(1825 – 1871)
В 1856 году начинающий коллекционер Павел Михайлович Третьяков сделал своё первое приобретение для будущей галереи. Этим произведением оказалась картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» художника Василия Худякова.
Так имя этого мастера оказалось вписано в историю русского искусства. Худякову в 1856 исполнилось всего тридцать лет, но он уже пользовался большим успехом в художественных кругах. Его карьера складывалась очень успешно – живописец быстро получал звания: академика, потом (в 1861) и профессора, он имел многочисленных заказчиков, в том числе и в лице императора Николай I, почти на каждой академической выставке тех лет появлялись его произведения.
Заслуга Худякова состояла в том, что он, работавший преимущественно в жанре исторической и религиозной живописи, обращался к современным сюжетам, пытаясь реально их трактовать
Именно такой картиной и была ««Стычка с финляндскими контрабандистами», привлекшая внимание критиков не только художественными достоинствами, но и оригинальностью сюжета
Валерий Худяков был одним из первых знакомых Павла Третьякова в среде петербургских художников, многие отмечали, что он был для Третьякова безусловным авторитетом, что Павел Михайлович «ценил его суждения и вкус, доверял ему свои планы».
Со временем все поменялось. П.М. Третьяков получил бесценный опыт коллекционера, который в сочетании с безупречным вкусом позволял ему все реже прибегать к помощи друзей-художников. К тому же В. Худяков негативно относился к творчеству таких мастеров, как Пукирев, Перов, Ге, Крамской, за творчеством которых Павел Михайлович с интересом следил и произведения которых все чаще приобретал в своё собрание.
Худяков съездил в Италию, потом два года провел в Москве, и окончательно переехал в С.-Петербург. Его новые картины вызывали критику и обвинения в сухом академизме, в чрезвычайной красивости и салонности, в поверхностном взгляде на действительность. Судьба, до селе благоволившая художнику, стала ему жестоко изменять — последние годы художник прожил в одиночестве и практически в полной нищете.
При всей критике позднего периода его творчества, нельзя не отметить важную роль Василия Худякова в истории русского искусства как органической части художественного процесса в отечественном искусстве середины 19 века. Он ярко проявил себя в создании новой жанровой разновидности – историко-бытовой картины и как незаурядный портретист. И, конечно, он навсегда останется Первым – автором первой картины великой галереи.
Василий Григорьевич Худяков родился 24.12.1825 (05.01.1826 по новому стилю) в селе Акшуат Симбирской губернии в семье крепостного крестьянина. Первоначальное художественное образование получил в Строгановском училище, куда был определен в 1842 году.
Учился в Московском училище живописи и ваянии (конец 1843-1847), в 1847 за рисунок с натуры был награжден ИАХ большой серебряной медалью и получил звание классного художника. Состоял вольнослушающим учеником ИАХ (1848-1850) в классе исторической живописи у А. Маркова.
В 1851 за портрет ректора ИАХ А.И. Мельникова удостоен звания академика. В начале 1850-х годов участвовал в росписях Исаакиевского собора в С.-Петербурге, а также других храмов в различных городах России.
В 1856-1860 на собственные средства совершил поездку по Германии, Франции, Италии, жил преимущественно в Риме и Неаполе. В 1860 возвратился в Россию, за исполненную в Италии картину «Игроки в шары» получил звание профессора. С марта 1860 по январь 1862 преподавал в МУЖВ в классе исторической живописи. В 1869 совершил путешествие по Волге, собирая материал к своей последней большой картине «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань».