Влияние
Гравюры
Большой успех фресок Карраччи « Любовь богов» в галерее Фарнезе вызвал всеобщий интерес к графическим репродукциям других его работ
Пьета был среди работ , которые привлекли внимание и были воспроизведены в гравюрах в различных частях Европы на протяжении 16 — го века и в 17 — й
Копии и производные
Репродукции Пьеты множились, с разным качеством. Среди проверенных копий лучшей является копия из Галереи Дориа Памфили, которая когда-то считалась копией с автографом самого Карраччи. Худшие копии иногда делались с гравюр работы, которые можно увидеть в «controparte», или перевернутой композиции, которую они иногда показывают.
Единственная подписанная работа Микеланджело
«Оплакивание Христа» – одна из самых любимых работ великого Микеланджело. Завершив ее, скульптор отбыл во Флоренцию, но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела…
Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение. Вероятно, сторонним наблюдателем было сложно признать гениальность юного скульптора. А бездарные завистники не могли согласиться с тем, что его руками из камня высечен неподражаемый шедевр, признанный эталоном.
Во время посещения своей статуи Микеланджело, изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. Об этом рассказал миру Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), поэт и биограф нескольких итальянских художников.
https://www.youtube.com/watch?v=2ggwZ-Fq-qsVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Michelangelo’s Pieta (https://www.youtube.com/watch?v=2ggwZ-Fq-qs)
Намерение было настолько твердым, что Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако «бедный художник» был полуграмотным, поэтому допустил ошибку в начертании своего имени. До сих пор её никто не исправил:
Никто не посмел исправить неверную 4-ю букву, нарушив целостность автографа, хотя мрамор – мягкий камень. Глыбу чистейшей породы почти без вкраплений и трещин скульптор выбирал лично, отправившись в Карарские каменоломни. Его усилия и хлопоты оправдались – великолепная статуя телесного цвета превзошла все ожидания.
Хотя заказчик не дожил до завершения шедевра, слухи о превосходном творении быстро разошлись по всему Риму. Вскоре вся Италия говорила про «Пьету» Микеланджело Буонарроти, и многие спешили это видеть. Гениальный образец был удостоен самого почетного места в Ватикане – Соборе Святого Петра. А молодых скульпторов учителя обязывали осмотреть ее в качестве образца для подражания.
До наших дней дошел еще один автограф великого мастера, хотя большинство эскизов и работ было уничтожено им собственноручно, как «далёкие от совершенства». На аукционе Sotheby’s с молотка ушли 30 исторических документов с автографами знаменитостей, включая подпись Микеланджело от 1521 года – контракт об оплате работы 2-х ваятелей. Они помогали Буонарроти работать над статуей Христа в церкви Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Но тот шедевр остался без подписи.
Увидеть статую Христа можно во время индивидуальной экскурсии по Риму на рассвете.
Росписи собора и часовни Альдобрандини
В 1600 г. по приглашению Т. Черази два гениальных художника — Караваджо и Карраччи были приглашены для работы над росписями собора Санта-Мария-дель-Пополо. Все работы посвящены Богородице и св. Петру и Павлу. Аннибале был нерелигиозным человеком, поэтому сцены и персонажи старался помещать в приятный ландшафт, что не очень пришлось по вкусу представителям церкви, вследствие чего Карраччи отказался от дальнейшей работы и поручил ее ученикам.
Последний крупный заказ, оставшийся незавершенным, — работа над шестью люнетами Часовни Альдобрандини. Художник написал только две картины «Погребение Христа» (1595) и «Бегство в Египет» (1602). В своих произведениях он старался воспроизводить вселенскую картину мира, живописуя картины идеальной природы, на фоне который камерно звучат фигуры святых, лодочника или пастуха, пасущееся стадо. Такое сопоставление мира и конкретных людей рождает чувство идиллического течения жизни, вследствие чего специалисты считают его создателем классицистического образа природы.
По заказу семьи кардинала была создана работа «Пьета Фарнезе» (1600), в которой Карраччи обратился к традиционной иконографической схеме, сумев также передать в ней правдивые чувства: горе Марии над лежащим телом Христа.
Описание
Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.
Рекомендую: полюбоваться Пьетой без очередей и толп туристов во время индивидуальной экскурсии в Ватикан на рассвете.
https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6oVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La Pietà by Michelangelo (https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6o)
В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому Микеланджело удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.
Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.
Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?
На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).
Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La pieta (Michelangelo) – Ave Maria (Andrea Bocelli) (https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQ)
Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей. Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.
Детство
Аннибале родился в 1560-м году в Болонье, в семье потомственных портных. У отца мальчика не было никаких сомнений относительно будущего сына: ребенку предстояло пойти по стопам родителя и стать закройщиком.
Показать таблицу
Историческая справка | |
Годы жизни | 3 ноября 1560 — 15 июля 1609 |
Страна | Италия |
Жанр | Живопись |
Стиль | Барокко |
Сюжеты | Портреты, религия |
Но ребенок не проявлял никакого интереса к ремеслу родителей. С детства он увлекался живописью и особенно рисунками именитых авторов Микеланджело, Рафаэля, Корреджо, чье влияние хорошо прослеживается в его ранних работах.
Пьета Фарнезе
Уже в раннем возрасте рисунки будущего живописца отличались особой техникой, присущей только ему. Уникальный подход к цвету подвергался критике со стороны старых мастеров. Мальчик обучался по принципам старой академической школы.
В конце XVI века в искусстве преобладал маньеризм – направление живописи, характеризующееся утратой ренессансной гармонии телесного и духовного. Художники в преобладающем числе случаев работали именно в этой технике, и Аннибале не исключение.
Юный автор понимал, что его самобытность не находит должного воплощения в данном течении. Он хотел сочетать лучшие черты мастеров прошлого и развивать свой стиль.
Описание и стиль
Оплакивание из Корреджо , гр. 1524
Пьета из Карраччи , несомненно , ссылается на знаменитый Микеланджело Пьета статуя . Три предварительных исследования Пьеты Карраччи отражают наблюдения Карраччи над статуей Микеланджело и то, как он ее воссоздал. На первых рисунках тело Христа более похоже на статую Микеланджело, с той разницей, что тело помещается не на колени Марии, а на гробницу. Дева Мария вместо этого преклоняет колени рядом с Иисусом.
Пьета ди Капрарола Аннибале Карраччи, 1597 г.
В последней версии изменился состав; это больше похоже на финальную картину: тело Христа помещено так, что его плечи и ноги находятся на коленях Мари, что создает интимную связь между ними, напоминающую Пьету Микеланджело . Однако Мария сидит на земле (а не на троне, как в статуе Ватикана), а ноги Иисуса стоят на земле и растянуты над саваном. Эти элементы совместно с Оплакиванием из Корреджо . Карраччи изучал эту работу в молодости. Он даже пересмотрел эту работу незадолго до комиссии Фарнезе, результатом которой стала гравюра « Пьета ди Капрарола» .
Конечный результат — оригинальное сочетание двух его моделей. В роли Микеланджело Карраччи изобразил сдержанное и мучительное страдание Мари, которая бережно держит голову сына правой рукой. Их лица выдвинуты вперед, когда Мари склоняется над телом Христа.
Также как и Микеланджело, Карраччи использовал пиримидальную композиционную схему, в которую он вставил маленького ангела, держащего левую руку Иисуса. Второй ангел с правой стороны холста уколывает пальцем терновый венец Иисуса. Этот второй ангел смотрит прямо на зрителя и своим выражением обожания приглашает поразмышлять о страданиях Иисуса во время Страстей . Левая рука Мари в умном ракурсе изображает жест покорной печали. Даже эта деталь — дань уважения статуе Микеланджело.
Всю группу помещают прямо перед еще открытой гробницей (возможно, намек на воскресение Иисуса) и на неровной земле. Ночная тьма окутывает Мари, ее сына и ангелов, которые выходят из теней благодаря эффектам света и цвета, которые пронизывают картину. Свет и цвета придают картине атмосферу интимных эмоций, которая также напоминает о Корреджо.
Витерб Пьет по Себастьяно дель Пьомбо , гр. 1515
Тело Иисуса аполлонической красоты, на которое только что нанесены раны Страстей
Скульптурная энергия Иисуса связана с большим вниманием, которое Карраччи уделял классической скульптуре и великим произведениям римского Возрождения, которые связаны с фресками Галереи Фарнезе. По этой причине считается, что эта Пьета современна этим фрескам
Себастьяно дель Пьомбо (еще один специалист по теме Пьеты) также оказал влияние на живопись. Этот венецианский художник был хорошо известен Карраччи, и некоторыми его работами владел даже Одоардо Фарнезе.
Влияние на мир искусства
Творчество братьев Караччи и в особенности Аннибале значительно повлияло на живопись XVII века. Они стали предтечей для крупного течения искусства – барокко. Их картины были динамичными и эмоциональными, как принято в маньеризме, и сочетали роскошность Ренессанса, что и стало основой для барокко.
Среди знаменитых работ автора – монументальная фреска «Пьета Фарнезе», создававшаяся в течение восьми лет. Широко известны росписи «Юпитер и Юнона», «Меркурий и Парис», «Пан и Дианы» и многие другие.
Мясная лавка
Самая известная картина – «Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа». На полотне изображена сцена из Евангелия, где три Марии встречают Ангела, сообщающего о воскрешении Христа.
Не менее известной работой считается «Мясная лавка», считающаяся одной из первых попыток изображения жанровой ситуации. По мнению искусствоведов, на полотне могут быть изображены сами братья.
Современники мастера считали одним из лучших полотен «Воскресение Христа». На картине умело продумана композиция, фигуры расположены в сложных ракурсах, общий стиль картины объединяет эту работу с другими рисунками автора. Помимо создания фресок и живописных полотен, автор воспроизводил собственные работы в многочисленных гравюрах.
Искусство карикатуры
Яркая картина «Мясная лавка» (1582) А. Карраччи среди специалистов считается первой жанровой картиной, попыткой трактовки бытовой ситуации с помощью монументального искусства. Она была написана в популярном в те годы в Северной Италии стиле «рыночной сценки», в которой художник подчеркивает зависимость характера человека от социальной среды и профессии. Грубоватый реальный мир и простонародный типаж работников лавки не вызывают негативных чувств, но передают характеры людей.
В картинах Аннибале Карраччи и его брата Агостино были впервые использованы карикатурные методы живописи, когда персонаж подавался зрителю вместе с его недостатками, которые специально увеличивались для создания смешного эффекта. Еще в начале своей деятельности Аннибале много времени посвящал в работах физиономическим исследованиям, стремясь привнести в них комические элементы.
Создание карикатур приписывают А. Карраччи, который предположительно создал и хранящийся в Британском музее карикатурный лист (1595), на котором изображены мужские и женские лица в гротескном виде.
Картины
Традиция Итальянский ренессанс Живопись и зрелые художники эпохи Возрождения, такие как Рафаэль, Микеланджело, Корреджо, Тициан и Веронезе, — все художники, которые оказали значительное влияние на творчество Карраччи в его использовании цвета. Карраси заложил основы для зарождения живописи в стиле барокко. Предыдущий бесплодный стиль маньеризма возродился теперь в живописи барокко в начале шестнадцатого века, преуспев в оригинальном синтезе многих школ. Картины Аннибале вдохновлены венецианским живописным вкусом и особенно картины Паоло Веронезе. Работы, на которых видны его следы, являются Мадонна на троне со святым Матфеем, работа, сделанная для Реджо-Эмилии, а теперь находящаяся в Гемельдегалери в Дрездене и Мистический брак святой Екатерины Александрийской (ок. 1575 г.), ныне хранится в Галерее Академии в Венеции.
Портреты и автопортреты
Среди произведений Аннибале Карраччи большую часть занимают его автопортреты. Художник с увлечением рисовал самого себя, ожидая, что его потомки смогут увидеть всю эволюцию его жизненного пути не только во внешности, но и в эмоциональных изменениях.
Наиболее известны из них «Автопортрет Аннибале Карраччи с племянником Антонио» и «Автопортрет на палитре» (1590-е гг.) и др.
Портреты художник всегда выполнял в неформальном тоне, изображая обычных людей в типичной обстановке того времени. Причем в его манере всегда присутствовало что-то нестандартное, позволявшее правдиво передавать характер человека, отмечая его грубоватость или ущербность, не приближая его к идеальному.
Интересны написанные в начале 1580-х, гротескные портреты «Едок бобов» и «Юноша с обезьянкой», в которых художник правдиво раскрывает натуру человека с некоторой долей юмора.
Разрушение шедевра и его реставрация
Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции.
От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане.
С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям. Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая. Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.
История
Микеланджело , Пьета , 1497-99, базилика Святого Петра , Ватикан .
Единогласно признание среди шедевров работы Карраччи , в частности , и живописи XVII — го века в целом, таблица до сих пор серые участки на его датировки; Единственным элементом, позволяющим определить время изготовления этой пьеты, является дата приказа кардинала Эдуарда Фарнезе , о чем свидетельствуют различные источники. Неизвестны как первоначальный пункт назначения работы, так и дата ее завершения.
Что касается первоначального назначения, формат картины предполагает, что работа предназначалась для личного религиозного использования прелатом; поэтому мы можем представить себе, что часовня Палаццо Фарнезе в Риме или другое жилище священнослужителя должна была разместить картину
Обратите внимание , что пиета из Аннибале Карраччи упоминается проживают в дворце Caprarola по путешественником в XVII — го века. Однако еще не ясно, является ли это нынешней картиной, которая в настоящее время хранится в Каподимонте, или другой пьете, еще не идентифицированной или, возможно, утерянной.
Неаполитанский холст, с учетом стилистических деталей, кажется, был создан между 1598 и 1600 годами. Как и почти все произведения искусства, хранящиеся в коллекции Фарнезе , Пьета Карраччи отправилась из Рима в Парму , а затем была перевезена в Неаполь. . , где он сейчас находится.
Бесчисленные копии, гравюры и другие вариации отражают огромный успех картины, которая стала эталоном для будущих версий барочной пьеты .
Пейзажи, жанровое искусство и графика
8 июля 1595 года Аннибале завершил картину Святой Рох раздает милостыню, теперь в Dresden Gemäldegalerie. Другие важные поздние работы, написанные Карраччи в Риме, включают: Домин, Quo Vadis? (ок. 1602 г.), который демонстрирует поразительную экономию в композиции фигуры, силу и точность жеста, которые повлияли на Пуссен а через него — язык жестов в живописи.
Карраччи был удивительно эклектичным в тематике, живописи пейзажей, жанровых сцен и портретов, включая серию автопортретов разных времен. Он был одним из первых итальянских художников, написавших холст, на котором пейзаж имел приоритет над фигурами, такими как его мастерская Бегство в Египет; это жанр, в котором за ним последовали Доменикино (его любимый ученик) и Клод Лоррен.
Искусство Карраччи также имело менее формальную сторону, которая проявляется в его карикатурах (ему обычно приписывают изобретение формы) и в его ранних произведениях. жанр картины, которые отличаются живостью наблюдательности и свободным обращением и его картина Beaneater. Биографы описывают его как невнимательного к одежде, помешанного на работе: его автопортреты (например, что в Парме ) варьируются в его изображении.
Начало творческой деятельности
Биография Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) берет свое начало в Болонье, где он родился в 1560 г. в семье ремесленника. Подрастая и беря пример с двух братьев, Аннибале решил посвятить жизнь искусству: у кузена Лодовико он учился живописи, у старшего Агостино — гравюре.
Свои молодые годы он провел, путешествуя по Венеции, Флоренции и Парме, одновременно обучаясь различным живописным приемам, изучая работы Корреджо, Тициана, Рафаэля и Микеланджело.
Вернувшись в 1582 г. в Болонью, вместе с братьями Карраччи основал «Академию вступивших на истинный путь», занимавшуюся обучением студентов и созданием работ по живописи. Ученики в этой частной мастерской обучались, как было принято в итальянских живописных школах, копируя работы старых мастеров, писали также с натуры. Между ними устраивались конкурсы, где отвечать на вопросы преподавателей нужно было своими рисунками, умея отстаивать свою работу перед другими.
Участвуя в общих проектах, каждый из братьев продолжал заниматься и личной работой, часто они устраивали соревнование по количеству заказов, выполненных за месяц. Среди «трио Карраччи» работы Аннибале оказались самым талантливыми и самобытными, уже в его первых произведениях проявились новаторские приемы, которые противоречили устаревшим живописным доктринам. Заказы он успевал выполнять не только от жителей Болоньи, но и из других итальянских городов.
Первые крупные работы
Болонский период жизни художника (1582-1594) характеризуется созданием картин мифологической тематики, пейзажей, портретов и алтарных образов.
В 1584 г. была закончена роспись трех залов дворца Фава в Болонье — большая работа, над которой братья трудились почти два года. Этот цикл фресок, исполненных в едином пластическом ключе, представляет сцены из мифов: приключения Ясона, истории Энея, похищение Европы.
Одна из важных работ в этот период — картина Аннибале Карраччи «Мертвый Христос» (1582), в которой молодой художник показывает мастерское владение кистью и перспективой, умение выражать чувства, используя для этого совсем небольшие средства. К теме оплакивания Христа художник будет возвращаться и в более поздних картинах.