Джордж доу и военная галерея в эрмитаже

Наполеоновские войны

Ермолов возглавил контратаку Большого редута во время Бородинская битва

Его военный гений расцвел в Наполеоновские войны. В кампании 1805 года Ермолов служил в тылу и авангарде, отличился на Амштеттен и Аустерлиц. За свои действия он был повышен до полковник 16 июля 1806 г. В следующем году он участвовал в кампании в Польша, служащий в Князь Багратион авангард. Он отличился, командуя артиллерийской ротой в многочисленных арьергардных боях при отступлении к Ландсберг а также в Битва при Эйлау. В июне 1807 г. Ермолов командовал ротой конной артиллерии в действиях на Guttstadt, Деппен, Heilsberg и Фридланд, получив Орден Святого Георгия (3-й класс, 7 сентября 1807 г.). Он был повышен до генерал майор 28 марта 1808 г. был назначен инспектором рот конной артиллерии. В начале 1809 г. он проинспектировал артиллерийские роты Армии Дунай. Хотя его дивизия участвовала в кампании 1809 г. Австрия, Ермолов командовал резервами в Волынь и Подольск губерний, где он оставался в течение следующих двух лет. В 1811 г. он принял командование гвардейской артиллерийской ротой, а в 1812 г. Начальник штаба 1-й Западной армии.

Во время кампании 1812 г. Ермолов принял участие в отступлении в Смоленск и сыграли важную роль в ссоре генералов Барклай де Толли и Багратион. Он выступил против стратегии Барклая и обратился к Императору. Александр I заменить его Багратионом. После объединения русских армий 2 августа Ермолов воевал под Смоленском и Любино (Валутина гора), за что получил звание генерал-лейтенант 12 ноября 1812 г. при выслуге лет с 16 августа 1812 г. Отличился на Бородинская битва, где он был легко ранен, возглавив контратаку, отбившую Великий редут. За мужество Ермолов получил награду. Орден Святой Анны (1-й класс). Остаток кампании он служил дежурным в штабе главной русской армии и воевал на Малоярославец. В октябре-ноябре 1812 г. Ермолов служил в авангарде под командованием Милорадович и воевал под Вязьмой и Красным. В конце ноября он командовал одним из отрядов авангарда генерала Розена, участвовавшим в боях на Березине. 3 декабря 1812 г. он был отозван в главный штаб, где стал начальником штаба русской армии. Через три недели он был назначен командующим артиллерией русских армий.

Во время европейских кампаний 1813 и 1814 годов Ермолов руководил артиллерия корпус союзников. Его умелое командование оказалось решающим для их успеха в Битва при Кульме. В 1813 году Ермолов воевал на Lützen, где его обвинили в неподчинении и перевели в командование 2-й гвардейской дивизией. Затем он сражался в Баутцен, командуя русским арьергардом во время отступления, и в Кульме, где он был награжден Прусский Железный крест. В 1814 году он отличился в битве вокруг Париж и был награжден Орден Святого Георгия 7 апреля 1814 г.

Краткая биография автора

Алексей Антропов появился на свет ранней весной 1716 г., в г. Санкт-Петербург. Отец его был чиновником Канцелярии от строений. Именно в этом учреждении начал свое обучение будущий художник в 1732 г. С 1739 г. Алексей Антропов входит в состав «Живописной команды», организованной одним из его учителей Вишняковым. В 1742 г. молодой живописец был приглашен в качестве декоратора коронационных торжеств в честь Елизаветы Петровны. С этих пор он получает крупные заказы от императорского двора – декорирует дворцы, пишет иконы, расписывает залы.

В 1750-х г. Алексей Антропов совершенствует свое мастерство, обучаясь у портретиста Пьетро Ротари. В Москве художник знакомится с меценатом и влиятельным политиком Шуваловым, который берет его под свое покровительство – сначала дает ему место преподавателя Московского университета, затем – рекомендует художника мастером живописи в Синод. Там, на должности надзирателя за художниками и иконописцами Алексей Антропов работает до конца своих дней. Именно Синод посылает его в качестве лучшего живописца, чтобы написать портрет Петра III в 1762 г. Параллельно он организует частную школу, обучает молодых живописцев. Умер Алексей Антропов в начале лета 1795 г. Покоится прославленный живописец в Александро-Невской лавре.

Что мы знаем об этом художнике?

Доу родился в Лондоне в 1781 году в семье гравера и с ранних лет готовился унаследовать профессию отца, интересную, почетную и довольно «хлебную». Он учится в лондонской Академии художеств, получает звание свободного художника, но вскоре отходит от семейного ремесла, берется за крупномасштабные полотна на мифические и библейские сюжеты. И вот первая награда. В 1804 году Доу получает большую золотую медаль лондонской Академии художеств за картину «Бешенство Ахиллеса при вести о смерти Патрокла» (по мотивам «Илиады» Гомера). Вскоре от той же Академии он получает еще одну высшую премию за картину «Сцена из Цимбелина», а следом такую же награду — за картину «Ноэминь». Доу становится известным, его знают в Англии и Европе. Казалось, поймав удачу, можно было продолжать работать в этом же направлении.

Но не таков Доу. Заметив в себе дар портретиста, решительно меняет жанр. Отныне он пишет только портреты. Тонко чувствуя политическую конъюнктуру, Доу создает прославившие его портреты коронованных особ, а затем и участников сражения при Ватерлоо.

Джордж Доу за наброском — одно из немногих изображений художника.Мастерская Доу. Гравюра по рисунку А.Мартынова. 1826 год.

Сказать, что российская творческая элита встретила художника враждебно, значит ничего не сказать. Многие известные люди того времени посчитали оскорбительным, что создание пантеона русской славы поручено неизвестному в России иностранному живописцу. Однако Доу ни на что не обращал внимания. Специально один из залов Зимнего дворца был отдан ему под мастерскую, и художник сразу приступил к работе. 

По свидетельствам очевидцев, он трудился на одном дыхании, быстро и неистово. Каждые три-четыре дня появлялся очередной портрет. Современники отмечали, что художник мгновенно схватывал суть образа, вскоре портрет становился узнаваемым — сходство было поразительным, и это всех удивляло. Тогда многие герои здравствовали, и он писал их с натуры. Умерших изображал по сохранившимся свидетельствам, рассказам очевидцев. Поражает обилие ракурсов — фас, сбоку, сзади с поворотом тела, головы; разный взгляд — вверх, вниз, вбок. Правда, вскоре Доу понял, что такой заказ в ограниченные сроки в одиночку исполнить сложно и попросил выделить несколько помощников. Так с ним вместе стали работать талантливые молодые мастера — Александр Поляков и Василий Голике. 

Кто представлен в коллекции

В галерее представлены 332 портрета героев. Все — выдающиеся личности. Вот только некоторые из них. 

Михаил Барклай-де-Толли (1761-1818)

Генерал от инфантерии, военный министр, главнокомандующий 1-й Западной армией. В сражениях за Отечество получил шестнадцать ранений, из них два тяжёлых. Вдохновлённый портретом Доу, Пушкин посвятил ему стихотворение «Полководец». 

Василий Костенецкий (1769-1831)

Герой Отечественной войны 1812 года. Возглавил артиллерию русской армии в Бородинском сражении после героической гибели генерала Кутайсова. Активный участник сражений с Наполеоном под Аустерлицем, Фридландом, Смоленском, Бородином, Малоярославцем, Парижем. Человек легендарного мужества. Награждён многими русскими и иностранными орденами. Трижды за свои личные подвиги представлялся к Золотым шпагам «За храбрость». 

Дмитрий Дохтуров (1756-1816)

Генерал от инфантерии, участник почти всех сражений, которые произошли в конце XVIII и начале XIX веков. Герой Отечественной войны 1812 года. Командир 6-го пехотного корпуса армии Барклая-де-Толли. Достойно заменил тяжело раненного в Бородинском сражении Багратиона и не позволил французам прорвать русскую оборону на участке его армии. 

Александр Тучков (1777-1812)

Прославленный генерал, один из пяти братьев Тучковых, генералов русской армии. Погиб в Бородинском сражении со знаменем в руках во время контратаки против французов.

Дмитрий Неверовский (1771-1813)

Генерал-лейтенант, командир 27-й пехотной дивизии. Прославился в августе 1812 года, когда его дивизия в 10-часовом непрерывном бою задержала на сутки всю армию Наполеона в 190 тысяч солдат, рвавшуюся к Смоленску. Геройски погиб под Лейпцигом в «битве народов» в октябре 1813 года, похоронен в Германии в г. Галле. В 1912 году по повелению Николая II его прах перевезён в Россию и с воинскими почестями предан земле на Бородинском поле. 

Николай Раевский (1771-1829)

Прославленный генерал от кавалерии. Участник войн с персами, шведами, турками, поляками и многократно с французами. Человек высочайшего личного мужества. Награждён двумя Золотыми шпагами «За храбрость», многими русскими и иностранными орденами.

Александр Кутайсов (1784-1812)

В 22 года — генерал-майор. Блистательный артиллерист. Герой сражений при Голымине, Прейсиш-Эйлау, Фридланде, Смоленске. При Бородино — командующий всей артиллерией русской армии. Геройски погиб на поле боя в Бородинском сражении.

Алексей Ермолов (1777-1861)

Легенда 1812 года. Его награждал ещё сам Суворов. В войну 1812 года — начальник штаба 1-й армии Барклая-де-Толли, генерал-лейтенант. В 1813-1814 годах — начальник артиллерии всех армий (России, Австрии, Пруссии). Командир Гвардейского корпуса, впоследствии — генерал от инфантерии и генерал от артиллерии. Друг Грибоедова и Пушкина. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, позднее — главнокомандующий русско-прусскими войсками. Похоронен в Орле, в особом приделе Свято-Троицкой кладбищенской церкви, сооруженным в 1867 году на средства, выделенные императором Александром II в память великих заслуг генерала Ермолова. Рядом с ним покоятся его отец Пётр Алексеевич, сын Клавдий Алексеевич и невестка Варвара Николаевна (жена Клавдия). На одной из стен могильного склепа вделана доска с простой надписью: «Алексей Петрович Ермолов, скончался 12 апреля 1861 года».

Статья выполнена Викторией Аль-Гелани

Ранние годы

Ермолов родился 4 июня 1777 г. в г. Москва в русскую дворянскую семью из Орёл губерния. Окончил интернат МГУ им. Московский университет и зачислен в Охранники Преображенский полк 16 января 1787 года. Четыре года спустя его повысили до лейтенант и передан в Нижегород Драгун Полк в звании капитан. В 1793 году он непродолжительное время преподавал в артиллерийском и инженерном кадетском корпусе, прежде чем его отправили воевать. Польский повстанцы в Польская кампания 1794 г.. Он участвовал в штурме Прага и получил Орден Святого Георгия (4 класс) 12 января 1795 г. В следующем году Ермолов принял участие в Персидский Кампания по Каспийское море. Однако 7 января 1799 г. он был арестован по обвинению в участии в заговор против Царь Павел I и провел два года в изгнание к Кострома, где он учился латинский.

После убийства Павла I в 1801 году новый император, Александр I, помиловал Ермолова, который вернулся в армию и начал изучать произведения Александр Суворов, учеником которого он теперь считал себя. Ермолов был назначен в 8-й артиллерийский полк 13 мая 1801 г .; затем он перешел в конная артиллерия рота 21 июня 1801 г.

Описание и цветовая палитра полотна

Картина «Портрет Петра III» — пример классического изображения монарха в торжественной обстановке. Алексей Антропов показал императора в воинственной, внушительной позе, облаченным в мундир Преображенского полка. В одной руке он держит жезл маршала, другая лежит на поясе, на эфесе шпаги. Символизма полотну «Портрет Петра III» придает картина на заднем плане, в проеме арки, изображающая конное сражение. Слева от императора Алексей Антропов изобразил столик с подушкой, на которой лежат корона и держава, справа – кресло с мантией.

Однако, несмотря на обилие регалий, претенциозный облик и претензию на величие, «Портрет Петра III» не скрывал слабости, тщедушности и несуразности нового монарха: расплывшаяся фигура, узкие плечи, маленькая голова, расслабленное, будто сонное выражение лица. Жалкий внешний вид урожденного Петера Ульриха, которого Алексей Антропов не сумел, или не захотел спрятать за роскошным фасадом композиции «Портрет Петра III», отражал внутренние пороки, ставшие причиной его скорого падения и репутации худшего императора России.

Как и в большинстве подобных работ, при написании полотна «Портрет Петра III» Алексей Антропов использовал теплую, насыщенную гамму оттенков. В композиции преобладают следующие цвета:

  • Серо-коричневый.
  • Насыщенный красный.
  • Кремово-белый.
  • Золотистый.
  • Изумрудно-зеленый.
  • Черный.

Фон картины «Портрет Петра III» выполнен в приглушенных, серовато-коричневых оттенках, на контрасте с которыми фигура на переднем плане кажется еще ярче. Самым заметным акцентом в композиции Алексей Антропов сделал изображение императора, уравновешиваемое с трех сторон красной тканью.

Кавказ

Основные задачи Ермолова заключались в том, чтобы закрепить контроль России над Грузией и ханствами, недавно взятыми у Персии, занять Кавказский хребет, отделяющий новые территории от остальной части Империи, и подчинить населявшие его «дикие» и враждебные мусульманские племена. Но сначала перед ним стояла другая, самая неотложная задача: Ермолову нужно было ехать в командировку в Тегеран, чтобы избежать выполнения обещания Александра I восстановить Фатх-Али Шах Каджар часть территорий, приобретенных Россией в Гюлистанский договор 1813 г.

Находясь на посту главнокомандующего на Кавказе, Ермолов (к тому времени дослужился до звания генерала от артиллерии) отвечал за крепкую Российская военная политика на Кавказе, где его имя стало синонимом жестокости. В ответ возмущенному Александру I он написал: «Я желаю, чтобы ужас моего имени охранял наши границы сильнее, чем цепи или крепости». Он был назначен главнокомандующий русских войск в Грузии и командовал Независимым грузинским корпусом 21 апреля 1816 года. Его продвижение на эту должность было воспринято его начальством как личное оскорбление и принесло ему множество врагов дома. Он показал себя способным администратором и успешно провел переговоры с Персия в 1818 г. получил звание генерала от пехоты 4 марта 1818 г.

В 1817 году он укрепил брод на Сунжа реки и основал крепость Грозный в следующем году. Отразив нападение горцев, он предпринял против них карательный набег. Его решительные меры помогли сохранить лояльность многих союзных племен.

В течение десяти лет он был главнокомандующим Грузинский армии и имперский посол в Персии. Его независимый характер часто приводил его к конфликтам с военным министерством, усугубляемым личным антагонизмом многих его членов. Его обожали его солдаты, он часто дружил с ними и, как правило, успешно сражался с горцами Дагестан, но предотвратить множественные восстания не удалось.

Когда в 1825 году Ермолов узнал, что Александр Грибоедов собирался арестовать по обвинению в Восстание декабристов, он предупредил его об этом, что позволило Грибоедову уничтожить некоторые компрометирующие документы и избежать ареста.

Ермолов был уволен 7 декабря 1827 г. на полную пенсию. Однако четыре года спустя Николай восстановил его в чине (6 ноября 1831 г.) и назначил его в сан. Государственный совет; Ермолова Общее пехоты был утвержден в 1833 году.

Отставка

Портрет Ермолова — автор Петр Захаров-Чеченец, 1843

Ермолов в последние годы жизни

Последние 30 лет жизни Ермолов прожил в уединении в своей усадьбе недалеко от г. Орёл. Его попросили возглавить крестьянин милиция вовремя Крымская война но отказался из-за плохого здоровья. Он умер 23 апреля 1861 г. в Москве и похоронен в Троицкой церкви в Орле.

Ермолов оставил очень интересные и ценные воспоминания о своей службе в 1796–1816 годах. Его Записки (Мемуары) разделены на три части, посвященные его ранней карьере: Наполеоновские войны, и его служба на Кавказе. Они были опубликованы посмертно в двух томах.

После Кавказа

После отставки, состоявшейся в 1827 г., Ермолов жил в Орле и селе Лукьянчиково Орловской губернии, каждый год приезжая в Москву, а в 1830 г. он купил имение Осоргино в 26 км к западу от Москвы. В 1831 г. император Николай I, пожелал вновь видеть Ермолова на государственной службе. С 1831 по 1839 гг. он являлся членом Государственного совета, подолгу живя в Петербурге, а в 1839 г. присутствовал на торжествах по случаю открытия памятника «батарее Раевского» на Бородинском поле. С 1839 г. жил зимой в Москве в доме на Пречистенском бульваре, а 1851 г. переехал в новый дом, купленный им  неподалеку на улице Пречистенка.

Ермолов в cтарости

В своих московских домах Ермолов собрал богатейшую библиотеку, насчитывавшую более 9 тыс. томов, сам переплетал книги и написал руководство по переплетному делу. Был постоянным посетителем любительских музыкальных спектаклей и спектаклей Малого театра, особенно ценил игру П.М. Садовского. Незаурядный интерес Ермолов проявлял и к живописи, был в числе первых посетителей выставки работ воспитанников Московской художественной школы, в том числе В.Г. Перова, И.М. Прянишникова, А.К. Саврасова. В круг общения Ермолова входили не только его бывшие сослуживцы М.С. Воронцов, Н.Н. Муравьев, А.И. Чернышев, но и великий князь Александр Николаевич, декабристы С.Г. Волконский, М.Ф. Орлов, М.А. Фонвизин, И.Д. Якушкин, писатели и историки П.И. Бартенев, М.Ю. Лермонтов, М.П. Погодин, Л.Н. Толстой. В 1853 г. Ермолов был избран почетным членом Московского университета «в уважение отличных заслуг на пользу Отечества». В 1855 г. к столетию университета передал в его библиотеку за символическую плату свыше 8 тыс. книг (собрание Ермолова составляет отдельный фонд Научной библиотеки МГУ). В том же году был начальником Московского ополчения. Ермолов пользовался огромной популярностью и уважением у москвичей. 

Прощание с умершим Ермоловым в 1861 г. продолжалось в течение двух дней. Гроб с его телом от церкви Спаса на Божедомке до Серпуховской заставы сопровождала процессия жителей Москвы и военных, в том числе гренадеров Несвижского полка. Похоронен в Орле. Именем Ермолова названа улица в районе Бородинской панорамы, его имя выбито на опорном крыльце «барабана» здания этого музея, на памятной доске одного из обелисков Бородинского моста через Москву-реку. Оно трижды увековечено также на мемориальных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца.

Прекрасный писатель  Н.С. Лесков так написал об Алексее Петровиче в специально посвященном ему биографическом очерке: «Славу  его  протрубили  не  пристрастные  газеты,  не  реляции, которые пишутся  в  главных  квартирах  и  возвещают  то,  что желательно оповестить главной  квартире,  —  славу  его  пронесли  во всю Русь на своих костылях и деревяшках  герои-калеки,  ходившие с Алексеем Петровичем и в огонь и в воду и  после  за мирным плетением лычных лаптей повещавшие «черному народу», как «с Ермоловым было и умирать красно». 

Памятник в Пятигорске

Закончил же свой очерк Лесков следующими, актуально звучащими и сегодня, строками: «Алексей  Петрович  Ермолов поистине характернейший представитель весьма замечательного  и  не  скудно  распространенного  у нас типа умных, сильных, даровитых  и ревностных, но по некоторым чертам «неудобных» русских людей, и разъяснение его  личности в связи со всеми касательствами к нему среды, в отпор  коей  он  принимал  ту  или  другую  позицию, должно составить вполне глубокую и благодарную задачу и для  историка-биографа  и для критика. Тому-то, кто сумеет судить о Ермолове правильно и беспристрастно, предстоит завидная  доля  сказать  многое, очень многое «старым людям на послушание, а молодым на поучение».

Ни один портрет не пострадал!

В первозданном виде галерея просуществовала почти одиннадцать лет. Пожар, начавшийся в Зимнем дворце вечером 17 декабря 1837 года и бушевавший трое суток, уничтожил декоративное убранство всех залов, в том числе и галереи. Однако ни один портрет не пострадал — они были вынесены гвардейскими солдатами, самоотверженно спасавшими работы от огня.  

В советское время собрание пополнилось четырьмя портретами чинов роты дворцовых гренадеров — особой части, сформированной в 1827 году из ветеранов Отечественной войны и нёсшей почётную караульную службу во дворце. Портреты написаны с натуры Д. Доу в 1828 году. Для нас они интересны как редкие изображения рядовых участников войны 1812-1814 годов, героев-солдат. В последующей истории галерея была заново отделана по чертежам архитектора В. Стасова. В этом виде она сохраняется и сейчас.

Василий Петрович Стасов

На Кавказе

К 1816 г. расположенные на Кавказе войска были сведены в отдельный кавказский корпус. Его главнокомандующим был назначен Ермолов. С прибытием героя Эйлау и Бородина в истории Кавказа началась особая «ермоловская» эпоха. Заметим, что еще задолго до этого единоверные с Россией грузинские государственные образования искали российского подданства, чтобы защитить себя от угрозы физического уничтожения и ассимиляции со стороны Турции и Персии. 

Подписав в 1783 г. Георгиевский трактат c Грузией, которая, сохраняя внутреннее самоуправление, переходила под протекторат северного соседа, Российская империя лишила Турцию важнейших рычагов своего влияния на Большом Кавказе. В начале XIX столетия Россия закрепляла свои успехи, достигнутые в результате русско-турецких и русско-персидских войн. В 1801 г. к России присоединяется Восточно-Грузинское царство, в 1804 г. — Имеретия. 

В результате двух успешных войн с Ираном (1804-1813) и Турцией (1806-1812) российская империя приобретает Карабахское, Ганджинское, Шекинское, Дербентское, Кубинское ханства, добивается признания за собой прав на Гурию и Мегрелию. Новые территории – новые подданные, а вместе с ними и новые проблемы. Российская военная и гражданская администрации очень скоро узнали, что такое горский менталитет и кавказские социально-экономические отношения. 

Ознакомившись с планом Ермолова, император Александр отдал распоряжение: «Покорять горские народы постепенно, но настоятельно, занимать лишь то, что удержать за собою можно, не распространять иначе, как став твердую ногою и обеспечив занятое пространство от покушений неприязненных».

На Кавказе Ермолов сразу же наметил план действий, которого затем неуклонно придерживался. Учитывая фанатизм горских племен, их враждебное отношение к русским,  новый главнокомандующий решил, что установить мирные отношения при существующих условиях совершенно невозможно. Надо было заставить горцев уважать Россию. А сделать это можно было только силой. Ермолов, провозгласив принцип, «ни один набег не должен остаться безнаказанным», составил план действий, включавший в себя оборудование баз и плацдармов, постройку дорог, просек, возведение укреплений и, наконец, колонизацию края казаками, создание таким образом «прослоек» между враждебными России народами. 

Джордж Доу. А. П. Ермолов. Не позднее 1825 г.

Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце. Государственный Эрмитаж

В 1818 г. началось покорение Чечни и Дагестана. Была построена крепость Грозный,  в 1819 г. в Дагестане появилась крепость Внезапная. Основанием в 1821 г. крепости Бурной был закончен треугольник опорных пунктов. В 1822 г. началось усмирение Кабарды, а в 1832-1824 гг. жестоко подавлена смута в Абхазии. Но дни Ермолова на Кавказе были сочтены. Интриги, которые велись против своенравного генерала в Петербурге, принесли свои плоды. Последний представитель и продолжатель традиций екатерининских орлов после смерти Александра I пришелся не ко двору в России николаевского времени. Летом 1826 г. Николай I послал на Кавказ своего ставленника Паскевича — официально в помощь Ермолову, на самом же деле для его замены.  

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: