Мауриц Корнелис Эшер — Небо и вода І, 1938, 44×44 см: Описание произведения

Мастер иллюзий

«Рисовать — значит обманывать». (М.К.Эшер)

В 1938 году Эшер практически перестает рисовать натуру. Его целиком захватывают странные «внутренние» картины, являющиеся к нему в озарениях и снах.

Еще в 1936 году, посещая в Гранаде дворец Альгамбра, построенный арабами, художник был до глубины души потрясен мусульманскими мозаиками и орнаментами, их «колоссальной сложностью и математическо-художественным смыслом». И Эшер с той же энергией и фантазией, с которой когда-то складывал «идеальный бутерброд», переходит к составлению бесчисленных мозаик. Известно, что в мусульманском искусстве запрещено изображать живых существ. Возможно, именно поэтому весь художественный потенциал арабского мира выплеснулся в головокружительных узорах-арабесках, витиеватость которых подчинялась строгой симметрии и периодичности.

Эшер мусульманином не был (он вообще был атеистом), поэтому его мозаики заполнили непостижимо слитые в единое целое, повторяющиеся фигурки демонов и ангелов, рыб и птиц. Никто до Эшера не осмеливался на столь сложный и дерзкий эксперимент! Сам художник называл деление плоскости «самым богатым источником своего вдохновения».

М.К.Эшер: «Иногда, когда я рисую, мне кажется, будто я медиум, находящийся во власти существ, порожденных моим же воображением. Они словно сами избирают, в каком виде им появиться… Линия, разделяющая две смежные фигуры, выполняет двоякую функцию, и провести такую линию чрезвычайно сложно. По обе стороны от нее обретает зримую форму то, что ранее существовало лишь в воображении. Но ни человеческий глаз, ни человеческий разум не могут одновременно созерцать две вещи, поэтому происходит быстрое и непрерывное переключение внимания с того, что находится по одну сторону линии, на то, что находится по другую сторону от нее. Но, вероятно, именно в этой трудности и кроется движущая пружина моего упорства».

Брат Морица, геолог по профессии, увидел в этих мозаиках наглядный материал для кристаллографии (наука о строении и симметрии кристаллов). Эшер решил подкрепить свою интуицию теорией, и в 1960-м году его лекциям по кристаллографии уважительно внимали профессора Кембриджа. А спустя пять лет Международный союз кристаллографов даже издает книгу «Симметрические аспекты периодических рисунков М.К. Эшера», где на 41-ом орнаменте демонстрируются все плоские кристаллографические группы.

Второй эксперимент Эшер решил проделать над… пространством. И добился не менее восхитительных и пугающих успехов. Падение прекрасно, ужасно приземление. И художник творит мир, в котором падение может длиться бесконечно. Его рыбки непрерывно уменьшаются, удаляясь от центра круга, поэтому не в силах вырваться за его границы. Бесконечность, имеющая предел — каково? Конечно, математиков самим этим фактом не удивишь, но одно дело — формулы и графики, а другое — вполне наглядные рыбки!

По поводу своей картины «Круговой предел» Эшер шутил: «На самом деле этот вариант надо бы написать на внутренней поверхности полусферы. Я предложил его папе Павлу, чтобы он распорядился украсить таким образом внутреннюю часть купола собора святого Петра. Представьте себе бесконечное число крестов, висящих у вас над головой! Но папе идея не понравилась».

С пространством на картинах художника творятся самые настоящие чудеса: оно вспухает, причудливо изгибается и замыкается на самом себе. По замкнутой лестнице Эшера можно спускаться (или подниматься) бесконечно (картина «Восхождение и спуск»). Его вода может все время течь по спуску и тем не менее идти по кругу, зримо воплощая мечту изобретателей «вечного двигателя» (картина «Водопад»). В его квадрате можно сразу увидеть и внешнюю и внутреннюю сторону (картина «Бельведер»). Его юноша в картинной галерее может созерцать картину и… одновременно находиться в ней сам (картина «Картинная галерея»). И наоборот — миры могут существовать рядом, но никогда не встречаться (картина «Двойной астероид»).

Если нарисованные на двумерной плоскости фигуры мы способны воспринимать трехмерными, то почему бы трехмерное пространство не изобразить так, как будто мы смотрим на него из четвертого измерения? Можно ли изобразить невозможное? Эшер мог. Если итальянские мастера Возрождения изобрели перспективу, то голландский художник довел ее до абсурда. Дивные безумные пространственные построения, вспыхивающие в мозгу Эшера, воплощались, сводя с ума теперь его зрителей.

P. S.: Всем заинтересовавшимся настоятельно рекомендую прочесть первый комментарий к этой статье.

Анализ

Мартин Бич интерпретирует многие полиэдрические соединения в Звезды как соответствующий двойные звезды и тройные звездные системы в астрономии. Бук пишет, что для Эшера математическая упорядоченность многогранников отражает «стабильность и вечное качество» небес, и Марианна Л. Тойбер также пишет, что Звезды «празднует отождествление Эшера с неоплатонической верой Иоганна Кеплера в лежащий в основе математический порядок во Вселенной».

С другой стороны, Говард В. Джаффе интерпретирует многогранные формы в Звезды кристаллографически, как «блестяще ограненные драгоценности», парящие в пространстве, с его составными многогранниками, представляющими кристаллическое двойникование.Однако Р. А. Данлэп указывает на контраст между порядком многогранных форм и более хаотичной биологической природой населяющих их хамелеонов. В том же духе Бич отмечает, что сами звезды передают напряжение между порядком и хаосом: несмотря на их симметричные формы, звезды разбросаны, по-видимому, случайным образом и беспорядочно различаются друг от друга. Как писал сам Эшер о центральной клетке для хамелеонов: «Не удивлюсь, если она немного покачнется».

Тяга к падению и идеальный бутерброд

«Если бы вы только знали, какие видения посещают меня в ночной тьме… Иногда моя неспособность сделать их зримыми буквально сводит меня с ума. По сравнению с этими мыслями каждая отдельная гравюра или рисунок — это полная неудача, только мельчайшая частица необъятного целого». (М.К. Эшер)

Голландский мальчик Мориц Корнелис Эшер (род. 1898 г.) с детства был немного странным. Бесцветный, замкнутый и заикающийся, он плохо учился и был подвержен двум маниям. Первую можно назвать «тягой к падению» — все вертикальные, устремляющиеся ввысь формы, имели для парня пугающую и одновременно восхитительную притягательность. Второй странностью маленького Эшера было построение «безупречного бутерброда». Однокашник будущего художника вспоминал, как тщательно укладывал Мориц на хлеб кусочки сыра и колбасы с целью получить «идеальное покрытие».

Удивительный дар юноши был истолкован не совсем верно, и Морица послали учиться на архитектора. Однако вскоре он перевелся в класс графического дизайна. С тех пор основной художественной формой Эшера станет гравюра.

По окончании учебы Эшер отправляется путешествовать по Италии и Испании, чтобы познакомиться с работами великих мастеров. Несмотря на то, что ранние картины самого Эшера были вполне натуралистичны, они уже полны неподражаемой гармоничной красотой и настоящей магией («Три мира», «Капля росы», «Лужица» и др.). К Италии Эшер настолько прикипел, что, женившись, решил поселиться в Риме. Уже в те времена талантливый голландец пользуется популярностью — так на крестинах сына Эшера присутствовали король Эммануэль и сам «дуче» Муссолини. Впрочем, когда по велению «почетного гостя» итальянских детей начали заставлять вступать в фашистскую организацию, художник не выдержал.

В 1935 году семья Эшера переезжает в Швейцарию, а с началом войны — в Голландию. Кроме расставания с любимой Италией, война принесет художнику и личное горе: в концлагере погибнет его учитель — еврей Самуэль Мескит. После ареста Мескета Эшер успевает посетить его дом и спасти картины учителя, переправив в музей Амстердама. Себе он оставит лишь один эскиз, на котором отпечаталась подошва фашистского сапога…

Влияния

А ромбокубооктаэдр нарисованный Леонардо да Винчи, 1509, за четыре века до Эшера

Интерес Эшера к геометрии хорошо известен, но он также был заядлым астрономом-любителем и в начале 1940-х годов стал членом Голландской ассоциации метеорологии и астрономии. У него был 6 см рефракторный телескоп, и записал несколько наблюдений за двойные звезды.

Использование многогранников для моделирования небесных тел восходит к Платон, кто в Тимей определил правильный додекаэдр с формой неба и его 12 граней с созвездия из зодиак. Потом, Иоганн Кеплер предположил, что распределение расстояний между планетами от Солнца может быть объяснено формой пяти Платоновы тела, вложенные друг в друга. Эшер сохранил модель этой системы вложенных многогранников и регулярно изображал многогранники в своих произведениях, связанных с астрономией и другими мирами.

Эшер научился технике гравировки по дереву у Самуэль Джессурун де Мескита. Он проиллюстрировал октаэдрическое соединение Звезды в скошенном каркасный стиль, который использовался Леонардо да Винчи в его иллюстрациях для Лука Пачоли книга 1509 года, De Divina пропорционально.

В Stella Octangula (Лат. «Восьмиконечная звезда») в правом верхнем углу Звезды был впервые описан Пачоли, а затем вновь открыт Кеплером, который дал ему астрономическое название.Х. С. М. Коксетер сообщает, что форма центральной клетки хамелеона в Звезды ранее был описан в 1900 г. Макс Брюкнер, чья книга Vielecke und Vielflache включает фотографию модели такой же формы. Однако Эшер не знал об этой ссылке, и Коксетер пишет, что «замечательно, что Эшер, не зная алгебры или аналитической геометрии, смог заново открыть эту в высшей степени симметричную фигуру».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: