Картины аксели галлена-каллелы:

Фрески для мавзолея Юзелиуса в Пори

В 1898 году промышленник из города Пори Артур Юзелиус пережил трагедию: в возрасте 11 лет умерла его единственная дочь. Безутешный отец решил создать в память о дочери капеллу-усыпальницу. Здание было построено по проекту архитектора Йозефа Стенбека (Josef Stenbäck) в неоготическом стиле. Заказчик также желал, чтобы мавзолей был великолепно оформлен и изнутри. Основная часть работ по созданию настенных росписей была поручена Галлену-Каллеле. В 1902-1903 годах он выполнил многочисленные подготовительные эскизы маслом для этих фресок. К сожалению, сами фрески вскоре разрушились, а затем окончательно пожаром, но в 1930-х годах их удалось восстановить: по эскизам отца это сделал сын художника — Ёрма Галлен-Каллела (Jorma Gallen-Kallela) (1898-1939).

В этих фресках Галлен представил цикл жизни и смерти, с метафизической точки зрения рассматривая тему связи человеческой судьбы с ритмичностью смены сезонов в природе.

Аксели Галлен-Каллела и сам пережил смерть родного ребёнка. В марте 1895 года он получил телеграмму о том, что его дочь умерла от дифтерии. Эта трагедия стала поворотной точкой в его творчестве. С тех пор его кисть утратила мягкий романтический характер и стала более жесткой и агрессивной. 

Своеобразная дружба-вражда связывала его с А.М.Горьким, сперва критиковавшим мастера за «декадентство», но в свою очередь явно испытавшим его влияние. Известно, что Галлен-Каллела писал портрет Горького.

М.Горький и А.Галлен-Каллела, фото 1904 г.

В пустынной местности на берегу озера Нясиярви ( Näsijärvi) .Галлен-Каллела по собственному проекту строит дом. Строительство дома «Калела» было  завершено в 1895 г.  Этот деревянный дом, где сегодня находится музей Галлена-Каллелы, был построен с использованием творчески переработанных фольклорных мотивов.

Для интерьера  художник сам разработал дизайн мебели, печей, тканей и прочих предметов обстановки, создав уникальную гармоничную среду. Столы, стулья, шкаф, ковер ручной работы с декоративным мотивом «Пламя» — всё это создает единый ансамбль, который отражает финский традиционный дизайн.

В «Калеле» художник начал работать над графикой.

В мае 1909 г. семья направилась из Парижа в Африку. Они остановились в Найроби, Кения и вернулись на родину только в феврале 1911 г.

Воин Кикуйю

В Африке художник  создал свыше полутора сотен полотен в духе экспрессионизма, Африканские работы очень неровные в художественном плане, но иногда их колорит и соединение цвета неожиданно успешны. После пребывания в тропиках привыкание к условиям жизни на родине было еще более сложным, чем прежде.

В 1917 году художник создает полотно «Любовники». Картина передает нам всю остроту и боль любви. Добровольно воткнутый меч любви в спине мужчины пронизывает его сердце и проникает в сердце девушки соединяя их навеки и обрекая на страдания. Напряженная левая рука девушки говорит нам о том что она испытывает неимоверную боль. Но слившись в страстном поцелуе влюбленные переживают все предназначенные им мучения.

Аксели Галлен-Каллела. 1917, Любовники

Последние годы жизни Галлен-Каллела активно занимался политикой, всё меньше писал и проводил много времени на природе. В 1918 году, во время Финской гражданской войны, художник вместе с сыном принимают участие в боевых действиях на стороне белых. Затем, по предложению Маннергейма, Галлен-Каллела занимался дизайном флагов, униформы, государственных символов независимой Финляндии, а в 1919 году был назначен адъютантом Маннергейма.

В декабре 1923 г. он отправился в Соединенные Штаты, а осенью 1924 г. за ним последовали жена и дочь. Они долгое время провели в Таосе в штате Нью-Мексико, где художник изучал искусство индейцев. 

Индейская женщина племени Сиу

В Чикаго он также работал над иллюстрациями к «Большой Калевале».

В мае 1926 г. семья вернулась на родину. 

В 1930 г. был заключен контракт с Национальным Банком на создание гигантской фрески, изображающей ярмарку в Хяме. Однако, возвращаясь после чтения лекций в Копенгагене, художник заболел пневмонией и умер в Стокгольме 7 марта 1931 г.

Аксели Галлен-Каллела. Фото

Первый урок, 1887/89

Символизм в творчестве Галлена-Каллелы

Особый раздел выставки в Музее Орсе посвящен символизму и спиритуализму в творчестве Галлена-Каллелы. В 1893-1894 гг. финский художник создал целый ряд полотен, которые можно отнести к этому европейскому художественному течению. В этот период его вдохновляли как библейские сюжеты, так и оккультные и теософские учения; он разделял духовные поиски многих символистов и размышлял о предназначении искусства.

Симпозиум, 1894

В картине «Симпозиум» (1894) мы видим двух мужчин, которые смотрят на странное явление наподобие ангела, парящего над столом. Сам этот ангел находится за пределами картины. Здесь же изображена стоящая фигура в черном — это сам художник. Двое за столом — это финские композиторы Роберт Каянус и Ян Сибелиус.. В этой работе  присутствует представление о художнике как избранном человеке, которому одному дано видеть невидимое.

Ссылки [ править ]

Цитаты править

  1. ^ Б с д е е г ч я J к л м Reitala 1997 .
  2. Мартин 1985 , стр. 5. sfn error: no target: CITEREFMartin1985 (help)
  3. ^ Musée d’Orsay 2012 .
  4. Мартин 1985 , стр. 65. sfn error: no target: CITEREFMartin1985 (help)
  5. ^ Pohjolainen 2016 .
  6. ^ Hämäläinen 2018 .
  7. ^ Окконен 1916 , стр. 248-261.
  8. ^ Sipilä 2019 .
  9. ^ Leppänen 2020 .
  10. ^ Айнола .
  11. ^ фон Донсдорф 2017 .
  12. ^ Руовесь .
  13. Yle 2010 .
  14. ^ Saressalo 2018 .
  15. ^ а б Мартин 1985 , стр. 12. sfn error: no target: CITEREFMartin1985 (help)
  16. Мартин 1985 , стр. 37. sfn error: no target: CITEREFMartin1985 (help)
  17. ^ а б Микконен 2020 . sfn error: no target: CITEREFMikkonen2020 (help)
  18. ^ Aksa 2018 .
  19. Мартин 1985 , стр. 38. sfn error: no target: CITEREFMartin1985 (help)
  20. ^ Kulttuurikurkkaus 2019 .
  21. Мартин 1985 , стр. 39. sfn error: no target: CITEREFMartin1985 (help)
  22. ^ Галлен-Каллела музей 2015 .
  23. ^ Ringbom 1996 .

Книги править

  • Джексон, Д .; Вейджман, П., ред. (2006). Аксели Галлен-Каллела, De magie van Finland [ Аксели Галлен-Каллела, Магия Финляндии ] (мягкая обложка) (на голландском языке). Роттердам: Книготорговцы NAi / Музей Гронингера . ISBN 978-90-5662-523-8.
  • Мартин, Тимо; Пуса, Эрья (1985). Аксели Галлен-Каллела, 1865-1931 (твердый переплет). Перевод Джона Дерома. Тарваспяя: Музей Галлен-Каллела . OCLC  29071282 .
  • Окконен, Онни (1916). «Поездка в Куусамо». Аксели Галлен-Каллела, elämä ja taide [ Аксели Галлен-Каллела, жизнь и искусство ] (на финском языке). Порвоо-Хельсинки: Вернер Сёдерстрём Осакейхтиё (WSOY).
  • Похьолайнен, Райя (2016). Tyttö Keuruun vanhassa kirkossa [ Девушка в старой церкви в Кеуруу ] (на финском). Вантаа: Келластупа. ISBN 978-95-2578-723-8.

Сайты править

  • «Ainolan taideteokset / Aino ja Jean Sibeliuksen koti» [Добро пожаловать в Айнола! / Дом Айно и Яна Сибелиусов]. Айнола (по-фински) . Проверено 22 августа 2020 .
  • «Аксели Галлен-Каллела (1865-1931). Страсть к Финляндии» . Musée d’Orsay. 2012 . Проверено 30 ноября 2018 года .
  • «Аксели Галлен-Каллела икуисти Кейтелетта — теоскопио сай пайкан Линтулахден Нестелта» [Аксели Галлен-Каллела увековечил Кейтеле — копия произведения была получена от Линтулахти Несте]. Акса (по-фински). 9 декабря 2018 . Проверено 21 августа 2020 .
  • «Галлен-Каллела 150 лет» . Музей Галлен-Каллела . 2015 . Проверено 4 января 2017 года .
  • «Gallen-Kallelan rapistunut erämaa-ateljee avataan heinäkuuksi» . Yle (по-фински). 29 июня 2010 . Проверено 21 августа 2020 .
  • Хямяляйнен, Юкка (24 мая 2018 г.). «Suomen Pankki esittelee taideaarteitaanvoimin ovin — Tiesitkö että Aino-triptyykistä on kaksi erilaista versiota?» [Банк Финляндии открыто представляет свои сокровища искусства — Знаете ли вы, что существует две разные версии триптиха Айно ?]. Vantaan Sanomat (на финском) . Проверено 21 августа 2020 .
  • «Калела» . Руовеси . Проверено 21 августа 2020 .
  • «Kulttuurikurkkaus» . Музей Галлен-Каллела (на финском). Август 2019 . Проверено 22 августа 2020 .
  • Леппянен, Микко (23 января 2020 г.). «Галлен-Kallelan Palokärki päätyi pariisilaiseen taidemuseoon» [Галлен-Каллела в Palokärki закончилась в художественном музее в Париже]. Yle (по-фински) . Проверено 21 августа 2020 .

Микконен, Надя (19 сентября 2017 г.). «Суур-Калевала оли Аксели Галлен-Каллелан хурджа хааве — хауккуи кирджелла кустантаджан, кун ymmärrystä ei löytynyt» . Yle (по-фински) . Проверено 25 августа 2020 .

  • Рейтала, Аймо (16 сентября 1997 года). «Галлен-Каллела, Аксели (1865–1931)» . 100 лиц из Финляндии — биографический калейдоскоп . Перевод Флетчера Родерика. Биографический центр Финского литературного общества . Проверено 4 февраля 2017 года .
  • Рингбом, Сикстен (1996). «Галлен-Каллела, Аксели (1865–1931), живописец, график, дизайнер» . Grove Art Online . Оксфордский индекс . Проверено 4 февраля 2017 года .
  • Сарессало, Ласси (2018). «Matka kultakauteen Kansallisromantiikkaa Kainuusta ja kauempaakin» . Kotiseutuliitto (на финском) . Проверено 20 августа 2020 .
  • Сипиля, Аннамари (4 ноября 2019 г.). «Mysteeriomistajalla vuosikymmeniä ollut Gallen-Kallelan miljoonateos Palokärki tulee myyntiin New Yorkissa — lintuun kiteytyy suomalaisten vастаринта» [тысячелетняя работа Галлена-Каллелы Palokärki , которая десятилетиями вызывала у финнов тайного владельца, выходит на продажу в Нью-Йорке]. Helsingin Sanomat (на финском) . Проверено 21 августа 2020 .
  • фон Донсдорф, Анна-Мария (2017). «Соответствия — Жан Сибелиус в лесу образов и мифов» . FNG Research . Проверено 22 августа 2020 .

Галлен-Каллела Аксели Вальдемар / Akseli Valdemar Gallen-Kallela

(26.4 или 5.1865, Пори,-7.3.1931, Стокгольм) — великий
финский художник, в том числе основоположник финского дизайна (стиля
«модерн»). Друг Н.К. Рериха. Некоторые искусствоведы находили влияние
его стиля на раннюю живопись Н.К. Автор статьи о Н.К. Они интенсивно
переписывались, особенно в 1917-9 гг. По рекомендации Г.-К-ы и
Стриндберга Н.К. был принят в Общество финских художников. По
рекомендации Н.К. 16.7.1921 американцы избрали Г.-К-у президентом
финского отделения «Кор Арденс» (см.), и тот организовал такое
отделение к началу 1922 г. В письме от 25.9.1922 Н.К. приглашал к
сотрудничеству и с «Корона Мунди». В США Г.-К. жил в 1923-6 гг.

В 1878-90-х гг. получил художественное
образование в школах Финляндии, Парижа и Германии. Первая
персональная выставка прошла в 1887 г., а наиболее триумфальным было
участие во Всемирной выставке в Париже в 1900 г., где он, кроме
представления разнообразных работ, расписал финский павильон. Его
картины времени путешествия в Карелию в 1890 г. назвали началом
художественного течения «карелианизм». Всю жизнь много путешествовал,
включая Кению. Получил признание в ряде стран. В России приобрел
известность после Всероссийской культурно-промышленной выставки в
Нижнем Новгороде (1896); в 1908 г. вышла книга о нем А. Левинсона.
Участвовал в акциях «Мира искусства» с самого начала. 15.1.1898 это
объединение открыло выставку русских и финляндских художников. Н.К. в
статье «Наши художественные дела» назвал его талантом (после
Международной выставки «Мира искусства» в 1899 г.). «Г. К. пришел ко
мне во время финской выставки… Он приходил раза три. Были долгие
вечерние беседы… о тех же прекрасных образах… о красоте, о
технике, о сближении народа с красотами творчества. В последний раз
мы виделись в Гельсингфорсе, в дни моей выставки. Г. помогал
дружески. Его советы были правильны, истинно доброжелательны»
(ЛД-24.6.46). Упомянутая последняя выставка проходила с 29.3.1919, и
Г.-К. выступил на открытии с приветствием от финского правительства.
Помог с организацией серии выставок Н.К., с покупкой картины музеем
Atheneum и с выездом из Финляндии. Некоторые сообщения Н.К. о
дальнейшей судьбе Г.-К-ы были основаны на слухах и не соответствовали
истине. В 1907 г. в путешествии Рерихов по Финляндии их сопровождала
родственница Г.-К-ы.

Прославился иллюстрациями к народному эпосу,
пейзажами, портретами, жанровыми картинами, росписями. Не раз менял
свой художественный стиль. Работал в широчайшем спектре
художественных техник: масло, темпера, фрески, графика, витражи,
офорты, гравюры, работы по металлу, дереву, тканям. Автор проектов
мебели, дверных ручек, ножей для разрезания страниц, курительных
трубок и пепельниц, ламп, игрушек, ковров, плакатов, обложек для
книг, почтовых марок, значков и орденов, денежных купюр,
государственной символики и военной униформы. Проектировал и
построил два своих дома.

Иллюстрации к «Калевале»

Тема природы присутствует и в самых знаменитых картинах Галлена-Каллелы, посвященных финскому эпосу «Калевала» — поэме, составленной на основе народных эпических песен фольклористом Элиасом Лённротом и впервые изданной в 1835 году. Этот эпос, мгновенно ставший символом финской культуры, отвечал интересу художника к вопросам национальной идентичности и политической ситуации конца XIX века, когда страна всё еще оставалась под контролем Российской империи.

Из этого цикла также стоит отдельно отметить потрясающую картину «Мать Лемминкяйнена». На картине изображен момент, когда мать Лемминкяйнена находит своего сына у реки Смерти, после чего оживляет его.

Мать Лемминкяйнена, 1897

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: