Анализ
Работа, хотя и датированная 1423 годом и отмеченная некоторыми флорентийскими нововведениями (пространственная непрерывность под тремя арками, ограниченная консолями без колонн), остается стилистически привязанной к международной готике : архитектурная рамка со стилизованными цветочными украшениями, драгоценность реализации на фоне из золота и серебра , сопоставление нескольких темпоральностей полиптиха (путешествие волхвов в трех аркадных сценах), анахроничных костюмов (Святое Семейство в древности, процессия в современной одежде), отсутствие мимолетной перспективы на главной панели, на которой собраны собравшиеся главные герои (люди и лошади) в одной раздробленной плоскости, круговые ореолы, видимые спереди, скалы и театральная архитектура фронтона, нечеткие источники света; только панели пределла демонстрируют голубое небо и дифференцированное освещение.
Если на изображении есть перспектива: фигуры на заднем плане заметно уменьшены по сравнению с фигурами на переднем плане. Однако речь идет не о « линейной перспективе », единственной, которая логически подразумевает единство действия, определяя пространственность геометрически и обязательно унитарно: картина, таким образом, может помещать на переднем плане прибытие процессии королей. , а фон показывает их прибытие в Иерусалим и курс страны. Общее единство живописного пространства — повествовательное, оно фиксируется четко сформулированным визуальным маршрутом: процессия «входит» в поле алтаря вверху слева, идет вправо, входит в город. он «выходит» справа, чтобы «спуститься» к яслям и присоединиться к ним в движении справа налево. В этой последовательности объединяется единство работы: сама пределла продолжает движение, три ее панели снова «читаются» слева направо, привязанные к движению, указанному в главном регистре. Фигуры создают нарисованное пространство своим предполагаемым движением по поверхности. Повествование ведется по « готическому » принципу сопоставления мест, последовательно пройденных фигурами; это самый принцип кассони, который мы находим в первых трех четвертях Quattrocento.
Изображение блестящее; своей роскошью он вызывает восхищение и, следовательно, преданность верующих. Престиж живописи в полной мере используется для соблазнения глаз, а через них — ума и души зрителя. Этот образ также является очень последовательным подтверждением стиля.
Описание
- Архитектурное обрамление
Три арки, покоящиеся сбоку на пилястрах и в центре на двух консолях, открывают несколько сцен: в центральной аркаде фигура, предшествующая поклонению, процессия волхвов через пейзаж со средневековой архитектурой, выходящей на боковые аркады, связывая детали их Путешествие: слева объявление волхвов о рождении Господа, в центре их путешествие в Иерусалим, справа их отъезд в Вифлеем.
- Главное панно — Поклонение волхвов (173 × 220 см )
Уважая иерархию своего возраста, самый старший из волхвов стоит на коленях, целуя ноги Младенца Иисуса и благословленный им, и, представляя свой подарок, мужчина средних лет наклоняется, а самый младший стоит на заднем плане (страница занимает от его шпор). Несколько экзотических деталей подчеркивают далекое происхождение посетителей (обезьяны, птицы, леопарды).
- Медальоны
Преодолевая главную панель, на вершинах появляются три медальона .
- Христос благословение
- Благовещение обрамления, изображающее слева «Ангела-возвестителя», а справа «Объявленную Богородицу».
В дополнении к серафимам , расположенным над этими медальонами, есть шесть Пророков , лежащие в spandrels .
- Predella
- Рождество ,
- Отдых на пути в Египет
- Презентация в Храме (оригинал в Лувре )
Жизнь и карьера
Поклонение волхвов (1423)
Псевдоарабский сценарий в Дева Мария с гало, деталь Поклонение волхвов (1423) Джентиле да Фабриано; сценарий далее делится на розетки как те на Мамлюк блюда, выполнен в пастилья
Джентиле родился в или около Фабриано, в Марке. Его мать умерла незадолго до 1380 года, и его отец, Никколо ди Джованни Масси, удалился в монастырь в том же году, где он умер в 1385 году. О его образовании мало что известно: одна из его первых известных работ — Мадонна с младенцем (ок. 1395–1400, сейчас в Берлине) показывает влияние северной итальянской позднеготической живописи.
Примерно к 1405 году Джентиле да Фабриано работал в Венеция. Он написал панно для церкви Святой Софии, ныне утерянной; Якопо Беллини работал, возможно, в своей мастерской. Между 1408 и 1409 годами он написал фреска (теперь потеряно) в Дворец Дожей изображающий морское сражение между Венецианцы и Отто III. В Венеции он знал Пизанелло и, возможно Микелино да Бесоццо. В этот период он также создавал заказы для других городов, таких как его Мадонна с младенцем для церкви в Перудже.
В 1410–1412 годах он написал один из своих первых шедевров — картину Полиптих Валле Ромита (сейчас на Пинакотека Брера ). В 1410–1411 гг. Он находился в Foligno, где он расписал Палаццо Тринчи. В 1414 г. он переехал в Брешия, на службе Пандольфо III Малатеста и расписал капеллу Бролетто, работа, которая сейчас в основном утеряна. Весной 1420 года он снова был в Фабриано.
Коронация Богородицы, c. 1420
6 августа 1420 г. он был в Флоренция, где он написал свой знаменитый алтарь, изображающий Поклонение волхвов (1423 г.), ныне находящийся в Уффици и считающийся одним из шедевров международного готического стиля. Его другие работы во Флоренции включают Каратези Полиптих (Май 1425 г.) и Алтарь Покрова. В июне – августе 1425 г. находился в г. Сиена, где он нарисовал Мадонна с младенцем, теперь потерянный, для Palazzo dei Notai на Пьяцца дель Кампо. До октября он был в Орвието, где он написал свою фреску Мадонна с младенцем в собор. В 1427 году он прибыл в Рим по поручению Папы. Мартин V украсить неф Базилика Святого Иоанна на Латеране, который был завершен Пизанелло после его смерти.
Известно, что язычник умер до 14 октября 1427 года. Обычно говорят, что он был похоронен в церкви, которая сейчас называется Сан Франческа Романа во Флоренции, но его могила исчезла; однако есть свидетельства того, что он может быть похоронен в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере, в Риме, на месте его смерти.
Он не оставил работ в Марке, за исключением, возможно, Мадонна с младенцем (неопределенной атрибуции) в Дуомо в Сант-Анджело-ин-Вадо, недалеко от Урбино. Еще одну картину он оставил в Венеции.
Картины как персонажи
Картины и скульптуры в сериале играют важную роль, причем в буквальном смысле. Их выбор не случаен, в кадре они фигурируют не просто как безмолвные свидетели; они придают происходящему особый символический смысл.
Предательство. Приватные беседы Папы с сестрой Мэри, его воспитательницей, советчицей и правой рукой,неоднократно происходят на фоне картины «Тайная вечеря» — запечатленной в живописи сокровенной встречи единомышленников, если не заговорщиков. И один из участников — предатель-Иуда. Уж не символизирует ли он двойную игру монахини, желающей добра своему воспитаннику, уж не предательством ли являются ее сговор с недоброжелателями Ленни, пусть и совершенный, по ее убеждению, во благо?
Радикализм. Вот еще «свидетель»: первый разговор Ленни с исповедником происходит на фоне портрета в полный рост Папы Пия IX — одного из самых неоднозначных пап за последние лет 200, который умудрялся быть одновременно консерватором и реформатором. Он поставил рекорд по длительности правления (32 года). Уж не с него ли берет пример Ленни?
Богоизбранность. Многие сцены, в которых Папа проявляет особый цинизм и высокомерие, сняты в официальном кабинете Папской библиотеки. Над креслом понтифика мы видим картину Антониаццо Романо «Мария с Младенцем,святые Петр и Павел и 12 магистров Роты». Святые на картине крупнее по размеру и расположены выше коленопреклоненных смертных.
Полотно висит над головой Папы и словно напоминает визитерам (даже премьер-министру): вы — там, внизу, у ног Божества, а Папа — единственная связь между ним и вами. Знайте свое место!
Мария с Младенцем, святые Петр и Павел и 12 магистров Роты
Антониаццо Романо
1485, 187×212 см
Надо сказать, интерьер помещения папского кабинета для приемов именно такой в реальности, и именно эта картина там и висит. На противоположной стороне комнаты расположена картина «Воскресенье» Пьетро Перуджино, но нам ее показывают реже.
Человечность. Кардинал Анджело Войелло, антагонист Ленни, поначалу кажется нам воплощением всех пороков папской курии. В последней серии, когда он беседует со своим воспитанником, ребенком-инвалидом, мы неожиданно видим на стенах его апартаментов жизнерадостные и пышные фруктовые натюрморты XVII века. Сочные, яркие овощи и фрукты торжествующе проступают из полумрака комнаты. Мы задумываемся: а так ли ужасен Войелло? Ему ли одному присущи человеческие слабости — мелкое тщеславие, склонность к манипуляциям, странные эротические предпочтения? Задержись, занесенная рука с зажатым в кулаке камнем, — Войелло простой человек, в котором смешались грехи и добродетели, и ему не чужды доброта, милосердие и способность любить.
Похоть. Странный «персонаж» — «Виллендорфская Венера». Небольшая палеолитическая фигурка, изображающая,возможно, женское божество, сделана очень грубо, и, на наш вкус, должна казаться отталкивающей, однако скульптурке не откажешь в удивительной натуралистичности и даже в некой природной грации. Эту грацию и усмотрел в каменном божке один вышеупомянутый Анджело Войелло, госсекретарь Ватикана, что родило в нем не совсем приличные фантазии.
«Венера» на самом деле находится не в Ватикане, а в Вене, в музее естествознания. Но мы простим авторам эту небольшую вольность — эпизод с ней очень комичен. Ведь это действительно забавный парадокс: священник высочайшего ранга,приближенный к Святому престолу,проводящий свои дни в окружении утонченных произведений искусства — и вдруг возжелал примитивное языческое божество, чей возраст оценивают в 29,500 лет.
Анонимность. Работ еще одного художника мы не увидим в кадре, но его упоминает Ленни — в качестве одного из самых влиятельных художников современности. Это известный британский стрит-арт-художник,которого до сих пор никто не видел, — Бэнкси. Папа приводит его в пример как удачный маркетинговый проект: повышенный интерес к художнику вызван именно его анонимностью.
Иллюстрация: Бэнкси. Христос с пакетами для шоппинга, 2004.
Источники
- Мак, Розамонд Э. (2001). От базара до площади: исламская торговля и итальянское искусство, 1300–1600 гг.. Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-22131-1.
- Gentile da Fabriano e l’altro Rinascimento, catalogo della mostra (на итальянском). Фабриано: Электа. 2006 г. Экспозиция с 21 апреля по 23 июля 2006 г.
- Марчелли, Фабио (2005). Джентиле да Фабриано (на итальянском). Сильвана.
- Де Марчи, Андреа (1992). Джентиле да Фабриано. Un viaggio nella pittura italiana alla fine del gotico (на итальянском). Федерико Мотта (опубликовано в 2006 г.).
- Лада, Юстына (2004). Obraz Maryi z Dzieciątkiem Gentile da Fabriano jako przykład typu Madonny (по польски). Roczniki Humanistyczne KUL.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Джентиле да Фабриано родился в 1370г.
Живописи он учился в своем родном городе Фабриано , у незначительного художника Аллегретто Нуци, возможно, в юности Джентиле да Фабриано сблизился с кем-нибудь из других сиенских мастеров живописи и быстро достиг большой известности.
Работал Джентиле да Фабриано главным образом в Брешии, Венеции, Флоренции, Сиене, Орвьетто и в Риме, где с 1426 г. до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. Эти фрески, равно как и того же рода произведения Джентиле да Фабриано в других местах, погибли, и о его даровании можно получить понятие только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, из которых самые замечательные — «Поклонение волхвов» (наход. во Флорентийск. акад. худ.) и «Небесное увенчание Пресвятой Девы» (в галерее Брера в Милане). Их характеристические достоинства — оживленность композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Деликатностью моделировки лиц, нежною бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает Беато-Анджелико.
Он имел значительное влияние на современную ему живопись, особенно на венецианскую, через своего ученика Якопо Беллини.
Умер Джентиле да Фабриано в 1450г.
Кадры как картины
Для работы над сериалом в качестве оператора Паоло Сорренитно пригласил Луку Багоцци, который уже снимал для него фильмы «Великая красота» и «Молодость». Оператор, несомненно обладает отменным художественным вкусом и выстраивает кадры по законам живописи — следуя гармонии цветовой гаммы, стройности перспективы и композиционного построения.
Палитра некоторых эпизодов перекликается с шедеврами Возрождения и барокко: то это золотисто-прозрачная живопись флорентийской школы, то диковатый архаизм сиенских мастеров, то тревожная выпуклая светотень Караваджо,
Флешбеки, видения и сюрреалистические сны героя нередко являют собой завуалированные реплики известных произведений. Как и живописные полотна, они иллюстрируют библейские сюжеты, хоть и не копируют буквально известные картины.
Помните жутковатый первый кадр сериала — ребенок, ползущий вверх по горе неподвижных тел младенцев?
Сразу вспоминается популярный сюжет- избиение младенцев: когда избежал казни и остался в живых только один — Избранный. В титрах сериала, в отличие от евангелического Младенца, ребенок буквально карабкается наверх по телам других. Может, это Антихрист?
Кадр, которым открывается сериал «Молодой Папа»
Мастерская Лукаса Кранаха старшего. Избиение младенцев (фрагмент). Ок. 1515 г. Национальный музей в Варшаве.
Скульптурная «Пьета» Микеланджело обыгрывается в сериале как минимум дважды. Сцена обморока Ленни, когда он падает на руки Эстер. И видение на лугу: женщина в белом держит на коленях мальчика — то ли спящего,то ли убиенного. Видим мы несколько раз и саму «Пьету», в сериале она стала символической темой уязвимого, доброго и праведного героя — кардинала Бернардо Гутьерреза, человека с поруганным детством, для которого Богоматерь — единственная наставница и защитница.
Папа, молящийся среди суровых африканских песков и мертвых деревьев — чем не «Христос в пустыне» или «Моление о чаше»? Эффект подчеркивают утрированно картинные жесты Ленни.
1499
Даже при виде обычной монашки, подносящей у колодца Папе и кардиналу по бокалу апельсинового сока, невольно вспоминается Добрая самаритянка.
И такие трактовки напрашиваются еще во множестве эпизодов — смотрите внимательно и вы получите изысканное удовольствие от разгадки этого изящного ребуса.
ТВОРЧЕСТВО
Деликатностью моделировки лиц, нежной бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает фра Беато Анджелико.
Творчество Джентиле да Фабриано — типичный образец стиля интернациональной готики, для которого характерны утонченная элегантность, нарастание светских тенденций и интерес художника к натуралистическим деталям. В картинах Джентиле да Фабриано последняя черта проявляется в реалистической трактовке животных, птиц и растений.
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
Алтарь «Поклонение волхвов» мастер создал для капеллы Строцци церкви Санта-Тринита во Флоренции. Многолюдная красочная процессия изображена движущейся по направлению к переднему плану картины. Евангельская история о царях, пришедших поклониться Младенцу Христу, трактована здесь в духе средневекового рыцарского романа: одному из волхвов слуга подвязывает шпору, что подчеркивает принадлежность его хозяина к рыцарству, в картину вкраплены сценки охоты, а манеру многих персонажей держаться можно определить словом «куртуазная» — достаточно взглянуть, например, на служанок слева. Это произведение интересно рассматривать, потому что оно полно дивных подробностей, например Младенец Христос гладит по голове пожилого волхва, целующего Ему ножку. Среди пришедших издалека кого только нет — молодые и пожилые, рыцари и охотники. В картине присутствуют не только люди, но и животные — лев, гепард, обезьяны, сокол. Создается впечатление, что художник использовал сюжет еще и ради того, чтобы изобразить богатство ведомого ему мира.
Этот алтарный образ выписан чистыми, сияющими, словно драгоценности, цветами, и его декоративность усиливается вкрапленным то тут, то там золотом. Рама была изготовлена по рисунку самого мастера, который включил в нее небольшие изображения и до мелочей продумал декор.
Пределла алтаря состоит из трех живописных частей, представляющих «Рождество Христово», «Бегство в Египет» и «Принесение во храм». Историк искусства Виктор Лазарев писал: «В своем алтарном образе, самой красивой и праздничной картине раннего кватроченто, Джентиле изобразил уходивший с исторической сцены феодальный мир во всем его блеске, со всеми его внешне привлекательными чертами, в ореоле его «рыцарственной романтики».