Otto wagner’s majolikahaus

Ранние проекты и Первая вилла Вагнера (1880-е гг.)

В 1880-х годах он начал строить здания, в которых он был архитектором и инвестором проекта, получая при этом финансовые выгоды. В 1882 году он спроектировал роскошный жилой дом на Стадионгассе в Вене, недалеко от парламента и мэрии. Фасад был вдохновлен эпохой Возрождения, но интерьер был спроектирован так, чтобы быть очень практичным, роскошным и построен с использованием материалов высочайшего качества. Преимущества этого дома позволили ему построить еще несколько подобных многоквартирных домов. Это проиллюстрировало его учение о связи между красотой и функцией.

Следующим проектом в 1886 году была первая вилла Вагнера, загородный дом, который он построил для себя на окраине Венского леса. Он назвал это своей «Итальянской мечтой», и в ней были элементы неоклассицизма, вдохновленные Палладио. он был окружен парком, тщательно спроектированным так, чтобы дополнять архитектуру. Главный фасад имел двойную лестницу, ведущую на портик с колоннадой, служивший входом в большой салон. Крыльцо было украшено изогнутым кованым железом, скульптурами и кессонным потолком. По обеим сторонам главной виллы располагались беседки с открытыми колоннадами. По обе стороны от главной лестницы, ведущей к входу, он поместил таблички на латыни, кратко излагающие его философию. С одной стороны: «Без искусства и любви нет жизни»; а с другой — «Необходимость — единственная хозяйка искусства». В 1895 году он переделал дом. Одна из пергол была преобразована из зимнего сада в бильярдную, освещенную цветочными витражами по проекту художника. Адольф Бём. Другая беседка была превращена в его мастерскую, также с красочными декоративными окнами,

Еще два его здания появились на бульварах Вены. Первый, построенный в 1887 году, представлял собой шестиэтажный жилой дом на Университетской штрассе со строгим вертикальным фасадом, разделенным декоративными пилястрами, разделенными по горизонтали очень богато украшенным балконом из кованого железа на первом этаже и скульптурным карнизом под крышей, разделявшим все помещения. фасад на три отдельные части. Второй был Зум Анкер здание на Шпигельгассе и Грабен, исторический бульвар в самом центре города. Это здание, построенное в 1894 году, сочетало квартиры на верхних этажах и магазины на уровне улицы, опасаясь больших витрин. Сверху было еще одно стеклянное сооружение, вроде небольшого храма, в котором находилась фотостудия. Это был еще один яркий пример того, как Вагнер умело приспособил дизайн здания к его практическим функциям.

День памяти [ править ]

Монета сецессиона

Движение сецессиона было выбрано в качестве темы для австрийской памятной монеты: памятной монеты сецессиона 100 евро, отчеканенной 10 ноября 2004 года.

На лицевой стороне — вид на выставочный зал Сецессион в Вене . Обратная сторона имеет небольшую часть Бетховена Фриз по Gustav Klimt . На отрывке из картины изображены три фигуры: рыцарь в доспехах, представляющий Вооруженную Силу, одна женщина на заднем плане, символизирующая Амбиции и держащая венок победы, и вторая женщина, представляющая Сочувствие с опущенной головой и сложенными руками.

На лицевой стороне австрийской монеты номиналом 0,50 евро или 50 евроцентов в круге изображено здание Венского сецессиона, символизирующее зарождение движения и новый век в стране.

Здание Почтового сберегательного банка, Вена, 1906

Почтовый сберегательный банк, Вена.

В начале 1900-х гг. Отто Вагнер начинает постепенно уходить от стилистики ар-нуво и неоклассики к более строгому функциональному стилю. Наиболее значительная работа этого периода — строительство австрийского Почтового сберегательного банка, которое велось с 1904 по 1906 гг. Это величественное девятиэтажное здание, которое занимает целый квартал и выделяется на фоне окружающих богато декорированных соседних домов своим лаконичным «голым» фасадом, целиком покрытым квадратными мраморными плитами. Только в верхней части, на крыше Вагнер позволил себе использовать немного декора — там можно увидеть фигуры женщин-ангелов с лавровыми венками в руках, созданные другом архитектора и соратником по Венскому сецессиону Отмаром Шимковицем.

Проект Почтового сберегательного банка Отто Вагнера горячо обсуждался и много критиковался. Говорят, кайзер Франциск Иосиф не одобрял Вагнеровский утилитарный подход, где все — от металлических колосьев на фасаде до деревянных панелей, часов, батарей и дверных ручек — подчинено идее «практической полезности».

Почтовый сберегательный банк, Вена.

Дом художника

Дом художника с выставочным центром и кинотеатром

Карлсплац на севере граничит с Домом художника (Künstlerhaus) (неоренессансная постройка, 1865-1868 гг.), где проводятся выставки скульптуры, живописи, архитектуры и прикладного искусства. С 1947 года здесь работает Дом кино.  На площадь еще выходит старое здание выставочного зала (Kunsthalle Wien) и концертный зал Musikverein.

Нуссдорфский шлюз и Мост со львами, Вена, 1898-1899

Венский защитный гидроузел и Мост со львами.

В конце 1890-х Отто Вагнер работал еще над одним масштабным проектом: созданием Венского гидроузла на Дунайском канале, в который входит собственно дамба, задерживающая воду из Дуная и защищающая центр Вены от наводнений, административное здание и знаменитый мост Шемерльбрюкке (он же «Мост со львами»). Строительство велось с 1894 по 1899 гг

Вагнер считал шлюзы — воротами в город и поэтому с особым вниманием отнесся к дизайну сооружений. Сами шлюзы были модернизированы в 1960–1970 гг., но мост сохранился в своем оригинальном виде

Как и сто лет назад, его украшают величественные гранитные колонны со львами (работа скульптора Рудольфа Вейера), на одной из которых можно различить надпись Viribus Unitis — девиз Габсбургов.

Мост со львами

Сецессион

Сецессион – выставочный зал

«Сецессион» (Secessionsgebäude) – выставочный зал. Изначально здание принадлежало объединению художников под названием «Secession». Это название было дано объединению молодых художников после отделения творческой группы из 19 человек от Союза художников Австрии. Произошло это в 1892 году. Возглавил объединение «Сецессион» Густав Климт. Здание было построен в 1898 году — руководил проектом архитектор Йозеф Ольбрих. Стиль Ольбриха — стиль венского модерна – на годы вперед получил название: «Secession».

Золотой ажурный купол здания выставочного зала виден издалека. Венцы в шутку называют его — «золотая капуста». (На самом деле поверхность купола состоит из трех тысяч золотых листьев лавра). Фронтон украшен золотым девизом творческого объединения: ««Времени — его искусство, а искусству — свободу». В конце XVIII – начале XIX вв. члены объединения выпускали собственный журнал — «Весна священная» (Ver Sacrum). Название журнала такими же золотыми буквами увековечено на белоснежной стене.

На фасаде здания — орнаменты работы Ольбриха с изображениями сов; головы Медуз, символизирующие творчество. У восточной стены стоит колесница Марка Антония, запряженная бронзовыми львами.

Густав Климт «Бетховенский фриз» (Beethovenfries), фрагмент

В 1902 году здесь проводилась 14 выставка, посвященная великому Бетховену. Скульптор Макс Клингер к ее открытию представил новую работу – статую Бетховена. Композитор был изображен Клингером в образе божества. Густав Климт написал для выставки свой знаменитый цикл панно «Бетховенский фриз» (Beethovenfries). Этот цикл был задуман как воплощение последней симфонии Бетховена. Фриз был недоступен для публики в течение многих лет. Только в 1986 г. эта огромная работа площадью 70 кв. метров, была отреставрирована и вновь стала доступна посетителям.

После смерти ведущих членов объединения «Венский Сецессион» и падения монархии Габсбургов творческий союз распался. В Первую Мировую в зале базировался военный госпиталь. Во Вторую Мировую зал был сильно разрушен. Возрождение Союза свободных художников произошло в 1945 г. Восстановительные работы в «Сецессионе» продолжались до конца 70-х годов XX века.

Биография

Выдающийся австрийский архитектор, представитель стиля модерн. «За единственную основу нашего художественного творчества надо принять современную жизнь».

Родился близ Вены. Окончил Политехникум (1857), Академию художеств (1861–63) в Вене и Строительную академию в Берлине (1860).

По окончании Академии Вагнер сразу же включился в строительную деятельность, участвовал в многочисленных архитектурных конкурсах, таких как ратуша в Гамбурге (1876); Рейхстаг в Берлине (1882); парламент в Будапеште (1882); биржа в Амстердаме (1884). В течение 15 лет занимался частной практикой. Много строил, главным образом дома и виллы, в неоренессансном стиле. В прихотливых по композиции ранних постройках использовал обильный изощренный декор. Впоследствии обратился к поискам рациональных и простых художественных решений.

Политехническое образование, полученное архитектором, позволяло ему ориентироваться в строительном производстве. Благодаря этому он получил государственный заказ на строительство городских коммуникаций: Вагнер спроектировал и осуществил строительство четырех железных дорог в городе и ряда гидротехнических сооружений на Дунайском канале. В чисто технические сооружения Вагнер привнес свои архитектурные познания, подняв их на качественно иной уровень

Для этих работ характерно внимание к архитектурной детали

Наиболее насыщенный период в творческой жизни Вагнера приходится на 90-е годы XX столетия. В это время он становится профессором венской Академии художеств (1894–1912) и создает книгу «Современная архитектура», ставшую евангелием нового рационалистического движения в архитектуре.

Когда его ученики — И. Ольбрих и И. Гофман вместе с художником Густавом Климтом и архитектором Карлом Мозером объединились в борьбе против Академии и образовали Сецессион (1897), Вагнер эпатировал коллег, став членом Сецессиона (1899–1905).

В 1890-е он получил заказ на создание генерального плана Вены, итоги работы над которым зодчий сформулировал позднее в своем трактате «Большой город» (1911). Одним из важнейших направлений развития города явились транспортные развязки. В 1900 архитектор завершил работу для Управления дорог, исполнив проекты тридцати шести станции наземной железной дороги в Вене.

Последовавшие вслед за тем несколько сооружений, в том числе здание сберегательной кассы (1904), оказали не меньшее влияние на развитие архитектуры, чем его теоретические взгляды. Вальтер Гропиус писал: «В Австрии на грани веков Отто Вагнер построил здание сберегательной кассы. Он отважился подчеркнуть чистую плоскость крыши без опоясывающей профилировки. Мы сегодня вряд ли сможем себе представить, какая революция произошла от этого шага».

Большой вклад внес Вагнер в воспитание архитекторов как руководитель архитектурного класса венской Академии художеств (1894–99) и созданной им школы «Вагнершуле» (1901–05). Он выступал против правила посылать выпускников Академии в Италию, так как считал, что это мешает архитектору искать новые средства выразительности. Наиболее знаменитыми его учениками были Йозеф Мария, Йозеф Хоффман, Адольф Лоз (Лоос).

Основной проблемой его творчества была проблема стиля. Изучая исторические стили, он ратовал за создание стиля, достойного современной эпохи. От прихотливых по композиции сооружений, изобилующих сложным декором, перешел к геометрически четким, рациональным сооружениям.

биография

Отто Коломан Вагнер родился 13 июля 1841 г.в Пенцинге , на окраине Вены . Его отец Рудольф Симеон Вагнер, придворный нотариус венгерской канцелярии, и его мать Сюзанна жили в среде крупной буржуазии. Рудольф Вагнер умер от болезни легких, когда его сыну было всего пять лет (вероятно, это основная причина крепкой связи между Отто и его матерью). Несмотря на финансовые трудности, вызванные смертью отца, Отто получил хорошее образование. В течение двух лет с 1850 года он посещал академический лицей Вены, затем монастыря Кремсмюнстера . Между и 1862 годами он учился в Королевской архитектурной академии в Берлине и Вене, сначала в Политехническом институте, затем в Академии изящных искусств, где его учителями были Август Сикард фон Сикардсбург и Эдуард ван дер Нюлль . В 1862 году , в возрасте 21 года, он поступил в мастерскую Генриха фон Ферстера после практического обучения каменщику. Затем он стал частью круга родственников Людвига Ферстера и Теофила фон Хансена и начал разрабатывать строительные проекты в стиле историзма с 1864 года. Его первым большим успехом стала победа в конкурсе на строительство Курсалона в Венском городском парке . Однако был реализован другой проект. В 1879 году он украсил празднование серебряной годовщины свадьбы императорской четы. В 1880 году он разработал проект Артибуса, монументального музейного района Вены. Работы его ранних лет (в основном виллы и дома для сдачи в аренду, владельцем которых он также часто был) плохо документированы.

В 1895 году он опубликовал книгу « Современная архитектура», в которой раскрыл свои позиции и свое желание отказаться от стилей прошлого в пользу новых городских и демографических требований. В то время он был профессором Венской академии изящных искусств .

В 1897 году Артур фон Скала стал директором Художественно-промышленного музея (ныне Музей прикладного искусства) и нанял в художественную школу Отто Вагнера, а также Фелициана Мирбаха , Коломана Мозера , Йозефа Хоффмана и Альфреда Роллера . ныне ВУЗ прикладных искусств). В следующем году он присоединился к группе Венского сецессиона , где он нашел выпускников и современную мысль, противоположную академическому стилю.

Успешный архитектор, у него была богатая событиями личная жизнь. У него было двое детей от Софии Паупи (1840-1912), Отто (1864-1945) и Роберта (1865-1954), усыновленных в 1882 году. Под давлением матери он женился на Жозефине Домарт в 1863 году, от которой у него было двое детей. ., Сюзанна и Маргарет. Он развелся в 1880 году, вскоре после смерти своей матери, и женился во втором браке четыре года спустя на Луизе Штиффель, от которой у него было трое детей, Стефан, Луиза и Кристина. Кажется, он перенес свое обожание своей матери на свою вторую жену, которая на 18 лет моложе его.

В 11 апреля 1918 г.Отто Вагнер умер в возрасте 76 лет в своей квартире в Нойбау , 4 Döblergasse, здании, которое он построил в 1912 году. Он лежит на кладбище Хитцинга в гробнице, спроектированной им.

Вилла Вагнер I, Вена, 1888

Вилла Вагнер I на Хёттельберг штрассе, Вена.

В 1888 году Отто Вагнер построил для своей семьи виллу на улице Хеттельберг, куда они переехали в 1895 году. Это здание симметричной планировки с колонным портиком на главном фасаде, к которому с обеих сторон ведут две лестницы. Фасад украшен лепным декором и изречениями на латыни. С двух сторон дома Вагнер запланировал открытые перголы, одну из которых в левом крыле он позднее переделал в крытый зал и оформил витражами работы художника Адольфа Бема в стиле ар-нуво. Сегодня в этом здании располагается музей художника Эрнста Фукса, который выкупил виллу в 1972 году, полностью реконструировал ее и оформил своими картинами, скульпутрами и мебелью. Единственное, что сохранилось из интерьеров со времен Вагнера — это комната с витражами.

Вилла Вагнер I на Хеттельберг штрассе, Вена. Эскиз Отто Вагнера.

Вилла Вагнер I на Хёттельберг штрассе, Вена. Главный фасад. Лестничные пролеты ограждены коваными перилами. Скульптура была установлена Эрнстом Фуксом.

Комната с витражами — единственное, что сохранилось в интерьерах со времен Отто Вагнера.

Технический университет

Венский Технический университет

Венский Технический университет (Techni sche Universitat) был основан по указу Франца II, в 1815 году. Образцом для Политехнического института того времени послужила Парижская Политехническая школа. В 1975 году учреждение получило статус университета. В данный момент на различных факультетах «Techni sche Universitat» обучаются 16 тысяч студентов.

Парк Ресселя

Cкульптурная группа «Своды холма» (Hill Arches) Генри Мура (Henry Moore)

Перед политехническим институтом в 1862 году был разбит парк. Его назвали – Парк Ресселя (Resselpark). Название было дано в честь изобретателя из Чехии — Йозефа Ресселя, закончившего это учебное заведение. Рессель прославился множеством важных изобретений; главное из них – гребной винт. В 1829 году чешский изобретатель построил первый винтовой пароход «Циветта». С помощью двигателя нового типа судно могло развивать скорость до 6 узлов.

При модернизации метро парк подвергся преобразованиям. Проект реконструкции парка отбирался по конкурсу; победила в нем группа архитекторов из Дании. Датским специалистам были поручены и расширение парка, и его детальная перепланировка.

Между храмом Карлскирхе и парком Рессель в качестве соединительного звена создали овальный бассейн. По краям его была установлена известная скульптурная группа Генри Мура (Henry Moore). Английский скульптор назвал свою композицию «Своды холма» (Hill Arches).

Венское Музыкальное общество

Сегодня территория парка разделена на три части в форме эллипсов. В парке стоят памятник Йозефу Ресселю и  памятник изобретателю швейной машинки — Йозефу Мадершпергеру. А ещё в Рессель-парке установлен памятник великому композитору — Иоганнесу Брамсу. Эта скульптура работы Рудольфа Вайера была создана в 1908 году. Напротив парка Ресселя находится вход в Венское Музыкальное общество (Wiener Musikverein).

Градостроительство и Вена Stadtbahn (1894–1900)

В 1890-х годах Вагнер все больше интересовался городским планированием. Вена быстро росла; в 1898 году его население составляло 1 590 000 жителей. В 1890 году городское правительство решило расширить городскую транспортную систему до новых районов. В апреле 1894 года Вагнер был назначен художественным советником нового Stadtbahn и постепенно получил ответственность за проектирование мостов, виадуков и станций, включая лифты, знаки, освещение и украшение. Вагнер нанял семьдесят художников и дизайнеров для своих транзитных станций, в том числе двух молодых дизайнеров, которые позже стали очень заметными в зарождении современной архитектуры. Иосиф Мария Ольбрих и Йозеф Хоффманн.

Правительственный комитет, отвечающий за проект, указал, что здания должны быть покрыты белой штукатуркой для единообразия и что стиль должен быть в стиле ренессанс, также для единообразия. Следуя этим требованиям, Вагнер спроектировал станции и другие конструкции, сочетающие в себе полезность, простоту и элегантность. Самая известная станция, которую он спроектировал, была Карлсплац вокзал (1894-99). Он имел два отдельных павильона для двух направлений и был построен с металлическим каркасом и покрыт снаружи мраморными плитами и гипсовыми плитами внутри. Фасад был покрыт узорами в виде подсолнухов, которые продолжаются на полукруглом фасаде. Тщательно продуманная позолоченная отделка придает зданию удивительное сочетание функциональности и элегантности.

Биография

Образование и начало карьеры

Грабенхоф, 1874—1877 — типичная венская эклектика

Отто Вагнер родился в семье преуспевающего придворного нотариуса в Пенцинге (сегодня — район Вены, примыкающий к императорской резиденции Шёнбрунн), Рудольфа Симеона Вагнера. Отец умер, когда Отто было пять лет. Несмотря на нужду, мать, Сюзанна фон Хелффенсторфер-Хюбер, сумела дать ему достойное образование. В 1857—1862 Вагнер обучался вначале в Венском политехникуме, затем в Академии изобразительных искусств. В 1862 году Вагнер устроился подмастерьем на фирму архитектора Генриха Фёрстера (сына Людвига Фёрстера, строителя Рингштрассе). В 1864 году Фёрстер доверил Вагнеру первую самостоятельную работу — руководство постройкой главного павильона, курсалона Хюбнера, в венском городском парке. В последующие два десятилетия Вагнер успешно строил чужие и собственные проекты в стиле поздней эклектики. На рубеже 1870-х — 1880-х годов Вагнер создал массу проектов; некоторые из них он реализовал как независимый застройщик, но в целом этот этап его творчества остаётся мало изученным. Первый печатный сборник его проектов вышел в 1890 году.

Эпоха модерна

В середине 1890-х годов Вагнер отходит от эклектичного историзма — к модерну. В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта, Чарлз Ренни Макинтош, Л. Н. Кекушев — поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали успешное объединение сторонников нового стиля, Венский сецессион, тогда как сам Вагнер в этот период строил относительно немного. Сам он присоединился к движению сецессиона только в 1899 году.

С 1894 года, когда Вагнер был привлечён к планировке Венского Штадтбана, он сосредоточился на крупных градостроительных и инфраструктурных проектах. Его проект реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до реки Вена на юге и до Шенбрунна на западе) 1892—1893 годов не был реализован (были построены только два дома по набережной Wienzeile и спланирован рынок Нашмаркт). Вагнеру удалось завершить не менее масштабный проект — архитектурную часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене. В 1900—1908 Вагнер последовательно создал четыре конкурсных проекта музея города Вены; конкурсы ознаменовались скандалами и непримиримым столкновением разных творческих школ. В итоге здание так и не было построено при жизни архитектора; современный музей Вены на Карлсплац — скромная постройка в духе 1960-х годов.

Особенности архитектуры Вагнера этого периода — стремление к упрощению форм зданий (гладкие стены, расчленённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров), в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа. Цветовая гамма — белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором. Традиционная вагнеровская деталь — тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра — была моментально растиражирована архитекторами модерна.

Поздний период

Церковь Св. Леопольда при госпитале Отто Вагнера, 1904—1907

Наиболее заметные постройки Вагнера датированы 1900-ми годами, когда архитектор завершил проектирование Штадтбана. В 1904—1906 он строит из бетона и алюминия, в 1904—1907 — церковь Am Steinhof. В те же годы Вагнер проектировал аналогичные общественные здания для Гааги, Сан-Франциско и других городов, а также Храм Мира в Вене (1918). Крупнейший реализованный проект тех лет — госпиталь в пригороде Вены (современный Otto-Wagner-Spital (1906—1910-е).

Личная жизнь

В 1863 году по настоянию матери Отто женился в первый раз, и имел от этого брака двух дочерей. Одновременно с этим браком, он много лет сожительствовал с Софией Паупи (1840—1912), которая родила ему также двоих детей; Вагнер официально усыновил их в 1882 году, после развода. В 1884 он женился второй раз, в этом браке родились трое детей. Вторая жена Луиза Штифль была на 18 лет моложе Вагнера и умерла рано, в 1915 году.

Вагнер скончался 11 апреля 1918 года, незадолго до окончания Первой мировой войны, в своей квартире на Дёблергассе в Вене.

Похоронен на Хитцингском кладбище.

Публикации

Вагнер, Отто (1988). Современная архитектура: Путеводитель для учеников в этой области искусства. Пер. Гарри Ф. Маллгрейв. Санта-Моника: Центр истории искусства и гуманитарных наук Гетти. ISBN  0-226-86938-5..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: