Описание и толкования
Stati animo III — Quelli che restano by Умберто Боччони, 1911 (Состояния души III — Те, кто остается), серия 2.
В 1911 году Умберто Боччони написал триптих Stati Animo I, II и III . Первое полотно, озаглавленное « Gli addii» («Прощание»), позволяет угадать группу людей на платформе станции и поезда, хаотичное движение которых представлено пересечением линий и постепенным воспроизведением фигур на ландшафте. Пар от поезда словно втягивает в удушающее безумие все составляющие картины. На второй картине « Quelli che vanno» (« Уходящие» ) движение уходящего поезда заморожено множеством наклонных линий, а лица путешественников в поезде кажутся странно невыразительными. Третья и последняя картина, Quelli che restano (Те, кто остался), характеризуется холодными горизонтальными линиями и стертыми телами, которые передают чувство подавленности и запустения. Боччони выпустил две версии этой серии в том же году, и это вторая, более продуманная версия, которая сейчас демонстрируется в MoMA.
Влияние работ Бергсона на материю и восприятие сущности объектов отражено в работах Боччони, и Stati animo является прекрасным примером этого желания выйти за пределы правил репрезентации, опираясь больше не на разделение пространства, но на то время. Серия масел на холсте выражает безумие современного мира и динамику, вызванную этой техникой, но также и психологическое вмешательство этого вечного хаоса в людей и группы.
Умберто Боччони – это “Состояние души”
Умберто БоччониАвтопортрет
Цвета юности (Умберто Боччони) Смотреть
Умберто Боччони – один из талантливейших теоретиков, центральная фигура футуризма итальянского изобразительного искусства. Крайний субъективизм произведений Умберто Боччони воплощает в себе ощущение динамизма индустриальной эпохи. Это мощный вихрь форм и плоскостей.
Лихорадка жизни, воспевание толпы, вихрь и бунт нового ощущения – становятся делом Боччони. Его творчеством и одновременно жизнью становятся интуитивное восприятие и отображение футуристического видения на полотнах, предвидение будущего человечества.
Это художественное течение провозглашало идеи ненависти к прошлому и любовь к будущему, воспевая красоту машин и ритмы новой урбанистической эпохи.
Их искусство – это симбиоз динамизма ХХ века и одновременно предчувствие грядущих катаклизмов, которыми была охвачена Европа 1910-х годов ХХ века.
Его ранние произведения – в основном портреты и пейзажи, и написаны они в манере позднего импрессионизма. Здесь точное воспроизведение видимого мира, только материя как бы живописная, а мазки яркой несмешанной краски образуют сложное, пронизанное светом единое целое. Предметы его неподвижны по большей части, но их цветовая субстанция в постоянном и непрерывном движении.
Три женщины
Одним из лучших его полотен является “Завод в окрестностях Рима”. Параллельно он работает и в стиле “модерн”, характерном для символистского стиля.
Именно этим стилем представлена картина “Паоло и Франческа” где в облаке алого огня, над хлябями Ада несутся золотистые тела влюблённых.
Лирический порыв и динамизм, присущий всему искусству Боччони, переданы здесь большими массами цвета, текучими линиями и пластичными формами, а не игрой цветовых микрочастиц.
“Создание города”
Типичной работой футуристического периода можно назвать “Облаву”, но программным полотном стало “Создание города”, где реальные ломовые лошади превращаются в сказочных мифологических существ, уподобляются вихрю, рассыпающемуся огненными искрами. Помимо движущегося объекта художник изображает как бы само движение, или поток энергии. Он даже изобрёл специальные термины: сило-формы и сило-линии, в которых созидательное начало неразрывно связано с разрушительным.
“Состояние души”
Одной из самых ярких и глубоких работ Боччони является “Состояние души”. Это серия полотен, где выписано психическое состояние не только самого художника, но и мира вокруг него. Нервные линии, беспорядочные наслоения кристаллов создают фон хаотичного подсознания, из которого вырождаются образы, вызывающие у зрителя ассоциации с машинами, животными, людьми.
Затуманенные лица и неясные фигуры возникают неожиданно, как бы из закоулков своеобразного мира Боччони. Дальнейшие его творческие поиски оборвала преждевременная гибель. По собственной инициативе он записался в ряды регулярных войск и погиб, случайно упав с лошади во время военных учений.
Таким образом группа итальянских футуристов распалась, лишившись своего лидера.
“Смех”
Его работа “Смех” – это отказ от привычных представлений о живописи. Это дерзость и бунт, это вызов и эпатаж. Смело выписаны “лучи” на полотне, и создают они ощущение света уличного фонаря или рампы, здесь всё смешалось: и ресторанные столики, и вазы с фруктами, и дымящиеся папиросы. Он опрокидывает реальные масштабы, отказывается от законов перспективы, создаёт видимость полного хаоса. Ресторанная певичка написана едкими красками, будто дешёвый актёрский грим рассматривается пристально при освещении яркой электролампы; её хищная, нелепая улыбка с непомерно красной помадой, пальцы лилового цвета – всё это типично для футуризма, получившего название “кричащей живописи”.
Ольга Смирнова.
контекст
Stati animo II — Quelli che vanno Умбето Боччони 1911 (Состояния души II — Те, кто уходят) серия 2.
В 1909 году поэт Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал в Le Figaro « Манифест футуризма» . Он определяет в поразительном тексте принципы движения: возвышение современной жизни, скорость и насилие и отказ от медленного и ретроградного общества. Многие итальянские художники, такие как Джакомо Белла , Луиджи Руссоло , Карло Карра и Умберто Боччони, создали между 1909 и 1920 годами работы, призванные отразить жестокую суматоху современной жизни через разложение форм, цветов и материалов. Эти итальянские художники, увлеченные идеями динамизма, прославления современного мира и эстетической революции, собираются вокруг Маринетти. Среди них Умберто Боччони впоследствии опубликует два манифеста футуристической эстетики в 1913 и 1914 годах.
Выставки
- Коллекция современного итальянского искусства Estorick , 2019 — Умберто Боччони: воссоздание утраченных скульптур
- Коллекция современного итальянского искусства Estorick , 2009 — столетие футуристического манифеста Маринетти, с 20 работами
- Музей Соломона Р. Гуггенхайма , 2004 — Выставка посвящена Материи с 23 другими работами.
- Метрополитен-музей , Нью-Йорк, 1988 — Большая ретроспектива
- Ретроспективный каталог: Умберто Боччони , Эстер Коэн, 272pp, 1988
- Музей Кастельвеккьо Верона, 1985–1986 гг. И Пинакотека Брера в Милане, 1986 г. и Сан-Стае, Венеция, 1986 г. — Boccioni a Venezia
- Palazzo Reale di Milano , 1982–1983 гг. И Художественный музей, Ганновер, 1983 г. — Boccioni a Milano
- Палаццо Реале ди Милано , 1973–1974 — Boccioni e il suo tempo
дальнейшее чтение
- Джованни Листа , Futurisme: манифесты, документы, прокламации , L’Age d’Homme, колл. «Авангард», Лозанна, 1973.
- Боччони, Dynamisme пластику , Textes réunis, annotés и др предисловия пар Giovanni Lista, Traduction де Claude Мино и др Джованни Lista, Л’Аж d’Homme, Coll. «Авангард», Лозанна, 1975 г.
- Джованни Листа, «De la chromogonie de Boccioni à l’art Space de Fontana», в Ligeia, досье на искусство , № 77-78-79-80, июль-декабрь 2007 г., Париж.
- Джованни Листа, Le Futurisme: создание и авангард , Éditions L’Amateur, Париж, 2001.
- Дани Мео, Della memoria di Umberto Boccioni , Mimesis, Milano 2007.
- Джино Заккария, Загадка искусства. О происхождении художественного творчества , Брилл, Лейден-Бостон, 2021 г.