Борис новиков — биография, новости, личная жизнь

Начало издательской деятельности

  • В период военной службы Николай решил попробовать свои силы в издательском деле. По его заказу в академической типографии был напечатан каталог книг, продаваемых в одной из местных книжных лавок. К его изумлению, все четыреста экземпляров реестра были успешно проданы.
  • В 1766 году императрица Екатерина II созвала комиссию, депутаты которой должны были подготовить проект «Нового Уложения». Для помощи собранию были откомандированы ряд офицеров, в число которых попал и Новиков. Ему поручили вести записи в Комиссии и Большом собрании.
  • К своим новым обязанностям Николай отнёсся серьёзно. Вникая в важные вопросы российской жизни, он формировал вопросную базу для будущей издательской и просветительской работы.
  • В 1769 году Новиков в звании поручика вышел в отставку. К этому времени в Санкт-Петербурге издавалось уже несколько журналов нравоучительного, познавательного и сатирического характера. В их числе было издание – «Всякая всячина», в котором печатались статьи, вышедшие из-под пера самой императрицы.
  • Николай внимательно изучил всю издаваемую в столице периодику и решил попробовать свои силы в издании сатирического журнала, назвав его «Трутень».

Портрет Н. Новикова (худ. Д. Левицкий)

Московские типографии

  • В 1779 году Николай Иванович переехал в древнюю столицу России, где взял в аренду на десять лет типографию, принадлежащую Московскому университету.
  • Энергично взявшись за дело, Новиков в течение первого года издал 54 книги (пьесы, переводы и различные познавательные статьи).
  • К 1782 году издатель увеличил выпуск до 80-ти книг в год, некоторые из которых были двухтомными. В 1783 году, после выхода указа императрицы, разрешающего работу частных типографий, Николай Иванович оборудовал ещё два печатных стана.
  • С 1783 по 1785 годы в новых типографиях издатель организовал выпуск четырёх журналов и газеты «Московские ведомости», которая выходила тиражом четыре тысячи экземпляров. Также выпускались несколько серий художественных и познавательных книг.
  • Императрица Екатерина II была обеспокоена растущей популярностью издательства Новикова. Все книги и периодика, выходящие с печатных станов просветителя, подвергались жёсткой цензуре.
  • 1786 год выдался для крестьян особенно неурожайным, в деревнях начинался голод и Новиков на личные средства и пожертвования своих друзей закупил зерно и организовал его раздачу, в более чем ста селениях.
  • В 1787 году Екатерина II запретила Московскому университету продлевать договор аренды типографии с Николаем Ивановичем, а также выпускать книги религиозного содержания вне стен церкви. Были произведены обыски в книжных лавках Москвы, после чего многие книги, изданные Новиковым, и попавшие под действие Указа, были отправлены на костёр.
  • Уставший и больной от постоянных преследований властей, просветитель уехал в Авдотьино. В его отсутствие издательская работа в Москве быстро пошло на спад, и в итоге типографии были проданы на торгах.

Родители, детство и юность

Село Авдотьино Московской губернии, оно же Тихвинское (по названию местной церкви), располагалось на берегу реки Северки, в 70 верстах от Москвы. Здесь 27 апреля (8 мая по новому стилю) 1744 года в дворянской семье родился просветитель, издатель и журналист Новиков Николай Иванович.

Отец Николая – Иван Васильевич, в молодости служил на флоте. Взяв отставку в звании капитана полковничьего ранга, он через некоторое время устроился на государственную службу – воеводой в Алатырь. Здесь он сочетался законным браком с Павловой Анной Ивановной. Через десять лет Иван Васильевич уволился со службы и поселился семьёй в своей вотчине – селе Авдотьине.

Детство Николая прошло в играх и забавах с крестьянскими детьми. Начальное образование мальчик получал у местного дьяка, который учил его грамоте и арифметике. В 1755 он поступил в гимназию при Московском университете. У родителей в городе имелся небольшой дом, откуда Новиков в течение пяти лет ходил на учёбу.

В 1760 году молодого человека исключили из гимназии с формулировкой «за долгую отлучку от занятий без предупреждения». Причиной пропуска Новиковым большого количества уроков, стал его отъезд к больному отцу в Авдотьино.

Зимой 1762 года молодой человек поступил на военную службу в Измайловский полк, расквартированный в Санкт-Петербурге. Тяготы солдатской службы он переносил не жалуясь. Хотя постоянная муштра, под руководством солдат-старослужащих, никакой радости ему не приносила.

Через несколько месяцев Новикова стали назначать в караул. Во время дворцового переворота, который привёл на российский престол Екатерину II, Николай был часовым у казарм, видел и приветствовал императрицу. После чего ему было присвоено звание унтер-офицера.

На избранном пути

  • Новиков понимал, какую опасность для него может нести острая сатира в отношении уклада русской жизни, особенно, когда речь идёт о влиятельных и богатых людях. Однако выпуская журнал один раз в неделю, он увеличил его тираж за полгода вдвое. Издание, а это было всего четыре страницы печатного текста, хорошо раскупалось. Николай одновременно был и автором публикуемых статей.
  • «Трутень» приобрёл среди столичных читателей широкую известность, однако Екатерина II была весьма недовольна сатирическим содержанием публикаций. По этой причине в апреле 1770 года журнал пришлось закрыть.
  • Николай Иванович начал выпускать новый, теперь ежемесячный журнал, названный им «Пустомеля». Основное место в издании заняли статьи о жизни и поступках людей достойных подражания, но печаталась в нём и сатира. После появления в его втором номере стихов Фонвизина, типография отказалась печатать следующие выпуски сборника.
  • В 1772 году Новиков добился разрешения на выпуск своего очередного журнала, который он назвал «Живописец». Издание было направлено на обсуждение острых тем из жизни русского народа, но были в нём и нейтральные статьи для смягчения цензуры.
  • В 1773 году Николай Иванович приступил к изданию серии исторических книг под названием «Древняя Российская вивлиофика». В 1774 по 1777 годы Новиков издаёт ещё три новых журнала, в числе которых был «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Это было первое в России библиографическое издание.
  • В 1775 году издателя приняли в столичную масонскую ложу, сразу на третью ступень, в работе которой он принимал активное участие, вплоть до её закрытия в 1779 году. В дальнейшем издатель примкнул к масонам, находящимся под руководством князя Н. Н. Трубецкого.
  • В 1777 году Николай Иванович открыл на свои средства в Санкт-Петербурге два училища для детей из бедных семей.

1954 г.

«Баллада о русской женщине», слова Г. Рублева.

«В рассветном тумане», слова А. Фатьянова.

«Две песни из кинофильма «Комбайнеры», слова Л. Ошанина (рукопись): «Дальние дорожки», «Комбайнеры».

«Дела колхозные», слова Л. Ошанина.

«Зимняя встреча», слова В. Харитонова.

«Константин Заслонов», сюита из трех песен, слова А. Соколова (рукопись).

«Мать Олега Кошевого», слова M. Матусовского, для смеш. хора a cappella.

«Нам нужен мир», поэма для чтения, солистов, смеш. хора и оркестра, слова Г. Рублева: «Нам нужен мир»; «Мать»; «Молодежная» («Мы строим мир»); «Рождение сына» (колыбельная); «Инвалид войны»; «Вальс влюбленных»; «В тюрьме»; «Финал».

«Однажды ночью», слова А. Фатьянова.

«Песня братьев», слова А. Малышко.

«Песня московских студентов», слова Л, Ошанина.

«Побратимы», цикл из шести песен на слова В. Гурьяна: «Гонец»; «Кобзарь»; «Маевка»; «Побратимы»; «Весточка»; «Русь — Украина».

«Подмосковье», слова С. Васильева.

«Так со всеми бывает», слова Л. Ошанина.

«Ты только одна», слова В. Харитонова.

«У кого мне узнать», слова В. Харитонова.

Масонство

После переезда в столицу друзья Николая Ивановича познакомили его с масонским движением, что позже стало важным моментом его биографии. Приглашение вступить в масонские ряды он получил еще в 1775 году, но долго сомневался, не вполне разобравшись в учении и взглядах и не желая связывать себя малопонятной клятвой.

Николай Новиков

Масоны, однако, страстно хотели заполучить его к себе и даже предварительно рассказали ему о содержании первых 3-х ступеней, что противоречило существующим правилам. В конце концов Новиков согласился, однако вскоре перешел из елагинской системы к Рейхелю, где участники были увлечены исключительно вопросами самопознания и нравственности.

Жизнь в Авдотьино

  • В своё имение Новиков вернулся дряхлым и больным старцем. В годы его заключения всеми делами управлял брат – Алексей. Николай Иванович решил не вмешиваться в управление хозяйством и занялся садоводством.
  • После смерти брата в 1799 году управление имением вновь оказалось в руках Николая Новикова. В первую очередь он занялся обновлением и строительством крестьянских изб, стараясь при этом увеличить доходы от продажи сельскохозяйственной продукции.
  • В 1805 году, изрядно устав от жизни в глуши, просветитель попытался взять в аренду типографию Московского университета, чтобы возобновить давно оставленную им издательскую деятельность, но получил отказ.

Новиков Анатолий Григорьевич

(по материалам «Энциклопедии сайта Кино-Театр.РУ»
http:\www.kino-teatr.ru)

Советский композитор.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).

Народный артист РСФСР (1961).

Народный артист СССР (1970).

Герой Социалистического Труда (1976).

Родился (18) 30 октября 1896 года в Скопине, Рязанской губернии в семье кузнеца.

Преимущественная область творчества Новикова – песня, в пределах которой композитор проявляет большое жанровое разнообразие. Многие из созданных им песен приобрели широчайшую популярность, завоевали известность далеко за пределами нашей страны (например, «Гимн демократической молодежи мира» на слова Л.И. Ошанина), отмечены премиями на международных конкурсах и фестивалях. Творчеству Новикова присущи идейная содержательность, рельефность образов, запоминающаяся мелодика, интонационные истоки которой восходят к русской народной песне, преобладание жизнеутверждающих эмоций, энергичный ритм.

В автобиографии Новиков с трогательностью вспоминает о том, как в детстве внимал пению матери, бегал смотреть на выступления полкового оркестра, «на первый же заработанный полтинник купил балалайку и довольно быстро выучился играть по слуху». Затем будущий композитор увлекся хоровым пением и дирижированием.

Первоначальное музыкальное образование получил в Рязанской учительской семинарии (1912-1916) и Московской народной консерватории (1916-1917) (ученик В. Пасхалова, А. Крейна).

Анатолий Григорьевич Новиков после окончания Народной консерватории вернулся на родину. В 1918-1920 годах — дирижёр хора при Отделе народного образования города Скопин. В Скопине он написал первые хоры, одноактную оперу-былину «Илья Муромец».

Анатолий Григорьевич имел хорошие вокальные данные, пел в оперетте, а в 1920–1921 годах играл в Рязанском драматическом театре.

В 1921-1924 годах он преподает музыку в сельскохозяйственном техникуме в г. Битца Московской области.

В 1924-1926 годах — руководитель художественной самодеятельности в клубе Военной академии имени Фрунзе в Москве.

В 1921-1927 годах поступил в московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, где учился композиции у прославленного Рейнгольда Глиэра, который был автором первого советского балета «Красный мак».

Развитие его композиторского таланта продолжилось после окончания Московской консерватории. Композитору Новикову принадлежит авторство множества сюит, хоров, музыкальной поэмы, комедии, произведений других музыкальных жанров. Новикова называют композитором-песенником, он написал более 600 песен и музыкальных тем. Даже если бы композитор не написал ни одного произведения, кроме песни «Дороги», его имя было бы известно.

В 1926—1928 годах преподаватель теории музыки на вокальных курсах Государственного института музыкальной науки, в 1929—1932 годах – музыкального техникума имени Октябрьской революции.

В 1928—1938 годах инструктор по красноармейской самодеятельности Центрального дома Красной Армии, Московских артиллерийских курсов, Политуправления Московского военного округа.

В 1930-1951 годах — художественный руководитель ансамблей песни ВЦСПС, Всесоюзного радио и др.

Композитор Борис Мокроусов, поэт Н. Грибачев, композитор Анатолий Новиков

Председатель Всероссийского хорового общества (с 1958 года).

Автор более 600 песен на слова различных авторов, в том числе «Смуглянка» (1944), «Дороги» (1946), «Россия» (1946), «Гимн демократической молодёжи мира» (1947), а также музыкальных комедий («Василий Тёркин», 1971 г. и др.)

История создания песни «Смуглянка»

Необыкновенной силой наделяли поэты и композиторы свои произведения. Песни военных лет до сих пор помнят, знают и любят. На просьбу журналиста «Комсомольской правды» В. Пескова назвать любимые песни Маршал Советского Союза Георгий Жуков ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусами многих людей: «Вставай, страна огромная», «Дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни! А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа».

Памятная доска на родине в г.Скопин

Ушёл из жизни 24 сентября 1984 года в Москве.

Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы (участок № 10).

Памятная доска в г. Москве на доме, в котором жил композитор

Фильм — «Композитор Анатолий Новиков». Документальный фильм. ЦСДФ (РЦСДФ). 1977. 28 минут.
http://net-film.ru/ru/film-8012

Новиков — издатель журнала «Живописец»

Предшествующий опыт привел Николая Ивановича к мысли о том, что действовать надо намного дипломатичнее и осмотрительнее. Это правило Новиков постарался воплотить в журнале «Живописец» — первые его номера включали в себя только тонкую сатиру на нравы людей. В каждом номере обязательными были восхваления императрицы и приближенных к ней людей. Только начиная с пятого номера, автор разрешил себе позволить критику на жестокость помещиков и самого государства. Он опять коснулся запретных в то время тем. Следует учесть, что помимо самого Новикова в работе над журналам участвовали знаменитые просветители XVIII века: А. П. Сумароков, Д.И. Фонвизин. Кроме сатиры в содержание журнала входили серьезные переводы мыслителей Европы, рассуждения на общественную тематику. Журнал стал довольно-таки популярным изданием, «Живописец» считался самым лучшим периодическим изданием того времени в Российской империи. Однако в 1773 году он был закрыт по причине, сходной с закрытием предыдущих журналов.

Биография Александра Новикова

Новиков Александр Васильевич родился 31 октября 1953 года. Местом его рождения стал посёлок Буревестник на берегу Тихого океана, расположенный на острове Итуруп, который входит в состав Курильского архипелага. Его отец работал военным лётчиком. Когда Александру было четыре, семья переехала в село Вайнёде в Латвии, а по прошествии ещё двух лет, после выхода его отца на пенсию, переселилась в киргизский город Фрунзе (далее переименованный в Бишкек).

В школьные годы Александр Новиков также часто переезжал. Первые два класса школы он закончил во Фрунзе. Затем два года жил в городе Славгород Алтайского края, а после вернулся в Киргизию, где проучился до конца восьмого класса. В 1969 году обосновался в городе Свердловск, где закончил среднюю школу. Будучи школьником, не отличался примерным поведением (по этой причине его исключили из рядов пионеров) и высказывал антисоветские идеи.

Интерес к музыке у исполнителя возник ближе к старшим классам школы под влиянием творчества Владимира Высоцкого. Учась в Уральском политехническом институте, входил в ансамбль «Полимер». Из вуза его выгнали за выступление на одном из концертов с песней британской рок-группы The Beatles. Далее он учился в Свердловском горном институте и Уральском лесотехническом университете, но ни один из них не закончил.

За всю жизнь трижды обвинялся в совершении преступлений по разным причинам. В 18 лет молодой человек получил год условно за потасовку в ресторане — увидев, как один из мужчин грубо вёл себя с официанткой, отказываясь оплачивать счёт, он вместе с другом заступился за неё, а после «подарил» девушке часы обидчика, в итоге оказавшегося в больнице. В течение условного срока трудился на стройке в городе Нижний Тагил.

В конце 1970-х годов исполнитель пел в крупнейших в городе ресторанах — в «Уральских пельменях», «Малахите» и прочих. В 1981 году музыкант основал собственную группу «Рок-полигон». В тот период также работал в спортивно-техническом клубе. Навыки работы с электроникой позволили ему вручную собирать музыкальную технику по примеру зарубежной аппаратуры, которая в дальнейшем продавалась по всему СССР.

Выпуск «поддельной» техники стал официальным поводом для ареста певца в 1984 году. Далее его осудили на 10 лет заключения за «хищение имущества путём мошенничества». Сам музыкант заявлял: его посадили за альбом «Вези меня, извозчик» — по результатам экспертизы, проведённой музыкальными деятелями, Союзом писателей и Минкультом СССР, было сказано, что «автору песен необходима если не психиатрическая, то тюремная изоляция».

Спустя шесть лет певца выпустили из тюрьмы, а ещё через два года было объявлено об отмене приговора из-за отсутствия состава преступления. После освобождения он представил два альбома («В Екатеринбурге» и «Ожерелье Магадана») и вскоре отправился гастролировать с концертами по стране. Полученные деньги вкладывал в бизнес, в том числе в завод дефибрерных камней (в мире существует два подобных завода, второй расположен в Канаде).

Будучи верующим, в 1990-е музыкант перечислил весь гонорар за один из своих крупных концертов на строительство Храма на Крови, а также заказал для него изготовление куполов (и сам участвовал в разработке макетов — они содержали образы царской семьи). Купола оказались неподходящего размера, и певец передал их монастырю на Ганиной Яме. Позднее он стал президентом уральского Фонда «400-летие Дома Романовых».

В 2016 году исполнителя вновь пытались привлечь к уголовной ответственности по обвинению в мошенничестве — ему вменялось в вину то, что якобы он вместе с бывшим замминистра экономики региона Михаилом Шилимановым присвоил деньги дольщиков, участвовавших в строительстве посёлка «Бухта Квинс». Ему назначили меру пресечения в виде двух месяцев домашнего ареста. Дело также было закрыто по причине отсутствия состава преступления.

1944 г.

«Звезда Кремля — звезда Советов», слова С. Алымова.

«Любимое сердце», слова Л. Ошанина (рукопись).

«На Берлин», слова Л. Ошанина.

«На страже гордые вершины», слова Е. Долматовского.

«Песня о Рокоссовском», слова Л. Ошанина (рукопись).

«По-над Доном», слова М. Рудермана.

«Славься, великая Родина!», слова С. Алымова.

«Смоленская дорога», слова С. Алымова,

«Солдатские напевы», текст народный, 3 редакции: 1) для смешанного хора; 2) для мужского хора; 3) для духового оркестра.

«Солдатское сердце», слова А. Суркова (рукопись).

«Уральская молодежная», слова Е. Долматовского (рукопись).

«Учил Суворов», слова М. Левашева.

Четыре песни 14-й Гвардейской кавалерийской Мозырьской Краснознаменной дивизии, на слова Л. Ошанина: «Бомба нас сторонится»; «Был в руках у немцев козырь»; «Маштаков»; «Песня о Мозыре».

«Пой, товарищ», слова С. Васильева.

18 русских народных песен (обработка для хора с фортепиано): «Уродилася сильна ягодка в бору»; «Лучинушка»; «Зачем тебя я, милый мой, узнала»; «Ямщик»; «Дунай»; «Выхожу один я на дорогу»; «Было у тещеньки семеро зятьев»; «Из страны, страны далекой»; «Вечерний звон»; «Утес»; «Байкал»; «Рябинушка»; «В деревне было Ольховке»; «Всю-то я вселенную проехал»; «Отцовский дом спокинул, братцы, я»; «Что с девушкой сделалось»; «Во кузнице»; «Волжские девичьи страдания».

1942 г.

«Балтийская слава», слова С. Алымова.

«В большом океане», слова С. Алымова (рукопись).

«Дуня», слова А. Адуева (рукопись).

«Жди меня», слова К. Симонова (рукопись).

«Золотое ремесло», слова Л. Ошанина.

«Золотые руки», слова С. Васильева.

«Октябрьская звезда», слова В. Лебедева-Кумача.

«Перекличка заводов», слова Л. Ошанина (рукопись).

«Песня гвардейской пехоты», слова А, Суркова (рукопись).

«Песня о переходящем Красном Знамени», слова О. Колычева (рукопись).

«Подарок», слова С. Васильева.

«Пять пуль», слова А. Софронова.

«Ровесники Октября», слова А. Софронова: «Казачья круговая»; «Прощание»; «Шуми, наш Дон»; «Шашка»; «Как под Киевом»; «Краснотал».

«Русская закуска», слова С. Алымова (рукопись).

«Спор о генералах», слова И, Финка.

«У переправы», слова М. Рудермана.

«Урал голубой», слова И. Брук.

«Шахтерская подмосковная», слова Н. Незлобина.

Новиков работал над архивными материалами

Николай Иванович всегда с удовольствием думал о развитии в Российской империи книжного дела. В 1772 году он издал труд, в который входили жизнеописания около трехсот русских мыслителей. Вскоре он восстанавливает забытые и не использующиеся архивные материалы и посвящает свой труд императрице Екатерине Великой. В состав двадцати восьми книг входили сочинения предшествующих времен на темы политические, географические или исторические. Также не были забыты стихи и проза русских авторов. Императрица была довольна деятельностью Н.И. Новикова и даже сама распорядилась предоставлять Николаю Ивановичу древние рукописи.

Новиков учредил Дружеское ученое общества

Правда, сделал он это вместе со своим товарищем И. Г. Шварцем (1779 год). Целью работы этого общества было издание разнообразных полезных для общества книг, которые должны были печататься в четырех типографиях. Уже в 1783 году с помощью их усилий появились 79 книг. Они были выставлены на продажу в книжных лавках и Московском университете. В этом же году Новиков создал первую московскую публичную библиотеку, пользование которой было абсолютно бесплатным. Благотворительным деянием данного общества стало открытие педагогических и переводческих курсов. Они предназначались для пятидесяти одаренных, но бедных студентов московского университета. На этих курсах их готовили к просветительской работе — подготовка шла на должном уровне. В 1784 году указанное общество переименовалось в Типографическую компанию. Она издала огромное количество книг. Среди них были философские книги, труды экономистов Англии, а также сочинения российских авторов XI — XVIII веков. На этом деятельность Типографической компании отнюдь не закончилась. На ее средства были куплены несколько домов для размещения типографий и обеспечения сотрудников собственным жильем, а также открыта аптека, где небогатые люди могли совершенно бесплатно получать лекарства.

1955 г.

«Верный товарищ солдат», слова Л. Ошанина (рукопись)

«Звезда золотая», студенческая кантата для солистов, хора и оркестра, слова В. Гурьяна.

«Взошла золотая звезда»; «Бело морюшко» (Песня о Ломоносове).

«Хозяева Ленинских гор», «Быть студентом — это счастье»; «Друзья мои, взгляните на Москву» (Монолог профессора); «Свет Москвы»; «Студенческий марш»; «Сияй, звезда!» (финал).

«Звенит гитара над рекою», слова Л. Ошанина.

«Левша», музыкальная комедия по повести Н. Лескова, либретто Р. Галиат-Валаева.

«Марш летчиков», слова Л. Ошанина (рукопись).

«Нам не забыть» («Песня женщин — борцов за мир»), из музыки к кинофильму «Надежда», слова Л. Ошанина.

«Народу партия верна», слова В. Харитонова.

«Ой, да ты, соловушко», слова В. Харитонова.

«Осенний лист», слова В. Харитонова.

«Под Воронежем», слова А. Сальникова.

«Своими сердцами» (песня советско-индийской дружбы), слова В. Харитонова.

«Стерегущий», слова В. Гурьяна.

«Флотская песня о партии», слова А. Сальникова.

Личная жизнь

Времени на личную жизнь у писателя почти не было, да и желания тратить время на сердечные дела тоже. С будущей женой Новиков познакомился в доме старого друга Николая Трубецкого. Александра Егоровна Римская-Корсакова приходилась хозяину дома племянницей. Брак был заключен быстро, но оказался не особенно счастливым, так как любви между супругами не было. В 1791 году Александра умерла, оставив Николаю Ивановичу троих детей.

Портрет Николая Новикова

Все потомки пары страдали от падучей (эпилепсии). Она открылась у всех детей одновременно после очередного обыска, когда ворвавшиеся в дом гусары перевернули все вверх дном и забрали отца.

Журналистика и издательская деятельность

С этой работы его уволили в 1769 году. Составление «Уложения» было закончено, и Николай Иванович перешел на работу переводчиком в коллегию. В мае того же года начинает издаваться знаменитый журнал «Трутень».

Журнал Николая Новикова «Трутень»

На его основание Новиков предварительно получил разрешение у императрицы, однако редакционную политику он вел собственную, совершенно не совпадающую с пожеланиями правящей верхушки. Екатерина II рекомендовала издателям подобных журналов «обличать пороки, но не людей» (что было ближе к юмору, чем к сатире), но Новиков дерзнул печатать откровенную критику. Эпиграфом «Трутня» стала строчка, взятая из басни Сумарокова:

Фраза задала тон всем публикациям в издании, это было открытое обличение существующих порядков, изображающее дворянство в черном цвете. Новиков создал целую галерею вымышленных образов – жадных, карикатурно грубых помещиков Змеяна и Безрассуда, глас народа в лице Правдулюбова, который открыто полемизировал с авторами проправительственных изданий. Всякий, кто читал «Трутень», мог убедиться, что в Российской империи не было ни справедливости, ни порядка.

Императрица Екатерина II

Особое внимание Николай Иванович уделял идее сохранения русской национальной культуры, резко выступая против «иностранщины» и высмеивая увлечение дворянства французскими и немецкими обычаями. Вместе с тем главной его мишенью было крепостное право: с помощью цифр и фактов он рисовал перед читателями неприглядную картину крестьянских судеб и быта, разгула помещичьего произвола и безнаказанности

Екатерина II, разумеется, постаралась как можно скорее пресечь такую дерзость. Не в силах полемизировать с ним на равных, она просто воспользовалась властью и особым распоряжением в 1770 году закрыла журнал. Это не остановило Новикова, но заставило его быть осторожнее. Он стал редактором еще нескольких журналов. «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» по-прежнему носили оппозиционный характер, но тон публикаций сменился на более сдержанный.

Журналы Николая Новикова

«Пустомелю» быстро постигла участь «Трутня», однако «Живописцу» и его последователям удалось продержаться дольше. В новых изданиях Новиков по-прежнему обличал помещиков, но не опускался до революционных воззваний. Правильнее всего было бы назвать его политическую позицию дворянским либерализмом.

Работы просветителя стали началом принципиально иного этапа в российской журналистике. Это была сатира нового типа, насыщенная свежими приемами изображения реальности, смелая и бескомпромиссная. От старых схем ее отличало разнообразие жанров и присутствие живых словесных портретов.

Бюст Николая Новикова

В 1774 году Николай Иванович ушел в отставку и посвятил всего себя литературной работе. Через 3 года он стал основателем журнала «Утренний свет», заложившим направление философской журналистики в России. Постепенно издатель отошел от сатиры и обратился к просветительству, сменив обличительный тон на нравоучительный.

В 1779 году Новиков переехал в Москву и начал издавать «Московские ведомости», газету, созданную по европейским образцам, которая сочетала новостную информацию с аналитическими статьями. Вместо «Утреннего света» вскоре стал выходить журнал «Московское ежемесячное издание», а «Ведомости» обзавелись приложением из избранных статей. Позже Николай Иванович начал выпускать и специализированные журналы «Детское чтение», «Экономический магазин», «Библиотека для дамского туалета», везде последовательно проводя свою просветительскую программу.

1939 г.

Две русские народные песни (для смешанного хора с сопровождением: «Эй, ухнем», «Дождь хлещет».

«Девичьи волжские страдания» (обработка русской народной песни).

«Колхозная оборонная», слова А. Суркова (рукопись).

«Колхозная песня о Москве», слова В. Гусева (рукопись).

«Молодо не зелено», слова Ц. Солодаря.

«Наша песня» («Песня ткачих»), слова В. Фролова (рукопись).

«Песня о Ворошилове», слова А. Лугина (рукопись).

«Песня о новой Москве», слова С. Васильева.

«Песня о партии», слова В. Лебедева-Кумача.

«Песня трактористов», слова А. Суркова (рукопись).

«Полярная», слова С. Васильева.

«Фекла-Феклушка», слова С. Васильева.

Смерть

К 1772 году неугомонный издатель окончательно истощил запасы терпения Екатерины II. Все началось с запрета на аренду типографии, закрытия издательства и поиска в статьях Новикова «ереси и крамолы», потом последовали вызовы на допросы и, наконец, заключение в Шлиссельбургскую крепость.

Спустя 4 года Павел I освободил ученого, но запретил ему издаваться и участвовать в общественной деятельности. Впоследствии положение Николая Ивановича не улучшилось, и постепенно о нем, лишенном права голоса, начали забывать.

Тихвинский храм, у которого похоронен Николай Новиков

После освобождения из крепости опальному издателю сообщили страшную новость: пока он был в тюрьме, все принадлежавшее ему имущество продали с аукциона. С помощью друзей и многочисленных писем в инстанции Новиков вернул себе имение Авдотьино, однако постройки пребывали в таком плачевном состоянии, что все оставшиеся деньги и силы пришлось бросить на ремонт.

Образовались крупные долги, и мучительной головной болью писателя стало погашение процентов по закладным. Каждый год в декабре ему приходилось буквально наскребать нужную сумму и постоянно жить в страхе, что имущество пойдет с молотка.

Мемориальная доска на доме Николая Новикова в селе Авдотьино

1817 год выдался для Новикова особенно трудным – долг едва удалось оплатить в последний момент. От сильного волнения его разбил инсульт, сопровождавшийся потерей памяти и ставший 31 июля (12 августа) 1818 года причиной смерти.

После кончины Николая Ивановича его семья осталась в плачевном финансовом состоянии. Николай Михайлович Карамзин даже подал императору прошение, где отмечал вклад покойного в дело русского просвещения, призывал сжалиться и оплатить долги Новикова, но Александр I отказался, и заложенное имение было продано на публичных торгах.

Николай Иванович Новиков

Новиков Николай Иванович (1744/1818) — русский просветитель, писатель,
журналист, издатель. Выступал с критикой недостаточной «просвещенности»
Екатерины II в своих сатирических журналах «Трутень», «Живописец», «Кошелек»; в
частности, выступал против крепостного права. Как общественный деятель открывал
типографии, библиотеки, школы, книжные лавки и магазины, издавал книги.
Принадлежал к масонскому обществу.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 192.

Новиков Николай Иванович (1744 — 1818). Выходец из семьи мелкого дворянина, Новиков учится в Московском университете, а затем поступает в гвардейский Измайловский полк, который участвует в перевороте
1762 года. В 1767 году он работает при Комиссии по подготовке нового Уложения. Получив звание поручика, он отправляется на первую русско-турецкую войну, но вскоре после начала военных действий подает в отставку и решает полностью посвятить себя литературной и журналистской работе. В 1769 он начинает издавать журнал «Трутень», в котором критикует высшее общество, придворную жизнь с ее пристрастием ко всему французскому и бичует крепостнические нравы. Журнал вскоре запрещают, но Новиков не отчаивается и с
1772 года издает новый журнал «Живописец», который постигает та же участь; два года спустя то же повторяется с журналом «Кошелек». Тогда Новиков предпринимает выпуск серии своих работ по истории и различным областям знания. С одобрения
Екатерины II, открывшей ему доступ к архивам, он издает старинные летописи в своей «Древней российской вивлиофике». Ему принадлежит составление «Опыта словаря о российских писателях». В первую чисто русскую масонскую ложу он вступает сразу же по ее основании в 1781
году. Благодаря своим масонским связям он сначала получает в аренду типографию Московского университета, а в
1784 году создает «Типографическую компанию» в Москве. Кроме того, он основывает педагогическую семинарию при университете, готовящую преподавателей и существующую на средства масонских лож. С началом политики реакции его арестовывают в
1792 году и заключают в Шлиссельбургскую крепость. Освобожденный Павлом 1 в 1796, но сломленный застенками, он удаляется от общественной жизни и погружается в мистические медитации розенкрейцерского толка. Умирает он в 1818
году.

Другие биографические материалы:

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А.
Просветитель, журналист, издатель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г.,
Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Фролов И.Т. Социальный мыслитель (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Шикман А.П. Писатель (Шикман А.П. Деятели
отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997
).

Сухарева О.В. Журналист (Сухарева О.В. Кто
был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005
).

Худушина И.Ф. Мыслитель-гуманист (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Горбачева Е. В. Просветитель, философ, журналист,
книгоиздатель (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе,
доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П.
Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Краснобаев Б.И. Сплотил вокруг себя публицистов,
писателей, переводчиков (Советская историческая энциклопедия. В 16
томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН — ПЕРГАМ. 1967).

Критик и книгоиздатель (Большая
энциклопедия русского народа
).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Русская национальная
философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Избранные сочинения. М.; Л., 1951;

Избранное. М., 1983;

Опыт исторического словаря о российских писателях. М, 1987.

Избр. педагогические соч. М., 1959;

Избр. соч.– В кн.: Н.И.Новиков и его современники. М., 1961;

Смеющийся Демокрит. М., 1985.

Литература:

Вернадский Г. Н.И.Новиков. Пг., 1918;

Макагоненко Г.П. Н.Новиков и русское просвещение XVIII в. М.–Л., 1951;

Макогоненко Г.
П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М.; Л., 1952;

Дербов Л.А.Общественно-политические и исторические взгляды Н.И.Новикова.

Бшевич И. Н. И. Новиков. М., 1848;

Незеленов А. И. Н. И. Новиков,
издатель журналов 1769-1785 гг. Спб., 1875;

Лонгинов М. Н. Новиков и московские
мартинисты. М., 1867;

Западав А. В.
Новиков, М., 1968;

Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М., 1992. С.
202-220.

Новиков занимался благотворительностью

Особо больших масштабов она достигла в голод ном 1787 году. Новиков и его соратники организовали следующую акцию: они устроили специальные магазины, в которых каждый нуждающийся мог бесплатно получить зерно и хлеб. После окончания голодного года эти магазины продолжали работать. Народ был благодарен Новикову, а вот власти — нет: императрицу раздражали масоны, хотя главная причина была все-таки в растущей популярности Николая Ивановича. В 1785 году императрица учинила грандиозную проверку книжной продукции Н.И. Новикова. Типографической компании был нанесен огромнейший ущерб: значительная часть выпущенных книг была уничтожена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: