Центральная библиотека им. н. и. кочина

Андрей Рублев

Андрей Рублев – самый известный русский иконописец. О нем мало, что известно. Есть предположение, что он родился в семье ремесленников. Принял монашеский постриг, тогда и получил имя Андрей.

Первые упоминания о нем датированы 1405 годом. Он участвовал в росписи стен Благовещенского собора в Московском Кремле.

У Рублева свой стиль, не похожий на другие. Его иконы наполнены гармонией, в них нет трагизма. Свою жизнь художник отдал на служение Богу.

Его последняя работа не сохранилась, Рублев трудился над фресками для Спасского Собора. Он не успел их закончить, заболел чумой и вскоре скончался.

Самые известные иконы: «Троица», «Христос-вседержитель», «Вознесение Господне».

Фильмы

Первые фильмы с Верой Кузнецовой появились в карьере актрисы поздно: женщине было уже 46 лет. Однако с первой же картины актриса полюбилась зрителям. Это был фильм «Большая семья», в которой Вере Андреевне досталась роль Агафьи Карповны. Коллегами актрисы по съемочной площадке стали Алексей Баталов, Клара Лучко, Сергей Лукьянов, Екатерина Савинова и другие известные звезды. Картина получилась столь удачной, что даже была отмечена наградой в номинации «Лучший актерский ансамбль» на Каннском кинофестивале.

Вера Кузнецова в фильме «Большая семья»

Яркий кинодебют привлек к Вере Кузнецовой внимание режиссеров. Амплуа актрисы создалось быстро: женщину приглашали на роли заботливых бабушек и мам

«Отчий дом», «Люблю тебя, жизнь», «Все остается людям», «Месяц август» — в этих картинах героини Веры Кузнецовой воплощали образец доброй мудрости, тепла и семейного очага. Особняком стоит роль Натальи Гусаковой в драме «Жили-были старик со старухой», вышедшей на экраны в 1964-м. Эту киноработу позже будут называть одной из лучших в карьере актрисы.

Иван Марин и Вера Кузнецова в фильме «Жили-были старик со старухой»

В 1973-м Вера Андреевна оставила службу в театре и сосредоточилась на съемках в фильмах, став штатной актрисой «Ленфильма». Несмотря на то что актрисе в основном доставались роли второго плана и эпизоды, Кузнецова выкладывалась каждый раз так, как будто играла главный образ.

Вера Кузнецова в фильме «Вечный зов»

Наиболее заметными кинолентами того времени с участием Веры Кузнецовой стали «Кортик», «Рассказы о Кешке и его друзьях», «Два капитана», сказка «Туфли с золотыми пряжками», сериал «Вечный зов». Фото Веры Кузнецовой в образе Глафиры Дементьевны украшали, пожалуй, коллекцию каждого киномана того времени. По воспоминаниям коллег Веры Андреевны, в жизни актриса была столь же доброй и отзывчивой, как и ее экранные героини.

Михаил Врубель

Русский художник Михаил Врубель, работал во всех жанрах искусства. Известен как автор «демонического цикла». Это серия, куда вошли картины, иллюстрации и скульптуры с изображением демона.

Врубельеще в юности увлекся рисованием. Правда, сначала ему пришлось учиться на юриста, этого хотел отец Михаила.

Первое время юноша расписывал стены церквей и даже написал несколько икон. Этим он занимался и после учебы.

«Демонический цикл» появился благодаря Лермонтову. Врубель рисовал иллюстрации для его поэмы «Демон», его очень заинтересовала эта тема.

К сожалению, жизнь художника закончилась печально. У него возникли проблемы с психикой, а потом Михаил потерял зрение.

Самые известные работы: «Царевна-лебедь», «Девочка на фоне персидского ковра», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Детство и юность

Девичья фамилия Веры Кузнецовой — Сдобникова. Будущая актриса родилась в городе Саратове 6 октября 1907 года. В семье Сдобниковых было пятеро детей. Отец Веры Андреевны работал иконописцем, а позже мастером-декоратором в местных театрах. Мать же занималась домом и воспитанием детей. В 1918-м мать будущей актрисы скончалась, и дети остались на попечении отца.

Вера Кузнецова в молодости

Увлечение театром пришло к Вере Кузнецовой в школьные годы, а уже в 1923 году девушка стала учиться актерскому мастерству в саратовской театральной студии. В 1925-м умер отец Веры. В том же году, окончив школу, девушка отправилась в Санкт-Петербург (тогда Ленинград) к сестре. На новом месте Вера Андреевна поступила в театральную студию ленинградского Пролеткульта, а спустя три года впервые вышла на сцену театра как полноправная актриса.

Поиск своих предков бесплатно и без регистрации онлайн

Интерес к генеалогии есть у людей со всего мира. В помощь специалистам и любопытствующим энтузиастам было создано немало платформ, призванных упростить процесс сбора и обработки данных.

Найти свой род предков онлайн бесплатно и без регистрации помогут следующие интернет-сервисы:

  • vgd.ru. Попробуйте поискать данные о своей родословной на сайте vgd.ru. Этот ресурс объединяет множество отдельных интернет-проектов, посвященных генеалогическим изысканиям.
  • MyHeritage.com. Это платный сервис, работающий по принципу социальной сети. Если вы не готовы платить деньги, то воспользуйтесь двухнедельным триал-периодом. Он позволяет бесплатно оценить, отвечает ли сайт MyHeritage вашим целям.
  • Также вы можете узнать, где воевал ваш дед во время ВОВ.
  • Geni.com. Это бесплатный аналог сервиса MyHeritage. С его помощью можно легко создать собственное семейное древо и искать родственников.
  • FamilySpace.ru/sector/poisk_predkov_v_arhivah. Здесь можно хранить фотографии и данные о родственниках. Также предусмотрена функция социальной сети.
  • JewishGen.org/new/. Если у вас есть еврейские корни, попробуйте обратиться к этому сервису. На его страницах собрана обширная коллекция данных со всего мира.

Быстро найти своих предков можно не только с помощью онлайн сервисов. Представляем несколько удобных программ, предназначенных для формирования генеалогических деревьев:

  • Myheritage.com/family-tree-builder?lang=RU. Эту программу можно скачать на сайте проекта MyHeritage. В ней зарегистрировано более 10 миллионов пользователей. Здесь вы можете выстроить собственное генеалогическое древо. Система обработает полученные данные и укажет на совпадения.
  • Gramps-project.org/blog/. Это бесплатная программа для любителей генеалогии. Проект будет удобен как для профессионалов, так и для энтузиастов. Здесь есть возможность добавлять заметки, сохранять данные об источниках информации, архивах.
  • Древо Жизни genery.com/ru/. Программа условно бесплатная. До 40 предков можно ввести в базу данных бесплатно. Если вы хотите большего, то придется купить лицензию. Этот софт не только учитывает данные, но и предлагает просмотреть статистику. Вы можете узнать среднюю продолжительность жизни людей из вашего рода или среднее количество детей в поколении.

Даже если сходу разыскать совпадения с данными других энтузиастов не удалось, не отчаивайтесь. Возможно, через некоторое время к проекту присоединятся новые люди, способные предоставить полезную информацию о ваших родственниках.

Важная информация: Сколько ветеранов ВОВ осталось в России на 2021 год в живых.

Как найти свою родословную по фамилии

Люди часто пытаются найти своих родственников среди дворян. Однако подобные поиски не имеют особого смысла. Люди становились крестьянами или аристократами не из-за своих личностных качеств, а из-за обстоятельств своего рождения. Человек не становится лучше или хуже только от того, какой социальный статус имели его предки.

Начинающим исследователям своей генеалогии нужно понимать, что в Российской империи проживало очень мало дворян. Не более 1% населения могло похвастаться знатным происхождением. Кроме того, на протяжении изрядной доли XX века российская аристократия целенаправленно истреблялась.

Отсутствие прямых знатных предков вовсе не означает, что происхождение человека нельзя установить. В Российской империи подробная информация о крестьянах записывалась в метрические книги. Они велись служащими церковных приходов. При советском союзе функция учета была передана ЗАГСам.

В настоящий момент записи из метрических книг можно найти в региональных архивах. В поиске нужных документов вам может помочь каталог metrics.tilda.ws. Там содержатся систематизированные данные о местонахождении уцелевших метрических книг и переписных листов.

Обычно каждый приход вел по 3 книги:

  • О крещении. Здесь указывался пол младенца, имена родителей и их происхождение. Фиксировалось, к какому сословию они принадлежали. Также сюда заносились даты рождения и крещения. Записывалось и имя священника, проводившего обряд. В обязательном порядке упоминались и крестные родители.
  • О венчании. Сюда вносилась информация о возрасте, сословии и именах брачующихся. Указывалось, кто и когда их венчал, а также перечислялись родители и свидетели.
  • О смерти. Сюда заносились даты смерти и погребения. Из этой книги можно было получить информацию о возрасте и происхождении скончавшихся людей. В нее записывались и сведения об отпевавшем покойника священнике. Также упоминалась причина смерти и место захоронения.

Небольшая часть метрических книг хранится в государственных архивах РГИА. Как правило, это источники, содержащие информацию об аристократии и духовенстве.

Детство и юность

Согласно записи раввина, Надежда Бруштейн (псевдоним – Надеждина) родилась в польском городе Вильно (сейчас Вильнюс, Литва) 3 июня 1904 года. Хотя в ряде источников указан 1908 год. Вскоре после рождения детей семья переехала в Петроград. Мать, Александра Яковлевна, в молодости помогала революционерам по линии подпольного красного креста, после Октябрьской революции создавала школы грамоты и писала пьесы для детских театров. Отец, Сергей Александрович (по отцу – Израилевич-Мовшевич), был медицинским ученым и администратором, основателем и директором физиотерапевтического института, руководителем института усовершенствования врачей. В семье также вырос сын Михаил, автор нескольких кондитерских изобретений, продвинувшийся до главного инженера кондитерской фабрики «Красный Октябрь».

С детства Наде нравились народные танцы. Семья ежегодно выезжала летом на Каму, где девочка и наблюдала за танцующими, и присоединялась к танцевальному кругу. Возвратившись домой, школьница повторяла увиденные движения с подружками. И однажды заявила матери о желании профессионально учиться танцевать. Мать настаивала на получении нормального образования и профессии, но сдалась под напором упрямого ребенка.

Как искать свой род предков по фамилии в архивах

Чтобы проследить историю дворянской фамилии, необходимо обращаться в Российский государственный исторический архив. Он располагается в Санкт-Петербурге. Там же находится архив ВМФ.

В Москве вы найдете:

  • Архив древних актов. Там хранятся документы Смутного времени и из еще более ранних времен.
  • Военно-исторический архив. Там вы найдете данные, записанные до 1918 года.

В городе Подольске Московской области находится Центральный архив Минобороны. В нем хранятся записи, ведущиеся с начала войны и по сегодняшний день.

Работа со старыми документами требует большой ответственности. Нарушителей правил и порядка больше никогда не допускают в архив. Кроме того, у сотрудников таких учреждений сформировано предвзятое отношение к людям, интересующимся своей собственной родословной.

Изучить готовые сканы бумаг можно на сайте GoogleBooks. Просматривайте с его помощью копии старых документов, не выходя из дома. Например, на этой площадке выложены отсканированные справочники «Вся Москва».

Найти репрессированных родственников предшествующего поколения по фамилии имени отчеству

В XX веке множество людей пропало без вести во время войны и сталинских репрессий. Родственники погибших до сих пор не могут отследить судьбу своих близких. Многие полезные материалы остаются засекреченными и по сегодняшний день.

Собрать информацию о погибших гражданах помогают следующие сайты:

  • Мемориал — obd-memorial.ru/html/. Это банк данных об участниках ВОВ. Здесь вы найдете информацию о людях, погибших или пропавших без вести во время войны или сразу после нее.
  • Подвиг народа — podvignaroda.ru. Это еще один электронный банк документов с открытым доступом. Он также посвящен информации о героях Второй мировой войны.
  • Память народа — pamyat-naroda.ru. Данный портал тоже поможет отследить судьбу предков, погибших в ходе Великой Отечественной войны.
  • Жертвы политического террора в СССР base.memo.ru. Здесь вы найдете краткие биографические сводки данных о жертвах репрессий.
  • Последний адрес. Это база данных, в которую собираются сведения о месте жительства репрессированных граждан. Проект известен установкой памятных табличек на стенах домов, в которых проживали жертвы режима перед казнью.
  • Расстрелы в Москве mos.memo.ru. Это еще один проект, собирающий информацию о последнем месте проживания советских граждан, подвергнувшихся репрессиям.
  • База данных ost-db.tastorona.su/vol/login/ граждан, принудительно трудящихся на фашистскую Германию. Она составлена на основе писем бывших рабов-остарбайтеров.

Если вы хотите найти информацию о родственниках бесплатно, то вам придется приложить усилия. Проще заказать сбор данных у специалистов, занимающихся составлением генеалогических деревьев на профессиональной основе. Проследить судьбу предков до XVIII века можно относительно недорого. Обычно это обходится приблизительно в 50 000 рублей.

О Н. И. Кочине

  1. Карпенко В. Ф. Николай Кочин. 1902–1983. — Нижний Новгород: БИКАР, 2007. — 38 с.: ил. — (История Нижегородского края в биографиях. ХХ век) (Библиотека для школьников).
  2. Кочинские чтения : материалы науч. конф., посвященные 100-летию со дня рождения Николая Ивановича Кочина. — Нижний Новгород: Книги, 2002. — 32 с.
  3. Он пришёл из Гремячей поляны: к 100-летию со дня рождения Н. И. Кочина ⁄ авт. текста В. Шамшурин. — Нижний Новгород: Книги, 2002. — 28 с.

* * *

Колачевская Е. «Веди себя прилично: твой отец – враг народа»: о нижегородском писателе Николае Кочине вспоминает его дочь ⁄ записал Г. Федорович ⁄⁄ Нижегор. рабочий. — 2010. — 26 нояб. — С. 8.
Николай Иванович Кочин. 1902-1983 ⁄⁄ Опаленные лихолетьем: очерки о нижегородских деятелях культуры и искусства, репрессированных в 30–70-е годы ХХ века: . — Нижний Новгород: Книги, 2009. — С. 58-60.
Косолапов Г. Николай Кочин: «такие контакты полезны чрезвычайно!» ⁄⁄ Нижегор. правда. — 2007. — 15 июня. — С. 12.
Федорович Г. Гремячая Поляна помнит Кочина: на родине писателя прошел праздник ⁄⁄ Нижегор. новости. — 2007. — 18 июля. — С. 5.
Абрамова В. «Малоизвестный и давно забытый…»: на родине нижегородского писателя состоялись торжества в его честь ⁄⁄ Город и горожане. — 2007. — № 29. — С. 23.
Асеевский А. Свидетельство от Николая Кочина. В 60-х он предрек: «Религиозное обновление России в недалеком будущем» ⁄⁄ Нижегор. новости. — 2007. — 8 авг. — С. 4.
Цирульников А. «В кабинете писателя должно пахнуть чернилами!»: в июле этого года писателю Николаю Кочину исполнилось бы 105 лет ⁄⁄ Нижегор. рабочий. — 2007. — 25 июля. — С. 9.
Жильцов В. А русское слово не меркнет ⁄⁄ Нижегор. правда. — 2007. — 17 июля. — С. 1, 7.
Колачевская Е. Горькое воспоминание ⁄⁄ Нижегор. правда. — 2007. — 13 марта. — С. 7.
Федорович Г. Автора «Девок» учили уму-разуму в НКВД: недавно исполнилось 50 лет со дня реабилитации писателя Николая Кочина ⁄⁄ Нижегор. рабочий. — 2007. — 11 янв. — С. 10.
Адрианов Ю. А. Мудрость русского слова ⁄⁄ Провинциальные Гомеры: заметки о нижегор. «литературном гнезде» и воспоминания о Борисе Пильнике, Николае Кочине, Федоре Сухове, Александре Люкине и других писателях-земляках ⁄ Адрианов Ю. А. — Нижний Новгород, 2005. — С. 69-78.
Николай Кочин. 1902-1983 ⁄⁄ Нижегородский край. Именитые земляки и гости: . — Нижний Новгород, 2005. — С. 142-143.
Николай Иванович Кочин ⁄⁄ 100 писателей-нижегородцев: жизнь и творчество: краткие сведения. — Нижний Новгород, 2004. — С. 94-95.
Романов А. Далекие дни ⁄⁄ Земляки: нижегор. альманах. — Нижний Новгород, 2004. — С. 244-250.
Горшков В. В одной камере с Кочиным ⁄⁄ Земляки: нижегор. альманах. — Нижний Новгород, 2004. — С. 251-264.
Куликовский А. Г. Николай Кочин ⁄ А. Г. Куликовский, Д. М. Климов ⁄⁄ Российская наука в лицах. — Москва, 2003. — Кн. 4. — С. 15-22.
Жильцов В. Патриарху нижегородской прозы: ⁄⁄ Нижегор. правда. — 2003. — 23 сент. — С. 6.
Адрианов Ю. «Спелые колосья» Николая Кочина ⁄⁄ Земля нижегородская. — 2002. — 2 февр.

* * *

Николай Иванович Кочин: к 100-летие со дня рождения: библиогр. указ. ⁄ Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка им. В. И. Ленина; сост. О. Н. Лисятникова; предисл. Ю. Адрианова. — Нижний Новгород, 2002. — 84 с.

Информацию подготовили: Косолапова Надежда Дмитриевна, директор ЦБС Д.-Константиновского района, тел. 8 (831-68) 2-23-51;
Болотова Марина Георгиевна, зав. сектором научно-методического отдела Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В.И. Ленина, тел. 8 (831) 419-36-34

1Николай Иванович Кочин: К 100-летие со дня рождения: Библиографический указатель (pdf, 787 Kb) ⁄ Нижегор. гос. обл. универс. науч. б-ка им. В. И. Ленина; сост. О. Н. Лисятникова; предисл. Ю. Адрианова. — Н. Новгород, 2002. — 84 с. Доступен на сайте НГОУНБ в разделе Краеведческие библиографические указатели.

Театр

Организация Пролеткульт, как и другие творческие объединения того времени, в 1932-м была расформирована. Спустя год режиссер Исаак Кролль создал «Новый театр», в который пригласил служить и Веру Кузнецову. Первым спектаклем обновленного театра и коллектива стали «Бешеные деньги», поставленные по одноименной пьесе Островского. К сожалению, на тот момент у коллектива не было собственного помещения, и премьера прошла в стенах бывшей голландской церкви, что на Невском проспекте.

Вера Кузнецова в спектакле «Фельдмаршал Кутузов»

В 1937-м главным режиссером «Нового театра» стал Борис Сушкевич, с приходом которого для театра наступила новая веха творческого развития. Будучи и режиссером, и талантливым педагогом, Борис Михайлович приложил усилия, чтобы из начинающих актеров воспитать настоящих профи актерского мастерства. Сушкевич привил лицедеям «Нового» мхатовские традиции, выведя уровень их работы на более высокую ступень.

Вера Кузнецова играла в «Новом театре»

В 1938-м Вера Андреевна сыграла в пьесе «Мещане», в 1939-м был «Счастливый день» по Островскому. 1940 год отмечен для членов труппы длительными гастролями по Дальнему Востоку. Известие о начале Великой Отечественной войны застало коллектив в городе Хабаровске. Было решено оставить актеров на Дальнем Востоке. Члены труппы выступали перед экипажами военного флота, трудовыми бригадами и погранчастями. Спустя три года коллектив переводят на Урал.

Вера Кузнецова в сказке «Туфли с золотыми пряжками»

Несмотря на тяжелые военные условия, актеры находили в себе силы не просто отыгрывать заученные роли, но и постоянно работать над новыми постановками, расширяя репертуар. Коллекция ролей Веры Кузнецовой постепенно пополнялась. В спектакле «Русские люди» по Симонову Вера Андреевна сыграла Валю, затем появилась на сцене в образе княгини Тугоуховской в «Горе от ума». В 1944 году Веру Кузнецову включили в состав фронтовой бригады — актриса выступала прямо на передовой, поднимая боевой дух военных.

Вера Кузнецова в последние годы

В 1945-м, после войны, труппа «Нового театра» возвратилась в Ленинград. Борис Сушкевич умер, оставив театр на попечение режиссера Галины Короткевич. В 1951-м театр снова сменит руководителя, на этот раз главным режиссером станет Николай Акимов. За эти годы Вера Кузнецова сыграет в спектаклях «На дне» и «Последние» по Горькому, «Юность отцов» по пьесе Горбатова и многих других. Однако, несмотря на уважение коллег и любовь театралов, настоящую известность Вере Кузнецовой подарили съемки в кино.

Произведения Н. И. Кочина

  1. Собрание сочинений: в 3 т. — Москва : Худож. лит., 1976-1978.
    Т. 1. Девки: роман. — 1976. — 509 с.;
    Т. 2. Парни. Юность: романы. — 1977. — 701 с.;
    Т. 3. Гремячая поляна: романы; Записки селькора: очерк. — 1978. — 542 с.
  2. Гремячая поляна: роман ⁄ послесл. В. Баранова. — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. — 365 с. — (Нижегородская отчина).
  3. Гремячая поляна: роман. — Москва : Сов. Россия, 1980. — 412 с.
  4. Гремячая поляна: роман. — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. — 464 с.
  5. Девки: роман ⁄ послесл. И.  К. Кузмечева. — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1982. — 464 с. — (Волжские просторы).
  6. Девки: роман. — Москва : Сов. Россия,1971. — 512 с.
  7. Девки: роман ⁄ вступ. ст. Ю. Волчека. — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1969. — 447 с.
  8. Зона : повести и рассказы. — Нижний Новгород : , 1993. — 174 с.
  9. Князь Святослав : роман. — Москва : Гепта-Трейд, 1996. — 447 с.
  10. Кулибин : роман. — Горький : Волго-Вят. кн .изд-во, 1985. — 192 с.
  11. Кулибин : роман. — Москва : Сов. Россия, 1972. — 94 с.
  12. Нижегородский откос : роман. — Москва : Сов. Россия, 1982. — 302 с.
  13. Нижегородский откос : роман. — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1972. — 350 с.
  14. Путь Савла: Повесть и другие произведения ⁄ сост. В. А. Шамшурин. — Нижний Новгород : Дятловы горы, 2007. — 320 с.
  15. Семён Пахарев : роман. — Москва : Современник, 1981. — 416 с.
  16. Спелые колосья. — Нижний Новгород : Книги, 2001. — 480 с.
  17. Юность : роман. — Москва : Сов. Россия, 1981. — 448 с.

События биографии

  1. 1918-1925 – Надя поступила во 2-ю балетную школу, где преподавали знаменитые педагоги Г. Легат, Я. Ваганова и А. Мохова. Изучала основы и особенности танца, нюансы мастерства знаменитых танцоров. Невысокая, худенькая и гибкая, она часами оттачивала движения в хореографическом классе. Во время обучения могла лучше всех выразить в жестах смысл танца, и уже на первом выпускном экзамене ее осчастливили приглашением на работу в Большой театр.
  2. 1925 – Присоединилась к труппе Большого театра, став самой молодой артисткой. Для выступлений взяла псевдоним, под которым и была известна широкой публике. Молодость и скромный опыт не помешали ей быстро стать исполнительницей сольных партий и ведущих номеров в таких балетах, как «Дон Кихот», «Раймонда», «Конек-Горбунок», «Баядерка», «Красный мак» и даже в «Лебедином озере».
  3. 1927 – Позировала художнику В.В. Лебедеву, написавшему ее портрет, проданный через год Государственному Русскому музею в Ленинграде. Став его женой, была моделью и других произведений этого портретиста, натюрмориста и классика ленинградской графики. Например, в серии «Танцовщица».
  4. 1931 – Статная, с изящными чертами лица и большими глазами, длинной косой, уложенной на голове венком, она была внешне красивой. В то же время не только хореографически хорошо подготовленной, но и достаточно смелой. Поэтому параллельно с работой в престижном театре иногда выступала на эстраде с целью знакомства с этим видом деятельности.
  5. 1934 – Стала ставить танцевальные номера на эстраде.
  6. 1941 – С началом войны руководила ансамблем Сибирского ВО и Карельского фронта в качестве балетмейстера. Ставила танцы и разъезжала с фронтовыми бригадами в части Советской Армии. Особенно пользовалась успехом ее композиция под названием «Фрицы».
  7. 1943 – Получила работу балетмейстера на Московской эстраде. Энергично взявшись за дело, поменяла репертуар и обновила коллектив.
  8. 1945 – Пригласили руководить постановкой танцев в Русском народном хоре при филармонии г. Калинина. С нескрываемым интересом откликнулась на это предложение, поскольку нужно было работать не с балетным коллективом, а танцевальным. Сразу стала изучать фольклор народного танца, его особенности в северных областях России.
  9. 1947 – Параллельно с работой в Калинине 2 года не покидала «Мосэстраду», где ее перевели на должность худрука балетного отделения
  10. 1948 – На фестивале сельских самодеятельных артистов впервые показала танец «Березка». Идею для него она подсмотрела на старинной литографии, где девушки водили хоровод, держа в руках зеленые веточки березы. Свежесть и необычность исполнения впечатлила влиятельных гостей и хореографа попросили повторить этот номер, но уже силами профессиональных артистов на сцене «Эрмитаж». Участников женщина подбирала в танцевальных коллективах и учебных заведениях.
  11. Июнь 1948 – Хореографическая новинка была исполнена на профессиональной сцене, покорив зрителей «плывущим шагом», создающим впечатление движущейся по кругу сцены. Этот день и стал рождением нового коллектива, в котором руководитель Надеждина сама придумала танцы «Лебедушка», «Прялица», «Кадриль», «Северное сияние», «Весенний хоровод» и другие.
  12. 1951 – Издана книга Надеждиной «Русские танцы: описание танцев из репертуара ансамбля «Березка».
  13. 1959 – Пригласила в коллектив мужчин-танцоров, а чуть позже дополнила их оркестром народных инструментов.
  14. 1960 – Участвовала в написании сценария комедийной мелодрамы «Девичья весна», написанного совместно со сценаристами И. Прутом и М. Долгополовым.
  15. 11 октября 1979 – Скончалась. Похоронена рядом с матерью в столице РФ, на Новодевичьем кладбище. Могилу можно узнать по выполненному скульптором А. Шапиро по проекту архитектора А. Гераскина памятнику.
  16. 2018 – На телеэкраны вышел мелодраматический сериал «Березка», посвященный знаменитому ансамблю Надежды Сергеевны. Прототипом одной из героинь – художественного руководителя Надежды Светловой – стала Надеждина. Несмотря на 2 «Золотых орла», полученных в категориях «Лучший сериал» и «Лучшая женская роль», картину многие критиковали за слишком большую долю художественного вымысла и малое сходство с реальным ансамблем и его создательницей.
  17. 2020 – Созданному Надеждиной хореографическому ансамблю присвоили ее имя.

Вывод

Народная артистка СССР Надежда Надеждина была советской танцовщицей, артисткой балета, хореографом. Наибольшую известность и мировое признание она получила как основательница и художественный руководитель хореографического ансамбля «Березка», которому посвятила большую часть сознательной жизни, гастролируя с ним по всему миру. В 80 странах аплодировали уникальному творческому коллективу с особенной хореографией и семейной атмосферой.

Надежда Надеждина и ансамбль «Березка»

Награждена:

  • Орденом Ленина.
  • Государственной премией.
  • Званиями Героя Социалистического Труда и Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
  • Золотой медалью Мира им. Ф. Жолио-Кюри.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: