Михаил Шемякин сейчас
В России художник и скульптор бывает часто. По его признанию – живет в самолете. В Москве и Санкт-Петербурге осуществляются почти все проекты мэтра. Он оформляет спектакли, организовывает художественные и скульптурные выставки, возводит памятники.
Скульптора Михаила Шемякина «Царская прогулка»
Талант Шемякина многогранный. Памятник Петру I работы мастера стоит в Петропавловской крепости. В костюмах, нарисованных художником для балета «Щелкунчик», выступают артисты «Мариинки». Ювелирные изделия, придуманные художником, воплотил ювелирный дом SASONKO.
Михаил Шемякин в 2018 году
У Михаила Шемякина, называющего сон неоправданной роскошью, хватает времени рисовать полотна, организовывать музыкальные фестивали, сниматься в телепроектах и даже придумывать елочные игрушки.
В «Инстаграме» есть страница петербургского Центра Михаила Шемякина, где анонсируются мероприятия с его участием.
Награды
- 1971 – Награжден медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к сборнику «Классическая испанская эпиграмма»
- 1984 – Удостоен почетной докторской степени Университета Сан-Франциско
- 1987 – Почетная докторская степень Европейской академии искусств Франции
- 1989 – Почетная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания
- 1993 – Государственная премия в области литературы и искусства Указом Президента России Б. Ельцина
- 1994 – Орден «Кавалер искусств и литературы» Министерства культуры Франции
- 1996 – Почетные докторские степени: Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской республики, Нальчик
- 1997 – Президентская премия
- 1998 – Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств
- 2001 – Премия «Золотой софит» — как лучший театральный художник 2001 года (Санкт-Петербург)
- 2001 – Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга
- 2002 – Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре)
- 2002 – Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре (Санкт-Петербург)
- 2009 – Орден Дружбы
- 2018 – Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру»
Самые известные картины Шишкина
У великого пейзажиста Шишкина сотни произведений (рисунки пером, картины маслом, этюды, офорты). И в основном это виды лесов, полей, оврагов, рощ, а также озёр и рек в их окружении. Жанровых работ, портретов Шишкин писать не любил – в его галерее лишь несколько портретов первой жены (например, «Дама с собачкой, 1868). Редкие по своему появлению на полотнах люди изображались, как гости среди лесных и полевых просторов, маленькие и беззащитные на фоне богатырей-деревьев и природы-матери.
Наиболее знамениты картины Шишкина под названиями:
- «Дубы» (1865);
- «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872);
- «Рожь» (1878);
- «Дебри» (1881);
- «Лесные дали» (1884);
- «Святой ключ близ Елабуги» (1886);
- «Утро в сосновом лесу» (1889);
- «На севере диком…» (1891);
- «Дождь в дубовом лесу» (1891);
- «Корабельная роща» (1898).
«Картина с натуры должна быть без фантазии» – говорил мастер, влюблённый в русские просторы, особенно при их полуденном освещении. Художник находился в бесконечных поисках той самой картинки, трогающей самые тонкие струны души.
На счастье, Россия всегда изобиловала такими видами, а мысли художника так крепко сплелись с глубиной и высью родного неба, и корни настолько прочно вросли в землю русскую, что он стал поистине величайшим её воспевателем. Недаром в опросе «Петербургской газеты» в 1893 году (№9 от 10 января) Иван Иванович Шишкин свой девиз сформулировал так: «Быть русским. Да здравствует Россия».
Детство и юность
Родился Михаил Михайлович Шемякин в российской столице в мае 1943 года. У художника кабардинские корни: отец, рано осиротев, получил фамилию Шемякин от отчима. Его родной отец принадлежал к старинному кабардино-балкарскому роду Кардановых. У мамы художника – актрисы Юлии Предтеченской – дворянские корни. Дед Шемякина по матери – выпускник Морского инженерного училища в Кронштадте. По словам художника, его деды «были расстреляны и в вицмундирах похоронены».
Художник Михаил Шемякин
Юлия Николаевна, в годы войны переехавшая из родного Ленинграда в Москву и работавшая в Театре на Таганке, родила сына от второго мужа, полковника Шемякина. Вскоре после рождения первенца женщина перебралась к мужу, назначенному комендантом городов Восточной Германии. До 14 лет Михаил Шемякин рос в ГДР.
В 1957-м семья вернулась в Ленинград. Поселились в коммуналке из 38 комнат. Миша с мамой, отцом и тетей жили в одной из комнат. Отец, кадровый военный, мечтал для отпрыска той же судьбы, но Шемякин-младший бредил искусством, чему радовалась мама-актриса. В Германии подросток часами рассматривал альбомы с картинами Ван Гога, Иеронима Босха и Поля Гогена.
Михаил Шемякин в детстве
Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодарский край, а юного Михаила Шемякина, за ночь нарисовавшего иллюстрации к пушкинской сказке о царе Салтане, зачислили на 2-й курс средней художественной школы при Институте живописи им. И. Е. Репина.
Проучился Шемякин 4 года: студента отчислили за «эстетическое развращение сокурсников». Михаил щедро делился с коллегами знаниями о западном искусстве, почерпнутыми из запрещенных в Союзе книг. В 1961 году донос в КГБ поставил точку в образовании.
Михаил Шемякин в молодости
Последовала темная полоса биографии. Чтобы выжить, Михаил Шемякин брался за любую работу: трудился чернорабочим, почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. Ночью копировал полотна старинных мастеров, экспериментировал.
К бывшему однокурснику наведывались друзья, что не нравилось соседям по коммуналке. Последовавший очередной донос в КГБ и вызов «на разговор» окончился для Шемякина скверно: расспросив художника о боге и дьяволе, его отправили в психиатрическую клинику. В медицинской карте появился диагноз: «Вялотекущая шизофрения».
Михаил Шемякин
Полгода инъекций и таблеток едва не превратили художника в инвалида. Первая «выставка» работ состоялась в клинике: лечащий доктор Шемякина показал студентам-практикантам иллюстрации пациента к произведениям Мориса Дрюона. Таким образом психиатр «проиллюстрировал» течение шизофрении у подопечного.
Стараниями матери Михаил покинул стены клиники. После «лечения» у него появилась аллергия на краски, ночами мучили кошмарные сны. Два года художник возвращался к нормальной жизни в горах Абхазии.
Личная жизнь – источник счастья, грусти и мастерства
Женатый с 1868 года на Евгении Александровне, сестре своего друга, художника Фёдора Васильева, Шишкин стал нежным и заботливым мужем и отцом (родилось трое детей: в 1869-м дочь Лидия, единственная, пережившая отца, и в 1871-м и 1873-м два сына). В 1873 году умер старший сын, за ним в 1874-м жена. Смерть супруги выбила художника из колеи, он замкнулся, топя горе в спиртном. В 1875 году умер второй сын. Характер Шишкина стал несносен, он беспрестанно ссорился с близкими и друзьями, разогнав всех, забросил работу. К счастью, это продолжалось недолго – победила привычка трудиться, получать результат, похвалы и награды. Она заставила художника вернуться к деятельной жизни. Произведения Ивана Ивановича Шишкина этого периода обрели популярность на передвижных выставках («Первый снег», «Рожь» и другие).
В 1880-м венчался со своей ученицей, Ольгой Лагодой. Летом 1881 года она родила дочь Ксению, но насладиться счастьем материнства ей было не суждено, в этом же году молодая супруга Шишкина (1850 г.р.) умерла.
Дочерей (от первого и второго брака) взяли на воспитание родственники.
Работа и только работа спасли художника. Наблюдения за природой, вдумчивые и длительные, позволяли притуплять боль потерь и переносить свои чувств и мысли на холсты, вновь и вновь оттачивая мастерство. Применение в одной работе разных кистей, непохожих мазков, неожиданные формы и решения делали пейзажи Шишкина совсем недосягаемыми для понимания способов передачи потрясающей реалистичности.
Произведения конца 1880-х, «Дубы. Вечер», «У берегов Финского залива» и другие, служат подтверждением достижения мастером удивительной лёгкости и свободы. Картины Шишкина словно наполнены воздухом, ветром, влагой, они шуршат, трещат и шелестят, как те исполины-деревья, что изображены на них.
Трудовая деятельность
Михаил Михайлович после отчисления из института вынужден был самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Год он проработал контролером на железной дороге. Трудовая биография Зощенко была прервана, так как началась Первая мировая война. Будущий писатель отличился в боях. Он получил четыре боевых ордена. Это отмечено в биографии Зощенко. Интересных фактов в ней немало.
Несколько раз Михаил Михайлович был ранен, но оставался в строю. Только после отправления газом его попытались списать в запас. Однако он отказался оставить военную службу и снова вернулся на фронт. Революция помешала ему получить звание капитана. В 1915 году Михаила Михайловича назначили комендантом почтамта в Петербурге. Через шесть месяцев он переехал в Архангельск. От предложения покинуть родину и уехать во Францию он отказался.
Михаил Зощенко, биография которого интересна всем поклонникам его таланта, за свою жизнь сменил более пятнадцати профессий. Работал он и в суде, и в сапожной мастерской, даже разводил кур и кроликов. В 1919 году он решил пойти добровольцем в Красную Армию, но уже весной этого же года попал в госпиталь. После этого его демобилизовали. Поставив крест на карьере военного, он поступил на службу телефонистом.
«Перед восходом солнца»
В 1930 году Михаил Зощенко начал писать книгу, которую считал главным произведением своей жизни. Он не прерывал работу над ней даже в военные годы. Уже в первые дни войны он начал проситься на фронт, но медкомиссию пройти не смог. Поэтому в боевых действиях не участвовал. Тогда он поступил в группу противопожарной обороны. Зощенко вместе с сыном дежурил на крышах домов, спасая их от зажигательных снарядов.
Вскоре писателя эвакуировали в Алма-Ату. Ему было разрешено взять с собой не более двенадцати килограмм. Он положил в чемодан рукописи своей будущей «главной» книги, которую вначале озаглавил «Ключи счастья». Затем он изменил название на «Перед восходом солнца». Его рукопись весила восемь килограмм, а еще четыре составили одежда и личные вещи.
В эвакуации творческая биография Зощенко продолжилась. Он написал сценарии к двум кинолентам: «Опавшие листья» и «Солдатское счастье». В 1943 году писатель вернулся в столицу, где начал работать в редколлегии юмористического журнала «Крокодил». В эвакуации он написал комедийную пьесу «Парусиновый портфель», которую позже поставили в Ленинградском драматическом театре.
В 1943 году в журнале «Звезда» опубликовали первые главы его книги «Перед восходом солнца». Он надеялся, что читатели и литературные критики одобрят этот труд. Эта повесть для писателя стала своеобразной исповедью, так как он, опираясь на труды Ивана Павлова и Зигмунда Фрейда, попытался объяснить свою победу над депрессией. В этом автобиографическом произведении автор рассказал о своих переживаниях и травмах, которые ему пришлось пережить в детские годы.
Однако после выхода первых глав журналу «Звезда» запретили печатать дальнейшее продолжение книги. Началась травля писателя. Журнал «Ленинград», где ранее печатали рассказы Зощенко, был закрыт, а остальные журналы подверглись серьезной критике. Автобиографическое произведение «Перед восходом солнца» раскритиковал не только Жданов, но и Сталин.
Даже появилось постановление ЦК ВКПБ, в котором писателя не только называли трусом, но и «подонком литературы». Его обвиняли в том, что он не был на войне. Чтобы выжить и не умереть с голода, Михаил Зощенко занялся переводами. Он переводил финские произведения «Воскресший из мертвых» и «За спичками» на русский язык. В 1946 году его исключили из Союза писателей.
Только после смерти Сталина его восстановили, но уже как переводчика. Как видим, биография М. Зощенко полна трагических моментов. В 1954 году произошел новый скандал: на встрече с британскими делегатами писатель сообщил, что не согласен с оскорблениями, которые на него обрушились, а ведь все ждали от него покаяния. Снова началась его травля. В 1955 году он подал заявление о назначении пенсии, но это сделали только в 1958 году, незадолго до его смерти.
Личная жизнь
Творческая биография Зощенко, кратко представленная в этой статье, тесно переплетена с его личной жизнью. В 1918 году он познакомился с Верой Кербиц – Кербицкой. Летом 1920 года они поженились, а в январе у писателя умерла мама. Единственный сын Зощенко Валерий родился весной 1922 года в Ленинграде.
Но писателя нельзя назвать однолюбом. Длительный роман у него был с Лидией Чаловой, которую принято считать музой Зощенко. Он с ней познакомился в 1929 году. Лидия была младше него на двадцать лет. Они сблизились, когда у молодой женщины погиб муж. Михаил Зощенко поддержал ее, а вскоре дружба переросла в любовь. В 1946 году Лидия решилась на разрыв с писателем. Жена Вера всегда была рядом с Зощенко. Он умер у нее на руках. Похоронена Вера рядом с мужем.
Живопись
Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.
Михаил Шемякин и Юрий Любимов
В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились Юрий Любимов, Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.
Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий
В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.
Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.
Скульптора Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»
В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.
Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.
Альманах Михаила Шемякина «Аполлон»
Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.
В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.
Дом Михаила Шемякина в Шато де Шамуссо, Франция
Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.
Учёба
в Москве
С 1852 года Московское училище живописи и ваяния на четыре года стало вторым домом Ивана Шишкина. Обучался под руководством Аполлона Мокрицкого, первого своего преподавателя рисунка, научившего строить формы. Академик предъявлял высочайшие требования к точности изображения предмета. Этот принцип стал основным в творчестве Шишкина, который был нацелен на максимально возможное сближение с природой.
Со временем сокурсники и преподаватели начали отмечать удивительную красоту простых, казалось бы, видов, изображённых Шишкиным. Его этюд студенческих лет «Сосна на скале», выполненный маслом на картоне, сегодня экспонат Государственного Русского музея.
В Санкт-Петербурге
После окончания училища в 1856 году Шишкин отправился в Санкт-Петербург, где с лёгкостью поступил в Императорскую Академию художеств. Здесь с первых занятий в классе Сократа Воробьёва зарекомендовал себя как блестящий ученик с выдающимися способностями. Натура – вот что манило Шишкина, который с увлечённостью следопыта исколесил все окрестности столицы, не раз побывал на Валааме
Стремясь на природу, он с вниманием учёного всматривался в стволы и кроны деревьев, сучки и веточки, травы, камни и мхи. Его привлекали дикие места, лишённые романтики, наполненные первобытностью и дышащие вековой неизменностью
За этюды красками и рисунки пером с Валаама в 1858 году молодой живописец получил большую серебряную медаль. Работы произвели в Академии «страшный фурор», Совет торжественно объявил, что подобного ещё не видели. Склонялись, кстати, сразу дать малую золотую медаль, но отложили до марта 1859-го. В 1860-м – максимально возможная награда: медаль, большая золотая, и пенсионерская поездка за границу. Сам художник отзывался о медали восторженно, говоря, что «это просто прелесть, но главное, на ней надпись великолепная: Достойному».
Литературная деятельность
Творческая биография Михаила Михайловича Зощенко началась еще в детские годы. В восемь лет уже писал стихи. Немного позже он начал сочинять рассказы. В тринадцать лет он написал рассказ «Пальто». Затем последовали другие его детские произведения: «Калоши и мороженое», «Глупая история», «Елка», «Великие путешественники». В них отразились впечатления ребенка о семейных неурядицах и его детские воспоминания.
Трудовая деятельность, которую он вел после окончания гимназии, также позднее была отражена в его произведениях. В 1919 году Михаил Зощенко начал посещать литературную студию, которой руководил Корней Чуковский. Она была открыта при издательстве «Всемирная литература». Корней Чуковский, прочитав рассказы Зощенко, высоко оценил его литературный талант.
В этой студии Михаил Зощенко познакомился с Всеволодом Ивановым, Вениамином Кавериным и другими писателями, которые в начале 1920 года объединились в литературную группу «Серапионовы братья». Они пропагандировали освободить творчество от политики.
В это же время публикация первых произведений Михаила Зощенко сделала его популярным. Фразы из его юмористических рассказов стали крылатыми. Начиная с 1922 года, в течение 24 лет его книги переиздавались более ста раз. Его рассказы, такие как «История болезни», «Баня», «Беда», «Аристократка» и другие, полюбились читателям. Высоко оценил творчество Зощенко и писатель Максим Горький.
В своих произведениях Михаил Михайлович всегда ведет повествование от лица героя, давая возможность читателям лучше понять поступки персонажей.
Но не все произведения Зощенко понравились широкому кругу людей. Его юмористические рассказы очень популярны, чего нельзя сказать о серьезной прозе. Книга «Письма к писателю», выпущенная в 1929 году, не нашла отклика у широких масс. Более того, она вызвала возмущение читателей и негативную реакцию властей. Режиссера Мейерхольда даже заставили убрать из репертуара театра пьесу Зощенко «Уважаемый товарищ».
Такое отношение к его творчеству заставило Михаила Михайловича страдать, у него началась депрессия. Она усилилась после поездки на строительство Беломорканала. Власти специально в 1930 году организовали для литераторов это путешествие, чтобы они отобразили в своих произведения перевоспитание «преступных элементов» (как известно, канал строили заключенные).
Но впечатления у Зощенко от поездки были угнетающие. Он написал произведение совсем другого направления, чем желали власти. Своими мрачными впечатлениями он поделился в повести «История одной жизни», которая была издана в 1934 году.
Чтобы как-то покончить со своей депрессией, прозаик написал повесть «Возвращенная молодость», которая вызвала интерес у читателей.
Вдохновленный Зощенко уже на следующий год издал сборник рассказов «Голубая книга», где показаны человеческие отношения, которые он исследовал. Если простые люди продолжали зачитываться рассказами Зощенко, то партия заклеймила писателя. Ему запретили издавать любые произведения.
Тогда он начал писать для детей. Эти рассказы публиковались в журналах «Чиж» и «Еж».
Происхождение и детство
Иван Шишкин родом из Елабуги Вятской губернии (сегодня Татарстан). Родился 25 января 1832 года в многодетной купеческой семье потомственных хлеботорговцев (некоторые документы указывают годом рождения 1831-й, другие 1835-й).
Отца будущего художника в городе почитали: он благоустраивал Елабугу (финансировал городской деревянный водопровод), неоднократно избирался главой города и организовал выпуск первой книги о его истории. Увлекался археологией, краеведением, много читал. Трепетное отношение к родине и природе прививал детям с ранних лет. Подобной судьбы, человека разностороннего и находящегося в обществе на гребне уважения, он желал и для своих детей.
В первую очередь следовало дать хорошее образование, и 12-летнего Ивана отправили на учёбу в Казань. Гимназические будни и точные науки подростку были неинтересны – уже тогда его живо интересовало искусство. Чувствуя в себе стремление к уединению с природой, размышлениям и развитию способностей, гимназист Шишкин очень тосковал. Учебный процесс никак не способствовал развитию индивидуальности учеников. Дотянув до пятого класса, Иван Шишкин бросил учёбу и приехал домой, объявив ошеломлённым родителям, что чиновничество не его путь.
Отец с самого начала с опаской, но всё же с пониманием относился к увлечённости сына рисованием, при этом допускал лишь второстепенную роль искусства в жизни, в качестве невинного хобби. Мать, расстраиваясь от несерьёзности сына и неспособности его к учёбе, сетовала, что во всём виновата эта «пачкотня бумаги». Ивану приходилось рисовать по ночам, при свечах, чтобы родные не видели и не ужаснулись растущей одержимости сына.
Мысль, что рисование может быть его профессией, пришла Шишкину в период приезда в Елабугу живописцев из Москвы (они занимались росписью иконостаса местного храма). Биография Ивана Шишкина с этого момента изменила вектор – он узнал о существовании учебного заведения, где готовят художников, и обрёл твёрдость в своём стремлении. Сумел убедить отца, и тот отправил сына в Москву, уже в надежде, что из него выйдет толк.
Личная жизнь
Первая супруга Ревекка Модлина родом из Ленинграда, художница и скульптор. Брак с Шемякиным был для нее третьим. В 1964 году родила мужу дочь Доротею Шемякину. Дочь пошла по стопам родителей и стала художницей, книжным графиком.
Михаил Шемякин и его жена Сара де Кэй
Со второй женой – переводчицей Сарой де Кэй – художник познакомился благодаря дружбе с Владимиром Высоцким. Сара переводила американский фильм о советском барде. Ей рекомендовали связаться с другом Высоцкого.
По словам Шемякина, женщина восприняла рекомендацию буквально и связала с ним жизнь. Вместе пара более 20 лет.
Шрамы Михаила Шемякина
Шрамы на лице и теле Михаила Шемякина, по его словам, стали следствием ожоговой травмы на литейном заводе. Ходят слухи, что художник нанес раны сам под воздействием алкоголя.
Галифе, сапоги и фуражка стали «фирменной» одеждой Шемякина, но он объясняет их ношение бытовыми и физиологическими причинами. Козырек фуражки бережет больные глаза от света, а высокие сапоги защищают от змей, которых немало во французской деревне, где последние 25 лет живет мастер.