Библиография
О непростом пути собственного становления как личности и авиаконструктора Яковлева рассказывает в своих автобиографических произведениях. К ним относятся следующие книги:
- Рассказы конструктора, изданные в 1950 г. В этом произведении рассказывается о событиях, произошедших в жизни конструктора до Великой Отечественной войны.
- Цель жизни (записки авиаконструктора) — основное произведение Яковлева, которое неоднократно переиздавалось и дополнялось при жизни автора. В нём отражаются важные события в жизни советского государства и самолетостроения, очевидцев которых стал автор, его мысли и оценочные суждения по поводу различных исторических эпох и личностей.
- «50 лет советского самолетостроения» — книга, в которой содержится характеристика основных этапов развития авиации в советском государстве.
- «Советские самолёты» — труд, рассказывающий о самолетостроении, традициях советской школы авиаконструкторов, появлении и совершенствовании реактивных и сверхзвуковых воздушных судов.
↑ Самолёты Яковлева
За время работы в Опытно-конструкторском бюро Александр Яковлев руководил созданием более 200 типов летальных аппаратов и их модификаций. Большая их часть выпускалась серийным производством. Общее количество самолётов, созданных по разработкам А.Яковлева, превышает 70 тис единиц. А.Яковлев был одним из первых, кто начал конструировать реактивные самолёты. В 1946 г. были представлены реактивные истребители ЯК-15 и ЯК-23. Эти модели долгое время были вооружении в СССР. В 1952 г. под руководством конструктора был создан ЯК-25 – первый перехватчик, а в 1958 г. – первый сверхзвуковой разведчик ЯК-27Р. Тогда же появился фронтовой бомбардировщик-перехватчик ЯК-28.
А.Яковлев также создал первые самолёты вертикального взлёта и посадки. В 1987 г. появляется новое поколение таких самолётов – ЯК-141. Именно этой разработке Яковлева первой, среди самолётов своего класса, удалось преодолеть скорость звука. Она опережала аналогичные разработки в мире минимум на 10 лет. Также деятельность Яковлева была направлена на создание грузоподъёмных аппаратов для десантных войск. В 1948 году под его руководством был сконструирован планер ЯК-14, а в 1952 году – вертолёт ЯК-24. В 1947 году А.Яковлев сконструировал многоцелевой лёгкий самолёт ЯК-12, а начиная с 1960 года, была разработана целая серия спортивно-акробатических самолётов.
В 1966 году был спроектирован ЯК-40 – первый реактивный самолёт местных линий. Это единственный самолёт в Советском Союзе, который имел западный сертификат по нормам лётной годности. В 1975 году А.Яковлев конструирует ближне – магистральный лайнер ЯК-42, который стал самым экономическим из всех советских лайнеров. В 1983 году в ОКБ начали проектировать беспилотные летательные аппараты. Умер Александр Яковлев В Москве, 22 августа 1989 года. Похоронили авиаконструктора на Новодевичьем кладбище.
Яковлев был зачинателем собственной школы в самолётостроении. Она сочетает простоту конструктивных решений и высокую культуру проектирования. Сейчас в ОКБ им. А.Яковлева проектируют различные виды самолётов: боевые, учебно-спортивные, пассажирские и многоцелевые аппараты.
Особенность творчества мастера
Этнографические работы
Александр Евгеньевич много путешествовал, так как его интересовали существующие традиционные культуры. Он обожал все экзотическое, с интересом изучал быт местного населения и затем воплощал это в своих работах. На его полотнах один за одним появлялись разные типы людей в ярких одеждах, с выразительными чертами лица. Его основным направлением живописи был академизм, который в его исполнении пришелся по нраву французской публике.
А.Е. Яковлев. «Танец Кули-Кута». 1926 г.
Яковлев неспроста попал в экспедицию «Черный рейд», так как участники мероприятия нуждались в художнике-этнографе, который мог бы запечатлеть увиденное в пути. И нисколько не пожалели о сделанном выборе, так как Яковлев создал около трехсот великолепных картин, за которые был призван мастером экзотических сюжетов и награжден французским правительством орденом Почетного легиона.
Знакомство живописца с античными подлинными произведениями, в частности со стенописью древних Помпей и фресками неапольского музея, заметно повлияло на его этнические работы. Они несколько потеряли в графике, но стали более живописными и естественными.
Многочисленные работы художника из каждого такого путешествия оказали большое влияние на общественность. Именно его картины вызвали волну интереса Запада к представителям так называемых черного и желтого континентов.
Портреты
Не менее известны и портреты Яковлева, над которыми он трудился в разные периоды своей жизни. Помимо упомянутого автопортрета с Шухаевым, он плотно работал над портретами известных людей с использованием популярной техники сангины. Так, сохранились его портреты Федора Шаляпина, Роберто Монтенегро, Николая Радлова, супруги с псевдонимом Казароза.
А.Е. Яковлев. Потрет Казарозы. 1916 г.
Интересно, что работа над портретами туземцев была связана со определенными трудностями. Многие, кому художник предлагал позировать, категорически отказывались, поскольку в их племенах было запрещено создавать изображения людей. Остальные нередко испытывали целый букет эмоций от страха до удивления, когда видели себя на холсте.
А.Е. Яковлев. Портрет африканского султана. 1920-е годы.
Яковлев тонко подмечал все эти чувства и изображал их в следующих работах. Он вообще был очень внимателен в плане деталей. Так, во время «Черного рейда» художник создал групповой портрет во весь рост участников. Картина получилась масштабной — ее габариты составили 4,5 на 3 метра. Участники экспедиции пришли в восторг от картины, особенно от того, как мастер изобразил в ней малейшие детали.
Заслуженный успех
Русская знать и коллекционеры охотно покупали картины художника Киселева. Александр Александрович побывал в Крыму и на Кавказе, после чего его горные пейзажи получили особенно большой успех. В 1883 году после очередной выставки передвижников Павел Третьяков «Забытую мельницу» Киселева купил для своей галереи. С 1883 по 1901 год несколько пейзажей приобрели члены императорской семьи, включая самого Александра III. Это были картины: «В Венеции», «Переправа», «По Тереку», «У снежных вершин» «Горная река на Кавказе», «Тихая вода».
Киселев получил заслуженные звания и должности. С 1890 года он в журнале «Артист», одном из ведущих театральных изданий государства, возглавил отдел изобразительного искусства и опубликовал немало критических статей. В тот же год Киселев получил звание академика, а через три года его избрали действительным членом в Императорскую академию художеств. С 1895 года Александр Александрович переехал с семьей в Петербург, поскольку Киселева пригласили на должность классного инспектора Высшего художественного училища при Императорской академии художеств. Спустя два года в Академии он занял место руководителя пейзажной мастерской. В этой должности художник оставался до своей кончины. Также Александр Александрович активно участвовал в культурной и общественной жизни России.
Самолёты
В конструкторское бюро, которым руководил 70 лет Александр Сергеевич Яковлев, разработал более 200 воздушных судов и их модификаций. Наиболее известными из них являются:
- Самолёты из линейки АИР — первая разработка конструктора Яковлева, названная в честь Алексея Ивановича Рыкова. После расстрела известного наркома аббревиатуру стали произносить как английское слово, означающее воздух. Всего с 1927 по 1940 гг. было разработано 20 модификаций этого судна. АИР-1 был построен в единственном экземпляре. Но через 50 лет после первого полёта была изготовлена его копия, которая в настоящее время находится в московском музее техники в районе усадьбы Архангельское. Первым серийным судном этой линейки стала модель АИР-6, который использовался в качестве воздушного автомобиля, связывающего отдалённые районы страны с областными центрами.
- УТ-1 и УТ-2 — самолёты, используемые для обучения и тренировочных полётов советских лётчиков. УТ-1, разработанный на базе модели АИР-16, использовался в годы войны в качестве лёгкого штурмовика. Суда, на которые были установлены пулемёты и подвесы, рассчитанные на 4 бомбы, сыграли большую роль в борьбе с фашистами на южном театре военных действий. Обе модификации выпускались с конца 30-х до конца 40-х гг.
- Первым боевым воздушным судном, разработанным специалистами КБ Яковлева, стал И-26, который в серийном производстве получил название ЯК-1. Лёгкий борт отличался улучшенными показателями скорости и маневренности. Очевидным преимуществом яковлевских истребителей являлось простое производство, которое легко можно переносить в любую деревообрабатывающую мастерскую. Наибольшее распространение «ястребки» получили в 40-е гг. На фронтах Отечественной войны воевали 40000 машин моделей Як-1, 3 и 9.
- В послевоенные годы одной из самых успешных разработок Яковлева стал ЯК-25, способный патрулировать границы при любых погодных условиях и обнаруживать цели на расстоянии 30 км. Он являлся прототипом для военных воздушных судов, используемых для выполнения различных тактических задач.
- В 60-е гг. КБ Яковлева начало работу по разработке самолёта с вертикальным взлетом и посадкой. В 1967 г. в Домодедово совершил первый полёт ЯК-36. Через 10 лет на вооружение союзных ВВС поступили усовершенствованные ЯК-38, предназначенные для взлёта с палубы авианосца. В конце 80-х гг. началась разработка сверхзвукового СВВП, но в связи с распадом СССР и отсутствием финансирования проект не был завершён.
- В 1951 г. конструкторы яковлевского бюро разработали пассажирский вертолет, рассчитанный на 30-40 пассажиров. На момент запуска в серийное производство воздушное судно с обозначением Як-24 являлось самым мощным вертолетом в мире. Его модификации использовались как в военном ведомстве, так и в гражданской авиации. Надёжная машина эксплуатировалась в течение 10 лет, за которые не произошло ни одного крушения с человеческими жертвами.
- Помимо военных машин, КБ Яковлева занималось разработкой машин для гражданских перевозок. В конце 60-х гг. появился первый советский пассажирский борт, который прошёл международную сертификацию и использовался западноевропейскими авиакомпаниями. Як-40 активно использовался на местных и международных перевозках до начала 80-х гг. На смену ему пришли Як-42. Обе модификации продолжают использоваться отечественным и зарубежными перевозчиками.
Вертолет Як-24
Современные разработки
Сегодня специалисты конструкторского бюро имени Яковлева продолжают традиции, заложенные основателем предприятия. Их последними проектами являются следующие модели:
- В 1993 г. началась разработка нового пассажирского самолёта Як-242. В связи с недостаточным финансированием проект на долгое время был заморожен. Через 20 лет он стал основой для проекта МС-21, разработкой которого занималось яковлевское КБ и авиационная корпорация «Иркут». Первый полёт новое пассажирское судно совершило в 2020 г. В серийное производство предполагается запустить несколько модификаций, различающихся длиной фюзеляжа, количеством посадочных и комфортабельностью салона. Одним из основных заказчиков нового самолёта является , которая заказала 85 машин. Из-за действия международных партий начало серийного производства было перенесено на 2021 г.
- ЯК-201 — эскизный проект СВВП, в котором были использованы передовые технические разработки. Отсутствие финансирования не позволило продолжать работу. Существует мнение, что проектные документы российских специалистов оказались в распоряжении американских конструкторов, работающих над проектом F-35, поэтому этот истребитель можно считать воплощением проекта Як-201.
- В 2014 г. специалисты авиационного бюро им. Яковлева приступили к разработке современного учебного самолёта, используемого для первичной подготовки военных и гражданских пилотов. С 2020 г. начались воздушные и наземные испытания опытных образцов. Основными его заказчиками являются Министерство обороны РФ, российский и белорусский ДОСААФ. Ориентировочно эти структуры получат больше 300 машин.
Яковлев Як-242 (МС-21)
Дом-музей Киселева
Кавказские горы, пленившие ум и душу художника, привели к покупке в Туапсе (Россия, Краснодарский край) сначала дачи, а затем и строительству дома городского типа (1902 год), в настоящее время являющегося домом-музеем Александра Александровича Киселева. Он открыт к посещению для всех желающих.
В настоящее время музеем художника был торжественно презентован альбом Александра Александровича Киселева. Участниками данного события являлись ведущие музеи Краснодара, Туапсинские художники, а также представители русских музеев.
Иллюстрированный лучшими полотнами А. А. Киселева, альбом еще имеет приложение — CD диск, включающий записи с научными конференциями об искусстве Киселева.
Идея данного альбома была реализована под руководством директора Дома-музея Александра Киселева — Екатерины Андреевны Козловой
Презентация данного альбома, состоявшаяся восемнадцатого сентября две тысячи тринадцатого года в Туапсе, привлекла внимание и представителей русского музея
А картина «Кадошские скалы», признанная культурным брендом Туапсе, привлекает все большее внимание туристов со всех стран мира
Малороссийский период
Он переехал в Харьков и снял вдвоем с товарищем жилье на городской окраине. Поначалу Киселев проводил время за этюдами и в занятиях иконописью, подрабатывая уроками рисования. Когда художник женился на дочери харьковского профессора и в семье появились дети, Александр Александрович устроился в местный Земельный банк. Там, на должности секретаря он прослужил почти 10 лет. Стабильный заработок позволял обеспечивать семейство и заниматься живописью. В тот период написаны его пейзажи колоритной украинской природы, среди которых самые известные: «Дворик в Малороссии», «Близ Харькова», «Святогорский монастырь», «Парк осенью». Пейзажи изображались по академическим канонам и напоминали полотна его учителя Воробьева: три плана перспективы и кулисное построение композиции.
О власти, зависти и несуществующем портрете Брежнева
— Говорят, что я льстил власти. Как же я льстил, когда я даже комсомольцем никогда не был?! Меня никогда не агитировали вступать ни в какую партию. Когда я учился в Суриковском институту, мы анатомию проходили раз в неделю, а научный коммунизм два раза. Так вот меня ни разу не заставили выступить или написать реферат по этому предмету, абсолютно ненужному для художника.
Напротив, ко мне на этой кафедре относились странно. Однажды меня вызвал преподаватель научного коммунизма по фамилии Каткин. Внешность у него была как у Хрущева, замашки примерно такие же. Я только дверь на кафедру открыл – он тут же начал на меня кричать: «Вы в церкви работаете?!» А я действительно подрабатывал за городом в церкви, писал иконы – мне ведь стипендию платили 28 рублей, жить было не на что, но нужно было как-то помогать маме, бабушкам и брату. И вот Каткину, оказывается, кто-то об этом донес. Я ему тоже с порога ответил тем же тоном: «А что вы меня будете кормить?» Каткин посмотрел на меня и сказал: «Идите!» Больше меня никто не вызывал.
Люди, которые говорят, что я обласкан властью, руководствуются чувством, которое их съедает. Если бы их власть обласкала, они были бы очень рады и молчали бы. Вышестоящие познакомились со мной совершенно самостоятельно, без моей помощи. Когда открылась моя выставка в 1981 году на Тверской улице, туда приехал министр культуры Демечев, Гришин, Кириленко, потом на выставке на Кузнецком мосту побывали Горбачев и Лигачев. Так постепенно я со всеми познакомился. Власть приезжала и видела, что люди идут на выставку. Но тогда власть интересовалась положением в искусстве, как я живу, а сейчас — нет. Тогда, если меня кто-то вызывал из властных структур, если я был на приеме у какого-нибудь члена Политбюро, первый вопрос обязательно задавали: «Как вы живете?» Имелось в виду мои квартирные условия, материальное положение. Сейчас такого не спрашивают…
О моем творчестве тоже бывает неверное представление. Некоторые думают, что я рисую только членов правительства. Врут! Приходят ко мне журналисты и говорят: «Вот вы писали Брежнева или Суслова…» Да вы что! Никогда! Вы меня путаете с другими художниками!
Я много пишу простых людей, езжу по деревням, хожу по улице, ищу. Иной раз иду по улице, вижу модель, думаю: «Ох, как бы я его написал!», а подойти иногда стесняюсь. Недавно встретил удивительного человека. Шел с сотрудницей Галереи, поэтому она за меня подошла и договорилась о том, чтобы он позировал. И я сделал портрет этого человека с великим вдохновением. У Елисеевского магазина один летчик просил милостыню. У него была хорошая пенсия, но также на руках — больная жена и больной сын. И так робко, бывший военный, стоял и просил милостыни. Я его еле уговорил мне позировать. Конечно, платил ему за это деньги.
Недавно ездил в саратовскую деревню, написал пожектористку Клюеву Л.И., участницу войны. Несколько лет назад сделал портрет старика, который в деревне жил один. А потом узнал, что зимой он заживо замерз, потому что дров некому было привезти. Страшная черствость к тому, кто воевал…
Детство и юность будущего политика
Александр Николаевич Яковлев родился 2 декабря 1923 года в российской глубинке – деревне Королёво Ярославской области. Родители будущего политика были крестьянами: отец — Николай Алексеевич, мать — Агафья Михайловна. Александр – старший из пятерых детей. У него было четыре сестры, но две из них умерли еще в младенчестве.
Первые школьные семь лет Александр учился в родной деревне. Продолжил учебу в школе посёлка Красные Ткачи, куда переехала вся семья после того, как сгорел дом.
Окончив школу в 1941 году, А. Яковлев записался на краткосрочные курсы подготовки Ленинградского военного училища, которое к тому времени уже эвакуировали в Удмуртию. Получив звание лейтенанта по окончании курсов, А. Яковлев попал на Волховский фронт, где командовал взводом. Воевал до 1943 года, так как получил тяжелое ранение и попал в госпиталь. После долгого лечения был демобилизован.
Вернувшись с фронта на костылях, А. Яковлев вступил в партию и поступил на исторический факультет пединститута города Ярославля. На первом же комсомольском собрании был избран в бюро комсомола института. Позже получил должность завкафедрой, параллельно обучаясь в Московской Высшей партийной школе.
Александр Яковлев в молодости
↑ Учёба в академии. Продолжение профессиональной деятельности
В академию Александра Яковлева приняли только в 1927 году. Однако во время учёбы он продолжал работать. До окончания учёбы в 1931 году он руководил созданием восьми типов самолётов: от АИР-1 до АИР-8. Один из них, АИР-6, попал в серийное производство. С 1931 года авиаконструктор начал работать на заводе им. Менжинского, а уже через год организовывает там группу лёгкой авиации. В 1935 году А.Яковлев переходит в Спецавиатресте Авиапрома, и остаётся на должности главного конструктора до 1956 года. С 1956 по 1984 А.Яковлев работал генеральным конструктором Опытно-конструкторского бюро.
Союз с музыкой
Александр Шилов, художник с мировым именем, не мог обходиться без вдохновения со стороны слабого пола. В третий раз он выбрал себе в спутницы скрипачку. Творческий союз живописи и музыки породил множество новых работ мастера. Юлия Волченкова изображена на многих работах Шилова. В 1997 году на свет появилась дочь Екатерина. Брак с Волченковой не был заявлен официально, однако Катя была оформлена как законная дочь Шилова.
Уже через три года скрипачка и художник охладели друг к другу, взаимные чувства были утрачены. Юлию Волченкову признавали законной официальной женой, поэтому при разделе имущества пару ждали судебные тяжбы. Рассматривалось дело в двух судах: по квартирному вопросу и общим положением дел. На протяжении всей своей жизни дочь художника Шилова Катя не испытывала ни в чем нужды. У нее нормальные, цивилизованные отношения с отцом.
Северный кружок любителей изящных искусств
Являлся преподавателем пейзажного класса ИАХ (с 1887 года по 1901 год), а затем и участником выставки ИАХ и ТПХВ (проходящей в тысяче восемьсот семьдесят пятом году) в Санкт-Петербургском обществе художеств, Московском Обществе любителя художеств, Московском товариществе художников.
В 1906 году, являясь одним из учредителей, занимает руководящую должность в Северном кружке любителей изящных искусств, находящемся в Вологде. Своей авторитетностью Александр Киселев устанавливает связи в Санкт-Петербурге и привлекает живописцев в Академии художеств к участию с своих выставках. Киселев являлся частью коллектива художников, участвовавших в оформлении интерьера храма-памятника Александра Невского в городе Софии (Болгария).