Татевосян, егише мартиросович

Е. М. ТАТЕВОСЯН (1804—1936)

Опубликовал Художник | 14 ноября 2012

Егише Мартиросович Татевосян считается основоположником лирического пейзажа в армянской школе живописи. Ученик В. Поленова, он, как и его учитель, сочетал изображения природы с портретом и сюжетными композициями, вынося на открытый воздух людей и события, состоянием и освещением окружающего пейзажа подчеркивая состояния героев, придавая действию аромат достоверного происшествия.

Многочисленные пейзажи Татевосяна, сотни этюдов, которые он делал во время своих путешествий по Кавказу, России, европейским странам, — удивительно точны; это своего рода портреты мест, заметки, по которым потом мастер писал большие пейзажные полотна и композиции. В маленьких этюдиках-«нашлепках», удивительно тонких и красивых по цвету, чувствуется стремление «схватить» натуру, запечатлеть мгновенное состояние природы — освещение, краски, движение ветвей или волн.
Это связывает творчество Татевосяна не только с аналогичными работами Поленова, но и с произведениями художников-импрессионистов, которых Татевосян очень высоко ценил. После нескольких лет учения в Москве Татевосян переезжает в Тифлис и начинает преподавать в Академии художеств. В летние месяцы он много путешествует. Своими работами живописец принимает участие на выставках в Москве и Петербурге: Тифлис он не оставляет и после революции, хотя теперь посылает свои работы и в Ереван — молодую столицу Армянской ССР, где в 1923 году было организовано «Общество работников изобразительного искусства», вскоре открывшее свою первую выставку.

Проникновенным лириком показывает он себя в картине «Наша улица в Вагаршапате» (1921). В 20-е годы Татевосян чаще обращается к жанру портрета. Он создает целый ряд изображений выдающихся деятелей армянской культуры — писателей Ованеса Туманяна, Акопа Акопяна, Александра Ширванзаде, а позже — в 1936 году — большой композиционный портрет композитора Комитаса на фоне пейзажа. (Гос. картинная галерея Армении). Эти портреты Татевосяна, продолжая линию его дореволюционных портретов, отличались особой лирической проникновенностью, артистизмом, способностью вызывать широкие ассоциации.

Портрет композитора Комитаса был создан Татевосяном по памяти, как дань любви и уважения к погибшему другу. Имя Комитаса, создателя армянской музыкальной школы, роль которого можно сравнить с ролью М. И. Глинки в истории русской культуры, связано не только с музыкой, но и с национальной трагедией— резней мирного армянского населения в Турции в 1915 году, жертвой которой оказался и великий композитор. Еще в 1903 году Е. Татевосян написал небольшой этюд — «Комитас у Эчмиадзинского озера».

Узнав о смерти композитора, он снова пишет его на фоне природы, прислонившимся к дереву, как бы вслушивающимся в звуки несущейся издали песни. Мерцание белой одежды Комитаса (он был архимандритом), желтые пятна света, пробивающие густую зелень, яркий хоровод танцующих вдали крестьянок — все создает особую атмосферу музыки, говорит о композиторе и его творчестве.

Рубрика: 100 лучших художников | Комментарии к записи Е. М. ТАТЕВОСЯН (1804—1936) отключены

Комментирование закрыто.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: