Описание
Полотно «Кухня ангелов» иллюстрирует не прояснённый эпизод францисканской историографии. Речь, возможно, идёт о брате Франсиско Пересе из Алькалы-де-Гуадаира, отвечающим за кухни. Он в течение 30 лет был помощником на кухне монастыря Святого Франциска Великого. Согласно легенде он был ярым молельщиком и однажды так увлёкся, что забыл свои обязанности. Когда он очнулся, то обнаружил, что его труды чудесным образом были исполнены. Мурильо изобразил чудесный момент истории, наполненный очаровательными деталями.
На левой стороне полотна изображены настоятель монастыря с гостями, которые заглядывают на монастырскую кухню, и им открывается удивительная картина: брат Франсиско, окружённый аурой золотистого света, парит над землёй в мистическом упоении. Рядом с ним в центре композиции стоят два изящно раскрашенных ангела с богато окрашенными крыльями, а справа путти и ангелы занимаются приготовлением еды: они перемалывают специи, размешивают тушеное мясо с овощами и накрывают на стол посреди живописного натюрморта овощей и посуды.
Бартоломе Эстебан Мурильо: биография
Отец Бартоломе был известным в Севилье цирюльником, поэтому семья его не бедствовала и могла позволить себе снимать монастырский дом для проживания.
Бартоломе родился в декабре 1617 г. В одиннадцатилетнем возрасте осиротел. Когда ему было 10 лет, умер его отец, а спустя год и мать последовала за мужем. Бартоломе был отдан тетушке – сестре матери, на воспитание.
Для развития творческих способностей тетя пристроила своего племянника в мастерскую Хуана де Кастильо, под влиянием которого он начал писать картины. Первые рисунки юноши были сухими и темными.
Прибытие в город Педро де Мойи – испанского живописца и ученика знаменитого ван Дейка, перевернуло представление Бартоломе о технике письма и свойстве красок.
Путешествие в Мадрид
Значительным шагом для становления Мурильо как живописца, отступившего от караваджинского клонирования, стало его путешествие в Мадрид. Там Бартоломе изучал работы Тициана и Рубенса, копировал полотна во дворцах, набивая руку.
Жизнь в испанской столице продлилась до 1645 г. Эта дата стала переломной не только в творчестве художника. В его коллекции появились картины с изображением детей, например, «Нищий мальчик» (1645г.), «Мальчик с собакой» (1650 г.) и др.
«Мальчик с собакой» (между 1655-1660). Санкт-Петербург, Эрмитаж
Произошли изменения в личной жизни молодого мастера. На рубеже своего 30-летия Бартоломе обвенчался с Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. Брак был очень плодовит и принес супругам пятерых детей. Видимо этот факт и лег в основу исполнения картин с изображением мальчиков.
Картины Мурильо с религиозными и бытовыми сюжетами
Среди работ художника, большая часть была посвящена церковным образам. Благодаря склонности к религиозным сюжетам, Мурильо получал многочисленные заказы от храмов и церквей. Так, по возвращении в Севилью в 1645 г., художник получил задание францисканского монастыря.
«Святое Семейство» (1660)
Наряду с полотнами религиозной истории («Благовещение» (1660 — 65 гг.), «Христос Добрый Пастырь» и «Святое Семейство» (1660), в его творчестве немалое количество работ бытового характера и портреты («Старуха с прялкой», «Блудный сын пирует с куртизанками» и др.).
И те другие картины мастера написаны безупречно, как по композиции, так и с технической стороны. Визитной карточкой Бартоломе было коричнево-охристое настроение. Всегда теплые тона, много охры и ванили, насыщенные мазки и динамичные сюжеты.
Характер героев угадывался в переданной мимике и движении рук, мелкой атрибутике – монеты или фрукты в руках. В своих картинах художник всегда отражал уют, очарование и тепло домашнего очага.
После депрессии и скорби
Нарастающий темп работы был прерван кончиной любимой жены (1 января 1664 г.). В течение двух последующих лет мастер работал намного медленнее обычного. Но вскоре он получил заказ на украшение алтарной стены храма Санта Мария ла Бланка.
Гигантский объем работы привел художника в норму, после длительной депрессии и скорби. Позже он вступил в Братство милосердия.
В силу своего спокойного и доброго характера, после 1665 года, Мурильо дал вольную рабу, рожденному и выросшему у него на глазах. Продолжал вести умеренный образ жизни и творить.
Смерть
В 1682 г. Бартоломе покинул Севилью, отправившись на выполнение работы в капуцинском монастыре в Кадисе. Он писал алтарное полотно «Обучение Святой Екатерины», стоя на подмостках лесов
Одно неосторожное движение, и мастер упал. Падение оказалось роковым
3 апреля 1682 г. великий живописец скончался.
История
Картина была написана Мурильо в 1646 году для небольшого монастыря ордена францисканцев в Севилье в серии из двенадцати полотен, посвящённых истории ордена. В серию входят «Экстаз святого Франциска» (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид); «Святой Диего насыщает нищих» (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид), «Брат Юлиан из Алкалы» и «Душа Филиппа II» (Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, США), «Кончина святой Клары» (Дрезденская галерея), «Непорочное Зачатие» (утеряна); «Святой Диего» (утеряна); «Святой Диего Алкалинский и епископ Памплонский» (Музей августинцев, Тулуза, Франция), «Святой Сальвадор де Орта», или «Чума», (у герц. Поццо-ди-Борго, Париж); «Блаженный Жиль перед Григорием IX» (Художественный музей Северной Каролины, Роли, США); «Два францисканских монаха» (Национальная галерея Канады, Оттава, Канада); «Брат Хуниперо и бедняк» (Музей изобразительных искусств, Доль, Франция).
С 1810 году картина находилась в Севильском Алькасаре. Во время наполеоновских войн картина вместе со множеством других произведений искусства была реквизирована французским маршалом Никола Жан де Дьё Сультом и в 1813 году оказалась в Париже в его коллекции. В 1858 году картина была приобретена французским государством в ходе распродажи коллекции Сульта и с тех пор находится в Лувре.
Карьера
Святое семейство с собакой, c. 1645–1650, г. Museo del Prado
Мурильо начал свое художественное образование в Севилье в Хуан дель Кастильо, который приходился родственником его матери (дядя Мурильо, Антонио Перес, также был художником). На его первые работы повлияли Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера и Алонсо Кано, и он разделял их строго реалистичный подход. Большое коммерческое значение Севильи в то время гарантировало, что он подвергся художественному влиянию из других регионов. Он познакомился с Фламандская живопись и «Трактат о священных изображениях» Молан (Ян ван дер Меулен или Молано). По мере развития его живописи наиболее важные его работы развивались в направлении отшлифованного стиля, который соответствовал буржуазным и аристократическим вкусам того времени, особенно продемонстрированным в его творчестве. Римский католик религиозные произведения.
В 1642 году в возрасте 26 лет он переехал в Мадрид, где он, скорее всего, познакомился с творчеством Веласкес, и видел бы работы венецианских и фламандских мастеров в королевских коллекциях; богатые цвета и мягко смоделированные формы его последующих работ предполагают это влияние. В 1645 году он вернулся в Севилью и женился на Беатрис Кабрера-и-Вильялобос, от которой у него в конце концов родилось одиннадцать детей.
Две женщины у окна, c.1655–1660, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
В том году он написал одиннадцать полотен для монастырь Св. Франциско Эль Гранде в Севилье. Эти работы, изображающие чудеса францисканских святых, различаются в зависимости от Сурбаранеска. тенебризм из Экстаз Святого Франциска и мягкий светящийся стиль (как в Смерть Святой Клэр), что стало типичным для зрелого творчества Мурильо. По словам историка искусства Мануэлы Б. Мена Маркес, «в … Левитация Святого Джайлза (обычно известный как «Кухня Ангела«, Париж, Лувр) и Смерть Святой Клэр (Дрезден, Gemäldegal. Alte Meister) характерные элементы творчества Мурильо уже очевидны: элегантность и красота женских фигур и ангелов, реалистичность деталей натюрморта и слияние реальности с духовным миром, что необычайно хорошо развита в некоторых композициях ».
Также завершено c. 1645 год был первым из множества детских рисунков Мурильо, Молодой нищий (Musée du Louvre ), в котором заметно влияние Веласкеса. После завершения пару картинок для Севильский кафедральный собор, он начал специализироваться на темах, которые принесли ему наибольшие успехи: Богородица с младенцем и непорочное зачатие.
Поклонение пастырей, c.1650 г., музей Прадо
После еще одного периода в Мадриде, с 1658 по 1660 год, он вернулся в Севилью. Здесь он был одним из основателей Academia de Bellas Artes (Академия художеств), разделяя свое руководство в 1660 году с архитектором Франсиско Эррера Младший. Это был период его наибольшей активности, и он получил множество важных заказов, среди которых были запрестольные образа для монастыря августинцев, картины для Санта-Мария-ла-Бланка. (завершено в 1665 г.) и др. Он умер в Севилье в 1682 году, через несколько месяцев после того, как упал с эшафота, работая над фреской в церкви капуцинов в Кадисе.
Ранняя жизнь и годы становления
Святое Семейство с собакой , гр. 1645–1650, Музей Прадо
Документов о ранних годах жизни Мурильо и его истоках как художника мало. В 1633 году в возрасте 15 лет Мурильо получил разрешение на выезд в Америку со своей семьей. Скорее всего, он начал свою артистическую карьеру либо в те годы, либо немного раньше. Мурильо начал свое художественное образование в Севилье в своей мастерской Хуана дель Кастильо , дяди и крестного отца Мурильо, а также искусного художника. Кастильо отличался сухостью своих набросков и любящими выражениями лиц, которые он рисовал, и Мурильо во многом черпал из этого вдохновение в своих ранних работах. На его первые работы также повлияли Франсиско де Сурбаран , Хусепе де Рибера и Алонсо Кано , и он разделял их строго реалистичный подход. Большое коммерческое значение Севильи в то время гарантировало, что он подвергся художественному влиянию из других регионов. Он познакомился с фламандской живописью и «Трактатом о священных образах» Молана (Ян ван дер Мейлен или Молано). По мере развития его живописи наиболее важные его работы развивались в направлении отшлифованного стиля, который соответствовал буржуазным и аристократическим вкусам того времени, особенно продемонстрированным в его римско-католических религиозных произведениях.
По словам коллеги-художника и историка искусства Антонио Паломино, Мурильо покинул мастерскую Кастильо после того, как почувствовал, что стал достаточно искусным в своей живописи. В 1642 году, в возрасте 26 лет, он якобы в Мадрид , где он, скорее всего, познакомился с творчеством Веласкеса и увидел работы Франсиско де Паласиоса ; богатые цвета и мягко смоделированные формы его последующих работ предполагают это влияние. Хотя вполне вероятно, что, как и многие севильские художники, Мурильо черпал вдохновение в религиозных образах в попытке привлечь прибыльный американский рынок, на самом деле существует мало свидетельств того, что Мурильо путешествовал в Мадрид. Подобные утверждения, приписываемые Иоахимом фон Сандрартом, немецким историком того времени, утверждают, что Мурильо также побывал в Италии в тот же период. Паломино отрицает эти утверждения, утверждая, что они проистекают из отказа иностранцев признать, что успех Мурильо пришел из Испании, и только Испании.
Паломино, напротив, утверждал, что навыки Мурильо пришли из часов, проведенных в его комнате, изучая мир природы. Он использовал эти навыки при рисовании для публики, для францисканских монастырей по всей Испании и для своих коллег-художников, которые до этого мало знали о его существовании или искусстве. В любом случае его стилю можно было легко научиться, не покидая Севилью, у его предыдущего поколения художников, таких как Франсиско де Зарбара или Франсиско де Эррера Старший .