Наталья Осиповна Винокурова
Для сказочницы Винокуровой, крестьянки-беднячки, всю жизнь боровшейся с нуждой, главный интерес в сказке представляют бытовые детали и психологическая обстановка, в ее сказках не встретишь зачинов, концовок, присказок и других атрибутов классической сказки. Часто ее рассказ – сугубое перечисление фактов, причем довольно скомканное и путаное, так, перескакивая с одного эпизода на другой, Винокурова употребляет формулу «короче сказать». Но при этом сказочница может вдруг неожиданно остановиться на подробном описании простейшей бытовой сцены, что в принципе не свойственно сказке. Винокурова стремится приблизить сказочную среду к реальной действительности, отсюда ее попытки проанализировать психологическое состояние героев, описать их жесты, мимику, порою сказительница дает даже описания внешности персонажей своих сказок («неоткуль прибегает к нему мальчик, в коротеньком сертучке и чорненьская фуражка»).
Детство и юность
Евгений Винокуров родился 22 октября 1925 года в Брянске в семье военнослужащего. Отец Михаил Николаевич Перегудов служил в НКВД, в том числе занимал руководящие должности. Мама, Евгения Матвеевна Винокурова работала первым секретарем райкома ВКП(б). Мальчик получил фамилию матери: новорожденного сына на фамилию супруги записал Михаил Николаевич. Когда Жене исполнилось четыре года, семья переехала в Москву.
Учебный год 1941 юноше пришлось начинать в эвакуации. В январе 1943 Евгений, не окончив десятого класса средней школы, поступил в артиллерийское училище. В условиях военного времени училище по ускоренной программе готовило офицеров-артиллеристов за 9 месяцев.
Евгений Винокуров в юности
Александр Жолудь
Картина Александра Жолудя
Александр Михайлович Жолудь (родился в 1951 году) — один из самых известных современных харьковских художников, живописец, член Национального союза художников Украины. Выставки художника были организованы в немецких, польских, французских и американских музеях. Родился Александр в Муроме. Рисует с 13 лет. В 1968 году переехал жить в Харьков и получил высшее образование в Харьковском художественно-промышленном институте.
Первые персональные выставки были организованы во время обучения в ВУЗе. Александр Жолудь преподает в Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Художник работает в жанрах фантастического реализма, экспрессионизма и сюрреализма. Большинство картин — натюрморты
Большое внимание в работах уделено особой пластике и скульптурности фигур. Самые известные картины: «Эмансипация»,«Веласкес наслаждается красотой инфанты Маргариты» «Конкурс красоты в провинциальном городе», «Подруги».
Дмитрий Савельевич Асламов
Немаловажную роль в восприятии сказки играет то, как сказитель повествует: эмоционально и сопровождая рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям или же, наоборот, тихо, плавно, без вспышек. Например, Винокурова относится к числу спокойных рассказчиц, как и Сороковиков, чье выступление степенно, несколько торжественно и в приподнятом тоне. Полная их противоположность – мастер-сказочник Асламов. Он весь в движении, постоянно жестикулирует, то повышает, то понижает голос, делает паузы, играет, смеется, руками обозначает размеры, если приходится, например, говорить о величине, росте, вообще размерах чего-нибудь или кого-нибудь. И чем больше слушателей, тем более он предстает во всей красе. Отдельные подвиги и похождения сказочных героев Асламов отмечает восклицаниями и вопросами: «Ага!», «Хорошо!», «Ловко!», «Вот как!», «Ловко сделано!» и т. д. или, на оборот, замечаниями: «Вот дурак-то!», «Ну чо же, смекалки-то не хватает!», или же перебивает свой рассказ замечаниями: «Интересны мои сказки?!», «Мои сказки шибко интересны».
Всеволод Аверин
Автолитография «Звери зоосада» Всеволода Аверина
Всеволод Григорьевич Аверин (1889 — 1946 гг.) родился в Харькове. Один из самых известных советских художников, книжный иллюстратор, член Ассоциации художников. Учился в Харьковском художественном училище, после чего проходил обучение у К. Киша и Е. Штейнберга.
Всеволод Аверин с 1927 года участвует в областных, всесоюзных и зарубежных выставках. Картины художника были выставлены на пяти персональных выставках: в 1936 году, в 1937 году, в 1949, 1992 и 1999 годах (после смерти художника). Аверин — яркий представитель харьковской художественной школы, работал в жанре реализма. Большинство картин — изображения животных в технике литографии, а также картины в жанре пейзажа и портрета.
Самые популярные работы: пейзажи «По Осетии», «Крым», портреты Николая Некрасова, Александра Пушкина, Николая Чернышевского, «Тигрица», альбом «Звери зоосада», серия «Олени у ясел», «Телята», «Рыбы».
Аверин проиллюстрировал большое количество детских книг, считается автором иллюстраций к «Атласу анатомии человека».
Александр Довгаль
Довгаль Александр, литография «Социалистический Харьков»
Довгаль Александр Михайлович (1904 — 1961 гг.) — известный советский художник, иллюстратор книг и график, заслуженный деятель искусств УССР, член Союза художников Украины. Художник родился в Дебальцово, в 1922 году приезжает в Харьков. Закончил Харьковский художественный институт, преподавал в Харьковском художественном техникуме.
Художник работает в жанре романтической графики. Александр Довгаль создает иллюстрации к научно-фантастическим книгам: «Прекрасные катастрофы» Юрия Смолича, «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева, «Генератор чудес» Юрия Долгушина, «Затерянный мир» Артура Конан Дойла. Является автором серии литографий «Социалистический Харьков». Были организованы две персональные выставки в Харькове в 1940 году и в 1958 году, выставка в Киеве в 1958 году и выставка в Чугуеве в 1959 году.
Наталья Печник
Известность в литературных кругах
Говоря о краткой биографии Ивана Ивановича Дмитриева, многие литературоведы отмечают тот факт, что Карамзин действительно был учителем для юного поэта. Читая сочинения Дмитриева, можно заметить, что многие мысли поэта сходились с идеями самого Карамзина. Из этого можно сделать вывод, что Иван Иванович со временем стал последователем великого литературного деятеля.
В 1777 году началась творческая карьера поэта. Начало было ознаменовано публикацией стихотворения в известном петербургском журнале «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Сам же Иван Иванович смотрел на это иначе: все написанное до 1791 года он называл пустым «рифмованием» и бессмыслицей.
В 1792 году, когда в свет вышел сонет Дмитриева «Стонет сизый голубочек», Иван Иванович получил такое признание, что стал по праву считаться одним из лучших поэтов того времени.
Вскоре после выхода сонета свет увидел и комедию Дмитриева «Модная жена», которая так же сильно понравилась читателям. Весь российский свет стал цитировать и декламировать произведения Ивана, что уже подтверждало истинный талант юного поэта.
Возвращение в Россию
В 1866 году – возвращение в Санкт-Петербург. Здесь Шишкин, художник уже знаменитый, тесно общается со старыми товарищами по учёбе. Они в те годы как раз сколотили свою профессиональную артель, которая позже переросла в Товарищество передвижных художественных выставок. Членом артели Шишкин не был, но творческие пятницы пропускал редко и экспонировал на товарищеских выставках свои работы.
В 1868 году Иван Иванович Шишкин уже орденоносец – получил Станислава 3-й степени.
В 1870-м возобновил свои занятия по гравировке «царской водкой» и вступил в кружок аквафортистов – художественная работа кислотами, как и живопись, будет интересна мастеру до конца жизни.
В 1873 году Шишкин, картины которого уже украшали императорские дворцы, являлись гордостью Академии или богатых заказчиков, был удостоен звания профессора. Его коллеги безоговорочно признавали, что он «неизмеримо выше всех, вместе взятых» и называли его «верстовым столбом в развитии русского пейзажа».
Личная жизнь
Личная жизнь художника была определена еще в его детстве: в 14 лет Петр познакомился с будущей женой Ольгой Суриковой – дочерью живописца Василия Сурикова. После этого 12 лет молодые люди толком не общались, пока Кончаловский не отправил девушке письмо с признанием в любви. Решение пожениться молодые приняли через 3 дня после первого свидания, и свадьба состоялась 10 февраля 1902 года.
Петр Кончаловский с женой (автопортреты)
Отношения в браке были нежными: Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.
У супругов было двое детей – дочь Наталья и сын Михаил. Их нежно любили оба родителя, хотя и старались не баловать. Петр Петрович не меньше супруги был вовлечен в процесс воспитания: он укладывал детей спать, обучал основам живописи, рассказывал сыну и дочке сказки.
Петр Кончаловский с семьей
Ольга Васильевна слыла жестким и властным человеком, но взаимоотношений с мужем это не касалось – еще до свадьбы молодые люди поклялись, что их семья будет необыкновенной. Поэтому женщина знала меру и никогда не попрекала мужа, а тот ее глубоко уважал и считал ближайшим другом и советчиком. Без одобрения жены Петр Петрович решений не принимал и советовался с ней даже по вопросам творчества.
Матвей Михайлович Коргуев
«Не в котором царстве, не в котором государстве, а именно в том, в котором мы с тобой живем, жил-был крестьянин», – так начинает свою сказку «Про Чапая» Коргуев, в которой беломорскому сказочнику удается воплотить исторический материал, события Гражданской войны, в образах народного творчества. Играючи, Коргуев соединяет сказочные традиционные мотивы с современной ему действительностью, привносит в них жизнь со всеми ее бытовыми подробностями, очеловечивает сказочных персонажей, индивидуализирует их. Так, герои и героини рассказываемых им сказок называются Танечкой, Леночкой, Елечкой, Санечкой, Андреюшком. Елечка достала для Андрея «свинку – золоту щетинку», «забаковала ее в ящик и повалилась спать. Поспала немного, встала в шесть часов, согрела самоварчик и стала будить Андрея». За счет таких подробностей достигаются реалистичность сказок и их занимательность, что безусловно выделяет сказки Коргуева среди других.
Неудивительно, что для поколения поэтов и писателей, которых непосредственно коснулась Великая Отечественная война, именно человек на войне и после неё зачастую становился центральной темой творчества. Стихи Евгения Винокурова — не исключение из этого правила.
Винокуров прожил 67 лет, и скончался в Москве 23 января 1993 года. Возможно, не каждый в России легко вспомнит этого поэта по имени, но его произведения, вроде «Серёжка с Малой Бронной», знакомы практически каждому.
До начала творческого пути
Евгений Михайлович Винокуров родился в Брянске, 22 октября 1925 года. Его отец был военным. Интересно, что будущий поэт получил фамилию от матери — Винокуров, а не отцовскую — Перегудов. Позже этот факт советский классик объяснял тем, что мать, заведующая женотделом, ревностно отстаивала идеи гендерного равноправия.
Евгений Винокуров стихи в юности, по всей видимости, не писал. Зато именно в юные годы он получит тот жизненный опыт, что определил всё будущее творчество — военный. Винокуров даже не окончил школу, уйдя на фронт в 1943 году. Служил артиллеристом, и немало отличился в боях — будучи ещё восемнадцатилетним, командовал взводом (и это, отметим, уже не в первые годы войны).
Война для будущего поэта окончилась в Силезии. После демобилизации всё пережитое за несколько лет на фронте выплеснулось в творческий порыв.
Начало литературного пути Винокурова
Уже в 1948 году, в журнале «Смена», стихи Евгения Винокурова впервые были напечатаны
Предисловие к стихотворению написал сам Илья Эренбург, поэтому можно сказать, что Винокуров сразу же обратил на себя внимание.
В это время Евгений Михайлович уже был студентом Литературного института имени Горького, через который прошли многие советские классики, и однозначно выбрал поэзию делом своей жизни. В 1951 году он окончил обучение, и почти одновременно с этим выпустил первую свою книгу.
Критики отнеслись к молодому поэту весьма благосклонно — к примеру, его сборник «Синева», опубликованный в 1956 году, высоко оценил Борис Пастернак
Широкая аудитория тоже была высокого мнения о творчестве Винокурова.
Евгений Винокуров стихи создавал, по мнению литературоведов, в традициях философской лирики, восходящих к творчеству Тютчева и Баратынского — что для ХХ века уже само по себе достаточно необычно. Необычным было и то, что поэт всегда стремился показать в своём творчестве войну без лишних громких слов и пафоса, что весьма присущи многим авторам «военного поколения».
Дальнейший жизненный путь
Начиная с середины 1950-х годов, Винокуров очень активно печатался: серьёзные сборники стихов стабильно выходили раз в несколько лет, вплоть до конца 80-х. Но развитию советской поэзии Евгений Михайлович содействовал не только собственным творчеством.
Некоторое время он руководил отделом поэзии журнала «Октябрь», и, благодаря Винокурову, в издании печатались такие поэты, как Белла Ахмадулина, Леонид Мартынов, Борис Слуцкий, Николай Заболоцкий и другие. Многие известные деятели литературы были его учениками в Литературном институте имени Горького — Винокуров длительное время преподавал в нём.
В 1987 году заслуги Евгения Винокурова были отмечены Государственной премией СССР. В том же году вышла последняя его книга, под названием «Самая суть» — в оставшиеся шесть лет жизни публиковался Винокуров уже мало.
Poembook, 2015
Все права защищены.
ЛИЧНАЯ ДРАМА
Личная жизнь художника складывалась трагически. Он два раза был женат по любви. Первый раз на Евгении Александровне Васильевой, сестре рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева (которого он опекал и учил азам мастерства). Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и годы её жизни с Иваном Ивановичем прошли тихо и мирно. Средств в семье хватало, чтобы обеспечить скромный комфорт, хотя с рождением детей художник и его супруга не могли позволить себе ничего лишнего. В этом браке у Шишкина было трое детей: два сына, умершие в младенчестве и дочь. Свою первую жену Шишкин изобразил на двух картинах: «Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870). Знакомых у них было много, а Иван Иванович был радушным хозяином, поэтому часто в доме собирались гости. Однако имеющиеся у Евгении Александровны проблемы со здоровьем, которые начали давать о себе знать уже в первый год супружества, не позволили им долго наслаждаться своим союзом. Рождение детей, а затем смерть сына окончательно подорвали здоровье супруги и Евгения Александровна скончалась от чахотки (туберкулёза лёгких) в 1874 году в возрасте 27 лет. Они прожили вместе всего 6 лет.
Буквально за два года до этого, в 1872 году умер и отец Ивана Ивановича. Художник был убит горем и впал в отчаяние. Ушли из жизни самые близкие ему люди. Шишкин в этот период перестал писать, начал отдаляться от верных друзей, сблизился со своими однокашниками, которые практически потеряли себя как художники. Вместе с ними Иван Иванович увлёкся возлияниями, и родственники всё чаще заставали его во хмелю.
Но могучая натура и преданность искусству взяли свое. Также этому способствовала малолетняя дочь Лидия. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Он вернулся к творческой жизни, которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с его жизнью вообще. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой. Одна из шишкинских современниц, проводившая лето по соседству с его дачей, рассказывала: “Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет, ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве».
Спустя три года после смерти Евгении, Шишкин знакомится с молодой художницей Ольгой Лагодой. Она была молода, красива, талантлива, полна жаждой жизни. Ольга Антоновна родилась в Санкт-Петербурге и была одной из первых тридцати учениц-женщин, принятых в Императорскую Академию художеств. Она посещала Академию в качестве вольнослушательницы, а затем занималась в мастерской Шишкина. В 1881-1882 годах её работы экспонировались на 9-й выставке Товарищества передвижных выставок и Всероссийской выставке в Москве. В 1880 году они поженились и поселились в купленной усадьбе в деревне Выра.
У них часто собирались друзья и устраивались шумные застолья. В Выре у супругов появилась на свет дочь Ксения. Но художника опять постигло страшное горе. Ольга скончалась от воспаления брюшины (перитонита) спустя всего полтора месяца после родов. Маленькую девочку взялась воспитывать Виктория Лагода, сестра умершей. Она осталась жить в семье Шишкина до конца его дней, заботясь о племяннице, о самом художнике и его дочери Лидии от первого брака.
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЧИНОВНИК
Отъезду Ивана Шишкина в Москву предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца к «положительным» занятиям. Особенно усердствовала в этом мать. Поняв, что Иван чуть ли не «идиотичен» в коммерции, она придумала ему кличку «арифметчик-грамматчик» и всячески досаждала, препятствуя его книжным «сидениям». Но Иван был тверд. Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани, мотивированный нежеланием «сделаться чиновником».
Шишкин рано задумался о художественном «поприще». Четыре года, проведенные в отчем доме после «побега» из Казани (1848—52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность.»
Митрофан Федоров
«Крестьянка», картина М. Федорова
Митрофан Семенович Федоров (1870 — 1942 гг.) — известный советский и российский художник. Работы Федорова представлены в музеях Харькова, Киева и Санкт-Петербурга. Митрофан родился в Воронеже, где закончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Митрофан Семенович учился живописи у мастера Ильи Репина.
В 1902 году художник приезжает в Харьков, где прожил 30 лет. Художник преподавал в Харьковском художественном училище и Художественном институте. В творчестве придерживался академических основ живописи. Работал в жанрах портрета и пейзажа. Самые известные работы мастера: «Курсистка», «Тишина», «Крестьянка», «Юродивая», «Автопортрет».
Анна Куприянова Барышникова
Бедная, неграмотная крестьянка Анна Барышникова, больше известная под прозвищем «Куприяниха» или «тетка Анюта», унаследовала большинство своих сказок от отца, любителя вставить красное словцо и рассмешить публику. Точно так же и сказки Куприянихи – задорные, зачастую стихотворные – подобно сказкам Новопольцева, унаследовали традицию скоморохов и специалистов потешников-бахарей. Сказки Барышниковой изобилуют пестрыми зачинами, концовками, поговорками, прибаутками и рифмой. Рифмовка обуславливает весь сказ или отдельные его эпизоды, вводит новые слова, имена, создает новые положения. А некоторые из зачинов сказочницы представляют собой самостоятельные присказки, перекочевывающие из одной сказки в другую: «Зародился хлеб не хорош, по подлавочью валяли, на пече? в углу сажали, в коробок загребали, не в городок. Никто хлеба не купить, никто даром не берёть. Подошла свинья Устинья, всю рылу обмарала. Три недели прохворала, на четвертую неделю свинья скорчилася, а на пятую неделю совсем кончилася».