Яков чернихов — непризнанный гений советской архитектуры

Произведение искусства

Архитектурные проекты (подборка)

  • 1926: Литейный цех завода «Знамя труда» в Ленинграде.
  • 1928: Здание фабрики «Красный гвоздодер» в Ленинграде.
  • 1929: Металлургический завод в Белорецке
  • 1929: Проект конкурса памятника Христофору Колумбу в Санто-Доминго (не завершен)
  • 1931-32: Универмаг в Лесном (Ленинград)
  • 1931-32: Жилой квартал в Петрозаводске.

Выставки

  • Выставка петроградских художников всех направлений, 1923 г.
  • Выставка экспериментальных произведений архитектуры и графических приемов изображения профессора Якова Чернихова, Аничков дворец в Ленинграде, 1933 г.
  • «Романтическая архитектура», участие в выставке, организованной союзом архитекторов, г. Москва, Май 1945 г.

Сочинения

  • Аристография , иллюстрации 1905 г., 1925 г. (не опубликовано)
  • Искусство графического дизайна , 1927 год
  • Геометрический след , 425 рисунков, 1928 г. (не опубликовано)
  • Основы современной архитектуры , 1930 г.
  • Строительство архитектурных и механических форм , 1931 г.
  • Архитектурные фантазии , 1933, коллекция цветных пластин, отражающих многочисленные достижения до- и послереволюционного живописного авангарда, вероятно, последняя книга по конструктивистскому искусству, изданная в СССР в сталинский период.
  • Курс общего технического рисования , Москва, 1948 г.
  • Графическое исследование букв алфавита , 17 стр.  , Москва, 1950. Учебное пособие для студентов.
  • Построение гарнитур , Изв. Госизд, Искусство, М., 1958, 115 с.  , для которого он создал 31 пластину персонажа.
  • Яков Георгиевич Чернихов, Мой творческий путь , биографический текст из архива Алексея и Дмитрия Черниховых.

Основные книги, научные труды и графические циклы

Книги:

  • «Основы современной архитектуры» (—);
  • «Конструкция архитектурных и машинных форм» (1925—);
  • «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1925—);
  • «Анализ построения классического шрифта», конец 1940-х годов.

Научные работы:

  • «Энтазис и фуст колонны»;
  • «Методы архитектурного проектирования»;
  • «Геометрическое черчение»;
  • «Цвет и свет»;
  • «Эстетика архитектуры»;
  • «Красота в архитектуре».

Графические циклы (помимо изданных в виде книг):

  • «Архитектура дворцов» (1934—41 гг.),
  • «Дворцы коммунизма»,
  • «Архитектура будущего»,
  • «Архитектурные ансамбли»,
  • «Пантеоны Великой Отечественной войны» (—).
  • «Военная маскировка» (1942—).

Основные книги, научные труды и графические циклы

Книги:

  • «Основы современной архитектуры», (1925—1930 гг.);
  • «Конструкция архитектурных и машинных форм», (1925—1931 гг.);
  • «Архитектурные фантазии. 101 композиция», (1925—1933 гг.);
  • «Анализ построения классического шрифта», конец 1940-х гг.

Научные работы:

  • «Энтазис и фуст колонны»;
  • «Методы архитектурного проектирования»;
  • «Геометрическое черчение»;
  • «Цвет и свет»;
  • «Эстетика архитектуры»;
  • «Красота в архитектуре».

Графические циклы (помимо изданных в виде книг):

  • «Архитектура дворцов» (1934—41 гг.)
  • «Дворцы коммунизма»
  • «Архитектура будущего»
  • «Архитектурные ансамбли»
  • «Пантеоны Великой Отечественной войны» (1942—1948 гг.)
  • «Военная маскировка» (1942—1945 гг.)

Жизненный путь

Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. В 1904—1914 гг. проживает в Одессе и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии Художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывает себе на жизнь, трудясь разнорабочим. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича графикой, он много рисует, работает над выработкой индивидуального графического языка.

В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург.

В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа.

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.

Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928—1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).

Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант’Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

В 1930-е—1940-е гг. Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ среди которых такие как «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и др.

Последние годы жизни архитектор проживал и работал в Москве. Чернихов скончался 9 мая 1951 г.

Источники

  • (de) / (en) Эта статья частично или полностью взята из статей, озаглавленных на немецком языке и на английском языке .
  • (ru) «  Русский конструктивизм и Яков Чернихов  » , журналАрхитектурный дизайн» , т.  59, n кость  7-8,1989 г.
  • (it) Алессандро де Магистрис и Карло Олмо, Documenti e Riproduzioni dall’Archivio di Aleksej e Dimitri Cernihov , Turin, Umberto Allemandi & Co,1995 г.( ISBN  88-422-0474-9 )
  • (ru) Дмитрий Юрьевич Чернихов, Шедевры графики Якова Георгиевича Чернихова: Собрание Дмитрия Чернихова , Издательство ДОМ,2008 г.
  • (en) Кэтрин Кук, Черниковская фантазия и строительство: подход Якова Черникова к архитектурному дизайну , Лондон, St Martins Press,1985 г.

Жизненный путь

В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа.

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.

Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928—1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).

Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант’Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

В 1930-е—1940-е гг. Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ среди которых такие как «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и др.

Зарождение графического стиля

В Одессу Яков приехал пятнадцатилетним юношей, поступив в 1904 году в Одесское художественное училище (на тот момент – филиал Императорской Академии Художеств). Одесский период – знаковый для становления творческой личности Чернихова. Его преподавателями были Геннадий Ладыженский и Кириак Костанди — основоположники традиции южнорусской школы живописи.

Яков Чернихов, «Архитектурные фантазии». Изображение предоставлено арт-центром Павла Гудимова Я Галерея

Уже в первые годы обучения Якова захватывает все, что связано с графическим ремеслом. В особенности – построение шрифтов, разработка орнаментов и композиций. Последним он и посвятит свой творческий, исследовательский и педагогический пути. Но для того, чтобы учиться, необходимо было себя обеспечивать – пришлось работать грузчиком в порту, картонажником, резчиком паспарту, ретушером, фотографом и наконец – помощником архитектора при строительстве Одесской художественно-промышленной выставки 1910 года. Работа на выставке позволила молодому специалисту войти в профессиональное сообщество и расширить векторы творческой деятельности.

Яков Чернихов, «Архитектурные фантазии». Изображение предоставлено арт-центром Павла Гудимова Я Галерея

Именно в Одессе, в 1912 году, Чернихов начинает преподавательскую деятельность и серьезные наработки по проектированию классических орнаментов. В это время впервые проявляется его тяготение к использованию «графического слова» как способа коммуникации. В 1930 году издана книга «Орнамент: композиционно-классические построения», в которой Яков  зафиксировал многолетние разработки графического узора и теории по его созданию. Книга открывает архитектора как страстного адепта начертания — отличительной черты его авторского стиля.

После окончания училища Яков переезжает в Санкт-Петербург, где учится одновременно  на живописном факультете Академии художеств и на Высших педагогических курсах. Через два года он перешел на архитектурный факультет, который окончил как архитектор-художник. Это  определение очень точно характеризует Чернихова — его деятельность ограничивалась теоретическими и художественными разработками «на бумаге». Самый известный реализованный проект Чернихова-зодчего — водонапорная башня завода «Красный Гвоздильщик» в Ленинграде (1931 ). Бенефисом «бумажной архитектуры» Чернихова считается книга «Архитектурные фантазии. 101 композиция» 1933 года, где собраны его  футуристические визии.

Яков Чернихов, «Архитектурные фантазии». Изображение предоставлено арт-центром Павла Гудимова Я Галерея

Критическая удача и потомство

Его замечательные выступления ожидают архитектуру конца XX — го  века. Будучи втянутым в анархизм в юности, его аполитичность, сильная личность и безжалостные суждения вызвали у него определенное подозрение со стороны режима. В то же время стране пришлось столкнуться со многими трудностями в экономической и политической среде. Хотя он продолжал свою деятельность в качестве учителя и лектора, только небольшая часть его яростных реконструированных проектов, от которых, кажется, остались очень немногие, таких как фабрика «Красное знамя» «Красное знамя».

Чернихов выполнил многочисленные рисунки фантастических и исторических архитектур (циклы пластин «Архитектурные сказки» 1929-1934 гг., «Архитектурный романтизм» 1930-1944 гг., «Старые города» 1933-1943 гг. И др.), С тонким дизайном, которого нет. никогда не показывалась при ее жизни. Его учебник для студентов « Графические исследования букв алфавита» , содержащий многие из этих типографских работ, был опубликован после его смерти в 1959 году.

Чернихов, автор около 17 000 рисунков и проектов, получил прозвище «  Советские Пиранези ».

«Графическая энциклопедия», которой он не переставал посвящать себя на протяжении всей своей жизни, была частично опубликована посмертно в его седьмой книге « Построение типографских знаков» . Это глубокое исследование, касающееся различных эпох и алфавитов (в частности славянских), позволит ему добиться значительного признания.

В 8 августа 2006 г.Несколько сотен рисунков Чернихова на сумму 1,3 миллиона  долларов были похищены из российских национальных архивов. 274 из этих работ найдены в России и за рубежом.

Биография

Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 года в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье, в которой было одиннадцать детей (пять девочек и шесть мальчиков), проживавшей по ул. Харьковская (дом Зубовой) — этот дом Яков изобразил потом в студенческих этюдах. Его отец, Георгий Павлович Чернихов, владел ресторанами на кораблях Добровольного флота; впоследствии разорившись, отец и семья перебрались на жительство в Одессу. Потерпев и тут ряд неудач, отец через несколько лет переехал и обосновался в городе Павлограде на казённом водочном заводе приемщиком посуды. Мать Якова, урожденная Маргарита Михайловна Баскова, из мещан Павлограда, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Получив среднее образование, она особенно увлекалась чтением книг, и эту любовь привила всем детям, лично руководя их занятиями. В 1896 году, в возрасте семи лет, Яков был отдан в 6-классное городское Александровское училище, которое окончил в 1902 году. В —1914 годах проживал в Одессе, обучался в Одесском художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывал себе на жизнь тяжёлым физическим трудом. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича и графикой: он много рисует, работает над выработкой индивидуального графического языка.

В 1912 году Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург.

В Петербурге он поступает на живописный факультет Академии художеств, а также на Высшие педагогические курсы. В 1916 году переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа.

После окончания Академии Художеств в 1925 году Яков Чернихов занимается проектированием (главным образом промышленных зданий и комплексов). В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой.
Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также вёл преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.

Позже преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 года — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (—), в Промышленной академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—), Транспортной академии НКПС имени И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931) и других крупных учебных заведениях.

На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).

Графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 году. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х годов, повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х—1930-х годов — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами, как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант’Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

В 1930—1940-е годы Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ, среди которых: «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и другие. В середине 1930-х годов, после разгрома конструктивизма и провозглашения нового подхода в архитектуре в сталинском СССР, Яков Чернихов подвергся жёсткой критике .

Последние годы жизни архитектор проживал и работал в Москве.

Скончался 9 мая 1951 года. Похоронен на Введенском кладбище (3 участок).

В 2006 году было обнаружено, что значительная часть коллекции рисунков Якова Чернихова похищена из РГАЛИ и заменена грубыми подделками.

Об Авторе

Подробная информация:

​Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. В 1904—1914 гг. проживает в Одессе и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии Художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывает себе на жизнь, трудясь разнорабочим. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича графикой, он много рисует, работает над выработкой индивидуального графического языка.

В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург.

В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа.

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.

Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928—1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).

Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант’Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

В 1930-е—1940-е гг. Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ среди которых такие как «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и др. Яков Чернихов подвергся жесткой критике в середине 30-х гг., после разгрома конструктивизма и провозглашения нового подхода в архитектуре в сталинском СССР.

Последние годы жизни архитектор проживал и работал в Москве. Чернихов скончался 9 мая 1951 г.​

Рейтинги

Нетипичный курс

Башня водонапорной башни канатного завода « Красный гвоздильщик» (1931 г.), остров Василевки , Ленинград, февраль 2006 г.

Яков Чернихов родился в скромной семье из пяти братьев и пяти сестер в Павлограде, небольшом городке на Украине. В семнадцать лет он решил вести самостоятельную жизнь с целью поступить в Одесское художественное училище , где, оставшись против воли родителей, начал с работы докером в порту. С 1907 по 1914 год он обучался здесь живописи и архитектуре. Он проучился одиннадцать лет в Одесском художественном училище, работал также резчиком по дереву, плотником , фотографом с 1902 по 1907 год и помощником архитектора на Одесской промышленной ярмарке. Он успешно закончил учебу и получил стипендию Императорской Академии художеств в Петрограде (Санкт-Петербург). В 1914 году он прибыл в столицу, будучи тогда в полном артистическом возбуждении, и поступил в самое престижное художественное, архитектурное и образовательное учреждение в стране. В то же время он дает уроки художественного и технического рисования в средней школе и коммерческих школах. Он поступил на педагогические и художественные курсы. Он завершил первый в 1917 году. В 1916 году он перешел с факультета живописи на факультет архитектуры и должен был начать свою военную службу, и не возобновлял свои исследования архитектуры до 1926 года. Он получил классическое образование академических архитекторов. Леонтий Николаевич Бенуа и Иван Александрович Фомин , видные деятели ленинградской культурной жизни, с которыми он связывает и которым он будет продолжать выражать свою благодарность. Он проявляет интерес к авангарду, в частности к футуризму и конструктивизму . Когда он закончил учебу архитектора в 1925 году, ему было тридцать шесть лет. После окончания учебы он приобрел опыт строительства, работы на стройплощадках и реализации проектов, в основном промышленной архитектуры, которые он выполнял с 1927 по 1936 год. Он представил свои идеи в серии публикаций, опубликованных в период с середины -х по 1933 год. , посвященный его типографскому, архитектурному и методологическому подходу. Его три основные работы:

  • Основы современной архитектуры , 1930 г.
  • Строительство архитектурных и механических форм , 1931 г.
  • Архитектурные фантазии , 1933 год

В области архитектуры Фантазия представляет собой набор цветных графических пластин , которые отражают различные вклады до и послереволюционного изобразительного авангарда и свидетельствуют о его довольно поздно сплочении к авангардному  ; они, вероятно, представляют собой последнюю книгу о конструктивистском искусстве, изданную в СССР в сталинский период.

В 1930-е годы творчество Чернихова, особенно печать его фантазий , подвергалось критике со стороны современников. Чернихов реализует фабрику Красное знамя «Красное знамя» по проекту Эриха Мендельсона, с которым он разделяет определенные эстетические подходы. Один из его самых жестоких противников, Алексей Михайлов, клеймит в нем «машинный фетишизм» и проявление «буржуазной реставрации» . Последнее квалифицируется как «чернихование» поз, признанных ложными.

После женитьбы на Дмитриевне Черниховой ( Варшава, 1906; † Москва, 1977) в 1935 году, Яков Чернихов, его педагогические качества позволили ему избежать худшего: в 1936 году он был назначен профессором в Москве.

Взгляд в будущее

Творчество Чернихова близко к современному графическому дизайну, а его фантазии и вовсе можно переводить в 3D модели или разбирать на кусочки для создания айдентики. Книги: «Основы современной архитектуры», «Конструкция машинных и архитектурных форм», «Архитектурные фантазии. 101 композиция» – теоретические пособия по развитию пространственного мышления, воображения, способного выводить новые формы и методы.

«Графическое слово» – первооснова искусства и мира будущего в глазах Якова Чернихова. Он считал, что обычную вербальную коммуникацию вытеснит образ – начертание, рисунок. Предположение архитектора сегодня воплощается в жизнь – развитие графики шагнуло вперед вместе с технологиями, перепрыгнув с бумажного листа на цифровую матрицу экрана.

Яков Чернихов. Из серии «Дворцы коммунизма». 1934—1941. Изображение предоставлено Международным фондом Якова Чернихова ICIF

Нафантазированная архитектура Чернихова – не пример утилитарного зодчества, не просто графика, изображающая пространственные композиции, не конструктивизм или авангард… Его работы —чистейшая визия (утопия), предугадывающая будущее,  выдумка, способная стать катализатором для развития новых теорий: «Фантазия… нужна как величайший фактор прогресса человеческих творений… Если архитектурная фантазия сегодня кажется фантазией, то нет оснований думать, что в недалеком будущем она не станет действительностью».

Даже сейчас трудно вообразить на наших улицах здания, спроектированные Черниховым. Что уж говорить о первой половине ХХ века. Из-за того, что взгляды архитектора опередили ход времени, его личность воспринимается неоднозначно:  он был гением в глазах прогрессивных умов того времени, и в то же время– непонятым и забытым. Одного не отнять, Чернихов – гениальный фантазер, книги которого каждый раз открывают новый мир архитектуры – магнетичной и впечатляющей.

Анна Орищенко

Топ-10 самых дорогих русских художников за последний год

Посмотрим, такова ли популярность именитых мастеров за последние двенадцать месяцев. Неизменно возглавляет рейтинг Марк Ротко, который оказался лидером всех перечисленных нами рейтингов. За последний год было продано 5 его произведений на общую сумму 40 млн долларов. Следом за ним идет Тамара де Лемпицка, 11 картин которой ушли за 36 млн долларов. А у Марка Шагала было продано за год целых 314 работ на общую сумму 24,5 млн долларов.

И далее по списку идут все те же художники: Василий Кандинский (10,8 млн долларов, 30 продаж), Иван Айвазовский (9,6 млн, 19 продаж), Никола де Сталь (7,5 млн, 7 уходов), Хаим Сутин (4,3 млн, 5 продаж) и Константин Коровин (4 млн, 25 продаж).

Тамара де Лемпицка (1898–1980)

Василий Кандинский (1866–1944)

А вот десятку самых дорогих художников за последние 12 месяцев замыкают Моисей Кислинг, которого в других рейтингах мы не видели, и Жак Липшиц. В 2020 году было продано 46 работ Кислинга на общую сумму 3,3 млн долларов и 16 работ Липшица на сумму 3 млн долларов.

Подведем итоги. Произведения известных на весь мир русских художников высоко ценятся и сегодня. Ценители живописи охотно пополняют свои коллекции трудами смелых художников, которые в свое время не побоялись перейти к беспредметному искусству, сосредоточились на передаче чувств или как-то иначе выразили свое индивидуальное видение мира. Вероятно, этим и объясняется их вневременная популярность, которая сохраняется и сегодня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: