Чюрлёнис микалоюс константинас смысл картин. сочинение-описание картины микалоюса чюрлениса «дружба чюрленис дружба

Работы (подборка)

Музыка

Органные пьесы
  •  : Фуга до-диез минор VL 86; Прелюдия до мажор VL 89; Фугетта соль минор VL 91; Мазурка с вариацией соль мажор VL 238;
  •  : 11 прелюдий и фугато с 94 по 105.
Пьесы для фортепиано
  •  : 4 прелюдии VL с 106 по 109;
  •  : Соната фа мажор VL 155; Соната до-диез минор VL 156 (признана утерянной); Тема с вариациями ре мажор VL 151;
  •  : 3 мазурки ВЛ 143-161-167;
  •  : Полонез ля мажор VL 173; Ноктюрн фа-диез минор VL 178; Экспромт фа-диез минор VL 181;
  •  : Ноктюрн до-диез минор VL 183; Полонез си-бемоль минор VL 190;
  •  : Вариации на тему Sefaa Esec VL 258; Вариации на тему Бесакас VL 265;
  •  : La Mer ( Jūra ), трехчастный цикл для фортепиано VL 317;
  •  : 16 прелюдий; Фуга си-бемоль минор VL 345.
Камерная музыка
  •  : Тема с вариациями си минор VL 80 для струнного квартета; Фуги соль мажор VL 81 и фа-диез минор VL 82, для струнного квартета;
  • —  : Струнный квартет до минор VL 83 (неоконченная).
Работает для оркестра
  • —  : В лесу ( Мишке ), симфоническая поэма VL 1;
  •  : Увертюра « Кястутис» для оркестра VL 2; Симфония ре минор VL 4 (неоконченная);
  • —  : «Мер» ( Юра ), симфоническая поэма VL 5;
  •  : Сотворение мира ( Pasaulio sutvėrimas ), симфоническая поэма VL 6 (неоконченная).
Хоровые произведения
  •  : Реквием для хора а капелла VL 13;
  •  : Cantata De Profundis для хоров и оркестра (или хоров и органа) VL 8-9;
  • —  : литовские народные песни гармонизируются для хоров а капелла;
  • — +1909  : Юрате , опера (незавершенный).

Картина

  •  : Траурная симфония ( Laidotuviu simfonija ), цикл из семи картин
  •  : День ( Diena ), картина
  •  : Ночь ( Нактис ), картина
  •  : Видение ( Regėjimas ), картина
  • —  : Всемирный потоп ( Тванас ), цикл из девяти картин
  •  : Правда . 91,6 х 67,4. Пастель на бумаге
  •  : Тихая . 42,2 х 72,7. Бумага, пастель, акварель, темпера.
  •  : Дружба . 73,4 х 63,5. Пастель на бумаге
  • —  : Сотворение мира ( Pasaulio sutvėrimas ), цикл из тринадцати картин ниже:
  •  : Лес . 62 × 72,8. Пастель на бумаге
  •  : Корабль . 85 × 68 см. Пастель на бумаге
  • —  : Зима ( Лиема ), цикл из восьми картин, в том числе:
    •  : Зима . 36 × 31,5. Бумага, темпера.
    •  : Зима . 36,7 х 31,3. Бумага, темпера.
  •  : Солнечная соната ( Соната Сауле ), состоящая из следующих четырех картин:
    • Аллегро . 63 × 59,5. Бумага, темпера.
    • Анданте . 63,2 х 58,4. Бумага, темпера.
    • Скерцо . 63 × 59,5. Бумага, темпера.
    • Финал . 63 × 59,6. Бумага, темпера.
  •  : Весенний цикл,

    Колокольня . 36,5 х 31,6. Бумага, темпера.

    включающий:

  •  : Весенняя соната ( соната Павасарио ), состоящая из четырех картин:

    • Аллегро . 72,8 × 62,8. Бумага, темпера.
    • Анданте . 72,4 х 62,6. Бумага, темпера.
    • Скерцо . 72,6 х 62. Бумага, темпера.
    • Финал . 72,6 х 62,2. Бумага, темпера.
  •  : Зодиак ( Zodiakas ), цикл из двенадцати таблиц ниже, включая:
    • Телец . 35,8 х 30,7. Бумага, темпера.
    • Богородица . 35,8 х 31,4. Бумага, темпера.
    • Стрелец . 35,8 х 30,5. Бумага, темпера.
  •  : Триптих Конте, в том числе:
    • Панель II  : 63 × 72 см. Бумага, темпера.
    • Панель III  : 72,4 × 62,8 см. Бумага, темпера.
  • —  : Триптих Райгардаса  ;
  •  : Летняя соната ( соната Васароса ), включая четыре картины
  •  : Звездная соната ( vaigždži sonata ), состоящая из четырех картин, в том числе:
    • Аллегро . 72,2 х 61,4. Бумага, темпера.
    • Анданте . 73,5 х 62,5. Бумага, темпера.
  •  : Морская соната ( Соната Юроса ), состоящая из трех следующих картин:
    • Аллегро . 73,4 х 63. Бумага, темпера.
    • Анданте . 73,3 х 62,4. Бумага, темпера.
    • Финал . 73,2 х 62,9. Бумага, темпера.
  •  : Диптих Прелюдия и фуга ( Preludias ir fugas )
  •  : Фантазийный триптих ( Fantazija ) — прелюдия, фуга и финал, в

    Убегаю . 62,6 х 73. Бумага, темпера.

    том числе:

  • —  : Серия сказок ( Пасакос ), включающая три следующие картины:

    • Сказка о королях ( Каралиų — Пасака ). 70,2 х 75,2. Холст, темпера.
    • Сказка о замке ( Пилис — Пасака ). 49,6 х 67. Бумага, темпера.
    • Крепость ( Твиртове — Пасака )
  •  : Жертвоприношение . 71 × 78,5. Бумага, темпера.
  •  : Ноев ковчег ( Nojaus arka ), картина
  •  : Жемайтийские кресты ( Žemaiči koplytstulpiai ). 36 × 31,2. Бумага, темпера.
  •  : Рекс , картина

М.К.Чюрлёнис — композитор

Все музыкальное творчество Чюрлениса принято разделять на ранний (1896-1903) и поздний (1904-1910) периоды. Ранний период связан с обучением в Варшаве (1894-1899) и Лейпциге (1901-1902). Это время становления стиля композитора, период овладения композиционной техникой. Произведения того времени ярко отражают восхищение Шопеном (не только стилистикой, но и жанрами – вальсами, мазурками, полонезами), однако часть произведений свидетельствует об очевидной склонности композитора к полифоническому мышлению, о стремлении найти новые композиционные и инструментальные возможности.

В позднем периоде, который еще называется зрелым, Чюрленис решительно обращается к музыкальному модернизму. Его интересуют короткие серии звуков, на основе которых формируется все произведение. Самостоятельность голосов стирает границы между гомофонной и полифонической музыкой, а метод и техника музыкальной композиции, многократное повторение (остинатное) баса или верхнего голоса создает визуальное впечатление стабильности, взаимосвязанными с его работами живописи. Графический контур мелодий, расположение партий и фактуры инструментов отображают очевидное стремление Чюрлениса найти новые пути к синтезированию искусств.

Сегодня, к сожалению, нельзя точно утверждать, сколько именно музыки было сочинено Чюрленисом, так как значительная часть рукописей не сохранилась – предположительно сгорела во время войны или же пропала в водовороте исторических событий. То, что сохранилось – по большей части эскизы, черновики, фрагменты музыкальных идей. Такой характер архива обусловил то, что произведения Чюрлениса были полностью опубликованы лишь спустя сто лет после смерти композитора. И все же сегодня насчитывается от 350 до почти 400 музыкальных произведений. Основная часть сохранившегося музыкального наследия – это произведения для фортепиано, а также весьма значимые опусы для симфонического оркестра (симфонические поэмы «В лесу», «Море», увертюра, кантата для хора и оркестра), струнного квартета, произведения для хора (оригинальные композиции и гармонизированные литовские народные песни), сочинения для органа.

Прослушать Фугу c-moll VL 219

В свое время было много сказано и написано о том, что Чюрлёнис картинами хотел выразить музыку, что красками он стремился передать музыкальные звуки. И потому будто бы его художественные произведения часто носят музыкальные названия – фуга, прелюдия, соната. Его музыка живописна, а картины музыкальны.

Презентация — Микалоюс Константинос Чюрлёнис

Слайд 1

Микалоюс Константинос Чюрлёнис

Слайд 2

Микалоюс Константинас Чюрлёнис – человек, сумевший сформулировать и воплотить в жизнь казавшуюся неосуществимой мечту художников русского Серебряного века – Синтез искусств.

Чюрленис считал, что главная тенденция в развитии искусства связана с трансформацией отдельных видов искусства в нечто целостное и единое. Он мечтал о звучащей живописи и зримой музыке.  И он этого достиг.

Чюрленис Микалоюс Константинос (1875-1911) — литовский живописец и композитор.

Когда в 1907-1908 годах одна за одной начали появляться непревзойденные по точности цветопередачи живописные сонаты Чюрлениса «Солнечная», «Весенняя», «Летняя», «Морская», «Звездная», никому и в голову не пришло обвинить его в рационализме или в преднамеренном поиске новых форм выразительности. В этих полотнах действительно звучала музыка, музыка большой любви.

Слайд 3

Родился Константинос Чюрленис 22 сентября 1875 года в деревне Друскининкай в семье деревенского органиста, где было пять сыновей и четыре дочери. Отец рано начал учить Константиноса музыке, и в семь лет мальчик уже знал ноты и даже читал с листа.

Варшавский врач Маркевич, который приезжал летом в Друскининкай, познакомил юного «вундеркинда» со своим другом, меломаном М. Огинским, который содержал оркестровую школу. В тринадцать лет, после окончания начальной школы, Константинос поехал туда учиться. Огинский взял на себя финансовое обеспечение учебы Чюрлениса и в Варшавском музыкальном институте.

Здесь в то время преподавали 3. Сигетинский и 3. Носковский, которые находились под обаянием романтической музыки Шопена. Еще будучи студентом, Чюрленис написал много самых разных музыкальных произведений.

С отличием окончив в 1899 году институт, он отказался от должности в музыкальной школе в Люблине, написал симфоническую поэму «В лесу» (1900-1901) и поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию.
Окончив консерваторию, Чюрленис возвратился в Варшаву и жил на частные уроки. Еще учась в Лейпциге, он на последние деньги купил холст и краски.

А на каникулах в Друскининкае начал рисовать окрестные пейзажи, озеро, Неман. В 1902 году он посещал одну из варшавских художественных студий, потом частную школу живописи и художественных ремесел. Одна из первых его картин, которую он сам назвал символической, была «Музыка леса» (1903).

Слайд 4

В 1904 году Чюрленис поступил в Варшавскую школу изящных искусств, директором которой стал выпускник Петербургской академии литовский художник К. Стабровский. В это время в школе преподавали молодой пейзажист Ф. Рущиц, скульптор К. Дуниковский. Чюрленис учился у известного портретиста К.

Кшижановского. Потом появились созданные, а точнее сотканные из фольклорных мотивов «Сказка о крепости», «Сказка о замке», «Путешествие королевича», «Путешествие королевны».
Осенью 1908 года Чюрленис поехал в Петербург, где познакомился с Добужинским, Бакстом, Сомовым и другими «мирискусниками».

Среди живописных произведений 1908-1909 годов заслуживают особого внимания символические композиции «Рекс», «Жемантийские кресты», «Арка Ноя», «Рай»… Но все больше тревоги, смятения, дурных предчувствий в его картинах. Появляются «Демон», «Прелюд», «Баллада о черном солнце»…

Как и Врубелю, Чюрленису не удалось победить душевную болезнь.
Жена отвезла его из Петербурга в Друскининкай. Врачи настояли, чтобы Чюрлениса поместили в Пустельницкую больницу для душевнобольных под Варшавой. Возвратившись, он заболел тяжелым воспалением легких, потом случилось кровоизлияние в мозг.

10 апреля 1911 года его не стало.

Слайд 5

Картины М.К. Чюрлёниса«Лодка»«Мосты»«Дружба»

Много картин имеют сказочный характер и называются «Сказка» и т.п.

В 1909 году М.К. Чюрленис женился на Софье К. — музыкальной тонко чувствующей красоту девушке, которая обожала его и его искусство. Он в расцвете творческих сил, но он одинок, многие его не понимают. Забота о семье о будущем ребенке мучит его. Он работает по 8-10 часов. Но тоска неуверенность в себе подтачивает его и так хрупкое здоровье. Он заболевает психическим расстройством. Его настроение передано в его жуткой картине « Черное солнце» Он пишет триптих «Мой путь», где в аллегорической форме отображает свой творческий и жизненный путь. Он возвращается домой и попадает в психбольницу, ему уже становилось лучше, но он заболел воспалением легких и вскоре умирает.

Чюрленис написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей»; 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904 — 1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907; «Жемайские кресты», «1909»). Произведения находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса.

Чюрлёнис — автор первых литовских симфонических поэм «В лесу» (1900—1901) и «Море» (1903—1907), увертюры «Кястутис» (1902), кантаты для хора и симфонического оркестра «De profundis» (1899), струнного квартета, произведений для хора a capella на тексты псалмов. Записал и обработал свыше 60 литовских народных песен. Сочинил свыше 200 произведений для фортепьяно (прелюды, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).

Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных к жизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал:»Это новый духовный континент, и его Христофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис!»

Александр Бенуа писал:»Я как-то сразу поверил ему, и если люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что я рискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и по существу не интересен

Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом»

Вот стихи М.К. Чюрлёниса, как он понимает любовь

Любовь — это восход солнца, Полдень долгий и жаркий, вечер тихий и чудный.

А родина его тоска. Любовь — это старая песенка. Любовь — это качели радуги, подвешенные на белых облаках. Любовь — это мгновение блеска всех солнц и всех звезд. Любовь — это мост из чистого золота через реку жизни, разделяющую берега «добра и зла». Любовь — это крепкие белые крылья. Любовь — это старый сосновый лес в жаркий полдень, это отдых в лесу под убаюкивающий шум сосен. Любовь — это дорога к солнцу, вымощенная острыми жемчужными раковинами, по которым ты должен идти босиком.

Помнишь ли ты море, черный закат? …Слышишь, как шумят волны? И играют, и поют. Помнишь? А большие волны помнишь?.. Помнишь, какой шар света ты принесла мне тогда, когда я еще не знал тебя? Говори со мной, говори много, часто, как говорила еще до нашей встречи. И всегда держи в своих ладонях этот великий огонь…

…Помни, что исполнятся все наши желания, все мечты. Счастье с нами, а если судьба слегка мешает и стесняет, то уж такая у нее привычка… Я вижу, как горят твои светлые глаза, как мысль твоя летит метеором, и, ощущая бескрайнюю радость, свято, твердо верю, что серость, жалкая проза никогда не проникнут в наш Дом. Ты будешь оберегать наш Алтарь, ты, чудесная моя Жрица! Вся наша жизнь сгорит на жертвеннике Вечного и Всемогущего искусства. И скажи — разве не мы самые счастливые люди на свете?

Я полечу в очень далекие миры, в края вечной красоты, солнца и сказки, фантазии, в зачарованную страну, самую прекрасную на земле. И буду долго, долго смотреть на все, чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах…

Картина «Тишина»

Картина «Тишина» Она гениальна простотой замысла и исполнения. На тускло-желтом прямоугольнике картона светятся три маленькие головки одуванчика и все. Тишина. Мимолетное дуновение- и их не будет.

М.К. Чюрленис создает цикл «Знаки зодиака» Его волнуют аллегорические мысли о вечном движении, о повторяемости и обновлении.

«Водолей» — туманное изваяние коронованного властелина, из руки которого истекает отвесно светлая струя, обращаясь в реку и океан.

«Я шёл один. Ночь светлая. Настроение тоже просветлённое. Небо окутано зеленоватым туманом. Кое-где звезда, будто заблудившаяся, попавшая в сети мушка, трепещет золотыми крылышками, а в самом центре луна-паук смотрит значительным, мигающим большим глазом. И всё происходит в какой-то священной тишине. Дальнейший путь был ещё прекраснее. Луна закатилась и ярко засверкали звёзды, чудеснейшая часть небосвода: Орион, Плеяды, Сириус… В подобные мгновения хорошо забыть, откуда ты и куда идёшь, как тебя зовут, и смотреть на всё глазами ребёнка. А когда это кончается и приходишь в себя, становится жаль, что так давно уже живёшь, так много пережил… Если бы можно было жить так, с постоянно раскрытыми глазами на всё, что прекрасно». (М.- К. Чюрлёнис)

«Пожалуй, никто из художников не передавал с таким мастерством ночь и звёздное небо, как это сделал Чюрлёнис в серии своих картин «Знаки зодиака». (К. Паустовский)

Чюрлёнис. Стрелец.

Гляди, среди снежных горных корон, среди гор, стреляющих вверх и почти достигающих неба, стоит человек… М.- К. Чюрлёнюс.

Черты личности[ | ]

Это был живой, добрый, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей.

Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский, брат композитора Эугениуша Моравского-Домбровы, говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет», — вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман.

Единственное, что могло его вывести из себя, — это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. Он негодовал «…почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства».

  • Портрет. Таким его помнят родные и знакомые
  • Чюрлёнис с другом — композитором Эугениушем Моравским-Домброва. Варшава, 1899
  • Чюрлёнис с супругой Софией Чюрлёнене-Кимантайте
  • М. К. Чюрлёнис. Сказка королей
  • М. К. Чюрлёнис. Истина

Музыкальное творчество

Автор первых литовских симфонических поэм «В лесу» (1900—1901) и «Море» (1903—1907), увертюры «Кястутис» (1902), кантаты для хора и симфонического оркестра «De profundis» (1899), струнного квартета, произведений для хора, а капелла на тексты псалмов. Записал и обработал свыше 60 литовских народных песен. Сочинил свыше 200 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).

Потомство

Музей Чюрлениса в Каунасе

В году рецензия « Аполлон» посвятила ему статью под номером 5, написанную ее создателем Сергеем Маковским . Отчасти благодаря этой хвалебной статье и поддержке, которую она дает, этот музыкант и художник находит свое место предшественника современного искусства, до сих пор неизвестного. В году « Мир искусства» организовал посмертную выставку 125 картин, сгруппированных в разные циклы: фантастические пейзажи, своеобразная нереальная вселенная. До этого Чюрленис был единственным, кто осмелился воплотить свои мечты о Сотворении мира в своей живописи, граничащей с фигуративным и абстрактным.

В целом, после смерти Чюрленис становится одним из символов Литвы. Среди других примеров, в Каунасе , втором по величине городе, в Национальном художественном музее М.К. Чюрлениса  (в) находится большинство его картин и рисунков. В столице, Вильнюсе, в Национальной художественной школе им. М.К. Чюрлениса  (ru) есть три отделения: музыкальное, танцевальное и изящное. Музыковед Витаутас Ландсбергис (президент страны с 1990 по 1992 году) посвятил несколько работ композитора, в том числе биографии , опубликованной в 1992 году и критическое изданием Работы для фортепиано , опубликованной в 2004 году . А с года струнный квартет называется «Quatuor Čiurlionis».

Именно литовские музеи в Каунасе и Вильнюсе объединяют почти все художественное наследие художника. За пределами своей страны он остается непризнанным. Тем не менее , он занимает привилегированное место в источники искусства XX — го  века , ко времени перехода к чистой абстракции.

Во Франции Чюрленис также остается в значительной степени неизвестным, даже если Музей Орсе посвятил художнику выставку в конце — начале 2001 года . Кроме того, Соната Солнца и Зодиак были показаны с8 октября 2011 г. в 12 февраля 2012 г.В рамках выставки Европы и Духа , в музее современного искусства и современного в Страсбурге . Что касается дискографических записей произведений композитора (как и его концертной программы), то во Франции их немного, а то и нет.

Отметим также , что в астрономии , астероид , пронумерованные 2420 и открыт в 1975 году российским астрономом Николаем Черных , также носит его имя. А в альпинизме одна из вершин Памирского хребта ( Таджикистан ) с момента своего первого восхождения в 1964 году носила название «гора Чюрленис» (5794  м над уровнем моря) .

Вкушение

Варшава в конце ХIХ века представляла собой настоящий культурный центр, и каждый юный музыкант мечтал сюда попасть. Здесь кипела творческая жизнь – концерты местных и приезжих пианистов и дирижеров, богатый репертуар оперного театра, музеи, выставки и библиотеки. Здесь так просто найти нужные ноты!

Музыкальные пристрастия молодого Чюрлёниса в те годы разнообразны. В Бетховене ему нравился героический драматизм, а в Вагнере блистательная сочность. Шопен привлекал богатством своих чувств – от лёгкой грусти до пафосного трагизма. Но Бах затмевал всех своей глубиной и величием, своим масштабом.

В институте завязывается дружба с Эугениушем Моравским, ставшим впоследствии известным польским музыкантом и композитором. А к сестре Моравского Марии у Чюрлёниса вспыхивают нежные чувства, озарившие жизнь в чужом городе и ставшие источником светлых переживаний. Но, к сожалению, пылкий роман двух незаурядных людей так и не получил продолжения – отец Марии запретил дочери даже думать о браке с нищим музыкантом и отдал замуж за богатого вдовца. Константинас и Мария остались добрыми друзьями до конца жизни.

Константинас Чюрлёнис и Эугениуш Моравский

Живя в большом городе, Чюрлёнис прочувствовал «изнанку» жизни. В отличие от маленьких патриархальных городков, большой город усиливал контрасты – бедные были ещё беднее, а богатые богаче. Горе углублялось, а развращённость расширялась. Здесь, в Варшаве, юный музыкант понял, что хорошее образование ещё не делает человека порядочным, а принадлежность к высшему свету не добавляет благородства. Несправедливость, глупость и лицемерие явили свой отвратительный оскал. Чюрлёнис наблюдал окружающий мир, делал выводы и складывал впечатления в своём чутком и трепетном сердце.

Поступив учиться на пианиста, уже через год Чюрлёнис перевёлся на факультет композиции. Такая переменчивость продолжится в его жизни и далее – став композитором, он начнёт учиться живописи. Душа Чюрлёниса была беспокойной и мятущейся. Огромное дарование не давало ему шансов к спокойной и размеренной жизни.

За годы учёбы Чюрлёнис написал около 25 фуг. Он стал не только профессиональным композитором, но и потратил много сил для получения общего образования. Много читал, изучал философию, историю, математику и космологию. Пытался осмыслить свои корни в сложном и запутанном мире. Осознание личной национальной идентичности приходило через осмысление мировой истории и культуры.

Любознательность Чюрлёниса была потрясающей. У его сестры сохранилась тетрадь, содержащая на своих страницах сферу интересов мятущегося гения. Огромный массив заметок из разных областей: словари основных европейских языков, письмена древних финикийцев, ассирийцев и египтян, таблицы свойств химических соединений и физических тел, различные исторические даты, географические данные, придуманный алфавит и ещё многое, и многое другое. Он хотел вместить в себя всю Вселенную, чтобы в будущем воплотить тайну бесконечности на своих полотнах.

Это было время великих замыслов и масштабных людей. Подобным же образом проявил себя другой гений – поэт и художник Макс Волошин. Он был современником Чюрлёниса, близким ему по духу человеком, также мечтающим объять необъятное и воплотившим Симфонию – синтез искусств.

Кантата для хора и симфонического оркестра «De profundis» стала выпускной работой в Варшавском музыкальном институте. Это сложное произведение показало профессионализм автора, и стало вехой в литовской музыке. В начале века, а на дворе шёл уже 1900 год, начиналось становление нового искусства, яркого, с национальными чертами и местным колоритом. Чюрлёнис был его провозвестником не только в музыке, но и в живописи.

За кантатой последовала симфоническая поэма «В лесу». Музыка Чюрлёниса стала более печальной и медленной, более вдумчивой и чуткой. Появилось взвешенность, благородство и простота. Спокойствие литовских песен воплотилось в нежной и хрупкой симфонии. Лес в поэме раскрывается музыкально – ветер арф, журчание свирелей, таинственные призывы горнов, солнечный свет струнных…

Послушайте, друзья, симфонию Чюрлёниса «В лесу». Это свежая и всегда молодая музыка. Грустная, добрая и глубокая.

Рай

Мы можем лишь едва угадывать первоначальный ужас, что принесло Чюренису всё более раскрывающееся ясновидение, приведшее его впоследствии к созданию «Рая», где он вновь, хотя и по-новому, говорит о том, что некогда видели Филиппо Липпи и Фра Беато Анджелико. Он слишком ясно видел и слишком много знал… Б.Леман. 1912]

Николай Рерих был большим почитателем творчества Чюрлёниса.

Чюрленис … нарушил закон толпы, закон, которым никогда не поступится толпа и по которому всякий говорящий должен говорить понятно… В большинстве своём зритель считает, что картина Чюрлениса всё равно непонятна и потому воспринимает её как музыкальные созвучия и переживает лишь жалкие обрывки собственных чувств и пигмейских трагедий… Чюрлениса нужно смотреть, понимая, что в его картинах вообще нет излишних подробностей, как нет подробностей вообще — в них всё главное. Язык картин прост, ясен и целен, а само творчество Чюрлениса есть зрительное откровение прекрасного гармоничного мира, вечной беспредельной жизни.

…Отправной точкой его живописи служит, как это удостоверяет изучение его картин, зримая реальность. От неё он устремляется к тому, что ей внеположено, что прозревает он за её пределами… Живописная обработка элементов зрительного созерцания по принципу, заимствованному из музыки… вот его метод… Его творчество… есть опыт синтеза живописи, предполагающей изображение вещей в трёх измерениях. В противоположность этому музыка знает лишь одно пространство — время… Творчество Чюрлениса есть попытка, без сомнения, непреднамеренная, наивная и всё же проведённая с тою бессознательной закономерностью, которая составляет постоянство истинного дарования. Если бы эта попытка была рассчитанным действием, подсказанным теоретическими изысканиями, она бы едва удалась. Ни одно искусство не должно стремиться к выходу в чужую область из своих естественных пределов. …Чюрленис избежал опасностей дурного совмещения и обезличения обоих искусств. Он… заставляет нас ощутить себя в ином пространстве, поглотившем время и движение.

Стихи М.К. Чюрлёниса

Я, как Бог, един в трех лицах. Я свеча. Горю, копчу. Мотылек. По воле Рока В той свече сгореть лечу. И сторонний наблюдатель. Знаю все наверняка, Но стремлюсь душою — крыльями В злое пламя языка…

Стихи Эдуардаса Межелайтиса о Чюрленисе.

Не думай, что я, запершись в этой комнате, Скучаю. Меня навещают знакомые. Есть у меня и музыка (без обмана — Серебряные трубы берёзового органа). И краски — тоже (золотые кленовые листья). Есть холст (изумительно чистый Проём окна). И книги (страстный Данте). И натура (бескровные астры И прокусивший им горло ноябрь угрюмый). Я здесь не скучаю, не думай. Могу, если хочешь, сейчас же на этом оконном холсте Воскресить Ветряную Мельницу во всей её красоте. И, знаешь, кажется мне порою, что из всего киота Можно оставить только одного Дон Кихота.

Человек междумирья.

Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: « Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет» — вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман.

Сам Чюрленис говорил о себе:

«Постоянно хочу творить добро, но не знаю, что есть добро. Хочу идти, но не знаю куда. Я слаб, потому что чувствую, что ошибаюсь. Только покажи мне, в какой стране есть эта жизнь, и ты увидишь, сколько во мне найдётся энергии».

И тоже из Чюрлениса:

«Хрустальный шар — вот все что я хочу! Что б был передо мной большой хрустальный шар, когда я думаю о людях! Хотел бы я положить в изголовье жемчужину печали, сквозящую прозрачной синевой, и слушать, как стонут сосны! Как это чудесно быть нужным людям и чувствовать свет в своих ладонях!»

Отказался от должности профессора консерватории

Очередной отказ от лестной возможности. Чюрленис сказал «Нет!» на предложение занять место профессора Варшавской консерватории, решив, что его призвание — творить, а любая должность будет убивать энергетические порывы.

В этот период интерес к космогонии, астрономии разгорался, что сказалось на творчестве литовца и отразилось на его личности в целом. Зачастую Константинас был мрачным и замкнутым, пребывая в раздумиях.

В Варшаве встретил польско-белорусского художника Казимира Стабровского, обратившего внимание на юношу. Стабровский был знаком с варшавской интеллектуальной элитой, он был знаковой и весомой фигурой в столице

Чюрленис поступил в варшавскую художественную школу Казимира Стабровского, став одним из лучших.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: