Жилинский, дмитрий дмитриевич

Дмитрий Жилинский. Выставка в Русском музее.

В общем, так и оказалось. Но я ничего не имею против “реализма” и даже “соц”. Работы Жилинского очень реалистичны и очень подходят к его эпохе, эпохе “шестидесятников”. Однако, на мой взгляд, его картины отличаются от большинства советской живописи того времени. Да, конечно, это “соцреализм”, но он какой-то… Никакого более удачного слова кроме “грустный” мне на ум не приходит.

Дмитрий Жилинский родился в 1927 году. То есть, в этом году ему исполнилось 85. Родился он неподалеку от Сочи, в очень интересной семье. Его бабушка и дед были “коммунарами”. В конце 19 века на Северном Кавказе под Сочи в деревне Волковка была организована “коммуна” по примеру книг Герцена. В 1929 году коммуну разогнали, деда художника коммунисты расстреляли. Семья родителей Дмитрия Дмитриевича перебралась в город Апшеронск. В 1937 году пришли за отцом, его тоже расстреляли. В 1944 на фронте погиб старший брат. А после войны Дима уехал в Москву учиться на художника.В одном из залов выставки Русского музея без остановки идет фильм о художнике. Мне он показался довольно суровым человеком, который при этом довольно скептически относится к тому, что стал великим русским художником современности. Он похож больше на “честного работягу”, который всю жизнь вкалывал как умел, и вот на 9 десятке дослужился до персональных выставок в Третьяковке и Русском музее. На его картинах очень много портретов родственников, он очень много писал свою маму, детей, и обеих жен.

Картина выше называется “Мама мне тоже 80!”. Очень сильная вещь.

Много и автопортретов.

Другим удивительным фактом из биографии Дмитрия Жилинского является следующая запись: “2000 год: Родился сын Дмитрий”. На минуточку, дядька родился в 27 году!!

В середине 90-х от инсульта скончалась его первая жена Нина. И в 1999-м он женился во второй раз. На картине его новая семья: жена Венера и сын Дмитрий.

Вообще у меня сложилось впечатление, что творчество Дмитрия Дмитриевича можно разделить на три периода: до болезни его жены Нины, конец 80х — 90е годы, и 2000-е.Глядя на картины, очень интересно узнавать год написания и понимать, как менялся стиль, и наверное, как менялся художник как человек. Вот его ранние картины:

Вот характерные картины из 70-х.

После смерти жены художник написал совершенно жуткую картину “Вечная память”.

Запечатлен момент отпевания, священник с кадилом, сам художник и родные стоят вокруг гроба со свечами в руках.

Некоторые картины 90-х годов вообще выбиваются из общего ряда. Вот, например, портрет Пушкина (похоже в Михайловском).

Пушкин с рюмкой, с моей скромной точки зрения, ужасен. По соседству висит такой же несчастный Достоевский.

В 2000-х годах у Жилинского явно творческий подъем. Можно только удивляться силам художника. Дай Бог ему здоровья как можно дольше.

Отличительной особенностью творчества Жилинского является то, что большинство его работ выполнены темперой на дереве или оргалите. Это требует другой техники и оставляет немного другое впечатление, чем масло. Самое главное отличие на мой взгляд — при использовании темперы нет толстых мазков. Дерево покрыто тонким слоем краски, которая защищена лаком. Так рисовали иконы в Византии и на Руси.

Выставка проходит в корпусе Бенуа Русского музея и будет продолжаться еще долго — до 14 января 2013 года. Всем рекомендую на нее сходить. Жилинский — выдающийся портретист и рисовальщик.Великолепны не только портереты, но и натюрморты. Вот, например (правда, этой картины на выставке в Русском музее нет). Как она хороша.

Да! и еще Зима!

UPD: Обнаружил на youtube двухчасовую передачу о Дмитрии Жилинском. В первой части ведущие в гостях в студии художника:

Во второй художник, сидя у себя на кухне, рассказывает историю своей жизни. Ему даже наводящих вопросов не задают. Он просто сидит и говорит…

В «Красном доме в Новогирееве»

В студенческие годы жил в Москве сначала в квартире рядом с площадью Красные Ворота у И. С. Ефимова и Н. Я. Симонович-Ефимовой, затем до 1973 г. в жилом доме с мастерскими художников «Красный дом в Новогирееве», построенном в 1939 г. по проекту художников В. А. Фаворского, И. С. Ефимова и Л. А. Кардашова. Дмитрий Жилинский. Утро. 1954. Государственная Третьяковская галерея.Именно от жившего там Фаворского Жилинский усвоил представления о композиции, пространстве и пластике. В 1951 г. женился на Нине Ивановне Кочетковой (1926–1995; впоследствии Жилинской) – студентке скульптурного факультета МГХИ. В 1954 г. написал картину «Утро», на которой изобразил жену с новорождённым сыном. В композиционно-пространственном построении этой работы А. Л. Дьяконицына отметила влияние идей Фаворского, в частности используемого им принципа дорического стиля (Дьяконицына. Дмитрий Жилинский. 2017. С. 12), «когда колонны отмечают передний план и пропускают взгляд до определённой глубины, а затем возвращают назад» (Лебедева. 2001. С. 13). В картине «Утро» роль колонн выполняют расположенные по краям картины занавески. В «Красном доме в Новогирееве» рядом с Жилинскими жили также скульптор Д. М. Шаховской, женившийся на М. В. Фаворской, живописцы А. Ф. Суханов и Л. А. Бажбеук-Меликян, дочь грузинского живописца А. А. Бажбеук-Меликяна, с 1961 г. – график И. В. Голицын. В 1954–1962 гг. художник создал монументальные полноростовые портреты Ефимова (1954, Музей республики Калмыкия, Элиста), Жилинской (1958, Третьяковская галерея, Москва), скульптора А. Е. Зелинского с дочерью (1958, Самарский областной художественный музей), Фаворского (1962, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова). Жители «Красного дома в Новогирееве» также стали героями позднейших сюжетных картин Жилинского.

Студенческие годы

В 1944 г. Д. Д. Жилинский приехал в Москву и по совету художницы Н. Я. Симонович-Ефимовой, двоюродной сестры бабушки, и её мужа скульптора И. С. Ефимова поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства на факультет стекла. Желая заниматься живописью, в 1946 г. перевёлся в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова (МГХИ), где его учителями были Н. М. Чернышёв, С. А. Чуйков, В. Д. Яковлев, А. М. Грицай и П. Д. Корин. «В институте С. А. Чуйков, прекрасный живописец, первым делом поддержал моё стремление к законченности; Н. М. Чернышёв привил любовь к древнерусскому искусству; П. Д. Корин передал мне свою страстную любовь к искусству Возрождения и творчеству А. А. Иванова; А. М. Грицай, не жалея своего времени, приучал к ежедневному труду и честности. Все учили мастерству, а также умению понимать и ценить великое в искусстве» (Дьяконицына. Дмитрий Жилинский. 2017. С. 11). Под влиянием Н. М. Чернышёва увлёкся фреской и в 1948 г. во время летних каникул создал в здании своей школы в Апшеронске фреску «Каменный век» (также встречаются названия «Палеолит», «Первобытные люди»; не сохранилась). В 1951 г. защитил диплом в МГХИ и остался преподавать в мастерскойА. М. Грицая.

Художник ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ЖИЛИНСКИЙ (1927 — 2015 гг..)

29 Июл 2015 | От: арт-релиз.рф

ХудожникДмитрий ДмитриевичЖилинский

Отечественная культура понесла невосполнимую утрату – 29 июля на 89 году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался Народный художник РФ, академик и член Президиума Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РСФСР, заслуженный деятель искуссств РСФСР, профессор Дмитрий Дмитриевич Жилинский.
Д.Д.Жилинский является одним из крупнейших российских художников, завоевавших своей активно творческой деятельностью широкое общественное признание. Найдя свой индивидуальный изобразительный язык, созвучный эпохе, он стоит особняком в плеяде художников шестидесятых годов ХХ века, которых называют представителями «сурового стиля».
Д.Д. Жилинский родился в 1927 году. Выпускник Государственного художественного института им.В.И.Сурикова (1951), где сложилось его художественное мировоззрение — интерес к личности, к её интеллектуальному богатству и тяготение к высокому героическому началу. Работы этого времени отличает стремление к совершенной передаче портретного сходства, монументальность, мягкое благородство образов. Крупный русский портретист второй половины ХХ века, он пишет свои портреты с обстоятельностью старых мастеров. Несомненно, заметен интерес художника к традициям искусства итальянского Возрождения.
Главные персонажи творчества Жилинского — люди культуры, носители духовного начала. Портреты художников Н.М.Чернышева и В.А.Фаворского, художников старшего поколения, отражают многогранность и духовное богатство людей творческого труда. Душевное благородство людей, преданных науке и искусству, воспринимаются как стиль жизни в портретах выдающегося физика ХХ века П.Л.Капицы. Музыка, возвышающая человека, торжественно звучит в композициях, посвященных прославленному пианисту Святославу Рихтеру.
Один из самых проникновенных образов творчества мастера — образ матери, к которому художник не раз обращался на протяжении своей творческой дщеятельности. За картину «Ожидание» в 1985 году Д.Д.Жилинский получил Государственную премию РСФСР им. И.Репина. Картина «1937 год» (1985), посвященую погибшему отцу, деду, дяде и всем без вины погибшим во время репрессий и беззакония, составляет гордость собрания Государственной Третьяковской галереи.
Д.Д. Жилинский автор знаменитой серии портретов королевы Дании Маргреты II, принца — консорта Фредерика и других членов королевской семьи Дании, находящихся в Королевском дворце Амалиенборг в Копенгагене (1993). За большой вклад в развитие изобразительного искусства, укрепление международных культурных связей и плодотворную педагогическую деятельность в 1994 году Д.Д. Жилинский был награждён орденом «Дружбы народов».
Групповой портрет артистов «Весна Художественного театра» — встреча артистов на ялтинской даче Чехова (1996) был написан мастером к 90-летнему юбилею МХАТа. Помимо артистов автор ввел портреты выдающихся писателей, художников, музыкантов того времени: Ф. Шаляпина, М. Горького, И. Бунина, С. Рахманинова. Д.Д.Жилинский является автором цикла из 10 портретов российских композиторов ХХ века, которые стали украшением Московского Дома музыки (2005).
Большой художник, энциклопедически образованный, доброжелательный, глубоко интеллигентный человек и педагог он вырастил много прекрасных художников, многие из которых сами удостоены высоких званий и наград. На протяжении многих лет Д.Д.Жилинский преподавал в МГХИ им. В.И.Сурикова, возглавлял кафедру рисунка и живописи в Московском полиграфическом институте. Напряженную творческую и педагогическую работу Д.Д.Жилинский совмещал с большой общественной работой. Он являлся членом Правления и Президиума Московской организации Союза художников РСФСР, Правления Союза художников РСФСР и Союза художников СССР, членом редколегии журнала «Творчество».
До последних дней своей жизни он много работал, создавал новые произведения, участвовал в заседаниях Президиума академии художеств, участвовал в ежегодных просмотрах студенческих и дипломных работ в родном институте и был постояннымучастником художественных выставок.
Светлая память о великом современнике навсегда сохранится в наших сердцах.

Российская академия художеств

Прощание с художником состоится 31 июля.
Гражданская панихида – в зале Союза Художников России (Покровка, д.37)
Отпевание – в Новодевичьем монастыре (Новодевичий проезд, д.1)
Похороны – на Троекуровском кладбище (ул. Рябиновая, д. 24.)

Время будет сообщено дополнительно.

ХудожникДмитрий ДмитриевичЖилинский

Опубликовано в рубрике События Метки: Дмитрий Жилинский, художник

Выставки

Работы Жилинского регулярно выставлялись за рубежом: на Венецианской биеннале (1966, 1982), выставках «Русское искусство от скифов до наших дней» (Гран-пале, Париж, 1967–1968), Всемирной выставке «Экспо-67» (Монреаль, 1967–1968), международной выставке Всемирного фестиваля молодёжи (София, 1968), выставке изобразительного искусства в советском павильоне во время Игр XIX Олимпиады в Мехико (1968), Биеннале стран Балтийского моря (Росток, ГДР, 1969). В 1972 г. выставка работ пяти московских художников – Жилинского, Г. М. Коржева, Е. И. Зверькова, В. И. Иванова и П. П. Оссовского – была показана в итальянских городах: Риме, Милане, Турине и Болонье. Художественным свидетельством этого тура стал групповой портрет художников «В кафе Греко» (1974, Третьяковская галерея), написанный Ивановым.

Начиная с 1970-х гг. регулярно устраивались персональные выставки художника в СССР и Европе, в том числе в 2007 и 2017 гг. – в Третьяковской галерее, в 2012–2013 гг. – в Русском музее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: