Шансонье анатолий днепров умер по дороге на концерт

«Семь смертей в Москве»

Главной темой проекта стала нынешняя жизнь современного мегаполиса, показанная на примере Москвы. Художник рассмотрел за блестящей оберткой страшную сторону жизни в большом городе.

На полу галереи были расставлены семь телевизоров, в которых по очереди транслировались мирные московские пейзажи, которые время от времени прерывались выстрелами, визгом тормозов и взрывами. Тем, что приносит смерть. При этом сама смерть показана не была, что случилось с героями видео, зритель должен был дофантазировать сам.

  • Темами инсталляции стала смерть бомжей. Каждую зиму в столице замерзают несколько сотен бездомных.
  • Убийства предпринимателей. На входе только в один московский бар «Доллс» было совершено несколько громких заказных преступлений.
  • Смерть в ДТП. Ежегодно в авариях гибнет около 30 тысяч россиян.
  • Изнасилования проституток. По статистике, в российской столице насилию подвергается 20% жриц любви.
  • Терроризм. За пример был выбран теракт на Каширском шоссе, когда в результате взрыва жилого дома погибло 223 человека.
  • Драки. На момент выхода инсталляции количество бытовых и уличных убийств выросло на 30%.
  • А также закат СССР, ярким символом которого стал штурм Белого дома. В результате этих событий погибло более полутора тысяч человек. По крайней мере такие данные приводит газета «Завтра».

Чем занимается сейчас

Еще в юности Анатолий Карпов начал вести активную общественную деятельность. Сначала он был членом Центрального комитета ВЛКСМ, а позже стал чиновником. Карпов трудился в научно-исследовательских институтах и на кафедрах МГУ. Кроме того, Анатолий занимался благотворительностью.

В 1999 году, незадолго до завершения карьеры шахматиста, Анатолий учредил газодобывающую компанию «Петромир». Позже она вошла в состав инвестиционной группы Volga Group, которой владеет российский предприниматель Геннадий Тимченко.

В 2000-х Анатолий был в Президентском совете по культуре и Общественной палате РФ. Является членом партии «Единая России», входил в состав Госдумы. Также Карпов занимается развитием шахмат в России.

[править] Литература

  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.22.
  • 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.30.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. С.25.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961. С.39.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.37.
  • Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.50—51.
  • Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. М.: Советский художник, 1965. С.37.
  • Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.24.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976. С.30.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.121.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.394, 398, 436.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: 2007. С.74-75.
  • Ушакова В. А. Смирнов Анатолий Иванович // Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Т.2. СПб.: Петрополис, 2014. С.352—353.
  • Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.391, 394, 431.

Выставки ленинградских художников

Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года

[править] Биография

Анатолий Смирнов родился 14 ноября 1924 года в деревне Подборок Череповецкой губернии. После переезда семьи в 1932 году в Ленинград учился в Средней художественной школе.

После начала Великой Отечественной войны работал рабочим на судостроительном заводе. В 1942 году был призван в Красную Армию. Воевал сапёром на Ленинградском фронте, участвовал в боях под Выборгом, в освобождении советской Эстонии.

Смирнов А. Смазчица. 1957. Новокузнецкий художественный музей

После демобилизации вернулся к учёбе в СХШ, которую окончил в 1949 году. В том же году поступил на отделение живописи ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у В. В. Соколова, Л. В. Худякова, А. Д. Зайцева, Б. В. Иогансона. В 1955 году А. Смирнов окончил институт по мастерской профессора Б. В. Иогансона с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Проводы на фронт».

После защиты диплома А. Смирнов продолжил обучение в аспирантуре института. Одновременно началась его педагогическая работа на кафедре рисунка ЛИЖСА имени И. Е. Репина, продолжавшаяся до 1993 года.

В 1955 году по результатам дипломной картины А. Смирнов был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. С 1955 года участвовал в выставках, писал жанровые картины, композиции на историко-революционные темы, портреты, пейзажи, натюрморты.

Среди основных произведений, написанных А. Смирновым, картины «Берёзка», «Поле» (обе 1956), «Смазчица» (1957), «Север» (1958), «На защиту Петрограда», «На путях» (обе 1959) (обе 1959), «Лето» (1961), «В суровом краю», «Задание в разведку», «Север», «Портрет доярки» (все 1964), «Первые колхозники села Даргун» (1967), «Цветы на окне» (1968), «Натюрморт с фруктами» (1972), «На фронт», «Партизаны» (обе 1975) и другие.

Анатолий Иванович Смирнов скончался в 1997 году в Петербурге на семьдесят третьем году жизни. Его произведения хранятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Детство и юность

Родился Анатолий Карпов в мае 1951 года. Назвать его семью простой можно с большой натяжкой, ведь отец будущего шахматиста был известным изобретателем. Евгений Степанович начинал как обычный рабочий на заводе, после чего стал военным инженером. На его счету почти сотня патентов, самые известные из них — реактивная система залпового огня «Град» и бомбовые кассеты.

Именно на заводе Евгений Степанович познакомился с Ниной Григорьевной, которая впоследствии стала его женой и матерью их общих детей. Позже она стала домохозяйкой. В семье Анатолий был вторым ребенком (после старшей сестры Ларисы).

Жили Карповы в коммуналке. Там Анатолий в пять лет впервые опробовал шахматы. Учил Карпова играть в шахматы его отец. Впоследствии он начал ходить в шахматную секцию на базе местного металлургического завода. Первыми тренерами Анатолия стали Алексей Иванович (Ен Чер) Пак, кореец по национальности, и Дмитрий Артемьевич Зюляркин — инженер того самого завода.

Пак разглядел талант Карпова и прикладывал максимум усилий для того, чтобы он как можно больше соревновался. В 1963 году Анатолий поехал на турнир в Москву, где играл с более опытными и статусными шахматистами. Тогда ему было всего 12 лет. Тем не менее, Карпов обыграл их всех и заслуженно попал в «Школу Ботвинника» — известную московскую школу, где готовили шахматистов мирового уровня.

Михаил Ботвинник был первым из советских гроссмейстеров, которому удалось стать чемпионом мира. Однако талант Карпова он разглядел не сразу — заявил даже как-то, что «из него ничего не выйдет».

Интересный факт! Анатолию Карпову разрешили свободное посещение. Из-за частых тренировок и отъездов на турниры окончил он университет лишь в 1978 году — спустя 10 лет, будучи уже чемпионом мира.

Премия Кандинского

В первый же год учреждения премии Осмоловский стал победителем в номинации «Художник года». Также определили лучший проект года, выбрали самого заметного молодого художника и вручили приз зрителей за лучшее художественное произведение.

Церемония награждения состоялась 4 декабря — в день рождения отечественного абстракциониста Василия Кандинского. Торжество прошло в столичном центре современного искусства «Винзавод». Церемонию провела арт-группа «Синие носы».

В состав жюри вошли куратора музея современного искусства Гугенхайма в Нью-Йорке Валери Хиллингс, куратор национальных музеев Франции Жан-Юбер Мартен и руководитель отдела новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев. Это стала первая значимая премия, которой был удостоен художник Осмоловский Анатолий Феликсович.

Смерть

Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.

Могила Василия Сурикова

Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение. В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова. Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

Начало карьеры

Карпов изначально не верил в то, что свяжет свою жизнь с шахматами. Для него это было, в первую очередь, хобби и главная страсть. Причем первые деньги с шахмат он заработал еще в 15 лет, на международном турнире в Чехословакии. Там Анатолий выиграл приз в 200 рублей — солидная по тем временам сумма. С них Карпов купил себе мини-шахматы, которые впоследствии стали его талисманом, и сапоги для мамы.

Спустя два года Анатолий выиграл чемпионат мира среди юношей, проходивший в Швеции. Подобных успехов советские шахматисты не добивались 13 лет. Незадолго до этого Карпов стал мастером спорта СССР. А в 1970 году Анатолий, которому было всего 19 лет, выиграл чемпионат России. Благодаря этому он получил звание гроссмейстера. На первенстве СССР Карпов разделил 5-7 места с Айварсом Гипслисом и Владимиром Савоном.

К первому чемпионству Анатолий был близок в 1973 году. По итогам соревнований он занял второе место, уступив лишь Борису Спасскому — одному из лучших на тот момент шахматистов мира. Тогда же Карпов обыграл Виктора Корчного в матче претендентов.

Весной 1975-го Анатолию предстояла встреча за шахматную корону с Бобби Фишером. Американец, став чемпионом планеты, поймал «звезду» и начал вести себя не совсем адекватно. Перед матчем с Карповым он выдвинул ряд условий Международной шахматной федерации, и некоторые из них были просто абсурдными. Так, например, он требовал право сохранить за собой чемпионский титул в случае равного счета по партиям.

В общей сложности «список Фишера» насчитывал 64 требования. ФИДЕ приняла все, кроме одного — того самого, который предполагал победу при равном счете. Узнав об этом, американец отказался от матча с Карповым, за что и был лишен шахматной короны. Так Анатолий выиграл свой первый чемпионат мира и получил огромные премиальные (около 5 млн долларов).

При этом Карпов горел желанием все-таки сразиться с Фишером. Стороны долгое время обсуждали возможную встречу, но американец с трудом шел на уступки. В итоге Фишер завершил свою спортивную карьеру. Последний свой официальный матч он провел в 1972 году, уступив тем самым звание лучшего гроссмейстера планеты Карпову.

Роли в кино

Интересный факт: именно он исполнил одну из главных ролей в артхаусной трагикомедии Светланы Басковой «Зеленый слоник». Картина снята в «мусорной» внежанровой эстетике, представляет собой антимилитаристскую притчу.

Осмоловский играет роль капитана, начальника гауптвахты, на которую попадают провинившиеся младшие офицеры. Оба оказываются в камере, стены которой покрашены в зеленый цвет.

Картина вызвала неоднозначные отзывы от кинокритиков, некоторые даже посчитали ее самой омерзительной в истории кино. Сама режиссер считает, что в фильме отражены темы человеческого достоинства и офицерской чести, который сильно дискредитировали себя в России в 90-е годы.

Высоко оценивал проект художник Осмоловский, а продюсер Олег Мавроматти отмечал, что это картина про силу слабости и представляет собой важную социальную метафору жизни нашего общества.

Расцвет карьеры

Царствование Анатолия Карпова на мировой шахматной арене продолжалось почти десять лет. Отобрать звание чемпиона планеты у него дважды пытался Виктор Корчной — бывший советский гроссмейстер, в 1976 году отказавшийся возвращаться на родину. Корчной долгое время выступал, будучи лицом без гражданства, и лишь в 1994 году получил швейцарский паспорт.

Первая схватка Карпова и Корчного состоялась в 1978 году. Незадолго до этого Виктор обыграл в матче претендентов экс-чемпиона мира Бориса Спасского. Матч Карпова и Корчного продолжался три месяца (с июля по октябрь) на Филиппинах.

Семь первых партий закончились вничью, после чего Карпов одержал первую победу. Но преимущество практически поочередно переходило от одного гроссмейстера к другому. Все это привело к тому, что счет в их матче стал 5:5. Последняя, решающая партия, состоялась 18 октября. И выиграл ее Карпов, сохранив за собой звание чемпиона мира.

Матч против Корчного имел дополнительную принципиальность для Советского Союза, ведь Виктор фактически сбежал из страны. Первое время Корчной жил в Нидерландах, где ему дали политическое убежище. По сути, это была схватка СССР с Западом.

За те три месяца, что Карпов и Корчной состязались, произошло несколько скандальных ситуаций. Так, например, перед началом одной из партий Анатолий отказался пожимать руку своему сопернику. Это считалось нарушением правил, но судья не обратил на это внимания. Позже Корчной заявил, что Карпову подсуживали и всячески помогали.

По ходу одной из партий Анатолию передали йогурт, что запрещено делать. Виктор считал, что там могла быть какая-то подсказка. Также на протяжении почти всего матча в первых рядах находился советский психолог Владимир Зухарь, который якобы оказывал давление на Корчного. Советская сторона, в свою очередь, обвиняла претендента в неуважении к Карпову и бесконечных провокациях.

Спустя три года, в октябре 1981-го, Корчной предпринял вторую попытку обыграть Карпова. Матч проходил в Швейцарии по тому же формату — до шести побед по партиям. Незадолго до этого стало известно, что сын Виктора находится в трудовом лагере за нежелание проходить военную службу по призыву. В этом случае он не смог бы получить визу, необходимую для выезда из СССР. За семью Корчного вступилось шахматное сообщество по всему миру. Забегая вперед, скажем, что лишь летом 1982-го жена и сын Виктора смогли покинуть СССР.

Корчной находился в подавленном психологическом состоянии. Организаторы решили перенести матч на месяц. Карпов, в свою очередь, был безжалостен к своему сопернику: заявил, что тот «всегда найдет оправдание для поражения». К тому же, сказалась большая разница в возрасте — Анатолий был на 20 лет младше Корчного. Из-за этого Виктор проиграл намного быстрее, чем в первом матче. Карпов одержал победу 6:2 в 18 партиях. Это почти в два раза меньше, нежели в 1978-м (тогда было 32 партии).

Матчи Карпова и Корчного имели большой общественный резонанс. Позже эти события были перенесены на сцену и экран. Мюзикл «Шахматы», в основу которого легли противостояния Карпова с Корчным и Фишером, вошел в список важнейших мюзиклов по версии BBC. Фильм 1984 года «Диагональ слона», сделанный в Европе, получил премии «Оскар» и «Сезар». В 2021 году в прокат вышел российский фильм «Чемпион мира», повествующий о тех событиях.

Интересный факт! Мини-шахматы, которые Анатолий Карпов купил себе с первых денег, служили ему почти 30 лет и были для него настоящим талисманом. Однако в 1990-х Анатолий потерял их во время поездки на один из турниров.

Личная жизнь

В 26 лет Анатолий Карпов женился на Ирине Куимовой. В браке у них родился сын Анатолий. Тем не менее, через пять лет они развелись. Считается, что Ирина так и не смогла привыкнуть к постоянным разъездам супруга.

Наталья Буланова, вторая жена Анатолия, с ним по сей день. Их общая дочь Софья закончила МГИМО по специальности «международная журналистика». Какое-то время Наталья держала собственную художественную галерею. В доме Карповых живут две собаки.

По словам Анатолия, он привык работать. «Больше недели я не отдыхал с 1984 года. Мне обязательно нужно чем-то себя занять», — признался однажды Карпов.

Личная жизнь

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре. Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

Портрет жены Василия Сурикова

Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.

Василий Суриков с дочерью Ольгой

Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: