Биография Йорданса и особенности творчества
Выдающийся фламандский живописец первой половины XVII века Якоб Йорданс родился в Антверпене в семье торговца тканями. Основы профессионального образования он получил в мастерской художника Адама ван Ноорта, который в свое время был учителем Рубенса. Начал Иорданс с декоративных росписей для шпалер.
К 1615 году исследователи относят «Портрет семьи Йорданса», весьма уверенно написанный; 1618 годом датировано «Поклонение пастухов», в котором уже проявилась характерная особенность зрелого стиля Йорданса — трактовка религиозных тем в жанровом плане. 20-е — 30-е годы XVII века стали периодом расцвета искусства Якоба Йорданса. Именно в это время создает он такие шедевры, как «Сатир в гостях у крестьянина» и «Бобовый король». Могучий жизнелюбивый дух фламандской школы находит здесь классическое свое выражение.
Сюжетом картины «Сатир в гостях у крестьянина» послужила известная басня Эзопа о дружбе человека со сказочным обитателем лесов и о наивном разочаровании последнего в людской породе. Сатир усмотрел двуличие в том, что, дуя с морозу на руки, крестьянин согревал их, а, дуя на варево, охлаждал его.
В картине Якоба Йорданса встреча крестьянской семьи с лесным гостем показана совершенно реалистично, как обычное, несколько забавное событие. Энергичная лепка крупных фигур, грубоватые простонародные типы, резкие светотеневые контрасты, глубокий золотисто-коричневый с огненными отблесками колорит полностью отвечают этому замыслу. Жестикуляция и мимика крестьян, силящихся понять Сатира и растолковать ему свой обычай, чрезвычайно выразительны.
Еще более жизнерадостна картина «Бобовый король», или «Король пьет!», как ее иногда называют. Художник изображает праздник во фламандской семье среднего достатка. Кусок пирога с запеченным бобом достался на этот раз дедушке. Вот он посажен во главе стола, надета бумажная корона. выбрана королева — и всех захватило шумное веселье. Великолепно передает Иорданс и этих здоровых, полнокровных, беззлобно потешающихся людей и всю обстановку шуточного события. Отлично написан натюрморт.
Иорданс несколько раз варьировал композиции этих двух прославленных полотен. Близко к ним стоит картина «Диоген. ищущий человека», написанная около 1643 года. Но в это время художник уже начинает терять особое чувство непосредственности, отличавшее его лучшие работы. Портреты и композиции Йорданса становятся асе более парадными и эффектными («Триумф Фридриха Генриха Оранского». «Время, изгоняющее клевету и порок». 50-е годы).
Tags:
- биография йорданса
- иорданс
- йорданс
- картины йорданса
- мифологические сюжеты
- фламандская живопись
- фламандская школа
- фламандское барокко
- якоб йорданс
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Якоб Йорданс
Cр. Библия в живописи.
Rooses, Max. Jacob Jordaens. His Life and Work. London: J.M.Dent; New York: E.P.Dutton, 1908. 420 pgs.
Йорданс прожил небогатую событиями, спокойную жизнь бюргера и неутомимого труженика. Рубенс пригласил его исполнить ряд декоративных работ, в том числе – украсить несколько триумфальных арок (1635) и написать картины для замка Ла Торре де ла Парада близ Мадрида (1637).
Йорданс был хорошим декоратором. Он создавал эскизы шпалер; четыре исполненных им картона принадлежат коллекции Лувра.
Йорданс написал огромные декоративные полотна для дворца Хейс-тен-босх в Гааге (1651 и 1652), а также три больших композиции для амстердамской ратуши (1661). На протяжении всей своей долгой жизни он не прекращал работать для церквей и по частным заказам.
Знаменитый холст Иисус среди книжников (1663, Майнц, Картинная галерея) свидетельствует о большой внутренней силе его живописи. Умер Йорданс 18 октября 1678.
Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Йорданс (1593—1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Якоб Йорданс делит с Антонисом ван Дейком славу наследника Питера Пауэла Рубенса. И ван Дейк, и Йорданс испытали влияние его многогранного творчества. Однако и утонченному ван Дейку, и простодушному, грубоватому Йордансу одинаково не хватало здоровой умеренности Рубенса. В творчестве Йорданса почвенное начало фламандского искусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой. Даже религиозные и мифологические сюжеты трактуются им в жанровом плане, его персонажи, наделенные физическим и нравственным здоровьем, как правило, написаны с натуры. В искусстве Йорданса праздничная зрелищность сочетается с оттенком прозаической обстоятельности.
Якоб Йорданс, сын торговца холстом из Анверпена, в 1607 г. поступил в ученики к местному художнику. В 1615 г. он был аттестован гильдией Святого Луки как художник-декоратор, но в дальнейшем посвятил себя живописи.
Йорданс не пожелал закончить своё образование в Италии. Будучи протестантом, он каждое воскресенье ходил слушать проповеди в ближайший голландский форт. Художник познакомился с северо-нидерландской жанровой живописью и проникся обаянием её стиля.
В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от наивной веры в чудеса. В крестьянской хижине на скромной трапезе присутствует козлоногий сатир («Сатир в гостях у крестьянина», около 1620 г.).
Почтенный бюргер, отец семейства может стать королем на время праздника, если найдет в своем куске пирога запеченный боб. Йорданс написал ряд картин на тему этого нидерланского обычая: «Бобовый король» (около 1638 г.
), «Король пьет» (около 1656 г.) и др.
Любопытная сторона творчества Йорданса – его портреты. Обычно он писал семейные пары. На холсте, запечатлевшем чету Сурпелен (конец 20-ч гг. XVII в.), величественная осанка мужчины не может ввести в заблуждение зрителей.
Глава этого семейства, конечно, дородная матрона, покойно, но не особенно изысканно расположившаяся в кресле. Рядом устроился на жердочке попугай – неизменный в подобных портретах персонаж, символизирующей бюргерское тщеславие.
Но есть у Йорданса и более одухотворённые образы. Около 1643 г. художник написал поразительную картину «Диоген». Большое полотно изображает торжище (рынок). На первом плане громоздятся овощи, живность.
Между горами снеди – почти неотличимые от товара лоснящиеся лица торговцев. И среди этого изобилия – сутулая, изможденная фигура старика. От движется прямо на зрителя из глубины картины, разрезая композицию надвое, как корабль, рассекающий волны.
Безумный мудрец ищет того, кто достоин имени Человека.
Выполняя в 1630-х гг. в Антверпене вместе с Рубенсом декоративные работы, а затем после смерти Рубенса приобретя славу первого живописца Фландрии, Йорданс переживает творческий перелом.
Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие, исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активном участии мастерской, все это постепенно привело к утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Одна из самых помпезных работ такого рода цикл декоративно-аллегорических композиций 1648-53 по заказу голландского штатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск («Домик в лесу») исполнен Йорданс совместно с Г. ван Тульденом.
Философия Диогена
Во время своих странствий Диоген дошел до Афин, где на главной площади города услышал речь философа Антисфена. То, что говорил Антисфен произвело на парня большое впечатление.
Памятник Диогену
В результате, Диоген решил стать последователем учения афинского философа.
Поскольку у него не бело денег, он не мог снять комнату, не говоря уже о покупке дома. После недолгих размышлений, Диоген пошел на радикальные меры.
Отчаянный ученик устроил себе жилье в большой керамической бочке, которую он вкопал неподалеку от городской площади. Именно это породило выражение «бочка Диогена».
Стоит заметить, что Антисфена очень раздражало присутствие настырного незнакомца. Однажды он даже избил его палкой, чтобы тот ушел, однако это не помогло.
Тогда Антисфен не мог и представить, что именно Диоген станет ярчайшим представителем школы киников.
Философия Диогена опиралась на аскетизм. Ему были чужды любые блага, к которым так стремились окружающие его люди.
Мудрец тянулся к единению с природой, игнорируя законы, чиновников и религиозных деятелей. Себя он называл космополитом – гражданином мира.
После смерти Антисфена, отношение афинян к Диогену еще больше ухудшилось и на то были причины. Горожане считали его сумасшедшим.
Александр Македонский перед Диогеном
Диоген мог в публичном месте заниматься онанизмом, нагишом стоять под ливнем и совершать множество других неадекватных поступков.
Тем не менее с каждым днем слава о сумасшедшем философе становилась все больше. В итоге с ним захотел пообщаться сам Александр Македонский.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но тот спокойно проводил время у себя. Тогда полководец был вынужден самостоятельно посетить философа.
Александр Великий застал Диогена греющимся на солнце. Подойдя к нему он произнес:
– Я великий царь Александр!
– А я, – ответил мудрец, – собака Диоген. Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю».
– А меня ты боишься?», – спросил Александр.
– А что ты такое, зло или добро? – поинтересовался философ.
– Добро, – сказал тот.
– А кто же боится добра? – заключил Диоген.
Поразившись таким ответам, великий полководец позже якобы сказал следующее:
«Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
Диоген с фонарем ищет человека
Философ неоднократно вступал в жаркие споры с Платоном. Однако он конфликтовал и с другими яркими мыслителями, включая Анаксимена Лампсакского и Аристиппа.
Как-то раз горожане увидели днем Диогена, ходящего по городской площади с фонарем в руках. При этом «сумасшедший» философ периодически выкрикивал фразу: «Ищу человека».
Таким способом мужчина показывал свое отношение к обществу. Он часто критиковал афинян, высказывая в их адрес массу негативных отзывов.
Однажды, когда Диоген начал прямо на рынке делиться с прохожими глубокими мыслями, на его речь никто не обращал внимания. Тогда он резко защебетал по-птичьи, после чего вокруг него сразу же собралось много народа.
Мудрец с досадой произнес: «Это уровень вашего развития ведь, когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я закричал как петух, все с интересом стали меня слушать».
Накануне войны греков с македонским царем Филиппом 2, Диоген на судне отправился к побережью Эгины. Однако во время плавания, корабль захватили пираты, которые либо убивали пассажиров, либо брали их в плен.
Став пленником, Диоген вскоре был продан коринфянину Ксеаниду. Хозяин философа поручил ему воспитывать и обучать своих детей. Стоит признать, что учителем философ был хорошим.
Диоген в бочке
Диоген делился с детьми не только своими знаниями, но также обучил их верховой езде и метанию дротиков. Кроме этого, он привил им любовь к физическим тренировкам.
Последователи учений Диогена, предлагали мудрецу выкупить его из рабства, но тот отказывался. Он заявлял, что даже при таком положении вещей может быть – «господином своего господина».
Биография
Якоб Йорданс родился в 1593 первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он сотрудничал. В 1616 вступил в Гильдию Св. Луки и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство. В этом доме, расширенном в 1639, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь.
На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники как Стен и Снейдерс.
Автор статьи в Большой советской энциклопедии Н. Смольская отмечает: «В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо».
Помимо картин Йорданс писал картоны для гобеленов. Также сохранилось несколько сотен его рисунков.
Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса („Семейный портрет“, около 1615, Эрмитаж; „Поклонение пастухов“, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. („Воспитание Юпитера“, 1620, Картинная галерея, Кассель; „Семейный портрет“, около 1622—24, Прадо, Мадрид; „Аллегория плодородия“, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель; „Бобовый король“, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов».
После Рубенса: 1640—1678
После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена, по сути, единственным представителем «большого стиля» (Антонис Ван Дейк скончался в декабре 1641 года, а Снейдерс работал практически исключительно в жанре «роскошного натюрморта»).
О популярности художника свидетельствует тот факт, что даже после его обращения в 1645 г. к протестантизму католическая церковь продолжала заказывать ему работы.
Именно к Йордансу обратились представители английского короля Карла I с заказом на оформление резиденции в Гринвиче. Йордансу заказали 22 картины для кабинета королевы Генриэтты-Марии во дворце Квинс-хаус за 680 фунтов стерлингов (6800 флоринов), художник выполнил только 8 из них. Изначально заказ планировалось отдать Рубенсу. Написанные Йордансом картины не сохранились.
В 50-х годах XVII века Йорданс сотрудничает с Оранской династией, создавая, по мнению авторов статьи в БСЭ, «парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос» (панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского», 1652, дворец Хёйс-тен-Бос, Гаага”, написанное по заказу вдовы принца Амалии Сольмс-Браунфельсской).
В 1650-х годах на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам.
В 1661 году Йорданс получил заказ на картину для амстердамской ратуши.
У Йорданса было много учеников. С 1621 по 1667 годы в Гильдии св. Луки официально было зарегистрировано 15 учеников.
Смерть, погребение, завещание художника
Йорданс умер от загадочной болезни «английский пот» (нидерл. zweetziekte или нидерл. polderkoorts) 18 октября 1678 года, в один день со своей дочерью Елизаветой. Их похоронили вместе под одним надгробием на протестантском кладбище в деревне Путте (провинция Антверпен, Бельгия), где уже была похоронена жена художника Катарина.
Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко
- Подробности
- Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков
- Опубликовано 29.01.2017 16:48
- Просмотров: 2236
«В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы: ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм» (Н. Смольская).
На творчество Йорданса большое влияние оказал П. Рубенс, который привлекал его к своим работам, а также Я. Стен, Ф. Снейдерс и Караваджо. Благодаря покровительству Рубенса Йордане смог стать одним из самых высокооплачиваемых фламандских мастеров. В 1628 г. он получил первый заказ на алтарный образ «Мученичество святой Аполлонии» для антверпенской церкви святого Августина.Творчество Якоба Йорданса, фламандского художника, одного из выдающихся представителей фламандского барокко, отличалось особенностью: его реалистические картины были наполнены крестьянскими и бюргерскими типами с их крепкими тяжеловесными фигурами, колоритными деталями. Художник отдавал предпочтение бытовому жанру, даже в картинах с религиозными или мифическими сюжетами присутствует этот «бытовизм». Его живопись была энергичной, сильной и плотной.
Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus). «Ищу человека!»
Диоген Синопский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; лат. Diogenes Sinopeus; ок. 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф) — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников. Средь бела дня он ходил по улице с фонарем и кричал: «Ищу человека!» — «И как, нашел?» — «Нет. Одни рабы». Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн (1751–1829). «Диоген искал человека»
Jacob Jordaens (Якоб Йорданс). Диоген, ищущий Человека. 1641-1642. Картинная галерея, Дрезден.
Чтобы ничего не терять, надо ничего не иметь – усвоил он. Свести к минимуму свои потребности.«презрение к наслаждению – тоже наслаждение»
И.Ф. Тупылев. Александр Македонский перед Диогеном. 1787
Диоген — на восемьдесят девятом году жизни в родном Коринфе на городском пустыре. Почувствовав приближение конца, Диоген пришел на пустырь и сказал сторожу: «Когда помру, сбрось меня в канаву – пусть братья-псы полакомятся». Горожане похоронили Диогена близ городских ворот. Над могилой была воздвигнута колонна, а на ней — собака, высеченная из мрамора. Позднее и другие соотечественники оказали Диогену почёт, соорудив ему бронзовые памятники.
Афоризмы
Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.
Быстрее всего стареет благодарность.
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
Я — гражданин мира.
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе.
Источник
Якоб Йорданс: биография
Художник был рожден в 1593 г. Он был первым из 11 детей в семье. Папа будущего художника зарабатывал на жизнь тем, что торговал тканями. В возрасте 14 лет, будучи подростком, парень обучался у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он работал. Через 9 лет Якоб вступил в Гильдию Св. Луки и взял в жены дочь учителя Анне Катарине ван Ноорт. В союзе с художником родилось двое детей: сын и дочь.
В 1618 г. талантливый мастер приобрел дом в том районе, где он жил, когда был ребенком. Расширив помещение спустя 20 лет, Якоб Йорданс (фото художника указано в статье) сделал в здании мастерскую и провел там почти все свою жизнь.
В 68-летнем возрасте художник изобразил 3 большие полотна для залов в амстердамской ратуше. Великий мастер писал практически до самой смерти. Художник Якоб был католиком, но пребывая в почетном возрасте, решил перейти в кальвинизм.
Детство и юность
Состоятельный торговец тканями Якоб Йорданс имел большую семью, состоящую из одиннадцати детей. Старшего сына, проявившего большие художественные наклонности, отправил обучаться живописи. Еще не закончив учебы, около 1615 г. Якоб Йорданс-сын создает «Портрет семьи с родителями, братьями и сестрами». Как деталь здесь представлен его автопортрет. Молодому художнику, изобразившему свою большую разновозрастную семью, здесь 22 года.
Его серьезные большие глаза смотрят на нас, а в руках он держит лютню. Когда зрители разойдутся, то заиграет легкая радостная музыка, поддерживающая гармонию. Ангелы хранят его семейство, витая над головами персонажей. Колорит выдержан в теплых золотисто-коричневых тонах, создающий уютную атмосферу семейного благополучия. Причем лица высвечены золотистым цветом, и мимика персонажей ясна и заметна. Остальные детали живописец погружает в тени, чтобы они не мешали главному – восприятию выражений лиц.
Прадо, Мадрид, шедевр
Другой «Семейный портрет» Якоб Йорданс создал, будучи уже женатым на Катарине ван Ноорт и имея дочь Елизавету примерно четырех лет. Это один из четырех его шедевров.
Зритель смотрит по диагонали слева направо, и первый взгляд падает на белокурую девчушку, которая, прислонившись к матери, держит корзинку. Жена художника, изысканно одетая в темно-синее бархатное платье с белыми кружевными манжетами и воротником, непринужденно сидит в кресле. Шитый золотом корсаж и золотой браслет на руке подчеркивают состоятельность семьи. Далее стоит розовощекая служанка в красном платье, которая держит корзинку с плодами. Ее белый фартук и воротник платья перекликаются с белым фартучком дочери художника, который изобразил самого себя в крайнем правом углу, стоящим с мандолиной в руке. Освещение распределено так, что все фигуры и их лица светятся золотом, за ними глубокие насыщенные тени, из которых все фигуры рельефно выступают. Этот торжественный портрет с элементами юмора, который привносит маленькая кокетливая дочь, сочетает в себе и портретную убедительность, и монументальность созданных образов.
Шедевр из Брюсселя
В 1625-1628 годах, мастерски владея кистью, художник Якоб Йорданс напишет полотно, которое называют немного по-разному: «Аллегория плодородия» или «Аллегория изобилия». В это время у него, как у большого мастера, уже 15 учеников. На своей многофигурной композиции он с большим искусством расположил нимф и сатиров. Все фигуры тщательно реалистично выписаны и расположены по-прежнему диагонально
Сатир, расположившийся на корточках в левом углу, привлекает внимание огромной корзиной с плодами и фруктами – чудеснейшим натюрмортом, традиционным для голландской живописи
Нимфы и сатиры занимают две трети полотна. Они все заняты гроздьями сизого винограда. Изысканно выписана белейшая кожа женщин, которая представляет контраст со смуглыми сатирами справа.
Вся композиция – это полнокровная цветущая жизнь, которую так любили голландцы.
Кончина талантливого художника
Якоба Йорданса не стало в возрасте 85 лет, в один день вместе с дочкой Елизаветой. Похоронили отца с дочерью под одним надгробием на кладбище, где до этого была похоронена супруга Якоба – Катарина.
После кончины отца сын художника пожертвовал 25 фламандских фунтов в больницу Camera van den Huysarmen в Антверпене. Также в качестве благотворительности он отдал полотно «Омовение и помазание тела Христа» в приют для девочек. Бытует мнение, что эти пожертвования были преподнесены согласно завещания Якоба Йорданса. Сын продолжил творчество отца и также, как папа, стал художником, но писал и жил в основном в Копенгагене.
Спустя около 100 лет после смерти художника, в Путте поставили памятник Йордансу и еще двум его коллегам. Он расположен на месте бывшей часовни и кладбища, которые были ликвидированы к тому времени.