Первый сборник
Годы службы на Северном флоте стали для Николая Рубцова важным, определяющим этапом на пути его становления как поэта. В 1959 году Николай демобилизовался и вернулся в Ленинград, устроился рабочим на Кировский завод, жил в общежитии, продолжал писать стихи, выступал на литературных вечерах и уже через год стал членом городского литературного объединения «Нарвская застава». Поздними вечерами, после работы, члены кружка читали и обсуждали поэзию Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина.
Н. Рубцов в редакции многотиражки «Кировец»
Мемориальная доска на здании администрации Кировского завода, г. Санкт-Петербург
Зрелые годы
В 1976 году Александра Шилова принимают в Союз Художников СССР. После этого ему выделяют персональную мастерскую, он получает серию заказов от партии страны. К работе художник Шилов приступает уже как признанный мэтр. По распоряжению Правительства в 1997 году в самом центре Москвы, недалеко от Кремля открывают персональную галерею Александра Шилова. В тот же год народный художник СССР Шилов становится членом-корреспондентом Академии Художеств России.
В 1999 году Александр Максович занимает пост в Совете РФ по искусству и культуре. Все больше времени стала занимать политическая деятельность, и все реже мастер стал бывать в художественной студии. 2012 год окончательно затянул художника в политику. Шилов становится доверенным лицом президента Путина, входит в Общественный Совет при Федеральной службе безопасности. В марте 2014 года Александр Шилов ставит подпись под обращением президента, оно касалось политической позиции относительно событий в Украине.
Современное состояние галереи
Основой экспозиции галереи являются картины художника Шилова, представляющие живописные портреты людей разных категорий. Здесь можно увидеть лица участников войны, врачей, ученых, музыкантов, священнослужителей, остросоциальные образы.
Женские образы имеют особое место в творчестве художника, он умел увидеть красоту в каждом лице представительницы слабого пола, подчеркнуть особенности взгляда, мимики, жеста. Также в галерее представлены работы пейзажных жанров, натюрморты, стиля ню. Два зала отведены под графику. Негромкая музыка постоянно звучит в стенах галереи. Постоянно здесь проходят экскурсии, читаются лекции, проводятся конкурсные программы для детей-сирот и инвалидов на благотворительной основе. В залах галереи проводятся «Звездные вечера», выступали здесь Кобзон, Гафт, Башмет, Зельдин, Соткилава, Пахмутова, Казаков, Добронравов, Образцова. Мероприятия «Встречи у портрета» дают возможность встретиться с тем, кто изображен на холсте. Часть картин галереи время от времени экспонируется в городах России. Выставка «Они сражались за Родину» объехала десятки городов и имела огромный успех.
Личная жизнь
1962 год для поэта был насыщен событиями. Николай Рубцов поступил в литинститут и познакомился с Генриеттой Меньшиковой, женщиной, родившей ему дочь. Меньшикова жила в Никольском, где заведовала клубом. Николай Рубцов приезжал в «Николу» повидаться с одноклассниками, отдыхал и писал стихи. В начале 1963 пара сыграла свадьбу, но без официального оформления отношений. Весной того же года на свет появилась Леночка. В Никольском поэт бывал наездами – он учился в Москве.
Николай Рубцов и Генриетта
В 1963 году в институтском общежитии Рубцов познакомился с начинающей поэтессой Людмилой Дербиной. Мимолетное знакомство тогда ни к чему не привело: Николай не произвел на Люсю впечатления. Девушка вспомнила о нем в 1967 году, когда в руки попался свежий сборник стихов поэта. Людмила влюбилась в поэзию Николая Рубцова и поняла, что ее место рядом с ним.
Николай Рубцов и Людмила Дербина
У женщины уже был за спиной неудавшийся брак и дочь Инга. Летом Людмила приехала в Вологду и осталась с Николаем, для которого поэтесса Люся Дербина стала роковой любовью. Их отношения ровными не назвать: у Рубцова было пристрастие к спиртному. В состоянии опьянения Николай перерождался, но запои сменялись днями покаяния. Пара то ссорилась и расставалась, то вновь мирилась. В начале января 1971 года влюбленные пришли в ЗАГС. День свадьбы назначили на 19 февраля.
Творческая биография Рубцова
Первое напечатанное стихотворение в биографии Рубцова называлось «Май пришел». Это случилось в 1957 г., когда он проходил службу во флоте.
После демобилизации в 1959 г. поэт отправился в Петербург. Там он сменил множество профессий, успев поработать слесарем, кочегаром и фабричным шихтовальщиком.
В это время Николай Рубцов познакомился с поэтами Борисом Тайгиным и Глебом Горбовским. При их поддержке, он смог опубликовать первый сборник стихов «Волны и скалы», увидевший свет в 1962 г.
В том же году он успешно сдал экзамены в столичный Литературный институт им. М. Горького.
В этот период биографии у Николая Рубцова появилось множество друзей, в том числе и литераторов.
Интересен факт, что во время обучения в институте поэта исключили из него, правда потом снова восстановили. Причиной отчисления была его алкогольная зависимость.
О власти, зависти и несуществующем портрете Брежнева
— Говорят, что я льстил власти. Как же я льстил, когда я даже комсомольцем никогда не был?! Меня никогда не агитировали вступать ни в какую партию. Когда я учился в Суриковском институту, мы анатомию проходили раз в неделю, а научный коммунизм два раза. Так вот меня ни разу не заставили выступить или написать реферат по этому предмету, абсолютно ненужному для художника.
Напротив, ко мне на этой кафедре относились странно. Однажды меня вызвал преподаватель научного коммунизма по фамилии Каткин. Внешность у него была как у Хрущева, замашки примерно такие же. Я только дверь на кафедру открыл – он тут же начал на меня кричать: «Вы в церкви работаете?!» А я действительно подрабатывал за городом в церкви, писал иконы – мне ведь стипендию платили 28 рублей, жить было не на что, но нужно было как-то помогать маме, бабушкам и брату. И вот Каткину, оказывается, кто-то об этом донес. Я ему тоже с порога ответил тем же тоном: «А что вы меня будете кормить?» Каткин посмотрел на меня и сказал: «Идите!» Больше меня никто не вызывал.
Люди, которые говорят, что я обласкан властью, руководствуются чувством, которое их съедает. Если бы их власть обласкала, они были бы очень рады и молчали бы. Вышестоящие познакомились со мной совершенно самостоятельно, без моей помощи. Когда открылась моя выставка в 1981 году на Тверской улице, туда приехал министр культуры Демечев, Гришин, Кириленко, потом на выставке на Кузнецком мосту побывали Горбачев и Лигачев. Так постепенно я со всеми познакомился. Власть приезжала и видела, что люди идут на выставку. Но тогда власть интересовалась положением в искусстве, как я живу, а сейчас — нет. Тогда, если меня кто-то вызывал из властных структур, если я был на приеме у какого-нибудь члена Политбюро, первый вопрос обязательно задавали: «Как вы живете?» Имелось в виду мои квартирные условия, материальное положение. Сейчас такого не спрашивают…
О моем творчестве тоже бывает неверное представление. Некоторые думают, что я рисую только членов правительства. Врут! Приходят ко мне журналисты и говорят: «Вот вы писали Брежнева или Суслова…» Да вы что! Никогда! Вы меня путаете с другими художниками!
Я много пишу простых людей, езжу по деревням, хожу по улице, ищу. Иной раз иду по улице, вижу модель, думаю: «Ох, как бы я его написал!», а подойти иногда стесняюсь. Недавно встретил удивительного человека. Шел с сотрудницей Галереи, поэтому она за меня подошла и договорилась о том, чтобы он позировал. И я сделал портрет этого человека с великим вдохновением. У Елисеевского магазина один летчик просил милостыню. У него была хорошая пенсия, но также на руках — больная жена и больной сын. И так робко, бывший военный, стоял и просил милостыни. Я его еле уговорил мне позировать. Конечно, платил ему за это деньги.
Недавно ездил в саратовскую деревню, написал пожектористку Клюеву Л.И., участницу войны. Несколько лет назад сделал портрет старика, который в деревне жил один. А потом узнал, что зимой он заживо замерз, потому что дров некому было привезти. Страшная черствость к тому, кто воевал…
Личная жизнь и смерть
В 1962 г. поэт познакомился в институте с Генриеттой Меньшиковой. Они начали встречаться, вскоре влюблённые сыграли свадьбу, но официально так и не расписались. Женщина родила Николаю дочь Лену. Она жила в Никольском, поэтому встречались супруги нечасто.
В 1963 г. состоялось также знакомство Рубцова с Людмилой Дербиной. Они не произвели впечатления друг на друга, однако через четыре года женщина влюбилась в его стихотворения. На тот момент она уже была в разводе и имела дочь Ингу. Несмотря на это, летом 1967 г. Люся переехала в Вологду к любимому.
Отношения у пары были насыщенными. Из-за пристрастия Рубцова к алкоголю влюблённые постоянно ссорились, даже несколько раз расставались. В январе 1971 они назначили дату свадьбы на 19 февраля, затем отправились в паспортный стол. Но женщину не хотели прописывать из-за дочери.
По пути из паспортного стола партнёры ругались, в итоге Николай встретил друзей и отправился на вечеринку. Через некоторое время Людмила присоединилась к нему в шахматном клубе. На тот момент поэт уже был изрядно пьян, он начал ревновать будущую супругу к журналисту Задумкину.
Мужчин удалось утихомирить, все отправились продолжать веселье в квартире Рубцова. Но после нескольких рюмок Николай снова начал устраивать сцены ревности. Они с Дербиной остались в комнате вдвоём, и поэт начал кричать на возлюбленную. Людмила пыталась уйти, но он начал ей угрожать, нападать и бить. В результате женщина случайно задушила его, пытаясь защититься. Её осудили на 8 лет, но выпустили через 6 по амнистии.
Биография
Ученик Яна Ционглинского и Дмитрия Кардовского Александр Рубцов завоевал шесть Гран-при Академии художеств в Санкт-Петербурге . Рядом с императорским двором Романовых он получил Гран-при Академии Санкт-Петербурга за интерьерную картину, которая сегодня находится в Эрмитаже .
Молодой стипендиат Национальной школы изящных искусств в Санкт-Петербурге, Рубцов открыл Восток в 1913 году через Андалусию и Танжер. В 1914 году он прибыл в Тунис через несколько дней после Макке и Клее и поселился там на постоянной основе, получив французское гражданство в 1924 году. Он не вернется в Россию. Посещая Институт Карфагена, он создавал социальные портреты, которые открывали двери в высшее колониальное общество. В 1920 году в Тунисском салоне Александра Фише на выставке, на которой было представлено более ста двадцати картин, он был провозглашен «художником света». Его постимпрессионистские пейзажи и сады с элегантным и мудрым оттенком очень похожи на пейзажи его друга барона д’Эрланжера * и так же привлекательны, как большие портреты бедуинских женщин, впервые выбранные из моделей фотографа Рудольфа Ленерта * . Документальные опасения по поводу костюмов, украшений и татуировок — его рисунки иллюстрируют публикации Эрнеста Гобера * — изначально вдохновляют на классические сцены повседневной жизни («Приготовление кускуса», Femmes au Khôl, 1915). Позже Рубцов станет более привязанным к внешнему виду и чувствительности своих моделей (Alia, 1937): самая развитая цивилизация, мы уродливы, мелочны, неизящны ».
«Этнографический» востоковед Рубцов отвергает эксцентричность жанра, но создает серию обнаженных нюансов, в которых художник применяет рецепты западной традиции к европейским и восточным моделям. В своем дневнике, написанном в конце своей жизни, и в нескольких статьях, которые он написал для обзора Тунис («Четверть века в Тунисе», 1938), он защищает Восток, решительно верный своим традициям: «арабский художник не не надо забывать, что он араб, а не фон Донген. Сезанн тоже. Араб должен сохранить свой мусульманский менталитет, даже если он часто бывает на Монпарнасе ». В 1924 году во время поездки в Турцию этот истребитель модернизма изобразил, прежде всего, город Брусс «более привлекательным, чем Константинополь, слишком разоренный пожарами и туризмом».
При его жизни государственные закупки и несколько выставок в Тунисе и метрополии Франции дали ему важное место в художественной жизни колонии, очевидно, в отличие от Пьера Бушерля и Тунисской школы. В 2010 году в Тунисе ему была оказана официальная дань уважения выставкой «Roubtzoff et la médina» — 48 рисунков, тщательно выполненных в 1944 году, а также несколько картин, представляющих искусство, память о котором хранилась после смерти художника
. Рубцов, полотна которого до сих пор украшают многие официальные резиденции, сегодня является самым высоко оцененным тунисским художником на рынке искусства. Его самые важные работы подписаны и датированы на французском и арабском языках.
Высадился в Тунисе 1 — го Апреля 1 914, он выставлялся в первом послевоенном Тунисском Салоне, затем в Лондоне , в галерее Гупиль, и в Париже в галерее Мануэля и в Салоне Независимых в 1930 году . Он живет в замке Сен-Мартен-д’Ойд со своим другом Пьером Дюма, который опубликовал книгу о своей картине Рубцов, художник света .
Могила Александра Рубцова на кладбище Борге
Умер в Тунисе 26 ноября 1949 г., он похоронен на кладбище Боргель в Тунисе.
Флот
Мечта о морской профессии не оставляла будущего поэта. По окончании второго курса техникума Николай Рубцов поехал в Архангельск, чтобы поступить в мореходную школу рыбной промышленности. Попытка вновь оказалась неудачной. Николай устроился помощником кочегара на Архангельский траловый флот. В 1952 году будущего поэта определили на судно «Архангельск».
Я весь в мазуте, весь в тавоте,
Зато работаю в тралфлоте!
Печально пела радиола
Про мимолётный наш уют.
На камни пламенного мола
Матросы вышли из кают.
Они с родными целовались.
В лицо им дул знобящий норд.
Суда гудели, надрывались,
Матросов требуя на борт.
И вот опять – святое дело!
И наш корабль, заботой полн,
Плывёт среди бескрайних волн…
Я, юный сын морских факторий,
Хочу, чтоб вечно шторм звучал.
Чтоб для отважных вечно – море,
А для уставших – свой причал…
Н. Рубцов, 1953 г.
Работа на флоте оказалась для юного Николая Рубцова слишком тяжелой, и в 1953 году Рубцов решил подать документы в Кировский горно-химический техникум, куда и поступил учиться на маркшейдерское отделение. Будущий поэт не слишком успевал по специальным предметам — геологии и геодезии. На втором курсе ему стало скучно, все больше Рубцов интересовался поэзией, литературой. Рубцов читал философские труды Канта, Гегеля, Платона, Аристотеля, любил рассуждать о жизни и смерти, о предназначении человека, о любви…Возможно, он понял, что теряет время и в 1955 году оставил техникум.
Я ухожу от мирных этих келий,
Где все так глупо прожито и зря,
Где над душой, как камень, тяготели
Тоска, и лень, и злоба, и хандра!
Я ухожу от зав. учебной частью,
От злых и строгих бобыревских глаз
Какое вдруг неслыханное счастье
Доставил мне прощальный этот час!
Я ухожу и вспомню на досуге,
Как я в гостях у Глущенко страдал,
Мой взгляд являл отчаянье и муку,
И, Боже, что он только не являл!
Я ухожу, спешу… я удираю!
Что смех иных, чей жалок пересуд?
Судьбу мою я ветру доверяю,
И вместе с ним найду себе приют!
Н. Рубцов «Прощальные стихи»
Рубцов уехал в Ленинград, устроился слесарем на военно-испытательный полигон в пос. Приютино Ленинградской области, а уже в конце 1955 года его призвали в армию на Северный флот.
Старший матрос Н. Рубцов. Северный флот 1955-1959 г.г.
База флота располагалась в заполярном городе Североморске. После пребывания в учебном подразделении Рубцова определяют на боевой корабль Северного флота – эсминец «Острый».
Детские и юношеские годы
В разгромленном фашистами Лиховом переулке Москвы 6 октября 1943 года в бедной интеллигентной семье родился Александр Шилов. Послевоенный город встретил нового жильца бедностью, теснотой и унылостью. Тяжесть заботы о троих детях легли на плечи мамы, Людмилы Сергеевны. Она работала в детском саду, две бабушки – сторожами, дворниками. В 1948 году, чтобы одеть детей к школе, женщина решилась на обмен квартиры с доплатой. Семья переехала на Сущеевский вал. Обмен получился неудачным – с деньгами обманули. Новым жилищем для 6 человек стала 13-метровая коммунальная комнатка.
В детстве
С детских лет Александр любил рисовать. Часто учителя поручали оформить выпуск стенгазеты. Победа Сережи, младшего на 6 лет брата, во Всемирном конкурсе детского рисунка, подтолкнула Сашу записаться в студию при Доме пионеров Тимирязевского района.
1957-1962 годы стали для мальчика самыми значимыми. Он разрывался между школой рабочей молодежи, студией, работой, а свободное время посвящал рисованию, мечтая вырваться из круга бедности и поступить в институт. Он понимал, как матери трудно содержать семью, работал грузчиком.
Вереница беспросветных будней преподнесла событие, сыгравшее важную роль в становлении живописца. Вместе с учителем изостудии Ворониным В.А. парень посетил выставку на улице Горького. Там и произошло знакомство с Александром Ивановичем Лактионовым. Впервые увидев работы Шилова и узнав, где и сколько тот работает, мастер возмутился и не позволил дальше уродовать талант.
Александр был направлен в студию президента Академии художеств В.Серову. Там прислушивался к советам, оттачивал технику рисования, готовился к поступлению в художественный институт, куда уже 2 раза сдавал экзамены и оба раза не добирал баллов.
В молодости
Союз с музыкой
Александр Шилов, художник с мировым именем, не мог обходиться без вдохновения со стороны слабого пола. В третий раз он выбрал себе в спутницы скрипачку. Творческий союз живописи и музыки породил множество новых работ мастера. Юлия Волченкова изображена на многих работах Шилова. В 1997 году на свет появилась дочь Екатерина. Брак с Волченковой не был заявлен официально, однако Катя была оформлена как законная дочь Шилова.
Уже через три года скрипачка и художник охладели друг к другу, взаимные чувства были утрачены. Юлию Волченкову признавали законной официальной женой, поэтому при разделе имущества пару ждали судебные тяжбы. Рассматривалось дело в двух судах: по квартирному вопросу и общим положением дел. На протяжении всей своей жизни дочь художника Шилова Катя не испытывала ни в чем нужды. У нее нормальные, цивилизованные отношения с отцом.
Биография Рубцова
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецке, что в Архангельской области России. Его отец, Михаил Андрианович, занимал ведущую должность в потребительском кооперативе.
В 1936 г. семейство Рубцовых переехало в город Няндому, где прожило около 3 лет. Накануне Великой Отечественной войны (1941-1945) семья уехала в Вологду.
В скором времени Рубцов-старший, как и миллионы его соотечественников, отправился на фронт.
Детство и юность
В 1942 г. в биографии 6-летнего Рубцова произошло сразу 2 трагедии. Летом из жизни ушла его мать, а после этого умерла и сестра, которой едва исполнился 1 год.
Эти события стали настоящим ударом для мальчика, в результате чего в столь юном возрасте он написал свое первое стихотворение.
Учитывая тот факт, что мать умерла, а отец был на фронте, дети Рубцовых были распределены в разные интернаты.
Несмотря на то, что в детдоме Николай часто недоедал и испытывал множество других трудностей, он с теплотой вспоминал этот отрезок биографии. Он прилежно учился в школе и имел хорошую успеваемость по всем предметам.
В 1952 г. Рубцов устроился в Тралфлот. К этому времени он был уже убежден, что его отца убили на войне. Но на самом деле все обстояло совсем не так.
Отец будущего поэта Михаил Рубцов вернулся с фронта и сразу же занялся поиском своих детей. Однако в связи с тем, что все архивы были утрачены, ему не удалось найти ни одного ребенка.
При этом стоит заметить, что позже поэту все-таки удалось встретиться с отцом. Эта встреча произойдет в 1955 г., когда Николаю исполнится 19 лет.
В период биографии 1950-1952 гг. Николай Рубцов учился в Тотемском лесотехническом техникуме. После этого он около года работал кочегаром. В 1953 г. юноша поступил в горно-химический техникум, но окончить его так и не смог по причине проваленной сессии.
В 1955 г. Николая Рубцова призвали на службу в Северный флот, где он прослужил ровно 4 года.
Николай Рубцов на службе
Творческая деятельность
Рубцов отличался от поэтов-шестидесятников, популярных в то время. Он никогда не стремился следовать моде, втискивать свои произведения в какие-то рамки и стандарты. Лирика этого литератора была тихой, хотя иногда попадались крайне спорные строки. У него было не слишком много поклонников, но этого Николаю было вполне достаточно. Он нашёл свою нишу и оставался в ней до самой смерти.
В 1969 г. Рубцов окончил институт и начал работать в газете «Вологодский комсомолец». В то же время он выпустил сборник «Душа хранит». За год до этого поэт впервые в жизни получил отдельную однокомнатную квартиру, но долго жить в ней ему не пришлось.
https://youtube.com/watch?v=3ER8kGQF31Q
Литератора помнят и уважают в разных уголках России. В Вологде его именем назвали улицу, поставили памятник поэту. В Тотьме и Емецке также были установлены скульптуры памяти Рубцова. Уже после его смерти были опубликованы сборники «Подорожники», «Последний пароход» и «Зелёные цветы». Последнее собрание сочинений, выпущенное при жизни автора, называлось «Сосен шум».
Многие произведения Николая превратились в музыкальные композиции. Ещё в восьмидесятые годы Сергей Крылов исполнил часть стиха «Осенняя песня». Аккомпанемент для него придумал Алексей Карелин. Позже Гинтаре Яутакайте спела «В горнице моей светло» под музыку Александра Морозова. В 1982 г. Александр Градский вдохнул новую жизнь в стихотворение «Звезда полей», положив его на музыку. В то же время группа «Форум» исполнила композицию «Улетели листья».
В конце восьмидесятых годов «выстрелил» хит Александра Барыкина «Букет». Поразительно, но основой для него также стало произведение Рубцова. Поэт написал этот стих ещё в 1958 году после встречи с Таей Смирновой. Он сразу же влюбился в девушку, но у неё был другой парень. В память об этих чувствах Николай всего за 15 минут написал бессмертное стихотворение «Я буду долго гнать велосипед».
Малороссийский период
Он переехал в Харьков и снял вдвоем с товарищем жилье на городской окраине. Поначалу Киселев проводил время за этюдами и в занятиях иконописью, подрабатывая уроками рисования. Когда художник женился на дочери харьковского профессора и в семье появились дети, Александр Александрович устроился в местный Земельный банк. Там, на должности секретаря он прослужил почти 10 лет. Стабильный заработок позволял обеспечивать семейство и заниматься живописью. В тот период написаны его пейзажи колоритной украинской природы, среди которых самые известные: «Дворик в Малороссии», «Близ Харькова», «Святогорский монастырь», «Парк осенью». Пейзажи изображались по академическим канонам и напоминали полотна его учителя Воробьева: три плана перспективы и кулисное построение композиции.
Личная жизнь
Художник Шилов женат был несколько раз. Первый брак зарегистрирован с художницей Светланой Фоломеевой. В 1974 году у супругов родился сын Александр. Он продолжает семейные традиции, и в настоящее время числится членкором РАИ. Александр Александрович Шилов, безусловно, потомственный художник, но техника его письма весьма индивидуальная, ярко выраженная.
После того, как с первой женой произошел разрыв в отношениях, Александр Шилов какое-то время проживал холостяком. Вторая жена Анна Шилова была музой художника, от нее он получал в своем творчестве большое вдохновение. В браке пара прожила двадцать лет (1977-1997 годы). За это время у художника родилось две дочери: Мария в 1979 году и Анастасия в 1996 году. Но спустя эти годы, последовал очередной развод в жизни мастера.
Значение творчества художника
Творчество автора шедевральных работ подчинено правилу: «Рисовать сердцем. Рисовать так, чтобы через зрительный образ образовался мостик от героя картины к сердцу зрителя, чтобы вызвать эмоцию, заставить думать».
Вопреки расхожим мнениям о творчестве Александра Максовича Шилова, никто не может отрицать наличие таланта. О полотнах говорят, что они излучают боль, страдание, радость, одиночество. Палитра чувств, которую способен пережить человек, нашла отражение в работах портретиста. Для гения нет разницы – знаменитость, дипломат, артист, крестьян или бомж – человек изображен так, что чувства словно вывернуты наизнанку. Сформировав с юных лет направление в живописи – реализм, не отступал от этой идеи на протяжении многих лет жизни.
Слава автора заслужена трудом, усердием и любовью к работе. Миллионы ценителей стали свидетелями развития жизненных драм, которые оживали на холсте, кто-то узнал в написанном образе себя или близкого человека. Картины Шилова заставляют задуматься – о Родине, об отношении друг к другу, о том, что действительно ценно. Богатое наследие мэтра искусства – это ли не наилучший подарок потомкам?
Шилов – художник. Картины. Творчество
Творчество Шилова – это целый мир. Натюрморты, пейзажи, графика, жанровые картины – все это можно увидеть на выставке, но, безусловно, главными его шедеврами являются портреты. Целый раздел отводит людям старшего поколения Шилов-художник. Картины стариков очень трогательны, возле них многие задерживаются на долгое время. К ним относятся следующие полотна:
- 1971 г. – «Старый портной».
- 1977 г. – «Моя бабушка».
- 1980 г. – «Зацвел багульник».
- 1985 г. – «Солдатские матери».
- 1985 г. – Забытый».
В творчестве мастера большую часть занимают портреты видных деятелей, дипломатов, знаменитых артистов, писателей.
- Балет «Спартак» 1976 г. – «Народный артист СССР Морис Лиепа».
- Балет «Жизель» 1980 г. – «Балерина Людмила Семеняка».
- 1984 г. – «Портрет писателя Сергея Михалкова».
- 1996 г. – «Мэр Москвы Лужков».
- 2005 г. – «Народный артист СССР Этуш».
Создано художником множество портретов священнослужителей.
- 1988 г. – «В келье» Пюхтицкий монастырь.
- 1989 г. – «Архимандрит Тихон».
- 1997 г. – «Монах Иоаким».
Натюрморты Шилова изображают многие предметы нашего обихода. Удивительно, как из изображения простых вещей (книги, посуда, полевые цветы) мастер создал шедевры.
- 1980 г. – «дары Востока».
- 1974 г. – «Фиалки».
- 1982 г. – «Анютины глазки».
Пейзажи автора представлены работами:
- 1983 г. – «Тишина».
- 1986 г. – «Оттепель».
- 1987 г. – «Последний снег в Переделкино».
- 1987 г. – «Николина гора».
- 1999 г. – «Золотая осень.
- 2000 г. – Осень в Уборах».
Другие работы Александра Шилова, которые необходимо отметить, это:
- 1981 г. – «В день рождения Ариши».
- 1981 г. – «Портрет Оленьки».
- 1988 г. – «Портрет матери».
- 1993 г. – «Бомж».
- 1995 г. – «Юная москвичка».
- 1996 г. – «Автопортрет».
- 1998 г. – «Судьба скрипача».
Литература
Литературный дебют Николая Рубцова состоялся в 1957 году: его стихотворение напечатала областная газета в Заполярье. Демобилизовавшись в 1959 году, северянин отправился в город на Неве. Зарабатывал на жизнь, трудясь слесарем, кочегаром и заводским шихтовальщиком. Познакомился с поэтами Глебом Горбовским и Борисом Тайгиным. Тайгин помог Рубцову пробиться к публике, выпустив летом 1962 года самиздатовским способом первый поэтический сборник «Волны и скалы».
Николай Рубцов в молодости
В том же году Николай Рубцов стал студентом московского Литературного института. Пребывание в вузе не раз прерывалось: из-за ершистого характера и пристрастия к спиртному Николая отчисляли и вновь восстанавливали. Зато в эти годы вышли сборники «Лирика» и «Звезда полей». В те годы культурная жизнь Москвы бурлила: на эстраде гремели стихи Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского и Беллы Ахмадулиной.
Книги Николая Рубцова
В эту громогласность провинциал Рубцов не вписывался – он был «тихим лириком», не «жег глаголом». Характерны почти есенинские строки стихотворения «Видения на холме»:
Творчество Николая Рубцова отличалось от сочинений модных шестидесятников, но поэт и не стремился следовать моде. В отличие от Вознесенского и Ахмадулиной, он не собирал стадионы, но поклонники у Рубцова были. Писать крамольные строчки он тоже не боялся. В «Осенней песне», которую полюбили барды, есть куплет:
Стихотворение написано в 1962 году, и за такое власти по голове не гладили.
Поэт-романтик Николай Рубцов
В 1969-м Николай Рубцов получил диплом и стал штатным сотрудником газеты «Вологодский комсомолец». За год до этого литератору дали однокомнатную квартиру в «хрущевке». В 1969-м вышел сборник «Душа хранит», а через год последнее собрание стихов «Сосен шум». Сборник «Зеленые цветы» был готов к печати, но вышел после смерти Николая Рубцова. В 1970-х изданы поэтические сборники «Последний пароход», «Избранная лирика», «Подорожники» и «Стихотворения».
Северный кружок любителей изящных искусств
Являлся преподавателем пейзажного класса ИАХ (с 1887 года по 1901 год), а затем и участником выставки ИАХ и ТПХВ (проходящей в тысяче восемьсот семьдесят пятом году) в Санкт-Петербургском обществе художеств, Московском Обществе любителя художеств, Московском товариществе художников.
В 1906 году, являясь одним из учредителей, занимает руководящую должность в Северном кружке любителей изящных искусств, находящемся в Вологде. Своей авторитетностью Александр Киселев устанавливает связи в Санкт-Петербурге и привлекает живописцев в Академии художеств к участию с своих выставках. Киселев являлся частью коллектива художников, участвовавших в оформлении интерьера храма-памятника Александра Невского в городе Софии (Болгария).
Влияние, наследие
После своего трагического ухода Николай Рубцов оставил очень много рукописей, которые были внимательно собраны, просмотрены, а потом многие — опубликованы. Если считать вместе с теми стихотворными сборниками, что были выпущены еще при жизни поэта, то на сегодняшний день мы получаем вот такой список.
При жизни:
- 1962 – «Волны и скалы».
- 1965 – «Лирика».
- 1967 – «Звезда полей».
- 1969 – «Душа хранит».
- 1970 – «Сосен шум». И после смерти Николая Рубцова:
- 1977 – «Стихотворения. 1953—1971».
- 1971 – «Зеленые цветы».
- 1973 – «Последний пароход».
- 1974 – «Избранная лирика».
- 1975 – «Подорожники».
- 1977 – «Стихотворения».