Источники
- Dario Durb?, Anna M. Damigella: Corot und die Schule von Barbizon.
Pawlak, Herrsching 1988, ISBN 3-88199-430-0 - Andr? Ferigier: Jean-Fran?ois Millet.
Die Entdeckung des 19.
Jahrhunderts.
Skira-Klett-Cotta, Stuttgart 1979, ISBN 3-88447-047-7 - Ingrid Hessler: Jean-Fran?ois Millet.
Landschaftsdarstellung als Medium individueller Religiosit?t.
Dissertation, Universit?t M?nchen 1983 - Estelle M. Hurll: Jean Fran?ois Millet.
A Collection of Fifteen Pictures and a Portrait of the Painter, with Introduction and Interpretation,
New Bedford, MA, 1900. ISBN 1-4142-4081-3 - Lucien Lepoittevin: Jean Fran?ois Millet — Au-del? de l»Ang?lus.
Editions de Monza. Paris 2002, ISBN 978-2-908071-93-1 - Lucien Lepoittevin: Jean Fran?ois Millet — Images et Symboles.
?ditions ISO?TE Cherbourg 1990, ISBN 2-905385-32-4 - Alexandra R. Murphy (Hrsg.): Jean-Fran?ois Millet, drawn into the light.
Museum of Fine Arts, Boston, Mass. 1999, ISBN 0-87846-237-6 - Alfred Sensier: La vie et l»?uvre de Jean-Fran?ois Millet.
Editions des Champs, Bricqueboscq 2005, ISBN 2-910138-17-8 (neue Auflage des Werks von 1881) - Andrea Meyer: Deutschland und Millet.
Deutscher Kunstverlag, Berlin und M?nchen 2009. ISBN 978-3-422-06855-1 - Сто офортов 16-19 веков из собрания гос.Эрмитажа.Л-М, 1964 (рус)
- ГМИИ, каталог картиннной галереи, М, Изобразительное искусство, 1986 (рус)
Жан Франсуа Милле нашел свое призвание в изображении картин сельского быта. Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.
Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии. Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй — священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию. В 1833 году он отправился в Шербур и поступил в мастерскую художника-портретиста дю Мушеля. Спустя два года Милле сменил наставника — новым его учителем стал художник-баталист Ланглуа, бывший к тому же смотрителем местного музея. Здесь Милле открыл для себя работы старых мастеров — в первую очередь, голландских и испанских художников XVII века.
В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша — известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами. Он получил заказ на посмертный портрет бывшего мэра Шербура, но работу отвергли по причине ее малого сходства с умершим. Чтобы сводить концы с концами, художник какое-то время зарабатывал тем, что писал вывески.
В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полине Виржинии Оно, и молодая пара переехала в Париж. Он бился в тисках нищеты, которая стала одной из причин смерти его жены. Она умерла от туберкулеза в апреле 1844 года, в возрасте 23 лет. После ее смерти Милле вновь уехал в Шербур. Там он познакомился с 18-летней Катрин Ле-мер. Их гражданский брак был зарегистрирован в 1853 году, но обвенчались они лишь в 1875 году, когда художник был уже при смерти. От этого брака у Милле родилось девять детей.
ТВОРЧЕСТВО
Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.
Его произведения интерпретируют совершенно по-разному. Творчество художника казалось одновременно обращенным и в прошлое, и в будущее. Одни находили в картинах Милле ностальгию по патриархальной жизни, рухнувшей под натиском буржуазной цивилизации; другие воспринимали его работы как гневный протест против угнетения и притеснения крестьян. Прошлое и будущее встречается не только в тематике Милле, но и в его стиле. Он любил старых мастеров, что не мешало ему чувствовать себя своим среди художников-реалистов. Реалисты отвергали долгое время господствовавшие в «серьезном» искусстве исторические, мифологические и религиозные сюжеты и ориентировались на окружающую жизнь.
На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. С юных лет Милле не уставал ходить в Лувр, где изучал работы старых мастеров. Особенно восхищали и привлекали его картины Никола Пуссена, отличающиеся прозрачностью и торжественностью.
Женщина печет хлеб
Путь на работу
Пильщики
В том, что касается цвета, Милле, бесспорно, являлся художником XIX века. Он знал, что такое «живой» цвет, и умело использовал резкие контрасты света и тени. Нередко художник покрывал нижний слой краски еще одним, с применением техники сухой кисти, что позволяло ему создавать жесткую фактурную поверхность. Но задний план Милле обычно писал очень мягко и гладко. Холст, состоящий из «разнофактурных» частей, — характерная особенность его манеры.
До 1860-х годов Милле всерьез пейзажем не занимался. В отличие от своих друзей-барбизонцев, он не писал с натуры. Сельские же пейзажи, необходимые для картин, Милле вызывал из памяти. Именно поэтому на полотнах художника так много видов Нормандии, где он провел свое детство. Другие ландшафты воссозданы по наброскам, написанным в 1860-е годы близ Виши, где по совету врачей поправляла свое здоровье жена Милле.
В середине 1840-х годов Милле пытался заработать на жизнь созданием легких и беззаботных картин , стилизуя модный тогда стиль рококо. Это были мифологические и аллегорические полотна, а также картины легкого эротического содержания, изображающие обнаженную женскую натуру (например, «Лежащая обнаженная женщина»). На тогдашних холстах Милле появлялись нимфы и купальщицы, писал он и пасторали, рисующие сельский мир земным раем, а не ареной изматывающей борьбы за кусок хлеба. Сам художник называл эти произведения исполненными в «цветистом стиле». К нему относится и картина «Шепот», 1846 (другое название — «Крестьянка и дитя»).
ВЛИЯНИЕ МИЛЛЕ НА ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ
Милле стал кумиром Ван Гога, относившегося к его работам, как к образцам, и много копировавшего их.
Другими почитателями таланта Милле были Камиль Писсарро и Жорж Сера.
Позже картины Милле пропагандировались как пример для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма».
Сальвадор Дали был в восторге от картины «Анжелюс», создав ее сюрреалистическую версию.
Более того, именно его популярность способствовала тому, что имя Милле стало ассоциироваться с характеристикой «сентиментальный художник». Эта формула была совершенно ошибочной. Сам художник таковым себя не считал. И лишь совсем недавно, после больших выставок Милле в Париже и Лондоне (1975—76 гг.), художника открыли заново, обнаружив во всей полноте его уникальный художественный мир.
В 1848 году знаменитый критик и поэт Теофиль Готье восторженно писал о картине «Веяльщик»:
,