Борис Михайлович Кустодиев — Девочка с яблоками Портрет Ирины Кустодиевой, дочки художника, 1920, 44×52 см: Описание произведения

Создание и история

В связи с появлением нового объединения « Мир искусства» проводится учредительное собрание, и Кустодиев создает групповой портрет в память о своих друзьях-художниках. Подготовительное исследование проводилось в 1910-1916 годах, в том числе в квартире Александра Бенуа в гостях у Мстислава Добужинского или в его доме на улице Мясная, где мирискусники собрались за столом, где они позировали в непринужденной и счастливой атмосфере. . Этот групповой портрет, состоящий из одного холста, объединяющего разные отдельные портреты, был создан в 1916-1920 годах как набросок огромной будущей картины, которая будет иметь размеры 2,5 × 4 метра с персонажами в реальном размере, картина, которая была заказана. через Грабаря у Третьяковской галереи . Но эта грандиозная картина так и осталась незавершенной. Этюды и групповой портрет в настоящее время находятся в Русском музее .

Игорь Грабарь Николай Рерих Юджин Лансере Борис Кустодиев Иван Билибин Александр Бенуа Георгий Нарбут Кузьма Петров-Водкин Николай Миллиути Константин Сомов Мстислав Добужинский

Провинциальное детство

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани, окраинном губернском городе, далёком от политических событий, но довольно развитом: здесь был первоклассный порт, работали училища, пансионы, банки, больницы. Отец Бориса Михаил Лукич был преподавателем в духовной семинарии. Мальчику был всего год, когда отец умер, и матери Екатерине Прохоровне пришлось одной растить четверых детей.

Семья жила в небольшом, арендованном в доме богатого купца флигеле. Хозяин любил жить на широкую ногу – тогда мальчик и познакомился с бытом провинциального купечества. «Живые типы Островского» – так впоследствии художник охарактеризовал купца, его семью и друзей.

Учился Борис сначала в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Семья надеялась, что он продолжит династию и станет преподавателем. Но настоящий переворот в сознании мальчика произошёл после посещения им выставки, на которую он попал в девять лет. Картины художников-передвижников, сама живопись как искусство поразили Бориса настолько, что идея научиться рисовать овладела всеми его мыслями и мечтами.

Детство и юность

Борис Кустодиев родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 года. Он оказался сыном преподавателя семинарии. Отец мальчика скончался, когда тот был младенцем, поэтому его воспитанием занималась исключительно мать. Оставшись вдовой с четырьмя детьми, она умудрялась иметь необходимый доход, в семье всегда царила дружная и теплая атмосфера.

Борис Кустодиев в молодости / История России в фотографиях

Мать научила детей любить искусство и прививала интерес к литературе, живописи и театру. Благодаря этому маленький Борис легко нашел свое призвание. В 9 лет юный Кустодиев уже мечтал стать художником. Прежде чем получить возможность реализоваться в интересующей профессии, Борис был вынужден окончить духовное училище. Мать считала, что сын должен стать священником и пойти по стопам отца. Кустодиев поступил в духовную семинарию, но все же отдал предпочтению не служению Богу, а искусству.

Чтобы осуществить свою мечту, юноша решил брать уроки. Его наставником стал Павел Власов, окончивший петербургскую Академию художеств. В Астрахани художник организовал творческий кружок. В него и попал Кустодиев. Азы мастерства подросток усвоил в мастерской Власова, который помог поверить в свои силы и заверил мать Бориса в верности сделанного выбора. Педагог убедил Кустодиева в необходимости продолжить обучение в Москве.

На тот момент Борису уже исполнилось 18, поэтому в столичное училище живописи его не приняли. Зато он стал учеником Академии художеств в Петербурге. Талантливому юноше удалось оказаться подопечным Ильи Репина, что было большой удачей. В этот период в педагогической области в живописи наметился застой. Император Александр III планировал реформу художественного образования и хотел пригласить передвижников как амбассадоров новых веяний. Репин был в их числе.

По завершении обучения Кустодиев остался в мастерской Ильи Репина. Наставник возлагал надежды на подопечного. Дипломную работу Борис защитил на отлично и, получив золотую медаль, мог рассчитывать на стажировку за рубежом. В поездку молодой человек отправился в сопровождении жены и новорожденного сына.

Работы художника

  • «Вступление. Москва» рисунок
  • «Утро», (1904, ГРМ)
  • «Балаганы»
  • «Ярмарки»
  • «Масленицы»
  • «Сирень» (1906)
  • автопортрет (1912, Галерея Уффици, Флоренция)
  • «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)
  • портрет А. И. Анисимова (1915, ГРМ)
  • «Красавица» (1915, Третьяковская галерея)
  • «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)
  • «Большевик» (1919—20, Третьяковская галерея)
  • «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1922, ГРМ)
  • «Московский трактир» (1919)
  • «Портрет А.Н.Протасовой» (1900)
  • «Монахиня» (1901)
  • «Портрет Ивана Билибина» (1901)
  • «Портрет С.А.Никольского» (1901)
  • «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)
  • «Автопортрет» (1904)
  • «Портрет женщины в голубом» (1906)
  • «Портрет писательницы А.В.Шварц» (1906)
  • «Ярмарка» (1906)
  • «Земская школа в Московской Руси» (1907)
  • «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)
  • «Монахиня» (1908)
  • «Портрет Н.И.Зеленской» (1912)
  • «Морозный день» (1913)

Описание

Размеры сохранившейся уменьшенной картины — 52 × 89  см . Она окрашена в маслах на холсте . Подписано справа внизу по русскому написанию до 1918 г .  : Б. Кустодиевъ / 1916—1920 ‘ (Б. Кустодиев). Слева направо представлены: Игорь Грабарь , Николай Рерих , Эжен Лансере , Борис Кустодиев , Иван Билибин , Анна Остроумова-Лебедева , Александр Бенуа , Георги Нарбу , Кузьма Петров-Водкин , Николас Миллиоти , Константин Сомов и Мстислав Добислав .

Анна Остроумова-Лебедева , единственная художница в группе

Все художники представлены на холсте важными, творческими и вдохновенными персонажами, участвующими в объединяющей их дискуссии о судьбе нового объединения. Каждый представлен индивидуально с яркими чертами его личности, с его выражением лица и его наиболее выразительными взглядами. Картина представляет собой встречу непринужденных художников в изысканной обстановке квартиры Мстислава Добужинского . Грабарь сидит в конце стола, держит перед собой раскрытую книгу и слушает разговоры. Рядом с ним в задумчивости стоит благоразумный и мудрый Рерих. Справа от Грабаря спиной к зрителям сидит сам Кустодиев, которому в центре полотна поворачивается единственная женщина в группе Анна Остроумова-Лебедева . Рядом с ней встает Петров-Водкин и, кажется, что-то торопится сказать. На другом конце стола Добужинский, Сомов и Миллиоти разговаривают между собой, но его слушают издалека еще несколько человек. Бенуа, Лансере и Билибин (последний держит стакан в левой руке), стоя сзади, напрягают уши, чтобы послушать их среди звуков других разговоров. За спиной Бенуа стоит Нарбут, который, кажется, никого не слушает и смотрит вперед. Картина представлена ​​как беспрецедентный для того времени сюжет: портрет группы художников, имеющих общий проект на основе близких друг к другу художественных концепций. Даже « Амбулаторы» такой картины не писали. Однако есть фотография группы художников, входящих в это объединение, датированная 1886 годом.

Библиография

  • (ru) Всеволод Петров и Ирина Харитонова (в переводе  Денис Дабадди), Le Monde de l’Art: Русское художественное объединение начала ХХ века , Санкт-Петербург, Аврора,1991 г., 330  с. ( ISBN  5-7300-0216-5 )
  • Алексеева (Алексеева Адель Ивановна), Солнце в морозный день (Кустодиев) (Солнце в день морозный (Кустодиев)) , Москва, Молодаия гваи1978 г., 176  с. , Размышления у группового портрета
  • (рус) Ирина Proujan Валентина Князева ([Пружан, Ирина Николаевна, русский портрет конца XIX — го  века , в начале XX — го  века Русский портрет конца XIX: .. начала XX века Живопись Графика , Изобразительное искусство,1980 г., 295  с.
  • (ru) Эткинд Эткинд (Эткинд Марк Григорьевич), Борис Кустодиев , Советский художник,1982 г., 453  с.
  • (ru) В. Докучаев (Докучаева Вера Николаевна), Борис Кустодиев, жизнь и творчество (Борис Кустодиев: Жизнь в творчестве) , Изобразосить1991 г., 205  с.
  • (ru) Середнякова Е. (Середнякова Екатерина), «  ГалереяГалерея  » , 4 (05) , Выставки,2004 г., стр.  29-37
  • (ru) Arkadi Koudria (Кудря, Аркадий Иванович), Кустодиев , Молодая гвардия,2006 г., 321  с. , Глава XXVI. «Ещё раз пережить эту красоту…»
  • (ru) И. Лобачёва, О. Вербина, О. Улемнова (Лобашёва И. Ф., Вербина О. Г., Улемнова О. Л.), Мир искусства, каталог выставки («Мир искпсикоисоиконконковис. Гравюра. Скульптура. Издания» Каталог выставки) , Казань Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан / Издательство «Заман»2013, 120  с.
  • (ru) Е. Евстратова (Евстратова Елена Николаевна), Мастера и шедевры русской живописи (Мастера и шедевры русской живописи) , ОЛМа, Мрупипи2013, 480  с.
  • (ru) Великие художники , Мир искусства , Комсомольская правда / Директ-Медиа,2014 г. , стр.  49

Творчество Кустодиева

Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову.

Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»).

Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).

В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен.

Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А.Серова «Вражья сила» (Академический (б. Мариинский) театр, 1921).

Контекст

Художественное объединение « Мир искусства» (по-французски: Мир искусства) возникло в середине 1890-х годов из кружка молодых студентов, которые в основном были учениками Школы Карла Мая  (ин) в Санкт-Петербурге . Первым публичным мероприятием, организованным ассоциацией, является выставка русских и финских художников, организованная в Художественно-промышленной академии им. Штиглица в 1898 году Сержем де Дягилевым , который в том же году при участии других членов создал журнал « Мир искусства». , под эгидой которой в период с 1899 по 1903 год прошли еще пять художественных выставок. В отличие от академического искусства и амбулантов , участники « Мир искусства» утверждали в своих произведениях приоритет эстетики в преобразовании действительности и стремились найти синтетическое восприятие реальности. искусство, выдвигая на первый план требование художественной индивидуальности. Утонченная декоративная стилизация, орнаментальная элегантность, мотивы рококо и ампир сформировали эстетику русского модерна . В 1903 году товарищество « Мир искусства» распалось и официально прекратило свое существование, а значительная часть его членов вступила в Союз русских художников . В 1904 году Серж де Дягилев начал организовывать портретные выставки и пригласил на них Бориса Кустодиева . Последний признан членом-учредителем новой ассоциации, а также избран из числа участвующих в выставке членов Союза экспонентов Санкт-Петербурга. В 1905 году Кустодиев начал постоянно участвовать в выставках Союза русских художников , которые он не присоединиться до 1907 года Парадоксально, Борис Кустодиев был экспонентом оба Союза русских художников в Москве и на Mir Iskousstva ассоциации в Санкт Петербург , хотя лично его больше привлекают красивые просторы городов Волги или тихие улочки старой Москвы, чем Петербург. В 1910 году группа художников из Санкт-Петербурга во главе с Александром Бенуа , разошедшимся на эстетическом уровне, покинула Союз русских художников и образовала новое объединение « Мир искусства» . В 1910 году Борис Кустодиев стал одним из основателей этого объединения, которое вновь появилось после и несмотря на его первый роспуск. Его сближение с этим обновленным объединением « Мир Искусства» объясняется притягательностью, которую испытывает художник к существованию среди мирискусников (художников «Мира Искусства») связи между вымыслом, фантазией и реальностью, его стремлением отойти от излишеств утонченности и утонченности. приблизиться к народным традициям.

Работы художника

Воспитание и ранняя потеря отца повлияли на особенное «чувство семьи» у Бориса Кустодиева. Он был открытым и тёплым человеком, не расставался с близкими, а в разлуке старался перепиской восполнить недостаток общения. Кисть, карандаш, скульптура и гравюра – всё шло в ход, чтобы изобразить своих близких в разных ситуациях. Картины «Утро», «На террасе», «Портрет Ирины с собакой Шумкой», «Сирень», скульптура «Дети» и многие другие работы сейчас воспринимаются как обобщённые образы счастливого материнства и детства.

Постоянно работал художник и над автопортретами. Их несколько, разных периодов.

Среди его произведений есть портреты:

  • императора Николая II (1915 г.);
  • Фёдора Шаляпина (1922 г.);
  • Великой княгини Марии Павловны (1911 г.);
  • художника Ивана Билибина (ранняя реалистичная работа, 1901 г.).

и других известных личностей того времени.

Полотна живописца на тему зимних гуляний полны света и воздуха. Центральное место среди них занимает «Масленица» – вот где радость и веселье русского праздника с катанием на лошадях, балаганами и кулачными боями. А летнее народное гуляние на картинах «Троицын день», «Гуляние на Волге» притягивает теплом и светом, красотой людей и русской природы.

Милая сердцу художника глубинка красочна на картинах «В старом Суздале», «Вид с Воробьёвых гор», «Провинция». Солнечный летний день с множеством персонажей на картине под названием «Купание» привлекает яркостью и сочностью красок.

Но чаще всего главным персонажем его произведений становилась пышущая здоровьем, с округлыми формами красавица-купчиха. Это полотна «Купчиха за чаем», «Красавица», «Купчиха с зеркалом», «Русская Венера» и многие другие.

С годами Борис Кустодиев сформировал свой стиль живописи, динамика которого построена на композиционных приёмах, свойственных театрально-декорационному искусству: контраст света и тени, использование «кулис». Его полотна по колориту настолько декоративны, что напоминают расписные шкатулки. Красота и счастье – главные их признаки.

«Русская Венера» и её влияние

За прошедшие 95 лет «Русская Венера» не потеряла своей популярности. Её почти все знают, и она вдохновляет множество других художников, создающих свои варианты. И это не только копии картины, она изображается и в более оригинальных изделиях. Например, вот такие изразцы (https://vesta-ceramica.ru/)

Нашёл в сети даже брошь «Русская Венера»! Это, конечно, совсем уж пародийно выглядит…

Но вдохновляла она не только художников, но и поэтов! Существует целый ряд стихов, посвящённых «Русской Венере». Вот один из них, автор Галина Журба:

Об «на» жена — обнажена,А «на» наполнено соблазном,Непревзойдённостью опасно:Округлость, свет и белизна.

Струится золото волосВ изгибе шеи — смыслом млечнымИ мягко обнимает плечи,Дородность подчеркнув и рост…

Улыбка ясная легка,Ушат с водой, мочало с мылом,Здоровье, молодость и сила,Взлетает лебедем рука…

Клубится пар до потолка,И, Афродитою из пены,Явление её сквозь стеныРоссийской баньки — на века!

А это — Татьяна Юницкая

О, эта русская душа,Непостижимая умами, –Лишь только сердцем, не спеша,Восторга влажными глазами, –

Когда художник и поэт,Играя красками-словами,Напишет дочери портретС распущенными волосами:

Роскошна русая коса, –Исконно девичье богатство, –Горит, как золото, краса,Как шёлк неистовых вибраций!

Клубится пена, пар стоит:– Чем не Венера в русской бане?!..Стыдливость – красоты магнит…А за окном – несутся сани.

Натурщица для Венеры — родная дочь?

Тип «кустодиевской» женщины подразумевает пышные формы. Кстати, героиня «Венеры» ещё относительно стройная, если сравнить её, например, с «Красавицей», написанной Кустодиевым в 1915 году.Супруга художника, Юлия Евстафьевна, пышными формами не обладала, имея от природы худощавую фигуру. Кустодиев писал её портреты, но натурщицей для его любимых дородных героинь быть не могла.

Портрет Юлии Кустодиевой (Прошинской). 1903

А вот у дочери Ирины была совсем другая стать. Адель Алексеева в книге «Солнце в морозный день», посвящённой Кустодиеву, писала:

Портрет И.Б.Кустодиевой (1919)

Натурщицей для отца Ирина стала буквально с рождения — Кустодиев через несколько часов после родов сразу начал делать наброски. И с тех пор многократно писал портреты Ирины, изображая разные периоды жизни растущей дочери.

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой (1907)

Судя по книге Алексеевой, для «Венеры» позировала именно дочь. Так что по иронии судьбы на двойной картине — два изображения Ирины в разные периоды жизни. С одной стороны «На террасе» — маленькая девочка. С другой стороны «Русская Венера» — уже совсем взрослая девушка.

После «Венеры» Борис Михайлович успел сделать ещё один портрет дочери, в синем платье, и это последнее из известных её изображений.

Портрет И.Б.Кустодиевой (1926)

Но рыжая купальщица на картине не была точной копией Ирины, образ получался собирательный. Например, черты лица — уже не её.

Из книги А.Алексеевой:

Борис Кустодиев: биография

Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.

Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова — талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию. Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.

Идея «Русской Венеры»

Началась работа над полотном в 1925 году. К этому времени Борис Михайлович уже чувствовал, что жить ему осталось недолго. Около пятнадцати лет он прикован к инвалидному креслу из-за болезни позвоночника, и в последние годы ему становилось всё хуже и хуже. Удивительно, как недвижимый и страдающий от боли художник создавал такие позитивные работы с весёлыми ярмарками, с буйством красок и жизнерадостными купчихами, пышущими здоровьем.

«Русская Венера» стала последней крупной работой Кустодиева, и, возможно, самой значительной.

Замысел был таков: создать свою Венеру, но не мифическую, а вполне реальную, русскую. Именно поэтому она изображена в бане: там нагота вполне осмысленна и естественна.

Поиск себя

В 1905 году в Костромской губернии, неподалёку от Высоково, где художник познакомился с будущей женой, Кустодиев строит дачу, названную им «Терем». Это излюбленное место семьи. Здесь в 1905 году родилась дочь художника Ирина.

Художник много пишет: пейзажи, соседей, друзей, жену, своих и чужих детей, животных. Он хочет отойти от репинского реализма, опираясь на своё видение русской красоты. Особый восторг и вдохновение вызывают у Бориса Кустодиева народные гуляния: яркие, красочные, безудержные.

Пробовал себя художник и в графике, карикатуре. Сделал иллюстрации к «Шинели» Гоголя. Принял предложение стать помощником декоратора в Мариинском театре. Эта работа увлекала его и легко давалась.

В 1909 году Кустодиев удостоен звания Академика живописи.

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

Лошади во время грозы

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы — гроза — запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

«Русская Венера

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: