Команда
Первым, кто выдвинул идею памятника Бальзаку, является Александр Дюма отец сразу после смерти Бальзака. Заброшенный проект не был возобновлен до 1885 года на вмешательство Эмиля Золя , запрошенный Норберт Гёнётт и Шампфлери . Сосьете де Gens де Беллетристика , которого Золя президент поручил памятник Бальзаку от скульптора Шапю , который не имел бы время , чтобы выполнить свою работу: он умер в 1891 году Проект включал в себя статую три метра в высоту, в доставке 1893. Золя попросил Родена взять на себя этот проект, который он с энтузиазмом принял. Однако официальное открытие памятника на центральном заповеднике бульвара Распай на1 — й Июль тысячи девятьсотого тридцать девять происходит более чем через пятьдесят лет после передачи приказа Родену и через двадцать лет после его смерти.
Под открытым небом
Приглашаем начать знакомство с музеем Родена
Знакомство с музеем начинается с покупки билетов в стеклянном павильоне на улице Варрен, где и расположен особняк. Можно осмотреть все поместье или только сад. Второй вариант дешевле. Рассчитывать, однако, нужно не только финансовые средства, но и запас физических и эмоциональных сил, ведь на изучение парка уйдет не один час (он занимает 3 гектара!), а произведения мастера часто транслируют наряду с любовью и страстью отчаяние и глубокую грусть.
Великолепный сад музея Родена
Сад и сам по себе великолепен. Благоухающие розовые кусты, ухоженные лужайки, деревья с геометрически правильной кроной соседствуют с бессмертными работами скульптора. Гуляя по парку, можно встретить сделанные Роденом копии с древнегреческих статуй и некоторые экземпляры его коллекции древностей. Здесь же размещены самые знаменитые его работы:
— «Мыслитель»;
«Мыслитель» — одна из известнейших скульптур Огюста Родена
— «Уголино»;
Этот шедевр создан по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери
— «Граждане Кале»;
Граждане Кале — скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны.
— «Врата ада»;
«Врата ада»- один из сюжетов «Божественной комедии» Д.Алигьери, воплощенный в бронзе
— памятник Оноре де Бальзаку.
Памятник великому Оноре де Бальзаку
Каждая работа заражает определенным настроением. Даже не зная истории осады Кале и героизма его граждан, трудно не понять смирения, гнева, внутренней боли приговоренных к смерти. Противопоставление динамики и статики в памятнике показывает зрителям амбивалентность эмоций: одновременно агрессивное отвержение и терпеливое принятие.
Рядом с «Мыслителем» предусмотрительно расположены лавочки для всех, кто захочет не просто отдохнуть, но и присоединиться к думам философа. Интересно, что скульптура изначально создавалась как портрет Данте, автора «Божественной комедии», ставшей источником вдохновения для «Врат ада». Роден предполагал изобразить его созерцающим воплощение своих слов в бронзе, но в итоге мастер создал обобщенный образ творца, занятого тяжкими мыслями.
Эта скульптура, как и «Мимолетная любовь» и «Поцелуй», в уменьшенном виде включены во «Врата ада». Для того чтобы полностью рассмотреть произведение, понадобится немалое время, поскольку оно изобилует деталями и отсылает к темам человеческих страстей и пороков. Оно по праву считается лучшим творением Родена.
О.Роден «Мимолетная любовь»
Парк усадьбы иллюстрирует собой высказывание скульптора о том, что главные источники вдохновения художника — это Античность и природа. Солнечные лучи, падающие на статуи под разным углом в зависимости от погодных условий, каждый раз высвечивают слегка иные детали и штрихи, помогая зрителю переосмыслить бронзовые творения. Тщательно проработанные тела, своим атлетическим сложением вызывающие в памяти образы Аполлона Бельведерского и Венеры Милосской, будто движутся в игре света, проникающего сквозь листву.
Парк музея Родена
Роден выставлял в своем саду и каменные изделия, но их не щадили ветер и влага. В 1995 году была построена Мраморная галерея, где разместили начавшие трескаться и покрываться мхом статуи.
Полную картину игры бликов и теней невозможно составить, не побывав на вечерней экскурсии. Ее проводят каждую среду в 20.45. Сад наполняется таинственной ночной жизнью, на смену дневному светилу приходят прожектора и фонари, а скульптуры под ними неуловимо меняются.
Не стоит проходить и мимо экспонатов в часовне, возведенной одной из религиозных организаций, размещавшихся здесь. Тут демонстрируются собранные Роденом предметы времен Древних Греции и Рима, проводятся выставки современного искусства.
Сокровищница
Вдоволь нагулявшись в парке, посетители с предвкушением заходят в здание музея. Экспозиция первого этажа по большей части представлена работами Родена в сопровождении зарисовок и скульптурных набросков их деталей.
Знаменитый «Поцелуй» Родена
Здесь гостей ждет встреча с «Поцелуем», воплощающим столь желанное для многих сердец сочетание любви духовной и плотской. При взгляде на скульптуру трудно поверить, что она высечена из мрамора — так тонко прописаны все детали.
В соседних комнатах расположены:
— «Ева», исключенная из «Врат ада» и ставшая самостоятельным произведением;
«Ева» — одна из наиболее значительных работ Родена, с которой он начал свое восхождение к известности
— «Человек со сломанным носом»;
«Человек со сломанным носом» — первая значительная работа Родена. Моделью выступил обычный рабочий.
— «Шагающий»;
Прототипом создания данной скульптуры послужил крестьянин, который однажды позировал Родену
— «Бронзовый век» и многие другие.
Бронзовый век» О.Родена
Работы Камиллы Клодель, помощницы и любовницы мастера, размещены также на первом этаже в отдельной комнате. Страсть и эмоциональность ее скульптур ничуть не меньше, чем у учителя.
Камилла Клодель — «муза» и спутница Родена
Тут находятся в том числе «Волна», «Вальс», бюсты ее брата Поля Клоделя и самого Родена. Будучи ученицей, Камилла не только позировала, но и помогала создавать отдельные детали. Причем исследователи расходятся во мнении, каков ее вклад в отдельные работы. Камилле приписывают то мелкие фрагменты, то целые фигуры. Несомненно лишь то, что она была источником вдохновения Родена много лет.
«Волна» Камиллы Клодель
Камилла Клодель «Вальс»
Второй этаж — место, где размещены менее масштабные шедевры: бюсты, статуэтки. Торсы, руки, фигуры будто вырастают из мрамора, кажутся живыми и потому не оставляют равнодушными даже самого далекого от искусства туриста.
На втором этаже музея расположены различные бюсты, статуи, фотографии и живопись
Здесь же находятся фотографии и живопись, которыми Роден увлекся уже в зрелом возрасте. Знаменитые картины из коллекции мастера: «Папаша Танги» Винсента Ван Гога, «Пейзаж в Бель Иль» Клода Моне — доступны для посетителей в залах этого этажа, как и другие полотна и гравюры, собранные мастером.
Знаменитая картина «Папаша Танги» Винсента Ван Гога представлена в экспозиции на втором этаже музея Родена
«Пейзаж в Бель Иль» Клода Моне
Обращает на себя внимание и работа «Рука Бога», представляющая собой слепок с руки Родена, сделанная одним из ассистентов незадолго до его смерти
Шедевр О.Родена «Рука Бога»
История отеля Бирон
Здание, где сейчас располагается Musée Rodin, было возведено в 1730-е гг. по заказу парикмахера А. П. де Мораса, который занимался изготовлением париков. Разбогател он в период игры на бирже, что позволило ему исполнить мечту о постройке прекрасного дома-отеля. Проект был разработан знаменитым французским архитектором Жаном Обером.
Шикарный особняк был построен за 2 года, после чего для выполнения работ по внутренней отделке был приглашен художник по дереву Ф. Лемуан. Вокруг здания был устроен красивый парк. Однако насладиться жизнью в роскоши де Морас не успел, т.к. умер в 1732 г. Вдова парикмахера сдала особняк в аренду невестке короля Людовика XIV — герцогине дю Мен.
После смерти маршала владельцем отеля Бирон стал его племянник — герцог де Лозен, однако в период французской революции он был обезглавлен в 1793 г. После его смерти здание и сад пришли в упадок.
Следующий этап расцвета особняка пришелся на период Первой империи — он был сдан в аренду Ватикану, а затем посольству России. Позднее в нем поселилась герцогиня Бетюн-Шаро, после смерти завещавшая здание Обществу Св. Сердца. В 1820 г. сюда въехали монахини и устроили пансион для благородных девиц. Роскошь они считали излишней, поэтому продали все зеркала и детали с деревянной резьбой. Для нужд пансиона были пристроены служебные помещения, разбит огород, а также возведена готическая часовня.
Реплики
Часто ошибочно утверждают, что помимо оригинальной скульптурной группы в городе Кале существуют две копии, установленные в Париже и Лондоне. На самом деле количество скульптурных групп намного больше.
В соответствии с французским законодательством, может быть сделано не более двенадцати оригинальных слепков этого произведения Родена. Поскольку эти слепки не являются копиями, а представляют собой оригинальное произведение, уместнее отнести к ним определение «реплики».
В настоящий момент изготовлены все двенадцать реплик авторской скульптуры.
Первый состав группы из шести фигур, отлитых в 1895 году, до сих пор находится в городе Кале.
Другие оригинальные реплики находятся:
- в Глиптотеке в Копенгагене / Glyptoteket in Copenhagen (отлита в 1903 году);
- в Королевском музее в Марьемоне, Бельгия / the Royal Museum in Mariemont, Belgium (1905);
- перед Вестминстерским дворцом в Виктория Тауэр Гарденс в Лондоне / Victoria Tower Gardens (отлита в 1908, установлена в 1914 году на постаменте с надписью);
- в музее Родена в Филадельфии / the Rodin Museum in Philadelphia (отлита в 1925 году, установлена в 1929 году);
- в саду музея Родена в Париже / the gardens of the Musée Rodin in Paris (отлита в 1926 году, передана музею в 1955 году);
- в Художественном музее в Базеле (отлита в 1943 году, установлена в 1948 году);
- в Смитсоновском музее Хиршхорна и саде скульптур в Вашингтоне, округ Колумбия / the Smithsonian Hirshhorn Museum and Sculpture Garden in Washington (отлита 1943 году, установлена в 1966 году);
- в Национальном музее Западного искусства в Токио / the National Museum of Western Art in Tokyo (отлита в 1953 году, установлена в 1959 году);
- в музее Нортона Саймона в Пасадене, штат Калифорния / the Norton Simon Museum in Pasadena, California (отлита в 1968 году);
- в музее Метрополитен в Нью-Йорке/ Metropolitan Museum of Art in New York City (отлита в 1985 году, установлена в 1989 году);
- в Галерее Родена в Сеуле — это 12-я и последняя реплика, отлитая в 1995 году.
Кроме того, существуют копии в виде отдельных скульптур: например, на территории кампуса Стэнфордского университета.
Скандал в разгар дела Дрейфуса
Жан Айкар предлагает Société des gens de lettres лично вмешаться, написав Родену. Художник отвечает: «Возвышенное представление о моей ответственности как художника постоянно присутствовало в моем сознании Дайте мне уверенность и доверие. « В то же время он решил отказаться от депозита на уже уплаченную сумму в десять тысяч франков. Скандал громкий. Жан Айкар, новый президент Société des gens de lettres, ушел в отставку, поскольку были организованы клики и начались кампании в прессе за или против Родена.
Вопрос о Бальзаке Родена быстро вышел за рамки художественных и литературных кругов. Такие люди, как Клемансо , Золя, Моне , Малларме , Гюстав Жефруа и другие, встали на сторону Родена в том, что сейчас называется «делом Родена». В то время как Фелисьен Шампсаур пишет в Gil Blas : «Нельзя произносить имя Родена, не падая ниц; критики окружают величайшего гения века Родена, прославившегося, прежде всего, Порт-де-л’Энфер, который никогда не будет достроен, и, наконец, статуей Бальзака, которую он не может сделать . « Альфред Дюке, вице-президент комитета, который с самого начала возглавил борьбу с Роденом, опубликовал документ, « запрещающий г-ну Родену отливать в бронзе гипс, подаренный Роденом » .
Французский коллекционер Огюст Пеллерен (en) и бельгийский юрист Эдмон Пикар предлагают купить работу. Друзья и поклонники Родена открывают подписку. Сезанн — один из подписчиков, показывающих, что среди друзей Родена есть не только Дрейфусарды. Действительно, полемика по поводу памятника Родену Бальзаку разгорелась за месяц до осуждения Дрейфуса . Серж Жерар назвал это «вторым делом Дрейфуса» . А так как Роден друг Золя, автора знаменитого J’accuse…! , некоторые настроения уже не по поводу произведения искусства, а по поводу политического значения, которое они видят в нем: среди подписчиков только дрейфусарды. И наоборот, Клемансо исключился из списка подписчиков, потому что Роден неловко указал, что он опасается, что среди его финансовых сторонников были только дрейфусарды.
Родин не хочет ввязываться в политические ссоры. Он вернул собранные суммы и удалился в Медон . Затем статуя Бальзака была заказана у Александра Фальгьера , близкого друга Родена, который, когда Бальзак Родена снова был представлен в салоне 1899 года, бросил вызов злым духам: он выполнил бюст Родена, а Роден сделал бюст Фальгьера, чтобы ясно показывают, что ссора вокруг Бальзака Родена не повлияла на их дружбу. Александр Фальгьер уже защищал Родена в Брюсселе, когда его несправедливо обвинили в «гнусной лепке» по поводу бронзового века .
Роль Бурделя в статуе Бальзака
Вот свидетельство Мари Дормуа , которая встретила Антуана Бурделя и которая в Mercure de France в1 — го мая 1922, пишет это:
Часы работы и правила посещения
Добраться до музея без труда можно на метро (станция Varenne). Открыта усадьба со вторника по воскресение с 10.00 до 17.45, понедельник — выходной. До достижения 18 лет посетить музей можно для остальных осмотр сада будет стоить 1€, сада и особняка — 6€. Существует возможность приобрести абонемент на посещение парка — 6€ за месяц.
Для удобства сотрудники предлагают воспользоваться аудиогидом, а чтобы прогулка по парку не стала слишком утомительной, посетить местное кафе и ресторанчик с аппетитным меню.
В музейном комплексе есть и зал документального кино, и сувенирная лавка, и библиотека, но главное здесь все же — бессмертные творения Родена, вдохновляющие, заставляющие задуматься, незабываемые. Впрочем, это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.