Корней иванович чуковский: биография, личная жизнь и интересные факты

Самые известные картины Рокотова

После смерти живописца о нём быстро забыли. Затерялась и могила художника. Прошло почти сто лет, как общество вновь заговорило о крупнейшем портретисте Екатерининской эпохи – инициатором стал Сергей Дягилев, знаменитый деятель искусств конца XIX – начала ХХ века.

Искусствоведы тщательно изучают произведения, приписываемые Рокотову, сравнивают их с теми, авторство которых уже доказано.

На сегодня самые знаменитые работы это:

  • «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» (1757) – возможно, автопортрет художника;
  • «Портрет великого князя Петра Фёдоровича» (1758);
  • «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761);
  • «Коронационный портрет Екатерины II» (1763);
  • «Портрет графа Г.Г. Орлова в латах» (1763);
  • «Портрет Алексея Бобринского» (1763);
  • «Портрет А.П. Струйской» (1772);
  • «Портрет неизвестной в розовом платье» (1770-е годы);
  • «Портрет неизвестного в треуголке» (1770-е);
  • «Портрет княгини Е.Н. Орловой» (1779);
  • «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти» (1785);
  • «Портрет П.Н. Ланской» (1790-е).

Тогда, в начале ХХ века, «полузабытый русский мастер» Фёдор Рокотов считался безнадёжно устаревшим и неинтересным. Но его манера объединять контуры и смыслы под вуалью тающей зыбкости на волне импрессионизма оказалась гармоничной, она вдруг запела в унисон с манерой Моне, Ренуара…

Сегодня работы Рокотова – это художественные ценности, представляющие интерес не только как шедевры изобразительного искусства, но и неподдельный исторический.

Александра Струйская – русская джоконда из XVIII века

Биография художника Федора Павловича Решетникова

Диего Веласкес — художник реалист эпохи барокко

20 интересных фактов из жизни Голявкина В. В.

О Викторе Владимировиче Голявкине хорошо наслышано поколение, подрастающее в советские годы. Виктор Голявкин ‑это выдающаяся творческая личность. Головякин внес вклад в развитие детской советской и русской литературы как писатель, который также прекрасно рисовал и был книжным графиком.

Рожден В.В. Голявкин в 29 году 20 столетия, малая родина писателя – г. Баку в Азербайджане. Оба родителя Виктора служили музыкальными педагогами. В 1953 г., а именно 22 июня, Голявкин стал выпускником Академии художеств имени Репина, причем учился Виктор на «отлично». В художественном училище будущий литературный деятель освоил театральное декорационное оформление. Такова его специальность по диплому. Рожденный В Советском Союзе, тем не менее, Голявкин не вступал в партию. Участником Великой Отечественной Виктор не стал, так как был слишком молод. В Союз Писателей Советского Союза Социалистических Республик В. В. Голявкина приняли в 61 году прошлого столетия. Через 12 лет он получил членство в Союзе Художников в секции по графике. Впервые Головякин был напечатан в «Костре» с рассказом «Как решался сложный вопрос». Журнал был в Советском Союзе довольно популярным, об авторе узнало большое количество читателей, которые приняли публикацию довольно тепло. Рассказы Голявкина не только развлекательны для детворы, но и поучительны. Впервые книгу с повестями издали в «Детгизе» в 59 году 20 столетия. Романтика «Тетрадок под дождем» заряжала молодое поколение оптимизмом и позитивностью мышления. Головякин писал не только для детей, но и произведения для взрослых читателей. Первым сборником с названием «Привет Вам, птицы» в 68 году 20 века занимался «Лениздат». Многие из своих книг писатель и художник разрисовывал самостоятельно. Иллюстрации получались графичными и содержательными, иногда смешными. Из-под пера мастера вышло не только много рассказов, он также баловал досужую публику романами и повестями. Печатала произведения и «Детская литература», и «Советский писатель», и «Лениздат», и Московские издательства. Виктором Головякиным написано несколько сотен рассказов. Его индивидуалистичный стиль весел, самобытен, с особыми интонациями и построением фраз, с определенным ритмом, яркостью. Для автора характерно полное погружение в особый детский мир, удивительный и фантазийный. На основе произведений Головякина были сняты некоторые киноленты. Зрители до сих пор помнят и любят «Вальку – Руслана, и его друга Саньку», кино снимала студия им. Горького, в основу легла повесть «Ты приходи к нам, приходи». Восторженные отклики есть у «Моего доброго папы», кинолента снята на студии «Ленфильма», за основу взята одноименная повесть, а также у «Боба и слона», сценарий по оригиналу поставил режиссер Балтрушайтис

Голявкина не обошли вниманием и профессиональные художественные выставки. Впервые он смог поучаствовать в мероприятии международного масштаба, проводимом в столице России в 57 году

В 1975 году Головякин участвовал в Первой Всероссийской выставке книжной графики, проводимой Союзом Художников. Восьмидесятые годы ушедшего столетия были значимыми для Виктора Голявкина в плане реализации художественных замыслов. Например, Союз Художников организовал выставку. Для «Живописи графиков» автор подготовил ряд полотен. Экспозицию из 6 картин рассмотрел Государственный Русский Музей, который приобрел некоторые авторские творения для своей коллекции. В 90 – ом году 20 века для Головякина в Доме писателей организовали персональную выставку его живописных работ. Разносторонний творческий интеллигент был участником и множества других выставок. Российский ПЕН — клуб наградил писателя и графиста членством в 1996 году. У Виктора Голявкина было много друзей среди современной художественной братии, например, Минас Аветисян (уже нет в живых), Олег Целков, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Михаил Казанский. Писатель и художник Виктор Голявкин упокоился в Санкт – Петербурге в 2001 году (26 июля). Многие поколения чтут и помнят его вклад в культурное наследие России и стран ближнего зарубежья.

Творчество

После пяти лет учебы амбициозный дизайнер отправляется завоевывать столицу и поступает в Московский академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Кроме того, коллекцию дипломов Сафронова пополнил столичный университет технологии и управления, в котором он учился на факультете психологии.

Выставлять свои работы Сафронов начал с 1972 года. После выставки в 1978-м о художнике заговорили как о талантливом сюрреалисте. Первая серьезная экспозиция состоялась в 1980 году в Вильнюсе. Позже, переехав в Москву, Никас работал арт-директором журнала элитной недвижимости «Пентхаус», совмещая эту деятельность с работой оформителя в журналах Aura-Z, «Дипломат» и «Мир звезд».

Несмотря на то, что Никас уже был известен в узком кругу художников, мировая слава пришла к нему в начале 90-х годов прошлого века. В то время Сафронов начал трудиться над серией полотен с портретами общественных деятелей и политиков. Среди его клиентов — президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко, многие высокопоставленные чиновники России, Украины, Беларуси и Туркменистана, а также знаменитости, в числе которых Никита Михалков, Филипп Киркоров, Николь Кидман.

Никас Сафронов и его картины

В 2005-м Никас создал автопортрет в костюме капитана Блада, на котором представил себя серьезным и задумчивым. Такой образ художника был высоко оценен критиками.

Выставки Сафронова проходили в крупных городах СНГ. В 2007 году экспозиция его картин находилась на территории Кремля в корпусе управления делами президента Российской Федерации. Заказывают портреты или пейзажи Никаса только обеспеченные люди, так как стоимость полотен варьируется в пределах $ 6–10 тыс.

В работах художник использует особый стиль, в который вкладывает обобщение творческого метода, где классическая живопись сочетается с использованием воображения и интуиции.

В ноябре 2016 года Никас поделился новостью, что написал портрет Дональда Трампа. Правда, в спешке спутал Белый дом с Капитолием.

Пейзажи Никаса Сафронова

По словам мастера, он спешил завершить работу, услышав от министра иностранных дел России Сергея Лаврова информацию, что победа Трампа на выборах весьма вероятна. Готовый портрет художник пообещал преподнести новому президенту Америки в дар.

В конце лета 2016 года Сафронов открыл собственную школу живописи, таким образом воплотив в жизнь давнюю мечту о собственной мастерской. Она находится в Москве, в Брюсовом переулке.

Никас Сафронов открыт всему новому. В последнее время художник участвует в неожиданных для себя коллаборациях, о чем сообщает со страниц «Инстаграма». Принты по мотивам его работ появляются на предметах гардероба из коллекций дизайнера Светланы Лялиной, изображениями картин Сафронова украшаются подарочные коробки продукции фабрики шоколада «Бабаевский».

Также художник продолжает делать эксклюзивные подарки знаменитостям. Он преподнес авторские портреты Александру Ширвиндту, Софи Лорен, Нику Кейву. Фото с владельцами картин Сафронов размещает в персональном микроблоге.

В сентябре 2019 года в Государственном музее современной истории России открылась выставка Сафронова «Иные миры». Это не простое мероприятие в галерее: благодаря современным технологиям и таланту художника посетители увидели иллюзию изменения пространства в виде цифрового декора. За счет мультимедийных проекторов картины приобрели дополнительный объем и иной ракурс восприятия.

Детство и юность

Евгений Николаевич Широков – известный советский художник, выдающийся портретист и пейзажист. Родился 28 марта 1931 года в маленьком поселке Касли на севере Челябинской области. Этот живописный уголок окружен прелестными голубыми бусами озер, издавна славился мастерами чугунного литья. Отец Евгения, Николай Федорович Широков, работал на Демидовском заводе слесарем, отливал печные заслонки. Мать, Татьяна Афанасьевна, была крестьянкой, родилась в поселке Сосновка, занималась ведением хозяйства. Оба родителя — уроженцы Челябинской области. Евгений был долгожданным и единственным сыном в семье.

Страсть Широкова к искусству проявилась еще в дошкольном возрасте. Он рисовал часами, «с пяти лет не выпускал карандаш из рук».

С 1943 года, когда юному Евгению едва исполнилось 12 лет, он стал работать на Каслинском заводе художественного литья, где получил навыки в области декоративно-прикладного искусства, пригодившиеся в творчестве, освоил мастерство чеканщика. Возможно, безграничное уважение и симпатия художника к простым работящим людям вызваны тем, что Евгений сам рано начал трудовую жизнь. Суровые условия жизни в военное время заставили его почитать стойкость и твердость характера.

Евгений Широков

Ранние годы и юность

Никас (Николай) вырос в большой дружной семье, он был пятым сыном у родителей, у художника есть еще младшая сестра. Отец происходит из известного в Ульяновске рода священников, история которого прослеживается по симбирским летописям до середины 17 века. Сафронов всегда интересовался своими предками, имя Николай позже сменил на более богемное Никас, так как его мать родом из литовского города Паневежис.

В детстве Никас делал первые попытки обрести свой стиль в рисунке – копировал иллюстрации и добавлял собственные элементы, в которых пытался воплотить мечты о путешествиях и грезы о прекрасном. В школьные годы Сафронов еще не собирался стать художником, просто рисовал, что ему нравилось.

Учеба

Окончив 8 классов, Никас уехал в Одессу, чтобы поступить в мореходное училище. Через год учебы Сафронов понял, что ошибся с выбором профессии, желание заняться живописью победило. Юноша забрал документы из мореходки и перебрался в Ростов, где поступил в художественное училище.

Многодетные родители особой помощи парню оказать не могли, юноше приходилось работать, чтобы прокормиться. Никас зарабатывал, как мог, трудился грузчиком, дворником, сторожем. Затем устроился в местный ТЮЗ бутафором. Эта работа соответствовала будущей профессии и помогала обрести нужные навыки.

Сафронов проучился в Ростове с 1973 по 1975 год, затем его призвали в армию. Срочную службу парень проходил в Эстонии. Демобилизовавшись, Никас уезжает в Паневежис – родной город матери. В то время небольшой городок знал весь Союз, в Паневежисе работал драмтеатр под руководством Баниониса, куда Сафронова взяли художником.

1978 году Никас становится студентом художественного института в Вильнюсе, а в 1982 году получает диплом дизайнера. Переехав в Москву, Сафронов продолжает образование – оканчивает Суриковский институт и изучает психологию в Институте управления и технологий.

Работа в Москве и арест

После революционных событий новое государство стало остро нуждаться в молодых, энергичных и образованных людях, поэтому в 1922 году Александра Григорьева вызывают в Москву для создания основ нового искусства новой страны. Марийский художник соглашается и прибывает в столицу, где практически сразу при поддержке председателя товарищества Передвижников создает ассоциацию художников революционной России — АХРР. Именно эта ассоциация в дальнейшем и повлияла на все искусство всех лет существования СССР. Кроме того, он являлся статистиком Всероссийского земского союза, был членом партии эссеров, членом РКП(б).

Период 20-30-х годов оказывается совсем не простым не только для жизни социальной, но и культурной, однако Александр Григорьев работает на износ, организовывая художественные выставки и руководя советом объединения художников и при этом находя средства на развитие российского искусства.

В 30-е годы наступает жесткий период репрессий, и талантливый художник и искусствовед попадает под пристальное внимание властей. В 1934 году он проводит выставку своих собственных работ, в 1938 году его арестовывают

Долгие 8 лет Григорьев проводит в лагере под Карагандой, и в 1946 году его освобождают, однако официально все еще считают «врагом народа». Так, после войны вплоть до 1954 года он проживает в полуразрушенном войной доме в Тарусе (Калужская область) и зарабатывает на жизнь написанием вывесок.

В 1954 году художника Александра Григорьева реабилитируют. Ему присваивается звание заслуженного деятеля искусств МАССР и назначается общесоюзная пенсия.

Александр Григорьев умер в 1961 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

  • В 2005 году именем русского живописца назвали теплоход, построенный в Чехословакии осенью 1960 года.
  • Зимой 2020 года благотворительный фонд компании «Лукойл» организовал выставку, посвященную 150-летию со дня рождения знаменитого мастера. В экспозицию вошли произведения, хранящиеся в Русском музее, ранний автопортрет, книги с иллюстрациями и работы из картинных галерей и частных коллекций.Зимой 2020 года благотворительный фонд компании «Лукойл» организовал выставку, посвященную 150-летию со дня рождения знаменитого мастера. В экспозицию вошли произведения, хранящиеся в Русском музее, ранний автопортрет, книги с иллюстрациями и работы из картинных галерей и частных коллекций.
  • Старший брат художника Альберт Бенуа в молодости сыграл свадьбу с Марией Кинд — сестрой его будущей супруги. Судя по записям и фотографиям из архивов, члены творческой семьи встречались в Париже. После переезда Александр тесно общался с племянницей — оперной певицей Марией Черепниной.

5. Библиография

  • Художественная выставка 1950 года. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. — М: Советский художник, 1950. — с.54.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. — Л: Лениздат, 1951. — с.18.
  • 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.27.
  • Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. — М: Советский художник, 1957. — с.61.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1959. — с.22.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961. — с.34.
  • Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. — М: Советский художник, 1960. — с.67.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964. — с.33.
  • Ленинград. Зональная выставка. — Л: Художник РСФСР, 1965. — с.43.
  • Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1980. — с.22.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1976. — с.27.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Том 2. — М: Советский художник, 1979. — с.248.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 5. 1954-1958 годы. — М: Советский художник, 1981. — с.377,387,535,549,638.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1987. — с.107.
  • Peinture Russe. Catalogue. — Paris: Drouot Richelieu, 26 Avril, 1991. — p. 7,46-47.
  • Связь времен. 1932 — 1997. Художники — члены Санкт — Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. — Санкт — Петербург: ЦВЗ «Манеж», 1997. — с.296.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — с.9, 367, 384, 388, 389, 393-396, 398, 399, 403. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915 — 2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007. — с.63. ISBN 978-5-903677-01-6.

Картины

  • 1896 — «Вид на лестницу и террасу в Версале»
  • 1896 — «Прогулка короля»
  • 1896 — «Набережная Рейна в Базеле в дождь»
  • 1897 — «У бассейна Цереры»
  • 1897 — «Версаль. Людовик XIV кормит рыб»
  • 1898 — «Маскарад при Людовике XIV»
  • 1899 — «Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге»
  • 1900 — «У Монплезира в Петергофе»
  • 1900 — «Петергоф. Купеческая лестница и Большом дворце»
  • 1900 — «Петергоф. Фрейлинские дома»
  • 1900 — «Петергоф. Львиный каскад и колоннада»
  • 1900 — «Ораниенбаум. Кабинет «Обезьян» в павильоне Катальная гора»
  • 1900 — «Карнавал на Фонтанке»
  • 1905 — «Версаль. Аллегория реки»
  • 1905 — «Служба у капеллы св. Варвары»
  • 1906 — «Вечер»
  • 1907 — «Парад при Павле I»

Ольга Ларионова (1935 — н/в): «Соната моря», «Чакра кентавра»

Ольга Николаевна живет в Санкт-Петербурге. По образованию физик, некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки. Но в 32 года окончательно посвятила себя литературе.

Ольга Ларионова

В 1965 году Ларионовой принес известность роман «Леопард с вершины Килиманджаро». Следующие несколько лет писательницу публиковали только в журналах, а ее рассказы нередко подвергались цензуре.

Позже Ларионова публикует повесть «Соната моря», и получает за нее престижную премию «Аэлита». Премия присуждается лучшей книге года в жанре научной фантастики. Эта фантастическая повесть повествует об экологических проблемах, об отношении людей будущего к ним, заботе о планете Земля и о том, что может сделать современный человек для облегчения жизни потомков.

Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» («Звездочка-Во-Лбу»)

Венцом творчества писательницы часто называют цикл романов «Венценосный крэг» и в особенности его первую часть «Чакра кентавра», которую можно читать как отдельное законченное произведение. Жанр определен автором как стилизованная космоопера. Роман описывает планету сказочных дворцов, пронизанную рыцарскими кодексами чести и населенную совершенно слепыми людьми, способными видеть лишь глазами своих вечных компаньонов — птиц-крэгов, каждая из которых навсегда связывает свою жизнь с хозяином. В этот и без того сложный мир, где при ближайшем рассмотрении далеко не все оказывается тем, чем кажется — и врывается неожиданно наш земной космонавт.

Авторская манера подачи текста и раскрытия сюжета не похожа совершенно ни на что — от рафинированной утонченности до комичного, от эпического размаха до трогательных переживаний отдельных персонажей. Парадокс, изящество, затем — насмешка, категоричность, наивность… Созданные кумиры низводятся до обычных людей, наделенных целым рядом недостатков, а затем — новый поворот сюжета вновь возводит их на пьедестал. И все это в совершенно невообразимом антураже — от поединков на крылатых конях до проблем порабощения одной разумной цивилизации другой и генетических экспериментов. Порой кажется, что разные главы тексты писали совершенно разные люди. Жанр, кажется, также меняется по ходу романа — то перед нами социально-философский роман, то боевая фантастика, то фэнтази, а то и роман любовный — но оторваться совершенно невозможно.

Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» («Звездочка-Во-Лбу»)

Творческий путь

Свои первые картины Сафронов выставил в 1972 году, ещё будучи студентом. Он начал много писать, выставляться и продавать свои работы. Но до массового признания таланта пришлось ждать ещё целых шесть лет. Лишь в 1978 году после первой персональной выставки в Паневежисе его начали называть ярким и талантливым сюрреалистом. Многие издания стали писать об экспериментаторе и портретисте Сафронове.

В 1980 году в Вильнюсе состоялась первая серьёзная экспозиция его работ. В Прибалтике уже хорошо знали художника Сафронова. Однако, приехав в столицу, нужно было завоёвывать её заново.

Пробиться на столичные выставки у него никак не получалось. А вот в международных художественных эротических выставках Никас принимал участие – в 1985 году в Японии, в 1986 году в Италии (в Милане). За границей ему удалось познакомиться с одним из богатейших итальянских коллекционеров Черази, который по достоинству оценил творчество художника.

А потом в СССР началась перестройка, благодаря чему работы Никаса наконец-то начали выставляться и на родине. Сафронов наладил дружеские отношения с Михаилом Горбачёвым, стал часто выезжать за границу. В 1988 году он персонально поехал представлять свои работы на международную выставку в Канаду.

В 1992 году работы Сафронова вошли в книгу «Эротические фантазии», изданную во Франции. И с этого времени началась целая череда его персональных выставок: Москва и турецкий Стамбул, белорусский Витебск и итальянский Бергамо, азербайджанский Баку и украинская Одесса, испанская Барселона и швейцарский Цюрих. Работы художника стали востребованы по всему миру.

Наряду с творчеством, в Москве Никас работал в некоторых издательствах:

  • в журнале элитной недвижимости «Пентхаус» он трудился на должности арт-директора, а позже главного художника;
  • одновременно с «Пентхаусом» работал консультантом и оформителем в журналах: «Дипломат», «Aura-Z», «Мир звёзд»;
  • в журнале «Москва и москвичи» был на должности главного художника;
  • в журналах «МОНОЛИТ-дайджест» и «Америка» занимал пост арт-директора.

В узком художественном мире Никас был уже довольно известным человеком, а в начале 90-х годов ХХ века к нему пришла настоящая слава. Особенную популярность ему принесла серия полотен, где он изображал известных общественных и политических деятелей, звёзд шоу-бизнеса. Никас написал многих президентов и известных политиков России, Украины, Туркменистана, Белоруссии. На портретах, выполненных Сафроновым, можно увидеть Николь Кидман и Мадонну, Иосифа Кобзона и Филиппа Киркорова, Никиту Михалкова и Софи Лорен. Многие портреты знаменитостей относятся к серии под названием «Река времени», на них современные личности представлены героями старинных полотен.

Сафронов очень много времени и сил отдаёт благотворительной деятельности. Благодаря Никасу в память о его маме Анне Фёдоровне были выстроены церкви – в небольшом селе Вышки Ульяновской области часовня Святой Анны и в самом городе Ульяновске церковь Святой Анны.

За свои творческие достижения Никас Сафронов удостоен званий Почётного гражданина Баку, Ульяновска, России, также он является академиком Российской академии художеств.

Дарья Денисова

Дарья Денисова, «Мой первый борщ»

Денисова Дарья Денисова (родилась 1989 г. в Харькове) — современная украинская художница, член Национального союза художников Украины, иллюстратор книг. Картины Дарьи выставляются в галереях и частных коллекциях Украины, Европы, России, США, Израиля и Индии.

В 2012 году Дарья Денисова закончила Харьковскую государственную академию дизайна и искусств. Дарья работает в стиле Happy Art — счастье и счастливое искусство. На картинах художницы можно увидеть портреты девушек, счастливые семьи и котов. В свое время Дарья расписывала православный храм. Девушка много путешествует. Побывала в Испании, Таиланде, Шри-Ланке, Сербии, Камбоджи и других странах мира. Эти путешествия вдохновляют художницу на создание новых работ. На данный момент прошло более 25 персональных выставок художницы.

В Москве

Портрет А.П. Струйской 1772 г.

Здесь, установив цену на портрет своей работы в 50 рублей, Рокотов принялся писать москвичей. К художнику поехали вереницы богатых и именитых – сравнительно невысокая цена (иностранные мастера брали в 10-15 раз больше) тем не менее определяла круг заказчиков. Для сравнения, живописец императорского фарфорового завода получал 5 рублей в месяц, а генерал-полицмейстер (начальник городской полиции) – 187. Так что клиентами художника могли быть лишь состоятельные люди.

Кроме частных заказов художник выполнял государственные. Так, он (в числе других художников) с 1768 года писал портреты меценатов, на пожертвования которых в Москве был построен Императорский воспитательный дом для сирот, учреждённый Екатериной II. Так называемая Опекунская серия портретов украсила главный зал картинной галереи Воспитательного дома и находилась здесь вплоть до Революции 1917-го. Сохранились письменные свидетельства, что за портреты этой серии академик Рокотов получал по 100 рублей из опекунской суммы.

Художника интересовала не только живопись. Вращаясь в высшем обществе, он был подвержен всем модным веяниям того времени, среди которых:

  • литература – посещал кружки, близко общаясь с поэтами и писателями;
  • особый клуб аристократов – первый в России, так называемый Московский Английский клуб, организацией которого, как и разработкой его правил, в числе прочих сам художник и занимался. Члены клуба собирались для обсуждения всего нового в политике, обществе и искусстве, пировали, играли в карты;
  • масонство – вступил в ложу «Клио», организованную в Москве писателем Н.И. Новиковым и профессором Московского университета И. Шварцем. Масоны позиционировали себя как духовно близкие люди, объединённые заботой о процветании государства и просвещённости его граждан.

До начала 1790-х из-под кисти живописца вышло множество родовых галерей – было принято заказывать портреты всех членов семьи, как правило, не одно поколение.

Александр Довгаль

Довгаль Александр, литография «Социалистический Харьков»

Довгаль Александр Михайлович  (1904 — 1961 гг.) — известный советский художник, иллюстратор книг и график, заслуженный деятель искусств УССР, член Союза художников Украины. Художник родился в Дебальцово, в 1922 году приезжает в Харьков. Закончил Харьковский художественный институт, преподавал в Харьковском художественном техникуме.

Художник работает в жанре романтической графики. Александр Довгаль создает иллюстрации к научно-фантастическим книгам: «Прекрасные катастрофы» Юрия Смолича, «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева, «Генератор чудес» Юрия Долгушина, «Затерянный мир» Артура Конан Дойла. Является автором серии литографий «Социалистический Харьков». Были организованы две персональные выставки в Харькове в 1940 году и в 1958 году, выставка в Киеве в 1958 году и выставка в Чугуеве в 1959 году.

Наталья Печник

«Портрет А. П. Струйской» 1772

Героиня одного из самых загадочных портретов Александра Петровна Струйская (1754-1840) уже не одно столетие пленяет зрителя своей хрупкостью и незащищенностью.  Она словно выступает из полумрака. Контуры волос сливаются с темным туманным фоном. Прекрасное лицо озарено мягким светом. Простая прическа с длинным локоном на плече подчеркивает природную грацию и прелесть молодой женщины. За светской улыбкой скрывается затаенная печаль.

Полуобнимающая плечи шафранная накидка, брошь на платье, заколка на рукаве и ничего лишнего, что могло бы отвлечь зрителя от очаровательной особы. Жемчужная подвеска на груди по форме копирует овал бледного лица, оттеняя хрупкую женскую красоту. Вечной загадкой в портрете остаются ее прекрасные глаза. В них есть нежность и печаль, страсть и сдержанность, любовь и разочарование…

Этот взгляд волнует, тревожит, не дает покоя.

Поэт Николай Заболоцкий увидел в загадочных глазах Струйской всю ее сложную духовную жизнь:

На нас смотрит пленительная красавица, которая еще ничего не знает о своей сложной судьбе.

Ее жизнь была связана с непростым человеком. Н. Е. Струйский обожествлял свою жену, посвящая ей свои стихи. А. П. Струйская родила 18 детей (один родился мертвым, пятеро умерли сразу после рождения) и пережила мужа на 44 года.

Князь И. М Долгоруков, близко знавший Струйских, писал в своих мемуарах:

Произведения Струйского были далеки от подлинных шедевров. Недаром современники высмеивали творчество поэта и «судилища», которые он чинил над своими крестьянами.

Рокотов сохранил для потомков образ Н. Е. Струйского, графомана и богатого барина «с причудами».

Весьма высокого мнения был И. М Долгоруков об Александре Петровне Струйской:

Рекомендации родителям

Рассмотрите и опишите с сыном (дочерью) портрет А. П. Струйской. Задайте ему (ей) несколько вопросов:

  • Нравится ли тебе этот портрет?
  • Как Рокотов относится к своей героине?
  • Глаза называют зеркалом души. Согласен ли ты с этим утверждением? (Глаза выражают внутреннюю красоту человека. Очень важна их глубинная наполненность).

Прочитайте стихотворение Заболоцкого «Портрет» и обсудите причину вдохновения поэта. (Стихотворение посвящено красоте. В ней заключается огромная вселенная чувств, эмоций, мироощущений. Именно поэтому тема красоты  присутствует в картинах художников, статуях скульптора, в лирике поэтов).

Попросите ребенка найти строчки, подтверждающие загадочность героини. (Словесные полутона «полуулыбка, полуплач, полувосторг, полуиспуг» придают ощущение душевной загадочности).

Расскажите сыну (дочери) о жизни героини. В конце беседы не забудьте сделать вывод: Для чего художник написал этот портрет? В чем его ценность? (Рокотов запечатлел на века неземную красоту молодой женщины. Он доказал, что Красота — это вневременная категория).

Многие портреты художника посвящены историческим личностям. В них художник дает точные психологические характеристики своим моделям. Рассматривая их портреты, можно проводить аналогии героев портретов с историческими событиями нашей страны.

 Уважаемый читатель! Я думаю, что на этом ваше знакомство с творчеством Рокотова не закончится. 

Виктор Зарубин

Виктор Зарубин, картина «Жены моряков»

Виктор Иванович Зарубин (1866—1928) — известный украинский художник, график, академик Императорской Академии художеств. Виктор Зарубин родился в Харькове, закончил Харьковский университет имени В.Н. Каразина. Учился в Париже живописи у профессоров Жюля Лефевра и Робера Флери. В Петербурге обучается живописи в Императорской Академии художеств.

В 1898 году Зарубин получил звание «художника первой степени» за картины «Дом Божий» и «Вечерний аккорд». В 1909 году стал академиком. Занимается оформлением праздников и иллюстрирует детские книги. Работает, в основном, в жанре пейзажа. На картинах мастера можно увидеть жизнь и быт украинского народа. Самые известные картины художника: «Тихий вечер», «Украинский пейзаж», «Гуляние», «Часовня Святогорского монастыря», «Пляска на Днепре», «Украинская усадьба», «Бретонские рыбаки», «На берегу реки».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: