Творчество Васнецова
На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).
Владимир Жданов: биография
Мы можем представить только скупые анкетные данные. Личная жизнь художника от нас скрыта, так как интервью он не дает.
Рождение – 1959 год, г. Омск.
Учеба:
- 1980–1983 годы, Омский университет, художественно-графическое отделение.
- 1986 год – институт им. Репина в Ленинграде.
- 1988-й – окончание обучения в Красноярском институте. Специальность – академическая живопись.
Работа:
- До 1999 года писал в сибирских городах (Красноярск, Тара, Омск, Тобольск) и деревнях, которые находятся в тайге. На пленэре температуры низкие, доходят до минус 40 ⁰C. Владимир Жданов выработал особую технику письма маслом и акварелью при таких низких температурах. Это его личное ноу-хау.
- 1995 год – пишет иконы для иконостаса в г. Тара (Спасский собор).
- С 1999 живет и работает в Петербурге, который стал «меккой» для наших современных художников. Тематика творчества меняется. На полотнах появляются дворцово-парковые ансамбли, монастыри и крепости.
- 2000-й – серия картин на Ладожском озере («Северный пейзаж»).
- 2001 год – серия полотен с изображением старинных северных городов Руси (Изборск, Великий Новгород, Псков, Псково-Печерский монастырь).
- 2000-2002 годы – пейзажи пригородов Петербурга (Царское село, Ораниенбаум, Петергоф, Павловск).
Работы В. Ю. Жданова ценятся на родине и за ее пределами. Они находятся во многих частных коллекциях, например, у мэра Нью-Йорка, у министра иностранных дел Германии, в американском посольстве в Москве, у консула США в Петербурге.
Творчество В. Жданова заинтересовало кинематографистов. Было снято два документальных фильма, один из которых 1998 году принял участие в фестивале телефильмов в Петербурге.
Ave Maria (1839)
Эта работа является первым акварельным опытом художника. Отношение Иванова к акварели было достаточно противоречивым. В одном из писем к наставнику царских детей В. Жуковскому, художник призывал молодых живописцев «не бросаться в шуточный жанр, ни в акварель, ни в радужный колер, ни в быстроту эскизного исполнения». Такой призыв кажется странным для автора множества акварелей со свойственной ему «быстротой эскизного исполнения». В «форс мажорных» обстоятельствах он нарушал свои правила. Вот что известно со слов автора об истории картины, которая началась в декабре 1838 года до приезда в Рим великого князя Александра Николаевича:
Смысл действа Иванов растолковывал так:
Герои картины от мала до велика объединены благоговением. Во многоликой толпе каждое лицо имеет свою вариацию, что было свойственно выдающемуся «психологисту» Иванову.
На место действия указывает пейзаж на заднем плане картины, изображенный скупыми «сдержанными» средствами.
Художник решает в работе сложную живописную задачу гармоничного сочетания противоположностей: холодный лунный свет с теплым светом свечей в руках участников славословия.
Впоследствии эту работу художник подарил поэту В. Жуковскому.
Оценка, скупка и продажа картин Иванова
Можно ли оценить картину Иванова без экспертов
Экспертиза картины Иванова — процедура не из дешевых, что рождает соблазн обойтись без нее. Можно оценить произведение и самому, но нужно понимать, что такая оценка может привести к значительной ошибке в расчетах цены. Если посмотреть на уходы картин любого известного художника, то можно заметить следующее: одни картины покупают за миллионы долларов, в то время как другие уходят едва ли за несколько тысяч. И определить ценность конкретного полотна в полной мере может только эксперт.
Например, эксперты Центра научной экспертизы имени Бенуа смогут комплексно оценить картину Иванова, так как отлично разбираются в конкретной эпохе, в том, какие произведения художника и почему были востребованы, проведут лабораторные исследования представленного полотна и дадут заключения сразу по нескольким параметрам.
Особенности продажи картин
Возникает вопрос, где и как продать картину Иванова, ведь это не бытовая вещь, нужная всем. Проще всего сделать это на площадках, которые посещают состоятельные ценители живописи. Например, в нашей интернет-галерее такие люди регулярно приобретают разнообразные произведения искусства. Вам достаточно описать холст, подготовить фотографии и прислать их нам. При этом постарайтесь собрать как можно больше информации о провенансе (истории владения) картины, найти историю ее создания и описать так, чтобы произведение можно было легко найти по каталогу.
Скупка картин Иванова
Продажа картины в галерее выгодна, но потребует от вас ожидания. Если желания или возможности ждать покупателя нет, мы готовы приобрести холст за 20% от ее стоимости. Мы скупаем картины только после ее осмотра нашим экспертом, чтобы убедиться в подлинности и сохранности произведения.
Хотите продать нам картину или выставить ее в нашей галерее? Для обсуждения условий свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 969-14-05.
Русский художник одной картины А.А. Иванов
Александр Андреевич родился в Санкт-Петербурге в 1806 году. Большое влияние на профессиональное и духовное становление мальчика оказал его отец Андрей Иванович — художник классической школы. Глубоко проникшись деятельностью отца, Александр еще в одиннадцатилетнем возрасте поступил в Императорскую Академию художеств, где успешно учился под руководством Андрея Ивановича.
А.А. Иванов (1806 — 1858).
В двадцать один год талантливый юноша имел в своем арсенале две серебряные, малую и большую золотые медали за впечатляющие картины. Также он получил в награду поездку за рубеж, которой воспользовался в 1830-м году. Именно эта поездка и стала решающей для всего его творчества, так как в Италии он копировал полотна на библейские темы и начал изучать Священное Писание. В ходе этой работы родилось желание создать масштабную картину о Мессии.
Публика с восторгом встретила его первую картину этой тематики «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», что и подвигло художника к работе над уникальной картиной «Явление Христа народу».
А.А. Иванов. «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». 1835 г.
Иванову хотелось создать что-то по истине грандиозное, поэтому работа над картиной затянулась на двадцать лет. Однако публика встретила весь труд его жизни прохладно, чему способствовало две вещи. Во-первых, на дворе был 1857 год, и общество будоражила идея отмены крепостного права. Во-вторых, после многочисленных впечатляющих эскизов к картине от художника ожидали чего-то большего.
А.А. Иванов. «Явление Христа народу». 1837-1857 гг.
Не исключено, что именно непонимание общественности привело к ослаблению жизненных сил художника и скорой смерти от холеры. Всего через год после демонстрации главного труда своей жизни Александр Андреевич скончался в возрасте 51 года. Тогда он еще не знал, что гениальное полотно по достоинству оценят потомки после его смерти.
Не в священники, а в художники
Многие родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам, хотел этого и отец Виктора Михайловича Васнецова – сельский священник, в семье которого 15 мая 1848 года родился живописец. В то время многодетная семья жила недалеко от города Вятка в селе Лопьял. Мать будущего живописца рано покинула этот свет, сыновей воспитывал отец – Михаил Васильевич.
Детство Виктора прошло далеко от городской суеты, благодаря чему мальчик научился с ранних лет ценить красоту родного края. Отец рисовал пейзажи на прогулках с детьми по округе села, видимо, от него сыну и передалась тяга к живописи.
Виктор Михайлович Васнецов «Портрет М. В. Васнецова» 1870 г.
Мальчика, когда он подрос, Михаил Васильевич отдал в духовную семинарию. Отец был образованным человеком, привить знания он пытался и своим детям. Помимо наук, он занимался с сыновьями резьбой по дереву, рисованием. Обособленный уклад жизни позволил мальчикам прикоснуться к старославянским обычаям, поверьям и сказкам.
Именно этот быт повлиял на художественное восприятие Виктора Михайловича. Семинария была не тем местом, в котором хотел учиться творческий мальчик, поэтому он отправился в Санкт-Петербург поступать в знаменитую Академию Художеств.
Интересные факты из жизни художника
О том, какую злую шутку может сыграть с человеком неуверенность в себе, свидетельствует один факт из биографии В.М. Васнецова.
Приехав из далекой Сибири поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств, молодой человек очень волновался. На экзамене он нарисовал все, что было задано, и начал оглядываться по сторонам. К ужасу своему он заметил, что стоящий за соседним мольбертом абитуриент скептически разглядывает его рисунок и даже откровенно усмехается, чуть ли не смеется.
«Все — провалился!» — решил Васнецов и пришел в такое отчаяние, что даже не стал узнавать результаты экзамена. Проведя несколько дней в чужом городе, будущий художник поступил в Рисовальную школу И.Н. Крамского в надежде еще подучиться и попытать счастья на следующий год.
Каково же было его изумление, когда, снова придя подавать документы в Академию художеств, он выяснил, что поступил еще в первый раз и уже год числится на первом курсе!
Первая известность
Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».
Васнецов напишет потом:
Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.
Виктор «Васнецов Витязь на распутье», 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.
Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.
Цена работ Иванова, рекорды на аукционах
Если бы художник знал, что буквально через несколько часов после его кончины картину его жизни купит император Александр II, да еще и прикажет создать для нее павильон в Румянцевском музее! Более того, за «Явление Христа народу» император заплатил ни много ни мало пятнадцать тысяч рублей (Иванов часто жил в нужде), а несколько сотен эскизов к картине приобрел П. Третьяков. Но возникает вопрос, сколько стоят картины Иванова сегодня и есть ли возможность их купить.
Начнем с того, что на аукционы его работы попадают редко. В качестве примера рассмотрим одну из продаж небольших картин. В 2008 году на торгах аукционного дома Sotheby`s появилось полотно «Пейзаж с крестьянским домом». Это небольшая картина маслом размером 19,4 на 24,8 см, созданная художником в 1845 году. Работу выставили в разделе старых мастеров 19-го века с эстимейтом 25-35 тысяч долларов. На торгах она ушла за 34,4 тысячи долларов.
А.А. Иванов. «Пейзаж с крестьянским домом». 1945 г.
Однако эскизы к картине «Явление Христа народу» находятся в совершенно другой ценовой категории. Так, в 2006 году в Швеции на аукционе Uppsala Auktions Kammare оказался эскиз «Головы раба» к знаменитой картине
Хотя для одной только головы раба Иванов создал два десятка эскизов, появление работы на аукционе привлекло большое внимание, так как лишь малая часть эскизов находится в руках частных коллекционеров.
Версия, представленная на торгах, близка тому варианту, который художник включил в картину. Ценности работе придало и наличие расписки о том, что эскиз был приобретен у художника в Париже. В результате работа ушла с молотка за 1,4 млн евро.
А.А. Иванов. Эскиз «Голова раба» к картине «Явление Христа народу».
По этим данным можно составить примерную оценку того, сколько стоят картины Иванова на современном арт-рынке. В то же время для определения цены конкретного полотна желательно воспользоваться специальной экспертизой. О ней и о том, где и как продать картину Иванова, читайте дальше.
Запахло осенью
Стоят последние дивные деньки первоначальной осени. Покрыты сусальным золотом леса. Они сверкают на солнце и радуются тишине. Нет ни одного дуновения ветерка, ни один лист еще не опал. Вода в речушке синяя-синяя, небо и то светлей. С чем сравнить красоту увядающей природы? Она дает особенные, ни с чем не сравнимые ощущения. Утром и вечером ложатся росы, вечером слышны крики улетающих стай. В этом времени года можно найти грустное и приветливое, печальное и радостное. Повторяясь из года в год, осень каждый раз несет новое. Это мы видим на картинах художника.
Осень – время философов, когда подводятся итоги прошедшего лета. А потом все замирает в ожидании зимы, но все наполнено радостью, что к зиме с ее морозами деревенька готова. Осень – это и цветные туманы, и мелкий дождик, и колеи, заполненные водой. Владимир Жданов подмечает все изменения, которые происходят, и переносит их на полотно, чтобы и зритель насладился этими упоительными видениями.
Творческие периоды живописца
Работа над главной картиной жизни
Хотя Иванов начинал свой путь художника так же, как все, он стал одним из немногих создателей произведений искусства, посвятивших одной работе большую часть творческой деятельности.
Изначально художник намеревался создать нечто великое, поэтому даже размеры для картины выбрал серьезные: 7,4 метра в длину и 5,4 в высоту. Сам замысел полотна он тщательно продумывал в течение трех лет, а следующие годы ушли на кропотливый сбор материалов и поиск натурщиков. Он исколесил всю Италию, исследовал материалы о Палестине, искал подходящие типажи в синагогах и храмах.
Создание полотна потребовало от него не только поиска материалов, изучения теорий и терпеливого обдумывания композиции. В это же время происходило его становление как представителя классицизма и романтизма. Оттачивая мастерство художника, за эти двадцать лет Иванов создал более шестисот эскизов к картине, которые представляют огромную ценность (о продаже одного из них читайте далее).
К сожалению, картина пришлась не кстати, потому что общество просто бурлило от предстоящих реформ. Все обсуждали грядущие перемены, которые буквально затмили интерес к Спасителю.
Работа над серией «Библейские эскизы»
Многие считают Иванова художником одной картины, не подозревая о существовании множества других его работ. В частности, это произведения из серии «Библейские эскизы».
Вероятно, первая работа над эскизами в 1830-х годах была продиктована желанием отдохнуть от работы над главной картиной и попробовать свои силы в новых техниках. Так, в конце 1830-х годов он пишет свои первые акварели с бытовыми сюжетами. Следующий отход от «Явления Христа народу» состоялся в 1845 году, когда возникла необходимость создать запрестольный образ для строящегося в Москве храма. Художник с головой погрузился в новую работу, но заказ в итоге достался Брюллову. Хотя Иванову предложили написать евангелистов, эта тема ему была неинтересна.
Однако новое увлечение так окрылило мастера, что он стал вынашивать идеи о новом храме, и не только церковном, а храме человечества. В итоге этих вдохновенных размышлений и грандиозных планов на свет родилось более двух сотен эскизов. Это акварельные работы «Призвание Авраама», «Благовещение», «Сон Иосифа» и многие другие. В них художник продемонстрировал великолепное владение разными техниками и новаторство в плане композиционных решений. Отказавшись от традиционных схем классической школы, Иванов великолепно справлялся с поставленными задачами.
А.А. Иванов. «Призвание Авраама». 1850-е гг.
Его эскизы можно разделить на три группы. Одни создавались практически одним цветом зачастую в коричневых тонах и были призваны выразить внутреннее состояние персонажа. Другие получились удивительно воздушными и едва проглядывали на белом листе изящными линиями. В третьих же эскизах, напротив, максимально использовались краски, а порой и цветные холсты, чтобы выразить с их помощью весь драматизм ситуации.
Неизвестность «Библейских эскизов» связана с тем, что Иванов не показывал их не только публике, но даже своим знакомым. Впервые их опубликовали более ста лет назад в Берлине.
Биография художника Иванов Александр Андреевич
Живописец, график
Сын известного живописца А. И. Иванова; первоначальное художественное образование получил под руководством отца. В 1817–1828 состоял «посторонним» учеником ИАХ в классе исторической живописи, занимался под руководством отца и А. Е. Егорова.
В 1824 за программу «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» был награжден малой золотой медалью, в 1827 за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» и картон со слепка «Лаокоон с детьми» — большой золотой медалью из средств Общества поощрения художников, в 1828 получил звание классного художника.
В 1830 отправлен пенсионером ОПХ в Италию; по пути посетил Германию, Австрию, города Северной Италии, Флоренцию. В 1831 прибыл в Рим.
В 1830–40-х неоднократно предпринимал путешествия по Италии, с целью «изучить характер всех школ»: в 1834 путешествовал по Северной Италии (Болонья, Венеция, Падуя, Виченца, Верона, Брешия, Бергамо, Милан, Парма), в 1839 — по Средней и Северной Италии, в 1846 посетил Палермо, в 1847 — Флоренцию, Ливорно, Геную, Милан; неоднократно бывал в Неаполе.
Создавал произведения на библейские сюжеты; обращался к пейзажу, выполнил множество жанровых зарисовок и акварелей. В 1831 по заданию ОПХ копировал фрески Микеланджело «Сотворение Адама» в росписях потолка Сикстинской капеллы.
В 1836 за присланную в Совет ИАХ картину «Явление Христа Марии Магдалине» был удостоен звания академика.
С 1833 работал над эскизами к картине «Явление Христа народу», в 1837 приступил к исполнению картины, Работал с перерывами до начала 1850-х, выполнив за этот период более 400 подготовительных этюдов.
В 1851 получил книгу Д. Штрауса «Жизнь Христа», послужившую основополагающим источником в разработке плана и системы росписей на библейские сюжеты на стенах задуманного художником особого храма. В 1851–1857 воплотил идеи росписей в серии «библейских эскизов».
В 1857 совершил поездку в Вену и Интерлакен для лечения, в сентябре того же года посетил Лондон. В мае 1858 возвратился в Петербург, где состоялась выставка картины «Явление Христа народу» с этюдами к ней, вызвавшая противоречивые оценки критики (приобретена Александром II и пожертвована в Московский Румянцевский музей после смерти художника).
Ретроспективные выставки творчества Иванова проходили в Москве (1897, 1898, 1926, 1956, 1981–1982) и Ленинграде (1956).
Иванов — выдающийся русский художник первой половины XIX века.
Его ранние работы («Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», 1824; «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару», 1827; «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», 1829; «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1831–1834) в целом отвечают классицистической традиции; им свойственны уравновешенность композиции, равномерное распределение масс на плоскости, фигур и предметов по планам, плавный контурный рисунок, локальный колорит. Произведения зрелого периода («Явление Христа народу», эскизы к картине, цикл «библейских эскизов», 1837–1857) тяготеют к эстетике позднего романтизма, что выразилось в ощущении глубинности пространства, динамики форм, стремлении к эмоциональной выразительности. Характерной особенностью зрелого творчества мастера является ярко выраженный религиозно-философский, нравственный характер работ.
Подготовительные работы к «Явлению» составляют самостоятельную область художественной деятельности Иванова. Демонстрирующие достижения в изучении натуры (постижении пространства, воплощении в персонажах определенных качеств и состояний), они вместе с тем отличаются философской глубиной ее восприятия.
Особенно выразительны выполненные на пленэре пейзажные этюды, в которых Иванов стремился объективно передать все многообразие жизни природы, познать основные законы ее развития и основные элементы: воду, землю, растительность, небо.
Этюды голов и фигур, напротив, представляют собой сложный синтез работы с живой натуры и по образцам классического искусства.
Произведения Иванова находятся в крупнейших музейных собраниях России — Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.
Библиография
- Кульженко С. В. Соборъ Св. Равноапостольнаго Князя Владимира въ Киеве. — Киев: Издательство С.В.Кульженко, 1898.
- Бахревский В. А. Виктор Васнецов. — М.: Молодая гвардия, 1989. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-00367-5.
- Бутина Н. Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. — 1994 . — № 7/8. — С. 124—125.
- Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1964. — 56 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
- Кудрявцева Л. Васнецов. — М.: Белый город, 1999. — ISBN 5-7793-0163-8.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: gazeta.aif.ru, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.6/5 — (31 голос)
Биография Виктора Васнецова
Родился Васнецов 3 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году.
По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.
Член мамонтовского кружка в Абрамцево.
В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».
В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».
В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.
Библейские эскизы
Рисунками, составившими серию «Библейские эскизы», Иванов занимался на протяжении восьми с лишним лет — начиная с 1849 года. Этот грандиозный замысел захватил художника, когда он, по утверждению искусствоведов, несколько устал от своей «главной картины», начал разочаровываться в ней. Продиктован замысел был верой в мессианскую, «обобщительную» роль русского народа, признанного, по мнению Иванова, «установить вечный мир на земле». «С чего же начнем? — писал он. — Не изящными ли произведениями всех книг Откровения? Таковые изображения, созданные со всем самоотвержением русского, будут самыми ясными наставниками для исправления и развития нравственных способностей». Так появилась идея грандиозного храма, на стенах которого человеческая история была бы интерпретирована как история последовательного восхождения к Духу. Всего Иванов задумал проиллюстрировать 500 сюжетов — это была своеобразная программа для тех, кто пойдёт вслед за ним. Сам художник успел выполнить более 200 эскизов. Отметим, что «фактологическим» подспорьем для Иванова в этой работе стала изданная в 1835 году книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», исторически и рационалистически трактовавшая евангельскую историю.
Москва – как много в этом звуке…
Со своими друзьями – живописцами Репиным и Поленовым Васнецов год проводит во Франции в городе – законодателе мод Париже. После заграничной поездки все трое поселяются в Москве и начинают писать картины на исторические сюжеты. Васнецов обратился к “Слову о полку Игореве” и создал полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», из-за которого среди передвижников начался спор, брать ли эту картину на выставку или нет.
Эта дискуссия возникла потому, что главным критерием в живописи передвижников было изображение действительности, а картина Васнецова была сказочно красива, но и имела сказочный контекст.
Сам же автор говорил: “Перед моей картиной стоят больше спиной”, что, на мой взгляд, было не заслуженно по отношению к этому шедевру. Лишь немногие поняли и приняли эту картину, почувствовали в ней истинно русский дух. Одним из таких – тонко чувствующих искусство был Павел Третьяков, который купил «После побоища Игоря Святославича с половцами» для своей коллекции.
Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Васнецов продолжает творить в своём сказочном стиле, в 1881 году из-под его кисти вышла «Алёнушка». В абрамцевской усадьбе Саввы Мамонтова – крупного промышленника и мецената художник создал эскиз избушки на курьих ножках, которая была там построена для детворы. В то время в Абрамцево объявили конкурс на проект небольшой церкви для усадьбы, Васнецов его выиграл. Эскиз церкви он выполнил в неорусском стиле, к которому стал тяготиться в живописи.
В 1882 году приусадебная церквушка по проекту Васнецова была построена, именно она стала первой архитектурной постройкой в стиле зарождающегося русского модерна.С этой церковью связано и ещё одно событие в творческой жизни Виктора Михайловича, в ней он написал образ Богородицы с младенцем. Этот образ он ещё раз повторит уже в Киевском соборе, так этот образ запомниться всем как Васнецовская Божья Матерь.
Виктор Васнецов, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 год
Существует легенда о происхождении прототипа этого образа. Как-то раз вернувшись домой, Васнецов увидел свою жену в свете солнца, она была с ребенком на руках. Так воображение художника создало ещё один шедевр.
Виктор Михайлович Васнецов «Портрет А. В. Васнецовой» 1878 г.
Перебравшись из Абрамцева непосредственно в Москву, Васнецов строит дом по собственному эскизу. Там рождается картина «Иван-царевич на сером волке», которая будет выставлена на 17-й выставке передвижников. На этот раз публика и коллеги встречают полотно тепло и восторженно, Васнецов – сказочник уже стал привычен и полюбился многим. Художника окончательно признали и присвоили звание профессора живописи.
К девятисотлетию крещения Руси был построен Владимирский собор, расписывать который пригласили Виктора Михайловича. В связи с этим событием он создал несколько картин на религиозный сюжет, самые известные из которых «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира». Васнецов говорил:
Был в творчестве живописца и опыт декоратора, когда в 1884 году открылась Частная опера Мамонтова. Он декорировал оперу «Русалка» и «Снегурочка», благодаря которой появилась одноименная картина. Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» появилась благодаря опере «Псковитянка».
Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
В 1898 году кисть и воображение Васнецова создали, пожалуй, самую известную картину мастера «Богатыри», которую многие называют Три богатыря. Интересный факт: прошло целых 30-ть лет с тех пор, как у художника возник замысел полотна, был создан карандашный эскиз и появилась готовая картина.
Васнецов оформил переиздание сочинений Пушкина к его столетнему юбилею. Виктор Михайлович создал несколько книжных миниатюр к «Песне о вещем Олеге».