Василий дмитриевич поленов 1844-1927

Vasily Titov

Дата рождения
1650
Дата смерти
1710
Профессия
композитор
Страна
Россия

Перелом в отечественном искусстве XVII в., знаменующий приход
Нового времени, затронул и музыку: во второй половине столетия на
Руси становятся известны имена композиторов — мастеров партесного
письма. Именно партесный стиль — многокрасочное, открыто
эмоциональное хоровое пение на несколько голосов — открыл простор
для становления авторской индивидуальности. Среди имен
композиторов, которые история донесла до нас из XVII в. наряду с
Николаем Дилецким, Василий Титов выделяется масштабом дарования и
плодовитостью. Первое упоминание имени Титова встречается в 1678 г.
при перечислении государевых певчих дьяков. Судя по архивным
данным, певец вскоре занял в хоре ведущее положение — очевидно,
благодаря не только вокальному, но и композиторскому дарованию. В
1686 или 1687 г. Титов сочинил музыку к «Стихотворной Псалтыри»
Симеона Полоцкого. Экземпляр этой рукописи с посвящением композитор
подарил правительнице царевне Софье:

…Псалтырь вершами новоизданная
Во славу Богу написанная:
Нотами ново улепототвовася,
Ей же Премудрой Царевне подася,
От Василий диака певчего,
Титова, раба их всесмиренного…

До 1698 г. Титов продолжал, служить певчим дьяком, затем был
инспектором в московской ратуше и, вероятно, заведовал певческой
школой. Предположить это позволяет документ 1704 г., гласящий:
«Робят певчих, которые взяты у Титова, прикажите музыкантам учить
на габоях и на прочих инструментах конечно с прилежанием и велите
их кому в том надзирать непрестанно». По-видимому, речь идет об
обучении малолетних певчих. Рукопись рубежа XVII-XVIII вв. называет
Титова также «царственным мастером, что у Спаса в Нове» (т. е. в
одном из соборов Московского Кремля) «верьховым дьяком». О
дальнейшей судьбе музыканта документальных сведений нет. Известно
лишь, что перу Титова принадлежит праздничный хоровой Концерт в
честь Полтавской победы над шведами (1709). Некоторые исследователя
вслед за историком музыки Н. Финдейзеном относят дату смерти Титова
предположительно к 1715 г.

Обширное творчество Титова охватывает различные жанры партесного
пения. Опираясь на опыт старшего поколения мастеров партесного
письма — Дилецкого, Давидовича, С. Пекалицкого, — Титов придает
своим хоровым партитурам барочную пышность и сочность. Его музыка
завоевывает широчайшее признание. Судить об этом можно по
многочисленным спискам произведений Титова, сохранившимся во многих
рукописных хранилищах.

Композитор создал более 200 крупных произведений, среди которых
такие монументальные циклы, как службы (литургии), «Догматики»,
«Богородичны воскресни», а также многочисленные партесные концерты
(ок. 100). Точное число сочинений Титова установить трудно,
поскольку в нотных рукописях XVII-XVIII вв. часто не указывалось
имя автора. Музыкант использовал разнообразные исполнительские
составы: от скромного трехголосного ансамбля кантового типа в
«Стихотворной Псалтыри» до многоголосного хора, включающего 12, 16
и даже 24 голоса. Будучи опытным певчим, Титов глубоко постиг
секреты выразительного, богатого нюансами хорового звучания. Хотя в
его произведениях не участвуют инструменты, умелое использование
возможностей хора создает сочную, многотембровую звуковую палитру.
Красочность хорового письма особенно характерна для партесных
концертов, в которых мощные возгласы хора соперничают с прозрачными
ансамблями различных голосов, эффектно сопоставляются разные типы
многоголосия, возникают контрасты ладов и размеров. Используя
тексты религиозного характера, композитор сумел преодолеть их
ограниченность и создать музыку искреннюю и полнокровную,
обращенную к человеку. Примером тому служит концерт «Рцы нам ныне»,
в аллегорической форме прославляющий победу русского оружия в
Полтавской битве. Пронизанный ощущением светлого торжества,
мастерски передающий настроение массового ликования, этот концерт
запечатлел непосредственный отклик композитора на важнейшее событие
его времени. Живая эмоциональность, теплая задушевность музыки
Титова сохраняют силу воздействия на слушателя и в наши дни.

Н. Заболотная

Собственная усадьба

В 1890-м на Оке в Тульской губернии Поленов купил имение, в тиши сосен выстроил дом (проект обдумывался уже давно) и назвал усадьбу Борок (сосновый бор ласково). Василий Дмитриевич очень полюбил эти привольные места, перебрался сюда, что-то постоянно строил и обустраивал: то мастерскую с огромным окном, то класс, где занимался с сельскими ребятишками. В будущем мечтал превратить Борок в гнездо искусства, а затем и в музей, первый общедоступный в провинции. Близ усадьбы в селе Бёхово по проектам Поленова построены церковь, школа и народный театр – художник искренне радел за просвещение крестьян и воспитание у их детей художественного вкуса.

Сегодня усадьба носит имя художника – в Поленово дом-музей, он открылся ещё при жизни художника. Здесь сохранена обстановка и предметы быта тех времён. Первым директором дома-музея стал сын художника Дмитрий.

На войне

В 1876 году Поленов как доброволец оказался в русской армии на сербско-черногоро-турецкой войне и заслужил множество наград – он проявил себя храбрым воином. Уже при штабе под командованием цесаревича, будущего императора Александра III, Поленов принимал участие и в русско-турецкой войне в 1877-м. В этот период художник сделал много рисунков и этюдов – для прессы на злободневные темы (бытовые, а не батальные) и для своих будущих картин.

Но в целом, что он за художник, Поленов ещё не определился, чувствовал в себе «какой-то недочёт», хотя уже понимал, что в действительности обладает незаурядным потенциалом. Надо было его раскрыть.

Биография писателя

Отец его был помещик, отставной гусар, служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба; мать — француженка, дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Григорович рано лишился отца, устроившего семью в Каширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. 8 лет его отвезли в Москву, где он пробыл около 3 лет во французском же пансионе «Монигетти», по окончании оного в 1836 поступил в Санкт-петербургское инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет), в котором проучился до 1840 г., и где познакомился с Ф.М.Достоевским. Наполовину француз, Григорович в ранней молодости неудовлетворительно владел русским языком, долго говорил с французским акцентом. Не имея к точным наукам никаких предпочтений, позже переводится в Академию художеств. Здесь он довольно близко познакомился с Тарасом Шевченко.

В 1858—1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».

Первые литературные опыты Григоровича рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», были ещё очень слабы в художественном отношении. Около 1841 г. он познакомился с Некрасовым, в то время издававшим разные юмористические сборники: «Первое апреля», «Физиология Петербурга» и др

Позже в них и появились первые серьёзные произведения молодого писателя — «Штука полотна» 1846 и «Петербургские шарманщики» 1845, которыми он обратил на себя внимание Белинского. Также писал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле»

В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых, в неполные 23 года он берётся за большую повесть, и в конце 1846 г. была напечатана (в «Отечественных Записках») «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 году в «Современнике» — знаменитый «Антон Горемыка». «По прочтении этой трогательной повести, — говорил Белинский, — в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные». Григорович первый посвятил большую повесть ежедневному быту самого серого простонародья — не того, «лубошного», а народа во всей его неприглядности. Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича унижение народа.За ним последовал ряд небольших повестей из столичной жизни.

В начале 1860-х гг., когда в редакции «Современника» произошёл раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Григорович был всецело с первой группой и вышел из «Современника». Чернышевский в своей статье «Не начало ли перемены?» подверг резкой критике Тургенева и Григоровича. По мнению современников, с тех пор Григорович к Чернышевскому, лидеру радикалов, относился с ненавистью.

С 1864 года Григорович надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по «Обществу поощрения художеств», деятельным секретарем которого он оставался долгое время. За долголетние труды по обществу Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в бедной крестьянской семье в 1868 году в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии.

Начальное образование получил в народной школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево. Живописи Богданов-Бельский обучался сначала в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884-1889 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.

Окончил Училище Богданов-Бельский в 1889 году, в качестве дипломной работы представив картину «Будущий инок». За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника». В 1890 году полотно молодого художника участвовало в выставке передвижников. Картину высоко оценил знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Повторение картины было выполнено для Павла Михайловича Третьякова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне Романовой.

В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.

В 1890-е годы Богданов-Бельский создает ряд произведений о народной школе Рачинского. Наиболее известные из них «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе. 27 октября 1903 года Богданов-Бельский получает звание академика.

С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года.

В 1914 году Богданов-Бельский был избран действительным членом Российской Академии художеств. В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.

В 1928 году по инициативе Николая Богданова-Бельского и поддержке Ильи Репина в европейских столицах и многих крупных городах Старого Света проходят выставки русской живописи, на которых выставлялись картины Жуковского, Коровина, Малявина, Билибина и других художников.

В 1930-е годы художник много и увлеченно работает, картины его хорошо покупаются, а в 1938 году семидесятилетие художника было отмечено персональной выставкой.

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.

Детство и молодость

Василий Васильевич Кандинский родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве в знатной семье. Отец, прославленный коммерсант Василий Сильвестрович, происходил из древнего кяхтинского рода Кандинских, которые считались потомками царей мансийского Кондинского княжества. Прабабушка — княжна из тунгусского рода Гантимуровых.

Портрет Василия Кандинского

Большую часть состояния семья тратила на путешествия. В течение первых 5 лет после рождения Василия они объездили Россию и Европу, в 1871 году поселившись в Одессе. Здесь будущий художник получил классическое образование, одновременно развиваясь творчески. Частный преподаватель учил его игре на фортепиано и виолончели, рисованию. В юном возрасте мальчик умело обращался с кистью, сочетал, казалось, несочетаемо яркие цвета. Позже эта особенность легла в основу развиваемого им стиля живописи — абстракционизма.

Родители таланта сына не рассмотрели. По их воле в 1885 году Василий Кандинский поступил в Московский университет на юридический факультет, кафедра политической экономики и статистики. Пропустив два года по болезни, в 1893 году успешно завершил обучение.

Преподавателям Кандинский зарекомендовал себя как способного ученика и многообещающего ученого. Сразу после выпуска ему предложили преподавать на кафедре. В процессе образовательной деятельности получил звание доцента.

С 1895 года работал в московской типографии «Товарищество И. Н. Кушневера и Ко» художественным директором. В 1896 году поступило приглашение занять место профессора юриспруденции в Дерптском университете, но Василий Васильевич отказался в пользу реализации себя как художника.

[править] Литература

  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года. Каталог. Л.: Изогиз, 1954. С.8.
  • 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.9.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.10.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1962. С.8.
  • Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.11.
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1970. С.8.
  • Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.12.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976. С.15.
  • Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.10.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.13.
  • Дмитрий Васильевич Беляев. Выставка произведений. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1988.
  • Дмитрий Васильевич Беляев. СПб.: Русская классика, 2002.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007. С.9, 389, 393, 395, 397-401, 403-407, 445.
  • Художники Петровской Академии наук и искусств. СПб.: ИПП «Ладога», 2008. С.24-25.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.67.
  • Дмитрий Беляев / Альманах. Вып. 293. СПб.: Palace Editions, 2010.
  • Нешатаева Н. Б. Беляев Дмитрий Васильевич // Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Т.1. С.104-106.
  • Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С..373, 375-378, 380-382, 385-387, 389-394.

Выставки ленинградских художников

Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года

Интересные факты

№1. В 1926 году в Чинли, штат Аризона, родился Дэвид Паладин, будущий солдат-картограф. В военные годы его взяли в плен, и молодой человек оказался в концлагере. Он терпел все возможные издевательства, пока однажды узников не освободили. Поскольку Паладин не проявлял признаков жизни, его в числе сотен других повезли хоронить. В пути солдат зашевелился. В срочном порядке его доставили в госпиталь.

Василий Кандинский во Франции

Два с половиной года молодой человек пробыл в коме, а когда пришел в сознание, представился Василием Кандинским на чистом русском языке. В доказательство честности произнесенных слов теперь уже бывший солдат нарисовал картину, которую искусствоведы сочли подходящей стилю великого абстракциониста.

Выйдя из госпиталя, Дэвид, получивший прозвище Новый Кандинский, продолжил рисовать, устроился преподавателем в колледж искусств Аризоны, а потом открыл собственную школу. Под подписью Кандинского он написал более 130 полотен.

Василий Кандинский в старости

Говорят, что однажды Паладина ввели в гипноз. Он рассказал о «своей» биографии: родился в Москве в семье коммерсанта, учился в Одессе, имел трех жен. И все это – голосом Кандинского. В конце сеанса молодой человек произнес:

№2. Кузен Василия Кандинского, Виктор, — прославленный психиатр, единственным пациентом которого был он сам. В 30 лет у Виктора произошел первый приступ болезни, которая позже стала известна как шизофрения. Психиатра мучили звуковые и образные галлюцинации, бред, синдром «открытых мыслей». Он, осознав, что не здоров, начал исследования. На их основе Виктор Кандинский написал трактаты «О псевдогаллюцинациях», «К вопросу о невменяемости», которые доказали, что шизофрения поддается лечению.

Психиатр Виктор Кандинский

Правда, на практике биография больного имела печальный конец — во время очередного приступа психиатр вел такую запись:

Виктор умер в 40 лет.

№3. Василий Кандинский писал стихи в прозе. В 1913 году вышел сборник «Звуки», куда вошли семь произведений.

Экспедиция по библейским местам

В 1881 году Василий Поленов, картины которого уже пользовались популярностью у коллекционеров и ценителей живописи, отправился в важную поездку с целью сбора материалов для будущего масштабного полотна на тему Евангелие. Воодушевлённый «Явлением Христа народу» Александра Иванова, Поленов задумал очеловечивание главного героя, изображение Христа не божеством, а почти обычным, но всё же особенным человеком. В Палестине, Египте, Константинополе и Сирии художник кропотливо изучал материалы: архитектуру, костюмы, типажи людей, сделал много зарисовок и этюдов. Эта работа с периодическими поездками за границу заняла у художника почти два десятка лет. Появилась возможность осуществить мечту – обзавестись собственным имением – продажа картины «Христос и грешница» принесла необходимые средства.

Образование

Говоря о биографии Дмитрия Васильевича Григоровича, важно отметить, какое образование было у писателя. Когда мальчику исполнилось восемь лет, мать решила отправить его в Москву, где он мог бы учиться во французском пансионе

Решение было принято.

После окончания пансиона Дмитрий Васильевич Григорович уже определился с тем, как он хочет устроить свою жизнь. Писатель переехал в Санкт-Петербург и продолжил свое образование в инженерном училище. Именно там Григорович познакомился с выдающимся писателем – Федором Михайловичем Достоевским.

У Дмитрия не было интереса к точным и естественным наукам, поэтому он решил попробовать свои силы в искусстве. Молодой человек перевелся в Академию художеств, где завел знакомство с еще одним талантливым писателем – Тарасом Шевченко.

Живопись и творчество

Как писал Василий Кандинский в дневниках, на решение стать художником повлияли два события: выставка французских импрессионистов 1895 года, где демонстрировался в числе прочего «Стог сена» Клода Моне, и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре. На момент, когда будущий великий художник и теоретик искусства понял истинное предназначение, ему исполнилось 30 лет.

Картина Василия Кандинского «Двое на лошади»

В 1896 году Кандинский поступил в частную школу Антона Ажбе в Мюнхене. Там он получил первые советы по построению композиции, работе с формой и цветом. Необычность его работ стала предметом для насмешек коллег по кисти. Реалист Игорь Грабарь вспоминал:

Не пришлось по вкусу буйство красок и немецкому живописцу Францу фон Штуку, у которого Василий Васильевич обучался в Мюнхенской академии художеств. Из-за этого весь 1900 год Кандинский рисовал черно-белые произведения, сосредоточиваясь на графике. Спустя год будущий абстракционист открыл школу Münchner Malschule Phalanx, где познакомился с Габриэль Мюнтер, молодой многообещающей художницей. Она стала для Кандинского музой и любовницей.

Картина Василия Кандинского «Синяя гора»

В тот период из-под кисти Василия Васильевича выходили насыщенные цветами пейзажи: «Старый город», «Синяя гора», «Улица в Мурнау с женщинами», «Осенний пейзаж» и др. Нашлось место и портретам, например, «Двое на лошади».

В 1911 году Кандинский написал первую книгу «О духовном в искусстве». По факту трактат стал первым теоретическим обоснованием появления такого жанра, как абстракционизм. Василий Васильевич рассуждал о средствах воплощения творчества: цвет, форма, толщина линий. В 1914 году абстракционист начал работать над вторым теоретическим трудом, который получил название «Точка и линия на плоскости». Он увидел свет в 1926-м.

Книги Василия Кандинского «Точка и линия на плоскости» и «О духовном в искусстве»

Война 1914 года заставила Кандинского вернуться на родину, в Москву. Он преподавал в Свободных мастерских, затем — Высших художественно-технических мастерских. На занятиях пропагандировал свободный стиль написания, из-за чего часто вступал в конфликт с коллегами-реалистами. Василий Васильевич возражал:

Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом». Кандинский продолжил продвигать абстракционизм студентам берлинского «Баухауза». В доказательство того, что абстрактные картины не уступают реалистическим, в 1910-1920 годы художник написал произведения «Белый овал», «Белая линия», «Фуга», «Красная площадь», «Голубой сегмент», «Знак».

Картина Василия Кандинского «Белый овал»

После закрытия «Баухауза» в 1933 году Кандинский иммигрировал в Париж. Во Франции абстракционизм как жанр отсутствовал в принципе, поэтому новаторские творения художника общественность не приняла. Стараясь подстроиться, Василий Васильевич сделал ставку на форму и композицию, смягчая яркие, броские цвета. Он создал картины «Небесно-голубое», «Сложное-простое», играя на контрастах.

Передвижник и основатель нового жанра

С 1877 года живописец перебрался в Москву. Жизнь в арбатском переулке привела Поленова к картинам, ставшими его лучшими произведениями. Так на 6-й Передвижной выставке в 1878 году картина под названием «Московский дворик» вызвала шквал хвалебных отзывов, хотя сам автор не видел в ней ничего особенного. Зрители нашли в работе Поленова, художника-философа, особый шарм, воздействием схожий с высокой поэзией и лиричной музыкой, которые рождают в душах самые хорошие и чистые чувства. С этого времени картины такого типа стали выделяться в отдельный жанр, названный «интимным пейзажем». С 1879 года Поленов вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Его картины, эпические пейзажи, обогатили биографию Поленова-живописца лаврами славы и наделили его ореолом знаменитости.

[править] Примечания

  1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.13.
  2. Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.373, 375-378, 380-382, 385-387, 389-394.
  3. Дмитрий Васильевич Беляев. Выставка произведений. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1988. С.7.
  4. Дмитрий Беляев / Альманах. Вып. 293. СПб.: Palace Editions, 2010. С.205.
  5. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.67.
  6. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1970. С.8.
  7. Дмитрий Беляев / Альманах. Вып. 293. СПб.: Palace Editions, 2010. С.55-57, 67, 93, 97, 126.
  8. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года. Каталог. Л.: Изогиз, 1954. С.8.
  9. 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.9.
  10. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.10.
  11. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976. С.15.
  12. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1962. С.8.
  13. Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.11.
  14. Дмитрий Васильевич Беляев. СПб.: Русская классика, 2002. С.8.
  15. Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.12.
  16. Художники Петровской Академии наук и искусств. СПб.: ИПП «Ладога», 2008. С.24.
  17. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.10.
  18. Художники Петровской Академии наук и искусств. СПб.: ИПП «Ладога», 2008. С.24.
  19. Дмитрий Беляев / Альманах. Вып. 293. СПб.: Palace Editions, 2010. С.111.
  20. Дмитрий Беляев / Альманах. Вып. 293. СПб.: Palace Editions, 2010. С.117.
  21. Дмитрий Васильевич Беляев. СПб.: Русская классика, 2002. С.111.
  22. Дмитрий Беляев / Альманах. Вып. 293. СПб.: Palace Editions, 2010. С.138.
  23. Дмитрий Беляев / Альманах. Вып. 293. СПб.: Palace Editions, 2010. С.193.

Общий вывод

Произведения Дмитрия Васильевича несут особое значение для русской литературы. Сегодня они могут рассказать читателям о многих аспектах жизни того времени. Кроме того, Григорович является уникальным писателем – он был одним из немногих, кто мог изображать трогательность быта с легким юмором. Сегодня литературоведы говорят о том, что Дмитрий Григорович – это русский Чарльз Диккенс.

Трогательные и одновременно ироничные произведения писателя уже не пользуются сегодня такой известностью, однако для тех, кто хочет понять историю Российского государства, произведения Дмитрия Васильевича имеют немаловажное значение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: