Третьяковская галерея

Металл против дерева

Не менее интересно сравнивать авторские отпечатки Дюрера, выполненные в разных техниках. На выставке представлены преимущественно гравюры резцом — для их изготовления использовалась металлическая доска — и ксилографии, задействующие деревянные пластины. Тут уже не надо быть специалистом, чтобы заметить, насколько более нюансированное изображение, с богатой светотенью и мельчайшими деталями, получается в первом случае. Впрочем, шедевр можно создать на любом материале, доказательство чему — цикл ксилографий «Апокалипсис» (1498), одна из ранних работ Дюрера в тиражной графике. Жутковатые сюжеты из Откровения Иоанна Богослова, напечатанные в большом формате, поражают не изысканностью, но громогласной силой почти сюрреалистических образов и макабрических персонажей — драконов, всевозможных чудищ и безжалостных небесных всадников.

Пикантный век: зачем ГМИИ имени Пушкина послал в Париж эротический шедевр

Выставка «Империя чувств. От Франсуа Буше до Жан-Батиста Грёза» посвящена непристойному искусству XVIII столетия

В технике ксилографии выполнен и самый крупный евангельский цикл Дюрера: так называемые «Малые Страсти». 37 листов, включая титул, иллюстрируют ключевые сюжеты из жизни Иисуса. Рисунки издавались в книжечке и были ориентированы не столько на ценителей искусства, сколько на обычных христиан. Отсюда — лаконизм, простота художественных средств, доступность образа. Иное дело — «Гравированные Страсти», поздний цикл из 15 гравюр резцом

Здесь, напротив, обращает на себя внимание максимальная концентрация художественных идей в компактном формате. Появляется даже интересное ощущение, что изображенным событиям тесно в таком пространстве и они гораздо более значительны, чем это возможно передать на бумаге

Еще одна яркая особенность: Христос в «Гравированных Страстях» — мужчина в летах, почти старик. Такая трактовка, конечно, усиливает трагизм. Кстати, именно в зале с этим циклом потолок затянут красными нитями, что, видимо, должно отражать страдания Спасителя. В других же помещениях можно увидеть подлинные огромные пистолеты 500-летней давности, золотые и серебряные монеты, карты, книги и прочие исторические артефакты. Все они оттеняют основной сюжет, но не заменяют его.

Основание и история Третьяковской галереи

Названная в честь ее создателя купца Третьякова Павла Михайловича, галерея создавалась как личный музей в особняке самого «предпринимателя». Сначала он собирал картины зарубежных художников. В 1856 году П.М. коллекционер купил два полотна русских авторов «Искушение» и «Стычка с финляндскими контрабандистами», написанных Шильдером и Худяковым. Именно с этих русских картин и появилась идея о создании доступной для всех общественной картиной галереи. Вот с этого времени и началось активное коллекционирование Третьяковым живописи и в 1867 году, его коллекция составляла 1276 картин. Помимо картин, он увлекался коллекционированием икон и скульптур. В 1892 году Третьяков просто отдал в дар городу собранные коллекции, а 5 августа 1893 года Третьяковка впервые была открыта для посещений и приняла своих первых гостей. А после 1917 года и окончательного установления советской власти, Третьяковка полностью перешла в государственную собственность. В советское время собрание галерее очень активно росло и к 1975 году насчитывалось 55 000 единиц самых разных экспонатов. В период ВОВ, в галерее были проведены объемные работы по демонтажу и эвакуации экспозиции. Здание галереи пострадало от бомбежек в 1942 году, но работы по восстановлению галерее начались фактически сразу же после изменения положения российской армии на фронте. Сегодня Третьяковская галерея представляет собой обширный музейный комплекс. Здесь можно найти шедевры фактически всех сфер живописи в период с XI –начала XX века. Гостям представлены как постоянные экспозиции, но также в галерее часто проходят временные выставки. В настоящее время экспозиции Третьяковки насчитывают более 190000 экспонатов, и это не только живопись. Все желающие могут насладиться композициями из драгоценных металлов, вниманию гостей представлены вещи принадлежавшие частным российским и зарубежным коллекционерам. Главное здание расположено по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, д. 10. Корпус, где представлено искусство XX века, находится по адресу: г. Москва, Крымский Вал, д. 10, именно в этом корпусе можно насладиться и попробовать разгадать тайну «Черного квадрата» Малевича. Этот филиал называют «Новая Третьяковка». У галереи есть свои филиалы и музеи. Каждый год Третьяковская галерея принимает более полутора миллионов человек, и желающих посетить одно из самых масштабных собраний мировых шедевров в мире искусства не уменьшается.

Коротко об истории создания Третьяковской галереи

Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.

Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.

В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.

На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.

Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год

Интересные факты

1. Становление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской живописи, а не произведений русских художников.
2. Мало кто знает, что младший брат Павла, Сергей, тоже поучаствовал в создании галереи.
3. Эмблема знаменитого музея – фасад здания. Он был выполнен по эскизу Васнецова.
4. В музее можно встретить картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». В 1913 году она подверглась «нападению» — человек, чью личность так и не смогли установить нанес несколько ударов острым ножом по полотну.
5. За все время существования Третьяковской галереи она закрывалась несколько раз – из – за краж и на время военных действий.
6. В 1999 году Галерее была подарена Чудотворная Икона Божьей Матери, которая, по преданию, смогла изавить Москву от нападения хана Махмет – Гирея.
7. Идея создания частной галереи огромного масштаба пришла купцу в голову после посещения известного петербургского Эрмитажа.
8. Картина, с которой все началось – «Стычка с финляндскими контрабандистами».
9. В 1891 году произошла первая кража из Третьяковки, в результате которой пропали 4 картины, 2 из которых удалось вернуть.
10. На знаменитой картине «Утро в сосновом бору» медведи нарисованы рукой друого художника. Однако, Шишкин стер скипидаром фамилию Савицкого, оставив всю работу за собой.

«Повар и его жена» (1496–1497)


Повар и его жена. Гравюра Альбрехта Дюрера. 1496–1497 годы National Gallery of Art, Washington DC Эта гравюра на меди изображает семейную пару — повара и его жену. Судя по одежде, это представители среднего класса — бюргеры. На женщине длинное платье, поверх которого накинут плащ. На поясе висят ключи — символ власти. Мужчина одет в куртку, которая едва сходится на животе, а на поясе и в руках у него профессиональные инструменты — ножи, сковородка и длинная ложка. Многие искусствоведы считают, что в образе повара Дюрер изобразил своего друга Виллибальда Пиркгеймера, которого мы уже видели на предыдущей гравюре.

Можно было бы подумать, что это просто пара из Нюрнберга, однако Дюрер, как обычно, намекает нам, что за простым изображением стоит нечто большее. И подсказкой здесь становится птица, сидящая на плече у повара. Исследова­тели считают, что перед нами иллюстрация к сюжету из «Книги рыцаря де Ла Тура Ландри, написанной в назидание его дочерям», популярного сборника поучительных историй, который молодой Дюрер помогал иллюстрировать.

Герой этого анекдота был известен своей страстью к пирам и обжорством. Однажды вместе с друзьями он решил как следует откормить угря, а потом съесть. Но его жена, воспользовавшись отсутствием мужа, убила угря и съела вместе со своим любовником, а мужу сказала, что во всем виновата выдра. И все было бы хорошо, но у изменницы была ручная сорока, которая полетела к повару и все ему рассказала. Чтобы отомстить птице, хозяйка выщипала все перья с ее головы. С тех пор, встречая лысых, птица всегда спрашивала у них: «Ты тоже рассказал про угря?»

Так одна маленькая работа позволяет понять, что казалось смешным людям того времени.

Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии

График работы

30.03.2021–22.08.2021

Понедельник — воскресенье: 10:00–21:00 Первый вторник месяца — выходной день

Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея

Внимание: 21 и 22 августа выставка открыта до 23:00, касса — до 22:00

Стоимость

500 рублей

Купить билет

Стать другом

Выставка графических работ Альбрехта Дюрера из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии — одной из самых известных художественных галерей Европы, открывает проект «Сокровища музеев Италии в Историческом музее», рассчитанный на несколько лет.

«Главной задачей этого проекта является знакомство отечественного зрителя с мировым художественным наследием, а также с многообразием коллекции ГИМ. Исторический музей впервые в своих стенах продемонстрирует подлинники знаменитого мастера эпохи Возрождения, освещая важнейшую из сторон творчества гения — гравюру. Представленный ряд позволит проследить развитие и совершенствование технических приемов, показать особенности художественного языка мастера. Мы рады, что в такое непростое время нам удалось осуществить проект и дать возможность российским зрителям познакомиться с уникальными памятниками мировой культуры», — отмечает Алексей Левыкин, директор Исторического музея.

Коллекция печатной графики Альбрехта Дюрера из Пинакотеки Тозио Мартиненго — одна из лучших в мире по качеству отпечатков и их сохранности.

Из Италии привезли более 120 гравюр мастера, среди которых представлены самые известные — гравюра «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана». Ма́стерские гравюры А. Дюрера, созданные в технике резцовой гравюры на меди, отличаются исключительным художественным совершенством

Умение использовать в изображениях законы прямой перспективы, владение правилами построения пропорций и монументальность форм сочетаются в них с присущими немецкому искусству того времени ювелирной тонкостью исполнения, эмоциональностью и особым вниманием к деталям

Отдельным разделом выставки стала серия «Апокалипсис», созданная мастером в 1496–1498 гг. Пятнадцать листов иллюстрируют последнюю книгу Нового Завета «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова». Это была первая крупная работа молодого художника. Данный цикл отличают точность в передаче библейского слова и неисчерпаемая фантазия самого мастера, вдохновленного мистическими строками Откровения. Самым известным произведением из серии является лист «Четыре всадника Апокалипсиса».

Произведения А. Дюрера сопровождаются работами его современников, которые копировали с изумительной точностью великого гравера, что говорит об огромном признании мастерства художника.

На выставке впервые представлены гравюры Альбрехта Дюрера, хранящиеся в собрании ГИМ, среди которых такие известные отпечатки как «Портрет Эразма Роттердамского» и «Святой Иероним в келье».

Экспозиция дополнена предметами декоративно-прикладного искусства, созданными в Германии на рубеже XV–XVI вв. из собрания Исторического музея.

Выставка «Миры гравюры на металле»

С 8 октября 2021 года по 15 мая 2022 года в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке пройдет выставка «Миры гравюры на металле», продолжающая серию показов произведений, выполненных в различных видах гравировального искусства.

Выставка «Миры гравюры на металле»

Первая выставка из цикла «Третьяковская галерея открывает свои запасники. Материалы и техники гравюры», проходившая в 2015–2016 годах, была посвящена гравюре на дереве. Нынешний проект знакомит зрителя с техниками глубокой печати, расскажет как об известных произведениях из собрания Галереи, давно ставших классикой, так и о листах, которые экспонируются впервые.

Гравюра на металле включает в себя обширный и разнообразный круг гравюрных техник. Общим для них является то, что создание печатных форм происходит нанесением на металлические пластины — доски (традиционно медные, с ХХ века — цинковые, реже используются латунь, железо, сталь, алюминий и даже пластик) рисунка в виде углубленных в металл линий, штрихов, царапин и шероховатостей.

Другим объединяющим эти техники признаком является способ получения конечного результата — отпечатка с гравированной доски (эстампа) при помощи специального металлографского (офортного) станка: под его давлением изображение оттискивается на бумагу из заполненных краской углублений печатной формы.


Выставка «Миры гравюры на металле»

В гравюре на металле больше технических разновидностей, чем в любой другой графической технике. Нанесение на металлическую доску изображения может осуществляться исключительно механически, при помощи металлических инструментов (резцовая гравюра, меццо-тинто, сухая игла) или с участием химического травления — офортом.

В широком смысле офорт — это группа техник, в которых углубленное изображение на металле получается в результате травления кислотой рисунка, нанесенного на поверхность покрытой кислотоупорным лаком металлической доски.

Термин восходит к названию азотной кислоты (от фр. eau-forte — крепкая вода), которая чаще всего используется в травильных растворах. Это травленый штрих (он же — игловой офорт, именно его в обиходе часто называют офортом), лавис, акватинта, мягкий лак.


Выставка «Миры гравюры на металле»

Разнообразные инструменты и гравированные доски, также вошедшие в экспозицию, познакомят зрителя с процессом изготовления гравюры. Впечатляющим экспонатом выставки является офортный станок, предоставленный отделением Московского союза художников — студией «Московский эстамп».

Выставка будет интересна как художникам-профессионалам и студентам художественных вузов, так и любознательному зрителю, который после знакомства с ней получит представление о том, что такое в гравюре «состояния», «затяжка», «барбы», «резерваж», и никогда не перепутает технику сухой иглы с акватинтой, а травленый штрих с мягким лаком.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/miry-gravyury-na-metalle-iz-tsikla-tekhniki-i-materialy-gravyury

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: