Личная жизнь
Крестьянская семья 1914 г.
В 1921 году 38-летний Филонов познакомился с 59-летней Екатериной Серебряковой – овдовев, она пригласила художника для написания посмертного портрета мужа, деятельного революционера Эспера Серебрякова. Екатерина (Тетельман в девичестве) с юных лет была его соратницей, членом организации «Народная воля». У неё было три сына (1985, 1890 и 1896 г.р.).
Вскоре Филонов и Серебрякова поженились. Он обожал свою жену и на её приступы ревности, смеясь, отвечал: «Я так же могу тебе изменить, как Ленин демократии». Екатерина дала супругу недостающую поддержку в творчестве – она сожалела, что его краски пока недоступны массам, но была уверена, что «его расшифрует будущее».
Жизненные принципы Филонова
Павел Филонов был стойким, принципиальным человеком.
Его индивидуальность отслеживается не только в работах:
- Преподавал бесплатно. В 1920-е создал художественную школу «мастеров аналитического искусства», в 1930-е художника и его учеников уже обвиняли в формализме и травили, но Филонов был непреклонен;
- Не продавал картин, написанных по вдохновению. Только подарил две из них Русскому музею, остальные собирал дома (к концу жизни их было около четырёхсот);
- Отказывал западным коллекционерам – считал себя коммунистом и был убеждён, что все его произведения должны жить в СССР;
- Зарабатывал только выполнением заказов.
При нехватке средств писал на бумаге или картоне вместо холста, но не изменял своим принципам.
Смерть
Помимо изобразительного искусства, Федор Павлович занимался преподавательской деятельностью и имел высокий руководящий пост в Академии художеств.
Федор Решетников — «За мир!» Художник покинул земной мир в преклонном возрасте 13 декабря 1988-го. Смерть наступила по естественным причинам. Последнее пристанище выдающегося мастера – Ваганьковское кладбище. Рядом с ним покоится и его супруга, ненадолго пережившая любимого мужа.
Примечательно, что за несколько месяцев до кончины работники Читинского музея обнаружили некогда пропавшую картину «Дом» на стенах местного торгово-кулинарного училища.
Происхождение и детство
Будущий художник Павел Филонов родился 8 января 1883 года (по новому стилю), когда его многодетная семья переехала из Рязани в Москву. Только здесь его отец, бывший крестьянин, ставший кучером, получил фамилию «Филонов» – до сих пор он был бесфамильным, просто Николай Иванов сын. Мать, Любовь Николаевна, занималась детьми, для заработка «брала в стирку бельё» (из автобиографии художника). Дети воспитывались в атмосфере труда, взаимопомощи и творчества в свободные минуты. Танцевали, пели, рисовали.
В 1887 году умер отец – мать тогда ждала шестого ребёнка. Она осталась одна с малолетними детьми (старшая сестра 1878 г.р., младшая родилась в 1888-м) и их бабушкой. Старшие дети, в их числе и Павел, включились в процесс зарабатывания денег: вышивали на продажу, принимали участие в театральных массовках и подтанцовках.
В 1894 году Павел поступил в приходскую школу (на Каретном Ряду). Учился на отлично, занимаясь чаще всего по ночам, так как продолжал подрабатывать. Рисование привлекало всё больше, но не хватало времени. Сохранилась его акварельная открытка «Домик в Москве», относящаяся к этому периоду жизни (хранится в Государственном Русском музее).
Судьба сестры повлияла на дальнейшие события жизни Филонова
Головы 1910 г.
В 1894 году Александра, старшая сестра Павла Филонова, вышла замуж за успешного петербургского предпринимателя Александра Гуэ. Он занимался электротоварами, что по тем временам было очень перспективно – электричество приходило на смену газовому освещению. Муж оказался человеком добрым – семья жены стала его семьёй, и он поддерживал её материально.
В 1896 году чахотка унесла жизни матери и старшего брата. В 1897-м Павел закончил приходскую школу и переехал с оставшимися родными к Александре в столицу. Перемена образа жизни и обстановки была крутой и для Павла особенно болезненной – 14-летний подросток устраивал своеобразные бунты против буржуазного богатства (отказывался спать на матрасе и т.д.).
А.А. Гуэ, человек ответственный и практичный, выбрал для брата жены профессию – он видел явные способности Павла к рисованию и устроил его в художественно-малярные мастерские, функционирующие при Обществе поощрения художеств. Работа здесь была чрезвычайно разнообразна и заключалась то в простой покраске отхожих мест, то в росписи изразцов, то в отделке министерских квартир. С 1898 года при том же Обществе Павел Филонов по вечерам занимался в рисовальном классе.
Дипломированный маляр и его первый опыт
К концу весны 1901 года Филонов закончил обучение и получил свидетельство маляра-декоратора интерьеров. В начале лета в составе бригады Н.Н. Рубцова отправился в Воронежскую губернию расписывать имение Рамонь, владение принцессы Ольденбургской. Пребывание в образцово устроенном поместье оказало благотворное влияние на мировосприятие начинающего художника и навело его на специфическое понимание жизни, приблизило к её органическому осмыслению.
Ремесленная по сути работа не могла дать полного удовлетворения проснувшейся потребности в творчестве. Природа отозвалась в душе юноши – Филонов, картины которого воронежского периода — это впечатления от зорь в Рамони, именно здесь пишет первые пейзажи маслом.
Самостоятельность: попытка поступить в Академию и снова учёба
Вернувшись в Петербург, молодой живописец съехал от сестры и поселился в съёмной комнате. Зарабатывал тем, что расписывал помещения на заказ, но мечта о профессиональной карьере художника не оставляла его. В музее Александра III, сегодняшнем Русском, Филонов проводил всё свободное время (изучал и копировал работы именитых мастеров).
В 1903 году набрался решимости и попытался поступить в Академию художеств. Тщательно готовился: рисовал гипсовые скульптуры, написал «первый портрет упорной долговременной работы» (облик сторожа малярной мастерской). Не учёл одного – экзамен включал в себя написание обнажённой натуры. Ни практики, ни знаний анатомии у абитуриента не было, поэтому испытания он провалил.
Для восполнения пробелов в том же году Павел Филонов обратился к живописцу Дмитриеву-Кавказскому, в частной мастерской которого продолжил образование. Наставник, заядлый путешественник, в рассказах о поездках знакомил студентов с представителями фауны разной географии. С изучения их скелетов для учеников и начиналась анатомическая практика. Академик был так красноречив в своих описаниях путешествий, что молодой, жаждущий новых впечатлений Филонов решил последовать его примеру.
Детство и юность
Константин Егорович Маковский (ударение на второй слог фамилии) родился в Москве 20 июня 1839 года по старому стилю. Казалось, ему предначертана была биография художника. Недаром его отец хоть и относился к любителям, но посвятил искусству жизнь. Мужчина работал с финансами, но душой предавался возвышенным наслаждениям. Он изучал и коллекционировал живопись, занимался изготовлением миниатюр из кости, брал на себя попечительскую работу в сфере искусства.
Например, входил в число основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества и числился в комиссии по строительству храма Христа-Спасителя. Его дом, расположенный в центре Москвы, был местом встречи композиторов, писателей и живописцев, которые часто посещали проводимые там литературные и музыкальные вечера. Двери особняка всегда были распахнуты для друзей — художников Карла Брюллова и Василия Тропинина.
На творческих домашних собраниях неизменно блистала супруга Егора Ивановича Любовь Корнилиевна, которая отличалась красотой, умом и добрым нравом, за что стала любимицей в обществе. А еще женщина великолепно пела, демонстрируя мастерство перед гостями и делясь им с учениками в Московской консерватории. Неудивительно, что все пятеро детей Маковских связали жизнь с искусством. При этом только младшая Маша выбрала актерское призвание, а Саша, Коля, Костя и Володя стали художниками.
Благодаря матери Константин с детства пел и играл на фортепиано, но главную страсть заложил в нем отец. В 12 лет мальчик стал учиться у мастеров Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где скоро стал лучшим студентом. Похвала наставников, участие в выставках и победы в конкурсах только утвердили Маковского в избранном пути. В 1858 году живописец переехал в Санкт-Петербург, чтобы продолжить образование в Императорской академии художеств, которую окончил в числе первых учеников.
Парижский период
Позднее творчество мастера заметно отличается от русского
периода. Ларионов стал более спокойным и цельным. И хотя он продолжал
эксперименты в области беспредметного искусства, общий пафос поисков смягчился.
Михаил Федорович отошел от лучизма и вернулся к жанровым работам, натюрмортам и
графике. Много времени стал уделять литературе – работал над мемуарами и
статьями по искусству.
Что-то незаметное, но очень важное, то, что отличало
Ларионова от других, навсегда исчезло из его творчества. Ушло изобретательство
и общественный вызов, революционность и нонконформизм
Художник перестал верить
в абсолютную ценность нового.
Одновременно с этим Ларионова ужасает проникнувшая в
искусство коммерция, изменившая правила игры. Выгодное вложение стало заменять
эстетический вкус. Про одного такого дельца Михаил Федорович писал:
Ларионов начинал деятельность тогда, когда интерес к
искусству в России был огромен. Художник чувствовал востребованность и ощущал
себя нужным обществу. Совсем другую обстановку он застал на западе во время
экономического спада. Народ не ломился в театры и выставочные залы. В воздухе
разлилось тотальное равнодушие, убивающее желание творить. К этому можно
добавить и сильную материальную нужду. Ларионов продолжал быть энергичным, но
его внутренний мир переживал изменения, что, несомненно, отражалось в
творчестве.
«Две девушки на берегу ручья» 1920-е
На западе Ларионов так и остался недостаточно проясненным,
не раскрытым в полном объеме. В этом он схож с русскими поэтами и оказался
«непереводим». Западному человеку трудно принять в одном человеке столь несочетаемые
свойства: энциклопедические знания, тонкое понимание предмета, четкую
расстановку мелочей, пытливую скрупулезность, ищущую самые мелкие детали, и в
то же время – разнузданность, эпатаж, зубоскальство и откровенное хулиганство.
Для развития искусства Михаил Федорович дал очень много. Его
опыты с примитивами открыли новый путь для авангардных художников. Его лучизм вызвал
массовые подражания, поиски и эксперименты.
Ларионов мечтал о «Жизни для искусства», об искусстве как
молитве. Но не в смысле самоотречения и серьезного всматривания в глубины, а в
смысле радостного созерцания, карнавального смеха и шутовской игры. Таким он
остался для русского авангарда.
Автопортрет 1910
Еще одна статья о Михаиле Ларионове на нашем сайте.
Интересные факты
- Лучшие выпускники Академии художеств в 1863 году отказались от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию учебного заведения. Их акция получила название «бунт четырнадцати». В число бунтарей наряду с Иваном Крамским входил и Константин Маковский.
- Живописец был страстным коллекционером, скупая «красивую старину»: предметы быта, украшения и затейливые вещицы, которые нередко становились реквизитом произведений.
- Брат Константина Егоровича Владимир Маковский был ректором Императорской академии художеств, а его сын Сергей прославился как поэт и видный деятель эпохи Серебряного века.
- Советское искусствоведение признало «баловня судьбы» художником вредным и неблагонадежным, а потому не слишком заботилось о сохранении и демонстрации его наследия. В результате работы мастера пылились по запасникам, продавались за рубеж, а то и щедро раздаривались дружественным государствам.
- Картины Маковского стоили дорого еще при его жизни, а в 2018 году полотно «Игра в жмурки» продали на Sotheby’s за рекордную сумму в £ 4, 28 млн.
Творчество
В 1934-м, по окончании вуза, Решетников занялся самостоятельным творчеством, создал ряд работ с историко-патриотической направленностью. Затем произошел плавный переход к станковой живописи. Не осталась в стороне и политика – за «Генералиссимуса Советского Союза» мастера наградили первой Сталинской премией.
Федор Решетников — «Опять двойка» В 1952-м на свет появился шедевр «Опять двойка», наиболее известный, нежели две другие части трилогии. На переднем плане, слева – школьник, признавшийся в очередной неудовлетворительной оценке и виновато опустивший глаза.
С противоположной стороны – мать, опечаленная новостью, старшая сестра-пионерка, по взгляду которой можно с уверенностью судить, что ее отметки не опускались ниже четверок и пятерок. Независимо от произошедшего, как всегда, рад маленькому хозяину верный пёс, кинувшийся на грудь мальчику.
Зритель также увидит здесь и младшего брата, но не найдет отца. Скорее всего, он погиб на войне (на столике под светильником вырисовывается фотокарточка с очертаниями солдата). Тяготы, заботы и воспитание троих детей легли на плечи женщины. Но в целом семья не бедствовала, что выдало наличие настенных часов, велосипеда и напольного ковра.
Федор Решетников — «Переэкзаменовка» Бытует также несколько мнений, кто послужил прототипом главного героя. Некоторые считали, что это сын соседа-авангардиста Густава Клуциса. Иные полагали, что прообразом выступила дочь Решетникова Люба, дувшая губы и делавшая виноватый взгляд, получив «неуд».
В конце сентября 2015-го два эскиза полотна и каверзный вопрос помогли жительнице Старой Руссы обыграть знатоков интеллектуального шоу «Что? Где? Когда?». Игрокам предлагалось найти недостающего персонажа и ответить, что делал живописец, чтобы «срисовать» его с натуры. И если с первой частью задания сидящие за столом справились легко, угадав собаку, то вторая оказалась для них непосильной. Верный ответ звучал так: кормил колбасой.
Федор Решетников — «Прибыл на каникулы» Если прибегнуть к современному сленгу, то на картинах трилогии автор оставил пасхалки – в «Двойке» на стене красуется «Прибыл на каникулы», а в «Переэкзаменовке» там же расположена «Опять двойка». Что касается первой работы этой серии, то, несмотря на праздничный антураж и приподнятое настроение, она весьма драматична – суворовца встретили не родители, а дедушка и младшая сестра. А, как известно, в послевоенные годы в училище часто принимали детей, чьи отец и мать не вернулись с поля боя.
Тема детства раскрыта и в «Мальчишках», завороженно наблюдающих за ночным небом и пытающихся угадать далекие созвездия, а также на полотне «За мир!», где пятеро товарищей пишут на стене белой краской то, чего они желают больше всего.
Однако, несмотря на успех картин, созданных в бытовом жанре, Решетников оставался верен сатире, что и отразил в одноименной книге «Сатира и дружеские шаржи».
Самые известные картины Павла Филонова
На фоне разнообразного и мощного русского авангарда художник Павел Филонов занимает особое место.
Среди его работ выделяются:
- «Головы» (1910);
- «Буржуй в коляске» (1913);
- «Мужчина и женщина» (1913);
- «Крестьянская семья» (1914);
- «Победитель города» (1915);
- «Нарвские ворота» (1929);
- «Ударники» (1935);
- «Лики» (1940).
Все работы Филонов завещал Русскому музею, их передала сестра художника Евдокия Глебова в 1977 году (в Третьяковке и в частных коллекциях находится совсем небольшое количество работ).
Биография художника Корина П Д
Биография художника Федотова П. А. его картины – окно в XIX век
Павел Кузнецов: биография мастера пейзажа
Детство и юность
15 июля по старому стилю, или 28-го по новому, 1906-го в семье Решетниковых, проживавшей в селе Сурско-Литовское (ныне Украина), родился второй ребенок, которого назвали Федей. Тяга к изобразительному искусству, кажется, была заложена в нем с детства. Отец Павел занимался созданием икон, и по его примеру старший брат Василий стал студентом Киевского художественного училища.
Однако после смерти обоих родителей учебу в нем пришлось оставить, чтобы воспитывать и содержать семью. Парень занялся росписью церквей и храмов, а дома в свободное время писал лики святых. Маленький Федя помогал как мог – растирал краски, готовил холсты и кисти.
Федор Решетников и Отто Шмидт Известно также, что имелся и третий брат Иван, позднее увлекшийся революцией. В связи с этим следы его долго были затеряны, точных биографических сведений о нем нет. В дальнейшем все трое встретились в Мариуполе в 30-х.
По мере взросления будущий прославленный живописец охотно брался за любую работу. Среди освоенных им профессий – оформитель местных культурных центров и провинциальных театров, руководитель музыкального хора, плотник, сапожник, маляр, шахтер, актер и даже спортивный комментатор.
Позднее он трудился в клубе железнодорожников – отсюда его и направили на рабфак искусств, дававший возможность получить высшее образование. Отучившись, Решетников сделал выбор в пользу ВХУТЕМАС, куда поступил в 1929-м.
Федор Решетников — «Ремонт “Сибирякова” во льдах» / Culture and art
В мастерских он жадно впитывал знания, преподаваемые Сергеем Герасимовым («Мать партизана», «Фронтовик») и Дмитрием Моором (агитплакат «Ты записался добровольцем?»). Первые успехи не заставили себя ждать – способного студента, попавшего под влияние творческого коллектива «Кукрыниксы», прозвали на курсе «виртуозом графического шаржа».
Приобретенные навыки открывали перед молодым человеком новые возможности. Благодаря им он попал в заполярные экспедиции в качестве художника-репортера. Особенно жадно желал Федор оказаться на «Сибирякове», бок о бок с Отто Шмидтом. Интересный факт: именно во время плавания он написал дебютную живописную картину «Ремонт “Сибирякова” во льдах».
Следующая подобная «командировка» в составе «Челюскина» прошла заметно труднее, чем первая – пароход затонул, экипаж спасли с дрейфующей льдины и возвратили на Большую землю. Зарисовки, сделанные Решетниковым, восторженно приняли и публика, и критика.
Юность
Яркий творческий мир Ларионова берет свой исток в молдавском
местечке Бендеры, недалеко от Тирасполя. Там Михаил Федорович родился 22 мая (3
июня) 1881 года в семье военного фельдшера. В этих жарких, знойных и необычайно
пронзительных краях возрастал и формировался будущий мастер.
Тирасполь того времени был местом смешения многих племен,
традиций и говоров. Обряды, языки и сказания сплелись в разноцветный ковер
человеческой жизни. Такая пестрота для наблюдательного ребенка была незаменимым
источником творческого вдохновения. Прекрасная природа, прогулки от рассвета до
заката, дрожащий от жары воздух, сладость цветущих садов и базарный шум накрыли
мальчика ослепительным и нескончаемым счастьем. Это чувство останется у Михаила
Федоровича на долгие годы – каждое лето, пока он не уедет из России навсегда,
он будет приезжать в родной Тирасполь. Пейзажное мышление возникнет у Ларионова
тогда, в детстве.
В Москву семья переехала в 1893 году, и жизнь мальчика
забурлила в бешеном темпе большого города. Окончив гимназию, Михаил поступил в
Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), Он вошел в ослепительный и
долгожданный мир творчества, где пробыл с 1898 по 1910 годы. Среди его учителей
были прекрасные художники, мэтры – Левитан и Коровин. В училище он познакомился
с Натальей Сергеевной Гончаровой, ставшей его подругой и музой на всю жизнь.
В 1898 году начал выходить журнал «Мир искусства» и Ларионов
сразу же стал его преданным читателем. Тогда же он увлекся символизмом и
пытался создавать эскизы к литературным произведениям и театральным постановкам.
Этот опыт очень пригодился ему в будущем, во времена русских сезонов Дягилева.
Ларионов пылко воспринял идею группы «Мир искусства» о
главенствующей роли искусства в жизни и пошел еще дальше, он провозгласил –
«Жизнь для искусства».
Академия, становление
Вернувшись в Петербург и завершив обучение в частной мастерской, живописец снова стремится поступить в Академию художеств. Не с первой попытки, но всё же он был принят вольнослушателем в 1908 году. Вожделенная Академия со временем разочаровала Филонова строгостью рамок и ограничений. Преподаватели тоже не понимали ученика, манерой рисования «сдирающего шкуру с натурщика».
Распрощавшись с Академией после двух лет обучения, Павел Филонов несколько месяцев провёл в деревне Ваганово – «в темноте, с керосиновой лампой». Думал, работал. Зимой 1910 года завершил картину «Головы».
Становление художника прослеживается по произведениям Павла Филонова:
- До 1907 года его работы в основном – это лирические этюды;
- В 1910-м появляются признаки поисков, первые шаги на пути к аналитическому искусству;
- В 1911 году филоновский стиль вполне определён.
Академическая школа (особенно уроки Г.Я. Ционглинского), любовь к живописи мастеров итальянского Возрождения (Да Винчи, Микеланджело), восхищение искусством Гольбейна – всё это в комплексе определило становление Филонова. Творческим кредо для него стало стремление к точности рисунка, когда каждое прикосновение карандаша или кисти наделяется значимостью.
С 1910 года живописец постоянно участвует в выставках «Союза молодёжи», общества петербургских авангардистов (до 1914-го, когда организация распалась). В течение этих лет претерпел изменения характер художника: прежде общительный юноша замкнулся и углубился в собственные мысли. Отвлёкся и напитался большим искусством, съездив в 1913-м в Италию и Францию. Вернувшись, бросился творить: писал декорации к драме «Владимир Маяковский», рисовал иллюстрации к поэтическим сборникам.
Художник-исследователь
Павел Филонов – один из лидеров русского авангарда, представитель его символистского направления, основатель и теоретик аналитического искусства. В его работах отразилось философское ощущение реальности начала 20 века. Символизм многих картин Филонова связан с религиозным мировоззрением. Отличительная черта произведений художника – оригинальный аналитический метод письма, проработка изображения маленькой кистью.
Жизнь художника можно с полным основанием назвать подвижнической. Он бесплатно занимался с учениками, отвергая предложения официально преподавать в Академии художеств; создавал неимоверно трудоемкие произведения; добровольно выбрал аскетический образ жизни. Мечтал о создании в будущем Музея аналитического искусства и завещал государству свои работы. Картины Филонова были переданы родственниками в Русский музей, который сегодня является держателем почти полной коллекции наследия художника.
Биография Максима Решетникова: что известно о новом министре экономики
Родился в Перми в 1979 году, 40 лет. Окончил с отличием местную школу-гимназию. Затем поступил в Пермский госуниверситет. И там учился сразу на две специальности: «экономист-кибернетик» и «лингвист-переводчик». На последних курсах параллельно еще и начал работать в региональном правительстве. Всего за семь лет «дослужился» до должности первого заместителя главы администрации губернатора Пермского края. В 2007 году перебирается в Москву — в Министерство регионального развития. Через два года возвращается в Пермь — на должность руководителя администрации губернатора, но всего на полгода.
Уже в октябре 2009-го Сергей Собянин позвал молодого технократа в аппарат федерального правительства, которым он тогда руководил. А потом и в московскую мэрию. В апреле 2012 года Решетников становится министром правительства Москвы, руководителем Департамента экономической политики и развития города, одним из создателей инвестиционной стратегии Москвы до 2025 года.
С февраля 2020 года новый министр экономического развития работал губернатором родного Пермского края. Теперь новый премьер Михаил Мишустин доверил ему одно из самых сложных дел — формирование новой экономической политики всей страны. Кстати, как вспоминают школьные учителя, на выпускном вечере в альбоме своего классного руководителя он написал слова благодарности с подписью: «От будущего премьера». Теперь он в паре шагов от мечты детства.
Лавров, Шойгу и Голикова остались. А вот что известно о новых членах Правительства России
00:00
00:00
xHTML-код
Мишустин поставил задачи новому кабинету министров.
Русские сезоны Дягилева
В 1914 году Ларионов вернулся на родину – была объявлена
мобилизация, и его призвали на фронт. Провоевав около года, Михаил Федорович
получил серьезное ранение и был контужен. После лечения в военном госпитале он
вернулся в Париж и неожиданно для всех ворвался в мир балета – Сергей Дягилев
пригласил его заниматься декорациями для своих спектаклей.
Портрет Сергея Дягилева 1915
Дягилев всегда восхищал Ларионова, привлекал многогранностью
интересов и фантастическим умением реализации самых амбициозных планов. Их
сотрудничество продолжалось долгие годы и открыло в Ларионове бесконечные
запасы творческой энергии. Он погрузился с головой в работу над спектаклями,
был декоратором, сценографом и даже хореографом.
Революцию 1917 года Ларионов встретил в Париже и решил
остаться здесь навсегда. Больше он никогда не возвращался на родину, что стало
самой большой трагедией его жизни. Ларионов и Гончарова поселились на улице
Жака Калло и прожили по этому адресу до конца жизни.