Мадонна на картинах художников

Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

Сюжет

Это монументальная работа. Почти 2×2 м. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей 16-го века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Её глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — её образ был виден в далёкой перспективе, задолго до того как человек подходил к алтарю.

За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.

Мученичество Святого Сикста II, 14-й век. (wikipedia.org)

Папа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257-го по 258-й. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты жёлуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, 3 короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа.

Святая Варвара неслучайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну. История этой женщины крайне трагична. Она жила в 3-м веке, её отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против: долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.

Фигуры образуют треугольник. Это подчёркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.

Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это ещё не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.

Через опыт к картине «Сикстинская Мадонна»

К 1510 году Рафаэль молод и полон сил, он уже зрелый мастер, художник папского двора, великолепно расписавший в Ватикане станцы (комнаты) во дворце. Картины и фрески на библейские темы восхищают заказчиков. Чтобы справляться с огромными по объёму предстоящими работами, Рафаэль набирает учеников. Впоследствии именно он будет считаться учителем всех живописцев после него – живопись не знала ещё такого сходства в изображении теней, отражений, ночи, пламени… Слава об искусном и талантливом художнике давно уже вышла за пределы Италии.

Когда Папа Римский Юлий II (1443-1513) решил заказать картину для церкви Сан-Систо в Пьяченце, у Рафаэля были уже десятки Мадонн.

Символы и образы «Сикстинской Мадонны» – описание картины

Своё название «Сикстинская Мадонна» получила из-за предназначения. Холст был написан для алтаря Святого Папы Римского Сикста Второго, что жил в III веке и прошёл путь великомученика. Именно он и изображён на полотне в левой части картины. Папа указывает рукой на крест, что символизирует страдания, что пришлось пройти этому человеку.

Папа Римский, фрагмент картины «Сикстинская мадонна»

В правой части холста можно увидеть изображение Святой Варвары, что почиталась как покровительница Пьяченцы.

Очень символично расположение Мадонны и маленького Иисуса у неё на руках. Они словно бы вписываются в “мученический треугольник”, что сулит тяготы и муки в дальнейшей жизни. Глядя на лицо Богородицы, понимаешь, что в её глазах – ясное видение будущего, грусть, смешивающаяся с нежностью.

Святая Варвара, фрагмент картины «Сикстинаская мадонна»

Не менее загадочной деталью картины является зелёное покрывало, что видно в левой верхней части. Как предполагают исследователи, оно может быть отсылкой к словам из Евангелия, где говорится о завесе, что “раздралась надвое, сверху донизу”, когда Христос умер на кресте. Эта завеса символизирует вход в Царство небесное.

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля – картина, полная скрытых символов, образов и тайн. Без преувеличения её можно назвать одним из величайших шедевров, что создало человечество за время своего существования. Как ни странно, но долгое время полотно оставалось в Пьяченце, скрытое от взоров публики.

Фрагмент картины «Сикстинская мадонна»

Лишь в XVIII веке было получено разрешение вывезти её в Дрезден, чтобы продемонстрировать широкой аудитории. Именно так начинается путь славы «Сикстинской Мадонны». Сегодня её популярность не ослабевает, а все желающие увидеть работу Рафаэля отправляются в Галерею старых мастеров Дрездена, где и находится полотно.

Справочно о соборе Святого Семейства в Барселоне

Это уникальный храм, строительство которого началось с 1882 г., а продолжается до наших дней, хотя с 2010 г. здесь идут богослужения. Особенность храма – его впечатляющие размеры. Высота центральной башни, посвященной Христу, составит 170 м, ее будут окружать 4 другие, по 120 м, в честь Евангелистов. Уже сейчас строящийся храм – одна из главных достопримечательностей города.

Об архитекторе Антонио Гауди

Автор идеи масштабной церкви родился в Каталонии, однако центром его деятельности стала Барселона. Воплотить идею храма он не успел: в 1926 г. Гауди скончался. Сейчас идет речь о его канонизации Католической Церковью.

Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Почему эта Мадонна — Сикстинская?

«Сикстинская Мадонна» предназначалась для алтаря монастырского храма в честь святого папы Римского Сикста II в провинциальном городке Пьяченце, примерно в 60 км от Милана. Сикст II жил в III веке, еще задолго до разделения Католической и Православной Церквей, и в обеих почитается как святой мученик. Титул «папа Римский» в те времена означал всего лишь «епископ города Рима».


Фасад и двор храма св. Сикста II Папы Римского в Пьяченце

Полотно заказал Рафаэлю Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV, который, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века.

Описание композиции

Картина была написана Рафаэлем в 1513 году. Размер холста составил 265 на 196 см. С середины XVIII века композиция находится в Дрезденской картинной галерее. Полотно написано в лучших традициях эпохи Возрождения.

Женщина, изображённая на холсте, считается самым трагическим образом Богоматери. Краткое описание «Сикстинской мадонны» Рафаэля Санти сводится к следующему:

В центре холста можно увидеть образ Мадонны, окружённой сиянием. Богоматерь изображена в простой одежде, на руках держит младенца. Мария уже знает, что должна расстаться с сыном, и покорно принимает свою судьбу. Она несёт малыша к людям, надеясь, что они примут его и не причинят вреда.
Младенец сидит на руках матери, повернувшись лицом к зрителям. Он принял волю Отца своего и не ищет материнской защиты. Но на его лице читаются страх и скорбь.
По краям расположились две коленопреклонённые фигуры. Справа находится святая Варвара, слева — святой Сикст. Мужчина с обожанием смотрит на Богоматерь, в то время как взгляд святой Варвары обращён вниз, ведь на земле Спасителя ожидает жестокое распятие.
Внизу на переднем плане виднеются два ангела, задумчиво смотрящие на Марию. За спиной Богородицы едва прорисовываются херувимы, кажущиеся воздушными облачками. Ангелочки внизу картины напоминают обычных уличных шалунов

Но и они осознают всю важность момента.

При первом взгляде на картину сюжет кажется простым, но почему-то посетители музея подолгу задерживаются возле холста, рассматривая прекрасное лицо Божьей Матери и личико малыша с не по-детски мудрым взглядом. Христу, в отличие от матери, уже известно его предназначение.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав папской области. Территория была отвоёвана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но ещё и возлюбленная художника. История не сохранила даже её настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.

Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражён красотой девушки, заплатил её отцу 3 тыс. золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.

Но вернёмся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине 18-го века её не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увёз её в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались 2 года и заломили цену. Августу же было не принципиально — купить это полотно или другое. Главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.

Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Прошло ещё полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Её копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли полотна и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращён вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

Судьба художника

Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.

За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она была одной из важнейших в его творчестве.

Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлёк лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.

Ему поручили расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.

А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был ещё и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он возвёл в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.

Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрёл славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. По одной версии, он умер из-за лихорадки. По другой — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Categories: Автор — Алевтина_Князева. Это цитата этого сообщенияЛеонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».

Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом, источник которого расположен как бы перед изображением. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Мальчик нежно приник к ней.

Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой — держит щегленка.

Символика полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Она заложена и в сюжете, и в композиции картины. Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами».

Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, найденных в римских катакомбах. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.

Через это кормление Он принимает и человеческую душу. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Историкам известен тот факт, что Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.

Фигурка щегла на картине как бы подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство – духовное кормление.

Судьба великой картины

До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. Отсюда возникло название картины. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация.

Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.

Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность.

Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Дата и авторство картины Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м.

Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках.

И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

 Дата и авторство картины

Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов.

Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках.

И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

 http://fb.ru/article/138978/tayna-shedevra-leonard…nchi-madonna-litta#image386948

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Описание картины «Сикстинская Мадонна»

По центру полотна во весь рост изображена Мадонна с Младенцем на руках. По бокам от неё св. Сикст II и св. Варвара. У нижнего поля картины, словно опираясь на её край пухлыми ручками, два ангелочка.

Рассмотрим полотно, его героев и детали внимательнее:

  • Дева Мария, едва ступая по облакам, как по ступеням, спускается с небес навстречу зрителю, глядя ему прямо в глаза. Она бережно несёт своё дитя, прижав к себе драгоценную ношу, не желая расставаться, но понимая, что придётся это сделать. Ведь он принадлежит не только ей – он Сын Человеческий, призванный спасти мир. Юное лицо Мадонны выражает и страх, и отчаяние, и тоску, вместе с тем она смиренно принимает неизбежное;
  • Вопрос и беспокойство во взгляде Младенца Христа – он пристально смотрит дальше, не в глаза зрителю, а сквозь него. Что почувствовал или узрел Спаситель мира – скорое расставание с матерью или своё будущее? Воля Бога Отца для него непреложна. Общим трепетом объединены образы Мадонны и Младенца;
  • Святой Сикст указывает рукой на престольное распятие (ведь место картины было за алтарным крестом). Левая, в знак преданности Деве Марии, прижата к груди. Папская тиара (в левом нижнем углу) снята с головы понтифика – это знак почтения. Тиара – тройная корона, символ Отца, Сына и Святого Духа. Её венчает геральдический символ рода жёлудь, дубовые листья и жёлуди вышиты и на золотой мантии понтифика (Ровере с итальянского «дуб»);
  • Святая Варвара – покровительница города Пьяченца. История гласит, что Варвара жила в III веке. Была из рода язычников, но втайне обратилась к вере Иисуса, за что была жестоко убита отцом;
  • По мнению некоторых, облака представляют собой лики поющих ангелов. На самом деле учение гностиков гласит, что это не херувимы, а души ещё не родившихся – они пребывают на небесах и славят Всевышнего;
  • Два ангела снизу выказывают невозмутимость – они спокойно смотрят вдаль, что символизирует принятие неотвратимости божественного промысла: предначертанный крест Иисус нарушить не в силах;
  • Распахнутый занавес – прямой символ того, что небеса разверзлись. Зелёный цвет говорит о милосердии Божьем.

Есть изображение Святого Семейства, которое почитают православные?

Существуют древние изображения эпизодов жизни Святого Семейства, представленные на фресках храмов Византии – например, есть сюжеты «Вручения Марии Иосифу», «Бегства в Египет», «Беседы Иосифа с Ангелом», другие.

Вручение Девы Марии ИосифуМозаика кафоликона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316–1321 гг.

Но главная икона, чтимая православными, носит совсем другое название: «Рождество Христово». Здесь узнаваемы Иисус, Мария, Иосиф, не названные по имени жены, помогавшие Ей по Рождестве Спасителя. Но главное — представлено центральное событие человеческой истории – Рождение Спасителя. Именно оно – подлинный смысловой центр всего образа. Да и суть всей жизни Святого Семейства.

Иконография: Рождество Христово. Датировки: XVII в. Происхождение:  из Никольской церкви Павловского погоста. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 69 см, ширина 52 см. В центре на красном ложе лежит Богоматерь, окутанная вишнево – коричневым мафорием. Голова ее обращена влево, в сторону трех волхвов. С правой стороны два пастуха в сапогах и коротких одеждах. Выше за Богоматерью в темной расщелине пещеры изображены ясли с лежащим спеленатым младенцем. Христом. К нему склоняются головы осла и вола. В верхних углах находятся по одному ангелу. У верхнего края меж горных уступов расположен сегмент неба со звездами, от него к Христу направлен луч св. Духа с голубем в медальоне. На первом плане слева изображен Иосиф. сидящий в задумчивости, перед ним – старец. Справа – женщина с младенцем на коленях, рядом – купель

Наталья Сазонова

Изучение творчества Рафаэля в школах

Сочинение-описание по картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» входит в программу 8 класса. При изучении произведения искусства учащиеся:

  • готовят доклады-сообщения по теме;
  • кратко делают анализ композиции;
  • пишут эссе.

«Сикстинская мадонна» — настоящий шедевр, вызывающий восхищение правдоподобностью героев и яркими эмоциями, которые выражают образы. Рафаэль красочно передал внутреннее напряжение, испытываемое каждым изображённым на холсте персонажем. Люди по сей день могут наслаждаться произведением искусства, овеянным множеством поверий и легенд.

https://youtube.com/watch?v=KqkfU0bedBM

Кто и как изображен на иконах

Первые иконы Святого Семейства появляются на Западе. Чаще всего на них – Иисус, а по сторонам Его – Мария, Иосиф. Иногда пишутся также св. Иоанн Предтеча, Елисавета, мать Богородицы Анна.

Икона «Святое семейство» – в чем ее неканоничность

Подобные иконы сейчас появляются также на православном Востоке, будучи, как правило «калькой» католических икон, лишь созданных по православной традиции.

Довольно много таких образов можно встретить на Святой Земле за последние годы. Как правило, изображаются только Иисус, Мария и Иосиф. При этом:

  • главы супругов наклонены друг к другу; согласно отзывам паломников, эта нежность особенно умиляет, как пример истинно супружеской любви, вот только Иосиф был другом, покровителем, а не мужем Богородицы;
  • некоторые образы содержат вообще иконографически недопустимый жест, когда прав. Иосиф обнимает мнимую жену за плечо;
  • при этом устойчиво впечатление, что благословляющий Отрок на иконе – как бы отдельный сюжет, ведь глаза родителей устремлены не на Него.

Вот как пишет об иконе на форуме портала «Азбука веры» пользователь под именем «чтец Николай» 4 апреля 2015 г.:

О работе:

«Тондо» — так называют круглые по форме картину или рельеф. В нашем случае это не совсем тондо; в высоту это произведение Микеланджело чуть больше, чем в ширину. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони — единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве.

Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.

Этому произведению сопутствует масса загадок. В частности, непонятно значение обнажённых юношей на заднем плане. Кто-то считает их фигурами ангелов, а кто-то, напротив, символом языческого мироощущения. В последнем случае это могло бы организовывать основной сюжет картины, построенный на противопоставлении язычества и христианства, воплощённого в главных героях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: