1880 год. Успех
Получен первый заказ от государства на создание портала для здания нового музея декоративно-прикладного искусства в Париже. Вдохновившись «Божественной комедией» Данте Алигьери, Роден создает грандиозные 7-ми метровые «Врата ада», в которых воплощает целый мир человеческих чувств.
Огюст Роден “Врата ада” 1880-е гг.
Это произведение состоит из 186 фигур, среди которых: «Мимолетная любовь», «Поцелуй», «Адам и Ева», «Три тени» а также «Мыслитель», задуманный как портрет Данте. Зданию не суждено было стать построенным и все скульптуры Родена обрели самостоятельную жизнь.
Огюст Роден “Поцелуй” 1889 г.
Огюст Роден “Три тени у врат ада” 1880-е гг.
Огюст Роден “Мыслитель” 1880-е гг.
Лу Ли Ронг, «Девушка с дудочкой»
Традицию великих реалистов от мира скульптуры подхватила современный мастер Лу Ли Ронг. Несмотря на то что Лу закончила китайскую художественную академию, манера исполнения и герои у нее абсолютно европейские. На выставке этого молодого скульптора можно увидеть и невесомые вуали из бронзы, и не уступающие им по легкости одежды со множеством складок, повторяющих изгибы женского тела. Героини Лу застывают в прыжке, повороте или стоят на ветру — их волосы и платья всегда развеваются, их лица всегда эмоциональны, а движения, в которых они застывают, легки и естественны. Если долго смотреть на них, то можно почувствовать движение ветерка на лице и услышать шелест ткани.
Скульптуры Лу Ли Ронг, как и древнегреческие образцы, выполнены в цвете, что делает их более реалистичными, чем работы предшественников. Особенно характерна фигура девушки с дудочкой. Она стоит прямо и задумчиво смотрит в сторону, пока ветер развевает ее нежно-голубое, почти прозрачное платье. В то, что бронзовая красавица носит бронзовое платье, поверить практически невозможно — настолько воздушным и невесомым оно выглядит.
Стоимость билетов
В музее существует постоянная экспозиция, также проходят и временные выставки, билеты можно приобрести на официальном сайте или в кассе. Цены в 2019 г. за посещение составляют 12 € для взрослых посетителей, 9 € — для молодежи 18-25 лет (не граждан Евросоюза), для группы не менее 10 человек — 7 €. Каждую среду после 15.00 цена билета снижается до 7 €.
Стоимость билетов за вход в сад скульптур составляет 4 €, для молодежи и группы — 2 €. Бесплатно в музей могут попасть дети до 18 лет, инвалиды (вместе с сопровождающим человеком), молодежь 18-25 лет, проживающая в странах Евросоюза, студенты, журналисты и художники. В период с 1 октября до конца марта в первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный.
В кассе можно брать аудиогид за 6 € (французский, китайский, английский и испанский языки).
Рафаэль Монти, «Весталки»
Техника каменной вуали появилась еще в середине XVIII века благодаря работе итальянского скульптора Антонио Коррадини. Накинуть мраморную «ткань» на лицо статуи, чтобы это выглядело естественно, оказалось делом настолько непростым, что уникальная техника почти на столетие оказалась забытой, пока в середине XIX века к ней не обратился соотечественник Коррадини Рафаэль Монти. Он первым и рассказал секрет «прозрачного» камня. Оказывается, великие скульпторы использовали особую двуслойную разновидность мрамора. Нижний слой такого материала выглядит как обыкновенный камень, а вот верхний — гораздо прозрачнее.
Но самое удивительное — то, как мастера обрабатывали этот мрамор. Создание каменной вуали до появления высоких технологий было чрезвычайно тонкой и трудоемкой работой. Прозрачный слой мрамора полировался до тех пор, пока не становился почти невесомым, потом из этого хрупкого материала скульпторы руками высекали вуаль с бесчисленным количеством складок. Яркий пример такой работы — «Весталки» Рафаэля Монти. Скульптор изобразил группу молодых, целомудренных и чрезвычайно почитаемых в Древнем Риме жриц богини Весты. На лицах, скрытых под той самой прозрачной каменной вуалью, застыло выражение скромности и покорности — тех добродетелей, которые весталки должны были хранить всю жизнь. Монти любил изображать юных жриц в своих работах. Среди наиболее известных скульптур мастера есть еще как минимум две весталки.
Иосиф Чайков, «Футболисты»
На древнегреческую традицию ориентировался и советский скульптор Иосиф Чайков, проектируя конструктивистский шедевр «Футболисты». Герои Чайкова не отличаются живостью черт, зато как ярко их движение! Трехметровая скульптура весом в тонну держится всего на одной точке опоры, причем смещенной относительно центра, — на пятке вратаря. Скульптор уравновешивал композицию с помощью сложной схемы полых и залитых бронзой частей, и в итоге фигуры футболистов, держащиеся практически на одном честном слове, получились удивительно устойчивыми — не хуже любой твердо стоящей на ногах скульптуры. Эксперты, собравшиеся на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, были поражены композиционным решением «Футболистов», и на вопрос: «Как же она стоит?» до сих пор не могут с точностью ответить даже современные специалисты.
«Футболисты» интересны не только с инженерной, но и с художественной точки зрения. Чайков смог, опираясь на античные образцы, создать скульптуру, полностью перекликающуюся с идеалами партии: активный спорт, физическое напряжение, вратарь, бросающийся под ноги врагу, чтобы защитить свои ворота, — все вполне в коммунистическом духе. Но от хрупкого равновесия отчаянно борющихся героев веет скорой войной и гибелью.
Смещенная точка опоры — основная задача Чайкова, заигрывающего с новыми авангардными течениями. Но в отличие от некоторых прославленных русских художников скульптор не ударяется в абстракцию — его конструктивизм получился реалистичным, его кубизм понравился простым людям. И еще неясно, какая загадка интереснее: загадка «Черного квадрата» или загадка инженерного замысла, который уже 80 лет удерживает бронзовые фигуры весом в тысячу килограммов на одной пятке.
Сад Родена и скульптуры в нем
Изначально парк был спроектирован по классической схеме, распространенной во Франции в XVIII в. Впереди располагается партер с красивыми цветниками, справа посажены липы, в центре — ротонда, слева — линия деревьев, за которой спрятаны огороды.
Вклад маршала Бирона в обустройство парка стал достижением ландшафтного строительства Франции, позволившим присвоить садам название «исключительные». Все посадки были сделаны садовником Д. Муази по плану архитектора Обера — оборудованы новые террасы, поднят уровень сада, разбит бассейн с фонтаном.
В годы Революции сад был открыт для свободного доступа парижан. Однако горожане не смогли оценить его красоту — дом был разграблен, парк запущен, а скульптуры почти полностью разбиты. В период существования школы Сакре-Кер по указанию монахинь в саду был устроен огород, посажены плодовые деревьям, виноград и цветы.
В 1990 г. началась реконструкция, которая была поручена ландшафтному архитектору Жаку Сгарду. Стараясь восстановить регулярный французский стиль, он придумал 2 узких партера внизу террасы и назвал их «Садом Орфея» и «Садом источников». В конце парка были созданы 3 зеленые арки, повторяющие силуэт музейного здания — устроенная сквозная перспектива стала успехом для архитектора.
Современная территория сада разделена условно на 2 части. Одна из них — прекрасный розарий со скульптурой «Врата Ада» (227 барельефов), созданной мастером после прочтения «Божественной комедии» Данте. Дальше располагаются фигуры Адама и Евы, за ними — знаменитый «Мыслитель». По левой стороне сада от отеля Бирона выставлены работы из мрамора и гипса («Виктор Гюго», «Поцелуй» и др.), далее — в тени деревьев скульптуры из бронзы. Ж. Сгард воплотил в жизнь гениальный прием — все скульптуры срифмованы под общим наклоном, повторяющим направление стволов деревьев.
Пройдя по тропинке, обсаженной самшитом и розами, посетители попадают в «Сад Орфея», далее — бассейн, на берегу которого стоят «Медитация», «Адам» и «Гений вечного покоя». На другой стороне партера — «Сад источников», где высажены влаголюбивые сорта растений.