Классификация в полном произведении
Каспар Давид Фридрих: Пейзаж (Рюген) с радугой , 1810 год, считается утерянным с 1945 года, совсем недавно Klassik Stiftung Weimar в замке Шварцбург перенесен на другое место
Картина была создана недалеко от морского берега с рыбаком и монахом у моря , а также повторяет мотив относительно небольшой фигуры сзади на фоне потрясающей природы. Это первая фигура Фридриха сзади с функцией детального просмотра. Другая параллель — интерпретация бездны смерти, которая тематически также может быть подчинена гравюре на дереве «Женщина с вороном в бездне», восходящей к рисунку 1801 года. Горный пейзаж с радугой принадлежит к группе произведений , в которых радуга символический используются как символ примирения человека с Богом и , как мост от земного к неземному. К ним относятся пейзаж с радугой (1810 г.), утраченная картина « Мои захоронения» (1803 г.), крест перед радугой в горах (1816 г.) и собор (1818 г.).
Эскизы
Для высокой горы на заднем плане художник использовал карандашный рисунок « Пейзажные этюды» от 9/12. Май 1808 г., четвертый этюд сверху. Вид с точки зрения Kanapee над Prebischtor в близлежащую Розенберг здесь локализован . Правый куст взят из группы молодых деревьев от 27 мая 1807 года, а левый куст из группы деревьев, группы деревьев и дома со скрещенными двускатными балками от 25./27. Снято в мае 1807 года. Оба рисунка входят в альбом для зарисовок Осло 1807 года, который полностью сохранился до сих пор. Говорят, что автопортрет художника был создан с помощью Георга Фридриха Керстинга .
Индивидуальные доказательства
- Петер Меркер: Каспар Давид Фридрих. История и природа. Керер Верлаг, Гейдельберг 2007, стр.111.
- Вернер Хофманн: Каспар Давид Фридрих. Реальность природы и правда искусства. CH Beck, Мюнхен 2000, ISBN 3-406-46475-0 , стр. 154.
- Гельмут Бёрш-Супан: Каспар Давид Фридрих. Prestel Verlag, Мюнхен, 1973, с. 88.
- Карл-Людвиг Хох: Каспар Давид Фридрих и Богемские горы. Дрезден, 1987, с. 82.
- Hubertus Gaßner: Композиция, гиперболы, симметрии и решетчатые структуры, ритмические последовательности, пары и серии изображений. В: Каспар Давид Фридрих: изобретение современности. Каталог выставки Эссен / Гамбург, 2006/2007, стр. 279 и сл.
- Гельмут Бёрш-Супан, Карл Вильгельм Йениг: Каспар Давид Фридрих. Картины, гравюры и графические изображения. Prestel Verlag, Мюнхен, 1973, ISBN 3-7913-0053-9 ( краткий каталог), стр.309.
- Петер Меркер: Каспар Давид Фридрих. История и природа. Керер Верлаг, Гейдельберг 2007, стр.112.
- Сигрид Хинц: Каспар Давид Фридрих как рисовальщик. Дисс., Грайфсвальд, 1966, с. 90.
- Хайнц Кон: Немецкий романтизм в музее Фолькванг. В: Пантеон VII, 1931, с. 112.
- К. Кон: отчеты музея, Фолькванг музей Эссен. Wallraf-Richartz-Jahrbuch XII / XIII (1943), стр. 328 f.
- Гельмут Бёрш-Супан, Карл Вильгельм Йениг: Каспар Давид Фридрих. Картины, гравюры и графические изображения. Prestel Verlag, Мюнхен, 1973, ISBN 3-7913-0053-9 ( краткий каталог), стр.309.
- Виланд Шмид: Каспар Давид Фридрих. Цикл, время и вечность. Prestel Verlag, Мюнхен, 1999, стр. 7.
- Каспар Давид Фридрих: Комментарии при просмотре коллекции картин в основном все еще живых и недавно умерших художников. Под ред. В. Герхарда Эймера, Франкфурт, 1999, стр. 78.
- Герберт фон Эйне: Каспар Давид Фридрих. Берлин, 1938 год.
- Гельмут Бёрш-Супан: Каспар Давид Фридрих. Чувство закона . Deutscher Kunstverlag, Берлин 2008, стр.120.
- Отто фон Симсон: Вид изнутри. CD Фридрих, Шпицвег, Л. Рихтер, В. Лейбл. Берлин 1986, стр.17.
- Мартин Хайдеггер: Бытие и время («Основное состояние страха как превосходное развитие существования»). В: Отто фон Симсон: Вид изнутри. CD Фридрих, Шпицвег, Л. Рихтер, В. Лейбл. Берлин 1986, стр.22.
- Джозеф Лео Кернер: Каспар Давид Фридрих. Пейзаж и предмет. Мюнхен 1998 (первый английский 1990), стр. 125 и далее.
- Карл-Людвиг Хох: Каспар Давид Фридрих и Богемские горы. Дрезден, 1987, с. 83.
- Альфред Энгер (ред.): Людвиг Тик: Странствия Франца Стернбальдса. Учебное издание. Штутгарт 1999, ISBN 3-15-008715-5 .
- Готхильф Генрих фон Шуберт: Взгляды с ночной стороны естествознания. Улан-Пресс, 2012.
- Новалис: Гимны ночи. Гимны, песни и другие стихи. Анаконда Верлаг, 2006.
- Кристина Груммт: Каспар Давид Фридрих. Картина. Вся работа . 2 т., Мюнхен 2011, с. 533
- Карл-Людвиг Хох: Каспар Давид Фридрих и Богемские горы. Verlag der Kunst, Дрезден, 1987, с. 78.
- Кристина Груммт: Каспар Давид Фридрих. Картина. Вся работа. 2 том, Мюнхен 2011, с. 522.
- Кристина Груммт: Каспар Давид Фридрих. Картина. Вся работа. 2 том, Мюнхен 2011, с. 521 ф.
- Курт Карл Эберлейн: Каспар Давид Фридрих, пейзажист. Народная книга немецкого искусства. Билефельд Лейпциг (Velhagen & Klasing), 1940, стр.21.
- Гельмут Бёрш-Супан, Карл Вильгельм Йениг: Каспар Давид Фридрих. Картины, гравюры и графические изображения. Prestel Verlag, Мюнхен, 1973, ISBN 3-7913-0053-9 ( краткий каталог), стр.308.
- Курт Карл Эберлейн: Каспар Давид Фридрих, пейзажист. Народная книга немецкого искусства. Билефельд-Лейпциг 1940, с. 68.
- Гельмут Бёрш-Супан: Фигура Каспара Давида Фридриха. Мюнхен, 1960, с. 84.
- Гельмут Бёрш-Супан, Карл Вильгельм Йениг: Каспар Давид Фридрих. Картины, гравюры и графические изображения. Prestel Verlag, Мюнхен, 1973, ISBN 3-7913-0053-9 ( краткий каталог), стр.183.
- Вернер Р. Дойш: Живопись немецких романтиков и их современников. Берлин, 1937, с. 22.
- Сигрид Хинц: Каспар Давид Фридрих как рисовальщик. Вклад в стилистическое развитие и датировку картин. Diss. Greifswald, 1966, с. 90.
- Рюдигер Сафрански: Романтизм. Немецкое дело. Карл Хансер Верлаг, Мюнхен 2007.
Описание изображения
На переднем плане картины изображен путешественник на покрытом травой горном плато, который прислоняется к наклонной вбок скале, опирается на палку и снимает цилиндр. Он явно одет в белые брюки и красную рубашку и выглядит сильным контрастом на фоне коричнево-серого оттенка картины. В историческом контексте одежда — это одежда горожанина. Горную поляну обрамляют лиственные деревья или кусты, спускающиеся к центру. Путешественник смотрит в неисчислимое ущелье, дно которого кажется покрытым туманом. Возвышающиеся слева и справа горы поросли еловыми лесами. В глубине среднего расстояния невысокий горный хребет с высоким горным конусом в центре вырисовывается в шахматном порядке в ночной темноте без какого-либо узнаваемого внутреннего рисунка. Небо покрыто густыми мрачными облаками. Через просвет в облаке луна еле заметно сияет серебряным светом. Яркая радуга серого и желтого цветов тянется по горному конусу.
Структура и эстетика
Пейзаж запечатлен в растянутом ракурсе. Схема симметричной композиции, кажется, следует математическим правилам. Вершина высокой горы в центре картины лежит на пересечении диагоналей картины. Волнистая линия горизонта делит картинку пропорционально золотому сечению . Кривизне радуги отвечает предполагаемый курс линий в нижней части изображения, так что передний план, середина и задний план охвачены формой эллипса . Примерно на центральной оси находятся вершина самой высокой горы и фигура туриста, которые связаны друг с другом. Направление взгляда путешественника устраняет пространственную прерывность изображения и устанавливает связь между ближним и дальним, хотя ущелье можно рассматривать как космический барьер
Композиция размещена в трехполосных горизонтальных полосатых пространствах, типичных для живописи Фридриха, структуры, которая имеет важное значение для иконизации пейзажа. С отведенным лицом странник появляется сзади как фигура , что усиливает пространственность картины.
Живопись
Получив академическое образование, немецкий художник поселился в Дрездене, где на первых порах делал рисунки для ксилографии и
занимался изготовлением гравюр. Он работал акварельными красками, карандашами, чернилами и сепиями и создал впечатляющую серию набросков и пейзажных миниатюр.
Для ранних картин Каспара Давида была характерна мастерская передача освещения, которое сочеталось с оптическими эффектами при изображении гор и рек. А после победы на Веймарском конкурсе с рисунком «Шествие на рассвете» на полотнах уроженца Грайфсвальда начал присутствовать человек.
В 1808 году Фридрих написал выдающееся произведение, которое вошло в фотоальбомы и каталоги под названием «Крест в горах». Оно было заказано для семейной часовни и вызвало недовольство противников светской живописи, которые не хотели, чтобы пейзажи появлялись на алтарях.
Впоследствии эта противоречивая картина нашла место в замке графа фон Тун-Гогенштейна, и художник, примкнувший к обществу романтиков, стал членом Саксонской академии искусств. Переехав в Дрезден, он продолжил работу и создал произведения «Странник над облаками», «Женщина у окна», «На паруснике» и «Мужчина и женщина, рассматривающие луну».
Эти полотна, проникнутые личными чувствами, поначалу не находили покупателей, но потом о них узнал князь Николай Романов, известный в России как меценат. В 1820 году он посетил мастерскую живописца и, приобретя ряд крупных произведений, внес в творчество Фридриха неоценимый финансовый вклад.
Другим благодетелем Каспара Давида стал поэт Василий Андреевич Жуковский, который рекомендовал искусство немца российскому императору и царской семье. Благодаря этому картины «Утро в горах», «Восход луны у моря» и «Мечтатель» вместе с рядом гравюр и рисунков оказались в Государственном Эрмитаже.
В 1830-х годах, когда ослаб интерес к романтизму, художник создал серию автопортретов и пейзажей в мрачных тонах. Последними произведениями в его творчестве стали полотна «Этапы жизни», «Восход солнца над Нойбранденбургом» и «Воспоминание о горах».
Эмблема барокко
Горный пейзаж с радугой делает Фридрих частью традиции эмблемы барокко. С точки зрения дизайна картина сравнима с иллюстрацией Ирис / радуги Яна Луйкенса в книге эмблем Иоганна Кристофа Вайгеля Ethica Naturalis 1700 года. Радуга над мифологическим пейзажем также присутствует в картине Питера Пауля Рубенса « Юнона и Аргус» ( около 1610 г.) или в картине « Зеленфишер» (1614 г.) Адриана Питерса. ван де Венне . В романтизме Фридрих не одинок со своим мотивом. В 1805 году назареянин Йозеф Антон Кох написал свой героический пейзаж с радугой и пейзаж с благодарственной жертвой Ноя, Карл Фридрих Шинкель нарисовал средневековый город на реке в 1815 году . На использование радуги в романтическом искусстве также повлияла теория цветов Гете и Филиппа Отто Рунге .