Тыранов Алексей Васильевич (Россия, 1808-1859)
Тыранов Алексей Васильевич (1808, Бежецк — 1859, Кашин) известный портретист, жанрист, мастер интерьера. В детстве помогал старшему брату писать иконы. Был учеником Венецианова, а также посещал классы Академии художеств. Академик. Некоторое время жил и работал в Италии, затем в Петербурге. Занимался литографией.
Алексей Васильевич Тыранов известен как портретист, жанрист, мастер интерьера. Родился в Бежецке Тверской губернии в мещанской семье. Рано попробовал себя в живописи: с детства помогал старшему брату писать иконы. В 1824 году работы Алексея увидел Венецианов и взял его к себе в мастерскую в Петербург. Тыранов был в числе первых учеников великого русского художника.
Помимо занятий у Венецианова он также посещал классы Академии художеств, и вскоре получил за рисунки с гипсов сначала Малую, затем Большую серебряную медали. Художественные работы Тыранова этого периода получали хорошие отзывы критики. Занимался художник и литографией; в частности, одной из работ Тыранова в этой технике был портрет своего учителя.
Успехи живописца высоко оценило Общество поощрения художников, назначив ему денежное пособие и разрешив выставлять свои произведения для продажи в магазине Общества. Успех, сопутствовавший первым произведениям Тыранова, объяснялся тщательной работой с натуры и исполнением советов Венецианова.
На конец 20-х — начало 30-х годов приходится период наибольшего признания творчества Тыранова: художник написал ряд замечательных произведений и приобрел значительную известность. Его произведение «Вид Эрмитажной библиотеки», написанное в 1826 году было куплено для русской галереи Эрмитажа, а «Вид на реке Тосне» (1827) — приобретено Обществом поощрения художников.
Работы, демонстрировавшиеся на выставках, вызывали восторженные отзывы. В 1830 году Тыранов за картину «Внутренний вид церкви Зимнего дворца» получает Большую золотую медаль. К середине 1830-х годов Алексей Васильевич, будучи уже зрелым мастером, оставил мастерскую Венецианова и перешел в классы Брюллова, который в то время завоевал огромную популярность как в России, так и в Европе картиной «Последний день Помпеи»
Несколько внешне восприняв брюлловскую трактовку объемов и передачу светотени, Тыранов все большее внимание уделял эффектам колорита и иллюзорности освещения
Наряду с серьезными произведениями, среди которых, например, портреты А.А. Плетнева (1834), И.И. Лажечникова (1837), художника А.А. Алексеева, «Автопортрет» (начало 1840-х), у живописца появляются картины, отличающиеся внешним лоском и красотой.
К таким полотнам можно отнести, например картину «Девушка с тамбурином», пользовавшуюся большим успехом у зрителей и многократно копировавшуюся. В подобных произведениях не оставалось и следа от простоты, жизненности и близости к натуре, — от всего того, что было характерно для прежних работ художника.
В 1839 году Тыранов получает звание академика, и в том же году отправляется в Италию, в Рим, где прожил последующие 4 года (1839-1843). Среди произведений итальянского периода творчества художника — композиции мифологического содержания: «Мать Моисея на берегу Нила», «Ангел, слетающий с неба с масличной ветвью», «Девушка, выжимающая из волос воду»; портреты, в частности И.К. Айвазовского (1841). В середине 1840-х годов Тыранов еще пользуется в Петербурге репутацией одного из лучших портретистов.
Однако трагические обстоятельства личной жизни нанесли художнику глубокую душевную травму. Безумно влюбившись в одну из своих натурщиц, он привез ее в Петербург. Через год, обобранный и покинутый возлюбленной, художник попал в больницу. Оправиться после этого удара судьбы он уже не смог: эти обстоятельства вынудили художника уехать из Петербурга. Три года Тыранов прожил в Бежецке. После возвращения в 1849 году в Петербург он не смог уже работать с прежним вдохновением. Поздние его произведения – «Итальянка» (ок. 1851), «Борьба за душу (Ангел, попирающий злого духа)», «Аллегория» (1850-е) — безжизненны и нарочито академичны. Умер Алексей Васильевич Тыранов в Кашине 3 августа 1859 года, где последнее время жил в семье брата.
Исток