Челищев, павел фёдорович

Где у ангела крылья?

Вспоминает Стравинский, как Челищев нарисовал ангела с крыльями, растущими из груди. Сам он ангелов видел — в человеке. Среди немногих, кто понимал и ценил мистический сюрреализм моего двоюродного деда, были Гертруда Стайн, поэтесса Эдит Ситуэлл, искусствовед Паркер Тайлер, написавший монографию «Божественная комедия Павла Челищева». Из нее я узнал, что Павлик всю жизнь писал триптих «Ад. Чистилище. Рай», а в «Феномене», томившейся в те годы в запасниках Третьяковки, изобразил ад. И что балетная труппа Баланчина ввезла ее в Советский Союз, замаскировав под театральную декорацию — иначе таможня не пропустила бы. Но подробности передачи музею непрошеного дара художника-эмигранта, служившего чертежником в армии Деникина, так и остались для меня загадкой.

От коммунизма Челищев эмигрировал в Европу, от фашизма — в Америку. И всюду жил в замкнутом кругу своих поклонников и меценатов, ужасаясь наступающему материализму. Его картина «Каш-каш» (прятки) ныне висит в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 40-х годах около нее толпились люди и часами разглядывали непонятную, но притягивающую живопись. «Каш-каш» — воспоминания о безмятежном детстве художника в имении отца, моего прадеда Федора Челищева. Павел любил уходить в лес со своими сестрами — там посреди лесной поляны он впервые ощутил религиозные чувства. «Я молюсь на деревья!» — сказал он сестре Марии.

Биография

Родился в селе Дубровка (ныне в Думиничском районе Калужской области). Отец — калужский помещик Федор Сергеевич Челищев (, Москва — , Лозовая). Математик по образованию, он ознакомил Павла Челищева с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «Внутренней мистической перспективы». Видя тягу сына к живописи, выписал журнал «Мир искусства». Ранние пейзажи Дубровки показали Коровину. Тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».

В году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена. Павел Челищев оказался в Киеве, где брал уроки у Экстер и Мильмана. Был картографом в добровольческой армии Деникина. Вычерчивал укрепления Сивашского перешейка.

Эмигрировал в Стамбул. Затем в Париже стал известным театральным художником труппы Дягилева. Познакомился с Гертрудой Стайн и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой. Перед войной эмигрировал в США со своим партнёром Чарльзом Генри Фордом. Там он достиг мировой славы как живописец, рисовал декорации и костюмы для таких постановщиков и хореографов как Джордж Баланчин и А. Эверетт Остин. С по 1949 годы он рисовал иллюстрации для журнала View издаваемого Фордом и Тайлером Паркером.

В уединился в Италии на вилле Фраскати. Переписывался с сёстрами Варварой Зарудной — кремлёвской учительницей литературы, Марией Клименко, репрессированной и вернувшейся из мест заключения, и двоюродным внуком — поэтом Константином Кедровым.

Челищев умер в 1957 году от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронения тоже сохранено.

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b c Гибсон, Робин (2000). Живопись века: 101 портретный шедевр 1900-2000 гг . Лондон: Национальная портретная галерея . п. 109. ISBN 1-85514-289-9. OCLC  44851362 .
  2. ^ a b Чилверс, Ян (27.09.2017). Оксфордский словарь искусства и художников . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-102417-7.
  3. ^ a b c «Павел Челищев» . Институт Кинси . Архивировано из оригинала на 2012-08-24 . Проверено 11 ноября 2020 .
  4. ^ a b c Дэвид А. Герстнер, изд. Международная энциклопедия квир-культуры Рутледж. (Лондон: Рутледж, 2006). п. 553.
  5. ^ а б «Павел Челищев» . Artnet . Проверено 11 ноября 2020 .
  6. ^ a b Автор поиска помощи: Лиза Конатан (2009). « Путеводитель по собранию Павла Челищева ». Подготовлено для Йельского собрания американской литературы, Библиотеки редких книг и рукописей Бейнеке, Нью-Хейвен, Коннектикут. Проверено 10 ноября 2020 года.
  7. ^ Авторы реестра коллекции: Кристи Фик, Лили Ки, Стефани МакГакен, Дэн Плехов и Малинда Триллер Доран (2018). « Документы Аллена К. Таннера ». Подготовлено для архивов и специальных коллекций, Колледж Дикинсона, Карлайл, Пенсильвания. Проверено 11 ноября 2020 года.
  8. ^ «Павел Челищев — EXCELSIOR» . Сотбис . Архивировано 11 ноября 2020 года . Проверено 11 ноября 2020 .

Какие архивы могут помочь узнать данные о своих предках до революции 1917 года без регистрации

Поскольку до революции российское общество имело сословный характер, то это налагает свой непосредственный отпечаток на проводимые исследователем поиски. Если ваш предок был из дворянского сословия, то данные о нём стоит искать в специальном Российском государственном историческом архиве https://rgia.su, расположенном в городе Санкт-Петербурге (бывшей столице РИ).

В Москве вы можете обратиться в Российский государственный архив древних актов http://rgada.info. Здесь вы можете найти архаичные документы предков периода Смутного времени и ранее.

Также в Москве расположен Российский государственный военно-исторический архив http://ргвиа.рф. В котором можно искать информацию о своих предках до революции по их имени и фамилии. База данных электронной описи архива доступна в тестовом режиме на его сайте бесплатно и без регистрации.

Карьера

Челищев переехал в Париж в 1923 году и познакомился с Гертрудой Стайн, а через нее — с семьями Ситуэлл и Горер. Его интерес к созданию мультимедийных впечатлений в этот период сблизился живописи, кино и танец, привел к коллаборациям с балетным импресарио Сергеем Дягилевым (сценографом для Оды по Мясин , 1928) и хореографа Джорджу Баланчину . Его и Эдит Ситуэлл связывали давние близкие отношения, и они часто переписывались. Челищев написал шесть основных портретов Ситуэлла.

Его первая выставка в США была представлена ​​его рисунками вместе с другими художниками в недавно открытом Музее современного искусства в 1930 году. В 1934 году он переехал из Парижа в Нью-Йорк со своим партнером, писателем Чарльзом Анри Фордом . В Нью-Йорке он продолжил работать с Баланчиным и встретил своего величайшего защитника и покровителя Линкольна Кирстайна . С 1940 по 1947 год он иллюстрировал сюрреалистический журнал View под редакцией Форд, писателя и кинокритика Паркера Тайлера .

Его самая значительная работа — это картина в прятки , написанная в 1940–42 годах и в настоящее время принадлежащая Музею современного искусства в Нью-Йорке.

Ранняя живопись Челищева была абстрактной по стилю, описывалась как конструктивистская и футуристическая, и находилась под влиянием его исследования с Александрой Экстер. После эмиграции в Париж он стал ассоциироваться с движением неоромантизма . Он постоянно экспериментировал с новыми стилями, в конечном итоге включив в свои картины множество перспектив и элементов сюрреализма и фэнтези. В качестве декоратора и художника по костюмам он сотрудничал, в частности, с Сергеем Дягилевым и Джорджем Баланчиным.

Работы Челищу можно найти в коллекциях Чикагского института искусств , Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия , Института искусств Курто в Лондоне и Художественного музея Филадельфии .

Жонглер , холст, масло, картина Павла Челищева, 1931 г.

Среди известных картин Челищева — портреты Натальи Гласко , Эдит Ситуэлл и Гертруды Стайн, а также работы « Явления» (1936–1938) и Тайник (1940–1942). Челищев разработал декорации для Ode (Париж, 1928), L’Errante (Париж, 1933), Nobilissima Visione (Лондон, 1938) и Ondine (Париж, 1939). Он был известен тем, что маскировал тела и лица в геометрические линии или ландшафтные формы на произведениях искусства. Он использовал абстракционизм и символизм, чтобы передать как внешний, так и внутренний вид объекта.

Могила Павла Челищева

Вопрос «Труда»: Какая ваша любимая картина?

22 мая 1856 года Павел Михайлович Третьяков купил первую картину для своей коллекции. Это было «Искушение» Николая Шильдера. Полотно и сегодня украшает экспозицию Третьяковской галереи. Пусть дата и не круглая, но такие события не грех вспоминать при любой возможности: много в стране людей состоятельных, а второго Третьякова что-то не наблюдается. Вот мы и решили поговорить в этот день о живописи.

Эммануил Виторган, актер, заслуженный артист России:

— У Айвазовского мне нравится море. В особенности в его «Девятом вале» — какая стихия! Люблю пейзажи Волошина. О-бо-жаю! Вы тоже услышали в этом слове корень «бог»? Для меня это живые картины со своей историей и со своим видением мира.

Татьяна Буланова, певица, заслуженная артистка России:

— Все-таки Александр Шилов — великий портретист. В его портретах раскрывается душа человека, вся его потаенная сущность. В особенности мне нравятся портреты его дочери Машеньки, которая умерла в раннем возрасте. Они гениальны! От них исходит теплая, светлая аура любви и гармонии.

Наталья Переверзева, фотомодель, победительница конкурса«Краса России»:

— Неизгладимо сильное впечатление произвела на меня «Джоконда» Леонардо да Винчи. Когда я увидела эту картину в Лувре, была поражена и, наверное, час провела перед этим полотном. Чем-то необъяснимым и загадочным веет от облика Моны Лизы. Готова подписаться под словами Фаины Раневской: «Кажется, что она знает все обо мне, а я о ней ничего».

Алексей Ягудин, фигурист, олимпийский чемпион:

— Люблю «Черный квадрат» Малевича. Эта картина заставляет остановиться, отвлечься от суеты и задуматься о вечном. Мы все уйдем, она останется, шутка ли:

Светлана Алдабергенова, студентка:

— Из русских живописцев мне нравится Федор Васильев. Меня настолько захватили его работы, что я стала изучать историю его жизни. Представляете, человек прожил всего 23 года, а сколько потрясающих работ! Моя любимая — «Иллюминация в Петербурге» 1869 года, она завораживает. А еще люблю Альфреда Сислея. О нем нужно детям в школе рассказывать на уроках рисования, чтобы они больше ценили творческих людей: очень яркие, живые картины, взять хотя бы мою самую любимую, «The Regatta Sun». И ноль признания при жизни, жил в неизвестности и в нищете умер.

Михаил Задорнов, писатель-сатирик:

— Самое любимое мое полотно — это картина окружающей жизни, любая фантазия бледнеет в сравнении с ней. Меня она заставляет задуматься, чтобы вы могли потом рассмеяться. Изучаю ее неустанно.

На телефоне Анна Корытина

Ходоки у Ленина

После 1917-го вся семья еще жила в родовом имении. Крестьяне снарядили делегацию к Ленину с просьбой оставить прадеда в Дубровке с многодетной семьей в должности лесничего. Прадед покрыл лесами всю Калужскую губернию, имение приносило ему 7 миллионов годового дохода — громадная по тем временам сумма. Ленин принял ходоков и приказал: «Выселить в 24 часа!» Подвода едва вместила многочисленное семейство: прадеда с женой и Павлика с сестрами — Натальей, Варварой, Марией, Софьей, Александрой. «Барышни, что же вы смеетесь? Не знаете, какая мука вас ждет», — сказал им сердобольный крестьянин. Уцелели три сестры: Мария — пройдя ГУЛАГ, Александра — в парижской эмиграции, Варвара, самая благополучная, жила в Москве, преподавала литературу в кремлевской школе. И хотя ее муж был расстрелян, пересылала Марии в конц-лагерь продовольственные посылки от Павлика.

У меня хранятся его письма к Варваре: он объясняет, что живопись его — не безумие, а новое духовное зрение. Теперь я понимаю, что он видел человека в мистической сферической перспективе, которую Павел Флоренский назвал обратной перспективой. Трудов Павла Флоренского Павел Челищев в далекой Америке не знал, ничего не ведал о соловецком узнике, но пришел к тем же выводам.

Последние годы жизни Павел провел в Италии, вблизи православного монастыря, ведя замкнутый образ жизни. Здесь, на родине всех художников, он нашел и последнее пристанище. Его письма 50-х годов наполнены ужасом перед материализмом, который захлестнул всю западноевропейскую цивилизацию. Он ищет выхода в невидимое глазу четвертое измерение, много думает о православной иконе и приходит к выводу, что овальная мандорла, окружающая Христа на старинных иконах, — это чертеж всего мироздания. Его картины все более утончаются, освобождаясь от материи. Сначала тело человека становится для него прозрачным, как рентгеновский снимок, потом анатомические очертания и вовсе исчезают, возникает сияющий чертеж души, сотканный из звездного света.

Другие источники поиска данных о родственниках до революции по фамилии

Если ваши предки проживали до революции в Москве или Санкт-Петербурге, то существенно помогут в поисках адресные справочники «Вся Москва» и «Весь Петербург». Здесь вы можете отыскать по фамилии бесплатно данные об адресе вашего родственника, а также о его занятии. Эти справочники доступны в интернете на сайте исторической библиотеки https://www.shpl.ru.

Также могут помочь «Памятные книжки» — сборники сведений о людях в губерниях, занимающих какую-либо должность (от обычного врача до председателя собрания). Во всех таких книжках есть указатели, которые помогут отыскать нужного человека. Просмотреть некоторые бесплатные памятные книги можно на сайте http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9503.

«Феномена»: разгадка тайны

Вот тогда-то и появился у меня интерес к картинам двоюродного дедушки, знаменитого Павлика, как и сегодня его любовно называют у нас в роду. И вскоре в ответ на мою просьбу прислать открытку с картиной пришла коричнево-белая репродукция, в которой я тогда ровным счетом ничего не понял. Какие-то громадные здания-пирамиды, люди в балахонах, пожилая женщина со спицами у входа в пещеру, странные уродцы, босоногий великан…

Я не знал, что здания — это небоскребы Нью-Йорка, женщина со спицами — Гертруда Стайн, покровительница Челищева, Хемингуэя, Ремарка (это она сказала первой о потерянном поколении). Босоногий великан — композитор Игорь Стравинский, а люди в балахонах — куклуксклановцы. Картина написана в 1938 году в Нью-Йорке, где он вместе с Шагалом, Бретоном, Леже, Мондрианом и другими знаменитостями спасался от фашизма.

Тогда я не мог и мечтать, чтобы эта картина оказалась в Советском Союзе. Но именно об этом мечтал ее автор. И вот три года спустя, в 1962-м, после его неожиданной смерти от инфаркта в 57 лет, в Москву приезжает балетная труппа самого Баланчина, друга Павлика. Пожелтевшая газета Большого театра за 1962 год сообщает, что балетмейстер передал в дар Третьяковке картину Челищева «Феномена». Мне 20 лет, я уже знаю, что такое сюрреализм. В моем архиве — альбом с последней выставки Павлика. Там портрет моего прадедушки, калужского помещика Федора Челищева: в виде головы тигра и одновременно пейзажа нашего родового имения Дубровки. За семь лет до Сальвадора Дали Челищев создавал такие портретопейзажи, или пейзажепортреты. Репродукция «Феномены» здесь черно-белая, но в большем формате. И мне уже не надо объяснять, кто такой Стравинский. Я много раз прослушал пластинку с музыкой к балету «Орфей», а вскоре вышли мемуары Стравинского, где Павлику посвящена глава — единственное упоминание о художнике за все годы советской власти. Стравинский пишет о нем как о мистике, верившем в гороскопы, и удивляется, что такой замечательный художник носил на запястье браслет из красной шерсти и был убежден, что красный цвет притягивает целительную энергию Марса. Забавно, что про этот браслет Павлик написал мне в открытке: у меня был в детстве ревматизм, и он рекомендовал именно это волшебное средство — браслет из красной шерсти.

Работы разных лет

Женщина с бусами Женский портрет —
Человек в голубой маске Портрет мужчины с тату —
Детство Орсона Обман слепого человека —
Давид и Голиаф Niobe
— — —
— — Золотая ваза
Солнце Корзина с клубникой

http://haikeus.blogspot.com/2011/06/blog-post.html

http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Челищев,_Павел_Фёдорович

http://www.kommersant.ru/doc/721661

http://www.hechoamano.ru/Chelischev/

http://www.aej.org.ua/exhibitions/892.html

http://ilyabass.org/Stein/steintchel.html

http://ruckp.org/topic/9996-павел-челищев-первый-русский-сюрреалист-мисти/

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2527

http://www.arterritory.com/ru/teksti/recenzii/2781-medlennoe_vozvracshenie/

http://azbuka.gif.ru/critics/odin-iz-nashih/

http://azbuka.gif.ru/critics/emigrant-syurrealist/

http://azbuka.gif.ru/critics/pch/

http://www.rg.ru/2011/04/18/chelishev-site.html

http://magazines.russ.ru/ra/2005/6/st26.html

Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:

  • vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;

  • gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;

  • myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
  • familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
  • books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;

  • jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.

Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.

Описание картины Кипренского Портрет мальчика Челищева

Полотно выдающегося русского художника О.А.Кипренского. Глядя на произведение «Портрет мальчика Челищева» зритель задается вопросом: «Как мог автор произведения в мальчике двенадцати лет увидеть будущую выдающуюся личность?» В момент написания картины герою было всего двенадцать лет, но спустя три года, в свои пятнадцать он пойдет на войну с Наполеоном.

С полотна на зрителя смотрит мальчик. Взгляд его спокоен, а его глаза будто бы пытаются рассмотреть своего зрителя. Его овальное лицо совсем юное с пухлыми щеками, очень нежным кожным покровом и красивыми очертаниями детских губ. Глаза у него большие и выразительные. Юноша будто бы пытается рассмотреть свое будущее, весь тот путь, который ему уготовила жизнь.

Автор полотна очень четко передал своему зрителю всю индивидуальность юного лица и то своеобразное выражение, по которому сразу видно, что перед зрителем уже не ребенок

Не обращая внимание на уменьшенную копию «взрослой» одежды видно что перед этим юным мальчиком простирается великое будущее. В то будущее когда он станет героем

В том, как юноша держит голову, его манера держаться показывает, что у мальчика очень хорошее воспитание.

При написании этого полотна художник использовал такие цвета: как белый, красный и черный. Всю выразительность картине придает красный жилет героя. Его синий, почти черный сюртук придает контрастности яркому цвету. Кажется, что именно это бросает оттенок на его еще детские щеки. Глядя на белоснежный воротник рубашки, можно сделать вывод, что в герое течет кровь аристократа. Его прическа ничем не отличается от прически взрослого мужчины, свойственной прическе тех времен.

На этом полотне нет ни одного лишнего мазка, который мог бы рассеять внимание зрителя от портрета юного мальчика. Его наряд прост

Это сделано для того что бы зритель мог сконцентрировать свое внимание на лице мальчика, на выразительном взгляде его черных глаз.

Ведь недаром в народе бытует пословица, глаза – это зеркало души. Художнику удалось передать – эту душу, пока еще юного героя, на своем полотне. Глядя на это взгляд понимаешь, как быстро возмужал этот на вид еще мальчик.

Внешние ссылки [ править ]

  • Институт Кинси: биография и галерея нескольких картин Челищева
  • GLBTQ биография
  • Биография галереи Тейт
  • Артнет-рецензия на выставку «Павел Челищев: Пейзаж тела»
  • Коллекция MoMA
  • Путеводитель по коллекции Павла Челищева в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке
Авторитетный контроль
  • BNF : cb14432966x (данные)
  • GND : 119315602
  • ISNI : 0000 0000 8359 3534
  • LCCN : n50008439
  • MBA : 73eb4b59-22c8-4dba-98cf-c3f9efa9cfc6
  • NLI : 001436191
  • NTA : 074132601
  • РКД : 76661
  • SNAC : w6qc06xq
  • SUDOC : 085854387
  • Trove : 990066
  • УЛАН : 500004010
  • VIAF : 14991184
  • Идентификационные данные WorldCat : lccn-n50008439

Биография

Автопортрет (1925)

Павел Челищев открыватель новых путей в живописи первой половины ХХ века. Его творчеством восхищались, его боготворили в Европе и США, его называли «русским Дали». В то же время на родине в России имя этого самобытного и талантливого художника мало кому известно.

Художник Павел Федорович Челищев родился 21 сентября 1898 года в Калуге, в аристократической и богатой семье. В детстве его окружали няньки и гувернантки, в семье говорили по-французски, по-немецки и по-английски. Впоследствии знание этих языков оказало неоценимую услугу юному художнику, когда он волею революции оказался за границей.

С приходом революции, все имущество родителей конфисковали новые власти. Семья с трудом, передвигаясь вместе с Белой Армией, добралась до Киева. Там Павел, работая бок о бок с Малевичем и Эль-Лисицким, познакомился с идеями конструктивизма и абстракционизма, которые, впрочем, в дальнейшем не принял. Спасаясь от Красной Армии, Челищев бежал в Одессу, затем через Константинополь и Софию пробрался в Берлин, а оттуда переехал в Париж.

В Париже рождается Челищев-живописец — в 1925 году он впервые участвует в Осеннем салоне, знакомится с Гертрудой Стайн и получает статус её протеже. Стайн, с начала века опекавшая новое парижское искусство, не только покупала работы Челищева, но и делилась с ним секретами своих прежних любимцев, рассуждая о «цвете, форме и картине».

Портрет сидящего молодого человека (1927) Сбор урожая (1928) Испанский танцор (1930)
Китайская песня (1932) Портрет Чарльза Форда в маковом поле (1933) Маска света (1934)

Восприимчивый молодой эмигрант быстро усваивал уроки послевоенной парижской школы, художники которой продолжали эксперименты в русле течений начала века — фовизма, кубизма, экспрессионизма, дадаизма, не боялись смешения стилей и вообще не боялись ничего.

С лёгкой руки Гертруды Стайн Челищев знакомится с английской поэтессой Эдит Ситуэл, портрет которой тоже есть в экспозиции. Безответно влюблённая, она покупает его работы, устраивает выставки, опекает, но со временем становится одной из причин разрыва Челищева и Стайн и настоящей обузой.

Портрет Линкольна Кирстена (1937) Джеймс Джойс (1937) Сибилла (1937)
Без названия / Мышь (1939) Портрет моего отца / Тигр (1939)

В 1934 году Челищев вместе с Чарльзом Фордом покидают неспокойную Европу, чтобы провести почти 15 лет в Америке. Для Челищева это время карьерного взлёта. Он оформляет журнал спасающихся в США европейских сюрреалистов, где Форд главный редактор, иллюстрирует роман Форда и Паркера «Молодые и злые», вместе с Баланчиным, Дали и Кокто участвует в проектах балетного импресарио и писателя Эдварда Кирштейна, снова работает с Борисом Романовым, теперь балетмейстером Метрополитен-опера. В 1942 году выставку Челищева устраивает нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА).

Дети-листья (1939) Портрет моего отца / семьи (1939) Белая лошадь и акробаты, эскиз (1941)
Феникс (1942) Внутренний пейзаж (1944) Прозрачная голова (1944)

Однако в конце 40-х интерес к сюрреализму падает под натиском рождающегося американского авангарда с мощными фигурами Поллока, Горки, Ротко, Де Кунинга, и Челищев вместе с Фордом и его сестрой перебирается в Италию, где увлекается астрологией, оккультизмом, вспоминает уроки отца. Плотская чувственность покидает его холсты, сменяясь поисками «внутренней перспективы… проекции высшего». Он больше не «стремится покорить вселенную», потому что «прежде всего надо понять самого себя». Человеческие головы и полуфигуры как под рентгеновскими лучами демонстрируют внутренние системы — кости, мышцы, сосуды, нервы. Постепенно фигуры исчезают, оставляя за собой сияющие абстрактные структуры, «внутренние ландшафты», неожиданно отзывающиеся в эстетике оп-арта.

Анатомическая голова (1946) Анатомическая живопись (1946) Бог дождя (1947)
Золотой человек (1948) Лабиринт (1949) Апофеоз (1954)

Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.

Библиография

  • Tyler P. The Divine Comedy of Pavel Tchelitchev. New York: Fleet,
  • Kirstein L. Tchelitchev. Santa Fe: Twelvetrees Press,
  • Константин Кедров «ВЕЩИ ЛЕЧЬ ЧЕЛИЩЕВ»
  • в кн. «Параллельные миры». М. АиФпринт.2001
  • Константин Кедров «Павел Челищев возвращается в Россию».»Новые Известия» 16 марта 2002 г.
  • Константин Кедров «Нечетнокрылый Ангел» (поэма о Павле Челищеве)
  • «Рай Павла Челищева»/ Предисловие на русском и на французском Александра Шумова со стихами на русском и франц. Константина Кедрова в переводе Кристины Зейтунян -Белоус. М.: Издательство Университета Натальи Нестеровой, .
  • «Боярин и Ситвука (Штрихи к портрету Павла Челищева» // Рождественский Г. Треугольники. М.: Слово,
  • Хан-Магомедова В. Прозрения Павла Челищева // Искусство (учебно-методическая газета), , № 17 (329), 1-15 сентября
  • Кузьмина С. Внутренние пейзажи // Европа Экспресс,, № 42 (398), 17 октября
  • Евгений Степанов о книге «Рай Павла Челищева» Дети Ра 8(21). 2005.
  • Давенпорт Г. Челищев// Он же. Собака Перголези. Тверь: Митин журнал, , с.127-142
  • Загадка Русского Дали
  • Кузнецов А. Метаморфозы Павла Челищева / Павел Челищев: каталог выставки: 10 апреля — 17 июля 2011 г., галерея «Наши художники».- СПб.: Петроний, 2011.- С. 11-63.

Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского 8 класс

Орест Адамович Кипренский — великий русский живописец, известный своими восхитительными детскими портерами. Одним из таких произведений является «Портрет мальчика Челищева», оригинал которой располагается в Третьяковской галереи.

«Портрет мальчика Челищева» — это детский портрет, где автор постарался изобразить именно внутренний мир ребёнка, а не лишь его внешность, как это любили делать раньше.

На холсте изображён маленький мальчик, лет восьми, с его ещё пухленькими детскими щёчками и нежной кожей. Автор просто изумительно передал всё детское лицо. На картине видна превосходная игра цветов, это подчёркивает его яркие глаза и сочные губы

Причёска тоже не уделена вниманием, изображены даже мельчайшие детали. При одном просмотре на картину, кажется, что этот маленький мальчик с лохматой причёской стоит прямо перед тобой и смотри на тебя своими детскими глазками

Одет главный герой произведения в чёрный бархатный плащ, закрывающий часть шеи, белую рубашку и яркий светло-красный жилет с вшитыми двумя пуговицами. Вся его одежда какая-то необыкновенная, как будто пропитана этим детским разумом.

Цветовая гамма картины сама выделяется при одном просмотре на полотно, все краски расположены чётко и логично, а на самой картине нет ни единой детали, которая могла бы отвлечь от внешности мальчика.

Кажется, что этот умным ребёнок понимает, что его безобидное детство подходит к концу, наступает время взрослеть и переходить в жизнь, когда надо трудиться. Кажется, что ты начинаешь слышать мысли мальчика, понимать его внутренний мир.

Как бы то ни было, это полотно позволяет понять этот восхитительный период в жизни маленького героя — период, когда можно делать всё безнаказанно, а все преграды растворяются под натиском этой детской радости.

Карьера [ править ]

Челищев переехал в Париж в 1923 году и познакомился с Гертрудой Стайн, а через нее — с семьями Ситуэлл и Горер. Его интерес к созданию мультимедийных впечатлений в этот период сблизился живописи, кино и танец, привел к коллаборациям с балетным импресарио Сергеем Дягилевым (сценографом для Оды по Мясин , 1928) и хореографа Джорджу Баланчину . Его и Эдит Ситуэлл связывали давние близкие отношения, и они часто переписывались. Челищев написал шесть основных портретов Ситуэлла.

Его первая выставка в США была представлена ​​его рисунками вместе с другими художниками в недавно открытом Музее современного искусства в 1930 году. В 1934 году он переехал из Парижа в Нью-Йорк со своим партнером, писателем Чарльзом Анри Фордом . В Нью-Йорке он продолжил работать с Баланчиным и встретил своего величайшего защитника и покровителя Линкольна Кирстайна . С 1940 по 1947 год он обеспечивал иллюстрации для сюрреалистического журнала View , редактировавшегося Фордом и писателем и кинокритиком Паркером Тайлером .

Его самая значительная работа — это картина в прятки , написанная в 1940–42 годах и в настоящее время принадлежащая Музею современного искусства в Нью-Йорке.

Ранняя живопись Челищева была абстрактной по стилю, описываемой как конструктивизм и футуризм, и находилась под влиянием его исследования с Александрой Экстер. После эмиграции в Париж он стал ассоциироваться с движением неоромантизма . Он постоянно экспериментировал с новыми стилями, в конечном итоге включив в свои картины множество перспектив и элементов сюрреализма и фэнтези. В качестве декоратора и художника по костюмам он сотрудничал, в том числе, с Сергеем Дягилевым и Джорджем Баланчиным.

Работы Челищев можно найти в коллекциях Чикагского института искусств , Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия , Института искусств Курто в Лондоне и Художественного музея Филадельфии .

Жонглер , холст, масло, картина Павла Челищева, 1931 г.

Среди известных картин Челищева — портреты Натальи Гласко , Эдит Ситуэлл и Гертруды Стайн, а также работы « Явления» (1936–1938) и Тайник (1940–1942). Челищев разработал декорации для Ode (Париж, 1928), L’Errante (Париж, 1933), Nobilissima Visione (Лондон, 1938) и Ondine (Париж, 1939). Он был известен тем, что маскировал тела и лица в геометрические линии или ландшафтные формы на произведениях искусства. Он использовал абстракционизм и символизм, чтобы передать как внешний, так и внутренний вид объекта.

Могила Павла Челищева

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: