Контекст
Полотно написано во время второй поездки Веласкеса в Италию. Первый визит был в целях повышения уровня мастерства — художник копировал старых мастеров, смотрел на работы современников. Второй визит был исполнением воли испанского короля Филиппа IV, который поручил Веласкесу закупить итальянские «новинки» для своей коллекции живописи и мрамора. Вторая поездка оказалась продолжительнее, чем планировалось. По всей видимости, Веласкес задержался из-за женщины, с которой познакомился в Риме (хотя дома его ждала жена, да и король писал, что скучает). Не исключено, что моделью для Венеры была именно эта возлюбленная.
«Вилла Медичи в Риме. Конец дня», 1630. (museodelprado.es)
В Мадриде Веласкес сумел убедить короля, что в изображении обнаженной античной богини нет ничего предосудительного. Поскольку кроме семьи и друзей монарха полотно никто не видел, то картину сохранили.
В 1914 году суфражистка, будущий лидер женского подразделения Британского союза фашистов Мэри Ричардсон, вооруженная садовой тяпкой, атаковала картину. По словам Мэри, гнусные мужчины смотрели на шедевр Веласкеса, истекая сладострастными слюнями. Английские реставраторы, сумевшие восстановить полотно, совершили чудо. Кстати, Ричардсон, будучи одной из самых воинственных суфражисток, регулярно организовывала поджоги и взрывы, била окна в ведомствах. Её арестовывали 9 раз.
Шедевры Рафаэля Монти
После Коррадини и Саммартино сложнейшая технология создания каменной «ткани» была забыта почти на век. Только в начале XIX столетия зодчие снова вспомнили о поразительном приёме и попытались приблизиться к мастерам прошлого. Самые достойные из них — это бюст Девы Марии работы Джованни Страцца и «Ребекка под вуалью» авторства Джованни Мария Бенцони. Увы, но других таких работ этих итальянских скульпторов до наших дней не дошло.
Рафаэль Монти
Однако именно XIX век подарил миру самого талантливого «вуалиста», превзошедшего мастеров XVIII века и навсегда ставшего образцом для подражания, лучшим в своём жанре. Имя мастера — Рафаэль Монти, итальянец по рождению, он переехал жить и творить в Англии.
Именно ему принадлежит самая невозможная в своём изяществе скульптура жриц-весталок, девушек, головы которых покрыты тонкой материей. В древнеримской мифологии богиня Веста — покровительница семейных отношений и хранительница священного огня, по мнению римлян являвшегося центром вселенной, а весталками назывались девушки, прислуживающие в её храме. Мраморная вуаль, покрывающая слегка склонённые головы юных жриц, настолько легка и невесома, что пропускает свет. Это чудо в камне неизменно поражает всех и каждого.
Монти не только создал ещё несколько удивительных скульптур под вуалью, но и обнародовал секрет сложнейшей технологии. Для создания каменной ткани, пропускающей свет и внутреннюю «картинку», использовался необычный по своей структуре мрамор — двухслойный. Слои разной плотности и филигранная обработка верхнего, менее плотного, мраморного слоя и позволяли добиться такого уникального эффекта. Мастерство скульпторов XVIII–XIX веков было непревзойдённым, ведь всё делалось исключительно вручную, скрупулёзно, миллиметр за миллиметром. Сложность процесса, а также редко встречаемый в природе мрамор с двухслойной структурой и обуславливают небольшое количество этих удивительных скульптур.
Весталки Рафаэля Монти
- Шедевральные иллюстрации Дали к сказке «Алиса в Стране чудес»
- Отмечали ли день рождения в Древней Руси?
- Запрещённые имена: как нельзя было называть детей на Руси?
- «В натуре» — как это выражение появилось в русском блатном языке
- 10 откровенных высказываний женщин из мусульманских стран о жизни
Аньоло Бронзино: гений маньеризма
Аньоло Бронзино (настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы. Родился 17 ноября 1503 года в городе Монтичелли, в Тоскане.
Бронзино известен как один из ярчайших художников-маньеристов. В целом для этого направления, маньеризма, характерно противоречие телесного и духовного начал, природы и человека. Специфика художественного оформления выражается в напряженности поз персонажей, спиритуализме, перегруженности композиции, ломанных линиях, удлиненных или деформированных фигурах, необычном освещении и перспективе.
Становление творческого пути Аньоло Бронзино как художника (а стоит отметить, что он также занимался поэзией и даже был членом флорентийской академии) связано с именами Раффаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо — его учителями. Бронзино и его наставник Понтормо часто работали вместе. Они, например, занимались росписью монастыря — ордена картезианцев в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло. Кроме того следствием совместного творчества можно считать создание Бронзино нескольких картин на религиозно-мифологические сюжеты, которые были написаны в духе маньеризма. Его картины на эти темы отличают сложное композиционное построение, эротизм образов, несколько искусственные позы.
Однако известность Бронзино принесли именно его портреты. Особой заслугой живописца можно считать создание парадно-аристократического портрета, с его отчужденностью, замкнутостью образа и одновременно грациозной статичностью композиционного решения. Также для такого типа портретов характерны холодный колорит, в них заметна скрупулезная работа над изображением деталей.
Начало успеха Аньоло Бронзино как портретиста связывают с созданием в 1532 году картины, на которой изображен герцог Урбинский Гвидобальдо II делла Ровере (сын герцога Франческо Мария делла Ровере, чьим придворным художником некоторое время был Бронзино).
Важным периодом в творчестве живописца стало время, когда он работал художником при дворе династии Медичи во Флоренции, куда он переехал из Урбино. Здесь он оказался в кругу интеллектуальной элиты, которую возглавил герцог Козимо I Медичи. Работая при дворе, он, например, занимался оформлением праздничных и театральных декораций (один из примеров торжественных случаев, для которых Бронзино создавал украшения, — парадный въезд Элеоноры Толедской во Флоренцию в связи с бракосочетанием с Козимо I).
Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Члены семейства Медичи часто становились персонажами портретов, созданных Бронзино
Эти полотна художник создавал тщательно, уделяя внимание образам, отражающим сдержанность и аристократическое благородство
Элеонора Толедская с сыном (на этой картине герцогиня запечатлена в любимом платье, в нем же она была и похоронена). Картина создана около 1545 года.
Не только портретная живопись увлекала Бронзино. Он также писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы, а еще алтарные образы для церквей.
Одна из наиболее известных работ — «Аллегория с Венерой и Амуром» (иные варианты названия —«Триумф Венеры» и «Венера, Купидон, Безрассудство и Время»), около 1545 года.
Образы на этой работе достаточно неоднозначны. Основными мотивами можно считать похоть, зависть, ложь. Две центральные фигуры сцены — Венера и ее сын Амур. Бородатый старец в верхнем углу считается (ввиду наличия на картине песочных часов, изображенных за ним) Хроносом. Внушительный жест можно интерпретировать как препятствие для фигуры с похожим на маску лицом, размещенной в левом верхнем углу (Забвение), которая пытается спасти Венеру и Амура от кровосмешения. Старуха за спиной Амура, вероятно, представлена как метафора Ревности, хотя ее также считают символом последствий неразумной половой связи. Существо за Путто (он изображен справа от Венеры), с телом химеры и женским лицом, часто трактуется как Удовольствие и Обман (фигура протягивает Венере соты).
Пожалуй, свидетельством того, что Аньоло Бронзино был выдающейся личностью, оставившей большое творческое наследие, могут служить слова эпитафии на его могиле (похоронен во Флоренции; точная дата смерти не известна — или 1563, или 1572 год), которые гласят следующее: «Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…».
Камилла Керимова
Легенда о двух сёстрах
Одного взгляда на статую достаточно, чтобы понять – она выполнена в греческом стиле. Несмотря на то, что Венера Каллипига находилась на территории Древнего Рима, не секрет, что римляне во многом заимствовали приёмы в искусстве у эллинов.
Несомненно, то же самое мы наблюдаем с Венерой Каллипигой. В своих записях Афиней отмечал, что это изваяние может быть неким подражанием той скульптуре, что в древности находилась в Сиракузах. Оно было посвящено богине любви, красавице Афродите. Согласно его версии, натурщицей стала очаровательная девушка, о которой сохранилась легенда.
Если верить сказанию, в Сиракузах ваятели готовились к созданию скульптуры Венеры, однако не могли найти подходящий образ среди натурщиц. Проблема заключалась в том, что, согласно замыслу, богиня должна была изображаться практически обнажённой.
Согласно легенде, за право стать натурщицей для статуи соревновались многие красавицы
Особый акцент делался на ягодицы Венеры, а потому требовались поистине совершенные формы. На городском состязании “финалистками” стали две сестры, однако ни одна из них не желала признать, что ягодицы её сестры красивее. И тогда было решено обратиться к мнению мужчин-горожан.
Девушки выбрали самого симпатичного молодого человека, после чего продемонстрировали ему свои формы. Тот был потрясён и после долгих размышлений отдал предпочтение старшей сестре. Легенда гласит, что впоследствии этот юноша стал её супругом.
Кстати, младшая тоже нашла себе мужа, а горожане одарили девушек подарками. Старшая из сестёр стала натурщицей для статуи Венеры, с которой в дальнейшем была создана копия – Венера Каллипига.
Венера гармонична и изящна со всех сторон
Штрих к окончательному закату «рококо» в России
09.02.1914 молодые Юсуповы: Феликс и Ирина (племянница Николая II) — заключили брак. 30.12.1916 Феликс участвовал в убийстве Распутина. А в феврале 1917 произошла февральская революция, еще без большевиков. Юсуповы эмигрировали.
Аристократическое семейство Юсуповых всегда отличалось тонким вкусом. Об этом можно также судить по их подмосковной усадьбе «Архангельское». Невозможно себе представить какого-либо Юсупова, подобно Морозову шастающего в районе Монмартра с картиной Пикассо или какого-нибудь импрессиониста либо дающим деньги на революцию.
Зато их можно обвинить в любви ко всему изящному, камерному, домашнему, тому, что лет на сто пятьдесят раньше квалифицировали бы как «рококо». В 1914-1916 годах после того, как молодым выделили часть юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге, Феликс шикарно и дорого перестроил серебряный будуар (комната его жены, княгини Ирины, с ванной). В Серебряном алькове (спальня, не имеющая окон, выходящих на улицу) он установил копию «Венеры Медичи».
Малая гостиная. Серебряный альков. 1914-1916. Дворец Юсуповых
Малая гостиная. Серебряный альков. 1914-1916. Дворец Юсуповых (более крупный план)
А в Античном зале Юсуповского дворца соседствуют копии примерно конца XVIII — начала XIX века двух наших «красавиц»: гудоновской «Зимы» и «Каллипиги». «Зима» непосредственно из мастерской Гудона, а «Каллипига» — из Италии:
Слева: Зима. Гудон. Справа: Каллипига. Италия
Князь Ф.Юсупов (извествен своим участием в убийстве Г.Е.Распутина) с великой княжной Ириной Александровной в день свадьбы 09.02.1914
Стояла «Венера Медицейская» и в Белом зале в царском Зимнем дворце времен царствования Николая I. Имеется целая серия акварельных зарисовок интерьеров, сделанных при его преемнике Александре II. Без всяких мыслей о рококо и прочей терминологии эти интерьеры очень символически передавали эстетические взгляды их владельцев: тягу к красоте. Об этом немного расскажем в следующей части заметки.
Оканчивалась эпоха красоты под революционные мечтания и изложение своих эстетических представлений не умевшими рисовать художниками.
В 1917 г. «рококо» закончилось. Венеры с приходом импрессионизма и других измов утратили все свои эстетические достоинства. Невозможно близко понять, почему Ренуар изобразил Венеру в столь неподобающих формах.
О.Ренуар «Венера»
Также по этой теме:
Контрапост, хиазм и пондерация
Каким бы был памятник монарху работы Фальконе во Франции и фиаско Бернини
Бертель Торвальдсен. Часть 1
Н.П.Румянцев, Канова и статуя «Мир»
Не хочу быть консулом – хочу быть императором. Часть 2. Наполеон
Канова и Торвальдсен. Часть 2
История Венеры Каллипиги
Венера Каллипига, несмотря на свою популярность, во многом остаётся загадкой для нас. К сожалению, учёные не знают, кто был её создателем, но, без сомнения, этот скульптор отличался особым мастерством и умением отражать необыкновенные образы. Кроме того, время создания статуи остаётся лишь приблизительным. Она была сотворена во II веке нашей эры – это всё, что известно о времени появления.
Известная нам Венера Каллипига выполнена из мрамора, однако есть предположение, что это – копия бронзовой скульптуры, созданной в III веке до нашей эры. Найдена известная нам скульптура была в доме Нерона. Однако вряд ли вы узнали бы в повреждённой статуе красавицу Венеру Каллипигу. Изначально у неё не было рук, голени и головы (вероятно, они пострадали от времени и геологических процессов). Несмотря на отсутствие важных деталей скульпторы решили воссоздать облик прекрасной Афродиты.
Первая реставрация была проведена в XVI веке, однако на этом восстановительные работы не завершились. Тот вариант Венеры, что известен нам сегодня, создал скульптор Карло Альбачини. Талантливый итальянец проводил реставрацию в 1780-е годы. На мой взгляд, ему превосходно удалось восстановить прежний облик богини, её изящество и красоту.
Неизвестный автор. Венера Каллипига, II векМестонахождение: Национальный археологический музей, Неаполь, Италия
Судьба художника
Диего Веласкес родился в 1599 году в Севилье. Он был из дворян, но обедневших, возможно, португальского происхождения. В габсбургской Испании дворянину не приличествовало работать за деньги — только служить королю. Но поскольку Веласкес был старшим сыном в многодетной семье, ему приходилось искать обходные пути. С 11 лет мальчик учился живописи у Франсиско Пачеко, одного из лучших художников в Севилье в то время. В 18 лет Веласкес открыл мастерскую, но уже через несколько лет вместе с супругой (женился юноша на дочери своего учителя живописи) переехал в Мадрид.
«Иисус в доме Марты и Марии», 1618. (nationalgallery.org.uk)
«Продавец воды в Севилье», 1619−1622. (wikipedia.org)
Филипп проникся еще большей любовью к Веласкесу после личного знакомства. Художник был человеком замкнутым, спокойным, больше слушал, чем говорил, был прекрасно образован. Поэтому когда скончался один из придворных художников, его место сразу же занял Веласкес. У Филиппа был ключ от его мастерской. Король любил прийти, сесть в свое кресло и наблюдать за работой художника.
Филипп IV в коричневом костюме, расшитом серебром, 1631−1632. (nationalgallery.org.uk)
И хотя Филипп не особенно терзал художника своими пожеланиями, Веласкесу приходилось писать многочисленные копии портретов монарха и членов его семьи. Против нового фаворита Филиппа объединились старожилы двора — другие художники, которым было не по нраву соседство с новоиспеченным гением. Один из недоброжелателей обвинил Веласкеса в умении писать только портреты. Тогда король объявил конкурс на создание крупного батального полотна на тему изгнания морисков. И победил Веласкес. Окончание конкурса совпало по времени с кончиной главного придворного живописца — его место занял Веласкес.
«Сдача Бреды», 1635. (museodelprado.es)
Диего Веласкес в Испании был главным художников, но за пределами родины оставался практически неизвестным. Виной тому — закрытость испанского двора, инквизиционая цензура и консервативность испанцев XVII века
Во время второго визита в Италию Веласкес, чтобы привлечь внимание и расположить к себе знать и папский двор, быстро написал портрет сопровождавшего слуги и велел везде брать полотно с собой. Сплетни о невероятном таланте быстро распространились, Папа Римский Иннокентий Х пожелал портрет кисти Веласкеса
Когда понтифик увидел картину, то некоторое время сохранял молчание, а затем изрек: «Слишком верно». Но работу принял, и сегодня портрет считается одним из лучших из когда-либо написанных.
«Портрет папы Иннокентия X», 1650. (wikipedia.org)
Кисти Веласкеса принадлежит и один из самых известных портретов королевской семьи — «Менины». С ним связана одна из многочисленных загадок. Художник изображен как рыцарь Ордена Сантьяго (с красным крестом на груди), при этом картина была завершена до того, как Веласкес был удостоен награды. Считается, что красный крест дописал позднее сам Филипп IV — был же у него и ключ от мастерской, и навык работы с маслом.
«Менины», 1656. (wikipedia.org)
Орден Сантьяго был идеей фикс Веласкеса. Будучи дворянином не особенно знатным, он не имел права на данную награду. Но король упросил Папу сделать исключение. Правда, через два года после награждения Веласкес скончался, будучи еще довольно активным человеком — в 61 год. Подкосила его болезнь, которую он подхватил во время поездки в испанский павильон на границе с Францией — готовилась свадьба инфанты Марии Терезии и французского короля Людовика XIV, Веласкесу же была поручена организация празднества. Через несколько дней после возвращения в Мадрид художник скончался. Похороны прошли с невероятной помпой — король прощался с любимым художником. Вскоре, правда, он был забыт, и сегодня неизвестно, где находится его могила.
2.Венера Медицейская (она же Венера Медичи) и Венера Книдская
Все слышали имя великого древнегреческого афинского скульптора Праксителя. Однако, у него был отец и даже сын, оба по фамилии Кефисодот. Отца и учителя Праксителя звали Кефисодот Старший, сына и ученика Праксителя звали Кефисодот Младший.
Сам Пракситель (примерно 390-330 годы до н.э.) первым сотворил обнаженную богиню любви «Венеру Книдскую», хотя прославился прежде всего образцами мужской скульптуры. Приглашал раскрашивать свои работы художника Никия из Афин.
Его сын в соавторстве с еще одним скульптором (имена все-равно не запомнить) чуть позже изваял «Венеру Медицейскую», уже полностью обнаженную.
Пракситель. Венера Книдская. Очень примерно 360 г. до н.э.
На фото лучшая древнеримская копия – Ватиканская. Оригинал мы уже не увидим. Оригинал был тонирован восковыми красками нежных и теплых тонов художником Никием. Реставраторы приделали к копии многие части тела.
В другой книге тоже как ватиканская копия приведена та же статуя, но прикрытая тканью до пояса:
Вариант Венеры Книдской с драпировкой в правой руке.
Судя по всему, отсутствующий низ найденной римской копии, реставраторы делали в разных вариантах.
Про Венеру Книдскую рассказывают две истории. Первая – о том, что Праксителю позировала знаменитая греческая гетера Фрина, про которую, в свою очередь, тоже сочинены истории. Это кажется правдоподобным, поскольку статуя получила громкую известность у античных греков из-за красоты «Венеры Книдской», в которую, говорят, даже влюблялись и отнюдь не платонически. Вторая – о том, что вариант обнаженной богини отвергли жители Коса, зато этот вариант выбрали жители острова Книда, отчего она и стала «книдской».
Для данной заметки важнее «Венера Медицейская», так как с ней связано создание Кановой «Венеры Италийской» (см. п. 3 данной заметки).
Венера Медицейская (Медичи). Кефисодот Младший (сын Праксителя). На фото древнеримская копия 1 века до н.э. Оригинал мы уже не увидим. На фото хорошо видны швы от приделанных позднее частей тела
Поза «Венеры Медицейской» (сына) явно восходит к «Венере Книдской» (отца). При наличии ткани в руке богини ее жест мотивирован, если ткань убрана, то он воспринимается как жест «ложной скромности» (см. п. 1.2), по поводу чего впоследствии один из современников Кановы написал, что Канова сделал свою «Венеру» без ошибок «Венеры Медицейской», «поза которой напоминает кокетку и даже продажную девицу». Большинству зрителей эта статуя очень нравилась и нравится. Отличительным признаком «Венеры Медичи» является опора в виде дельфина (атрибут Афродиты).
Эта статуя после обладания ею флорентийским родом Медичи стала еще называться «Венерой Медичи».
«Венера Медичи» простояла до начала XIX века в галерее Уффици во Флоренции, куда она была перенесена в 1688 на почетное место и стала гордостью галереи.
Примечания и ссылки
- ↑ и
- (в) Винсент Noce, , The Art Newspaper (en) ,4 марта 2016 г.
- Эрик Биетри-Ривьер и Беатрис де Рошбуэ, « По следу фальшивых картин Кранаха », Le Figaro ,10 марта 2016 г.
- Винсент Ноче, « Споры с принцем Лихтенштейна после захвата картины, приписываемой Кранаху », Le Journal des arts ,14 апреля 2016 г.
- ↑ и (ru) на bbc.com ,6 октября 2016 г.
- Энн Лор Бандл, « Распространение подделок на арт-рынке », Le Temps ,13 мая 2019
- Винсент Ноус, « Хальс, из Лувра в Лондон через Сиэтл », La Gazette de l’Hotel Drouot ,28 марта 2019 г.,
- Джинан Дольбек, « Faux Hals, Sotheby’s выиграл судебный процесс против Fairlight », Le Journal des arts ,17 декабря 2019 г.,
- (Оно) Тициано Сорезина, » Falsi, si indaga in Francia e in Inghilterra su un quadro messo sul mercato da Ruffini » , Gazetta di Reggio ,14 сентября 2019 г.,
- (in) Дэвид Сандерсон: « Сотбис выигрывает у арт-дилера 3,2 миллиона фунтов стерлингов после продажи его« фальшивого »старого мастера » , The Times ,3 апреля 2019 г.,
- (in) Кейт Кристиансен и Джудит Уокер Манн ( ред. ), Орацио и Артемизия Джентилески: опубликовано для сопровождения выставки, проходившей в Museo del Palazzo di Venezia, Рим, 15 октября — 6 января 2002 г .; Художественный музей Метрополия, Нью-Йорк, 14 февраля — 12 мая 2002 г .; Художественный музей Сент-Луиса, 15 июня — 15 сентября 2002 г. , Нью-Йорк, Лондон, Метрополитен-музей , издательство Йельского университета ,2001 г., 476 с.
- (in) Винсент Ноус, « Эксперт саги о старых мастерах, нанятый Продавцом для доказательства подлинности святого Иеронима, говорит, что это подделка » , The Art Newspaper (in) ,3 июля 2018 г..
- (in) Сара Кэскон, «У коллекционера, продавшего подделку, есть старый мастер через аукционный дом Sotheby’s, он должен выплатить 1,2 миллиона долларов по судебным правилам , artnet.com ,8 ноября 2018 г..
- ↑ и (оно) Милвана Читтер, « Тревизо, quadro falso a Ca ‘dei Carraresi. In Cella il proprietario della tela » , Corriere del Veneto ,12 сентября 2019 г.,
- ↑ и (ru) Винсент Ноче, « Предполагаемый Бронзино, изъятый из коллекции Аланы в связи с продолжающимся скандалом со старыми мастерами » , The Art Newspaper (en) ,21 января 2020 г.
- ↑ и
- ↑ и (ru) Тесса Соломон, « Предполагаемое Бронзино, захваченное во Франции в связи с кольцом подделки старых мастеров » , Art News , 21 января 2020 г., обновление 22
- ↑ и Винсент Ноче, « Ложные старые мастера: переход через Альпы », La Gazette de l’Hotel Drouot ,7 ноября 2019 г.,
- Винсент Ноче, » Джулано Руффини, бывший владелец Венеры, которого приписывают Кранаху, задержанному полицией, доверяет JdA «, Le Journal des arts ,14 апреля 2016 г.
- Винсент Ноче, « Кранах и Хальс в одной ванне. После фальшивой мебели фальшивые картины. Аукционный дом Sotheby’s и Лувр завалены картинами сомнительного происхождения », Le Journal des arts ,27 сентября 2016 г.
- ↑ и (оно) Андреа Дусио, « Quei falsi di Hals, Cranach, El Greco che chiamano in causa l’Italia. Sino all’arresto del pittore Lino Frongia » , News-Art ,сентябрь 2019
- ↑ и (оно) Франческа Галафасси, « Opere d’arte false, sono tre i reggiani indagati in Francia » , Reggio on line ,12 сентября 2019 г.,
- (Оно) Тициано Сорезина, « Falsi d’arte, арестовать иль питтора Фронгиа » , Gazzetta di Reggio ,13 сентября 2019 г.,
- (in) Кэрол Блюменфельд, « Арест Лино Фронгиа в ложном ящике столов » , The Art Newspapar (in) ,13 сентября 2019 г.,
- (in) Винсент Ноче, « Скандал со старыми мастерами: выдан ордер на дилера Джулиано Руффини, арестовавшего художника Лино Фронгиа » , The Art Newspaper (in) ,13 сентября 2019 г.,
- Агата Хакун, « Фальшивые картины: арестован предполагаемый фальсификатор дела Руффини », Connaissance des arts ,18 сентября 2019 г.,
- (in) Сара Кэскон, « Европейская полиция, производящая аресты, находится в череде громких подделок старых мастеров Кранаха, Эль Греко и других , artnet.com ,13 сентября 2019 г.,
История
Происхождение версии Национальной галереи неизвестно в течение почти четырех столетий после ее создания в начале 16 века, пока она не была продана из коллекции Франкфуртского коллекционера произведений искусства Эмиля Гольдшмидта после его смерти в 1909 году.
При продаже 1909 года он мог быть приобретен бизнесменом из Хемница Гансом Германом Фогелем, а затем продан его вдовой в 1935 году Роберту Алмерсу , президенту Reichsverbandes der deutschen Automobilindustrie (Немецкая ассоциация автомобильной промышленности), когда он был описан как работа Лукаса Кранаха, изображающая Венеру и любовь als Honigdieb . Возможно, он был приобретен Адольфом Гитлером около 1937 года: на самом деле, это может быть Кранах, который Гитлер купил на гонорары из его автобиографической книги 1925 года Mein Kampf . Судя по всему, это работа Кранаха, сфотографированная в частной коллекции Гитлера в Берхтесгадене .
Картина была приобретена при несколько неясных обстоятельствах американским военным корреспондентом Патрицией Лохридж Хартвелл в 1945 году. Согласно более поздним сообщениям, американские солдаты, охранявшие склад на юге Германии, позволили ей выбрать работу и унести ее. Картина была продана через E. & A. Silberman в Нью-Йорке в 1962 году и куплена Национальной галереей в следующем году.
Происхождение картины с 1909 по 1945 год остается неясным. В 2006 году это было идентифицировано как возможная экспроприация нацистского грабежа . Наследники первоначальных владельцев могут претендовать на реставрацию картины; если таковые имеются, их личность неизвестна.
Венера и Амур
«Венера и Амур» — первая из многочисленных работ Кранаха на распространенную в Германии XVI века тему. Картина, несмотря на внушительные размеры и монументальность композиции, отличается почти миниатюрной тщательностью исполнения и тонкостью письма: очевидно, здесь проявилось влияние нидерландской живописной школы XV века, которая произвела на Кранаха сильное впечатление во время его путешествия по Нидерландам в 1508 году. Одновременно, кранаховская Венера — с удлиненными пропорциями обнаженного тела и маленькой головой, неподвижно застывшая на черном пустом фоне в напряженной позе, — напоминает и о готических статуях, и об образах, созданных маньеристами. Маньеристические тенденции, связанные с наследием готики, были очень сильны в немецком искусстве эпохи Ренессанса. Венера в картине Кранаха, с одной стороны, подчеркнуто объемна, материальна; с другой, — неустойчива, будто лишена точки опоры. Легкая прозрачная ткань больше подчеркивает, чем прикрывает ее греховную наготу. Противоречивость, многозначность трактовки образа богини усиливает второй персонаж картины — маленький золотоволосый Амур с натянутым луком в руках, поза которого более естественна и динамична, лукавый взгляд которого направлен на зрителя — скорее, именно он завлекает и угрожает, в то время как Венера погружена в себя.