Краткая биография
- 1849 – окончил гимназию и поступил в престижный Ришельевский лицей в Одессе.
- 1851 – Николаю пришлось прекратить обучение в лицее из-за смерти дяди, оплачивавшего учебу племянника.
- 1854 – начало трудовой деятельности: получил аттестат преподавателя и назначен учителем истории и географии Липецкого уездного училища.
- С октября 1858 года работает учителем в двух училищах г. Богородска – уездном и женском. В Богородске Федоров работал шесть лет, позднее преподавал в школах Углича, Одоева, Подольска, Боровска. В преподавании использовал собственный метод, развивающий активность самих учеников в процессе обучения и накопления знаний.
- 1867 – оставил преподавательскую работу в Боровске.
- С 1868 года поселился в Москве, некоторое время давал частные уроки.
- 1869 – начал службу в должности помощника библиотекаря в первой общедоступной библиотеке Москвы – Чертковской библиотеке.
- 1874, ноябрь – поступил на службу в библиотеку Румянцевского музея. Здесь он трудился в должности дежурного чиновника последующие 25 лет. Федоров придавал огромное значение книге как средству хранения памяти человечества, библиотеки и музеи считал центрами общественной жизни и просвещения. Он всячески стремился совершенствовать их работу: составил первый систематический каталог книг Румянцевского музея, предложил идеи международного книгообмена для пополнения библиотечного фонда иностранными изданиями, использования в общественных библиотеках книг из личных собраний, создания всемирного систематического каталога, организации выставочной работы, разработал теорию музейно-библиотечного образования. Николай Федорович обладал великолепной памятью, о его познаниях ходили легенды. Коллеги и ученики были уверены, что он знает содержание всех книг библиотеки и обладает глубокими знаниями в различных отраслях науки. Федоров был полиглотом, причем кроме европейских языков знал греческий, латынь, китайский. Его личность притягивала многих известных современников – писателей, мыслителей, ученых, в том числе Л.Н. Толстого, А.А. Фета, В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, художника Л.О. Пастернака. Параллельно службе в библиотеке Федоров постоянно работал над собственными философскими трудами, сложившимися в религиозно-философскую систему.
- 1878, осень – познакомился с Л.Н. Толстым. Общение двух мыслителей продолжалось более десяти лет, закончилось разрывом.
- 1898, сентябрь – вышел в отставку, уволился из Румянцевского музея. В последующий период жизни Федоров плодотворно работал над философскими трудами, систематизировал свое учение.
- 1898, 14 октября – в газете «Новое время» напечатана статья Федорова «Разоружение». В ней он высказал мысли о применении регулярной армии и вооружений для борьбы с разрушительными климатическими аномалиями и бедствиями, например использования артиллерийского огня или взрывчатых веществ для воздействия на атмосферные явления и избавления человечества от засух или наводнений. Основная идея статьи – применение орудий смерти для блага людей.
- 1899 – из-за мизерной пенсии Николаю Федоровичу пришлось вновь поступить на службу – в архив Министерства иностранных дел.
- 1899 – совершил путешествие в Асхабад, а оттуда – на Памир со своим учеником Н. Петерсоном.
- 1900, июль – в газете «Асхабад» опубликована работа Федорова «Самодержавие».
- 1903, 15 декабря – умер от воспаления легких в Мариинской больнице для бедных в Москве.
- В 1906 году впервые изданы сочинения Федорова. Ученики и друзья подготовили, систематизировали и осуществили издание его философского учения под названием «Философия общего дела» в двух томах (второй том вышел в 1913).
Николай Федоров
Биография
В юности Фёдоров бывал у Г. Р. Державина и пользовался его и Д. И. Хвостова покровительством. В дальнейшем имя Фёдорова у современников ассоциировалось с именем «патентованного» графомана Хвостова; к его стихотворной продукции общее отношение было пренебрежительным.
В 1823 г. служил секретарем при директоре департамента духовных дел (А. И. Тургенев) в министерстве духовных дел и народного просвещения; затем был театральным цензором, позже помощником заведующего картинами и драгоценными вещами в Императорском Эрмитаже. Фёдоров сотрудничал в «Северной Пчеле» и писал в 1838—1842 годах критические разборы в «Журнале Министерства народного просвещения». В 1833 г. Фёдоров, по предложению президента Академии Российской А. С. Шишкова, избран в ее действительные члены, а после упразднения академии (1841), был почетным членом отделения русского языка и словесности Петербургской АН.
https://youtube.com/watch?v=VAwF2MPR714
Врачи боролись за жизнь Бориса Моисеева!
Все видео
Теория о воскрешении мертвых
Николай Федорович был убежденным сторонником симбиоза науки и религии. Его модель развития общества строится на объединении людей разных рас и национальностей для преодоления всеобщих человеческих проблем: болезней, голода, природных катаклизмов.
Главная человеческая проблема – смертность. Федоров утверждал, что смерть – зло, и должна быть побеждена. Каждый человек, появляясь на свет после смерти своих предков – преступник, и обязан искупить свое право на жизнь, способствуя воскрешению всех умерших.
Воскрешение – процесс, основанный на законах физики. Каждый предмет во Вселенной состоит из атомов, которые связаны между собой энергиями притяжения и отталкивания. Ученые должны найти способ, как с помощью этих энергий воссоздать тела умерших из биологического материала, оставшегося после смерти, и оживить их. Людей можно воссоздать, собрав воедино энергию молекул и атомов, из которых они состояли. Ученый полагал, что есть и другие способы воскрешения. Обнаружение такого способа приведет человечество к истинному бессмертию.
По мнению философа, рай должен быть создан на Земле. Пока он воспринимается, как некое эфемерное пространство, где обитают души праведников, человечество допускает существование пороков (грехов). Если отказаться от этой концепции, и попытаться искоренить в человеке стремление к зависти, ненависти, гордыне и другим грехам, это даст возможность создать землю обетованную – описанное в Библии благословенное место, где люди и животные живут в мире и согласии.
«АукцЫон»
«АукцЫон» — главная группа в творческой биографии Леонида Федорова, которая была образована в 1983 году на обломках «Фаэтона».
Федоров стал главным композитором и музыкальным руководителем коллектива, а затем и его ведущим вокалистом.
В середине восьмидесятых за «АукцЫоном» закрепилась слава одной из самых интересных советских рок-групп, у которой выделялись уникальный музыкальный стиль и узнаваемый сценический образ.
Группа «АукцЫон»
В конце восьмидесятых музыканты «АукцЫона» впервые отправились на гастроли за рубеж. Во Франции они записали свой альбом, что до них удалось сделать лишь нескольким советским группам. Когда в стране начался экономический кризис, коллектив активно гастролировал за границей.
В 1992 году новым другом и соратником музыкантов «АукцЫона» стал художник, исполнитель и поэт Алексей Хвостенко, с которым они работали над записью четырех альбомов, а после его смерти Федоров выпустил на стихи Хвоста еще несколько пластинок.
В конце девяностых и первой половине двухтысячных годов у «АукцЫона» не вышло ни одного студийного альбома. Долгое молчание группы было прервано выпуском пластинки «Девушки поют» в 2007 году, для записи которой музыканты отправились в Нью-Йорк, где к ним присоединились известные американские андерграундные звезды Нед Ротенберг, Фрэнк Лондон, Джон Медески и Марк Рибо. Через четыре года «АукцЫон» снова напомнил о себе выпуском «Юлы».
Что такое космизм
Николай Федорович – основатель модели развития общества, в котором будут возможны путешествия в Космос, и его колонизация. Если человечеству удастся воплотить истинный смысл христианства – воскрешение предков, миллионам людей не хватит места одной на планете, поэтому изучение космического пространства – естественная необходимость.
Господь создал Вселенную в виде безграничного пространства, только планета Земля, его мизерная часть, населена людьми. Все остальные небесные тела должны будут заполнить воскрешенные люди – все умершие, начиная от первобытных общин, до настоящего времени. После воскрешения, люди из других эпох будут изучать науки, усваивать новую культуру и присоединятся к освоению Космоса. Таким образом, воплотится замысел Бога о вечной жизни.
По мнению Федорова – философствование без действия приводит науку в упадок, и, постепенно, вместо пользы начинает приносить человечеству вред. Теоретические знания обязательно должны подкрепляться практикой, и первое, о чем должны позаботиться люди на пути к вечной жизни – создание и принятие новой этики.
Межполовые отношения: отношение Федорова к семье и браку
У Федорова был свой взгляд на особенности взаимоотношений мужчин и женщин. Он полагал, что в современном мире царит культ женщины и стремление к плотским отношениям, лишенным эмоциональной привязанности между партнерами.
Философский подход мыслителя к супружеским отношениям предполагал, что основой брака должно стать Божественное Триединство. Так же, как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух являют собой единое существо, в котором сплотились три индивидуальные ипостаси, так и союз мужчины и женщины должен стать единением двух полноправных личностей, уважающих и поддерживающих друг друга. В браке не должно быть абсолютного альтруизма или абсолютного эгоизма.
Семья должна основываться на принципах:
- доверия;
- открытости;
- уважения;
- сочувствия;
- понимания.
Деторождение – цель создания семьи. В браке не должно быть похоти, но должно быть стремление к отцетворению – созданию людей, которые будут населять новые миры. Человек не должен стремиться к продолжению рода, как способу избежать свой собственной смерти, и передавать страх смерти последующему поколению. Победить смертность ему поможет любовь к предкам и переход в эру воссоздания – воскрешения умерших.
Первый путь развития человечества
Монументальный труд Николая Федоровича позволил ему составить свою концепцию развития человечества. Первый возможный путь развития – путь эволюции. Ученые всего мира объединят свои усилия, и будут работать над воскрешением, постепенно воссоздавая человеческий генофонд.
Промышленность сократит отрасли, производящие товары, у которых нет целевого назначения. Основные активы производства перейдут в сельскую местность, большинство людей откажутся от урбанизации. Городская среда способствует развитию у человека потребительского отношения к жизни и паразитизму. Она делает людей ущербными и несчастными, лишает естественной потребности в развитии.
Вооруженные силы больше не будут задействованы в военных конфликтах. Их новой задачей станет защита человечества от стихийных бедствий, и устранение их последствий. Возникновение войны в этом варианте будущего невозможно – она станет пережитком. Человечество сфокусируется на развитии, образование будет обязательным для всех людей – без этого невозможно претворить в жизнь план воскрешения.
Во главе государств будут не президенты, а монархи. Но их форма управления будет демократичной, направленной на повышение качества уровня жизни населения. Монарх будет исполнителем воли Бога на Земле.
Особенности русского космизма
Космизм – направление в философии, основанное на представлении о Космосе как жилом пространстве, и человеке как «гражданине Мира». Русский космизм противопоставляется западному космизму, основанному на индивидуализме. Федоров предложил новый метод мышления: некоторую часть знаний человек получает непроизвольно, в процессе выживания с другими людьми. Преодоление проблем сообща – важная жизненная задача, решение которой способствует появлению всеобщего братства.
Становление русского космизма началось с идей Николая Федоровича о воскресении предков и заселении Космоса. Продолжателем дела Федорова стал Циолковский – основоположник современной космонавтики. Ему принадлежат все расчеты и уравнения движения ракет, изобретение двухступенчатой ракеты. Он предлагал освоение Космоса с целью его заселения. Предполагалось, что люди будут жить на орбитальных станциях и иметь возможность свободно перемещаться во Вселенной.
Направления русского космизма:
- естественнонаучный;
- религиозно-философский;
- ноосферный;
- художественно-поэтический;
- эзотерический.
Не смотря на разницу подходов, русский космизм – целостное социокультурное явление. Он направлен на восприятие человека как органической части Космоса, активного участника процесса развития Вселенной, наделенного способностью изменить мироздание.
2 Современники Фёдорова
В 1870-х годах Фёдоров, работая библиотекарем, был немного знаком с К. Э. Циолковским. Циолковский вспоминал, что его Фёдоров тоже хотел сделать своим «пансионером», называл Фёдорова «изумительным философом».
В 1878 году с учением Фёдорова в изложении Петерсона познакомился Ф. М. Достоевский. Достоевский писал о Фёдорове: «Он слишком заинтересовал меня… В сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои».
В 1880-х и 1890-х годах Л. Н. Толстой и Вл. Соловьёв регулярно общались с Фёдоровым. Л. Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Вл. Соловьев писал Фёдорову: «Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном. „Проект“ Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров… Со времени появления христианства Ваш „проект“ есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным… Будьте здоровы, дорогой учитель и утешитель». Влияние Фёдорова заметно в работе Соловьёва «Об упадке средневекового миросозерцания».
А. Фет также высоко ценил личность и идеи Фёдорова.
Интересные факты
- В те годы, когда жил первопечатник, фамилии в нынешнем понимании еще не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий, а также в отдельных деловых бумагах, Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год).
- Помимо церковной службы и книгопечатания, Федоров изготавливал многоствольные мортиры и отливал пушки.
Пушка, отлитая Иваном Федоровым
- Иван Друкар – сын Федорова — погиб спустя три года после смерти отца. Произошло это при невыясненных обстоятельствах, однако некоторые грешат на тех же монахов-переписчиков (что маловероятно).
- Есть теория, согласно которой Федоров далеко не первый книгопечатник на Руси – печатать пробовали и раньше, но результаты были намного хуже, поэтому типографское ремесло с первого захода не прижилось.
Журналистская деятельность
В 1815 году Фёдоров издавал собственный журнал «Кабинет Аспазии», по типу приближенный к альманахам; вышло 6 книжек за 1815 год и, по некоторым данным, ещё одна за следующий (не сохранилась). Альманах, художественный уровень которого невысок, является большой библиографической редкостью. В нём появилась, в частности, статья в поддержку творчества Хвостова.
В 1828 году Фёдоров подавал прошение об издании газеты «Санкт-Петербургский дневник», но получил разрешение на издание журнала «Санкт-Петербургский зритель». При этом деятель III Отделения М. Я. Фон-Фок охарактеризовал Фёдорова так:
Вышла только одна книга «Зрителя».
7 Современность
В конце XX века в России интерес к творчеству и идеям Фёдорова снова возрос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н. Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н. Ф. Фёдорова регулярно работает научно-философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н. Ф. Фёдоров и К. Э. Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 году был проведён Международный Конгресс в Белграде «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова».
23 октября 2009 года в городе Боровске Калужской области открыт первый в России памятник Николаю Фёдоровичу Фёдорову.
Примечания
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.126.
- Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.373, 377, 382.
- Шехурина Л. Д. Фёдоров Борис Фёдорович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Т.2. С.505.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.67.
- Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976. С.33.
- Коровкевич C. Ярче и глубже показывать новое, передовое. Заметки о весенней выставке работ ленинградских художников // Вечерний Ленинград, 1954, 12 июня.
- Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976. С.33.
- Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.58.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1970. С.30.
- Связь времен. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997. С.300.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.27.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982. С.19.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.25.
Философия общего дела
Федоров, глубоко религиозный человек, мыслил в христианской традиции, в его умозаключениях наука объединяется с религией. Согласно ему, главной целью человеческого существования является создание царства Божия на Земле. И человечество призвано достигнуть этого идеального состояния, уничтожить зло и спасти Вселенную от хаоса и разрушения, используя знания («знания в дело»). Программой знаний и действий для достижения этой цели является Евангелие. Однако, считал философ, общепринятое понимание Евангелия как пути к личному спасению, ошибочно. Он призывал увидеть в нем путь к всеобщему спасению человечества. А идея всеобщего спасения перерастает у Федорова в осмысление космически-божественной функции человека: людям предстоит освоить космическое пространство и заселить космические миры «до окончательного одухотворения Вселенной».
Для достижения этой глобальной цели человечество должно победить смерть, то есть добиться физического бессмертия. Мало этого, бессмертие должно стать возможным не только для живущих в тот момент, но и для всех людей, когда-либо живших на Земле, потому что одного или двух поколений людей недостаточно для заселения многочисленных миров Вселенной. Отсюда возникает идея телесного воскрешения.
Николай Федорович Федоров
Основные факты биографии
Федоров Николай Федорович не был сторонником публичности: он не любил массовые собрания и запрещал рисовать его портреты. Большая часть работ Федорова и ключевые моменты биографии сохранились благодаря записям его учеников, к которым философ относился, как к родным детям.
Сведения о семье ученого скудны. Установлено, что он родился 26 мая 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Будучи незаконнорожденным сыном князя Андрея Гагарина, Федоров не имел права носить фамилию отца, претендовать на наследство. Но князь любил своего сына и поручил брату, Константину Гагарину, позаботится о нем.
Константин оплатил племяннику учебу в лицее Ришелье – престижном учебном заведении, программа которого не уступала программе университета. Завершить образование Николаю Федоровичу не удалось – его дядя умер, а рассчитывать на государственную субсидию он не мог. Но даже трех лет в лицее было достаточно, чтобы получить необходимый багаж знаний для дальнейшего развития будущего ученого.
В 1854 г. Федоров, получив аттестат педагога, вернулся домой и стал преподавать географию. Он работал в уездных училищах и давал частные уроки детям московской знати. В 1869 г. он переехал в Москву и стал работать помощником библиотекаря, где познакомился с Константином Циолковским. Со временем, среди учеников Федорова появились студенты московских университетов, а сам он занялся написанием своих первых научных трудов.
Основные произведения Федорова:
- «Философия общего дела». Сборник сочинений, в которых подробно изложены идеи Федорова о космизме;
- «Авторское право и авторская обязанность или долг». В этом произведении оспаривается концепция авторского права, и предлагается свободное распространение информации.
- «Не эгоизм, не альтруизм, а родство». Размышления философа о необходимости объединения людей на равноправных условиях.
Всего им было написано более 100 работ, часть из которых утрачена. Возродившийся в конце ХХ века интерес к идеям мыслителя позволил сохранить его творчество, и популяризовать его среди представителей научного сообщества и интеллигенции.
Заключение
Николай Федорович Федоров – русский религиозный мыслитель-футуролог, изложивший в своих работах картину мироустройства на многие века вперед. Философское учение Федорова оказало значительное влияние на развитие русской науки и культуры.
Вдохновленные его мыслями о преобразующей роли человечества во Вселенной, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.А. Умов создали учение «русского космизма». На его идеи опирались создатели учения о ноосфере. Философы С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев развили федоровскую философию Общего дела в религиозном направлении.
Идеи Федорова о единении человечества, разумном влиянии на природу, преодолении смертности и сама жизнь философа, прожитая в соответствии с высокой этической планкой, нашли отражение в творчестве русских литераторов и художников: Н. Клюева, В. Хлебникова, А. Платонова, М. Пришвина, Н. Заболоцкого, П. Филонова, В. Чекрыгина.