
Персональные выставки Александры Экстер — Берлин (1927), Лондон (1928), Париж (1929), Нью-Йорк (1930), Прага (1937).