Алексей антропов: жизнь и творчество художника

Портрет архиепископа С.Кулябки

1759-61г, xолст, масло. 102 х 77,5 cм
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Грузный и одутловатый Сильвестр Кулябка изображен в полном епископском облачении: в фелони, клобуке, с посохом и панагией. На темном фоне — родовой герб Кулябок.

Преосвященный Сильвестр (в миру Симеон Петрович Кулябка) родился в городе Лубны Полтавской губернии, в семье бунчукового товарища. В 1726 году он окончил курс Киевской Духовной академии; в марте 1727 года принял монашество и поступил в число братии Киевского Межигорского монастыря. Вскоре отца Сильвестра определили на службу в Киевскую академию, где до 1745 года исполнял должности преподавателя, префекта и ректора.

В 1744 году он был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения, где показал себя как выдающийся проповедник и был оставлен до получения нового назначения. 10 ноября 1745 года состоялась его епископская хиротония с назначением на Костромскую кафедру. Костромской епархией владыка Сильвестр управлял пять лет — до 27 июля 1750 года.

Преосвященному довелось много потрудиться для благоустройства новой епархии; особенно он заботился об открытой при Ипатьевском монастыре в 1747 году духовной школе, которая вскоре была преобразована в Костромскую Духовную семинарию.

Последние десять лет своей жизни, до апреля 1761 года, владыка Сильвестр в сане архиепископа управлял Санкт-Петербургской епархией.

Почти все это время он жил в Александро-Невском монастыре, в уединении и простоте, без всякой пышности и роскоши. По свидетельству современников, Преосвященный Сильвестр был искренне благочестив, строго соблюдал монашеские уставы, часто совершал богослужения. Оставил после себя много богословских трудов, в рукописном виде хранившихся впоследствии в Киевской Духовной академии.

По роду своей службы в Синоде А.П. Антропов писал многих высших духовных лиц. «Архиепископ Сильвестр Кулябка» относится к серии портретов настоятелей Александро-Невского монастыря, выполненных художником в 1760—1770 годах.

В произведениях Антропова чувствуется пристрастие к своеобразному декоративизму, который сочетается с тщательным выписыванием деталей. В этом сказались традиции народного прикладного искусства, а также иконописи и русской парсуны XVII века. Всю свою жизнь А.П. Антропов занимался не только живописью, но и иконописью, что, конечно, отложило отпечаток на его портретистику.

По-иконописному плоскостно трактована вся фигура архиепископа и особенно благословляющая рука. Но все же это светский портрет, выполненный с большим живописным мастерством. Изыскано прописан, с выпуклым рисунком и бахромой, сулок — ткань, покрывающая посох. Красиво коричневато-красное оплечье, отделанное позументом и жемчугом.

Портрет исполнен с глубоким вниманием к облику модели и превосходит многие другие антроповские портреты церковных деятелей. Он впечатляет правдивой силой натурного образа

Об авторе

Русский портретист Алексей Петрович Антропов родился 25 марта 1716 г. в городе Санкт-Петербурге, в семье отставного солдата-гвардейца из Семеновского полка. В возрасте 16 лет Алексей поступил на службу в Канцелярию от строений, где одновременно обучался искусству рисования.

Сначала Алексей Петрович Антропов стал учеником, а затем его перевели на место подмастерья в группе живописцев.При коронации императрицы Екатерины в 1742 году художник занимается рисованием картин к торжественным мероприятиям. Далее Алексей Петрович Антропов создает массу произведений искусства для родного Санкт-Петербурга:

  • рисует эскизы ворот у Аничкова моста;
  • расписывает плафоны в Зимнем дворце;
  • создает в Летнем Дворце различные произведения искусства;
  • занимается написанием икон и других картин в Царском селе, а также в Петергофе и Аничковом дворце.

Заказ на роспись собора Андрея Первозванного в Киеве, где была создана знаменитая Тайная вечеря, живописец получил в 1752 году. Это изображение, расположенное за алтарем, является лучшим произведением автора. Тайная вечеря, созданная по мотивам истории из Библии, замечательно подошла к прекрасному убранству собора.

После написания в Андреевском соборе знаменитой Тайной вечери, живописец проследовал в Москву, где расписывал плафоны для Екатерининского дворца.Далее художник возвращается в Санкт-Петербург и поступает служить в Синод наблюдателем за работниками, создающими иконы. Вдобавок, он занимается обучением молодых художников мастерству живописи.Скончался Алексей Петрович Антропов 23.06.1795г. в Санкт-Петербурге от лихорадки, вызванной продолжительной болезнью.

Последние статьи

  •   Почему популярных телеведущих Михаила Шаца и Татьяну Лазареву признали иноагентами на территории РФ сегодня, 18:44
  •   Почему из Библии убрали все апокрифы про Апокалипсис: Что скрывают богословы сегодня, 17:24
  •   Какие тайные смыслы зашифровал Гойя в своих легендарных «Чёрных картинах»: Тёмная сторона великого художника сегодня, 14:02
  •   Чем интересны фильмы 7 культовых азиатских режиссёров, которые создают «кино для глаз» сегодня, 11:40
  •   Как звезда фильма «9 с половиной недель» превратила свою жизнь в настоящий ад: Ким Бейсингер сегодня, 10:22
  •   Почему 4 советские талантливые певицы, чьи шлягеры до сих пор любимы, эмигрировали в другие страны сегодня, 09:31
  •   Как проблемы со здоровьем помогали великим художникам создавать шедевры, и что видят врачи на их картинах 9.09.2022, 22:19
  •   Как джин стал самым популярным напитком в Лондоне XVIII века и чуть не разрушил нравственные устои англичан 9.09.2022, 17:50
  •   Как кутили в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга до революции 1917 года и что там подавали к столу 9.09.2022, 14:18
  •   Жертвы моды эпохи Возрождения: Зачем женщины брили лоб и избавлялись от ресниц 9.09.2022, 12:15

Все статьи

Антропов Алексей Петрович — русский портретист

Автопортрет

Антропов Алексей Петрович (1716—1795) — русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты.

В истории русского искусства Антропов остался прежде всего как замечательный портретист, творчество которого исходило из национальной традиции XVII века и портретного канона петровского времени, олицетворяя следующий этап в развитии русской портретной живописи XVIII века.

Родился 14 (25) марта 1716 г. в Санкт-Петербурге, в семье чиновника — отец художника служил в Канцелярии от строений.

В 1742 г. Антропов участвует, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве.

В Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе. Также участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.

В 1752 г. Антропов получил заманчивое предложение ехать в Киев для исполнения живописных работ в построенном по проекту Ф. Растрелли архитектором И. Мичуриным Андреевском соборе.

Помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную алтарную картину «Тайная вечеря».

Из Киева художник отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь он знакомится с меценатом И. И. Шуваловым, куратором созданного в 1755 г. Московского университета. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера». Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы, и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному, иконописному и финифтяному мастерству». В доме Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий.

Антропов скончался 12 (23) июня 1795 г. в Петербурге. Похоронен на некрополе Александро-Невской лавры.

Портрет графини М. А. Румянцевой

Портрет Петра I

«Портрет неизвестного в красном комзоле»

Портрет неизвестной

«Портрет тверского архиепископа Платона Левшина»

«Портрет Петра Андреевича Колычева»

«Портрет Анны Ивановны Колычевой»

«Портрет Д.И.Бутурлина»

«Портрет Екатерины II»

«Портрет Екатерины II»

«Портрет казацкого атамана Ф.И.Краснощекова»

«Портрет архиепископа С.Кулябки»

«Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли»

«Портрет неизвестной»

«Портрет Анны Карловны Воронцовой»

Описание картины Алексея Антропова «Портрет А. М. Измайловой»

«Портрет А. М.Измайловой» написан в поворотный момент становления мастерства Алексея Антропова и признании его одним из самобытных и ярчайших художников своей эпохи. Данная картина наглядно демонстрирует эволюцию творческого мировоззрения Антропова после его обучения у знаменитого итальянского живописца Пьетро Ротари.

Сверх того, портрет выполнен в камерном стиле, когда модель изображена не в полный рост и на нейтральном фоне. А. П. Антропов не забывает о деталях, указывающих на статусные привилегии персонажа, но выходит за рамки, присущие тому же традиционному камерному варианту исполнения

Внимание уделяется мимике лица, деталям в одежде… Наряду с этим Антропов стремится к сохранению реалистичности изображаемой героини, тонко передавая сущность её натуры. Портрет отличается ярким колоритом и контрастом цветовых вариаций

А самые незначительные детали в одежде тщательно продуманы и закономерны.

Женщина, запечатленная на картине – Анастасия Михайловна, дочь Нарышкина – камергера великого царя Петра, в замужестве Измайлова. Обладая острым умом и стремящаяся к власти, она входила в ближайшую свиту императрицы Елизаветы и имела статус высокопоставленной особы. Своенравную натуру выдают ехидно сжатые в тонкую линию губы и выразительный взгляд карих глаз. Однако как любая женщина, Анастасия Михайловна, в первую очередь, стремится увековечить в памяти потомков свою красоту. Что является непростым делом, ведь на момент написания портрета этой почтенной особе уже было около 56 лет.

Неумолимое желание и стремление дамы оставаться неотразимой, художник сознательно выворачивает наизнанку. Он не скрывает уже порядком грузную и расплывшуюся фигуру женщины. Массивность тела подчеркивает роскошное платье насыщенного синего оттенка, с многочисленными оборками

Красный бант невольно акцентирует внимание на двойном подбородке. Не скрывают увядания некогда славящейся своей красотой Анастасии Измайловы и косметические ухищрения прошлой эпохи: плотно набеленное лицо, излишний слой румян на щеках, напудренные волосы и густо накрашенные брови

Грузность фигуре любимицы Елизаветы Петровны придаёт усыпанный бриллиантами орден с её изображением. Это украшение выдвинуто на первый план, указывая на высокий общественный статус модели и её значимость. Орден – награда и особый знак личного расположения императрицы к члену своей свиты. Проработанный до мельчайших граней каждого из алмазов эта деталь наряда приковывает взгляд, заставляя восхищаться передачей блеска и великолепия ювелирного украшения с помощью живописи.

Таким образом, хоть А. П. Антропов и не пытается раскрыть внутренний мир Анастасии Измайловой, но искусно и емко выделяет и отображает наиболее значительные и яркие черты её характера.

История создания и судьба портрета Николая II

«Может, Вы сами поправите, Ваше императорское величество?» «В этом доме я больше не работаю.»«Это была совершенно немыслимая реакция для любого русского художника, но для Серова она была естественной: всё, что он хотел сказать о царской семье, он уже сказал.»

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени. (1901).Государственный Русский музей.| Фото: livejournal.com.

«Серов передал заурядность царя, его неспособность руководить огромной страной, даже растерянность его перед этой величайшей ответственностью, волей случая выпавшей на его долю. И царя становится по-человечески жаль, даже проникаешься сочувствием к этому маленькому человеку»,- писали критики.

Валентин Серов. | Фото: vserov.ru

«…его редкую живость и веселость нрава. Несмотря на небольшой рост и плотное сложение, он был легок, изящен в движениях, в домашних спектаклях в Абрамцеве или в Москве изумительно плясал, исполняя партию танцовщицы или комическую роль слуги.» «Я неразвратим»


Надгробный памятник на Новодевичьем кладбище. | Фото: jewish-memorial.narod.ru

«Две основные черты характера, которыми он резко отличался от всех окружающих, объясняют все его искусство: правдивость и любовь к простоте»современники опасались ему заказывать портреты и позировать.

Антропов Алексей Петрович Картины биография Antropov Aleksey

Антропов Алексей Петрович — главный живописец Святейшего Синода, академик
Императорской академии художеств. Родился 17 марта 1716 года. Антропов был
предпоследним ревизором иконописания при Святейшем Синоде; ученик Андрея Матвеева (Кобылина),
учитель знаменитого художника Дмитрия Григорьевича Левицкого.

Уже с пятнадцати лет Антропов
учился живописи у разных мастеров и в 1739 году был принят учеником в Канцелярию
строений; в 1752 послан в Киев для исполнения живописных работ в
отстраивавшейся по проекту графа Растрелли церкви Андрея Первозванного, причем
как образа для иконостаса, так купол и стены были писаны им самим без всякой посторонней помощи.

Успев окончить работу за четыре года (1752—1756), Антропов из
Киева явился в Москву и там выполнил в месяц 2 плафона в Головинском
дворце, где жила государыня. Этими трудами он составил себе репутацию искусного
мастера в живописи. В портретах Алексей Петрович Антропов следовал манере Ротари.
Портрет посетившего Петербург грузинского царя Теймураза Николаевича,
весьма удачно написанный, составил Антропову хорошую репутацию в Петербурге,
где к нему весьма охотно обращалась с заказами тогдашняя петербургская знать.

Заслужив известность, Антропов был приглашен Шуваловым в Москву на службу в
университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию художеств, но
так как это не состоялось, то по рекомендации Шувалова Антропов определен
был в 1761 году в Синод живописцем, на обязанности которого лежало наблюдение за
копировщиками икон, с жалованьем по 600 рублей в год, для того времени очень большим.

К коронации Екатерины II Антропов в числе других живописцев был
отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в писании эпизодов
коронования. Тогда он написал портрет императрицы в белом платье во весь рост, с
регалиями, в порфире и короне. Оригинал сохраняется в Синоде в числе восьми
произведений Антропова, который до конца своих дней учил учеников и писал образа
для подношения императрице и портреты. Антропов Алексей Петрович умер 23 июля 1795 года.
Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

Художник Антропов Алексей Петрович.. — ru_art links

Антропов Алексей Петрович (25.03.1716-23.06.1795) родился в Санкт-Петербурге. Его отец был чиновником в Канцелярии от строений. Алексей Петрович с раннего возраста начал увлекаться изобразительным искусством и уже с 15 лет учился живописи. В 1732 г. Антропов был принят в качестве ученика в Канцелярию от строений, где учился у Матвеева Андрея Матвеевича. С 1739 г. Антропов начал свою профессиональную деятельность под руководством Вишнякова Ивана Яковлевича в Канцелярии от строений в Петербурге: он принимает участие в росписи плафона и создании икон для Зимнего дворца, создает картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; под руководством Валериани создает декорации для Оперного дома, выполняет различные работы в Аничковом дворце, Петергофе, Летнем дворце и Царском Селе. К сожалению большинство из этих работ не сохранилось.

В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). За четыре года (1752-1756 гг.) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены. После завершения этой работы Антропов в течение месяца выполнял роспись плафонов в московском Головинском дворце на Яузе. Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи.

Апостол Андрей

Апостол

Господь Бог Сафаоф. Образ в куполе

Тайная вечеря. Заалтарный образ

В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. Как известно, Шувалов И.И. был государственным деятелем, меценатом, оказывал значительное содействие и покровительство русской науке и искусству. Именно он был основателем Московского университета в 1755 г., при котором был создан факультет искусства. Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать. Но в Москве у Антропова не было постоянной работы, и он возвращается в Петербург, где в 1761 г. получает место главного художника Святейшего Синода. В соответствии со своей должностью Антропов наблюдает за работами петербургских иконописцев, пишет портреты представителей русского духовенства, а также работает с группой учеников.

Портрет метрополита Гавриила (Петрова) Новгородского и Сакнт-Петербургского

Портрет Платона II (Левшина), митрополита Московского

Портрет Феодосия Янковского, архиепископа Санкт-Петербургского и настоятеля Александро-Невской лавры

Антропов Алексей Петрович известен не только как искусный иконописец, но и знаменит своими портретами, особенно женскими. Отличительной чертой Антропова является его стремление не уходить от жизненной правды, его наблюдательность позволяет ему достоверно передавать характеры. В портретах знатных вельмож много деталей, но нет ничего лишнего.

Портрет Анны Ивановны Колычевой

Портрет Великого Князя Павла Петровича в детстве

Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II Великой

Портрет Главнокомандующего графа Уильяма В.Фермора

Портрет графа Ивана Симоновича Гендрикова

Портрет графа Михаила Дмитриевича Бутурлина

Портрет графини Агриппины Леонтьевны Апраксиной

Портрет графини Елизаветы Воронцовой

Портрет графини Елизаветы Францевны Бутурлиной

Портрет графини Марии Андреевны Румянцевой

Портрет графини Татьяны Алексеевны Трубецкой

Портрет графины Анны Воронцовой

Портрет детей австрийской Императрицы Марии-Терезы

Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина

Портрет Екатерины II Великой

Портрет Императора Петра I Великого

Портрет Императора Петра I Великого

Портрет Императора Петра III

Портрет Императрицы Екатерины II Великой

Портрет Императрицы Екатерины II Великой

Портрет Императрицы Екатерины II Великой

Портрет Императрицы Елизаветы Петровны

Художник Антропов Алексей Петрович.. — Восемнадцатый век

Антропов Алексей Петрович (25.03.1716-23.06.1795) родился в Санкт-Петербурге. Его отец был чиновником в Канцелярии от строений. Алексей Петрович с раннего возраста начал увлекаться изобразительным искусством и уже с 15 лет учился живописи. В 1732 г. Антропов был принят в качестве ученика в Канцелярию от строений, где учился у Матвеева Андрея Матвеевича. С 1739 г. Антропов начал свою профессиональную деятельность под руководством Вишнякова Ивана Яковлевича в Канцелярии от строений в Петербурге: он принимает участие в росписи плафона и создании икон для Зимнего дворца, создает картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; под руководством Валериани создает декорации для Оперного дома, выполняет различные работы в Аничковом дворце, Петергофе, Летнем дворце и Царском Селе. К сожалению большинство из этих работ не сохранилось.

В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). За четыре года (1752-1756 гг.) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены. После завершения этой работы Антропов в течение месяца выполнял роспись плафонов в московском Головинском дворце на Яузе. Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи.

Апостол Андрей

Апостол

Господь Бог Сафаоф. Образ в куполе

Тайная вечеря. Заалтарный образ

В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. Как известно, Шувалов И.И. был государственным деятелем, меценатом, оказывал значительное содействие и покровительство русской науке и искусству. Именно он был основателем Московского университета в 1755 г., при котором был создан факультет искусства. Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать. Но в Москве у Антропова не было постоянной работы, и он возвращается в Петербург, где в 1761 г. получает место главного художника Святейшего Синода. В соответствии со своей должностью Антропов наблюдает за работами петербургских иконописцев, пишет портреты представителей русского духовенства, а также работает с группой учеников.

Портрет метрополита Гавриила (Петрова) Новгородского и Сакнт-Петербургского

Портрет Платона II (Левшина), митрополита Московского

Портрет Феодосия Янковского, архиепископа Санкт-Петербургского и настоятеля Александро-Невской лавры

Антропов Алексей Петрович известен не только как искусный иконописец, но и знаменит своими портретами, особенно женскими. Отличительной чертой Антропова является его стремление не уходить от жизненной правды, его наблюдательность позволяет ему достоверно передавать характеры. В портретах знатных вельмож много деталей, но нет ничего лишнего.

Портрет Анны Ивановны Колычевой

Портрет Великого Князя Павла Петровича в детстве

Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II Великой

Портрет Главнокомандующего графа Уильяма В.Фермора

Портрет графа Ивана Симоновича Гендрикова

Портрет графа Михаила Дмитриевича Бутурлина

Портрет графини Агриппины Леонтьевны Апраксиной

Портрет графини Елизаветы Воронцовой

Портрет графини Елизаветы Францевны Бутурлиной

Портрет графини Марии Андреевны Румянцевой

Портрет графини Татьяны Алексеевны Трубецкой

Портрет графины Анны Воронцовой

Портрет детей австрийской Императрицы Марии-Терезы

Портр

Образы, изображенные на произведении искусства

Произведение искусства Тайная вечеря написана по истории из Библии. На росписи, изображенной живописцем Алексеем Петровичем Антроповым в храме, нарисованы следующие образы, составляющие участников тайной вечери:

  • фигура Иисуса Христа в центре за столом;
  • 12 апостолов, сидящих слева и справа от Иисуса.

На тайную вечерю собрались ученики Всевышнего, чтобы отпраздновать иудейскую Пасху. Посреди комнаты изображен круглый стол, покрытый белой скатертью. На столе стоит блюдо, чаша и зажженная свеча. Апостолы — участники тайной вечери, внимательно смотрят на Христа, говорящего с ними. Из Библии известно, что сидеть подле Иисуса должны апостолы Петр, Иуда и Иоанн. Вероятно, справа от Христа расположился Иуда, предавший впоследствии учителя за 30 сребреников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: