Алексей венецианов: жизнь и творчество художника

Сочинение по картине Захарка Венецианова (7 класс описание)

Алексей Гавриловович Венецианов — мастер портретного искусства. Его картины раскрывают суть человеческой души. Они наполнены неподдельным реализмом изображения.

Герои художника- люди разного происхождения , разной судьбы и неповторимого образа. В творчестве Венецианова особое место занимают творения, посвященные крестьянской жизни.

Написанные не на заказ, картины наполнены искренностью и душевной теплотой великого художника. Не исключение составляет его работа «Захарка».

Одет он в поношенную одежду, шапка большого размера, наверное досталось от кого то из старших в семье, теплое пальто , огромные варежки и румяные щеки говорят о том, что события картины разворачиваются в зимнее время.

По одежде подростка не трудно предположить, что его семья живет не богато и ребенок с детских лет познал всю тяжесть непосильного крестьянского труда. Доказательством служит топор в руке у Захарки, который уверенно сжимает его. Заготовка дров для семьи обычная работа для мальчика, топор-инструмент ,помогающий выжить в суровое зимнее время.

На первый взгляд, во внешности героя нет ничего привлекательного, однако зрителя она притягивает какой-то магической силой. Необыкновенно выразительно на портрете изображены глаза Захара. Глубокие, взрослые, они словно заглядывают тебе в душу. Взгляд подростка направлен в одну точку.

Художник показывает, что герой его картины целеустремленная личность, которая будет стремиться к достижению поставленной цели. При всей суровости внешности Захарка еще ребенок. Его выдают детские припухлые губы, большой носик, завитки волос, выбивающиеся из-под шапки.

Невольно вспоминаются некрасовкие строки о мужичонке «с ноготок».

Настроение картине придают цветовые тона. Изображение героя на сером фоне подчеркивает образ мальчика

Для художника не важен где находится подросток, основное внимание уделяет мастер непосредственно главному герою

Во внешности Захара Венецианов использует противоположные теплые тона, подчеркивая свое безграничное уважение к маленькому мужчине. Герой картины реальный мальчик, сын крепостного крестьянина Степанова.

Несмотря на отсутствие сюжета на полотне, оно привлекает внимание зрителя. Всматриваясь в портрет, каждый раз переживаешь за судьбу Захарки

Описание №2

Единственным персонажем одной из выдающихся картин русского художника Алексея Гавриловича Венецианова, является деревенский паренек. Он представлен зрителю крупным планом, по пояс – как в прочем и все картины художника.

Художник очень любил рисовать крестьянскую тематику, особенно детей. Венецианов решил нарисовать персонажа, когда увидел Захарку Степанова, который пытался что-то нарисовать мелом на доске.

Он увидел его талант, простого крепостного мальчишки и взял его в свою школу художников.

Главный герой сын простого крестьянина, на вид ему чуть более 12 лет, но его глаза, его выразительный взгляд показывают его жизненный опыт, его самостоятельность и трудолюбие. Захарка рано познал весь крестьянский быт, осознал всю значимость человека в этом мире.

Одет он зимний тулуп, в огромную меховую шапку с отороченным мехом, на руках толстые шитые варежки, возможно, все вещи доставшиеся от старшего брата.

Но, несмотря на все это, весь его вид выражает деловитость. Курчавые русые волосы, виднеющиеся из-под шапки, задумчивый взгляд детских карих глаз, брови слегка сдвинуты, нос картошкой, пухлые губы и щеки, на которых морозный румянец. Взгляд Захарки совсем ни детский, в них отражена его душа, взрослого не погодам, и в них совсем ни детские переживания.

У него на плече с деловым манером расположен топор, который он держит одной рукой, говорит о том, что он только что пришел с мороза, где помогал отцу рубить дрова в лесу.

Тона которыми изображена специально подобраны художником. Они неброски и серовато-коричневы, олицетворяющие всю грусть и непростую жизнь народа. Ярким темно-оранжевым и самым важным пятном картины являются черты лица, главного героя Захарки – мужественного, серьезного, независимого и решительного мальчугана – его душу.

`

Связь со «Временами года»

Картину «На пашне. Весна» можно отнести к целому циклу полотен Венецианова «Времена года». На четырех из своих картин Алексей Гаврилович изобразил разные времена года, от ранней весны до поздней осени и даже зимы. Осенняя картина «Сенокос» очень долго скрывалась от публики, а зимнее время года изображалось на полотне «Пейзаж», которое бесследно исчезло. Таким образом, крестьянский труд художник воспринимает чем-то исконным, вечным, повторяющимся, похожим на смену времен года.

Важно отметить, что изначально картина «На пашне. Весна» называлась «Женщина, боронящая поле»

Потом ее переименовали в «Деревенскую женщину с лошадьми». Только после создания цикла «Времена года» она окончательно обрела теперешнее название. Сегодня, глядя на полотно мастера, мы с удовольствием любуемся гармонией русских полей, весенним небом с редкими облаками, летящими за горизонт. Нас поражают изящные движения крестьянки, парящей над землей, ее красивый сарафан в виде греческой туники. Через простую крестьянскую сцену мастер передал древнюю идиллию.

Ученик Эрмитажа

Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в семье греческого происхождения. Его предки приехали в небольшой город Нежин в Черниговской губернии в 1730-х годах. В России они получили прозвище Венециано, которое позже превратилось в фамилию Венециановы. Сначала они считались дворянами, но позже, когда перебрались в Москву, в праве на дворянство им отказали. Семью записали в купеческое сословие.

Алексея Венецианова отдали учиться в Московский пансион. Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Его первым учителем был художник-самоучка, имя которого неизвестно. А одной из самых ранних работ — портрет матери.

Когда Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление, и вскоре перевели в Санкт-Петербург — на должность помощника землемера. Параллельно он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью.

В 1807 году Алексей Венецианов перевелся в Канцелярию директора почт Дмитрия Трошинского. У него наконец появилось свободное время: на новой должности не нужно было постоянно ездить в командировки. Венецианов начал ходить в Эрмитаж — делал наброски, копировал картины. Художник говорил: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо».

Он познакомился с художником Владимиром Боровиковским и вскоре стал брать у него уроки.

Алексей Венецианов. Портрет Н.П. Строгановой. 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов. Портрет М.А. Венециановой. 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов. Портрет М.А. Фонвизина. 1812. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1808 году Венецианов решил издавать «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» — первый российский юмористический листок. Но читатели его так и не увидели: кто-то показал карикатуры императору. Тираж конфисковали и сожгли, а художник еще долго отдавал долги.

В 1809 году Алексей Венецианов перевелся в Лесной департамент, потом — в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Но он мечтал о звании художника. Для этого представил на суд в Академию художеств одну из своих лучших на тот момент работ — «Автопортрет». Совет присвоил живописцу степень «назначенного в академики» и дал задание написать портрет. Художник написал профессора Головачевского с учениками, и ему присвоили звание академика.

В конце 1810-х Алексей Венецианов стал известен в столице и писал полотна на заказ.

Календарь. Венецианов

Подробности
Создано 16.04.2020 18:52
Обновлено 16.04.2020 18:52
Просмотров: 3421

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)

     18 февраля исполняется 240 лет со дня рождения художника Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847)     В историю русского искусства Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) вошел как основоположник бытового жанра в живописи.Землемер по образованию, Венецианов оставил службу ради живописи, переехал из Москвы в Петербург и стал учеником В.Боровиковского. Первые шаги в «художествах» он сделал в жанре портрета, создавая пастелью, карандашом, маслом удивительно поэтичные, лирические, иногда овеянные романтическим настроением образы: портрет матери, А. Л. Венециановой (1801, Государственный Русский музей), портрет княжны В.С. Путятиной (вторая половина 1810-х, Государственная Третьяковская галерея).

     Вскоре художник оставляет портретопись ради карикатуры, и за одну остросюжетную карикатуру «Вельможа» первый же номер задуманного им «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» был закрыт.

     На рубеже 10–20-х годов Венецианов уехал из Петербурга в Тверскую губернию, где купил небольшое имение. Здесь он и обрел свою основную тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни. В картине «Гумно» (1821– 1822, ГРМ) он показал трудовую сцену в интерьере. Стремясь точно воспроизвести не только позы работающих, но и освещение, он даже велел выпилить одну стену гумна. Жизнь, как она есть, – вот что хотел изобразить Венецианов, рисуя крестьян за чисткой свеклы; помещицу, дающую задание дворовой девушке; спящего пастушка; девушку с бурачком в руке; любующихся бабочкой крестьянских детей; сцены жатвы, сенокоса и пр.

Гумно. 1821. Государственный Русский музей

На пашне. Весна. Середина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея

На жатве. Лето. Середина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея

В картинах Венецианова нет драматических завязок, динамичного сюжета, они, наоборот, статичны, в них «ничего не происходит». Но человек всегда находится в единении с природой, в вечном труде, и это делает образы Венецианова истинно монументальными.Конечно, Венецианов не вскрывал острейших коллизий жизни русского крестьянина, не поднимал «больных вопросов» современности. Это патриархальный, идиллический быт. Но художник не вносил в него поэтичность извне, не придумывал ее, а черпал ее в самой изображаемой им с такой любовью народной жизни.     В основу своего творческого метода Венецианов положил изучение действительности – «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого–либо художника». Главным для Венецианова были не какие–либо случаи или события в жизни людей, а сам человек.

     Художник стремился воплотить национальный идеал русской красоты, видя его в первую очередь в одухотворенности и внутренней нравственной значительности образа.     Венецианов был прекрасным педагогом. Школа Венецианова, венециановцы – это целая плеяда художников 20–40-х годов, работавших с ним как в Петербурге, так и в его имении Сафонково. Это А.В. Тыранов, Е.Ф. Крендовский, К.А. Зеленцов, А.А. Алексеев, С.К. Зарянко, Л.К. Плахов, Н.С. Крылов и многие другие. Среди учеников Венецианова много выходцев из крестьян. Под кистью венециановцев рождались не только сцены крестьянской жизни, но и городские: петербургские улицы, народные типы, пейзажи.     Творчество Венецианова – важный этап на пути сложения русского критического реализма XIX в., и в этом непреходящее значение его живописи.

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Ясный осенний вечер Грабаря Картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Ясный осенний вечер» была написана им в 1923 году. На картине изображена осень, октябрь. Ведь картина была написана как раз после Октябрьской революции.
  • Сочинение на тему Лирический герой Маяковского Будучи родоначальником направления в поэзии футуризм, глашатаем революционного движения большевиков, искренним, но жестким человеком по воспоминаниям современников
  • Сочинение Мечта и цель Мечта – это движущая сила в нашей жизни. Каждый человек прекрасно понимает, что желание самостоятельно не исполниться, и чтобы его реализовать нужно приложить немало усилий и пройти нелегкий путь.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862
  • Алексей Гаврилович Венецианов. 1780—1847: Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / Вступ. статья, ред. и примеч. А. М. Эфроса и А. П. Мюллера. – М.; Л., 1931
  • Савинов А. Н. Художник Венецианов / Художник П. И. Басманов. — Л.; М.: Искусство, 1949
  • Алексей Гавриилович Венецианов. 1780—1847: Альбом / Сост. М. В. Алпатов. – М., 1954
  • Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955
  • Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра // История русского искусства. Т. 8. Кн. 1. М., 1963
  • Алексей Гаврилович Венецианов, 1780—1847 / Составитель альбома и автор вступит. статьи А. Савинов. — М.; Л.: Изогиз, 1963
  • Голубева Э. И. Школа Венецианова / Оформление Я. Д. Соснера. — Л.: Художник РСФСР, 1970
  • Алексей Гаврилович Венецианов: Мир художника. Статьи. Письма. Современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой. – Л.: Искусство, 1980
  • Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог / Государственный Русский музей / Авт. вступ. статьи и науч. ред. Г. В. Смирнов. – М., 1983

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, 

Алексей Венецианов: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

4.7/5 — (3 голоса)

Выдающийся художник

Венецианов – выдающийся русский художник, сумевший отразить красоту и духовность русского крестьянина. Создал галерею замечательных лирических портретов крепостных крестьян, среди них – пленительные женские и детские образы: «Девушка в клетчатом платке», «Крестьянка с васильками», «Жница», «Захарка», «Жнецы», «Крестьянские дети в поле» и другие.

Художник Венецианов Алексей Гаврилович

Венецианов  первым из русских художников обратился к теме народного быта. Для его работ характерна поэтизация образов крестьян, идеализация их повседневной жизни и труда. Впервые в русской живописи художник отказался от существовавших схем изображения природы и начал создавать реалистичные пейзажи, работая на пленэре. Венецианов был новатором и в преподавании живописи, считая главным – учить писать с натуры.

Описание картины Венецианова «На пашне. Весна»

Невозможно представить себе русскую живопись без шедевра Венецианова. На заднем плане картины виднеется распаханное весной поле. Зеленеет трава, потому что края художник оставил нетронутыми. Справа мы видим тоненькие деревья и странный скошенный пень.

На переднем плане полотна перед нами встает очень нарядная молодая крестьянка. На ней розовый сарафан и красивый кокошник. Женщина легкой и плавной походкой ведет за собой двух лошадей, тянущих борону. Крестьянка легко ступает босыми ногами, словно танцует и слегка улыбается.

Справа на переднем плане мы видим младенца. Он спокойно забавляется своими игрушками. Все, что изображено на полотне, очень красиво: пейзаж, женщина, лошади. А также наряд крестьянки, голубое небо и облака.

Детство и юность

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве в 1780 году в семье купца второй гильдии Гаврилы Юрьевича Венецианова. Семья имела греческие корни по отцовской линии. В Россию из Греции приехал прадед Алексея. Мать Анна Лукинична была дочерью московского купца. Венециановы занимались торговлей саженцами плодовых растений, семенами, луковицами цветов.

У Алексея, старшего ребенка в семье, были три сестры и два брата. Способности и тяга к рисованию проявились у него в детстве. Он учился в частном пансионе. Точно неизвестно, кто обучил Алексея азам рисования – учитель в пансионе или дома, вероятно, это был безвестный художник-самоучка. Мальчик научился смешивать краски, натягивать холст, делать эскизы карандашом и работать цветом, освоил технику пастели. Первыми его работами стали портреты товарищей, братьев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: