Антонелло да мессина

«Пьета» и «Распятие»

Масляная живопись Антонелло, а точнее, возможность передачи освещения этой техникой, была очень высоко оценена его коллегами-художниками. С того времени венецианский колоризм основывался исключительно на разработке большого потенциала нового направления. Произведения да Мессина венецианского периода имеют ту же концептуальную тенденцию, что и его ранние работы. Сильно стёртая картина «Пьета», даже в таком повреждённом состоянии наполняет зрителей напряжённым чувством сострадания. На крышке гробницы мёртвое тело Христа удерживают три ангела с рассекающими воздух остроконечными крыльями. Художник изобразил центральную фигуру крупным планом.

Она как бы прижата к поверхности полотна. Сопереживание изображённому страданию — вот чего, используя указанный выше приём, добивался Антонелло да Мессина. «Распятие» — это другая картина живописца. Она схожа тематикой с «Пьетой». На полотне изображён Иисус, распятый на кресте. Справа от него сидит Мария, а слева — апостол Иоанн. Также как и «Пьета», полотно нацелено на то, чтобы вызвать у зрителя сопереживание.

АНТОНЕЛЛО да МЕССИНА

Страница 1 из 2

АНТОНЕЛЛО да МЕССИНА (около 1430–1479 гг.) – итальянский живописец Раннего Возрождения, считается первым итальянцем, работавшим в технике масляной живописи. В пластически ясных, поэтических картинах, острохарактерных портретах с использованием техники масляной живописи Антонелло добивается глубины цвета, насыщенного светом («Распятие», 1477 г., «Св. Себастьян», 1476 г.). Он соединил в своем творчестве две различные художественные традиции – итальянскую и нидерландскую, т.к. Неаполь, Палермо и Мессина были тесно связаны с Пиренейским полуостровом, Францией, Провансом и Нидерландами. Уже в самых ранних дошедших до нас достоверных работах Антонелло («Распятие», около 1455 г., Музей искусств, Бухарест; «Святой Иероним», около 1460 г., и образ «Христа-Спасителя», 1465 г., обе – Национальная галерея, Лондон) влияние нидерландцев ощутимо не только в заимствовании иконографии, но и в трактовке окружающего мира. Так, пейзажный фон «Распятия» (изображена мессинская бухта) изобилует множеством подробностей и деталей, воссозданных с чисто «нидерландской» скрупулезностью и тщательностью; они есть и в сложных пространственных и световых эффектах изображения «Святого Иеронима». Однако от нидерландских образцов картины Антонелло отличаются типично итальянской, пластичной моделировкой форм и ясностью построения пространства. О его поездке в Нидерланды, где Антонелло познакомился с техникой масляной живописи, сообщает автор биографии художника, Джорджо Вазари. Это сообщение, ранее считавшееся вымыслом, кажется вполне правдоподобным. Не менее важным для сложения манеры Антонелло было усвоение уроков живописи Раннего Возрождения. Итальянская тяга к идеальной типизации, к пластической обобщенности в сочетании с «нидерландской» натурализацией претворяются в живописи Антонелло после 1470 г. в особенный стиль. Его алтарные образы (например, дошедшие до нас в плохой сохранности «Благовещение», 1474 г., Национальный музей, Сиракузы; «Полиптих Св. Георгия», 1473 г., Национальный музей, Мессина), изображения Мадонны и Христа («Се человек») характеризуются сложным взаимопроникновением нидерландских и итальянских форм и иконографии. Из гуманистической концепции искусства Ренессанса вытекало и то, что мы теперь называем «светским», «мирским» характером искусства, который, однако, еще не означал полной безрелигиозности. Было бы наивно думать, что религиозные сюжеты (их в ренессансном искусстве не меньше, чем в средневековом) являлись чистой условностью. Нет, в них вкладывалось религиозное чувство, но ведь это чувство в ходе истории принимало столько обликов, сколько и сама история. Для людей эпохи Возрождения, так высоко ценивших собственные возможности и так дороживших миром, где они жили, дистанция между реальным человеком и Богом сильно сократилась, в искусстве же дошла до почти полного исчезновения грани. Все, что они любили и чем любовались, вплоть до изысканных женских причесок, богато расшитых тканей и великолепной сбруи коней, они считали достойными атрибутами священной истории. Обоготворяя настоящее, они стремились его в ореоле наибольшего совершенства: если женщина – то прекраснейшая из прекрасных, если апостол – то мудрейший их мудрых, если пир – то с самыми обильными яствами, если битва – то предельно яростная. «О, если бы у человека было не пять, а пятьдесят или пятьсот чувств!» – восклицал автор трактата «О наслаждении» Лоренцо Валла (1405 или 1407 – 1457 гг.). Антонелло родился в Мессине, на Сицилии, в семье скульптора. Примерно между 1450–1455 гг. он обучался в Неаполе в мастерской живописца Колантонио, в 1456 г. у него уже появляется собственная мастерская в Мессине. В 1457 г. братство св. Михаила в Реджо-ди-Калабрия заказало Антонелло роспись хоругви. Вероятно, он имел немало подобных заказов, с ними связаны его поездки по Южной Италии.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме Антонелло да Мессина .
  • Антонелло да Мессина в «Истории искусства»
  • Антонелло да Мессина — биография и творчество
  • Статья в журнале Best of Sicily Magazine об Антонелло да Мессина и технике яичной темперации / масляной среды
  • «Антонелло да Мессина»  . Католическая энциклопедия . 1913 г.
  • Интернет-галерея искусства
  • Статья Guardian о мужском портрете
  • Петрус Христос: мастер эпохи Возрождения Брюгге , полный текстовый каталог выставки из Музея искусств Метрополитен, который содержит материалы об Антонелло да Мессина (см. Индекс)
vтеАнтонелло да Мессина
Картины
  • Панно святого Иеронима и Авраама (ок. 1455 г.)
  • Соление Мадонны (ок. 1460–1469) ( оспаривается )
  • Полиптих Сан-Грегорио (1473 г.)
  • Благовещение Богородицы (Мюнхен) (1473 г.)
  • Благовещение (1474)
  • Святой Иероним в своем кабинете (ок. 1474–1475)
  • Голгофа (1475)
  • Портрет мужчины (Лондон) (1475–1476)
  • Алтарь Сан-Кассиано (1475–1476)
  • Благовещение Богородицы (Палермо) (ок. 1476 г.)
  • Христос у колонны (ок. 1476–1478)
  • Святой Себастьян (ок. 1477–1479)
Серия картин
  • Распятие (ок. 1454–1455, 1475)
  • Ecce Homo (ок. 1470-1475)
Связанный
vтеМессина
История Мессины
  • График
  • Мессинское землетрясение 1908 года
  • Битва за Мессинский пролив
  • Укрепления Мессины
  • Мессина конференция
  • Mategriffon
  • Настоящая читтаделла
  • Вара ди Мессина
Памятники и места
  • Церковь Каталонии
  • Кьеза дель Кармине
  • Форте дель Сантиссимо Сальваторе
  • Форте Гонзага
  • Астрономические часы Мессины
  • Дуомо ди Мессина
  • Памятник Иоанну Австрийскому
  • Дворец Культуры
  • Палаццо дель Монте ди Пьета
  • Палаццо Трабия
  • Порт Мессина
  • Пилоны Мессины
  • Орто Ботанико
  • Мессинский пролив
Личности
Актеры
  • Адольфо Чели
  • Тано Чимароза
  • Мария Грация Кучинотта
  • Нино Фрассика
  • Массимо Моллика
Художники и дизайнеры
  • Джироламо Алибранди
  • Анна Мария Ардуино
  • Антонио Барбалонга
  • Франческо Команде
  • Антонелло да Мессина
  • Джузеппе Миньеко
  • Джованни Квальята
  • Филиппо Юварра
  • Мариано Риччио
  • Алонсо Родригес
  • Джованни Туккари
Политики, госслужба, военные
  • Джузеппе Ла Фарина
  • Гаэтано Мартино
  • Джузеппе Натоли
  • Луиджи Риццо
Музыканты, композиторы
  • Марио Аспа
  • Филиппо Бонаффино
Религия
  • Эустохия Смеральда Калафато
  • Аннибале Мария Ди Франсия
Спортивный
  • Тони Кайроли
  • Винченцо Нибали
Исследователи, ученые
  • Аристокл Мессенский
  • Дикаарх
  • Кайо Доменико Галло
  • Франческо Мауролико
  • Агостино Сцилла
  • Джузеппе Сегуэнса
  • Джузеппе Серджи
Туристические места
  • Липарские острова ( объект всемирного наследия )
  • Barcellona Pozzo di Gotto
  • Броло
  • Капо д’Орландо
  • Кастельмола
  • Фикарра
  • Флореста
  • Forza d’Agrò
  • Озера Ганзирри
  • Джардини Наксос
  • Джойоза Мареа
  • Летоянни
  • Липари
  • Милаццо
  • Монтальбано Эликона
  • Новара-ди-Сицилия
  • Патти
  • Савока
  • Сант’Алессио Сикуло
  • Санта-Лючия-дель-Мела
  • Санта-Тереза-ди-Рива
  • Санто-Стефано-ди-Камастра
  • Таормина
  • Terme Vigliatore
  • Торрегротта
  • Виллафранка Тиррена
Парки и заповедники
  • Аргимуско
  • Речной парк Алькантара
  • Заповедник Изола Белла
  • Заповедник Лагетти-ди-Маринелло
  • Неброди Парк
  • Природный заповедник Горы папоротников и лука-порея
Спортивные мероприятия
  • 10 часов Мессины
  • Чемпионат мира по бейсболу 1998
  • Чемпионат мира по бейсболу 2009
  • Евробаскет — Женщины 1968
  • Международное ралли Мессины
  • Международный теннисный турнир в Мессине
  • Гран-при Мессины
Транспорт и инфраструктура
  • Центральный железнодорожный вокзал Мессины
  • Мессина Мариттима Железнодорожная станция
  • Мост через Мессинский пролив
  • Категория
  • Commons
Авторитетный контроль
  • BIBSYS : 13070065
  • BNF : cb119525133 (данные)
  • CANTIC : a10040948
  • GND : 118645374
  • ICCU : IT \ ICCU \ RAVV \ 025658
  • ISNI : 0000 0001 0872 6154
  • LCCN : n82020229
  • NKC : ola2002146912
  • NLA : 36555270
  • NLG : 247445
  • NLI : 000010716 , 004851425
  • NTA : 069369720
  • PLWABN : 9810535832105606
  • РКД : 2093
  • SELIBR : 282690
  • SNAC : w6wh39qb
  • SUDOC : 027498786
  • Trove : 1289751
  • УЛАН : 500007324
  • VcBA : 495/18260
  • VIAF : 14972227
  • Идентификационные данные WorldCat : lccn-n82020229

Основные произведения

  • Святой Иероним в келье, около 1474, Национальная галерея, Лондон;
  • Полиптих святого Георгия, 1473, Региональный музей, Мессина;
  • Мадонна с младенцем и святыми, 1475–1476, Художественно-исторический музей, Вена.

Святой Себастьян, 1479. Дерево, масло. Святой Себастьян почитается как защитник от эпидемий чумы. В XV в. мученичество Себастьяна — юноши, расстрелянного лучниками, становится излюбленным сюжетом многих художников, поскольку давала им возможность лишний раз изобразить обнаженное человеческое тело. С помощью гармонии линий и оттенков Антонелло добился на этой картине единства изобразительных элементов.

Распятие, 1475. Дерево, темпера. В этой картине Антонелло удалось передать напряжение кульминационного момента трагических событий, и она является лучшей художественной версией среди прочих, сделанных им на эту тему. Монументальные фигуры распятых устремлены к небу. В то время как разбойники в муках расстаются с жизнью, Христос источает спокойствие и сосредоточенность. Мягкие черты лица и тонкие плавные линии фигуры выражают Его всепрощающую любовь. Апостол Иоанн стоит на коленях и творит молитву. Дева Мария, сидящая рядом, погружена в глубокую скорбь. Сова, череп с костями — символ Голгофы — олицетворяют смерть.

Мужской портрет, 1476. Дерево, масло. Антонелло да Мессина был одним из крупнейших портретистов своего времени. Создавая портреты, он отошел от профильного изображения и стал писать портретируемого в три четверти оборота. Игра света и тени придает лицу особенно живое выражение.

Благовещение, около 1475. Дерево, масло. На этой известнейшей картине Антонелло передает с помощью небольшой гаммы оттенков, в простых формах и сдержанных жестах пик эмоционального напряжения: Дева Мария принимает благую весть. Строгость геометрических линий указывает на влияние Пьеро делла Франчески.

«Это человек»

Портреты итальянца привлекают зрителя глянцевой, блестящей поверхностью и камерным форматом. А когда эти качества да Мессина переносит в религиозную живопись (картина «Это человек»), то вид людских страданий становится ужасно мучительным.

Со слезами на лице и верёвкой вокруг шеи, нагой Христос пристально смотрит на зрителя. Его фигура заполняет практически всё поле полотна. Трактовка сюжета немного отличается от иконописной тематики. Итальянец стремился максимально реально передать психологический и физический образ Христа. Именно это и заставляет зрителя сосредоточиться на смысле страданий Иисуса.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Memorie istorico-cryhe di Antonello degli Antonj Pittore Messinese , Томмазо Пуччини , Флоренция 1809.
  2. ^ a b c Barbera 2005 , стр. 13.
  3. ^ a b Барбера 2005 , стр. 14.
  4. ^ a b c Лесберг, Сэнди, изд. (1974) . «Словарь готического искусства». Готическое искусство . Нью-Йорк: Пиблз Пресс Интернэшнл. ISBN 0-85690-033-8. OCLC  2163980 .
  5. В письме к венецианцу Маркантонио Михиэлю от 20 марта 1524 г., в котором рассказывается о состоянии искусства в Неаполе и о работах там нидерландских художников, речь идет о Колантонио и его нидерландской технике, ассимилированной в искусстве Антонелло; он был опубликован Фаусто Никколини,Напольное искусство дель Ринасименто (Неаполь) 1925: 161–63. Он переведен в книге Кэрол М. Ричардсон, Ким Вудс и Майкла У. Франклина, « Пересмотренное искусство эпохи Возрождения: антология первичных источников» (2007: 193-96).
  6. Перейти ↑ Barbera 2005 , p. 15.
  7. ^ Raunch стр. 361
  8. ^ Raunch стр. 361
  9. ^ Хартт стр. 562
  10. ^ Raunch стр. 361
  11. ^ «Антонелло да Мессина» . Бенезит Словарь художников. Oxford Art Online . Издательство Оксфордского университета . Проверено 13 февраля 2017 года .
  12. ^ a b Барбера 2005 , стр. 23.
  13. ^ a b Барбера 2005 , стр. 51.
  14. Перейти ↑ Pope-Hennessy 1966 , p. 60.
  15. Перейти ↑ Barbera 2005 , p. 22.
  16. ^ Хартт стр. 563
  17. ^ Хартт стр. 563; Raunch pg. 361
  18. Перейти ↑ Barbera 2005 , p. 29.
  19. Перейти ↑ Chisholm 1911 .

Источники править

  • Барбера, Джоккино (2005). Антонелло да Мессина, мастер эпохи Возрождения Сицилии (каталог выставки). Нью-Йорк: Метрополитен-музей искусств Йельского университета. ISBN  0-300-11648-9 (онлайн) .
  • Кристиансен, Кит. «Антонелло да Мессина (ок. 1430–1479)». В Хейльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 2000–. (Март 2010 г.)
  • Папа-Хеннесси, Джон (1966). Портрет в эпоху Возрождения . Лондон: Phaidon.
  •  Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии :  Chisholm, Hugh, ed. (1911). Антонелло да МессинаБританская энциклопедия . 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 148.

Портреты

Самого пристального внимания заслуживают портреты да Мессины, где масляная техника проявляет себя во всей красе. Сначала кажется, что по сравнению с великолепием цветовых оркестров «Святого Себастьяна» и «Алтаря Святого Кассиана» погрудные изображения на практически черном фоне выглядят скупо. Но лишь до тех пор, пока мы не начнем всматриваться в картины.

И первое, что бросается в глаза – ювелирная точность цветовых и светотеневых акцентов. Это и темно-красное, как бы страстное, свечение головного убора, и гармоничное сочетание белой полоски рубахи со смугловато-телесным тоном кожи, и тонкая моделировка прозрачных теней, которые постепенно сгущаются к краям картины и становятся непроницаемыми на заднем плане.

Но самое главное новаторство Антонелло в портретном жанре – изображение лиц. Впервые в европейской живописи персонажи наделены осмысленным взглядом. Кажется, что они смотрят на зрителя и ведут с ним немой диалог. Лица очень индивидуальны, по ним можно угадать характер и настроение героев: жёсткость и непоколебимость, пытливость и искренность, лукавство и иронию, надменность и пренебрежение.

Используя богатый спектр формальных приёмов и психологических характеристик, мастер изображает портретируемых осязаемо трёхмерно, в динамичном 3-хчетвертном повороте, контрапосте. Это уже не робкие шаги портретного жанра, а вполне сложившийся тип портретного искусства, уходящего корнями в нидерландскую живопись, но в итоге дающий чисто итальянскую концепцию.

Антонелло да Мессина, как всегда, точен в мелочах, но исходит из крупного объёма. Каждая деталь – от структуры шеи до ноздрей носа, складок губ и волосков бровей тщательно прописаны, но все они сочетаются с общей формой, из которой Антонелло, подобно скульптору, создаёт объём.

Да Мессина, конечно, был большой талант, благодаря чему ему удалось «обуздать» довольно сложную для многих живописцев того времени технику. К счастью, в наши дни художники имеют большое преимущество, ведь с помощью комплексной методики, в которой объединены преимущества масла, темперы и акварели, можно создавать реалистичные портреты, пейзажи, натюрморты и другие художественные произведения, не имея исключительного таланта. Как это делать, используя уникальный механизм ТОП, можно узнать из этой мини-книги.

«Звездный час» Антонелло

В то время практически все итальянские живописцы использовали темперу, и масло было для них абсолютной новинкой. Те немногочисленные эксперименты в масляной технике, которые производились до 1570-х годов, были скорее спонтанными и далеко не самыми успешными.

И тут наступает «звездный час» Антонелло да Мессины! За неполных 2 года (с 1575-го по 1576-й) он создал ряд революционных на то время произведений, которые спустя время будут признаны шедеврами мировой живописи.

Уже одного того, что он распространил и внедрил в итальянское искусство гораздо более богатую, гибкую, подвижную и артистичную технику, достаточно, чтобы его имя осталось в истории. Однако это не единственное достижение Антонелло. Он проявил себя как разносторонний мастер станковой живописи и один из лучших портретистов XV века. По мнению специалистов портреты да Мессины несмотря на внешнюю скромность по реалистичности превосходят работы самого Ботичелли, который в известной степени считается новатором этого жанра.

«Мария Аннунциата» Антонелло да Мессина

Данная работа, в отличие от картины «Это человек», совершенно другая по настроению. Но от зрителя она также требует внутреннего переживания и эмоционального участия. Что касается «Марии Аннунциаты», Антонелло словно помещает зрителя на место архангела в пространстве. Это даёт чувство мысленного соучастия. Сидящая за пюпитром Дева Мария левой рукой придерживает накинутое на неё голубое покрывало, а другую руку она поднимает. Женщина совершенно спокойна и задумчива, её ровно освещённая, скульптурно вылепленная голова как будто излучает свет на тёмном фоне картины.

«Мария Аннунциата» – это не единственный погрудный портрет женщины, написанный Антонелло да Мессина. «Благовещение» – вот название другого подобного полотна живописца, на котором изображена та же Дева Мария, только в иной позе: она придерживает голубое покрывало двумя руками.

В обеих картинах художник пытался выразить ощущение духовной связи женщины с высшими силами. Её выражение лица, поза рук и головы, а также взгляд говорят зрителю, что Мария сейчас далека от бренного мира. А чёрный фон полотен лишь подчёркивает отрешённость Богородицы.

Антонелло Мессинский в литературе

В своем романе «Когда говорила Мона Лиза» , опубликованном в 1993 году издательством « Я читал» , Жан Диво был вдохновлен биографией, придуманной Вазари, чтобы сделать итальянского художника одним из предшественников Возрождения . В частности, он развил идею поездки Антонелло во Фландрию для встречи с Яном ван Эйком , который научил его технике масляной живописи с использованием скипидара в качестве растворителя . Вернувшись с поисков, он написал свою Благовещенскую Богородицу (ок. 1476–1477). Такое утверждение явно не имеет исторической основы, поскольку ван Эйк умер в 1441 году.

Жорж Перек посвятил свой первый роман «Кондотьер» (написанный в 1957–1960 годах, посмертное издание 2012 года) фальсификатору, который потерял рассудок из-за упорства своей копии « Кондотьера» Антонелло.

Работа Франсуа Серезы Антонелло, Леонарда де Винчи и других, недавно опубликованная издательством Plon editions, восстанавливает красочную и трогательную фигуру этого художника и вселенную, в которой он жил.

Портрет неизвестного матроса вдохновил писателя Винченцо Филипс в написании исторического романа Il Sorriso dell’ignoto Marinaio.

Приложения

Библиография

  • Даниэль Арасс, Человек в перспективе — первобытные люди Италии , Парижа, Хазана,2008 г., 336  с. ( ISBN  978-2-7541-0272-8 ).
  • Клод Миньо и Даниэль Rabreau (реж) — История искусства — Modern Times XV — го XVIII — го века — Фламмарион, — ( ISBN   ) .
  • Мауро Лукко , Антонелло де Мессина , Париж, Хазан,2011 г., 320  с. ( ISBN  978-2-7541-0315-2 , уведомление BnF п о   ).
  • Лиана Кастельфранки Вегас , Италия и Фландрия: примитивы, фламандский и итальянский ренессанс , L’Aventurine,1995 г.( ISBN  2-84190-006-1 ) , стр. 82-85.
  • Фиорелла Сриккья Санторо, ДЕ АНТОНИО, Антонелло (Антонелло да Мессина), в Биографическом словаре итальянцев, т. 33, Рим, Институт итальянской энциклопедии, 1987 г. По состоянию на 3 апреля 2015 г.
  • Антонелло да Мессина и питтура дель ‘400 в Сицилии (Мессина, Палаццо Комунале , 30 марта — 25 июня 1953 г.) , Альфьери,1953 г..
  • Fiorella Sricchia Santoro, Antonello e l’Europa , Jaca Book,1986 г.( ISBN  88-16-60060-8 ).
  • Джоаккино Барбера, Антонелло да Мессина , Электа,1998 г.( ISBN  88-435-6191-X ).
  • La bottega dell’artista tra Medioevo e Rinascimento , Jaca Book,1998 г.( ISBN  88-16-60209-0 ).
  • Сальваторе Трамонтана, Антонелло и ла суа читта , Селлерио,1999 г.( ISBN  88-389-1512-1 ).
  • AA.VV., Антонелло а Наполи , Electa,2001 г.( ISBN  978-88-510-0012-7 ).
  • Кристина Ацидини и Антонио Паолуччи , Антонелло агли Уффици , Джунти Эдиторе,2002 г.( ISBN  978-88-09-02651-3 ).
  • Антонелло да Мессина: полная опера (Рома, 2006) , Сильвана,2006 г.( ISBN  88-366-0633-4 ).
  • Франческо Галлетта и Франческо Сондрио, L’Annunciazione, unità figurativa ritrovata come ipotesi virtuale per un Restauro , Silvana Editoriale,2006 г., 118–129  с. ( ISBN  978-88-366-0813-3 ).
  • Тереза ​​Пульятти, Антонелло да Мессина. Rigore ed emozione , Edizioni Kalós,2008 г.( ISBN  978-88-89224-58-8 ).
  • Франческо Галлетта и Франческо Сондрио, La rappresentazione dello spazio architettonico, la geometria modulare e la costruzione prospettica nell’Annunciazione di Antonello da Messina , Regione Siciliana, Ass. BB.CC.AA. e PI.,2008 г., 36–43  с. ( ISBN  978-88-616-4076-4 ).
  • Антонелло да Мессина (Роверето, Museo d’arte moderna e contemporanea , 5 октября 2013–12 января 2014 г.) , Electa,2013( ISBN  978-88-370-9712-7 ).
  • Альдо Спарти, Documenti inediti sulla presenza di un Antonella da Messina nel trapanese ,1983 г., 207-224  с.
  • Сальваторе, Сандро Варци и Алессандро Дель’Айра, Бросьте вызов неизвестному Антонелло и загадке Чефалу , Edizioni Torri del Vento, Палермо, 2017.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )
  • Ресурсы изобразительного искусства  :
Джорджио Вазари цитирует его и описывает его биографию в Le Vite  : Page ?? — издание 1568 г.

Портретный мастер

По рождению Антонелло да Мессина был итальянцем, но по художественному образованию он в существенной мере относился к живописным традициям северной Европы. Он великолепно рисовал портреты, которые составили почти тридцать процентов из его сохранившихся работ. Обычно Антонелло изображал модель погрудно и крупным планом. При этом плечи и голова помещались на тёмном фоне. Иногда на переднем плане художник рисовал парапет с прикреплённым к нему картеллино (небольшая бумажка с надписью). Иллюзионистическая точность и графичность в передаче данных деталей свидетельствуют о том, что они имеют нидерландское происхождение.

«Святой Себастьян»

Интересно показана трагическая сцена в картине «Святой Себастьян», где главный герой, которого пронзили стрелами, абсолютно спокоен и не выказывает страданий. А солнечная природа и беззаботные люди на заднем плане словно подчёркивают безмятежность и равнодушие Себастьяна к физической боли, который знает, что пострадал за правду. И эта уверенность придает ему силы. Благодаря прогрессивной технике масляной живописи, Антонелло удалось точно передать воздушную перспективу и игру солнечных лучей.

Чтобы передать ощущение воздуха в картине, необходимо в самом начале работы создать «воздушную оболочку» и работать в ней до самого конца. В технологии оптических просветов она закладывается на этапе подготовки полотна с помощью имприматуры и масляной лессировки. Далее с помощью наждачной бумаги изображение «вытягивается» из тьмы, что создаёт фундамент для более тонкой (намного тоньше, чем в традиционной масляной живописи) работы на последующих этапах.

Окружающая среда и тщательная проработка деталей

Гармония между главными героями и средой, в которой они находятся, – ещё одно замечательное новшество Антонелло. В отличие от безликости, фантастичности, нелогичности, декоративности и монументальности окружающей обстановки, изображаемой в то время итальянскими художниками, планы произведений Антонелло целостны, хорошо проработаны и созвучны сюжету.

Так, в картине «Святой Иероним в келье» изображен осмысленный интерьер, в котором чётко прослеживается нидерландское влияние на мировоззрение художника – в частности, множество интерьерных деталей.

На фоне целостного архитектурного пространства с готическими колоннами, сводом и церковным нефом, показан кабинет с обилием книг, рукописей, коробок и тарелок на полках. На полу изображены сосуды, на стене – полотенце. Предметы проработаны очень тонко и скрупулёзно – только у голландских живописцев можно было научиться столь пристальному вниманию к вещам и позаимствовать манеру передачи деталей.

Не менее искусно выполнен пейзаж в картине «Распятие», в котором чувствуется связь персонажей с окружающей их средой. И это при том, что на втором плане изображены окрестности Венеции, а не просторы Земли Обетованной.

Представитель нового направления

Многие сведения о жизнедеятельности Антонелло да Мессина спорны, сомнительны или утрачены. Но совершенно очевидно, что именно он продемонстрировал венецианским художникам светоносные возможности масляной живописи. Тем самым итальянец положил начало одному из ключевых направлений западноевропейского искусства. По примеру многих других художников того времени, Антонелло сочетал нидерландскую традицию оптически точной передачи деталей изображения с живописными новациями итальянцев.

Историки нашли запись о том, что в 1456 г. у героя данной статьи был ученик. То есть, вероятнее всего, живописец появился на свет до 1430 года. Неополитанец Колантонио был первым учителем Антонелло да Мессина, произведения которого будут описаны ниже. Этот факт подтверждает сообщение Дж. Вазари. Как раз в то время Неаполь находился под культурным воздействием скорее Пиренейского полуострова, Нидерландов и Франции, нежели Северной Италии и Тосканы. Под влиянием творчества Ван Эйка и его сторонников интерес к живописи возрастал с каждым днём. Ходили слухи, что герой данной статьи обучался технике масляной живописи именно у него.

Антонелло и фламандское влияние

Легенда об Антонелло Вазари

По-прежнему живучая легенда, которая долго отрицалась, приписывает Антонелло отцовство использования масляной краски в Италии. Она уходит корнями в XVI — м  веке в Ле — Вите из Джорджо Вазари . Биограф рассказывает, что однажды Антонелло упал бы в экстазе перед картиной Яна ван Эйка из коллекции короля Альфонсо в Неаполе . Прекратив все дела, он бы уехал в Брюгге, чтобы встретиться с мастером, от которого он получил бы, завоевав его дружбу и доверие, секрет масляной живописи. Он не вернулся бы в Мессину, а затем в Венецию, пока последняя не умерла, «чтобы наделить Италию ее драгоценным секретом», который затем передал бы маэстро Доменико .

Чисто романтический характер этого анекдота теперь не подлежит сомнению, но, как и легенда об изобретении масляной живописи Яном ван Эйком, рассказанная Вазари в той же «Жизни Антонелло де Мессина», она, тем не менее, широко передавалась в веков.

Фламандские влияния

Влияние фламандской живописи на Антонелло Мессинского неоспоримо. Им восхищались короли Неаполя , от короля Рене до Альфонсо Арагонского, у которых была самая большая коллекция работ Яна ван Эйка и Роджера ван дер Вейдена в то время, когда Неаполь был крупным политическим и культурным центром.

Антонелло, конечно, не принес масляной техники, уже известной итальянцам, но он ознакомил своих сограждан с некоторыми ее эффектами, которые использовали фламандские мастера, в частности с прозрачностью цветов. Кроме того, он был одним из первых итальянских художников, которые использовали модель трехчетвертного портрета, иллюстрированного ван Эйком, с увеличенным обрамлением и, как правило, черным абстрактным фоном, одновременно развивая пристрастие к малым форматам.

«Св. Иероним в келье»

В рассмотренных выше картинах нет даже минимального интереса к проблеме передачи окружающего пространства. Но в других работах живописец в этом отношении существенно опередил своё время. На картине «Св. Иероним в келье» изображён читающий за пюпитром святой. Его кабинет расположен внутри готического зала, на задней стене которого прорезаны окна в двух этажах. На переднем плане изображение обрамлено бордюром и аркой. Они воспринимаются как проскениум (приём, распространённый в искусстве стран, находящихся севернее Альп). Горчичный цвет камня подчёркивает контраст тени и света внутри помещения, похожего на пещеру. Детали картины (пейзаж вдали, птицы, предметы на полках) переданы с очень высокой степенью точности. Достичь такого эффекта можно лишь при нанесении масляной краски довольно мелкими мазками. Но самое главное достоинство живописи да Мессина заключается всё-таки не в достоверной передаче деталей, а в стилистическом единстве воздушной среды и света.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: