Детство и юность
Будущий художник и писатель родился 28 июля 1893 года в Архангельске. С самого детства его биография была полна интересных событий. Родители Бориса, коренные поморы, учили его любить родной край и беречь природу. Отец работал главным механиком в Мурманском пароходстве. От него сын узнал поморский кодекс чести и перенял дар рассказчика. Мать мальчика была старообрядкой и привила ему любовь к старинным русским песням и сказкам.
Все, что маленький Боря слышал вокруг, он впитывал в себя. А слышал он рассказы про суровые будни северных народов, высказывания о любви к родине и людям. В гости к Шергиным довольно часто приходили поморы и мореходы. Борис заучивал их песни, поговорки и сказки. Они остались у него в памяти на всю жизнь и в будущем легли в основу собственных произведений.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, он отправился на обучение в мужскую гимназию Архангельска. Там Шергин целенаправленно начал собирать народные сказания и былины. Тогда же он стал мастерить собственные книги: сшивал между собой тетради и заполнял их рисунками и записями. Любимые сказки и былины Боря без стеснения зачитывал родственникам и друзьям.
Шергин рос творческим ребенком: помимо увлечения литературой он занимался иконописью, собирал модели кораблей и расписывал утварь. В начале 20-го века в Российской империи началась мода на народное искусство. Борис с упоением изучал очерки в журналах и любовался репродукциями картин, посвященных Северу. Когда пришло время определяться с будущей профессией, Шергин метался между двумя главными увлечениями.
Сделать выбор помог случай. В 1911 году молодой человек встретился с художником из Москвы Петром Субботиным. Он оценил талант Шергина и посоветовал ему поступить в Строгановское училище. Юноша прислушался к совету именитого знакомого и два года спустя отправился обучаться художественному делу.
Личная жизнь – источник счастья, грусти и мастерства
Женатый с 1868 года на Евгении Александровне, сестре своего друга, художника Фёдора Васильева, Шишкин стал нежным и заботливым мужем и отцом (родилось трое детей: в 1869-м дочь Лидия, единственная, пережившая отца, и в 1871-м и 1873-м два сына). В 1873 году умер старший сын, за ним в 1874-м жена. Смерть супруги выбила художника из колеи, он замкнулся, топя горе в спиртном. В 1875 году умер второй сын. Характер Шишкина стал несносен, он беспрестанно ссорился с близкими и друзьями, разогнав всех, забросил работу. К счастью, это продолжалось недолго – победила привычка трудиться, получать результат, похвалы и награды. Она заставила художника вернуться к деятельной жизни. Произведения Ивана Ивановича Шишкина этого периода обрели популярность на передвижных выставках («Первый снег», «Рожь» и другие).
В 1880-м венчался со своей ученицей, Ольгой Лагодой. Летом 1881 года она родила дочь Ксению, но насладиться счастьем материнства ей было не суждено, в этом же году молодая супруга Шишкина (1850 г.р.) умерла.
Дочерей (от первого и второго брака) взяли на воспитание родственники.
Работа и только работа спасли художника. Наблюдения за природой, вдумчивые и длительные, позволяли притуплять боль потерь и переносить свои чувств и мысли на холсты, вновь и вновь оттачивая мастерство. Применение в одной работе разных кистей, непохожих мазков, неожиданные формы и решения делали пейзажи Шишкина совсем недосягаемыми для понимания способов передачи потрясающей реалистичности.
Произведения конца 1880-х, «Дубы. Вечер», «У берегов Финского залива» и другие, служат подтверждением достижения мастером удивительной лёгкости и свободы. Картины Шишкина словно наполнены воздухом, ветром, влагой, они шуршат, трещат и шелестят, как те исполины-деревья, что изображены на них.
[править] Библиография
- Монахов В. Н. Б. И. Хоменко. Выставка работ. Каталог. Л., КГИ, 1960
- Хоменко Б. И. Так начинался Усть-Илим. Рисунки автора // Советский учитель (Л.), 1967. 12 января.
- Художники и Ленинградский Металлический завод. Альбом. Авторы-составители А. Ф. Дмитренко, Л. Л. Адриашенко. Л.: Художник РФСР, 1985
- Леонидова Л. Буклет персональной выставки Б. И. Хоменко. Л.: Дом журналиста, 1984
- Вьюнова И. Н. Солнечный свет на палитре // Ленинградская панорама. 1984. № 9. с. 27-28
- Вьюнова И. Н. Живая сила света. Рукопись монографии о творчестве Б. И. Хоменко. 1986
- Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Издательство Петрополь, 2007. с. 86.
- Delesalle Therese. «Invitation au voyage avec Boris Khomenko» // L’UNION (Reims), 19 septembre 2001. № 17447. р. 4
- Balázs Feledy. «Borisz Khomemko kiallitâsânak megnyitása». Budapest. 4 апреля 2008 Выступление ведущего венгерского искусствоведа на персональной выставке в Будапеште
- Bénard Michel, Laureate del’Academie Francaise Chevalier de l’Ordre des Arts & des Lettres. «Boris Khomemko: Chantre des luminiscences» // L’ETRAVE, Revue des Arts et des Lettres. Poètes sans frontière (Paris), juillet-août-septembre 2007. № 203
- Bénard Michel. «Boris Khomemko, le lumineux bonheur» // L’ETRAVE, Revue des Arts et des Lettres. Poètes sans frontière (Paris), juillet-août-septembre 2003. № 185
- Bénard Michel. «Boris Khomemko, une bouffée de bonheur en couleur» // L’AGORA, Revue de la Société des poètes français (Paris), octobre-novembre-décembre 2011. № 57.
- Exposition Boris Khomemko: Les officiels ravis… et un artiste comblé // L’Impartial (Les Andelys), Jeudi, 22 mai 2003. p. 15
- Эллиот Светлана. Русское лето в Нормандии // Lа pensee russe (Paris). № 4467. 31.07-6.08. 2003
- I.V. (Isabelle Villy). «Boris Khomemko: Toutes les couleurs de la vie. Exposition de peinture au Musée Nicolas Poussin» // L’Impartial (Les Andelys), 15 mai 2003. р. 17.
- Groue Anne-Sophie. «Boris Khomemko, Le bonheur en couleurs» // L’Impartial (Les Andelys) Jeudi, 15 mai 2003. p. 15
- Avril Jean-Louis. «Boris Khomemko: L’Emerveillement» // Univers des Arts (Paris). Juillet-août-septembre 2011. № 160. р. 54
- Vignon Bruno. Boris Khomemko. Exhibition Catalogue. Paris, 1999. («Выставка 11-ти русских художников» в Париже в культурном центре ТЛМ)
- Нечаев Вадим. Выставка одиннадцати // Русская мысль, 15-21.07. 1999. № 4278
- Nature Art Today. Paris: Editions PATOU — Arcueil, 2013. p. 152—153
- —————
- Материал подготовил историк искусства Сергей Левандовский, ведущий специалист Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), член Союза художников и Союза журналистов России, доцент кафедры русского искусства Государственного Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств, действительный член Петровской Академии наук и искусств.
Становление художника
Несмотря на тяжкий жизненный путь, Левитан не прекращал писать и создал достаточно большое количество пейзажных работ, таких как: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (начало 1880-х годов, Дом-музей И. Левитана в Плесе), «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея) и другие. Благодаря продаже некоторых произведений, а также преподаванию живописи ему удалось улучшить свое материальное положение.
Однако годы нужды и лишений подорвали здоровье художника, и в 1886 году ему пришлось отправиться в Крым на лечение. Вернувшись полным новых сил, Левитан устраивает большую выставку (более пятидесяти пейзажей). После этого ему удается осуществить свою давнюю мечту: совершить поездку на Волгу. Однако из-за неудачно выбранного времени года и плохой погоды поездка оказалась неудачной. Художник совершает второе путешествие через год. Вместе со своими товарищами-живописцами Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он открывает для себя красоту русской природы.
Наиболее важным открытием поездки становится местечко под названием Плес. Этот небольшой городок занял значимое место в биографии Левитана. Художник был настолько поражен красотой и живописностью его видов, что возвращался туда несколько лет подряд, проводя там летние месяцы и создав несколько сотен пейзажей. Одной из знаковых картин, созданных там, стало произведение «Над вечным покоем» (1894). Спокойное величие природы, выраженное в неподвижности тяжелых туч на небе, соприкасается с бренностью человеческого бытия в изображении могильных крестов рядом с небольшой часовней. И в то же время сама часовня, стоящая на утесе, открытая ветрам и буре, являет собой стойкость и непоколебимость человеческого духа.
К началу 1890 года художник отправился в путешествие по Италии и Франции. Как и многие живописцы тех лет, он поехал в Париж, который произвел на него большое впечатление. Левитана, как и его коллег, интересовали и вдохновляли новые течения живописи, зарождавшиеся именно там. Барбизонские пейзажи и полотна импрессионистов, совершивших революцию в написании света и движения воздуха, вдохновили художника на дальнейшую работу.
Детство и юность
Биография Исаака Ильича Левитана, выдающегося российский художника, начинается в 1860 году в небольшом городке Кибарты (сейчас находится на территории Литвы), в совсем небогатой еврейской семье. Его отец, Илья Левитан, преподавал иностранные языки, а также работал переводчиком. Исаак был самым младшим, четвертым ребенком в семье: у него были старшие брат Авель Лейб и две сестры — Тереза и Эмма.
Художественные способности Левитана стали проявляться еще в детстве. Он не единственный в семье имел склонность к изобразительному искусству, его брат также увлекался живописью. В начале 1870-х, в надежде улучшить материальное положение, семья Левитанов переехала в Москву, где Авель Лейб поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По примеру брата, двумя годами позднее, в возрасте тринадцати лет, туда поступил и Исаак. Этот период стал ключевым для творческой биографии Исаака Левитана.
Юный художник учился успешно и считался подающим надежды. Однако через несколько лет умерла сначала мать, а затем и отец. Дети остались одни, в крайней нужде. Им помогали друзья, а также само училище, желавшее поддержать талантливых учеников. В 1877 году выдающийся русский живописец Алексей Саврасов, будучи преподавателем пейзажного класса, взял Левитана к себе в ученики. И тот быстро оправдал надежды учителя: в этом же году о двух его картинах, участвовавших в выставке, написали в газетах, а ему вручили серебряную медаль и денежный приз в размере 220 рублей. Это был первый успех юного шестнадцатилетнего живописца. В училище, помимо Саврасова, ему также повезло учиться у таких учителей, как Перов и Поленов.
Биография Ивана Шишкина
Иван Иванович Шишкин – известный русский художник (пейзажист, живописец, гравер) и академик.
Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.
После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.
В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.
Возвращение в Россию
В 1866 году – возвращение в Санкт-Петербург. Здесь Шишкин, художник уже знаменитый, тесно общается со старыми товарищами по учёбе. Они в те годы как раз сколотили свою профессиональную артель, которая позже переросла в Товарищество передвижных художественных выставок. Членом артели Шишкин не был, но творческие пятницы пропускал редко и экспонировал на товарищеских выставках свои работы.
В 1868 году Иван Иванович Шишкин уже орденоносец – получил Станислава 3-й степени.
В 1870-м возобновил свои занятия по гравировке «царской водкой» и вступил в кружок аквафортистов – художественная работа кислотами, как и живопись, будет интересна мастеру до конца жизни.
В 1873 году Шишкин, картины которого уже украшали императорские дворцы, являлись гордостью Академии или богатых заказчиков, был удостоен звания профессора. Его коллеги безоговорочно признавали, что он «неизмеримо выше всех, вместе взятых» и называли его «верстовым столбом в развитии русского пейзажа».
Учёба
в Москве
С 1852 года Московское училище живописи и ваяния на четыре года стало вторым домом Ивана Шишкина. Обучался под руководством Аполлона Мокрицкого, первого своего преподавателя рисунка, научившего строить формы. Академик предъявлял высочайшие требования к точности изображения предмета. Этот принцип стал основным в творчестве Шишкина, который был нацелен на максимально возможное сближение с природой.
Со временем сокурсники и преподаватели начали отмечать удивительную красоту простых, казалось бы, видов, изображённых Шишкиным. Его этюд студенческих лет «Сосна на скале», выполненный маслом на картоне, сегодня экспонат Государственного Русского музея.
В Санкт-Петербурге
После окончания училища в 1856 году Шишкин отправился в Санкт-Петербург, где с лёгкостью поступил в Императорскую Академию художеств. Здесь с первых занятий в классе Сократа Воробьёва зарекомендовал себя как блестящий ученик с выдающимися способностями. Натура – вот что манило Шишкина, который с увлечённостью следопыта исколесил все окрестности столицы, не раз побывал на Валааме
Стремясь на природу, он с вниманием учёного всматривался в стволы и кроны деревьев, сучки и веточки, травы, камни и мхи. Его привлекали дикие места, лишённые романтики, наполненные первобытностью и дышащие вековой неизменностью
За этюды красками и рисунки пером с Валаама в 1858 году молодой живописец получил большую серебряную медаль. Работы произвели в Академии «страшный фурор», Совет торжественно объявил, что подобного ещё не видели. Склонялись, кстати, сразу дать малую золотую медаль, но отложили до марта 1859-го. В 1860-м – максимально возможная награда: медаль, большая золотая, и пенсионерская поездка за границу. Сам художник отзывался о медали восторженно, говоря, что «это просто прелесть, но главное, на ней надпись великолепная: Достойному».
Последние годы
В 1891 году Академия художеств устроила персональную выставку, на которой было представлено более шестисот работ: этюдов, гравюр, рисунков.
В 1894 году популярный художник стал не менее признанным преподавателем в Высшем художественном училище при столичной Академии художеств. Авторитет Шишкина был непререкаем. Он, со своей стороны, к ученикам был чуток, умел выделить, оценить и развить таланты.
Иван Иванович Шишкин считал, что в искусстве овладения профессией художника нельзя останавливаться. Решение, что всё выучено основательно и до конца, губительно. Да, на какое-то время знаний будет хватать, но затем «впечатления бледнеют, и художник сам не заметит, как уйдёт от правды».
Таким вечным учеником, учителем которого была сама Природа, Иван Шишкин и ушёл из жизни. Это случилось 20 марта 1898 года прямо перед мольбертом, на котором стояла новая работа, неоконченная картина «Лесное царство».
О Б. П. Корнилове
- Заманский Л. Борис Корнилов. — Москва: Советская Россия, 1975. — 110 с. — (Писатели Сов. России).
- И синь семеновских лесов: юбилейный венок Борису Корнилову: к 90-летию поэта Б. Корнилова ⁄ сост. В. А. Шамшурин. — Нижний Новгород: , 1997. — 154 с.
- Поздняев К. Продолжение жизни: кн. о Б. Корнилове. — Москва: Современник, 1978. — 239 с.
- Поэт, рожденный Октябрем: воспоминания, статьи, стихотворения о Борисе Корнилове ⁄ сост. К. И. Поздняев. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1987. — 303 с.
- «Поэт, устремленный в будущее»: материалы науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения поэта Б. П. Корнилова. 29 июля 2007 года. Г. Семенов. — Семенов: , 2008. — 84 с.; 6 л. ил.
- «Ты не уйдешь, моя сосновая, моя любимая страна!». — Семенов, 1987. — 7 с.
- Цурикова Г. Борис Корнилов: Очерк творчества. — Москва; Ленинград: Советский писатель, 1963. — 248 с.
- Шамшурин В. А. «Я вижу земную мою красоту…»: книга о Борисе Корнилове ⁄ В. А. Шамшурин, В. А. Алексеев. — Нижний Новгород: , 2007. — 219 с.
- «Я буду жить до старости, до славы…» Борис Корнилов ⁄ авт. идеи Н. Соколовская. — Санкт-Петербург: Азбука; Азбука-Аттикус, 2012. — 528 с.
- Адрианов Ю. Провинциальные Гомеры. — Нижний Новгород, 2005. — 158 с.О Б. Корнилове: с. 48, 64, 77, 82, 120, 130, 150.
- Борис Корнилов. 1907-1938 ⁄⁄ Нижегородский край. Именитые земляки и гости. — Нижний Новгород, 2005. — С. 106-107.
- Ефимов К. Родина поэта — Семенов ⁄⁄ Семеновский вестник. — 2007. — 12 июня. — С. 2.
- Кооп В. Что ему какое-то столетье… ⁄⁄ Семеновский вестник. — 2007. — 31 июля. — С. 2.
- Ефимов К. Протоколы допросов Бориса Корнилова ⁄⁄ Семеновский вестник. — 2007. — 2 авг. — С. 3.
- Узденева Н. День рождения родного поэта ⁄⁄ Семеновский вестник. — 2011. — 30 июля. — С. 2.
Борис Петрович Корнилов. 1907-1938: библиогр. указ.: основная литература о жизни и деятельности Б. П. Корнилова; Б. П. Корнилов в нижегородской-горьковской печати ⁄ Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка им. В. И. Ленина; сост. Л. И. Шиян. — Нижний Новгород, 2007. — 48 с.
Информацию подготовили:
— Болотова Марина Георгиевна, зав. сектором научно-методического отдела Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В. И. Ленина, тел. 8 (831) 419-36-34;
— Бочкарева Светлана Юрьевна, заведующая справочно-библиографическим отделом Центральной библиотеки им. Б. П. Корнилова;
— Кувшинова Маргарита Борисовна, зам. директора Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В. И. Ленина, тел. 8(831)439-02-34;
— Курылева Елена Михайловна, заведующая организационно-методическим отделом Центральной библиотеки им. Б. Корнилова;
— Микшина Надежда Анатольевна, и.о. директора МБУК «ЦБС» городского округа Семеновский Нижегородской области, тел. 8(831-62)5-27-83
Творчество
В период студенчества Борис особенно увлекался старообрядчеством и писал иконы. Находил он время и для сочинения произведений. Автор начал печататься с 1912 года. В Москве по достоинству оценили Шергина и как художника, и как писателя. Несмотря на это, после окончания Строгановского училища молодой человек вернулся домой.
В родном Архангельске Шергин занимался реставрацией экспонатов и составлял новые экспозиции в краеведческом музее. В 1922 году писатель снова вернулся в Москву и стал работать в Институте детского чтения. Он выступал перед детьми, рассказывая им сказки и былины своего родного края.
Первой серьезной работой Шергина стала легенда «Любовь сильнее смерти», написанная им в 1922 году. Своеобразным дебютом автора стала вышедшая два года спустя книга «У Архангельского города, у корабельного пристанища». Она представляла собой сборник былин с иллюстрациями.
В 1930 году Шергина ждал ошеломительный успех. Именно тогда вышел сборник его сказок под названием «Шиш московский». Эти произведения стали настолько популярны, что писатель даже зачитывал их на радио.
1934 год ознаменовался вступлением в Союз писателей СССР. Самобытный талант Шергина был оценен по достоинству. Наконец он стал заслуженным литератором, и теперь на его чтениях собирались толпы.
Следующим вышел сборник «Архангельские новеллы». Туда вошли повести и предания, которые фольклорист услышал от людей с интересным судьбами.
Устные рассказы под названием «Поморщина-корабельщина» не понравились властям. Писателя критиковали за «извращение народной поэзии» и якобы антисоветские идеи. В течение 10 лет воспеватель родины жил словно затворник в забвении. У Шергина начались серьезные проблемы со здоровьем, он практически потерял зрение. Болезнь сломила тело, но не дух сказочника — он продолжил писать.
В 1955 году Борису Викторовичу был посвящен творческий вечер. В том же году был написан рассказ «Миша Ласкин». После этого о Шергине словно все вспомнили. Он снова начал делиться с читателями своими работами: были изданы сборники «Приморские были и сказания», «Гандвик — студеное море», «Океан — море русское» и былина «Авдотья Рязаночка».
Но особенно популярным творчество писателя стало уже после его смерти. К лучшим экранизациям произведений Шергина относятся мультфильмы «Волшебное кольцо», «Апельсин», «Мартынко».
Встреча с Пушкиным
В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.
Сумерки в бухте Золотой Рог
За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.
Айвазовский в Италии
Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.
Неаполитанский залив
Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.
Тифлис
Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.
Хаос. Сотворение мира. 1841
Наследие Айвазовского
В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.
«Ночь в Гурзуфе» (1891)
Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.
И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850
В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.
- Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
- Василий Суриков – художник, который жил в двух временах
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Творчество Ивана Ивановича Шишкина
Раннее творчество
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Зрелость
В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).
Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.
Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .
С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.
Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.
Библиография
- Ф. Булгаков, «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш.» (СПб., 1892);
- А. Пальчиков, «Перечень печатных листов И. И. Ш.» (СПб., 1885)
- Д. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв.» (т. II, СПб., 1885).
- И. И. Шишкин. «Переписка. Дневник. Современники о художнике». Л., Искусство, 1984. — 478 с., 20 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
- В. Манин Иван Шишкин. М.: Белый город, 2008, с.47 ISBN 5-7793-1060-2
- И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993
- Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
4.7/5 — (68 голосов)
[править] Музеи и коллекции
- Государственный Русский музей. Санкт-Петербург, Россия
- Государственный Музей истории Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, Россия
- Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. Санкт-Петербург, Россия
- Государственный историко-художественный и дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина». Россия
- Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Ленинградская область, дер. Марьино
- Государственный краеведческий музей Республики Тува. г. Кызыл, Россия
- Музей Николя Пуссена. ЛезАнделиз, Франция
- Музей изящных искусств. Пловдив, Болгария
- Частные собрания в России, Франции, Болгарии, Венгрии, Китае, США, Японии и в других странах
[править] Творческие поездки
- 1953 — Волга: Ярославль — Нижний Новгород
- 1957 — Москва — Международный фестиваль молодёжи и студентов
- 1958 — Сибирь: озеро Байкал — Ангара — Иркутск — Братск
- 1959 — Братск
- 1963 — Казахстан
- 1964 — Карелия
- 1966 — Сибирь: Байкал, Усть-Илим
- 1968 — Дагестан, Азербайджан
- 1969 — Средняя Азия: Узбекистан
- 1970 — Армения
- 1971 — Русский Север
- 1972 — Новороссийск, Псков
- 1973 — Украина
- 1976 — Крым
- 1977 — Ярославль и Ярославская область, Пошехонье
- 1978 — Италия, Русский Север: Белозерск, Ферапонтово, Кириллов
- 1979 — Русский Север: Тотьма, Брусенец, Вологда
- 1980 — Средняя Азия: Таджикистан
- 1981 — Испания
- 1982 — Центр Азии: Республика Тува, Кызыл
- 1984 — Франция: Париж, Прованс
- 1985 — Болгария
- 1986 — Венгрия
- 1987 — Болгария
- 1988 — Венгрия
- 1991 — Франция: Лазурный берег, Ментона
- 1992 — Франция: Корсика, Кальви
- 1993 — Бельгия
- 1994 — Англия, Греция: острова Крит и Санторин
- 1995 — Франция, Авиньонский театральный фестиваль
- 1996 — Монако
- 1998 — Ирландия: Дублин, Корк
- 2000 — Китай: Пекин, Шанхай, Ханджоу
- 2001 — Голландия
- 2004 — Испания
- 2007 — Франция: Бретань
- 2008 — Венгрия
- 2009 — Марокко: Марракеш
- 2010 — Италия: Флоренция, Австрия: Вена
- 2011 — Италия: Рим, Венгрия
- 2012 — Германия: Висбаден, Бад Хомбург
- 2013 — Германия: Франкфурт
Личная жизнь
О личной жизни Бориса Шергина известно немного. После окончания учебы и возвращения в родной край писатель собирался жениться на некой девушке. В то время Архангельск был оккупирован бывшими союзниками по Антанте, и Бориса призвали на принудительные работы. Тогда и случилась страшная трагедия: по нелепой случайности он попал под вагонетку. Травмы оказались очень серьезными: молодой парень потерял правую ногу и лишился пальцев на левой. Это несчастье стало причиной расторжения помолвки.
За всю жизнь у писателя так и не было ни жены, ни детей. Старость он провел в полном одиночестве.