Библиография творческой деятельности
- «Художники Крыма» САЛТА ЛТД 2010 ББК 85103(4Укр-6Кры)Х85
- Александра Кугушева «Без предвзятости и забвения» журнал Антиквар (Киев)№ 3 (41) март 2010 г.
- «Крымский пейзаж в изобразительном искусстве XVIII-нач XX в.в.» 2009 г. ISBN 978-966-648-221-4
- «Долин приютная краса…» Альбом. — Симферополь,: изд-во «Сонат», 2003 г. ISBN 966-8111-22-2
- Каталоги выставок: ; 1990 — Республиканская выставка «Писатели и герои литературных произведений в экслибрисе»; 1988 — Республиканская выставка украинского экслибриса;1986 — «Крымская графика» выставка произведений крымских художников.;1982 — Областная художественная выставка «35 лет великой победы».; 1981 — Выставка Экслибриса, посвящённая 60-летию образования СССР.1981 — Республиканская художественная выставка, посвящённая 35-летию победы над фашизмом.; 1980 — 60 лет ВЛКСМ, республиканская художественная выставка.; 1979 — Республиканская художественная выставка, посвящённая100-летию со дня рождения Ф. Э. Дзержинского;1978 — Выставка произведений крымских художников «Всегда начеку», посвящённая100-летию со дня рождения Ф. Э. Дзержинского.;1976 — Областная художественная выставка, посвящённая XXV съезду КПСС.; Областная весенняя выставка работ художников Крыма.;1975 — Экслибрисы художников Крыма. Город Канск.; Областная художественная выставка, посвящённая 30-летию победы в великой отечественной войне.; 1974 — Персональная выставка живописи.; Выставка произведений крымских художников, посвящённая 30-летиюосвобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков.; 26 марта Выставка, посвященная 181ому заседанию московского клуба EXL; Выставка произведений крымских художников в городе Кечкемете ВНР.живопись;1973 — Областная весенняя выставка работ крымских художников.; Музей истории боевой и трудовой славы железнодорожников Литвы.; EXLibris Крым. Выставка – «Экслибрисы художников Крыма». (из коллекции В. М. Манжуло).;1971 — Персональная выставка «Гравюра ∙ Акварель ∙ Рисунок».; 1970 — Крымская областная художественная выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения В. И. Ленина; Экслибрисы Крыма, XIII конгресс экслибристов. Будапешт. Выставка «Искусство Экслибриса». Симферополь.; Выставка, посвящённая 25-летию победы над фашистской Германией.; Художники Крыма – в советский фонд мира.;1969 — Крымская областная юбилейная художественная выставка; Каталог двух звеньев передвижной юбилейной выставки, «50 лет ВЛКСМ»; Выставки акварели и рисунка художников Крыма.;1968 — Выставка, посвящённая 50-летию ВЛКСМ.;1964 — Выставка произведений крымских художников.;1963 — Областная художественная выставка, посвящённая 45-летию октябрьской социалистической революции.; Республиканская художественная выставка 1963 года.1961 — Крымская областная художественная выставка, посвящённая XXII съезду КПСС.;Крымская областная художественная выставка, посвящённая декаде украинской литературы и искусства в Москве;1960 — Художественная выставка «Советская Украина»; 1957 — Юбилейная выставка, посвящённая 40-летию Советской власти.
- Путеводитель Крымского областного Краеведческого музея
- Е.А.Паршина. Диорама «Взятие Корсуня князем Владимиром в 989 году» Крымиздат 1960 г.
- Путеводитель Херсонесского музея 1960 г.
- Литературно-художественный альманах «Крым» 1960 г.
- Литературно-художественный альманах «Крым» 1958 г.
Литература
- Александра Кугушева «Без предвзятости и забвения» журнал Антиквар (Киев)№ 3 (41) март 2010 г.
- «Крымский пейзаж в изобразительном искусстве XVIII-нач XX в.в.» 2009 г. ISBN 978-966-648-221-4
- «Долин приютная краса…» Альбом. — Симферополь,: изд-во «Сонат», 2003 г. ISBN 966-8111-22-2
- Каталоги выставок: ; 1988 — Республиканская выставка украинского экслибриса.1986 — «Крымская графика» выставка произведений крымских художников.;1982 — Областная художественная выставка «35 лет великой победы».; 1981 — Выставка Экслибриса, посвящённая 60-летию образования СССР.1981 — Республиканская художественная выставка, посвящённая 35-летию победы над фашизмом.; 1980 — 60 лет ВЛКСМ, республиканская художественная выставка.; 1979 — Республиканская художественная выставка, посвящённая100-летию со дня рождения Ф. Э. Дзержинского;1978 — Выставка произведений крымских художников «Всегда начеку», посвящённая100-летию со дня рождения Ф. Э. Дзержинского.;1976 — Областная художественная выставка, посвящённая XXV съезду КПСС.; Областная весенняя выставка работ художников Крыма.;1975 — Экслибрисы художников Крыма. Город Канск.; Областная художественная выставка, посвящённая 30-летию победы в великой отечественной войне.; 1974 — Персональная выставка живописи.; Выставка произведений крымских художников, посвящённая 30-летиюосвобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков.; 26 марта Выставка, посвященная 181ому заседанию московского клуба EXL; Выставка произведений крымских художников в городе Кечкемете ВНР.живопись;1973 — Областная весенняя выставка работ крымских художников.; Музей истории боевой и трудовой славы железнодорожников Литвы.; EXLibris Крым. Выставка – «Экслибрисы художников Крыма». (из коллекции В. М. Манжуло).;1971 — Персональная выставка «Гравюра ∙ Акварель ∙ Рисунок».; 1970 — Крымская областная художественная выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения В. И. Ленина; Экслибрисы Крыма, XIII конгресс экслибристов. Будапешт. Выставка «Искусство Экслибриса». Симферополь.; Выставка, посвящённая 25-летию победы над фашистской Германией.; Художники Крыма – в советский фонд мира.;1969 — Крымская областная юбилейная художественная выставка; Каталог двух звеньев передвижной юбилейной выставки, «50 лет ВЛКСМ»; Выставки акварели и рисунка художников Крыма.;1968 — Выставка, посвящённая 50-летию ВЛКСМ.;1964 — Выставка произведений крымских художников.;1963 — Областная художественная выставка, посвящённая 45-летию октябрьской социалистической революции.; Республиканская художественная выставка 1963 года.1961 — Крымская областная художественная выставка, посвящённая XXII съезду КПСС.;Крымская областная художественная выставка, посвящённая декаде украинской литературы и искусства в Москве;1960 — Художественная выставка «Советская Украина»; 1957 — Юбилейная выставка, посвящённая 40-летию Советской власти.
- Путеводитель Крымского областного Краеведческого музея
- Путеводитель Херсонесского музея 1960 г.
- Литературно-художественный альманах «Крым» 1960 г.
- Литературно-художественный альманах «Крым» 1958 г.
Личная жизнь
Личная жизнь художника была определена еще в его детстве: в 14 лет Петр познакомился с будущей женой Ольгой Суриковой – дочерью живописца Василия Сурикова. После этого 12 лет молодые люди толком не общались, пока Кончаловский не отправил девушке письмо с признанием в любви. Решение пожениться молодые приняли через 3 дня после первого свидания, и свадьба состоялась 10 февраля 1902 года.
Петр Кончаловский с женой (автопортреты)
Отношения в браке были нежными: Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.
У супругов было двое детей – дочь Наталья и сын Михаил. Их нежно любили оба родителя, хотя и старались не баловать. Петр Петрович не меньше супруги был вовлечен в процесс воспитания: он укладывал детей спать, обучал основам живописи, рассказывал сыну и дочке сказки.
Петр Кончаловский с семьей
Ольга Васильевна слыла жестким и властным человеком, но взаимоотношений с мужем это не касалось – еще до свадьбы молодые люди поклялись, что их семья будет необыкновенной. Поэтому женщина знала меру и никогда не попрекала мужа, а тот ее глубоко уважал и считал ближайшим другом и советчиком. Без одобрения жены Петр Петрович решений не принимал и советовался с ней даже по вопросам творчества.
Детство и юность
Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.
Автопортрет Петра Кончаловского
Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.
В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.
Автопортреты Петра Кончаловского
2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.
Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.
Где искать документы Всеобщей переписи населения 1897 года
Архив
По правилам переписи переписные листы, несущие в
себе персональные сведения о каждой семье должны были быть уничтожены.
Большинство комиссий задачу исполнили. Но были и те, что по разного рода причинам
сохранили переписные листы, в последствии передав их в региональные или
районные архивы.
В каждом архиве есть опись фондов. Из нее можно узнать какие документы имеются на хранении и заказать их для просмотра лично в архиве. Заказать удаленный поиск в архиве, составив запрос по электронной почте или нанять исполнителя.
В интернете тоже имеются оцифрованные документы.
Сайт мормонов
Большая часть документов, переданная в архивы, была оцифрована и выложена на сайт мормонов familysearch.org. К сожалению, доступ в России к этому сайту был ограничен. Но активисты добавляют документы и выкладывают их в общий доступ. (Не только Россия, но и другие страны)
Сайт с архивными фондами Всеобщей переписи населения 1897 года
Система, которая позволяет на карте наглядно увидеть сохранность и доступность документов, касающихся Первой Всероссийской переписи населения 1897 года. Сайт имеет несколько разделов.
Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы
Важно учитывать административно-территориальное деление, в результате чего документы могли попасть в разные архивы (например, по Вятской губернии – в нынешние соседние области Кировскую и Вологодскую)
Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы.
Библиография. Различные статьи, книги и сборники, содержащие информацию о Всеобщей переписи населения 1897 года.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи Библиография
Раздел с краткой информацией о Всеобщей переписи населения 1897 года.
АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи О Всеобщей переписи населения 1897 года
Поиск по фондам
Поиск по фондам. Имеется возможность найти документы по ключевому слову, по типу документа, по губернии и уезду. В результате поиска выдается список всех фондов, с указанием номера фонда, описи и дела. В предложенном списке можно выбрать наиболее подходящие документы и просмотреть их на сайте (присутствует ссылка, если документ оцифрован), либо заказать их в архиве.
АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи Поиск фондов
Можно просматривать все документы по губернии, либо по конкретному округу (уезду). Обязательно указан архив, в котором документы лежат на хранении.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи Таганрогский округ
Воспользовавшись этими электронными ресурсами, можно восстановить свою родословную, если документы Всероссийской переписи населения 1897 года по вашему населенному пункту сохранились.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Живопись и творчество
Творческий путь Петра Кончаловского был долгим: начав с классической живописи, он прошел период поиска новых способов самовыражения и в итоге вернулся к реалистичной стилистике. Проследить это можно на примере автопортретов художника, написанных в разных направлениях и с использованием диаметрально противоположных цветовых решений.
Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но, завершив учебу, художник отправился в Париж, где побывал на выставке картин Винсета Ван Гога. Впечатления от живописи гениального фламандца наложили отпечаток на творчество Кончаловского: по словам художника, Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.
Работы Петра Кончаловского, сделанные под влиянием живописи Ван Гога и Матисса
В работе того периода легко заметить влияние и других прославленных художников: Поля Сезанна и Анри Матисса – их картины поражали Кончаловского до глубины души.
В начале 1910-х годов Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.
Портрет семьи кисти Петра Кончаловского
В этот период биографии сформировался собственный стиль Кончаловского: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Характерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику.
В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия. Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски».
Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников»
Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго – в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».
После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими. Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит. Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя.
Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского
Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы – это трудное и необходимое упражнение.
Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине» Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы».
Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта. В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова. На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку.
Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна»
Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского – художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том – не вступать с ней в конфронтацию.
Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали – он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.
Творчество
Иван Семёнович Петров работал в историко-батальном жанре в живописи, станковой и книжной графике (его работами оформлено около 30 книг). На всё его творчество повлияла Великая Отечественная война, непосредственным участником которой Ивану Петрову довелось стать в юные годы. Художник создал более десятка масштабных батальных диорам и множество исторических полотен, которые находятся в музеях Украины. В произведениях Петрова, относящихся к историческому и батальному жанру, нашли свое выражение военные подвиги многих прославленных военных и политических деятелей — князя Владимира, графа Христофора Антоновича Миниха, Александра Васильевича Суворова, Михаила Васильевича Фрунзе. Иван Петров Участвовал в многочисленных отечественных и зарубежных выставках, вёл большую военно-шефскую и просветительскую работу, направленную на формирование интереса к истории государства, осознания влияния личности на ход истории. В 1983 год был удостоен у звания Заслуженного художника Украинской ССР. Работы художника и теперь экспонируются на выставках на Украине и за её пределами, занимают достойное место в собраниях музеев.
Определение слова «Кончаловский» по БСЭ:
Кончаловский — Максим Петрович , советский терапевт, заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1899 окончил медицинский факультет Московского университета. С 1918 профессор 2-го МГУ, с 1929 директор факультетской терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института, одновременно — научный руководитель института гематологии и переливания крови (с 1928) и заведующий терапевтической клиникой Всесоюзного института экспериментальной медицины (с 1929). Разрабатывал общие проблемы клиники: изучение «предболезненных» состояний, вопросов трудового прогноза, периодичности в течении болезней, клинических синдромов. К. принадлежат важные исследования по патологии желудочно-кишечного тракта, печени, лёгких, сердечно-сосудистой системы, кроветворной системы, ревматизму. Председатель Всесоюзного комитета по борьбе с ревматизмом (с 1928), Всесоюзного терапевтического общества (с 1931). Вице-президент Международной лиги по борьбе с ревматизмом (с 1936). Создал крупную школу терапевтов, среди представителей которой: Е. М. Тареев, А. А. Багдасаров, Б. Е. Вотчал, С. А. Гиляревский, А. Г. Гукасян и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Избр. труды, М., 1961 (библ.). Лит.: Гукасян А. Г., Максим Петрович Кончаловский и его клинико-теоретические взгляды, М., 1956. Кончаловский — Пётр Петрович , советский живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1947). Учился в академии Жюлиана в Париже (1897-98) и в петербургской АХ (1898- 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918-21) и Вхутеине (1926-29). В своих ранних произведениях К. стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству. формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916,- все в Третьяковской галерее. «Семейный портрет», т. н. сиенский, 1912, «Верстак», 1917,- оба в собрании семьи К.). После Октябрьской революции К. перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более непосредственно-реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи. основной темой полотен К. становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты К. полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929, собрание семьи К.. «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948,- оба в Третьяковской галерее). Среди портретов К. одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончаловской, 1925, Третьяковская галерея. «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями (портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, «Автопортрет», 1943, — оба в Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства К. особенно ощущается в его пейзажах «Новгородской серии» (2-я пол. 1920-х гг.) и в жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926, Русский музей, Ленинград. «Полотёр», 1946, Третьяковская галерея). К. был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Лит.: Кончаловский. Художественное наследие. Вступит. ст. А. Д. Чегодаева, М., 1964. Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, М., 1967. Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876-1956. Каталог, М., 1968. А. А. Александров. П. П. Кончаловский. Автопортрет с женой. 1923. Третьяковская галерея. Москва. П. П. Кончаловский.
1. Биография
Иван Петров родился 7 октября 1924 года в селе Мироновка, Ново-Георгиевского района (Светловодского р-на), Кировоградской области. Отец — Петров Семён Иванович, мать — Петрова Лукия Михайловна, супруга — Петрова Нина Петровна (1926—1995) скульптор, дочери — Петрова Ольга Ивановна, Петрова Анна Ивановна художник-монументалист.
С 1932 отроческие годы Ивана Петрова прошли в городе Изюм Харьковской области, на родине прославленного украинского пейзажиста Сергея Ивановича Васильковского, друга и соученика по Академии художеств Н. Самокиша. Творчество обоих живописцев существенным образом повлияло на выбор жизненного пути юноши, и во многом на формирование художественного мышления будущего баталиста.
В 1939 году И.Петров поступил в Харьковское художественное училище. Однако Великая Отечественная война 1941—1945 внесла свои коррективы его биографию.
В октябре 1941 вместе со всеми студентами училища был направлен на подступы к городу Харьков для выполнения оборонительных линий. В ноябре 1941 мобилизован как допризывник и эвакуирован в город Сталинград. Окончил 4х месячные курсы производственного обучения по профессии токарь в школе Фабрично-Заводского обучения № 20 города Сталинграда. С 25 июня 1942 по август 1942 работал токарем на Сталинградском заводе «Красный октябрь». В августе — сентябре 1942 — автоматчик Сталинградского истребительного рабочего батальона. С октября 1942 по март 1943 — наводчик орудия средних танков 31 танкового полка. Тяжело контужен. До постуления в эвакогоспиталь считался погибшим (извещение Изюмского Райвоенкомата Харьковской области согласно приказу ГУК-НКО № 0127-43). С февраля 1943 по декабрь 1945 на излечении и работе в эвакогоспитале № 1848. Обладая редкой 4 группой крови был оставлен донором эвакогоспиталя, работал в нем санитаром, был отмечен как «Отличник санитарной службы» приказом № 2410 эвакогоспиталя № 1848 и в составе в/ч 72510 дошел до Берлина, 30.08.1945 был награжден медалью «За победу над Германией», Приказом № 342 По гарнизонному госпиталю города Берлина отмечен благодарностью за самоотверженную работу по врачебно медицинскому обслуживанию больных и раненых. В январе 1946 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР демобилизован и направлен в город Тула.
В сентябре 1946 продолжил обучение на 4 курсе Харьковского художественного училища. В 1948 году, по окончании Харьковского училища, поступил в Киевский государственный художественный институт(ныне Национальная Академия изобразительных искусств и архитектуры), который окончил в июле 1954 года, в мастерскую историко-батальной живописи профессора К. Д. Трохименко, ученика Н. С. Самокиша. В 1954, как один из лучших выпускников, был направлен Министерством культуры Украинской ССР преподавать в Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша, в котором преподавал 14 лет, с 1954 по 1968 гг. С 1961 года в Союзе художников СССР.
И. С. Петров скончался 3 июля 1990 года.