Художник Ю. Анненков и его картины в стиле кубизма
Еще одним смелым кубистом, который не боялся пойти против устоев общества и живописи, стал Юрий Павлович Анненков. Только упорство и свобода взглядов помогли ему добиться успеха на художественном поприще, так как его исключили из гимназии за политические карикатуры, а затем не взяли и в Академию художеств. Он обучался в частных художественных мастерских, в том числе и во Франции. Возможно, именно эта свобода от канонов классики позволила художнику импровизировать на полотнах и добиваться того, что каждая следующая картина становилась для критиков полной неожиданностью.
Ю. Анненков (1889–1974).
Смешивая самые разные стили и приемы, он часто использовал в своих картинах принципы кубизма и кубофутуризма, показывая объекты с новых сторон. Одним из любимых его жанров был портрет, в котором он достиг больших успехов и прославился своей серией острохарактерных портретов известных людей. Именно в них можно часто наблюдать характерную для кубизма фрагментарность объектов и изображение многочисленных граней. Это позволяло ему точнее передавать психологическую составляющую героев, причем он спокойно применял множество других стилей в одной и той же картине. Так, при написании портрета А. Тихонова Анненков активно использует приемы кубизма при создании головы героя, чем удачно передает состояние задумчивости, размышлений известного литератора. В то же время фон и костюм кубизм затрагивает лишь частично, а картина на стене уже выполнена в классическом стиле. Заметим, что в 2014 году портрет Тихонова был продан на торгах за 6,2 млн долларов.
Ю. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.
Интересно, что именно Анненков полностью иллюстрировал известную поэму Александра Блока «Двенадцать» шедевральными кубистическими рисунками. Блок вначале отнесся настороженно к идее доверить иллюстрацию свободному в художественном самовыражении Анненкову, но первые рисунки оказались ему так близки, что в итоге книга была отпечатана в крупноформатном тираже, рассчитанном на ценителей книг и коллекционеров. Сам же выпуск был назван критиками исключительным событием для русской графики и поэзии.
Ю. Анненков. Иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать»
В числе других его картин в стиле кубизма и кубофутуризма назовем такие работы: «Портрет З. Гржебина», «Портрет В. Мейерхольда», Portrait of photographer M.A. Sherling и пр.
Ю. Анненков. Портрет З. Гржебина. 1919 г.
Последние статьи
-
Почему популярных телеведущих Михаила Шаца и Татьяну Лазареву признали иноагентами на территории РФ сегодня, 18:44 -
Почему из Библии убрали все апокрифы про Апокалипсис: Что скрывают богословы сегодня, 17:24 -
Какие тайные смыслы зашифровал Гойя в своих легендарных «Чёрных картинах»: Тёмная сторона великого художника сегодня, 14:02 -
Чем интересны фильмы 7 культовых азиатских режиссёров, которые создают «кино для глаз» сегодня, 11:40 -
Как звезда фильма «9 с половиной недель» превратила свою жизнь в настоящий ад: Ким Бейсингер сегодня, 10:22 -
Почему 4 советские талантливые певицы, чьи шлягеры до сих пор любимы, эмигрировали в другие страны сегодня, 09:31 -
Как проблемы со здоровьем помогали великим художникам создавать шедевры, и что видят врачи на их картинах 9.09.2022, 22:19 -
Как джин стал самым популярным напитком в Лондоне XVIII века и чуть не разрушил нравственные устои англичан 9.09.2022, 17:50 -
Как кутили в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга до революции 1917 года и что там подавали к столу 9.09.2022, 14:18 -
Жертвы моды эпохи Возрождения: Зачем женщины брили лоб и избавлялись от ресниц 9.09.2022, 12:15
Все статьи
Мастер оптимистического кубизма А. Лентулов и его картины
Аристарх Васильевич Лентулов был по своей природе энергичным и смелым. Из-за своей дерзости он так и не сумел попасть в академическую школу живописи, зато именно смелость помогла ему организовать скандально известное художественное объединение авангардистов «Бубновый валет». Его создание как раз пришлось на годы, когда художник учился у французских живописцев и основательно увлекся кубизмом. Но Лентулов не копировал местных мастеров, а пришел к собственному варианту, называемому оптимистическим кубизмом.
А. Лентулов (1882–1943).
Такое необычное название возникло в связи с тем, что огромная жизнерадостность художника буквально окутывала зрителя, разглядывающего любую его картину. Какую бы тему он ни брал, изображения получались яркими и утопающими в свете. Когда же дело дошло до экспериментов с кубизмом, изображения рассыпались на множество форм, но в них по-прежнему остались яркие цвета и динамичность самой жизни. К этому добавилась и сама тематика картин, так как Лентулов увлекся русским фольклором, иконами и древней архитектурой. Так, зрителя может поразить многоцветием картина «Василий Блаженный», он может услышать целую симфонию звуков при знакомстве с работой «Небозвон (Декоративная Москва)» или почувствовать всю мощь многовековой столицы в произведении «Москва».
А. Лентулов. «Небозвон (Декоративная Москва)», 1915 г.
Сам же художник в шутку называл свой стиль орнеизмом из-за того, что его полотна напоминали орнаменты и даже содержали кроме красок различные материалы типа фетра, бересты, фольги, бархата и других. Писал он свободно и вызывающе, что стало одной из причин популярности как в его время, так и сегодня. Среди других работ в данном стиле назовем «Астры», портрет художника И.С. Малютина и «Красный мост в Царицыно».
А. Лентулов. «Астры». 1913 г.
Пост-кубофутурист Василий Кротков, воскресивший отечественный кубический авангард
Высотка. Кубофутуризм от Василия Кроткова.
Придя в искусство зрелым и состоявшимся человеком, Василий Кротков быстро нашел свой художественный язык, взяв за основу стиль кубофутуризма.
Летописец. Кубофутуризм от Василия Кроткова.
Сам живописец, рассказывая о том, почему он выбрал для себя именно это направление говорит: «Мне близки по духу теории авангардистов 100-летней давности, в которых они говорили, что человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения.» Наверное, точнее и не сформулируешь свою мысль, говоря об этом интереснейшем стиле в живописи.
Девушка. Кубофутуризм от Василия Кроткова.
И видимо, поэтому так манит и восхищает зрителя творчество московского пост-кубофутуриста, умеющего показать и заставить зрителя в полной мере прочувствовать глубину основ мироздания. И к тому же донести публике через свое творчество то, что сам художник видит третьим глазом, но не видят остальные. «В своих работах я стараюсь, сохранив традиции русского авангардизма начала 20 века, развивать этот стиль с добавлением собственного видения данного художественного направления»,- говорит мастер.
Нужно также отметить, что своим уникальным стилем Василий Вячеславович Кротков охватил практически все живописные жанры. Мы можем увидеть его потрясающие портреты, состоящие как бы из разбитых осколков, и пейзажные мотивы и восхитительные сложные по композиционному строению натюрморты, состоящие на первый взгляд из самых простых предметов. А иногда живописец и вовсе отходит от каких-либо жанров и пишет в стиле фэнтези, где дает полную волю своей фантазии. Кстати, этот свободный стиль весьма оригинально вписывается в выбранное им направление.
Памяти Юрия Левитанского. Кубофутуризм от Василия Короткова.
И что характерно, в отличие от работ многих художников, запечатлевающих мгновение в режиме «стоп-кадр», Кротков виртуозно создает упорядоченный хаос мгновений, готовых измениться в любой миг. Такое динамическое движение, прежде всего, на полотне создают светотени. Так, изображая предметы в четвертом измерении, то есть во времени, авангардист мастерски использует источник света, исходящий будь-то от самой картинной плоскости, или извне. А солнечные лучи, преломляясь через грани предметов, а также отражаясь и рассеиваясь по всей ее плоскости, дают потрясающий эффект игры света и тени, применяемый в большей степени в графике.
Сушка. Кубофутуризм от Василия Кроткова.
«Я стараюсь, чтобы в моих картинах всегда было солнце, потому что оно создает свет, и оно же создает тень. И, как мне кажется, тот стиль, в котором я пишу картины, наиболее ярко подчеркивает в картине границу между светлым и темным».
Кубофутуризм от Василия Кроткова.
Усиливает этот завораживающий спецэффект уникальный прием кубофутуризма – разложение объемов на геометрические фигуры, их деформацию и умножение контуров. Именно это и придает композиционным объектам удивительную динамику, а преломленные лучи наиболее ярко подчеркивают на полотнах художника границы между светом и тьмой.
Кубофутуризм от Василия Кроткова.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что специалисты с профессиональной точки зрения отмечают еще одну особенную черту авторского почерка современного авангардиста. Василий Вячеславович Кротков мастерски использует прием, которым добивается того, чтобы зритель чувствовал себя не просто сторонним наблюдателем, а как бы помещенным вглубь самой картины.
Натюрморт. Кубофутуризм от Василия Кроткова.
А это происходит от того, что мастер, компонуя предметы, очень часто склонен не указывать основную точку зрения, а использует таковых несколько. Поэтому его картины иногда сложны к восприятию. Тем не менее, такой спецэффект, весьма оригинален и выделяет автора среди других пост-кубофутуристов нашего времени.
The End. Кубофутуризм от Василия Кроткова.
И если рассматривать творчество Василия Кроткова с философской точки зрения, то в нем явно можно увидеть стремление автора разложить Вселенную на плоскости и грани при этом попытаться найти в привычных вещах новые смыслы, узнать об окружающем больше, чем видно на первый взгляд. Иными словами он пытается докопаться до сути и донести ее зрителю.
Кубофутуризм от Василия Кроткова.
Полустанок. Кубофутуризм от Василия Кроткова.
Кубофутуризм от Василия Кроткова.
Как все начиналось…
Василий Кротков был рожден в 1959 году в Москве. С малых лет увлекался рисованием, а занимаясь в художественной школе всерьез заинтересовался живописью. Однако, как часто бывает, родители, когда пришло время выбирать профессию, настояли на том, чтобы сын поступал на экономический. Так оно и случилось — юноша поступил в столичный ВУЗ, успешно окончил его и сделал хорошую карьеру экономиста.
Однако художественное образование, полученное в специализированной школе, еще подростком не прошло даром — оно дало свои всходы, хотя и поздние. И Василий Кротков неожиданно решил испытать судьбу, и уже в зрелом возрасте взял в руки кисти и вернулся к живописи. Пост-кубофутуризм стал именно тем стилем, который головой увлек мастера в созидательный процесс и выявил в нем огромные творческие способности. Впрочем, вполне закономерно, что именно таково направление избрал для себя человек с математическим складом ума, аналитически мыслящий.
… А опыт живописного мастерства, полученный еще в юные годы в художественной школе, помог создать гармоничный колорит, соотношение цветовой гаммы и ее оттенков. Так как футуризм в живописи представляет собой не только гармонию композиционных фигур и образов, а еще и спектр правильно подобранных цветов. Именно такой подход и позволил московскому художнику создать неповторимость и уникальность авторского стиля.
Художница А. Экстер и ее кубистические картины
Не меньше смелости было и у другой представительницы кубизма и кубофутуризма — Александры Александровны Экстер. Она была знакома с одним из основателей кубизма — Пабло Пикассо и многими именитыми авангардистами своего времени, ей доверял Казимир Малевич, а сама она внесла определенную лепту в развитие этого направления. Интересно, что обучение Александры во французской Academie de la Grande Chaumiere закончилось скандалом, так как именитый профессор академии был возмущен далеким от классического цветовым решением картин Экстер. Александра проявляла себя не только в картинах, но и в оформлении спектаклей, за что даже получила прозвище «Пикассо сценографии», причем сами декорации и костюмы называли «праздничным парадом кубизма».
А. Экстер (1882–1949).
Картины и эскизы костюмов Экстер в стиле кубизма характеризуются яркой палитрой, смелостью идей и свободой композиции. Она не боялась выходить за грани норм, разрывать шаблоны и демонстрировать миру свое видение. Например, в работе «Натюрморт» предметы одновременно и статичны, и подвижны. Кажется, что все предметы вот-вот сорвутся с шаткой поверхности, образуя новую комбинацию в пространстве. В этой же картине прослеживается любимая художницей цветодинамика, когда цвета картины то сгущаются, то разрежаются. Эта же шаткость, контрастные цвета и их движение наблюдается и во многих других натюрмортах художницы.
А. Экстер. «Натюрморт». 1913 г.
Помимо традиционной для кубистов скученности предметов художница использовала и другие приемы. Так, в картине «Вид Парижа» часть объектов теряет привычные формы и перспективу, а другая часть становится менее прозрачной, из-за чего город воспринимается более многогранным и наполненным. Безусловно, в начале XX века нужна была смелость, чтобы представлять публике такое видение реальности. Но оно того стоило, так как Александра Экстер стала широкой известной и в дальнейшем повлияла на своих учеников, а ее картины сегодня ценятся высоко. Среди других ее работ в стиле кубизма и кубофутуризма назовем: «Натюрморт с яйцами», «Вид на мост», «Город ночью» и другие.
А. Экстер. «Вид на мост». 1936-1938 гг.
Художник лирического кубизма Р. Фальк и его картины
Художник Роберт Рафаилович Фальк, как и Аристарх Лентулов отказался от монохромности французских кубистов и делал свои картины в стиле кубизма яркими и в то же время мягкими. Фальк был от природы очень чувствителен к цветам и воспринимал их малейшие оттенки. В то же время он проявлял большой интерес к психологизму в живописи, что нашло свое отражение в том числе и в его работах в стиле кубизма.
Р. Фальк (1886–1958).
Лиричность проявлялась где-то в смягчении форм, где-то в мягких цветовых переходах или акценте на психологическую составляющую героев. Например, интересна картина «Мулатка Амра». Когда смуглая стройная девушка Амра позировала художнику, он никак не мог придумать, как на бумаге передать ее удивительную пластику. На помощь ему пришел лирический кубизм, в котором ему удалось передать одновременно грациозность, сильный дух и пластичность девушки.
Р. Фальк. «Мулатка Амра». 1913 г.
Смягчение форм и тонов сделало многие его кубистические полотна более гармоничными, лиричными. Например, в картине «Сиена» привычное для кубистов нагромождение домов принимает более плавные очертания, а тона плавно перетекают один в другой. Картина «Солнце. Крым. Козы», напротив содержит контрастные оттенки, но очертания сохраняют мягкость, а в паре с необычным колоритом солнца холст может вызывать у зрителя чувство радости, пробуждения, любви.
Р. Фальк. «Солнце. Крым. Козы». 1916 г.
Также в этом стиле написаны некоторые его автопортреты и натюрморты, «Турецкие бани», «Дама в красном», «Красная мебель» и другие произведения. Так как Фальк пробовал себя в разных стилях, во многих картинах кубизм использовался лишь как один из них для достижения поставленных автором художественных задач.
Р. Фальк. «Дама в красном». 1918 г.
Кратко о кубизме и кубофутуризме
С изобретением фотографии точное отражение мира больше не было прерогативой художников. Реализм и классицизм постепенно перестали быть главенствующими стилями и уступили место живописи, которая сместила акценты на постижение цвета и форм. Кубизм стал одним из новых направлений, который с начала XX века пользовался огромной популярностью. Кубисты раскладывали изображение на отдельные элементы и затем собирали его заново, чтобы показать мир уже в каком-то новом свете. Даже само слово «кубизм» появилось на свет в результате того, что критик Луи Воссель назвал картины одного из основоположников кубизма «кубическими причудами».
Кубофутурзим стал следующим этапом кубизма и соединился с футуризмом, который воспевал эпоху индустриализации и бешенного темпа жизни. Для него характерно нетипичное расположение объектов, пересечение разных плоскостей, контрастные цвета и уход от классических форм.
Художница мягкого кубизма Т. Лемпицка и ее картины
Существенно преобразился кубизм и в руках эпатажной художницы Тамары де Лемпицки. Попав в трудные жизненные условия, Тамара не согласилась с ожидавшей ее судьбой нищеты и нужды. Чтобы пробиться в ряды элиты, Лемпицка сама себе придумала образ талантливой модной художницы, которая блистала на вечеринках и запрашивала за свои картины отнюдь не скромные деньги. Однако одной бравады ей не хватило бы для славы, поэтому Тамара работала каждый день по десять часов без перерыва, создавая собственный стиль и оттачивая мастерство.
Тамара де Лемпицка (1898–1980).
Живя в Париже и изучив все модные в те времена стили живописи, художница использовала в числе прочих кубизм. Причем ее кубизм стал мягким, чувственным. Рисовала она в первую очередь портреты, и в них традиционное для кубизма дробление на формы сочеталось с небывалой чувственностью, сексуальностью персонажей. Такой тандем приводил к тому, что к ней стояла очередь состоятельных клиентов, желающих заполучить портреты в таком необычном представлении.
Часто кубизм Лемпицка использовала в паре с другими стилями, например ар-деко или классицизмом. Это позволяло ей для придания чувственности использовать плавные линии, а интерьер делать граненым. Такой прием хорошо прослеживается, например, в картине «Кизетта на балконе». Плавность фигуры и мягкие цветовые переходы позволяют выразить расслабленность и женственность девушки, а кубистические фигуры на дальнем плане делают интерьер оригинальным и на контрасте еще больше подчеркивают ее мягкость и нежность.
Тамара де Лемпицка. Картина «Кизетта на балконе». 1927 г.
Мягкий кубизм в сочетании с другими стилями обеспечил Тамаре де Лемпицка известность не только в годы ее жизни. Сегодня ее картины стоят больших денег, а коллекционеры бьются на аукционах, чтобы заполучить их в своих коллекции. В стиле кубизма выполнены многие ее картины: «Женщина в зеленом Bugatti», портрет доктора Букара, «Портрет мужчины (Мистер Тадеуш де Лемпицки)», «Синяя женщина с гитарой» и другие.
Тамара де Лемпицка. «Синяя женщина с гитарой». 1929 г.