Описание картины филиппа малявина «вихрь»

Филипп Андреевич Малявин- художник русского стиля!

Филипп Андреевич Малявин (1869-1940) родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. В 1891 году работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 году бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение Академии художеств (АХ). После реформы АХ в 1894 году, когда там открылась мастерская Ильи Репина, Малявин стал его учеником.

Настоящий фурор произвела картина Малявина «Смех» (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов. Однако посланный в 1900 году на Всемирную выставку в Париже «Смех» был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника — «Три бабы» (1901-1902), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е годы стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: «Баба в желтом», «Девка» (обе 1903), «Две девки» (б.г.) и др.

Крестьянки в ярких красочных нарядах — главные персонажи произведений Малявина. К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом — подчеркнуто декоративна. Но в начале XX века ее нередко расценивали как своеобразный вызов. Картина «Вихрь», показанная в 1906 году на выставке объединения «Мир искусства», воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет.

В 1900 году Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. В 1906 году тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке Союза русских художников в январе 1911 года он показал большой «Семейный портрет», который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.

В 1918 году Малявин с семьей поселился в Рязани, занимался преподаванием. В 1920 году переехал в Москву, а в 1922-м выехал за границу для устройства там собственной выставки. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924 году с большим успехом прошла выставка его работ. Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы Н. В. Плевицкой (1929). В 1930-х годах Малявин много занимался организацией собственных выставок в разных городах Европы.

Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен. Семидесятилетний художник вынужден был пешком добираться до Ниццы, где в то время находился его дом. Вскоре Малявин скончался.

По материалам Демиденко Ю. Б.

Ностальгия

Но как бы там ни было за границей художник много работал. Его выставки организовывали по всей Европе, а работы хорошо продавались. Тысячи русских эмигрантов утоляли ностальгическую тоску о Родине перед его картинами. А иностранные зрители проникали в тайну русской души.

В конце 1920-х годов Филипп Андреевич переселился с семьёй в Ниццу. В 30-е годы персональные выставки прошли в Югославии, Чехословакии, Англии, Швеции, Дании. Осенью 1933 года состоялась самая крупная в творческой карьере художника персональная выставка. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги.

Последняя выставка прошла в апреле 1939 года в мастерской в Ницце. Вновь в творчестве мастера большую роль играл портрет. В предвоенные годы Малявин-портретист был широко известен в Европе. Среди его моделей были король Швеции Густав V, королева Югославии Мария, экс-премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж.

Вторая мировая война застала Филиппа Малявина в Брюсселе. Он был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен и с трудом добрался до Ниццы, где 23 декабря 1940 года скончался. Похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.

Он рисовал Ленина

После революции Малявин переехал в Рязань, его имение было конфисковано. Но работы, как ни удивительно, не тронули и потом ему удалось практически всё переправить за границу.

В феврале 1919 года Рязанский губернский отдел Наркомпроса организовал первую в карьере художника персональную выставку, приуроченную к 50-летию со дня его рождения. Два больших полотна с выставки — «Старик у очага» и «Старуха» — были приобретены Рязанским музеем, а его самого пригласили в Москву.

В Кремле им были выполнены многочисленные натурные зарисовки Владимира Ленина и Льва Троцкого. В это же время он написал «Портрет А.В. Луначарского», который показал в 1922 году на выставке Ассоциации художников революционной России.

Революция красок

Но если говорить откровенно, то выходца из крестьянской среды мало интересовали идеология или политика. Художник больше занимался разработкой красок, которые бы ему помогли передать силу экспрессии. Последнее требовалось особенно, когда он рисовал женщин-крестьянок.

Зато в процессе создания картины «Вихрь» ему таки удалось сделать личную революцию красок. В этом ему помог художник Игорь Грабарь. Именно он дал рецепт, в состав которого вошли венецианский терпентин и копаловый лак. Но при этом коллега по творческому цеху предупредил, что успех зависит от правильности дозировки: добавит много терпентина и краска не будет сохнуть…

Рецепт Грабаря понравился Малявину. Потом он станет писать картины только этим составом. Но вот беда — мастер пропускает мимо ушей предостережение и не жалеет ингредиентов. В итоге краски продолжат жить своей жизнью ещё долгое время после окончания работы над холстом «Вихрь».

А самому Грабарю придётся с сожалением отметить: «Неумеренное количество венецианского терпентина, взятое Малявиным в связующем веществе, превратило красочное тесто этой картины в массу, до сих пор не затвердевшую, в жаркие летние дни распускающуюся и даже грозящую прийти в движение. Но яркость красок, их блеск действительно изумительный, оставляя далеко позади яркость простых масляных красок».

Описание картины Филиппа Малявина «Вихрь» Картины художников

Малявин создает необычную картину. Он изображает, как танцуют простые женщины. Кажется, что героини былин чудесным образом ожили на его картине. Разные стихии оказываются вовлеченными в этот странный хоровод. Одеяния развеваются. Они нарочито растворены в сочных мазках кисти художника. Кажется, что это всполохи сказочного огня, или ледяные потоки воды. Временами они обжигаю нас дыханием могучего ветра. Иногда вдруг кажется, что мы видим сочные луга.

Полотно невероятно динамично. Кисть художника действительно движется очень размашисто. Это полностью соответствуют тому наполненному энергией танцу, который изобразил Малявин. Мастер создавал свои шедевры непростыми красками, которые сохли достаточно долго. Именно поэтому такая живопись напоминает необузданный вулкан. Художник создает грандиозный мозаичный эффект, удивляющий своим великолепием.

Краски

наплывают друг на друга, формы теряют четкость. Это позволяет создать впечатление мощи, которая прорывается откуда-то изнутри. Творение становится максимально выразительным. Художник работает на стыке двух мощнейших тенденций. Его полотно одновременно впечатляет импрессионистичным прочтением сюжета и выражением в стиле модерна.

Малявин надеялся, что Россия возродится в духовном плане, но при этом он как будто ощущал разгул сил.

Художник смог изобразить мощную энергию народа, его душу. Звучание этого творения поистине достигает апогея. Художник заявляет современникам и всем нам о том, что нрав его дик и необуздан.

Многие критики были уверены, что это полотно связано с настроениями грядущей революции. Малявин всегда стремился уберечь свои творения от идеологии.

Буйство красок и великолепное воплощение народного духа впечатляло не только современников художника. Сила мастерства художника действительно необыкновенная.

Прислал: Большакова Ольга . 2017-10-08 22:05:51

Родом из крестьян

Филипп Андреевич Малявин родился в 1869 году в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне — Оренбургская область) в бедной крестьянской семье. Рисовать он начал рано, с четырёх-пяти лет. Однако в многодетной семье никто и думать об образовании не смел. Отец говорил, что из нищих крестьян учёных не бывает. Но талантливого мальчика это никак не могло остановить и он продолжал рисовать. Обычно это делал углём, а полотном служили стены и ворота. Грамоте обучил местный фельдфебель.

Неизвестно, чтобы с ним дальше стало, если бы в село не приехал погостить к родственникам монах с Афона. Он-то и предложил шестнадцатилетнему Филиппу отправиться с ним в Грецию, чтобы научиться писать иконы. Деньги на дорогу собирали всем миром. На Афоне парень попал в русский монастырь св. Пантелеймона, стал послушником, соблюдал устав, работал в иконописной мастерской.

Так прошло семь лет. И вероятно Малявин навсегда бы остался на Афоне, если бы вновь не вмешался случай.

Знаменитый русский скульптор Владимир Александрович Беклемишев, путешествуя по Европе, решил посетить православную святыню. Когда он увидел работы молодого послушника, то был потрясён. Особенно его удивило чувство тона в изображении морских волн и точность рисунка. Словом, скульптор уговорил монахов отпустить Филиппа, привёз его в Петербург и поселил на первое время у себя дома.

«Автопортрет с семьёй» публике не понравился

На московской выставке 36-ти он показал большое полотно «Три бабы», поразившее всех экспрессией форм, смелой красочной гаммой (находится в парижском музее д’Орсэ). В начале 1900-х годов Малявин выполнил ряд интересных портретов современников: «Портрет И.Е. Репина», «Портрет С.П. Дягилева», «Портрет А.С. Боткиной («Лисичка»)». В 1903 году он стал членом нового выставочного объединения «Союз русских художников».

Вскоре Владимир Беклемишев, Василий Матэ и Илья Репин выдвинули кандидатуру Малявина к присуждению ему почётного звания академика, и 23 октября 1906 года тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трёхлетнюю заграничную поездку. Казалось бы его творчество должно только развиваться, ан нет, вскоре он перестаёт представлять новые работы.

Случилось это в начале 1911 года, после того, как на VIII выставке «Союза русских художников» Филипп Андреевич продемонстрировал «Автопортрет с семьёй». Большинство критиков восприняло картину как творческое фиаско. От него ожидали экспрессии, характеров, а увидели роскошные наряды и тихое семейное счастье. Естественно, художник очень расстроился и практически перестал писать…

Новые работы публика увидела лишь в 1916 году. Только теперь вместо смеющихся лиц с его полотен смотрели угрюмые и недружелюбные люди.

(1869-1940)

Самобытное, оригинальное творчество Филиппа Малявина развивалось на рубеже XIX – XX столетий. Особенную известность получили темпераментно написанные, яркие и звучные по цвету задорные малявинские полотна, в которых художник воспел ширь и удаль натуры русской крестьянки.

Свежесть и сила крестьянских образов, колористическое богатство его картин, оригинальность живописного и графического стиля сделали его творчество одной из очень интересных и своеобразных страниц искусства начала XX века.

Словно яркий красочный вихрь ворвался Филипп Малявин в русскую живопись — Александр Бенуа писал о Малявине: «Таких красивых сочетаний красок, такой бравурности в технике, такой великолепной простоты и смелости не найти на всём протяжении истории русской живописи».

Художественный критик Сергей Глаголь вторил ему: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе».

Картины Ф.А. Малявина имели шумный успех на Всемирной Парижской выставке 1900 года. Появление каждой его работы сопровождалось признанием или громким обсуждением на выставках «Мира Искусства» и «Союза русских художников».

Он был подлинным новатором в своих творческих поисках, но эти поиски прочно были связаны с традициями русского реалистического искусства, художник всегда проявлял неизменный, глубокий интерес к народной жизни.

Филипп Андреевич Малявин родился 10 (22) октября 1869 года в селе Казанки Самарской губернии в крестьянской семье.  В четырнадцать лет ушёл с богомольцами на Афон, чтобы учиться иконописи.

Скульптор В.А. Беклемишев, побывавший в 1891 году на Афоне, заметил живописца-самородка и посоветовал ему стать профессиональным художником. По возвращении в Россию, Малявин поселился у Беклемишева, который подготовил его к поступлению в Академию.

В 1892 году поступил в ИАХ, занимался у П.П. Чистякова, затем обучался в ВХУ (1894-1899) в мастерской И.Е. Репина. Конкурсная работа «Смех» была отвергнута Советом ИАХ, но в 1900 году за неё художник получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок и «Мира Искусств», был членом Союза русских художников. В 1906 году удостоен звания академика. После революции в 1922 году уехал за границу, жил в Париже, Мальмё, затем в Ницце, где ушел из жизни 23 декабря 1940 года.

Малявин Филипп Андреевич1869–1940

10 октября 1869 (с. Казанки Самарской губернии) — 23 декабря 1940 (Ницца)

Живописец, график

Происходил из крестьянской семьи. В 1885 учился иконописи в русском монастыре Св. Пантелеимона на Афоне. При содействии скульптора В. А. Беклемишева в 1892 поступил в петербургскую Академию художеств. Занимался у П. П. Чистякова. С 1894 по 1899 учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств (ВХУ) — в мастерской И. Е. Репина. В 1899 создал конкурсную (выпускную) картину «Смех». Произведение было отвергнуто Советом ИАХ. Лишь благодаря ходатайству Репина и В. В. Матэ Малявин получил за портреты звание художника без права пенсионерской поездки. Однако неудача выпускной работы была временной. Годом позже картина «Смех» была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Париже, а в 1901 приобретена в коллекцию Международной галереи современного искусства в Венеции. Малявин приобрел европейскую известность и, вдохновленный успехом, создал целую серию картин, изображающих русских крестьянок.

Экспонировал свои работы на выставках ТПХВ (1895, 1900–1901), «Мира искусства» (1899–1903, 1906, 1911, 1921, 1922), Берлинского Сецессиона (1903–1904). С 1903 — член и постоянный экспонент Союза русских художников. В 1900 и 1906 художник совершил путешествия в Париж, в 1906 выставлялся на Осеннем салоне. В том же году удостоен звания академика. До 1900 жил в Москве, в 1900–1917 — в деревне Аксиньино под Рязанью, в 1918–1920 — в Рязани.

После революции работал в Рязанском комиссариате просвещения, участвовал в создании городской картинной галереи, студии живописи, охраны памятников старины. Являлся одним из руководителей Рязанских Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).

Во время Всероссийской конференции 1920 был делегатом от Союза русских художников. Сделал много натурных зарисовок В. И. Ленина.

В 1922 уехал из России во Францию (через Берлин). Жил в Париже, Мальме, затем в Ницце. В эмиграции живописная манера Малявина, также как и круг тем, мало изменились. Художник продолжал писать русских крестьянок («Свадьба» (1923), «Русские крестьянки» (1925), «Женщина в желтом платке» (1926), «Танец» (1926, 1928, 1930), «Сельская кокетка» (1927), «Пляска» (1930)), много работал как портретист. Его работам 1920-х — 1930-х, как и более ранним произведениям 1890-х — 1910-х, присущи необычайная насыщенность и декоративность цвета; за годы почти не претерпела изменений палитра Малявина, благодаря которой его произведения легко узнаваемы. Вместе с тем, художник неоднократно подвергался критике за то, что в своем позднем творчестве, по сути, повторял самого себя, тиражируя «русские» мотивы для европейских зрителей и коллекционеров.

Персональные выставки Малявина состоялись в 1919 в Рязани, в 1924 — в галерее «Шарпантье» в Париже, 1933 — в Праге и Белграде, 1934 — в Ницце и Стокгольме, 1935 — в Лондоне. В 1969 в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР в Ленинграде прошла мемориальная ретроспектива работ мастера, приуроченная к 100-летию со дня его рождения.

Произведения художника хранятся в российских музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Русском музее и Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге (в основном работы 1890-х — начала 1920-х, т. е. доэмиграционного периода). Значительная часть наследия находится в зарубежных частных собраниях, в частности в коллекции зятя Малявина — парижского художника Л. М. Бенатова.

Филипп Малявин: картины, биография

Филипп Малявин (1869 – 1940)

В 90-х годах прошлого века учащиеся Петербургской императорской Академии художеств были немало пораже­ны появлением в их среде странного юноши в какой-то необычной одежде. С длинными волосами, с шапочкой в ви­де скуфейки, низко надвинутой на лоб, он казался расте­рянным и одиноким в шумной студенческой толпе. Но в выражении плоского скуластого лица, освещенного светлыми глазами, трогали какая-то наивная откровенность и простосердечие. Это был Филипп Андреевич Малявин, известный впоследствии живописец, мастер крестьянской темы в очень своеобычном и темпераментном толковании.

В Академию Малявин попал прямо из Афонского мона­стыря. В далекой Греции русский мальчик принял послуш­ничество, надеясь научиться живописи. В монастырской иконописной мастерской и увидел его работы молодой скульптор В. А. Беклемишев. Удивительный поворот в судь­бе юного послушника совершился мгновенно. Вскоре был сдан вступительный экзамен в Академию художеств.

Успехи Малявина в этом высшем художественном учеб­ном заведении России были блестящи. Из родной деревни в Самарской губернии каждую осень привозил он портреты и композиции «дивные по рисунку и живописи», как вспо­минала его соученица А. П. Остроумова-Лебедева. Ранние работы Малявина — «Крестьянская девушка с чулком», «Портрет сестры» (обе —1895 г.) — поражали целостным восприятием модели, глубоким проникновением в характер изображаемого. Молодой художник не расставался с аль­бомом. Многие товарищи и академические преподаватели были запечатлены им в рисунках и живописных этюдах. Из последних некоторые вылились в законченные произве­дения, такие, как «Портрет художника К. А. Сомова» (1895), «Больная» (1897).

Дипломную картину Малявин посвятил крестьянской теме. На ней были изображены хохочущие крестьянки в яр­ких красных сарафанах. Это полотно 1899 года, названное «Смех», положило начало своеобразной декоративно-эпической или, как ее называли, «малявинской» манере в живопи­си.

Но в Академии разразился невиданный скандал в связи с его появлением на конкурсе. Только авторитет Репина, угрожавшего уйти из Академии, если его ученику не дадут звания художника, смог повлиять на решение академического совета. Звание все-таки присудили Малявину, правда, не за дипломную работу, а за ранее написанные портреты. Зато в следующем году в Париже «Смех» стал «гвоздем» Всемирной выставки. Малявина удостоили золотой медали.

В первом десятилетии нашего века Малявин был одним из самых известных художников. Он утвердился в декора­тивно и монументально понимаемой крестьянской теме. Его великолепные «Бабы» и «Девки» покоряли звучностью и блеском красок, выражением загадочной «нутряной» силы.

Бабы

Картин с такими названиями было написано им множество. Но каждый образ нес свою задачу, темные лица были тща­тельно выписаны и казались особенно значительными в хаосе пламенеющих, струящихся мазков. Особенную славу принесла художнику картина «Вихрь» (1906) с изображе­нием пляшущих крестьянок.

картина «Вихрь»

Почти все полотно занимает праздничный, ликующий вихрь красных сарафанов. Только вверху выделяются пять женских лиц. В пиршестве крас­ного цвета, в кружащихся ритмах мазков жила вечная сти­хия народного веселья, полного удали, бесшабашного и гор­дого торжества. Известны заказные портреты работы Малявина, одно время он считался весьма модным портре­тистом. Правда, эта линия его творчества раньше других начала клониться к упадку; внешние эффекты, манерность, а иногда и раздражающая безвкусица все чаще появлялись в портретах предреволюционных лет. Стали повторяться, утрачивая жизненность, крестьянские образы. Слава Маля­вина постепенно угасала.

Но по-прежнему мастеровиты были его рисунки. Сохра­нились целые альбомы с изображением крестьянок и порт­ретными зарисовками. В графике у художника не было срывов.

С 1922 года и до самой смерти Малявин жил за границей. Созданные там работы казались слабым повторением его известных картин.

Р. Кирсанова. Картина Ф.А. Малявина «Вихрь»

Филипп Андреевич Малявин прожил довольно долгую и насыщенную творческую жизнь. Излюбленные сюжеты его были, конечно, крестьянские типы. Он писал своих родственников,  просто деревенских жителей, когда возвращался к себе на родину.

Малявин обучался в Академии художеств. И первые его работы были довольно сдержанные и по цвету, и по композиции. Он писал портреты и народные сцены, но там не было того огня и вихря, которые мы видим в его картине 1906 года «Вихрь»

Современники сразу обратили внимание на необычность этой картины. Вообще яркая красочность, насыщенная декоративность появились у Малявина уже в 90-е годы, к концу 90-х годов

Но то, что писали современники, например друг художника Сергей Глаголь, просто удивительно. «Картина оставляет впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят, долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Мне чудится всегда невольная и смутная разгадка чего-то особого в самом русском духе. Какой-то образ пожаров, «красный петух», запах крови, заливший русскую народную историю, вопли кликуш, опахивание деревень, мелькание дрекольев бабьего бунта».

Да, ощущение тревоги и напряжения, необычности увиденного мы все испытывали.  Возможно, это связано с годом создания картины, потому что 1905 год – это год первой русской революции. Но что значат слова про «опахивание деревень»? К такому обряду прибегали только в очень тяжелых ситуациях, например, когда грозила гибель всей деревне, или война начиналась, или какая-то моровая язва надвигалась. Вот тогда женщины выходили ночью с косами в руках. А ведь женщина с косой – символ смерти, это считалось очень дурным предзнаменованием, женским инструментов был все-таки серп. И вот в своем «Вихре» Малявин изобразил женщин удивительных. И если мы подумаем, то поймем, почему так напрягала и настораживала всех эта картина. Потому что эти женщины, подхваченные то ли ветром, то ли танцем, двигаются, танцуют – как мужчины, раскинув руки. Здесь пять фигур – это одна из самых больших картин художника, она занимает практически целую стену в экспозиции Третьяковской галереи – и они идут на зрителя. Конечно, они пугали. Все привыкли к другому, к медленному, плавному движению. Билибин говорил о женском танце, что это красота покоя. Мужской танец действительно энергичный, мужчина выделывает всякие коленца, приседает, а для этого ему нужно раскинуть руки вокруг женщины. А та стоит спокойно, слегка поворачиваясь. Как говорили в давние времена, она «помавает ему пальцем»… Наши современные представления, представления людей XX и даже XXI века о русском народном танце искажены, они не связаны с тем реальным танцем, каким он был в те поры, когда носили тяжелые ткани. Даже если это не была царская парча с настоящими золотыми или серебряными нитями, платье все равно было тяжелым. И оно обязательно было длинным. Только  после 1923 года женская одежда начала укорачиваться так, что стали видны туфли. А до этого она не позволяла совершать ни скачков, ни прыжков, не позволяла лихо вертеться на одном месте. 

XX век и появление народных ансамблей изменили  картину. Многие хореографы, такие например, как известный Игорь Моисеев, стилизовали женский танец. И у нас, современных люди, создается представление о старинном танце, который был у нас до 1917 года, а возник очень давно, по тем образцам, что представлены теперь на нашей сцене. Это большое заблуждение. И оно не позволяет современному зрителю по-настоящему понимать смысл картины Малявина. В отличие от тех, первых зрителей малявинского полотна, вполне чувствовавших его значание. Им было легче – на гуляньях в Сокольниках, на дачах, у себя в деревнях (или на этюдах, если они были художниками), они еще видели этот настоящий народный танец – медленный и плавный для женщин и энергичный для мужчин.

Золотая медаль на парижской выставке

Именно в мастерской Ильи Репина были созданы некоторые из самых известных ранних работ Малявина, в том числе «Крестьянка, вяжущая чулок» (1895), первая из картин, в которой он использовал свой любимый цвет — красный. Три из тех ранних работ, все изображающие крестьянок, были выставлены в салоне Московского общества любителей художеств, и две из них («Крестьянка, вяжущая чулок» и «За книгой») тут же были куплены Третьяковым для своей галереи. А вскоре Малявин стал получать заказы и создал целый ряд эффектных картин: «Портрет г-жи Поповой», «Портрет баронессы Вольф», а также замечательных детских образов, таких как «Портрет Ники Ратькова-Рожнова» и «Мальчик в матроске».

Но его выпускная работа «Смех», изображающая баб в красных одеждах на зелёном лугу, была отклонена Советом профессоров академии за бессодержательность. А в 1900 году её отправили в составе экспонатов русского отдела на Всемирную парижскую выставку, где она была удостоена золотой медали. А вскоре на Четвёртой международной художественной выставке в Венеции её купило итальянское правительство для Международной галереи современного искусства.

В общем, из Франции Малявин вернулся известным и вполне обеспеченным художником. Признанием его творчества стало включение в книгу «История русской живописи в XIX веке» (1901—1902) и книгу «Русская школа живописи» (1904), изданных Александром Бенуа.

Примерно в это время он женился на бывшей вольнослушательнице Академии художеств, одесской мещанке Наталии Николаевне Новак-Савич и купил усадьбу рядом с Аксиньино. Там он осел и жил с семьёй почти безвыездно.

Эмиграция

Осенью 1922 года Малявин выехал с семьёй за границу, получив разрешение на устройство передвижной выставки своих картин. Семья обосновалась в Париже, где он писал портреты по заказу и где в 1924 году в парижской галерее Шарпентье состоялась его вторая персональная выставка, прошедшая с большим успехом.

Современники вспоминают, что художник активно пытался встроиться в чуждую среду и непривычную жизнь. Вплоть до Второй мировой войны Малявин пишет графические и живописные работы, которые неизменно посвящает русской тематике, есть у него и пейзажи, пишет он и заказные портреты.

Но до вершин начала своей карьеры художник так и не сумел подняться. Некоторые искусствоведы связывают это с тем, что Малявин, по сути, не имел какого-либо общего образования, не было у него глубоких знаний в области мировой культуры. А всё его творчество во многом строилось интуитивно, базируясь на бурном темпераменте.

В воспоминаниях Фёдора Шаляпина можно прочитать «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами… Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто…» Да и сам Малявин однажды с горечью обронил: «Вне родины нет искусства».

«Вихрь»

На зелёном лугу танцуют крестьянки в ярких красно-синих нарядах. Известно, что красный цвет издавна на Руси связывался с плодородием, с землёй, с цветом глины, из которой Бог создал тело человека. И то, что Филипп Малявин взял этот цвет за основу своей работы, не случайно. Ведь он в юности изучал иконопись в афонском православном монастыре Святого Пантелеймона на Айон-Оросе и был там послушником до 1891 года, пока его работу не увидел скульптор Беклемишев, забравший молодого художника учиться в Петербург.

Известно, что Филипп Малявин начал работать над холстом, столь похожим на пёстрый ковёр, в самом начале событий, которые впоследствии вошли в историю под названием Первой русской революции. Именно поэтому многие критики, в том числе и современные, утверждают, на полотне «Вихрь» художник изобразил «тревожное предчувствие надвигающегося урагана перемен, воплотившееся в революционно-алые сполохи энергичных дробных мазков».

Странный студент

Осенью 1892 года двадцатитрёхлетний юноша явился на экзамен для поступления в Императорскую Академию художеств.

Вот как после написала о нём однокурсница Анна Остроумова: «Я держала вместе с ним экзамен в академию

Во время работы моё внимание было зацеплено странной фигурой. Юноша в какой-то необычной одежде

Похоже на монашеский подрясник. На голове шапочка в виде скуфейки, низко надвинутая на глаза. Из-под неё висели длинные волосы до плеч. Лицо плоское, скуластое, корявое. Брови опущены к вискам. Светлые, небольшие глаза. Лицо монашка, книгоноши. Простецкое лицо. Второй раз я увидела его в классах академии. Я рисовала недалеко от него. Перед началом занятий он, ни с кем не здороваясь, с опущенными глазами, прошёл к своему месту и тихонько стал развёртывать свой рисунок. Потом, оглянувшись кругом, он торопливо перекрестился, что-то бормоча про себя, перекрестил рисунок и принялся за работу».

Как бы там ни было, экзамен Малявин сдал успешно. Программу головного класса освоил за 2 месяца. А в 1894 году он начал заниматься в мастерской Ильи Репина и успешно написал портреты своих однокурсников – Константина Сомова, Игоря Грабаря и других.

Творческое наследие

Художественное наследие Филиппа Малявина представлено в коллекциях ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, НИМ РАХ, российских региональных музеев, в частных и музейных коллекциях США и Европы (д’Орсэ, музей Зиммерли, музей Мальмё, музей Принца Евгения Вальдемарсудде). Графика Малявина, рассеянная по российским и зарубежным собраниям, пользуется неизменным спросом у коллекционеров.

В августе 2016 года в Бузулуке Оренбургской области был открыт памятник Филиппу Андреевичу Малявину. В 2019 году «Почта России» выпустила почтовый блок, посвящённый 150-летию со дня рождения художника. Есть там и репродукция картины «Вихрь».

Девочка на качелях Бабы Крестьянская девочка Две русские красавицы Автопортрет с семьёй Автопортрет Смех Портрет крестьянки Девушка с чулком Вихрь

Видное место в экспозиции

До наших дней сохранились эскизы картины «Вихрь», благодаря чему можно понять — Филипп Малявин не только занимался поиском «особенных красок» для её написания, но очень хотел найти такое композиционное решение, которое смогло бы в полной мере воплотить в жизнь желаемый сюжет.

Бабы на полотне постепенно разрастались, занимали всё больше места. Их яркие одеяния всё больше развевались и раскручивались в ритме танца. В итоге они заняли всё пространство, практически не оставив для пейзажа места. Что же до самого автора, то его это не особенно расстроило. Ибо он, как утверждает Игорь Грабарь, не видел решительно никаких перспектив для развития в написании ландшафтов из-за того, что всё уже было написано до них.

По словам Грабаря, Малявин говорил: «… после Левитана нельзя уже писать пейзажа. Левитан всё переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать…»

Поэтому-то он и выписывает одеяние крестьянок. Кажется, что главными героями картины «Вихрь» стали сарафаны, словно отражающие стихии природы. На их ярком фоне нет то что пейзаж, даже лица моделей уходят на дальний план. Эти одежды задают динамику и ритм полотна, буквально приводя в движение его поверхность и гипнотизируя всякого на него смотрящего.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: